Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические условия повышения эффективности проведения внутритестовой беседы с различными категориями обследуемых лиц в московском университете МВД России имени В.Я.Кикотя

rock_legenda 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2022
Целью исследования является определение условий повышения эффективности проведения внутритестовой беседы с различными категориями обследуемых лиц в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. Объектом исследования является процедура внутритестовой беседы при проведении полиграфной проверки. Предметом исследования – психологические условия повышения эффективности проведения внутритестовой беседы с кандидатами на службу и сотрудниками, перемещаемыми по службе на другие должности в системе МВД России. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: 1. Провести анализ литературы по изучению особенностей проведения внутритестовой беседы в алгоритме психофизиологического исследования. 2. Изучить особенности проведения полиграфных исследований с кандидатами на службу и сотрудниками, перемещаемыми по службе на другие должности в системе МВД. 3. Выявить психологические условия, позволяющие повысить эффективность проведения внутритестовой беседы с кандидатами на службу в органы внутренних дел и с сотрудниками, перемещаемыми по службе на другие должности в системе МВД. 4. Разработать рекомендации по оптимизации проведения внутритестовой беседы в процессе ПФИ с учетом работы с различными категориями обследуемых. Гипотеза исследования – проговаривание обследуемым в начале каждого предъявления скрининга проверочных вопросов по изучаемым факторам риска активизирует у них процессы памяти и мышления, что способствует усилению реакций, а также предупреждает возникновение «сглаженных» реакций в завершении психофизиологического исследования с применением полиграфа. Теоретико-методологические предпосылки исследования: для решения данных задач использовались теоретические подходы и экспериментальные исследования возможностей и ограничений использования полиграфа в работах С.И. Оглоблина, А.Ю. Молчанова, А.Н. Обухова, И.П. Обуховой, В.А. Варламова, Г.В. Варламова, Н.М. Власовой, И.С. Зубриловой, Ч.Э. Спирмена, Л.Л. Терстоуна, Д.П. Гилфорда, С.Л. Берта, Г. Гарднера, Р. Стернберга, Г.Ю. Айзенка, В. Кёлера, К. Дункера, У.Р. Чарсворза, Ж.В. Пиаже, Б.Г. Ананьева и др. Практическая значимость работы заключатся в том, что построение внутритестовой беседы с учетом особенностей различных категорий обследуемых лиц позволит оптимизировать процесс отбора кандидатов на службу и перемещение сотрудников по службе на другие должности в органах внутренних дел. Научная новизна исследования состоит в том, что использование метода проговаривания обследуемым в начале каждого предъявления скрининга проверочных вопросов по изучаемым факторам риска, предупреждает возникновение «сглаженных» реакций в завершении психофизиологического исследования с применением полиграфа. Теоретическая значимость: основывается на получении более обширных представлений об особенностях применения метода проговаривания обследуемым в начале каждого предъявления скрининга проверочных вопросов по изучаемым факторам риска. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в процессе исследования результаты позволят в комплексе рассмотреть проблему влияния предтестовой беседы на результаты психофизиологического исследования. Полученные эмпирические результаты позволят в комплексе рассмотреть актуальность выбора методик и тактики при проведении скрининга. Результаты исследования могут быть использованы специалистами-полиграфологами для оптимизации процесса психофизиологического исследования, влияющих на результаты ПФИ, что в свою очередь позволит повысить качество проводимых исследований. Материалы и методы исследования: исследование проводилось на базе Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя; было обследовано 10 сотрудников перемещаемых по службе на другие должности в системе МВД России. К теоретическим методам относится анализ состояния исследуемой проблемы, осмысление и обобщение литературы по проблеме исследования. Эмпирические (практические) методы исследования включали констатирующий эксперимент, проведенный на основе скринингового отбора на службу в ОВД и перемещению сотрудников на иные должности. Структура работы. Основными структурными элементами работы являются введение, две главы (теоретическая часть и практическая), выводы по первой и второй главе, заключение, список литературных источников, а также приложения.
Введение

Служба в органах внутренних дел относится к разряду экстремальных, она осуществляется в режиме высокого нервно-психического напряжения, поскольку при выполнении служебных обязанностей сотрудники регулярно сталкиваются с ситуациями, опасными для их жизни и здоровья. Это указывает на важность отбора и сопровождения сотрудников ОВД, что закреплено в приказах МВД (Приказ МВД России от 1 октября 2014 г. № 840дсп «О реализации в органах внутренних дел Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. №1259»; Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. №660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации», Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. №777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» и т.д.) Актуальность темы исследования. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1259 от 6 декабря 2012г., приказа МВД России от 01.10.2014г. № 840 при проведении профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел проводится обязательное специальное психофизиологическое исследование с использованием полиграфа . Метод инструментальной детекции лжи», проводимый с целью определения достоверности «сообщаемой информации, является также обязательным методом, включенным в систему оценки профессионального соответствия при перемещении сотрудников по службе на другие должности в системе МВД России . Выбор стратегии и тактики ПФИ с учетом различных категорий обследуемых позволит провести качественную скрининговую проверку, получить дополнительную или негативную скрываемую информацию, предупредить нарушения законности и исполнительской дисциплины в дальнейшей службе. На эффективность проведения психофизиологического обследования оказывают влияние различные факторы: методически грамотный алгоритм проведения исследования с учетом индивидуально-психологических особенностей обследуемого, успешность установления психологического контакта, применение способов и методов психологического воздействия, выбор и сочетание используемых методик, определение круга и конкретная тактика постановки вопросов в процессе предтестовой и внутритестовой беседы. Внутритестовая беседа проводится между предъявлениями тестов и, при правильном построении, способствует повышению эффективности полиграфной проверки. В процессе проведения внутритестовой беседы происходит активация зон памяти, где хранится информация о деталях исследуемых событий; улучшается понимание обследуемым сути задаваемых вопросов; подтверждается правильность выбранного направления исследования, либо происходит его коррекция; обследуемый окончательно убеждается, что ему не удастся «обмануть» полиграф.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНУТРИТЕСТОВОЙ БЕСЕДЫ В АЛГОРИТМЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ …………..6 1.1. Внутритестовая беседа, ее общая характеристика и особенности…...............6 1.2. Учет психических состояний обследуемого в ходе внутритестовой беседы при проведении исследований с применением полиграфа……..........................….16 1.3. Повышение результативности внутритестовой беседы с использованием психологических приемов ……………………………………………………….......19 Выводы по первой главе…………………………………………………..…………27 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРИТЕСТОВОЙ БЕСЕДЫ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБСЛЕДУЕМЫХ ЛИЦ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ……………………………………………………………...29 2.1. Организация психофизиологических исследований с применением полиграфа у кандидатов на службу и сотрудников, перемещаемых по службе на другие должности в системе МВД………………………………………………………….29 2.2. Проведение внутритестовой беседы в ходе психофизиологических исследований с применением полиграфа у сотрудников, перемещаемых по службе на другие должности в системе МВД России……………………………………..36 Выводы по второй главе….………………………………………………………….39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....42 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………..……………………………………….…..45
Список литературы

Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (с изменениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. ? 04.08.2014. ? N 31. ? Ст. 4398. 2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. ? 05.12.2011. – N 49 (ч. 1). – Ст. 7020. 3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. ? 14.08.1995. ? N 33. ? Ст. 3349. 4. Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» // Собрание зако¬нодательства Российской Федерации. ? 10.12.2012. – N 50 (ч. 6) . – Ст. 7075. 5. Приказ МВД России от 18 марта 2010 г. № 201дсп «Об организации проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа в органах внутренних дел Российской Федерации». 6. Приказ МВД РФ 1 октября 2014 г. N 840дсп «О реализации в органах внутренних дел Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 1259». 7. Приказ МВД РФ 2 сентября 2013 г. N 660 «Об утверждении положения об организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации». Научная и учебная литература 8. Алексеев Л. Г. Социальная психология в рамках методики контрольных вопросов // Актуальные проблемы cпециальных психофизиологических исследований и перспективы их использования в борьбе с преступностью и подборе кадров / Материалы VIII международной научно-практической конференции. – Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2006. – С. 19–20. 9. Аудиовизуальная психодиагностика: Практикум для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Авт.-сост. А. И. Ушатиков, О. Г. Ковалев, Н. Н. Борисов. ? М.: Изд. центр «Академия», 2000. ? 112 с. 10. Варламов В. А. Детектор лжи. – 2-е изд. – М.: пресс-Пресс, 2004. – 352 с. 11. Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ. ? 1991. ? Серия 6. ? Вып. 1. ? С. 47?55. 12. Еникеев М. И. Психология следственных действий. Учебно-практическое пособие. ? М.: Проспект, 2012. ? 323 с. 13. Князев В., Варламов Г. Полиграф и его практическое применение. ? М.: Принт-Центр, 2012. – 859 с. 14. Коваленка А., Сальджюнас В. Преимущества теста знания обстоятельств события // Эксперт–криминалист. – 2012. – № 1. – С. 27–31. 15. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. ? М.: Просвещение, 1964. ? 344 с. 16. Морозова Т.Р. Методика проведення міжтестової бесіди при поліграфному обстеженні // Проблеми сучасної психології: Збірник наукових праць Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка, Інституту психологіїім. Г.С. Костюка АПН України / За ред. С.Д.Максименка, Л.А. Онуфрієвої. – Вип. 4. – Кам’янець-Подільський: Аксіома, 2009. – С. 229–238. 17. Нестерова В. В., Ворошилова Т. В. Использование психологических особенностей личности опрашиваемого в целях оптимизации процедуры опросов с использованием полиграфных устройств: пособие. – ВНИИ МВД России, 2010. ?42 с. 18. Николаева И. Н. Использование полиграф при проверках имеющейся информации // Теория и практика применения полиграфа в правоохранительной деятельности: Материалы 3-й научно-практической конференции ГУВД Краснодарского края. – Под ред. А. Г. Сапрунова, С. Л. Николаева. – Сочи, 1999. – С. 191–194. 19. Николаева И. Н. Система дополнительных приемов, повышающей эффективность полиграфных проверок // Теория и практика применения полиграфа в правоохранительной деятельности: Материалы 5-й научно-практической конференции ГУВД Краснодарского края / Под ред. А. Г. Сапрунова, С. Л. Николаева. – Сочи, 2002. – С. 184–190. 20. Николаева И. Н. Лжесвидетельство // Опыт использования полиграфа в профилактике и раскрытии преступлений в ГУВД Краснодарского края (1-я научно-практическая конференция). Краснодар, 1997.– С. 76. 21. Оглоблин С.И., Молчанов А.Ю. Инструментальная детекция лжи: Академический курс. – Ярославль: Нюанс, 2004. – 464 с. 22. Петров А. М., Мягких С. Г., С. Ю. Бессонова С. Ю. Психологичес¬кие возможности выявления скрываемой информации. Учебно-методическое пособие для оперативно-начальствующего состава органов внутренних дел. – Москва, 2009. – 56 с. 23. Психология влияния. Сост. Морозов А. В. ? СПб.: Питер, 2001. ? 512 с. 24. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика: пособие для студентов и учителей. ? Горький: Изд-во Горьковского пед. ин-та, 1975. ?118 с. 25. Федоренко В. Н. Структура процедуры опроса с внедрением Полиграф, ее начальный этап и его основные задачи // Теория и практика применения полиграф в правоохранительной деятельности: Материалы V международной научно-практической конференции ГУВД Краснодарского края. – Сочи, 2002. – С. 258–261. 26. Чуфаровский Ю. В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учеб. пособие. ? М.: Изд-во Проспект, ТК Велби, 2006. ? 208 с. 27. Щекин Г. Визуальная психодиагностика. Познание людей по их внешности и поведению: учебно-методическое пособие 2-изд., испр. ? Киев: МАУП, 2001. ? 616 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНУТРИТЕСТОВОЙ БЕСЕДЫ В АЛГОРИТМЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Внутритестовая беседа, ее общая характеристика и особенности В научной литературе , начиная с 30-х годов ХХ столетия, специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа чаще всего разделяют на три этапа: ? начальный; ? основной; ? заключительный. На данный момент времени существует 10 этапов специального психофизиологического исследования с применением полиграфа, но первоначальная последовательность проверки на полиграфе не утрачивает свою актуальность. Главным элементом начального этапа специального психофизиологического исследования с применением полиграфа является предтестовая беседа. Целевое обследование основного этапа состоит из фиксации фоновых показателей, предъявлении тестовых вопросов и регистрации психофизиологических реакций, возникающих у обследуемого в ответ на эти вопросы. Этот этап включает также внутритестовую беседу. Одним из важных элементов заключительного этапа является послетестовая беседа. Вопрос о месте внутритестовой беседы в полиграфическом обследовании в настоящее время достаточно широко обсуждается в специальной литературе. Так, например, В. Князев и Г. Варламов рассматривают внутритестовую беседу как элемент основного этапа, который требует специального анализа, такого же мнения придерживается Т. Морозова . Напротив, В. Сальджюнас и А. Коваленка считают необходимость внутритестовой беседы недостаточно обоснованной. С.Н. Зерин подчеркивает особую значимость предтествовой беседы и рассматривает следующие ее задачи: 1) проверка и уточнение информации касаемо факторов риска, которая в последующем будет использована при составлении тестов; 2) проработка контрольной темы; 3) обсуждение подробностей жизни проверяемого, которые могут быть использованы для составления тестов в проведении опроса; 4) предварительная психологическая стимуляция обследуемого для активации реакций при тестировании. С целью развития и поддержания во время процедуры чувства доверия у обследуемого необходимо поинтересоваться его влечениями и интересами. Организация и проведение предтестовой беседы, то есть беседа, проводимая непосредственно перед опросом, является ключевой в выявлении у сотрудников социально значимой по показаниям службы информации . Правильность проведения предтестовой беседы во многом определяет эффективность всей последующей работы. Оптимальное время проведения – от 30 минут до 1 часа . По мнению В.А. Варламова, предтестовая беседа имеет обязательные пункты, которые необходимо соблюдать . К ним относятся: подтверждение добровольного согласия, краткое объяснение человеку, подлежащему опросу, его прав и обязанностей, краткое изложение сути предстоящей процедуры, установление психологического контакта, краткое обсуждение биографии и факторов риска. Кроме того, выясняется наличие противопоказаний к проведению СПФИ, проводится инструктаж. Беседа в процессе психофизиологического исследования является средством обнаружения фактов на основе ответов собеседника на поставленные перед ним вопросы при непосредственном контакте обследуемого и специалиста-полиграфолога. Условием успеха беседы является доверие собеседника к специалисту, создание благоприятной психологической атмосферы. Эффективность беседы зависит от многих факторов: как она подготовлена и насколько искусно проведена, обладает ли специалист необходимым опытом и психологической подготовкой. Иногда имеет значение даже личная привлекательность полиграфолога. Установились ли доверительные отношения между участниками диалога, насколько велика откровенность или, наоборот, подозрительность испытуемого, какова эмоциональная и мотивационная значимость предметов, которых касается беседа. Внутритестовая (или межтестовая) беседа ? это беседа специалиста-полиграфолога с обследуемым между тестами полиграфной проверки. Основная цель этой беседы состоит в том, чтобы убедить обследуемого в целесообразности дачи достоверной информации. Н. Николаева , В. Князев и Г. Варламов отмечают, что внутритестовая беседа решает ряд очень важных задач, направленных на повышение эффективности полиграфных проверок, а именно: ? активация зон памяти человека, в которых хранится информация о деталях совершенного преступления, проверяемого события; ? снижение уверенности виновного в том, что ему удастся обмануть полиграф; ? подтверждение правильности выбранного направления полиграфной проверки, а в отдельных случаях коррекция существующего плана. Основой успешного проведения внутритестовой беседы, безусловно, является хорошо проведенная предтестовая беседа. Наряду с рассмотрением вопроса о содержании и структурировании предтестовой беседы нельзя не отметить важную роль в СПФИ использования психологических методов. Бесспорно, каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, которые нивелируются за счет комплексного их применения. В этой главе рассмотрим такие методы как беседа, непосредственное наблюдение, биографический метод, установление эмоциональных связей — словом, все то, что определяет и характеризует взаимоотношения двух субъектов общения. Целесообразность внутритестовой беседы отстаивают сторонники методики выявления скрытой информации, которые, в основном, используют косвенные и поисковые тесты , , . Межтестовую беседу не считают составляющей полиграфного обследования сторонники методик контрольных вопросов , , . Объясняется это, прежде всего, существенным отличием в методиках, которые используют представители различных полиграфологических школ. При использовании методик контрольных вопросов специалисту, как правило, нечего обсуждать с обследуемым между тестами. Его вопросы прямые, типа «23 сентября кольцо из сейфа украли Вы?», «Кольцо из сейфа вытащили Вы?», «Кольцо у сотрудницы украли Вы?». Полифографолог уже обсудил, все, что считал нужным, с обследуемым в предтестовой беседе, последний не признался в совершении кражи ранее и не признается в процессе проверки. При использовании методики выявления скрытой информации тесты составляются по другому принципу. Полиграфолог главную задачу видит в том, чтобы установить, обладает ли обследуемый информацией причастного лица, и какая из версий из версий событий ? следствия или обследуемого ? подтверждается значимыми психофизиологическими реакциями обследуемого. На протяжении всего обследования полиграфолог находится с обледуемым лицом в тесном взаимодействии, активизирует его память, перед определенными тестами просит указать его версию течения события и т.п. Таким образом, внутритестовая беседа является самостоятельной составляющей основного этапа полиграфного обследования, она проводится по методике выявления скрытой информации. Для подтверждения этого тезиса Морозова приводит пример, когда успешный учет изменений в состоянии обследуемого в комплексе со своевременно проведенной внутритестовой беседой позволил полиграфологу получить в сжатые сроки достоверные результаты и чистосердечные признания со стороны обследуемых. Так, в 2003 году проводилось обследование в отношении группы лиц на предмет установления их причастности к совершению убийства. В ходе обследования было выяснено, что обследуемые не владеют информацией причастных лиц, не присутствовали на месте совершения преступления, однако сообщают следствию ложные показания относительно возможного участника этого преступления: они скрыли информацию о том, когда видели его в последний раз, когда общались с ним по телефону и то, где он находится. Одному из обследуемых во время внутритестовой беседы было предложено рассказать все, что он знает. Исследуемый от неожиданности разволновался, запнулся, а потом сказал, что его очень беспокоят эти вопросы, так как они касаются его сына, а он, видимо, совершил что-то непоправимое. Отец признался, что видел сына не две недели назад, а несколько дней назад, что сын принес чужие золотые украшения, часть из которых они сдали в ломбард, а на вырученные деньги купили спиртные напитки. Морозова отмечает, что на момент обследования отец уже несколько дней находился в районном управлении внутренних дел, однако ни один из сотрудников не получил от него информации, которая бы помогла следствию. Цель другого обследования , заключалась в выявлении лица, причастного к краже 17 000 $ из кабинета руководителя частного предприятия. Было установлено, что один из обследуемых владеет информацией относительно обстоятельств совершения кражи, а также знает, где находятся похищенные деньги. На протяжении всей проверки обследуемый не шел на контакт со специалистом, внутритестовая беседа сводилась исключительно к корректировке его попыток противодействия процедуре полиграфной проверки. По завершению основного блока тестов, после перерыва и сбора дополнительной информации, специалистом-полиграфологом были использованы так называемые тесты на доработку информации. Поисковыми тестами «Что сделал с деньгами человек, их украл?», «Как поступил вор с похищенными деньгами?», «Каким образом распорядился вор с деньгами?» было выяснено, что деньги не потрачены, а спрятаны. Другим блоком поисковых тестов («Где сейчас находятся похищенные деньги?», «Куда нужно поехать, чтобы забрать эти деньги?», «В какой район Киева надо поехать, чтобы забрать эти деньги?», «Какими ключами надо воспользоваться, чтобы открыть помещение, в котором хранятся эти деньги?») было определено, что деньги находятся в гараже; чтобы забрать деньги, надо поехать в Оболонский район г. Киева; для того, чтобы открыть помещение, в котором спрятаны деньги, нужно воспользоваться ключом от гаража. Во время внутритестовой беседы специалист задала вопрос: «Вы знаете, где находится ключ от помещения, в котором скрыты похищенные деньги?», на что обследуемый, судя по внешней реакции, даже неожиданно для себя, ответил «Да». Далее ему было предложено вернуть деньги, на что он, после недолгих колебаний, согласился. Деньги действительно были спрятаны в гараже. Приведенные примеры показывают, что динамическое отслеживание психического состояния человека, соединенное со своевременным использованием адекватного психологического воздействия в рамках внутритестовой беседы, позволяет получать искренние признания даже от тех обследуемых, которые были предварительно не настроены на такой шаг. Рассмотрим более внимательно задачи внутритестового обследования. Активизация зон памяти обеспечивается тем, что перед тестированием по конкретному вопросу, обследуемому в ходе межтестовой беседы предлагается просто ответить на него. Выглядит это следующим образом: «Скажите пожалуйста, употребляли Вы когда-нибудь наркотики?». Специалист не торопит обследуемого с ответом, дает ему возможность высказаться. При необходимости задаются уточняющие вопросы, например, «Возможно, пробовали что-то курить, глотать в юности, во время службы в армии, учебы в институте? Знаете, я уже много работаю и знаю, что у многих людей были эпизоды употребления так называемых легких наркотиков ? конопли, таблеток». В этом случае не только активизируются зоны памяти, но и создается атмосфера, способствующая признанию: обследуемому, который употреблял наркотики, дают понять, что он не единственный, таких, как он, много. Уточняющие вопросы такого типа необходимы для того, чтобы обследуемый четко понял, что у него спрашивают, поскольку, например, существует целый пласт молодежной культуры, в котором курение конопли не рассматривается в качестве употребления наркотика. Память всегда эмоционально окрашена , что следует учитывать при предварительной активизации зон памяти. В Т. Морозова приводит такой пример : при расследовании ДТП, в результате которого погиб мальчик-пешеход, обследуемому был задан вопрос о том, знает ли он, что сделал водитель после совершения наезда. Исследуемый указал, что не знает и добавил ? «а откуда мне знать, я не был на месте того ДТП». Однако во время проведения тестирования он вместо «не знаю» отвечал «нет» на незначимые варианты ответа (водитель развернулся, водитель остановился, водитель снизил скорость) и «да» на значимый вариант ответ (водитель прибавил скорость). Уменьшение уверенности обследуемого в том, что он сможет противодействовать полиграфному опросу и ввести в заблуждение полиграфолога, достигается комплексом действий специалиста, направленных на недопущение попыток обследуемого искажать результаты проверки. В процессе предтестовой беседы обследуемому четко и доступно объясняется, что он не должен делать во время обследования. Если обследуемый пытается нарушить инструкцию, например, замаскировать проявление значимой реакции под смех, кашель, несанкционированные движения и т.п., то специалист-полиграфолог должен во время внутритестовой беседы предупредить его о недопустимости такого поведения.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 85 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg