1 Общие положения о договоре
1.1 Понятие договора
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит определение договора. Так, в пункте 1 статьи 420 ГК РФ указано, что договор - это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно Б.М. Гонгало, термином «договор» обозначаются (в том числе в законе) и другие понятия. Во-первых, договором называют также правовое отношение, порождаемое соглашением сторон. Во-вторых, договором именуют и документ, содержащий условия соглашения.
«Договор есть юридический факт - это правомерное действие, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
По своей юридической природе договор - это двусторонняя или многосторонняя сделка, порождающая, изменяющая или прекращающая обязательство. К нему применяются правила о двусторонних или многосторонних сделках (ст. ст. 153 - 181 ГК РФ), если только иное не установлено самим Гражданским кодексом (п. 2 ст. 420 ГК РФ) (иное см., например, ст. 431.1 ГК РФ).
Договор является основанием возникновения обязательства. Однако общие положения об обязательствах (ст. ст. 307 - 419 ГК РФ) применяются к договорным обязательствам, если иное не предусмотрено, во-первых, правилами ГК РФ об отдельных видах договоров и, во-вторых, нормами ст.ст. 420 - 431.2 ГК РФ, образующими гл. 27 «Понятие и условия договора» ГК РФ.
Договор с волевой стороны представляет собой систему волеизъявлений, которые в совокупности являются соглашением, на основании которого и возникают гражданские права и обязанности.
Значение договора заключается в следующем: гражданско-правовой договор призван обеспечить в ключевых сферах жизни общества (положение личности, собственность, гражданский оборот, наследование и т.д.) стабильность, устойчивость и определенность имущественных и личных неимущественных отношений. Он реализует важнейшее начало жизнедеятельности людей - решение жизненных вопросов на началах согласия, диалога, взаимно согласованной воли.
Договор есть правовая форма, в которую облекаются экономические отношения товарообмена. В большинстве случаев именно благодаря договору осуществляется перемещение материальных благ. Договор обеспечивает динамику имущественных отношений.
Договор - наиболее распространенное основание возникновения, изменения и прекращения обязательств, он обеспечивает функционирование рыночных отношений.
Договор, выступая в качестве источника прав и обязанностей субъектов правоотношения, является средством поднормативного регулирования. Он определяет модель (программу) возникновения и развития правового отношения между должником и кредитором.»
Могут заключаться договоры как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами (ст. 421 ГК РФ).
Договор - это наиболее распространенный вид сделок. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не предусмотрено общими правилами о договорах и правилами о договорах и правилами об отдельных видах договоров (п.п. 2, 3 ст. 420 ГК РФ).
Вместе с тем условия договора должны соответствовать обязательным правилам, определяемым правовыми актами на момент его заключения. Если же после заключения договора устанавливаются иные обязательные правила, то расходящиеся с ним условия договора все же сохраняют силу (кроме случаев, когда закон распространяется и на отношения, возникшие до его принятия).
Борис Пугинский указывает, что необходимыми признаками договора, нашедшими закрепление в законе, служат наличие согласованной сторонами общей цели их взаимосвязанной деятельности и достижение соглашения по всем существенным условиям договора. Цель договорных контрагентов не только получает определение в договоре, но и становится юридически закрепленной в результате его заключения. Согласованная цель упорядочивает приложение усилий сторон; достижению цели подчиняются все условия договора.
Заключение договора ставит субъектов в юридическую зависимость друг от друга. В правовой литературе всегда отмечалось значение договора как средства (инструмента) налаживания огромного множества конкретных правовых связей самого разнообразного содержания, непосредственное осуществление которых опирается на механизм государственного принуждения. Функция установления договором юридической связи между его участниками в виде обязательства позволяет контрагентам реализовать на данной основе свои интересы и потребности, сочетая их между собой, закреплять их и в случае надобности защищать.
Таким образом, договор вырос за рамки гражданского права. Договоры заключаются в самых разных сферах общественной жизни. Он используется в качестве регулятора разнообразных человеческих отношений, регулируемых различными отраслями права (в том числе в международном, трудовом, гражданском процессе и т.д.). Поэтому императивность нормы, как и любой запрет, должна быть надлежащим образом обоснована с определением границ ее применения. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз.2 п.2 ст. 1 ГК РФ).
1.2 Свобода договора
Свобода договора, фундаментальная доктрина частного права, основана на ещё более общем его начале, системообразующем для различения его от права публичного: приобретая или осуществляя права, лица частного права действуют в своём интересе (ч. 2 ст. 1 ГК РФ) . Совершаться такие действия, могут не иначе, чем по собственной воле субъектов (ст. 9 ГК РФ). Эта парадигма находит выражение в двух важнейших принципах – дозволительности и диспозитивности. Их эволюция в договорном праве привела к доктрине свободы договора.
Как указывает Б.М. Гонгало «свобода договора является одним из основных начал гражданского законодательства, выражающих диспозитивность гражданского права, способность его субъектов автономно, своей волей и в своем интересе устанавливать свои права и обязанности (ст. ст. 1, 421 ГК РФ).
Суть его в следующем.
1. Субъекты гражданского права по своему усмотрению вступают в договорные отношения. Понуждение к заключению договора не допускается (исключение составляют случаи, когда обязанность заключить договор установлена федеральным законом, например публичный договор - ст. 426 ГК РФ, или добровольно принятым обязательством, например предварительный договор - ст. 429 ГК РФ).
2. Субъекты гражданского права по своему усмотрению определяют условия договора. Исключение составляют случаи, когда законом или иными правовыми актами предписано содержание соответствующего условия. Обязательственное право в значительной степени состоит из диспозитивных норм-правил, которые применяются постольку, поскольку иное не установлено соглашением сторон. Стороны по своему усмотрению могут исключить применение этих норм либо ввести условия, отличные от предусмотренных диспозитивными нормами.
3. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (но он не может противоречить закону и иным правовым актам). К таким соглашениям правила закона и иных правовых актов об отдельных видах договоров могут применяться только по аналогии (п. 1 ст. 6 ГК РФ).
4. Стороны могут заключить смешанный договор, т.е. договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. К отношениям сторон, возникшим из такого договора, применяются правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, постольку, поскольку иное не следует из соглашения сторон (в этом тоже проявляется свобода договора) или существа обязательства, порождаемого смешанным договором.
5. Может быть заключен договор в пользу третьего лица, когда стороны устанавливают, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а тому или иному третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Если третье лицо отказалось от указанного права, кредитор может воспользоваться этим правом, поскольку иное не установлено законом, иными правовыми актами и договором (ст. 430 ГК РФ). При этом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, с того момента, когда третье лицо выразило намерение воспользоваться правом по такому договору, последний не может быть изменен или расторгнут без согласия третьего лица.
Договор и закон: договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Условия заключенного договора сохраняют силу, даже если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали в момент заключения договора. Исключение может быть установлено в самом законе путем указания на то, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ст. 422 ГК РФ) .
Таким образом, характеризуя договор как юридический факт, порождающий обязательства, следует выделять требование свободного волеизъявления. Поэтому ст. 421 ГК РФ закрепляет целый ряд правил, обеспечивающих свободу договора. Понуждение к заключению договора не допускается, кроме случаев, предусмотренных правовой нормой или соглашением сторон. Если условия договора определяются диспозитивной нормой, стороны могут своим соглашением исключить ее применение или изменить, установить новое условие. Условия договора определяются усмотрением сторон, действует общий принцип «дозволено все, кроме прямо запрещенного законом».
2 Регулирование договоров
2.1 Виды норм договорного права.
Императивные и диспозитивные нормы договора
Нормы договорного права имеют императивную и диспозитивную природу.
Понятие диспозитивности норм дается в пункте 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ: «4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.»
Понятие императивности норм содержится в пункте 1 статьи 422 ГК РФ: «1. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.»
В существующих законодательных актах России есть три вида норм:
– в первых указано определенное правило и оговорка: «Соглашение об ином ничтожно» и т.п. (норма с «императивным маркером»);
– во вторых указано правило и оговорка: «Если иное не установлено соглашением сторон» (норма с «диспозитивным маркером»);
– в третьих указано правило поведения, без каких-либо иных пояснений, то есть маркер императивности и диспозитивности отсутствует.
По поводу толкования смысла правовых норм третьей категории у правоприменителя на практике часто возникают вопросы. Именно такие нормы, наверное, большинство юристов долгое время воспринимало как императивные в силу того, что в них отсутствовало четкое указание на право выбора (диспозитивность). Это было сформировано менталитетом советского и постсоветского правового мышления.
В зарубежной, в частности, европейской практике вообще нет норм с «маркерами» диспозитивности. К примеру, в правовых системах Германии, Австрии и Швейцарии нормы права лишены «маркеров» императивности или диспозитивности.
Как прокомментировал подобную ситуацию в странах Западной Европы Роман Бевзенко, «законодатель умышленно не использует нормы диспозитивного или императивного характера, потому что местные правоприменители и так имеют внутреннюю установку на диспозитивность, поэтому законодателям достаточно атрибутов императивности нормы.» И, наоборот, по его словам, в молодых европейских правопорядках (Центральная и Восточная Европа) на момент перехода от социалистического строя к капитализму у правоприменителей была внутренняя установка на императивность. Поэтому страны Центральной и Восточной Европы при переходе на новый лад, дабы подчеркнуть принципы автономии воли и свободы договора, в нормах стали указывать на возможность сторон договориться об ином.»
Постановление Пленума ВАС № 16 от 14.03.2014 г. «О свободе договора и её пределах» (далее – Постановление о свободе договора) существенно изменило сложившееся представление об императивных и диспозитивных нормах.
До опубликования Постановления о свободе договора определить является ли норма императивной или диспозитивной было довольно просто. Суды считали, что диспозитивные нормы закона – это те, в которых есть оговорка «если иное не предусмотрено договором». Соответственно все нормы, в которых такой оговорки нет, – императивные.
Принятое Постановление о свободе договора предлагает определить, императивная норма по смыслу или диспозитивная, исходя не только из буквального ее толкования, но и из целей, вложенных в норму законодателем.
На первый взгляд это кажется неожиданным, так как определить, какие именно цели преследовал законодатель, придумывая ту или иную норму, представляется задачей непростой.
Таким образом, в российской правовой системе правовая норма без «маркера» может носить как императивный, так и диспозитивный характер.