Сциентизм и позитивизм как основные характеристики социокультурной сферы европейского общества
Для Европы вторая половина XIX века - время активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности. Во Франции на смену республиканскому строю, установленному революцией 1848 г., пришла империя Наполеона III (1852-70). Франко-прусская война 1870-71 гг. и очередная революция 1870 г. привели к восстановлению буржуазной республики. В этот период Франция создала мощную банковско-финансовую систему, а присоединение новых колоний сделало её второй после Англии колониальной державой. В Германии после австро-прусской войны 1866 г. главенствующее положение заняла Пруссия, что повлекло за собой объединение страны в 1871 г. в Германскую империю. На английский престол в 1837 г. взошла королева Виктория (правила до 1901 г.), и в могущественной Британской империи (её колонии были в Индии, Центральной и Северной Америке, Африке и Австралии) началась эпоха, получившая название викторианской. В то время Англия стала ведущей промышленной страной. Заводы и фабрики окончательно вытеснили ремесленное производство и наводнили рынок товарами далеко не лучшего качества и вкуса.
В XIX веке в Европе окончательно утверждается капиталистическая форма хозяйствования, в сознании людей прослеживается стремление быть полезным обществу, а культура приобретает демократические и светские черты. Доминирующая городская культура способствовала не только интенсивному развитию промышленного производства: машиностроения, энергетики, металлургии и пр., но также стимулировала процессы образования и науки. По всей Европе формируется система школьного и профессионального образования, возрастает количество студентов, обучающихся в университетах. Нормой европейской культуры становится стремление повышать свой образовательный уровень.
С начала XIX в. наука становится востребованной европейским сообществом в полном объеме. Наиболее фундаментальными научными достижениями века являются:
• открытие немецким микробиологом Робертом Кохом (1768-1839) возбудителя туберкулеза (палочка Коха);
• описание английским ботаником Робертом Броуном (1773-1858) ядра растительной клетки и открытие беспорядочного движения мельчайших частиц (броуновское движение);
• создание английским физиком Майклом Фарадеем (1791-1867) учения об электромагнитном поле;
• обоснование английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвиным (1809-1882) основных факторов эволюции органического мира от обезьяны к человеку;
• разработка французским микробиологом и иммунологом Луи Пастером (1822-1895) метода профилактической вакцинации против сибирской язвы и других инфекционных заболеваний;
• предсказание английского физика Джеймса Максвелла (1831-1879) существования электромагнитного поля.
Со второй половины XIX века меняется социальный статус науки. В Европе появляются государственные научные центры, включавшие в себя научно-исследовательские институты и лаборатории. В практику входит проведение научных конференций, симпозиумов и всемирных выставок, как новых форм международного культурного обмена.
В последней четверти XIX в. происходит расширение технического оснащения художественной культуры. Результатом массовизации производства и достижений научно-технической революции стало возникновение современного дизайна или художественного конструирования. Своим появлением данный вид художественно-творческой деятельности обязан, с одной стороны, бурному развитию техники и совершенствованию технологических производственных процессов, с другой - проникновению художественного творчества в новые области деятельности и расширению границ эстетической действительности. Именно эти процессы формировали и новое отношение человека к окружающей его среде, в которой любые технические конструкции и предметы должны были стать носителями гармонии и красоты.
Люди искусства стремились уловить и передать в своём творчестве образы нового времени. Рушились художественные принципы, рождённые прошедшими веками, отметались старые сюжеты. Уже второй век подряд законодательницей мод и стиля жизни оставалась Франция. Она сохраняла первенство и в искусстве. В Париже проходили Салоны, на которых выставлялись отобранные жюри картины современных живописцев. Публика оживлённо обсуждала работы художников, газеты и журналы печатали рецензии критиков.
Вторая половина XIX века была отмечена еще одним важным техническим достижением: изобретением двигателя внутреннего сгорания. Благодаря этому в 1886 году появились первые автомобили.
Пар вызвал не только промышленную революцию, но и глубокие социальные изменения: он взорвал феодализм изнутри. Возникшая благодаря пару паровая машина стала той производительной силой, с которой феодализм уже не мог справиться и должен был окончательно уступить свое место новому общественному строю - капитализму. Вместе с новым обществом возникла новая социальная структура, в которой прежняя феодальная аристократия уступила свое господствующее положение буржуазии. В свою очередь, буржуазия породила главного своего противника и антагониста - пролетариат.
В новой социальной структуре впервые складывается особый социальный слой - интеллигенция, численность которой незначительна, однако ее роль в духовной и интеллектуальной жизни все больше возрастает.
Изменившиеся социально-экономические условия оказали сильное воздействие на все области культуры. Наиболее благоприятными они оказались для науки. Бурный рост производства явился мощным стимулом для научных исследований - как фундаментальных, так и прикладных.
В целом наука остается в рамках классической формы. В то же время в ней происходят существенные изменения. Дифференциация науки ведет к постоянному возникновению все новых и новых самостоятельных дисциплин, между которыми происходит своеобразный раздел мира. Механика при этом утрачивает свою монополию на создание общенаучной картины мира. Наблюдается усиление роли биологии, химии и геологии.
Формирование художественной системы критического реализма
Понимание реализма как правды жизни имеет давнюю культурную традицию и проходит ряд исторических этапов. Первой попыткой теоретического осмысления понятия «реализм» можно считать античный мимесис («подражание природе» в трактовке Аристотеля), затем эта проблема стала ключевой в теоретическом наследии мыслителей Возрождения. Особое истолкование реалистическое «свободное подражание» получает в трудах Г. Лессинга и Д. Дидро. Однако целостное понимание и сам термин «реализм» возникает в 20-е годы XIX в. и его значение усиливается к середине столетия.
Реализм XIX в. принято называть критическим реализмом. Ему свойственно:
• глубинное постижение жизни;
• широкий охват действительности;
• художественное осмысление всех ее противоречий.
Художник-реалист показывает взаимоотношения и взаимовлияния человека и среды, проявляя подлинно энциклопедические познания. Не случайно многие сочинения приобретают характер социального исследования: («Красное и черное» Ф. Стендаля). В реалистическом искусстве характер человека трактуется как противоречивое и развивающееся единство. Проявление характера обусловлено средой обитания и обстоятельствами жизни. Характер может меняться от содержания этих условий, в зависимости от переживаемого момента.