Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Взаимодействие государства и религиозных организаций (на примере Церкви)

rock_legenda 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2022
Актуальность данной темы, прежде всего, характеризуется именно тем, что в современных условиях религиозные организации в государстве занимают не последнее место и, при этом, в полной мере оказывают существенное влияние на общество в целом. При этом, само государство вынуждено правильно выделять компромиссные пути взаимодействия с религиозными организациями, для того, чтобы общество оставалось полноценным и единым. Целью работы является рассмотрение процесса и исследование взаимодействия государства с религиозными организациями на конкретном примере (на примере церкви). Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно: - дать понятие государства и религиозных организаций; - изучить историю государства и церкви в России; - рассмотреть механизмы взаимодействия государства и религиозных организаций; - выявить основные проблемы данного взаимодействия; - определить перспективы и механизмы дальнейшего развития взаимоотношений между государством и религиозными организациями. Объектами исследования в данной работе являются государство и религиозные организации (пример – церковь). Предметом исследования являются механизмы взаимодействия между государством в целом и религиозными организациями. В процессе написания курсовой работы были использованы такие общенаучные методы исследования, как историко-сравнительный, структурно-функциональный, систематизация, синтез, сопоставление, метод научной экстраполяции. Курсовая работа состоит из введения, основной части из двух взаимосвязанных разделов, заключения и библиографического списка.
Введение

Религия в современном мире играет немаловажную роль. Деятельность охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических. Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества. Сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства остра как никогда. Существует значительное количество работ в различных областях науки о проблемах, связанных с ролью религии в жизнедеятельности российского общества и государства, месте, роли и статусе церкви в современном обществе и государстве. Исследования охватывают широкий спектр вопросов, связанных с государственно-церковными отношениями в России. В то же время, до конца эта проблема остается неисследованной, и поэтому представляет особой интерес для изучения.
Содержание

Введение 3 1. Понятие государства и религиозных организаций 5 1.1. Государство и церковь в России 5 1.2. Способы взаимодействия государства и религиозных организаций 11 2. Религия и государства: проблемы и перспективы взаимодействия 17 2.1. Проблемы взаимодействия церкви и государства 17 2.2. Перспективы взаимодействия государства и религиозных организаций 21 Заключение 29 Библиографический список 31
Список литературы

1. Кoнcтитуция Рoccийcкoй Фeдeрaции [Элeктрoнный рecурc]: принятa вceнaрoдным гoлocoвaниe 12 дeкaбря 1993 гoдa - Рeжим дocтупa: http://www.consultant.ru, cвoбoдный 2. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 29.09.1997. № 39. Ст. 4465. 3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. – №51. – Ст. 5712. 4. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №21. - Ст. 1930 5. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 г. №10-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3. - Ст. 148. 6. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №29. - Ст. 2950. 7. Бобылев, А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства. / А.И. Бобылев // М. Государство и право, 2017. – 119 с. 8. Комаров, С.А. Общая теория государства и права. С.А. Комаров // М., СЛОВО, 2017. – 500 с. 9. Красиков, А.В. Религии, церкви, государство / А.В. Красиков. - М.: Российские Вести, 2018. - 197 с 10. Малько, А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы / А.В. Малько. – М.: Статут, 2020. – 247 с. 11. Мелехин, А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Мелехин. - М.: Юристъ, 2019. - 428 с. 12. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Ю.А. Дмитриева. - М.: Статут, 2017. - 390 с. 13. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы / - М.: Новый Юрист, 2017. - 298 с. 14. Постников, В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики / В.Г. Постников // Журнал российского права. – 2016. – №1. – С. 11-15. 15. Радугин, А.А. Введение в религиоведение / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2019. - 316 с. 16. Раянов Ф.М. Введение в правовое государство. // Уфа, 2018 г. – 199 с. 17. Теория государства и права: учебник / под ред. М.Н. Марченко. - М.: Норма, 2015. - 537 с. 18. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузов, А.В. Малько / - М.: Юристъ, 2017. - С. 194. 19. Четвернин, В.А. Государство: сущность, понятие, структура, функции // Проблемы общей теории права и государства / под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Приор, 2005. - 567 с. 20. Онлайн-учебник [Электронный ресурс] // URL: https://studwood.ru/921395/religiovedenie/primery_vzaimodeystviya_gosudarstva_i_konkretnyh_religioznyh_obedineniy (дата обращения: 15.12.2021). 21. Правовой портал по вопросам религии в России [Электронный ресурс] // URL: http://www.adhdportal.com/book_3505_chapter_43_5._Gosudarstvo_i_religija.html (дата обращения 15.12.2021). 22. Статья «взаимодействие государства и религии» [Электронный ресурс] // URL: http://www.vevivi.ru/best/Vzaimootnoshenie-gosudarstva-i-religii-ref139772.html (дата обращения: 15.12.2021). 23. Сайт религиозных организаций в РФ [Электронный ресурс] // URL: http://www.novrosen.ru/Russia/religion.htm (дата обращения: 15.12.2021). 24. Статья «Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций» [Электронный ресурс] // URL: http://www.kazedu.kz/144772 (дата обращения: 15.12.2021). 25. Энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: https://laservirta.ru/religioznye-obedineniya-i-gosudarstvo/ (дата обращения: 15.12.2021).
Отрывок из работы

1. Понятие государства и религиозных организаций 1.1. Государство и церковь в России Религиозная организация - это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. [9, С. 19] Религиозной организацией признается также учреждение или организация. Созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки религиозного объединения (вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей), в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования. [15, С. 221-223] Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. [4] В соответствии с действующим законодательством решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей религиозные организации на территории одного субъекта РФ (в г. Москва), принимается Управлением Федеральной Регистрационной Службы по Москве. А решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ, принимается Федеральной Регистрационной Службой РФ. Создание и деятельность религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также иными нормативными актами. [2] Изменение политической системы в Российской Федерации привело к надлому принципов жизнедеятельности, механизма функционирования, совершенствования государства и общества. Перемены коснулись ценностных ориентиров, норм поведения, общественного сознания, форм политического участия граждан. [6] В то же время, утрата существовавших идеологических основ вызвала интерес к религии. Закрепление её позиций, возрастание социально-политического воздействия религиозных институтов, стало существенным фактором общественного развития. В религиозных принципах государственные органы власти и общество всё чаще стали видеть основу, на базе которой можно достигнуть политического, экономического, социального, нравственного согласия и успешности российского государства. [25] Значимым явлением в социально-политическом процессе стала Русская православная церковь как объединительный символ вызывающий интерес общества и политических институтов. В связи с этим вопрос взаимодействия государственных органов власти и религиозных организаций в пределах политической системы общества становится актуальным. Изучение социально-политических принципов такого взаимодействия, следует из контактов религии и политики. [10, С. 212] В политологическом поле принято изучать связь религии и политики через призму предмета и метода осуществления власти. Которая представляет собой умение отдельных субъектов достигать поставленных целей с помощью таких средств как воля, авторитет, право, насилие, система государственных органов. [10, С. 217] Если рассматривать взаимодействие государства и церкви в самой истории России, то государственность Древней Руси изначально развивалась в русле европейских традиций, что было обусловлено и логикой внутреннего развития, и наличием тесных связей с западными государствами. [20] Русь имела все предпосылки, предполагавшие развитие русского общества как объединения свободных граждан, а не как исключительно принадлежащих власти. Дух свободы господствовал в русском обществе. В 988 г. Русь приняла ориентализированное христианство, т.е. христианство восточного образца. Впоследствии это событие становилось одним из аргументов, посредством которых объясняется последующий переход Руси на восточную магистраль общественного и государственного развития. Конечно, западное христианство являлось действенной прививкой от установления государственного деспотизма, но все же надо сказать, что Русь приняла христианство, находясь уже на высоком уровне государственного развития, представляла собой сложившуюся государственную общественную систему со своими богатыми и устоявшимися традициями, обычаями, моделью взаимоотношений различных уровней. К тому же Русская Церковь в тот период образовывалась как институт хоть и ориентированный на власть и вступивший с ней в симфонические отношения, но все же идейно и в определенной степени юридически независимый от государства. [14, С. 11-15] Потенциал государства и потенциал Церкви были не равны, поскольку Церковь представляла собой организацию более сильную, нежели государство. Она не сливалась с государством. [7, С. 78] Это была симфония, но симфония взаимного невмешательства в дела друг друга. С оговорками, но можно утверждать, что Церковь стояла выше государства. Она располагала средствами воздействия на государственную власть, требовала от носителей княжеской власти подчинения христианским принципам верности по отношению к себе. Христианская Православная церковь тогда не была автокефальной, ограниченной территориальными рамками одного государства. Расстояние, отделявшее Киев от Константинополя, создавало ощущение Вселенской церкви. Перед Верховным иерархом в Константинополе вынуждены были смиряться русские князья. С другой стороны, власть в Древней Руси не была консолидирована, князь вынужден был делить ее с боярами, дружиной, вече. Конечно, эта дистрибутивность власти не находила формального закрепления. Дружина должна была быть верной князю, но поскольку она сама по себе представляла самостоятельную силу (группа обученных людей с оружием), князь в реальности вынужден был считаться с интересами своей дружины и прислушиваться к ее мнению в конкретной ситуации. К тому же князь не оседал раз и навсегда на данной территории. Князь Владимир, а позже князь Ярослав княжили в Новгороде, потом «перебрались» в Киев; Владимир Мономах был сначала князем в Чернигове. Что же касается Новгорода, то там имела место своеобразная демократия, которая в историографии называется боярской. Восток не обладает ни культурной, ни государственной организацией, Церковь не устает проповедовать необходимость общей борьбы против «поганых», и здесь ее голоса слушались охотнее, нежели предупреждения против латинян, исходящие от греческой иерархии. [18, С 174] Таким образом, Русь имела в себе достаточно сильный потенциал для последующего развития гражданского общества, личной и политической свободы. Правда, этот потенциал ослаблялся двумя факторами. Во-первых, принятием восточного христианства, которое было этатизировано – ориентировано на государственную власть. Характер этой власти, т.е. Византийского государства, приближался к восточно-деспотическому. Данная модель укоренилась и в церковной жизни, в ее представлении о государственной власти. Правда, христианство, как уже говорилось, пришло в государство, в котором уже сложилась организация власти, сложились определенные отношения власти и общества. И общество, и власть на тот момент уже были втянуты в орбиту европейской политики. Католическая церковь не испытывала враждебности к православию, западные государи имели тесные контакты с Византией. [8, С. 446-451] России приписывалась роль хранительницы единственно истинной христианской православной веры. В свою очередь, православие объявлялось русским, а Русское государство – единственным и подлинно христианским и в этом смысле подлинно вселенским царством. Особенные черты русского православия в немалой степени способствовали формированию и расцвету мессианского самосознания. К таковым, как уже говорилось, относились сведение христианской религии к форме, обрядность и, как следствие, жесткий консерватизм. Когда христианство пришло на Русь, то доминантой в нем были положения, связанные с практической нравственностью, т.е. совокупность норм, опосредующих внешнее поведение и его внутреннюю мотивацию, а также обрядовая форма. [21] В XVII в. Россия ведет войну со Швецией, Польшей. Этому сопутствовало расширение кругозора, поскольку в связи с войнами Москва постепенно вовлекается в жизненную орбиту западноевропейских держав. [20] Успехи в войне с Польшей, рост Московского царства, в состав которого был включен и Киев, вдохнули новую жизнь в русскую государственность. И как это бывает, политическому расцвету и социальному обновлению сопутствовали новые идеи. Следует сказать, что в середине XVII в. в Москве было уже несколько лиц, которые стремились к заимствованиям у иностранцев. Заимствовались и внешние формы, охватывались также и более глубокие слои общественной жизни. Например, стали появляться светские учебные заведения, понемногу преподавались греческий, латынь, польский, геометрия, астрономия. [11, С.27] На многие десятилетия раскол стал единственной организованной формой протеста и вследствие этого приобрел аморфный характер. Несмотря на то что источником русского раскола была «суеверная привязанность московского общества к одной внешней обрядовости без духа веры», но при этом он признает «церковно-гражданский демократизм раскола под покровом мистико-апокалиптического символизма восстания против империи (после Петра I) и правительства, смелый протест против подушных переписей, податей, даней многих, против распутства, крепостного права и областного начальства». Раскол характеризует народный взгляд на общественный и государственный порядок в России, это плод болезненного, страдательного, раздраженного состояния духа народного. Раскол стал выражением оппозиционного движения. Он в некотором смысле пробудил способность общества к самоорганизации, заставил усомниться в святости и неприкосновенности царской власти, непогрешимости царя. Был поставлен вопрос: «Можно ли молиться за царя, который является гонителем веры?» Конечно, оппозиция в виде раскола была очень своеобразна. Она не содержала в себе потенциала прогресса. Он являл собой не борьбу, а именно уход. Борьба предполагает возможность достижения компромиссов. Уход, бегство есть результат нежелания даже выслушать оппонента. 1.2. Способы взаимодействия государства и религиозных организаций Духовная жизнь современного российского общества существенно отличается от советских времен идеологическим многообразием, отсутствием государственной или обязательной идеологии, свободой совести и вероисповедания, свободой мысли и слова, правом каждого на образование, обязательностью основного общего образования, свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, правовой защитой собственности, правом каждого на пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям. Значительную роль в этом процессе сыграло принятие в 1993 г. Конституции РФ, согласно ст. 14 которой Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. [1] Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Через четыре года конституционная норма о светском государстве практически дословно была воспроизведена в ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» с дополнением, касающимся того, что не должно и вправе делать государство в лице своих органов: [2] - не вмешиваться в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; - не возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; - не вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»; - обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Государство также регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством об образовании. [11, С. 312] В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируются (государством посредством законодательного установления определенных гарантий) [12, С. 56] свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. [12, С.58] Свобода совести в этическом плане – это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле поступков и мыслей. [12, С.61] В то же время исторически свобода совести приобрела более узкое понимание – свобода в области религии. Она стала рассматриваться в плане взаимоотношений церкви и государства, а не только свободы мысли. В соответствии со ст. 28 Конституции РФ свобода совести означает право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы и обряды и осуществлять атеистическую пропаганду. [2] За незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов предусмотрена уголовная ответственность (ст. 148 УК РФ) Существует два вида взаимоотношений церкви и государства: [22] а) наличие государственной церкви, имеющей привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями; б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви. Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами: 1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т.п.; 2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. 3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений). 4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах. 5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии. Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия) характерно следующее: [13, С. 125] 1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность. 2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки. 3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. 4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношения своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 45 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 37 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 28 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 27 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 37 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 36 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg