1. Российское законодательство о договоре финансовой аренды (лизинга)
1.1 Понятие договора финансовой аренды и его разновидность
Несмотря на то, что сам институт лизинга является достаточно новой отраслью в отечественной правовой системе, исследователи указывают на то, что корни финансовая аренда берет из древнейших источников права. Несмотря на расхождение в характеристиках первоначальных форм лизинга, ученые практически единогласны во мнении об арендных первоистоках этого института. Данная позиция определила место договора финансовой аренды (лизинга) в системе договоров, закрепленных гражданского законодательства России.
По словам Т. Кларка , первые упоминания о договорах лизинга датировались еще в 1800 годах до нашей эры - примерная дата принятия законов Хаммурапи. В то же время заметно, что еще до нормативного закрепления данных прошел долгий период и очевидно успешной практики применения соответствующих экономических отношений. Условия лизинга учитывают древние законы Римской Империи, Венеции, Уэльса.
Что касаемо о месте рождения лизинга в современном понимании этого явления мнения ученых расходятся. Одни считают родоначальником лизинга законодательство США, другие – законодательство Великобритании. В конечном итоге большинство исследователей истории развития лизинга отмечают, что началом к широкому применению лизинга в США послужило развитие железнодорожного транспорта: чтобы минимизировать свои расходы, железнодорожные компании старались приобретать локомотивные составы, вагоны и иные транспортные средства не в собственность (по договорам купли-продажи), а лишь в пользование. В этих целях на первоначальном этапе в США использовалась конструкция траста, когда соответствующие транспортные средства приобретались трастовыми фирмами с последующей передачей их в пользование железнодорожным компаниям. Затем активная заинтересованность компаний - производителей транспортных средств в реализации произведенной ими продукции и финансовых компаний - в выгодном вложении капитала привела к изменению системы инвестирования: финансовые компании начали приобретать транспортные средства и другое оборудование, необходимое транспортным компаниям, у определенного производителя по просьбе эксплуатирующих организаций с передачей их последним в аренду. В начале 50-х годов двадцатого столетия в США на основах лизинга стали в массовом порядке сдаваться эксплуатирующим организациям технологическое оборудование, машины, морские суда, самолеты, тяжелую технику и прочее. Приблизительно в этот временной промежуток зафиксировалось появление первых лизинговых компаний. В лизинговых операциях стали принимать непосредственное участие коммерческие банки США, которые получили от Федеральной резервной системы США разрешение создавать дочерние фирмы для осуществления лизинговых операций .
В то же время есть мнения, которые ставят под сомнение первоначальное появление моделей лизинга в Америке и больше первые упоминания лизинга из английский корней. Угольникова Е.В. и Головченко А.И считали, что лизинг появился в половине XIX века , затем эмигрировала в Северную Америку и вернулась в Европу только во второй половине XIX века, затем перекочевал в Северную Америку и лишь потом, уже во второй половине девятнадцатого века, оказался опять в Европе. Операции, подобные современному лизингу, использовались в Англии в средние века, но их предметами часто были лошади и сельскохозяйственное оборудование. Одним из первых законов об аренде здесь является Закон Уэллса, датируется он 1284 годом. Лизинг часто использовался, чтобы скрыть истинное положение дел - кто является собственником, а кто является владельцем. Все это являлось способом ввести кредиторов в заблуждение. В связи с этим стали появляться самостоятельные виды сделок, как «фиктивный лизинг», но в 1571 году был издан закон о их запрете. основание выделить «фиктивный» лизинг как самостоятельный вид. В 1571 году был принят закон, запрещающий такие сделки.
Во многих случаях институты древнего права отождествляются с современным институтом лизинга. В.Д. Газман утверждал по этому поводу следущее: «Экономисты, о чем свидетельствуют их научные труды, видят лизинг во всех исторических документах, где речь идет об имущественном найме (аренде) и более того, называют лизингом любой комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещи на ином праве, нежели право собственности».
По мнению К.Ю. Мезенцева, за последние несколько десятилетий договоры лизинга сильно изменились и продолжают развиваться. Поэтому перенести современную концепцию лизинга в законодательство древних веков сложно, но ее индивидуальные особенности, несомненно, сохраняются. .
Таким образом, уже древнее законодательства знало институты отдалено имеющие сходство с современными лизинговыми схемами. Однако, окончательному выделению лизинга в самостоятельный институт способствовало активное использование соответствующих конструкций в XIX-XX вв.
В США, как и в Великобритании, лизинг развивался в первую очередь в области железнодорожного транспорта. Автором американского лизинга считается Генри Шонфельд, организовавший в 1952 г. компанию для одной конкретной сделки. Очень быстро он убедился в преимуществах лизинговых операций. Г. Шонфельд стал организатором известнейшей американской лизинговой компании United States Leasing Corp (в настоящее время - United States Leasing International). Вскоре появилось большое количество последователей Шонфельда, которые также открыли для себя преимущество получения дохода от владения, использования, а не от собственности. В конце 1950-х годов лизинговые компании расширили сферу своего влияния на зарубежные рынки. В 1959 г. United States Leasing Corp. учредила филиал в Канаде и стала подумывать об учреждении филиала в Великобритании.
После Второй мировой войны аренда и продажа в Великобритании продолжали развиваться (хотя чаще это были товары народного потребления). В 1959 году управляющий директор Mercantile Credit Company посетил Соединенные Штаты. Здесь он встретился с представителями американской лизинговой корпорации, и эту встречу можно считать поворотной в истории развития лизинга. Начались переговоры о возможных совместных действиях. Таким образом были объединены две независимые линии, которые развивались во многом одинаково, но также имели существенные различия.
8 июня 1960 г. была создана Торговая лизинговая компания (Mercantile Leasing Company), в которой 80% акций принадлежали Mercantile Credit Company и 20% US Leasing Corp., для использования лизинга в Великобритании. Несомненный и очень быстрый успех компании привлек внимание других британских финансовых компаний. В первой половине 60-х большинство из них занималось лизинговыми операциями. Постепенно подключились банки. Лизинг не должен был заменить аренду и продажу. Основное их различие заключалось в предмете договора (как правило, товары народного потребления в аренду-продажа и оборудование в лизинг, хотя могут быть и другие ситуации), а также в отсутствии варианта покупки в английском лизинге.
Во Франции первая лизинговая компания появилась в 1957 г., она была создана по инициативе Banque de I'lndochine и назвалась SEPAFITEC (Saciete d'Etude et de Participation Financiere et Technique). Компания занималась лизингом промышленного оборудования, первое соглашение было подписано 22 февраля 1961 г. В 1965 г. во Франции действовало уже 28 лизинговых компаний.
Арендные операции в нашей стране проводились еще до начала либеральных реформ. Внешнеэкономическое объединение «Совфрахт» занималось фрахтованием морских судов. Значительная часть грузов перевезена на зафрахтованных судах по договорам с советскими внешнеторговыми объединениями. Из практики "Совфрахта" наиболее близки к лизинговым были соглашения, по которым лизинговая компания или банк заказывали на судостроительной верфи постройку судна, а после достройки судна оно сдавалось в долгосрочную аренду на условиях лизинга .
Такие сделки были редкостью и относились к сделкам международного лизинга. До 1988 года лизинг в России только зарождался. До этого не было экономической, организационной или правовой основы для таких операций. Большая часть операций на внутреннем рынке связана с оперативным лизингом. По всей стране создано около 270 компаний проката. Предметом этих операций в основном были различная техника, недорогая техника, дорожно-строительная техника.
Инициатором создания такого рода предприятий был Госснаб СССР, с 1970 г. начавший активно внедрять на предприятиях такого рода операции.
В конце 80-х годов появились первые частные лизинговые компании "Арендмаш" при участии в/о "Внешторгимпорт", "Мособлжилстрой" и одной из финских фирм, "Совфинтранс" при участии ВТО "Нефтехимэкспорт", МПС, фирмы "Хака" из Финляндии и фирмы Транско" из США и т.п. Эти предприятия специализировались в основном на оперативном лизинге.
Операции лизинга нашли свое применение и в коммерческих банках. По отдельным статистическим данным на 1 ноября 1989 г. объем лизинговых операций, проводимых коммерческими банками, составлял 100% от объема купленного имущества для сдачи в аренду. Но уже к 1 января 1990 г., несмотря на абсолютный рост, удельный вес коммерческих банков в совокупном имуществе для сдачи в аренду упал до 51,2% и поднялся на 62,5% на 1 марта 1991 г. Некоторые банки, сталкиваясь с трудностями применения лизинга на российском рынке, отказываются от применения таковых. Однако часть российских банков пошла по пути создания специализированных лизинговых компаний.
Самостоятельное существование института лизинга является следствием усложнения экономических отношений и углубления специализации деятельности по производству товаров и услуг. В связи с этим следует согласиться с тем, что в основе лизинга лежит идея разделения собственности на отдельные полномочия.
Первоначально лизинг был полностью поглощен другими юридическими институтами (арендой или трастом). Однако исследователи находят как в экономических отношениях, так и в нормативных актах элементы, указывающие на растущую относительную независимость лизинга. Впоследствии это привело к выделению лизинга в самостоятельный вид договора, однако экономическая и правовая сущность лизинга до сих пор вызывает споры в научных кругах. Как отмечает Н.Г. Соломина , в настоящее время сложилась ситуация, когда понятие «лизинг» как в российском законодательстве, так и в научной литературе используется как многоаспектное понятие, имеющее абсолютно различные значения. Этим понятием часто обозначают либо один из видов предпринимательской деятельности, либо особую форму инвестирования или кредитования, либо же совокупность всех отношений, связанных с лизинговыми операциями, в том числе отношения, складывающиеся при выдаче ссуды лизингодателю и последнему обеспеченному ссудными обязательствами, либо же сделка, совершенная непосредственно между арендодателем и арендатором, а так же комплекс операций, совершаемых арендодателем по приобретению арендуемого имущества. В юридической литературе признается, что такое многогранное использование одного и того же понятия является следствием отношения к лизингу как к экономической и правовой категории. В.В. Витрянский считает, что «было бы предпочтительнее (по крайней мере, в юридической литературе) использовать разные термины по отношению к разным сторонам явления, которое отныне обозначается единым понятием « лизинг». Например, понятие «лизинговая деятельность» больше всего подходит для определения любого вида предпринимательской деятельности, а особую форму инвестирования можно назвать «лизинговыми инвестициями». Комплекс всех отношений, складывающихся в сфере лизинговой деятельности, предпочтительно называть «лизинговыми операциями». .
В середине 70-х годов, американская экономика оказалась перед необходимостью широкого обновления основного капитала. На то было несколько причин, но среди основных авторы отмечают физический износ значительной части средств производства, ускоренное моральное устаревание, что, в свою очередь, было вызвано ростом цен из-за энергетического кризиса 1973-1974 годов, следствие чего стало невыгодное использование энергоемкого оборудования и обесценило появление новых поколений оборудования и т. д. Все это привело к тому, что структура основного капитала США, сложившаяся в середине 1970-х годов, перестала соответствовать новым условиям экономического развития (это произошло позже в Европе) . Для более успешного восстановления экономики необходимо было в достаточно короткие сроки модернизировать оборудование. Для решения этой проблемы использовался лизинг.
Английские термины "leasing", а также "lessor" и "lessee" (стороны договора лизинга) не имеют адекватного перевода в русском языке. Для более точного понимания значение этих терминов часто используется в различных переводах. В некоторых случаях leasing переводят как "аренда", однако, надо отметить, что хотя в основе договора лизинга лежат отношения сторон по передаче имущества во временное пользование, этим не ограничивается характеристика договора.
Аналогично рассуждают авторы практически всех словарей при переводе этого термина на русский язык. Англо-русский экономический словарь дает перевод «долгосрочная аренда». В немецко-русском юридическом словаре против термина Leasingvertrag читаем: разновидность договора жилого найма, при котором ответственность за повреждение и ремонт жилого помещения лежит на нанимателе .
И только во французско-русском юридическом словаре сделана попытка немного раскрыть содержание понятия кредитной гарантии credit-bail (французского аналога лизинга): сдача в аренду специально закупленного лизингодателем оборудования лизингополучателю .
Разных точек зрения и разных переводов довольно много. Как указывает в своей работе Е.В. Кабатова: "Мы все же склоняемся к мысли о нецелесообразности перевода. Поскольку используется иностранный юридический институт, кажется, что его следует принять под своим собственным названием . К такому же мнению склоняется и другой исследователь права зарубежного лизинга, Е.В. Арсентьева. Она пишет, «сравнительно изолированное развитие законодательства о лизинге в различных странах в течении длительного времени привело к тому, что термин «лизинг» (или «финансовая аренда») используется во многих государствах для обозначения неодинаковых правовых отношений. Вместе с тем речь следует вести о национальных конструкциях (разновидностях) лизинга, имеющих свои особенности, но, тем не менее, отличных от иных правоотношений, не являющихся лизинговыми» .
Таким образом, в первой половине 1990-х годов, после начала рыночных реформ, многие финансовые инструменты, ранее отсутствовавшие в российской экономике, стали использоваться банками, кредитными организациями и только бизнесом. Лизинг - один из таких инструментов, широко используемых на Западе, и важный источник новых инвестиций. Таким образом, использование нового термина «лизинг» было связано с желанием выделить новый вид лизинга - финансовый, который ранее в России не применялся.
В одном из документов Европейской федерации национальных ассоциаций по лизингу оборудования содержится следующее определение лизинга: «Лизинг — это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности» .
Таким образом, термин «лизинг» в мировой практике используется, как правило, для обозначения различного рода сделок, основанных на аренде товаров длительного пользования. В ряде зарубежных стран наряду с термином «лизинг» (а иногда и вместо него) используются и другие термины: «кредит-аренда», «финансовая аренда», «операции по финансовой аренде» и т. п. Несмотря на имеющиеся различия в терминологии, по существу, речь идет об одном и том же явлении.
В российском праве, наряду с термином «лизинг», официально используется термин «финансовая аренда». При этом Гражданский кодекс РФ, отождествляя между понятиями «финансовая аренда» и «лизинг», все же понимает финансовую аренду (лизинг) также как Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге) понимает финансовый лизинг. Так, ГК РФ под финансовой арендой (лизингом) понимает договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст.665).
В свою очередь Закон о лизинге, давая определение финансового лизинга, определяет его следующим образом: «Финансовый лизинг — это вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование (п.З ст.7). Как видно, содержание указанных норм совпадает, однако, в первом случае речь идет о финансовой аренде (лизинге), а в другом о финансовом лизинге, как отдельном виде лизинга.
По мнению же Т.А. Конновой, в существующей редакции определение лизинговой сделки противоречит и теории российского гражданского права. Так, из абз. 3 ст. 2 Федерального закона "О лизинге" следует, что лизинговая сделка - это совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом объекта лизинга. Известно, что договор - это двусторонняя или многосторонняя сделка. Несколько (в определении речь идет о "совокупности") сделок (договоров), по российскому праву, никак не могут соединиться в одну, пусть даже, многостороннюю сделку. Исходя из пунктуации третьего абзаца ст. 2 Федерального закона "О лизинге" трехсторонней следует считать не "лизинговую сделку", а договор лизинга. Использование же самого термина "лизинговая сделка" бесспорно допустимо, но понимать под ним следует договор лизинга.
По мнению исследователей, данная терминологическая несогласованность связана с изначально неверным толкованием категорий «лизинг» и «аренда». Смысл его заключается в том, что в отечественной практике эти два термина в определенном смысле различаются, то есть в разных нормативных документах введены понятия «аренда», «лизинг», «финансовый лизинг» и так далее.
Согласно российскому законодательству, конкретная операция классифицируется как финансовая аренда, когда арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у указанного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и использование в коммерческих целях.
Согласно ГК РФ риски от потери и порчи имущества переходят к арендатору по договору финансовой аренды, однако сам факт передачи риска не является определяющим при отнесении конкретной сделки к договору финансовой аренды, как это определено в ряде зарубежных стран.
Финансовая аренда, как она определена в российском законодательстве, представляет собой частный случай финансовой аренды, например, в Соединенных Штатах. По своему характеру российский вариант можно сравнить с одним из видов финансовой аренды в США - прямой финансовой арендой.
Таким образом, действующее российское законодательство неточно отражает название и содержание иностранного инмтитута. В то же время, как уже отмечалось, практически полное отсутствие истории использования лизинга приводит к тому, что бизнес-практика не может заполнить существующие недостатки. Однако главное внимание следует уделить разработке общей характеристики отечественной формы лизинга, поскольку содержание института, несомненно, в большей степени будет определять его эффективность, чем название.
Исследуя существенные черты договора лизинга, авторы определяют его место в системе сходных понятий и определяют основные функции. Представляется, что именно при подобном комплексном подходе возможно выявление его правовой сущности.
К. Ю. Мезенцев отмечает, что понятие лизинга следует рассматривать не только как заключение отдельного договора лизинга в современном понимании этого термина, но и как совокупность имущественных отношений, возникающих между всеми участниками лизинговых отношений. По сути, эта концепция должна соответствовать регулированию всего комплекса возникающих отношений собственности, частью которых является лизинг. Но так как речь идет не только о передаче имущества на основе лизинга, но и о приобретении его в собственность и во временное пользование, то для ее реализация требует заключения различных типов договоров. Поэтому понятие «лизинг» намного шире, чем понятие «договор лизинга». По мнению автора, сущность лизинга выражается во взаимоотношениях, устанавливаемых между поставщиком имущества, лизинговой компанией (арендодателем) и лизингополучателем (арендатором). Попытки определить сущность лизинга с точки зрения лишь одного из участников лизинговой операции приводят к замене понятия сущности лизинга, являющейся лишь конкретной формой его проявления. Договор лизинга необходимо рассматривать как часть понятия лизинг, его юридическую основу в соответствии с которой заключается обязательный договор купли-продажи передаваемого в лизинг имущества и сопутствующие договоры
Таким образом, признается, что договор лизинга охватывает лишь имущественные отношения между сторонами договора, однако остальная часть отношений регламентируется иными отраслями права. В этой связи лизинг в юридическом смысле слова представляет собой систему правоотношений, часть которых опосредуется договором лизинга. В регламентации иных отношений в сфере лизинга участвуют нормы других отраслей права (финансового, налогового, административного).
Также широко распространено мнение о лизинге как о двусторонней операции. Следовательно, А.А. Иванов утверждает, что договор аренды следует интерпретировать «как двустороннюю (а не многостороннюю) сделку, неразрывно связанную с договором купли-продажи арендуемого имущества» .
E.A. Павлодский подчеркивает, что «участники лизинговых отношений связаны между собой не одним, а двумя отдельными договорами» .
Учитывая сложную структуру лизинговой операции, можно выделить один из элементов лизинговой операции - обязательство передать имущество во временное пользование на основании независимого договора с определенной регистрационной процедурой; такие особые условия должны включать в себя необходимость выбора поставщика и указание цели покупки имущества и предоставления лизингополучателю прав по отношению к поставщику
Как утверждает С.Б. Королев «Лизинговый договор является разновидностью арендного договора, а не самостоятельным договором или договором особого рода. Неразрывная связь договора лизинга с куплей-продажей не влечет возникновение трехсторонней лизинговой сделки» .
Таким образом, теоретический спор об определении количества субъектов, участвующих в договоре лизинга, продолжается и сегодня. Исследователи, в целом, предлагают три концепции в этом направлении: двухсторонний договор, трехсторонний договор и договор в пользу третьего лица.
В зависимости от условий, предусмотренных участниками лизинговых отношений, говорят о различных видах лизинга. В Российской Федерации в основном получили закрепление три вида лизинга. К таковым относится финансовый, оперативный и возвратный лизинг.
Финансовая лизинг - это вид лизинга, при котором лизингодатель соглашается приобрести право собственности на указанное лизингополучателем имущество у конкретного продавца и передать это право собственности лизингополучателю в качестве лизингового предмета за определенную арендную плату, на определенный период и на определенных условиях во владение и во временное пользование
В этом случае период, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соответствует периоду полной амортизации предмета лизинга или превышает его. Объект аренды становится собственностью лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии, что арендатор оплачивает полную сумму договора аренды, если договором аренды не предусмотрено иное.