ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНУТРИТЕСТОВОЙ БЕСЕДЫ
В АЛГОРИТМЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Внутритестовая беседа, ее общая характеристика и особенности
В научной литературе , начиная с 30-х годов ХХ столетия, специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа чаще всего разделяют на три этапа:
? начальный;
? основной;
? заключительный.
На данный момент времени существует 10 этапов специального психофизиологического исследования с применением полиграфа, но первоначальная последовательность проверки на полиграфе не утрачивает свою актуальность.
Главным элементом начального этапа специального психофизиологического исследования с применением полиграфа является предтестовая беседа. Целевое обследование основного этапа состоит из фиксации фоновых показателей, предъявлении тестовых вопросов и регистрации психофизиологических реакций, возникающих у обследуемого в ответ на эти вопросы. Этот этап включает также внутритестовую беседу. Одним из важных элементов заключительного этапа является послетестовая беседа.
Вопрос о месте внутритестовой беседы в полиграфическом обследовании в настоящее время достаточно широко обсуждается в специальной литературе. Так, например, В. Князев и Г. Варламов рассматривают внутритестовую беседу как элемент основного этапа, который требует специального анализа, такого же мнения придерживается Т. Морозова .
Напротив, В. Сальджюнас и А. Коваленка считают необходимость внутритестовой беседы недостаточно обоснованной.
С.Н. Зерин подчеркивает особую значимость предтествовой беседы и рассматривает следующие ее задачи:
1) проверка и уточнение информации касаемо факторов риска, которая в последующем будет использована при составлении тестов;
2) проработка контрольной темы;
3) обсуждение подробностей жизни проверяемого, которые могут быть использованы для составления тестов в проведении опроса;
4) предварительная психологическая стимуляция обследуемого для активации реакций при тестировании.
С целью развития и поддержания во время процедуры чувства доверия у обследуемого необходимо поинтересоваться его влечениями и интересами.
Организация и проведение предтестовой беседы, то есть беседа, проводимая непосредственно перед опросом, является ключевой в выявлении у сотрудников социально значимой по показаниям службы информации .
Правильность проведения предтестовой беседы во многом определяет эффективность всей последующей работы. Оптимальное время проведения – от 30 минут до 1 часа .
По мнению В.А. Варламова, предтестовая беседа имеет обязательные пункты, которые необходимо соблюдать . К ним относятся: подтверждение добровольного согласия, краткое объяснение человеку, подлежащему опросу, его прав и обязанностей, краткое изложение сути предстоящей процедуры, установление психологического контакта, краткое обсуждение биографии и факторов риска. Кроме того, выясняется наличие противопоказаний к проведению СПФИ, проводится инструктаж.
Беседа в процессе психофизиологического исследования является средством обнаружения фактов на основе ответов собеседника на поставленные перед ним вопросы при непосредственном контакте обследуемого и специалиста-полиграфолога. Условием успеха беседы является доверие собеседника к специалисту, создание благоприятной психологической атмосферы.
Эффективность беседы зависит от многих факторов: как она подготовлена и насколько искусно проведена, обладает ли специалист необходимым опытом и психологической подготовкой. Иногда имеет значение даже личная привлекательность полиграфолога. Установились ли доверительные отношения между участниками диалога, насколько велика откровенность или, наоборот, подозрительность испытуемого, какова эмоциональная и мотивационная значимость предметов, которых касается беседа.
Внутритестовая (или межтестовая) беседа ? это беседа специалиста-полиграфолога с обследуемым между тестами полиграфной проверки. Основная цель этой беседы состоит в том, чтобы убедить обследуемого в целесообразности дачи достоверной информации.
Н. Николаева , В. Князев и Г. Варламов отмечают, что внутритестовая беседа решает ряд очень важных задач, направленных на повышение эффективности полиграфных проверок, а именно:
? активация зон памяти человека, в которых хранится информация о деталях совершенного преступления, проверяемого события;
? снижение уверенности виновного в том, что ему удастся обмануть полиграф;
? подтверждение правильности выбранного направления полиграфной проверки, а в отдельных случаях коррекция существующего плана.
Основой успешного проведения внутритестовой беседы, безусловно, является хорошо проведенная предтестовая беседа.
Наряду с рассмотрением вопроса о содержании и структурировании предтестовой беседы нельзя не отметить важную роль в СПФИ использования психологических методов. Бесспорно, каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, которые нивелируются за счет комплексного их применения. В этой главе рассмотрим такие методы как беседа, непосредственное наблюдение, биографический метод, установление эмоциональных связей — словом, все то, что определяет и характеризует взаимоотношения двух субъектов общения.
Целесообразность внутритестовой беседы отстаивают сторонники методики выявления скрытой информации, которые, в основном, используют косвенные и поисковые тесты , , . Межтестовую беседу не считают составляющей полиграфного обследования сторонники методик контрольных вопросов , , . Объясняется это, прежде всего, существенным отличием в методиках, которые используют представители различных полиграфологических школ. При использовании методик контрольных вопросов специалисту, как правило, нечего обсуждать с обследуемым между тестами. Его вопросы прямые, типа «23 сентября кольцо из сейфа украли Вы?», «Кольцо из сейфа вытащили Вы?», «Кольцо у сотрудницы украли Вы?». Полифографолог уже обсудил, все, что считал нужным, с обследуемым в предтестовой беседе, последний не признался в совершении кражи ранее и не признается в процессе проверки.
При использовании методики выявления скрытой информации тесты составляются по другому принципу. Полиграфолог главную задачу видит в том, чтобы установить, обладает ли обследуемый информацией причастного лица, и какая из версий из версий событий ? следствия или обследуемого ? подтверждается значимыми психофизиологическими реакциями обследуемого. На протяжении всего обследования полиграфолог находится с обледуемым лицом в тесном взаимодействии, активизирует его память, перед определенными тестами просит указать его версию течения события и т.п.
Таким образом, внутритестовая беседа является самостоятельной составляющей основного этапа полиграфного обследования, она проводится по методике выявления скрытой информации.
Для подтверждения этого тезиса Морозова приводит пример, когда успешный учет изменений в состоянии обследуемого в комплексе со своевременно проведенной внутритестовой беседой позволил полиграфологу получить в сжатые сроки достоверные результаты и чистосердечные признания со стороны обследуемых.
Так, в 2003 году проводилось обследование в отношении группы лиц на предмет установления их причастности к совершению убийства. В ходе обследования было выяснено, что обследуемые не владеют информацией причастных лиц, не присутствовали на месте совершения преступления, однако сообщают следствию ложные показания относительно возможного участника этого преступления: они скрыли информацию о том, когда видели его в последний раз, когда общались с ним по телефону и то, где он находится. Одному из обследуемых во время внутритестовой беседы было предложено рассказать все, что он знает. Исследуемый от неожиданности разволновался, запнулся, а потом сказал, что его очень беспокоят эти вопросы, так как они касаются его сына, а он, видимо, совершил что-то непоправимое. Отец признался, что видел сына не две недели назад, а несколько дней назад, что сын принес чужие золотые украшения, часть из которых они сдали в ломбард, а на вырученные деньги купили спиртные напитки. Морозова отмечает, что на момент обследования отец уже несколько дней находился в районном управлении внутренних дел, однако ни один из сотрудников не получил от него информации, которая бы помогла следствию.
Цель другого обследования , заключалась в выявлении лица, причастного к краже 17 000 $ из кабинета руководителя частного предприятия. Было установлено, что один из обследуемых владеет информацией относительно обстоятельств совершения кражи, а также знает, где находятся похищенные деньги. На протяжении всей проверки обследуемый не шел на контакт со специалистом, внутритестовая беседа сводилась исключительно к корректировке его попыток противодействия процедуре полиграфной проверки. По завершению основного блока тестов, после перерыва и сбора дополнительной информации, специалистом-полиграфологом были использованы так называемые тесты на доработку информации. Поисковыми тестами «Что сделал с деньгами человек, их украл?», «Как поступил вор с похищенными деньгами?», «Каким образом распорядился вор с деньгами?» было выяснено, что деньги не потрачены, а спрятаны. Другим блоком поисковых тестов («Где сейчас находятся похищенные деньги?», «Куда нужно поехать, чтобы забрать эти деньги?», «В какой район Киева надо поехать, чтобы забрать эти деньги?», «Какими ключами надо воспользоваться, чтобы открыть помещение, в котором хранятся эти деньги?») было определено, что деньги находятся в гараже; чтобы забрать деньги, надо поехать в Оболонский район г. Киева; для того, чтобы открыть помещение, в котором спрятаны деньги, нужно воспользоваться ключом от гаража. Во время внутритестовой беседы специалист задала вопрос: «Вы знаете, где находится ключ от помещения, в котором скрыты похищенные деньги?», на что обследуемый, судя по внешней реакции, даже неожиданно для себя, ответил «Да». Далее ему было предложено вернуть деньги, на что он, после недолгих колебаний, согласился. Деньги действительно были спрятаны в гараже.
Приведенные примеры показывают, что динамическое отслеживание психического состояния человека, соединенное со своевременным использованием адекватного психологического воздействия в рамках внутритестовой беседы, позволяет получать искренние признания даже от тех обследуемых, которые были предварительно не настроены на такой шаг.
Рассмотрим более внимательно задачи внутритестового обследования.
Активизация зон памяти обеспечивается тем, что перед тестированием по конкретному вопросу, обследуемому в ходе межтестовой беседы предлагается просто ответить на него. Выглядит это следующим образом: «Скажите пожалуйста, употребляли Вы когда-нибудь наркотики?». Специалист не торопит обследуемого с ответом, дает ему возможность высказаться. При необходимости задаются уточняющие вопросы, например, «Возможно, пробовали что-то курить, глотать в юности, во время службы в армии, учебы в институте? Знаете, я уже много работаю и знаю, что у многих людей были эпизоды употребления так называемых легких наркотиков ? конопли, таблеток». В этом случае не только активизируются зоны памяти, но и создается атмосфера, способствующая признанию: обследуемому, который употреблял наркотики, дают понять, что он не единственный, таких, как он, много. Уточняющие вопросы такого типа необходимы для того, чтобы обследуемый четко понял, что у него спрашивают, поскольку, например, существует целый пласт молодежной культуры, в котором курение конопли не рассматривается в качестве употребления наркотика.
Память всегда эмоционально окрашена , что следует учитывать при предварительной активизации зон памяти. В Т. Морозова приводит такой пример : при расследовании ДТП, в результате которого погиб мальчик-пешеход, обследуемому был задан вопрос о том, знает ли он, что сделал водитель после совершения наезда. Исследуемый указал, что не знает и добавил ? «а откуда мне знать, я не был на месте того ДТП». Однако во время проведения тестирования он вместо «не знаю» отвечал «нет» на незначимые варианты ответа (водитель развернулся, водитель остановился, водитель снизил скорость) и «да» на значимый вариант ответ (водитель прибавил скорость).
Уменьшение уверенности обследуемого в том, что он сможет противодействовать полиграфному опросу и ввести в заблуждение полиграфолога, достигается комплексом действий специалиста, направленных на недопущение попыток обследуемого искажать результаты проверки. В процессе предтестовой беседы обследуемому четко и доступно объясняется, что он не должен делать во время обследования. Если обследуемый пытается нарушить инструкцию, например, замаскировать проявление значимой реакции под смех, кашель, несанкционированные движения и т.п., то специалист-полиграфолог должен во время внутритестовой беседы предупредить его о недопустимости такого поведения.