1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕНТЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Процесс и модели финансирования бюджетных организаций
Бюджет является одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики на современном этапе развития экономики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в своем распоряжении денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса. Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства и т.д. О расходах бюджетов субъектов Российской Федерации можно говорить в материальном, экономическом и правовом смыслах. В материальном смысле расходы бюджета субъекта. Российской Федерации -это денежные средства, выделяемые из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение задач и функций субъекта Российской Федерации. Бюджетным учреждениям признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг, в целях, обеспечения реализации полномочий органов государственной власти в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта и иных сферах. Деятельность таких учреждений финансируется в виде субсидий. Они могут заниматься коммерческой деятельностью только в рамках основного вида деятельности при этом полученные средства могут быть израсходованы на собственные нужды учреждения. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, в которой должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как в виде бюджетных средств, так и от предпринимательской и иной деятельности. При исполнении сметы доходов и расходов бюджетное учреждение вправе самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников. Бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств, на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода. Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты либо займы у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, а также из бюджетов бюджетной системы РФ (п. 8 ст. 161 БК РФ). Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. При этом бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (п. 9 ст. 161 БК РФ). Все действующие в России бюджетные учреждения могут быть сгруппированы в зависимости от того, какие именно виды функций являются для них доминирующими, основными. На основании указанного критерия представляется возможным выделить следующие группы бюджетных учреждений. 1. Обслуживающие государственные учреждения – это государственные учреждения, основным видом деятельности которых являются социально-культурное обслуживание населения, оказание платных и бесплатных государственных услуг физическим и юридическим лицам в соответствующих сферах их деятельности. К числу таких учреждений относятся, прежде всего, государственные социально-культурные учреждения. Социально-культурные учреждения не осуществляют внешне властную управленческую деятельность в отношении не подчиненных им организационно субъектов. 2.Административные государственные учреждения – это государственные учреждения, основным видом деятельности которых является осуществление внешнего государственного управления и государственного регулирования в определенных сферах функционирования государства и общества. Такие государственные учреждения оказывают организационно-управленческое содействие соответствующим органам исполнительной власти в реализации возложенных на них функций государственного управления и государственного регулирования в отдельных сферах жизнедеятельности государства и общества. Необходимость создания данных государственных учреждений обусловлена как невозможностью, так и нецелесообразностью решения некоторых государственных задач в определенных сферах деятельности государства именно органами исполнительной власти. Так, например, многие вопросы государственного управления в сфере экономики целесообразно решать непосредственно в процессе функционирования соответствующей инфраструктуры посредством деятельности максимально приближенных к этой инфраструктуре государственных учреждений. В этой связи в системе автомобильного транспорта и дорожного хозяйства функционируют специальные государственные учреждения: федеральные управления автомобильных дорог регионов, которые организуют строительство, ремонт и эксплуатацию автомобильных дорог федерального значения, в системе рыбного хозяйства: администрации морских рыбных портов, которые осуществляют управление в акваториях этих портов и организуют их деятельность. 3. Правоохранительные государственные учреждения – это учреждения, основными видами, деятельности которых являются осуществление государственного контроля и надзора (мониторинга), организация охраны объектов, применение мер административного принуждения, в том числе:
• мер административной ответственности к правонарушителям;
• осуществление административно-технического расследования происшествий и инцидентов,
• осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствующей сфере функционирования государства;
• оказание содействия правоохранительным органам исполнительной власти и судам в реализации возложенных на них функций по борьбе с преступностью;
• обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка, профилактике преступлений и административных правонарушений;
4. Вспомогательные государственные учреждения – это учреждения, основным видом деятельности которых является оказание финансового, материально-технического, информационно-аналитического и научно-технического содействия соответствующим органам исполнительной власти в осуществлении возложенных на них государственных функций и в обеспечении их нормального функционирования. К числу таких вспомогательных государственных учреждений можно, в частности, отнести государственные научно-исследовательские и экспертные учреждения, информационно-аналитические учреждения, учреждения материально-технического обеспечения, функционирующие при определенных органах исполнительной власти или в их системе. Расходование государственных и муниципальных денежных средств осуществляется путем бюджетного финансирования, под которым понимают урегулированное нормами права предоставление государственных и муниципальных денежных средств получателям бюджетных средств, бюджетам различных уровней, унитарным предприятиям на определенных условиях. Финансирование бюджетных учреждений состоит из следующих этапов:
1. составление и утверждение бюджетной росписи;
2. доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств;
3. составление бюджетным учреждением сметы доходов и расходов и утверждение ее распорядителем бюджетных средств;
4. утверждение лимитов бюджетных обязательств и доведение уведомление о них до распорядителей и получателей бюджетных средств;
5. принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
6. подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;
7. расходование бюджетных средств.
Основными видами бюджетного финансирования являются:
- сметно-бюджетное финансирование;
- бюджетное кредитование
1.2 Формирование доходов и расходов бюджетных организаций
Финансовые ресурсы бюджетных и автономных (государственных и муниципальных) учреждений это - денежные средства, поступающие из различных источников для целей обеспечения их деятельности. Источники финансовых ресурсов регламентируются законодательством Российской Федерации. В настоящее время в связи с реформированием бюджетной сферы вопрос изучения источников их финансовых ресурсов приобретает современную значимость и актуальность. Среди источников их финансовых ресурсов в настоящее время, помимо традиционного бюджетного финансирования, неотъемлемыми становятся поступления из других источников, и в частности, - от предпринимательской деятельности. Материальную основу финансовых отношений, складывающихся в бюджетных организациях, составляют их финансовые ресурсы. Они представляют собой совокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении бюджетных организаций. К ним относятся: средства бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов и поступления от осуществления предпринимательской деятельности. Основными источниками финансовых ресурсов бюджетных учреждений являются:
• ресурсы за счет бюджетных ассигнований, предоставляемые из бюджетов разных уровней (федерального бюджета, субъектов РФ и местных), в разрезе отдельных видов расходов, определенных бюджетной классификацией;
• поступления от оказания платных услуг населению. Оказание платных услуг должно быть направлено на улучшение обслуживания населения путем предоставления социально значимых услуг по профилю деятельности учреждений и не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае все средства, полученные от оказания этих видов платных услуг, изымаются в бюджет; - выручка от реализации продукции собственного производства (например, учебно-производственных мастерских в школах), покупных товаров и оборудования, творческой продукции учреждений культуры, сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные мероприятия;
• выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду и субаренду; - выручка от оказания посреднических услуг;
• доходы от долевого участия в деятельности других учреждений и организаций; - доходы от приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и получения доходов (дивидендов, процентов) по ним;
• доходы от иных внереализационных операций (курсовых разниц при операциях с иностранной валютой, от операций, связанных с размещением денежных средств на текущих счетах в кредитных организациях и др.);
• добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан;
Расходы бюджетных (автономных) учреждений, которые формируют себестоимость готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг, подразделяются в зависимости от их вида:
• на прямые расходы
• накладные
• общехозяйственные расходы
На отдельном аналитическом счете учитывают расходы, связанные с продажей покупных товаров. Каждый из перечисленных видов расходов дополнительно детализируют. Как мы сказали выше, расходы учреждения, связанные с выпуском готовой продукции (выполнением работ, оказанием услуг), подразделяются на прямые, накладные, общехозяйственные и издержки обращения. Конкретного перечня данных затрат нормативно-правовые документы не содержат. Поэтому в учетной политике учреждения целесообразно установить, какие именно затраты относятся к тому или иному виду. Прямые расходы - это затраты, которые связаны с производством конкретного вида продукции. К ним, в частности, могут быть отнесены затраты:
• на приобретение сырья и материалов, используемых как для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) и образующих ее основу либо являющихся необходимым компонентом, так и для упаковки и другой подготовки готовой продукции;
• на приобретение комплектующих изделий или полуфабрикатов, необходимых для производства готовой продукции (работ, услуг);
• на приобретение топлива, воды и энергии, необходимых для производства готовой продукции (работ, услуг);
• на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями;
• на амортизацию основных средств и нематериальных активов, используемых в производстве готовой продукции (работ, услуг).
• на потери от недостач и (или) порчи при хранении и транспортировке материалов и запасов, используемых в производстве готовой продукции (работ, услуг) в пределах норм естественной убыли;
• на технологические потери при производстве и транспортировке, обусловленные технологическими особенностями производственного цикла (процесса транспортировки), а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья;
• на оплату труда основного производственного персонала;
• на начисления стимулирующего характера основному производственному персоналу (например, премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде);
• на начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда (например, надбавки за работу в ночное время, в многосменном режиме, в тяжелых, вредных, особо вредных условиях);
• на оплату труда основного производственного персонала, сохраняемую на время отпуска;
• на выплату надбавок, обусловленных районным регулированием оплаты труда (например, начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природноклиматических условиях);
• на оплату взносов по обязательному социальному страхованию, начисляемых с заработной платы основного производственного персонала;
• на сертификацию готовой продукции и услуг; • на обеспечение нормальных условий труда основного производственного персонала и мер по технике безопасности;
• на арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество, используемое в процессе производства готовой продукции (работ, услуг);
• на потери от брака и т.д.
В составе накладных расходов учреждения учитывают затраты, которые нельзя отнести напрямую к конкретному виду выпускаемой продукции. Здесь, в частности, могут быть учтены расходы:
• на обслуживание различными видами энергии (электроэнергией, паром, газом, воздухом и др.) производства в целом;
• транспортное обслуживание производства;
• амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, используемым в производстве нескольких видов готовой продукции;
• арендная плата или амортизация помещений, машин и оборудования, используемого в производстве нескольких видов готовой продукции;
• оплата труда работников, занятых обслуживанием производства, и взносы по обязательному социальному страхованию с нее и т.д.
В составе общехозяйственных расходов учитывают административно-управленческие затраты, например на обеспечение административно-управленческого подразделения (АУП) учреждения различными видами энергии (электроэнергией, паром, газом и др.); на арендную плату или амортизацию помещений, машин и оборудования, управленческого и общехозяйственного назначения; на оплату работ или услуг общехозяйственного назначения (аудиторских, информационно-консультационных); на оплату труда общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, и взносы по обязательному социальному страхованию с нее; на оплату командировок; на рекламу; на представительские расходы; на обеспечение АУП транспортом; на обеспечение АУП канцелярскими принадлежностями; на обязательное или добровольное страхование имущества и т.д
1.3 Формы бюджетного финансирования
Реформирование бюджетного сектора российской экономики направлено в первую очередь на обеспечение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг для населения. В связи с этим в бюджетном финансировании необходимо сместить акценты – бюджетные средства должны тратиться не на то, чтобы поддерживать функционирование учреждения как юридического лица, а на то, чтобы обеспечить каждому гражданину право на получение бесплатной (либо частично платной) услуги необходимого качества. Государственные (муниципальные) услуги – это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственными (муниципальным) заданиями органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями. Федеральный закон от 8 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», является важной и значительной частью правительственной программы по повышению эффективности бюджетных расходов. Он дает законодательный старт проведению широкомасштабных статусных и финансово-экономических изменений в деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений. В частности, закон устанавливает новые правила финансирования бюджетных учреждений: с 2011 г. денежные средства (субсидии) им будут выдаваться на выполнение государственного (муниципального) задания. Таким образом, обеспечивается переход на финансирование по государственному заказу, который в полной мере воплощает идеологию бюджетной реформы – государство оплачивает определенный вид услуг, работ, а любой желающий оказать данные услуги или выполнить работы может принять участие в конкурсе и получить заказ. Государственное задание (муниципальное задание) – документ, устанавливающий требования к объему, качеству, составу, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Государственное (муниципальное) задание в части государственных (муниципальных) услуг, оказываемых федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями физическим лицам, формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Включение в указанные перечни (классификаторы) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), не допускается. Задание формируется для бюджетных и автономных учреждений их учредителем. По решению главного распорядителя бюджетных средств задание может выдаваться и подведомственным ему казенным учреждениям. Платные услуги – государственные (муниципальные) услуги, оказываемые государственными (муниципальными) учреждениями гражданам и юридическим лицам за плату. В соответствии со статьей 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание используется при составлении проектов бюджета для планирования бюджетных ассигнований. Он формируется на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а в случае утверждения бюджета на срок до трех лет – на очередной финансовый год и плановый период.