Основы государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1.1 Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Защита населения является одним из направлений обеспечения безопасности человека и устойчивого функционирования объектов и отраслей экономики при ЧС природного, техногенного и военного характера.
Она организуется и проводится в условиях, когда, несмотря на принимаемые меры превентивного характера, возникает реальная угроза жизни и здоровью людей.
Защита населения при ЧС мирного и военного времени осуществляется с целью предотвращения или максимального снижения его поражения (потерь).
В настоящее время все усилия государства по выполнению мероприятий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) позитивно воспринимаются обществом и поддерживаются всеми ветвями власти.
В связи с этим абсолютно логично и обоснованно в основе законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС сегодня лежит не только Конституция Российской Федерации, но и федеральные законы «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О гражданской обороне», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (РСЧС) и др.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, то есть, задачи по выполнению мероприятий по подготовке к защите и защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Этот закон относит широкий круг вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В процессе деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций между органами управления всех уровней и населением возникают определенные отношения, которые требуют унифицированного подхода в правовом регулировании.
Вышеназванные федеральные законы являются актами, устанавливающими общие организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Ряд положений законов носят организационно-правовой характер, они определяют одновременно и организационные принципы, и правовые нормы в области защиты населения и территорий от ЧС.
К ним относятся положения:
• о РСЧС, ее составе и основных задачах;
• о гласности и информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• о системе государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, применении сил и средств органов внутренних дел для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• о государственной экспертизе, надзоре и контроле в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• о порядке финансирования материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Ряд положений следует рассматривать как правовые нормы, это:
• полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• вопросы социальной защиты пострадавших в результате ЧС;
• обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.
Содержащиеся в федеральных законах и чисто организационные вопросы определяют границы зон ЧС, вопросы подготовки населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Защита населения от ЧС - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС и гражданской обороны (ГО), направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействия источников ЧС.
Защита территорий - это комплекс мероприятий, направленных на снижение тяжести последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих на объектах производственного и социального назначения, а также в окружающей среде.
На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно обоснованных критериев приемлемого риска.
Общие принципы конкретизируются в соответствующих федеральных законах. Так, статья 4 Федерального закона «О гражданской обороне» определяет следующие принципы организации и ведения гражданской обороны:
- организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства;
- подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В статье 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» изложены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;
- планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти;
- силы и средства ГО привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
Дальнейшее развитие данных принципов находит отражение и в федеральных законах «Об обороне», «О безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», других нормативных правовых актах по вопросам обеспечения безопасности государства и человека и является составной частью безопасности Российской Федерации.
1.2 Основные направления государственного регулирования по предупреждению чрезвычайных ситуаций и смягчению их негативных последствий
Основными направлениями государственного регулирования в области предупреждения ЧС природного и техногенного характера являются: нормативно-правовая база и научно-техническая политика государства.
1. создание нормативно – правовой базы;
2. осуществление научно-технической политики государства в области ЗНиТ от ЧС;
3. совершенствование организационных методов и принципов государственного регулирования;
4. совершенствование экономических методов предупреждения ЧС и смягчения их последствий.
Следует сказать, что государственное регулирование в области предупреждения ЧС природного и техногенного происхождений в развитых странах мира, а также с 90-х годов и в России решаются комплексом мероприятий:
- определение количественных показателей при анализе и оценке риска от ЧС, оценка ущерба от их последствий;
- осуществление контрольных функций выявления нарушений действующих законов, принятие административных и др. мер;
- развитие нормативно – правовой базы.
Постановлением Правительства Российской Федерации №555 от 7 июля 2011 года утверждена федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года»
Задачи Программы:
совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления с использованием технологий общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в сфере обеспечения комплексной безопасности населения, критически важных объектов и объектов инфраструктуры от угроз природного и техногенного характера;
развитие систем информационного обеспечения населения в местах массового пребывания людей;
создание системы мониторинга критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов;
развитие инфраструктуры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб с использованием ресурсов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и с учетом возложения на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий функции по руководству деятельностью военизированных горноспасательных частей;
завершение работ по созданию инновационной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на межрегиональном и региональном уровнях системы государственного управления и экстренного реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях;
разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с теплоснабжением населения;
развитие технологий спасения пострадавших в чрезвычайных ситуациях на акваториях и в труднодоступных местах проживания, отдыха и работы населения с использованием ресурсов ГЛОНАСС;
развитие и совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений с учетом изменения климата и комплексных систем их мониторинга;
совершенствование научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности, системы подготовки должностных лиц и населения на основе современных информационных технологий
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, планируется поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований. При этом должна произойти смена приоритетов при защите населения и территорий от опасностей и угроз различного характера - вместо культуры реагирования на чрезвычайные ситуации на первом месте должна быть культура предупреждения.
Для этого необходимо проведение следующих мер:
совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, разработка и внедрение новых форм и методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
завершение создания общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - общероссийская система информирования);
развитие инновационной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов, в том числе объектов теплоснабжения;
завершение создания межрегиональных и региональных центров управления в кризисных ситуациях;
развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защищенности населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание системы независимой оценки рисков в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обеспечение высоких стандартов жизнеобеспечения и создание условий для безопасной жизнедеятельности населения, предотвращение экологических бедствий и техногенных катастроф, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций являются важнейшими задачами государства. Проблема носит комплексный характер, ее решение требует продуманной координации действий органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, предполагает обеспечение тесного взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, активного сотрудничества с заинтересованными сторонами на международном уровне.
Принципы организации и проведения мероприятий защиты населения
Защита населения организуется и проводится в соответствии с рядом принципов. Основными из них являются:
1. Защите при возникновении ЧС подлежит все население РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России.
2. Защита населения при ЧС имеет приоритетное значение перед другими сферами деятельности различных органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы. Защита населения является важнейшей задачей государства, Российской Единой государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
3. Мероприятия по подготовке к защите населения и территорий проводятся заблаговременно, по территориально - производственному принципу и одновременно для условий ЧС техногенного, природного и военного характера.
4. Мероприятия по подготовке к защите и самой защите населения и территорий в условиях ЧС планируются и осуществляются дифференцировано, с учетом военно-экономического и административно-политического значения отдельных районов, городов и объектов экономики, в зависимости от складывающейся в ЧС обстановки, вида, продолжительности и степени опасности, особенности расселения, природно-климатических и других местных условий.
5. Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения и территорий определяются исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей страны по их реализации, перспектив развития современных средств поражения (ССП) и изменений потенциально опасных технологий и производств.