1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
1.1. Понятие социального обеспечения.
Социальное обеспечение – это система, правовых, экономических и организа-ционных мер, которые создаются государством и направлены на компенсацию, в по-следствии изменения материального и социального положения граждан, из-за наступления в их жизни обстоятельств, которые государством признаются социально значимыми.
Социальное обеспечение занимало и занимает на данный период времени одно из определяющих, ключевых мест в жизни и развитии нашего государства, и обще-ства.
Оно тесным образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
Это понятие формировалось постепенно. Сначала формировалась система со-циального обеспечения в нашем государстве, и вместе с ней формировалось и поня-тие социального обеспечения.
Одним из основных социально-экономических прав человека является право на социальное обеспечение. Это понятие может употребляться в нескольких смыс-лах. Подробнее о них пойдет речь далее.
Под ним понимается особая форма распределительных отношений, так же как функция государства, далее под ним понимается форма материального обеспечения граждан при наступлении случаев, не зависящих от них и последнее, как право граж-дан и как отрасль права.
В юридической и экономической науке, данное понятие трактуется неодно-значно и не является до сих пор общепринятым [28]. Это означает, что у этого поня-тия на данный период времени нет однозначного определения, как говорилось об этом выше.
Оно осуществляется в различных организационно-правовых формах, одной формой из которых является государственное социальное страхование.
Другими словами – это способ предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рис-ков, которые не зависят от них, происходит это за счет средств государства. В соци-альном обеспечении материальные блага распределяются нетрудоспособным членам общества в случаях и на условиях, установленных в социальных нормах.
Таблица 1
Виды социального обслуживания
Основания
предоставления Виды услуг Источники
финансирования
Трудные жизненные ситуации (старость, сиротство, инвалидность, насилие в се-мье и другое) – Материальная помощь
– Обслуживание на дому
– Стационарное обслуживание
– Временный приют
– Консультация
– Социальная и профессиональная реабилитация Бюджеты различных уров-ней
В Таблице 1 в полной мере рассмотрены виды социального обслуживания. Вы-делены основы предоставления такого вида обеспечения (социальные риски, которые могут застигнуть гражданина), далее прописаны все виды услуг, которые предостав-ляются, рассмотрены источники финансирования социального обслуживания.
Существует несколько видов социального обеспечения. В большей степени выделяются такие, как: негосударственная и государственная системы социального обеспечения. Государственная включает в себя государственное обеспечение (под-лежат государственные служащие, военнослужащие и приравненные к ним лица), также еще включено в нее обязательное социальное страхование. Еще одним видом является социальная помощь, которая оказывается малоимущим лицам и семьям из федерального бюджета, бюджетов РФ и местных бюджетов (органы социальной за-щиты).
Государственное социальное обеспечение, осуществляется за счет бюджетов государственного и местного, а негосударственное за счет средств физических и юридических лиц – вкладчиков пенсионных фондов.
Конвенция МОТ №102, в которой говориться o минимальных нормах соци-ального обеспечения (1952 г.). Она относит к социальному обеспечению системы со-циального страхования, как контролируемые государственными органами или про-водимые в «соответствии с установленными нормами как результат совместных дей-ствий предпринимателей и рабочих», так и установленные государством (ст. 6). Ис-ходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что государственное социаль-ное страхование – это обязательная система социального обеспечения работника [16, c. 32].
Социальное обеспечение, как общественное явление, нуждается в научно обос-нованной оценке, ценность которой определяется тем, что его существенные призна-ки в ней отражаются более точно. Некоторые из ученых выделяют и другие признаки социального обеспечения. Например, Р. И. Иванова (которая является начальником Управления Конституционных основ трудового законодательства и социальной за-щиты Конституционного Суда РФ) относит к их числу несколько признаков. Осно-вания, которые вызывают потребность в особой социальной защите по поддержанию определенного уровня жизни, это как раз будет являться первым признаком. Вторым признаком являются особые фонды, другими словами источники социального обес-печения. Третьим признаком являются особые способы создания этих фондов. Да-лее, четвертым признаком будут являться особые способы предоставления средств существования. Закрепление правил предоставления социального обеспечения в со-циальных, в том числе правовых нормах, является последним признаком, пятым [15, c. 16].
В таблице 2. «Субъекты социальной поддержки», представленной ниже пропи-саны субъекты социальной поддержки. То есть те граждане, которые имеют право на социальное обеспечение. Термин социальная защита населения получает все боль-шую популярность в последнее время, как внутри страны, так и на международном уровне. [13, c. 36].
Таблица 2
Субъекты социальной поддержки
Федеральные нормативные правовые акты и нормативно правовые акты субъектов РФ
– инвалиды и участники ВОВ;
– ветераны боевых действий;
– военнослужащие, которые про-ходили службу не менее 6 месяцев в составе действующей армии, в период с 22.06.1941г. по 03.09.1945г.;
– лица, награжденные знаками «Жителя Блокадного Лениндра-да»;
– лица, работающие в период ВОВ на объектах противовоздуш-ной обороны;
– члены семей погибших, инвали-дов и участников ВОВ, ветеранов боевых действий и др. – лица, имеющие особые заслуги перед государством;
– герои СССР и РФ, кавалеры ор-дена слав;
– герои социалистического труда и кавалеры ордена трудовой сла-вы;
– лауреаты Ленинской и государ-ственной премии СССР и РФ;
– чемпионы олимпийских, паро-олимпийских и сурдоолимпий-ских игр. – труженики тыла;
– ветераны труда и приравненные к ним лица;
– реабилитационные лица;
– граждан пострадавшие от поли-тических репрессий.
Именно в нашей стране данный термин получил очень широкое распростране-ние из-за того, что в это время было осуществлено переименование системы органов социального обеспечения. После чего она стала называться системой органов соци-альной защиты населения (1992 г.).
Можно сказать, что социальная защита на сегодняшний день является деятель-ностью, а именно практической деятельностью, которая реализует основные направ-ления социальной политики [27, c. 5].
Социальную защиту можно назвать политикой государства, которая направле-на на человека в независимости от его пола.
Исходя из этого, системой мер социально-экономического, правового и орга-низационного характера является социальная защита, которая гарантируется и реали-зуется государством. Чтобы обеспечивать достойный уровень жизни гражданина, то есть его материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развития общества. Так, говоря о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», можно сказать, что первое из названных – понятие более широкое и объемное, а второе входит в него как одна из составных частей.
Понятие социальной защиты населения является скорее понятием собиратель-ным, которое в основном используется в большей степени только политиками, прак-тиками и учеными. Данное понятие каждый ученый понимает и излагает по-своему. Говорить о перерастании системы социального обеспечения в нашей стране в более широкую универсальную систему социальной защиты населения сейчас еще рано. Потому что общественная практика пока не дает оснований для такого вывода.
При этом его содержание отражает самые различные стороны социальной по-литики государства. На ряду с этим утверждение В. Ш. Шайхатдинова о том, что «социальная защита населения является базовой категорией науки права социального обеспечения. Она включает в себя все общественные отношения по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения», считается правильным [27, c. 67].
Теперь можно с уверенностью сказать, что на данное время социальное обес-печение действительно состоит всего из двух элементов – государственной и негосу-дарственной системы социального обеспечения, как об этом говорилось выше.
Одной из важнейших функций социального обеспечения является экономиче-ская. Суть данной функции состоит в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутренне-го продукта. Она тем самым оказывает определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан. А делает она это путем предоставления материальных благ (социальных услуг, пенсий, компенсаций, пособий и др.) вместо утраченного заработка либо при наступлении указанных в законах социальных рисков, по не зави-сящим от них причинам (инвалидности, старости, болезни и т. д.).
Какая функция государства реализует основные направления социальной поли-тики, которые направлены на социальную защищенность граждан, часто задаются та-ким вопросом граждане. Это конечно же политическая функция. Конституция РФ (ст. 7) гарантирует то, что Россия является социальным государством, политика ко-торого направлена на создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни и свободное развитие человека [2].
В Российской Федерации труд людей и их здоровье охраняются. Вместе с этим обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и инвалидов, так же развивается система социальных служб и устанавливаются государственные пенсии, пособия и предоставляются различные льготы, и иные гарантии социальной зашиты.
Социально-реабилитационная функция способствует как раз таки поддержа-нию социального статуса граждан при наступлении инвалидности, болезни, старо-сти, а точнее различных социальных рисков, путем предоставления разных видов ма-териального обеспечения и социальных услуг, льгот с целью поддержания достойно-го уровня жизни.
С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направ-ление социального обеспечения. Целью которой, является восстановление полно-ценной жизни и жизнедеятельности гражданина, которая позволяет ему трудиться, самостоятельно себя обслуживать, обучаться, общаться с другими людьми и вообще жить нормальной полноценной жизнью [18, c. 22]. Реабилитация больше относится к гражданам, ставшим инвалидами. Она представляет собой некую программу, про-цесс частичного или полного восстановления способности инвалида к общественной, бытовой и профессиональной деятельности.
В зависимости от того, насколько эффективно работает система предоставле-ния социальных гарантий, зависит состояние покоя в обществе.
Демографическая же функция реализуется вследствие воздействия системы со-циального обеспечения на воспроизводство населения, на продолжительность жизни населения, на стимулирование рождаемости, и пр. Таким образом, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, который привел к резкому сокращению потреби-тельской корзины пенсионеров, вдруг стал причиной высокой смертности лиц пожи-лого возраста. Существенное снижение рождаемости в стране началось вследствие отсутствия эффективной системы социальной помощи семье с детьми. Ведь каждый знает, что нужно иметь немало финансов, чтобы содержать ребенка. Не стоит забы-вать и о том, что в стране очень много многодетных семей, которым нужно содер-жать двух и более детей. В данном случае нужны финансы на еду, одежду, образова-ние и так далее. Родители должны будут обеспечивать ребенка до достижения им со-вершеннолетнего возраста. Бывают и такие случаи, что родители и дальше финансо-во поддерживают своего ребенка.
Некоторые специалисты указывают и на другие функции, которые уже были рассмотрены выше. В. Ш. Шайхатдинов представляет еще и такую, как духовно-идеологическую функцию социального обеспечения, в составе выделяется: мораль-ная, идеологическая и социально-психологическая подфункции [27, c. 66].
Значение социального обеспечения в жизни населения определяется тем, какие основные проблемы общества оно позволяет решить и какие функции выполняет. В основном оно нужно для повышения жизненного уровня граждан. Направлено оно на материальное обеспечение определенной категории граждан. Всяческих разногла-сий во взглядах ученых по поводу классификации функций социального обеспечения не наблюдается, но имеются различия в их количестве и формулировках. Кто-то мо-жет раскрыть их довольно кратко, а другой автор напротив будет делать это более развернуто, чтобы читателю было понятно и чтобы после прочтения у него не оста-валось вопросов [19, c. 64].
1.2. Право гражданина на социальное обеспечение и роль государства в его реализации.
Одним из основных трудовых прав работников является право на социальное обеспечение. Оно означает, что государство гарантирует возможность получения определенных видов социальных услуг и денежных расходов за счет средств госу-дарственного социального страхования в случае старости, инвалидности, болезни и в других установленных законом случаях. За счет средств обязательных страховых взносов работодателей образуются средства государственного социального страхо-вания.
Государство обязывается достичь определенных целей, когда предоставляет гражданам тот или иной вид обеспечения. Эти цели можно разделить на ближайшие, промежуточные и конечные. Так, к примеру, после того, как женщина забеременеет, она обращается за предоставлением пособия, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам, целью является материальная поддержка женщины в пе-риод, когда она освобождается от работы. Забота о здоровье матери и ребенка явля-ется промежуточной целью. Конечной же целью будет являться воспитание здорово-го поколения, так же рост народонаселения страны, т.е. численности населения. Например, помимо оплаты больничного листа по беременности и родам, которая га-рантировано любой категории женщин в этот период времени, можно сказать, сле-дующее. Оплата работающей женщине на порядок будет выше, чем безработной или студентки, а вот выплаты на ребенка гарантированные государством уже не зависят от заработной платы матери. Из чего можно сделать вывод, что государство ориен-тируется на западную систему социального обеспечения новорожденных, защиту де-тей в младенческом возрасте. Хотя пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет не гарантирует матери ребенка достойного обеспечения, поэтому очень мно-гие выходят на работу до достижения ребенком этого возраста. Чаще это касается матерей одиночек и женщин с невысоким доходом в семье. Права этих женщин гос-ударством защищены недостаточно именно в финансовом плане.
Но все, же основной целью любого вида обеспечения является выравнивание положения гражданина с остальными членами общества, чтобы все были на равных. Безработный будет с работой, тот кто остался без места жительства, обзаведется жи-льем.
Нужно понимать, что жизненные ситуации, в которых может оказаться чело-век, требуют от него повышенных материальных затрат, или же дополнительных фи-зических, нравственных и психологических. Хотя, закон в некоторых случаях настолько несовершенен, что многие, столкнувшись с бюрократией в этих ведом-ствах, сталкиваются с ситуацией, когда хождение по кабинетам доставляет больше душевных и нравственных страданий гражданину, что конечно не добавляет здоро-вья.
Так же, необходимо, при формировании понятия социального обеспечения учитывать, что оно является выражением социальной политики государства на дан-ном этапе своего развития [28, с. 6]. Хотелось бы надеяться, на то, что государствен-ные деятели, которые пишут законы и разрабатывают схему оказания социальной помощи населению, определенных категорий граждан, будут подходить к этому во-просу не только формально, но и учитывая особенности проживания, уровня жизни и жизненных ситуаций, от которых никто не застрахован.
Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается. Относят сюда предоставление различных льгот, пособий, компенсаций и выплат, медицинской и лекарственной помощи, предостав-ление социальной помощи на дому и т. д. Для примера можно рассмотреть оказания первой медицинской помощи службой скорой помощи. Которая, с каждым годом все больше ориентирована на возрастную категорию граждан и их доход. То есть, в све-те последних событий, можно сказать, что если гражданин находится в преклонном возрасте, то рассчитывать он может только на самые дешевые лекарственные сред-ства. Которые может приобрести на свою маленькую пенсию. А так же, в связи с ограничением вызовов скорой помощи на дом в течение года, эта категория граждан в области оказания экстренной медицинской помощи теперь не может быть уверена, в том, что использовав лимит бесплатных вызовов скорой помощи, смогут позво-лить себе платный вызов скорой помощи (три вызова в месяц).
Все граждане равны перед законом и имеют права на равную защиту от какой-либо дискриминации. Так же все граждане, имеют право на какой-либо вид социаль-ного обеспечения. К ним могут относиться различные категории граждан, такие как: ветераны, инвалиды, многодетные семьи и т.д. Им будет предоставляться социальное обеспечение в виде: лекарственной помощи, предоставления жилья и.т. д.
Именно этот вид помощи содействует улучшению условий жизни и социаль-ному статусу [5].
Из чего следует вывод, что социальное обеспечение на самом деле является неотъемлемым элементом системы социального обслуживания.
Каждый гражданин имеет право на полноценный уровень жизни, который включает в себя пищу, одежду, медицинский уход, жилище и необходимое социаль-ное обслуживание, такой уровень нужен для поддержания здоровья, благосостояния и даже настроения семьи и его самого. Так же каждый гражданин имеет право на обеспечение на случай болезни, безработицы, вдовства, инвалидности, наступления старости или другого случая утраты средств к существованию по независящим от не-го причинам. Но с введением дополнительного пенсионного обеспечения очень мно-го граждан старшей возрастной категории, не попадают на выплату в накопительной части пенсии, то есть могут рассчитывать только на выплаты социального характера. Однако, дополнительное пенсионное обеспечение, то есть накопительная пенсия в дальнейшем, возможно, не будет покрывать даже этого минимума для тех, кто лет через 10 уйдет на пенсию по возрасту.
На представленной ниже диаграмме в процентном соотношении показано, на какие цели направленно социальное обслуживание.
Рисунок 1. Оказание социального обслуживания.
В сфере оказания дотаций в жилищных и коммунальных услугах гражданам, доход которых не превышает прожиточный минимум на члена семьи. Можно гово-рить о том, что дотация, которая выплачивается не оказывает существенной финан-совой помощи, поскольку тарифы на эти услуги растут быстрее, чем происходит по-вышение уровня прожиточного минимума, который увеличвается только на процент от инфляции.
В области экономических вопросов не понятен процент роста заработной пла-ты и раздувания штата служащих, которые оказывают эти услуги.
Права и свободы человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Декларация закрепляет право каждого, как члена общества на социальное обеспечение. Так же в ней закреплено право на осуществление необ-ходимых прав в социальной, экономической и культурной областях для поддержа-ния его достоинства и для свободного развития личности [1, cт. 22].
Так же граждане имеют право на бесплатную юридическую помощь. Такая по-мощь, конечно же необходима. Она включает в себя консультирование граждан по всем интересующим их вопросам, помощь в составлении документов правового ха-рактера, составления различных жалоб и т. д.
В Иркутской области бесплатную юридическую помощь оказывают следую-щие учреждения:
Государственные юридические бюро по Иркутской области, г. Иркутск, а так-же г. Нижнеудинск, г. Усть-Кут, г. Черемхово, г. Братск, г. Вихоревка.
Существует порядок предоставленя бесплатной юридической помощи в Ир-кутской области, за которой граждане могут обратиться в отдел социальной защиты населения, где им подробно все расскажут, дадут полную консультацию и ответят на все вопросы, начиная от теории, заканчивая заполнением документов:
– правового консультирования в устной и письменной форме (по желанию гражданина, для слабовидящих устная консультация, для слабослышащих письмен-ная);
– составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
– представления интересов гражданина в судах, государственных и муници-пальных органах, организациях.
Неработающим гражданам, получающим трудовую пенсию по старости (нера-ботающим пенсионерам и ветеранам труда бесплатная юридическая помощь предо-ставляется исключительно в виде правового консультирования в устной форме).
Не каждый гражданин имеет достаточный опыт обращения через современные источники информации к подобным сайтам, так как в Усть-Илимске подобные услу-ги не оказываются по средством общения без интернета, нельзя говорить о том, что подобная услуга доступна всем, нуждающимся в городе Усть-Илимске.
Далее необходимо рассмотреть категории граждан, имеющих право на данный вид социального обслуживания и случаи его предоставления. В таблице 2 «Катего-рии граждан, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи в Ир-кутской области», подробно рассмотрены категории граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи в Иркутской области, так же широко рассмотрены случаи оказания гражданам бесплатной юридической помощи (см. Приложение 1).
Помимо юридической помощи граждане так же имеют право на адресную ма-териальную и государственную социальную помощь.
Адресная материальная помощь оказывается при наличии следующих условий.
Оказывается семьям (одиноко проживающим гражданам), находящимся в трудной жизненной ситуации, связанной с самыми разными жизненными ситуация-ми:
? с потерей кормильца (если обращение последовало не позднее 3 месяцев со дня потери кормильца);
? с длительным лечением (более 60 календарных дней, если обращение после-довало не позднее 3-х месяцев со дня окончания длительного лечения);
? с дорогостоящим лечением (если расходы превышают пятикратный прожи-точный минимум в целом по Иркутской области на душу населения и обращение по-следовало не позднее 3-х месяцев со дня окончания лечения);
? с чрезвычайной ситуацией (пожар, подтопление) (если обращение последо-вало не позднее 3-х месяцев со дня возникновения чрезвычайной ситуации);
? с нуждаемостью в приобретении предметов первой необходимости.
Оказывается при условии, чтосреднедушевой доход семьи выше однократной, но ниже трехкратной величины прожиточного минимума для семьи (одиноко про-живающего гражданина), установленного в Иркутской области по району (местно-сти), в котором (которой) проживает семья (одиноко проживающий гражданин) для социально-демографических групп населения.
Далее обозначен необходимый перечень документов для оказания адресной материальной помощи. Чтобы получить данный вид помощи, нужно предоставить следующие документы:
? документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт плюс копия 2, 3, 14, 15 стр. и регистрации);
? документы, удостоверяющие личность членов семьи гражданина (паспорт и копии);
? справка с места жительства о составе семьи;
? страховое пенсионное свидетельство;
? документы, подтверждающие доход гражданина и членов его семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения (справка о за-работной плате, справка ЦЗ, справка или иной документ о получении (не получении алиментов) и т. д.);
? документы, подтверждающие, наличие у гражданина трудной жизненной си-туации:
? справка ФУ МСЭ об установлении инвалидности (плюс копия);
? заключение медицинского учреждения о необходимости проведения лече-ния, либо направление на госпитализацию, либо выписка из медицинской карты – для граждан, нуждающихся в проведении лечения;
? в связи с дорогостоящим лечением – рецепты на лекарства и товарно-кассовые чеки, иные платежные документы;
? выписка из медицинской карты – для нетрудоспособных граждан, пребыва-ющих на длительном лечении;
? лист нетрудоспособности (копия) – для трудоспособных граждан, пребы-вавших на длительном лечении;
? трудовая книжка (плюс копия 1 листа и последнего, где указаны две послед-ние записи о трудовой деятельности), а в случае ее отсутствия заявление неработа-ющего гражданина – для безработных граждан;
? справка о пожаре, правоустанавливающий документ на жилое помещение, подтверждающий право собственности или право пользования жилым помещением, для граждан, пострадавшим от пожара и иной чрезвычайной ситуации, повлекшей утрату или повреждение жилого помещения, предметов первой необходимости;
? свидетельство о смерти – для граждан, потерявших кормильца (плюс копия).