1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМА-ЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме ис-пользования информационно-коммуникационных технологий образо-вательной организацией
Одним из стратегических направлений модернизации российского образо-вания, как считает М. М. Абдуразаков, является внедрение в учебный процесс информационных, компьютерных и коммуникационных технологий, обеспечи-вающих становление образования нового типа, и условия для реализации новой образовательной парадигмы, отвечающего потребностям социального развития и саморазвития личности. Более того, образование стало одной из областей ин-форматизации общества, призванной формировать информационную культуру личности, характеризующую способность к профессиональной деятельности в условиях насыщения средствами ИКТ всех сфер жизнедеятельности человека [1].
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе актуальная проблема современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый педагог, преподаватель мог подготовить и провести теоретический урок или урок производственного обучения с использованием ИКТ, утверждает В. Н. Фомин [58].
Е. А. Якимова в работе «Информационно-коммуникативные технологии в ДОО: проблемы и перспективы» утверждает, что с новыми запросами государ-ства и общества к качеству образования в России и введению стандартов обра-зования, особое значение приобретает использование информационно-коммуникационных технологий не только в школьном, но и дошкольном обра-зовании [61].
Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследо-вателями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чай-новой.
О. В. Афанасьева даёт следующее определение информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) – это совокупность методов, производ-ственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с це-лью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использова-ния информации в интересах ее пользователей [6].
В. А. Красильникова, определяет, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это термин, который описывает технологии использования, сбора, хранения, редактирования и передачи информации в различных формах [37].
Под информационно-коммуникационными технологиями Т. Ю. Коваль-кова подразумевает использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации [33].
С. Г. Пузиновская, О. А Счеснович выделяют одно из направлений ис-пользования информационно-коммуникационных технологий - применение электронных средств обучения. Для обучения и развития ребенка можно при-влечь и возможности Интернета – Интернет-сервисы, Интернет-ресурсы, online редакторы» [46].
В связи с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий появился термин «цифровизация».
Так, по мнению авторов коллективной монографии П. Н. Биленко, В. И. Блинова и др. [11], цифровизация (в широком смысле) – это переход с анало-говой формы передачи информации на цифровую. Поэтому цифровая транс-формация отрасли образования представляет собой комплекс взаимосвязанных глубинных изменений в системе образования, затрагивающий все его составля-ющие (целеполагание, содержание, процесс обучения, оценку качества, управ-ление) и основанный на взаимной адаптации цифровых и педагогических техно-логий.
В работе А. А. Климова [32] цифровизация трактуется как трансформация социальных отношений на основе цифровой коммуникации с использованием информационных (цифровых) технологий, сопряженная с формированием це-лостных технологических сред – цифровых платформ и «экосистем».
В. М. Гребенникова считает, что под цифровизацией образования следует подразумевать не только переоснащение ИКТ-ресурсов учебных заведений и оптимизацию всех его внутренних процессов, но и своеобразную переделку («апрейд») человеческого потенциала [18].
В своем детальном обзоре М. Е. Вайндорф-Сысоева и М. Л. Субочева предлагают цифровое образование (по сути, цифровое обучение, по А. А. Вер-бицкому) трактовать как процесс организации взаимодействия между обучаю-щими и обучающимися в цифровой образовательной среде (ЦОС), которая и является основным системообразующим компонентом цифрового образования [13]. Причем ЦОС, объединяющая на основе платформы для управления знани-ями цифровой контент, цифровые технологии, цифровые инструменты и «циф-ровые следы» как результаты учебной и профессиональной деятельности в циф-ровом формате, способна обеспечить автоматизацию управленческих и педаго-гических процессов.
Т. С. Фещенко в своей работе «К вопросу о цифровизации образования» пишет, что Система образования призвана создавать прочный фундамент здания, которое называется «цифровая эпоха» – эпоха не только новых возможностей, но и эпоха возможных опасностей. Цифровая грамотность - это основа для формирования готовности человека искать и находить новые методы решения проблем современности, определяющая успех, как отдельной личности, так и общества в целом. Цифровые технологии должны стать не только инструмен-том, но и базовым элементом образовательной среды. Для работы в такой среде требуется педагог, обладающий, «цифровыми компетенциями», в основе кото-рых – компьютерная грамотность; умение создавать и применять новое напол-нение образовательного процесса за счет использования цифровых технологий, умений в области компьютерного программирования, грамотного поиска нуж-ной информации и обмена этой информацией, а также коммуникация [57].
Роль педагога в условиях использования средств цифровых образователь-ных технологий на занятиях остается не только ведущей, но и становится слож-нее. У него появились новые компетенции, связанные с подготовкой к методиче-ски грамотной организации и проведению учебных занятий в условиях широко-го использования цифровых средств в учебном заведении.
По мнению Е. Е. Алексеевой, в бурно развивающемся цифровом обществе компетентность в цифровизации образования, несомненно, одна из наиболее востребованных и необходимых компетентностей [5].
«В свою очередь, ИКТ-компетенции педагога – это знания, навыки и уста-новки, позволяющие ему свободно применять ИКТ для организации учебного процесса на всех его этапах – от подготовки к занятиям до создания цифровой среды, помогающей выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся, мотивировать их к обучению, анализировать и прогнозировать их успеваемость» -– указывают авторы работы «Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном про-цессе» [4].
На сегодняшний день хотелось бы обратить внимание на текущую ситуа-цию в Чувашской Республике по реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», целью которого является создание условий для успешного внедрения к 2024 году современной цифровой образовательной среды на территории ЧР [56]. Такая среда должна сформировать желание обучающихся образовательных учреждений к самораз-витию и самообразованию за счет обновления информационно - коммуникаци-онной инфраструктуры, создания цифровой платформы [15].Чувашия входит в проект с 14-ю образовательными организациями – детскими садами, школами и учреждениями среднего профессионального образования. Основными результа-тами проекта должны стать: создание модели цифровой образовательной орга-низации, которая включает в себя процессы перевода документооборота, плани-рования учебных программ в цифровую сферу, формирование цифровых компе-тенций у людей, которые будут этим заниматься: административно-управленческий персонал школ, педагоги [53].
Одной из составляющей должны стать компетенции детей, потому что неотъемлемой частью цифровой модели образовательной организации будут цифровые платформы, на которых будет трансформироваться образовательный контент. Важный момент – наличие инфраструктуры, доведение трафика интер-нета до образовательных организаций.
В ЧР существует организационная модель цифровой образовательной сре-ды уже включающая в себя используемые информационные системы: для ин-формационного обеспечения принятия управленческих решений (ГИС «Контин-гент-регион», ГИС «РБД», «Комплектование ДОУ», «Сетевой город. Образова-ние» для ОДО, «Е- услуги. Образование»); для организации, планирования, обеспечения и повышения эффективности образовательного процесса (цифровая школа «Физикон», электронные ресурсы АО «Новый Диск», «Учи.ру» и др.
В рамках муниципального проекта идет подготовка к внедрению цифровой образовательной среды и разработана модель для общеобразовательных учре-ждений, данная модель ориентирована на школы, но в то же время дает возмож-ность для развития дошкольным образовательным учреждениям.
Также обеспечение к концу 2021 года Интернет – соединением и интер-нет трафиком не менее 65 % образовательных организаций, расположенных на территории г. Чебоксары позволит:
– создать организационные и технические условия для внедрения и реали-зации целевой модели цифровой образовательной среды и функционированию информационно-сервисной платформы;
– обеспечить полный доступ обучающихся в общеобразовательных орга-низациях к сети Интернет;
– оптимизировать финансовую нагрузку на общеобразовательные органи-зации в части обеспечения доступа к ресурсам сети Интернет.
В свою очередь не менее ста педагогов, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности, пройдут повышение квалификации, что позво-лит обеспечить актуализацию знаний, умений и навыков работников систе-мы образования, в частности широкого внедрения и использования современ-ных цифровых технологий в образовании, а также инструментов элек-тронного обучения.
Это только малая часть реализованных мероприятий по внедрению циф-ровых технологий в образование, которые напрямую или косвенно коснутся дошкольных образовательных организаций.
В настоящее время дошкольная образовательная организация – это осо-бый вид образовательного учреждения, которое осознанно и эффективно ис-пользует цифровое оборудование, программное обеспечение в образовательном процессе и тем самым повышает конкурентную способность каждого воспитан-ника. Тем не менее, дошкольное учреждение нельзя рассматривать как необыч-ное и тем более новое явление, поскольку информационные технологии активно находят применение и в других образовательных организациях. Дошкольные учреждения, которые перешли на цифровые технологии обучения, кардинально отличаются по техническому и информационному оснащению, подготовленно-сти педагогов к работе в новых условиях, уровню управления образовательной средой. С точки зрения методического оснащения ДОУ опирается на новые тре-бования образовательных стандартов, используя компетентностный многоуров-невый подход [12].
На сегодняшний день цифровые технологии уже пришли в дошкольные учреждения, которые нацелены на необходимость повышать качество образова-тельного процесса и добиваться максимальных результатов в образовательной среде. Оптимизировать управленческую деятельность руководителя образова-тельной организации в связи с возрастающими сегодня требованиями к качеству образования сможет информационное обеспечение управленческой деятельно-сти посредством ресурсов, процессов и технологий, предназначенных для ре-шения управленческих задач.
Как считают исследовали Т. А. Лавина, О. А. Сурова, компьютеры и теле-коммуникационные средства, объединенные в сети, способствуют развитию еди-ной информационно-образовательной среды ДОО. При этом локальные сети связывают компьютеры в пределах одной дошкольной образовательной органи-зации, позволяя рационально использовать рабочее время и технику, а глобаль-ные сети предоставляют возможность организации делового общения на значи-тельных расстояниях в режиме реального времени [39].
Телекоммуникационное взаимодействие с общественностью, как правило, осуществляется в ДОО с использованием возможностей сети интернет. Интер-нет – это глобальная мировая система передачи информации с помощью ин-формационно-вычислительных ресурсов [3]. Именно эта система позволяет на порядок повысить эффективность общения педагогов и родителей. На сего-дняшний день, не только детский сад, но и каждый воспитатель в отдельности могут иметь свой сайт, на страницах которого будет размещаться полезная ин-формация, связанная как с образовательным учреждением в целом, так и с рабо-той отдельного педагога.
В современном мире взаимодействие ДОО с экспертами, органами управ-ления образованием организуется с помощью электронной почты, телефонной и факсимильной связи. Это самые простые и быстрые средства обмена информа-цией [39]. Для организации общения между удаленными абонентами, являющи-мися пользователями сети (локальной или глобальной), используется электрон-ная почта. При помощи электронной почты можно без визуального контакта об-мениваться информацией с коллегами, консультировать родителей, отвечать на их вопросы, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские со-брания, отправлять документы специалистам органов управления дошкольным образованием. Это удобно, надежно и оперативно.
С целью изучения опыта работы ДОО г. Чебоксары Чувашской Республи-ки в области управления информационными ресурсами с использованием сете-вых и телекоммуникационных технологий нами было проведено специальное исследование. Его основными методами стали анкетирование сотрудников ДОО, беседы с представителями администрации и педагогами детского сада, наблюде-ние.
Данные, полученные в экспериментальном режиме, свидетельствуют о том, что все детские сады г. Чебоксары сегодня используют телефонную связь, интернет, электронную почту. В некоторых ДОО применяется также факсимиль-ная связь.
Большинство из столичных ДОО имеет доступ к сети интернет через Wi-Fi. На протяжении уже нескольких лет в ДОО функционируют официальные сайты. Для организации взаимодействия между дошкольными образовательны-ми организациями города и органами управления дошкольным образованием используется система «Сетевой город».
Как показал анализ результатов анкетирования сотрудников ДОО, 98% из них имеют электронные почтовые ящики и активно ими пользуются. Вместе с тем нами было установлено, что 27% от общего числа работников ДОО, при-нявших участие в исследовании, имеют свои собственные сайты. Важно отме-тить, что 30% педагогов поддерживают общение с коллегами и родителями вос-питанников в различных социальных сетях, что, по их мнению, позволяет свое-временно обмениваться важной информацией. Однако, свои блоги ведут лишь 2% сотрудников ДОО от общего числа респондентов.
Многие участники исследования (83%) считают, что благодаря использо-ванию ИКТ, расширяются возможности эффективного взаимодействия детского сада и семьи, появляются условия для создания единого информационно-образовательного пространства, что обеспечивает повышение качества до-школьного образования.
Анализ научной литературы показывает, что в настоящее время в науке накоплен достаточно обширный фонд исследований в области информатизации образования. В работах, посвященных данной тематике, раскрываются дидактические возможности, перспективные направления разработки и использования ИКТ в образовательных организациях.
Таким образом, имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Многочисленные исследования в области педагогики указывают на тот факт, что формирование информационной компетенции возможно только при использовании информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. Применения данных технологий обучения обусловлено также тем, что информатизация образования является одним из важнейших направлений развития системы образования.
1.2 Положительные и отрицательные стороны внедрения информаци-онно-коммуникационных технологий в дошкольной образовательной орга-низации
Начавшийся в начале 1980-ого года процесс перехода от аналоговых к цифровым технологиям затронул не только образовательную среду, но и все сферы нашей жизни. Развитие информационно-коммуникационных технологий открывает огромный спектр возможностей во всех областях народного хозяй-ства. Информационно-коммуникационные технологии позволяют совершать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени. Именно быстродействие и универсальность сделали ИКТ столь востребованными в сфе-ре образования.
В последние годы пользователям Интернета стали доступны онлайн-курсы и обучающие материалы ведущих мировых университетов, происходит виртуа-лизация образования, развиваются электронные образовательные системы и порталы. Цифровая революция в образовании означает создание полноценной виртуальной среды открытых знаний, условий для информационно-педагогического взаимодействия и руководства в сфере образования [10].
Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследо-вателями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников.
В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных техноло-гий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Л. Н. Духанина, Т. В. Волосовец, Н. Е. Веракса, Э. М. Дорофеева, Т. С. Кома-рова, Т. И. Алиева, И.И. Комарова, К. Ю. Белая и др.) высказывают свою пози-цию «за» и «против» ИКТ [33].
Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дози-рованное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с разви-вающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам» [42]. Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре по-могает избежать данной зависимости. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером [33].
Отечественные и зарубежные исследования по использованию мультиме-дийных ресурсов в дошкольном образовании подчеркивают возможности ин-формационно-коммуникационных технологий в развитии интеллекта и в целом личности ребенка, оптимизации взаимодействия с родителями (Ю. М. Горвиц, С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Н. В. Чуднова и др.).
Учеными отмечается развивающая роль компьютерно-игрового комплекса в детском саду в работе с детьми, начиная с пяти лет [7]. Подчеркивается, что как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка» [2].
А. А. Мирошникова утверждает, что электронно-образовательные ресурсы как инновационные педагогические технологии позволяют совершенствовать педагогический процесс, способствуют формированию культуры ребёнка. При этом личность педагога остаётся эталоном профессионализма и целевым ориен-тиром. А информационно-коммуникационные технологии являются базовым инструментарием, которые в руках опытного педагога позволяют достигнуть ещё большего эффективного результата [41].
Эксперты в области дошкольного образования выделяют многие положи-тельные аспекты использования цифровых технологий [8]:
– дети легче усваивают понятия формы, цвета и размера;
– лучше усваивают понятия чисел и множества;
– быстрее возникает навык ориентировки на плоскости и в пространстве;
– тренируются внимание и память; дети быстрее приобретают навык письма;
– активно совершенствуется словарный запас;
– развивается мелкая моторика рук;
– разработка элементов визуально-образного, логического и теоретическо-го мышления;
– позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и не-обычные эффекты).
А. Н. Никулина и Ю. С. Толстова в своей работе «Современные пробле-мы и достоинства использования икт в образовании» пришли к выводу, что в современном мире ИКТ активно входят в образовательную деятельность на всех уровнях образования, принося определённую пользу в виде облегчения ра-бочего процесса преподавателям и расширения круга знаний и компетенций обучающихся, но так же есть и негативные стороны в виде киберпреступности, плагиата и доступ детей к «не детскому» контенту [42].
Т. В. Калинина в своей статье «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста» приводит основные методические рекомендации, пред-назначенные педагогам дошкольного образования, работающим в ДОО, и роди-телям их воспитанников, для создания максимально благоприятных условий здоровьесбережения и формирования основ информационной культуры у стар-ших дошкольников [29].
Педагоги, изучающие использование компьютерной среды с целью мате-матического развития (Г. А. Репина, Л. А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обу-чению (мелкая моторика, оптикопространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов по-знавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллекту-альных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для раз-вития предметной и социальной среды. Таким образом, при грамотном исполь-зовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко исполь-зоваться на практике без риска для здоровья детей [33].
«Использование информационных технологий поможет педагогу повы-сить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду положительных следствий: обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; облегчение процесса усвоения материала до-школьниками; возбуждение живого интереса к предмету познания; расширение общего кругозора детей; возрастание уровня использования наглядности на за-нятии; повышение производительности труда педагога», пишет А. А. Мирошни-кова [41].
Т. Н. Зюзина утверждает, что правильно подобранные задания и видеома-териалы, демонстрируемые с помощью мультимедиа техники, способствуют по-вышению мотивации детей к занятиям. Общение с компьютером вызывает у воспитанников живой интерес, сначала в понимании игровой деятельности, а за-тем и в качестве учебно-образовательной деятельности. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных человеческих характеристик, как познава-тельная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки к развитию логического мышления. Одним из основных средств расширения детских пред-ставлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы, интерактивные игры. Подобная наглядность дает возможность воспитателю вы-строить объяснение на занятиях не только в определенной логике, но и научно, преподнести учебный материал с использованием видеофрагментов [26].
П. А. Лобанова, С. Ф. Багаутдинова в своей работе «Внедрение информа-ционно-коммуникационных технологий в процесс взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи» пришли к выводу, что внедрение ИКТ даст возможность создать единое информационное пространство образователь-ной организации, то есть системы, в которой задействованы и на информацион-ном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, воспитатели, дети и их родители. В результате такого взаимодействия оператив-но устанавливается обратная связь с семьей, повышается возможность оказания различным категориям семьи многопрофильной помощи, поддержки и сопро-вождения [40].
Л. Г. Ступикова утверждает, что современная информационно-коммуникационная среда образовательной организации должна представлять собой комплекс элементов, находящихся во взаимодействии, обеспечивая при этом ее целостность. Использование ИКТ может коренным образом изменить образовательную среду, придать ей новые качества.