Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья

rock_legenda 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 31.03.2022
Цель исследования: проанализировать социальную реабилитационную деятельность, направленную на детей с ограниченными возможностями здоровья. Объект исследования: социальная реабилитация. Предмет исследования: социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи исследования: -Раскрыть сущность понятия социальная реабилитация, обозначить её содержание и цели; -Обозначить формы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; -Охарактеризовать опыт социальной реабилитации детей с ОВЗ в России; -Описать опыт социальной реабилитации детей с ОВЗ за рубежом. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Введение

Небезызвестно, что к детям, имеющим ограниченные возможностями здоровья, нужен индивидуальный, комплексный подход, который должен осуществляться посредством социальной реабилитации. Она занимает важное место в подготовке детей с инвалидностью к интеграции в социум. Если рассматривать социальную реабилитацию как процесс, то она будет являться системой, в ходе которой осуществляется восстановление социального статуса ребёнка с ОВЗ, формирование его личности, которая будет устойчива к тяжёлым ситуациям, а также способности успешно интегрироваться в социальную жизнь общества. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья при недостаточных усилиях их воспитания и обучения со стороны их семьи, образовательных и социальных учреждений, выйдя во взрослую жизнь, оказываются неподготовленными к разнообразным условиям жизни. Это может быть неспособность налаживать контакты с другими людьми, заводить и развивать дружеские и романтические отношения, неспособность обеспечить себя и отстоять свою точку зрения. В итоге у такого человека может ухудшиться физическое и психологическое здоровье. Именно поэтому социальная реабилитация так важна. Ведь исследования и практика показывают, человек с инвалидностью, как и любой другой, имеет возможность реализоваться в жизни, достигать результатов и целей, быть самостоятельным и активным. Исходя из того что, помощь людям с ограниченными возможностями здоровья важна именно с детского возраста, их социальная реабилитация приобретает большую значимость для того, чтобы люди с инвалидностью принимали активное участие в нормальной жизни общества. По актуальным сведениям ООН в мире насчитывается приблизительно 240 миллионов детей с нарушениями психического и физического развития. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с инвалидностью. Как следует из устава ООН: «Каждый человек имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении и творчестве». Это говорит о том, что инвалидность в большей степени является социальной проблемой, а не ограничивается медицинским аспектом. За последние годы в нашей стране реализовано большое количество мер по изменению ситуации с обучением и воспитанием детей с ОВЗ. На государственном уровне приняты надлежащие законодательные акты, сформирована система специализированных социальных учреждений, осуществляется подготовка специалистов по социальной реабилитации детей с инвалидностью. Данная тема активно изучается специалистами и освещается в СМИ. Иващенко Г.М. считает, что «социальная реабилитация представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или же утраченных индивидом общественных связей и отношений, вследствие нарушения здоровья, функций организма. Социальная реабилитация включает в себя несколько направлений - медицинское, психолого-педагогическое, профессиональное и другие ». В соответствии с этим процесс социальной реабилитации изучают психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и так далее. Большую работу в раскрытии проблемы социальной реабилитации детей с ОВЗ ведёт журнал «Дефектология», это работы таких авторов как В. Карвялис, В.В. Ткачева, Л.С. Алексеева, Н.Ф. Дементьева, Е.Ю. Шаталова, А.Я. Соболь и другие. Первоначальные идеи практики по интеграции процесса медицинской реабилитации людей с инвалидностью были разработаны в Российской Федерации ещё в XIX веке врачом Н.И. Пироговым, далее эти идеи развивались организатором социальной психиатрии П.П. Кащенко, а в средствах массовой информации В.П. Бехтеревым, В.И. Водовозовым. Процесс развития психолого-педагогической реабилитации изучали и разрабатывали известные исследователи А. Адлер, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Розанов, К.Д. Ушинский. Проблемы, связанные с профессиональной реабилитацией детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, раскрываются в исследованиях Л.Ф. Добровольской, А.А. Дыскина, Л.Ф. Казначеевой, О.И. Карякиной, Т.Н. Карякиной, Е.Н. Львовой, Н.М. Назаровой, Э.И. Танюхиной, Е.И. Холостовой, М.Н. Хусаиновой. Актуальность данной темы обусловлена тем, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребёнка. Важное место в подготовке детей с инвалидностью к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социальной реабилитации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 1.СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ 7 1.1.Понятие «социальная реабилитация», её сущность, содержание и цели 7 1.2. Формы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 13 2.ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 19 2.1. Опыт реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в России 19 2.2. Опыт реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья за рубежом 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Список литературы

1. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида: перевод с английского / М.М. Айшервуд. Москва: Педагогика, 2019. 87 с. Текст: непосредственный. 2. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учебное пособие / Л.И. Акатов. Москва: ВЛАДОС, 2017. 135 с. Текст: непосредственный. 3. Алексеева, А.А. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе "Детская личность" / А.А. Алексеева. Москва, 2000. 205 с. Текст: непосредственный. 4. Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование: учебное пособие для студентов / Н.В. Антипьева. Москва: ВЛАДОС, 2016. 147 с. Текст: непосредственный. 5. Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева. Москва: Флинта, 2017. 150 с. Текст: непосредственный. 6. Бедулина, Г.Ф. Социальная реабилитация как технология социальной работы. URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/47001/1/%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%8F%20%D0%A3%D0%9C%D0%9A.pdf . Текст: электронный (дата обращения: 29.11.2021). 7. Безбарьерная среда. Текст: непосредственный // Российская энциклопедия социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. Москва: Дашков и К°, 2016. 516 с. 8. Белова, И.А. О проблемах профориентационных работ в школе // И.А. Белова. Текст: непосредственный // Социологические исследования. 2011. № 5. С. 156 – 166. 9. Белых, О.Б. Структурный анализ социальной реабилитации несовершеннолетних. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturnyy-analiz-sotsialnoy-reabilitatsii-nesovershennoletnih. Текст: электронный (дата обращения: 29.11.2021). 10. Блинков, Ю.А. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями: учебное пособие для специалистов по социальной работе / Ю.А. Блинков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. 245 с. Текст: непосредственный. 11. Григорьева, Л.П. Дети с проблемами в развитии: комплексная диагностика и коррекция: монография / Л.П. Григорьева. Москва: Академкнига, 2018. 231 с. Текст: непосредственный. 12. Гришина, Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации / Л. П. Гришина. Москва: ЦБНТИ Минсоцзащиты населения РФ, 2003. 108 с. Текст: непосредственный. 13. Гусева, Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в РФ: руководство для профессионального образования / Н.К. Гусева. Нижний Новгород: НГМА, 2016. 167 с. Текст: непосредственный. 14. Дементьева, Н.Ф. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан: учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Э.В. Устинова. Москва: Б. и., 2017. 166 с. Текст: непосредственный. 15. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Ф. Дементьева, Л. И. Старовойтова. Москва: Академия, 2016. 270 с. Текст: непосредственный. 16. Донина, О.И. Методика исследования в социальной работе: учебное пособие / О.И. Донина, О.А. Овсяник, А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: УлГУ, 2003. 133 с. Текст: непосредственный. 17. Евсеев, С.П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: учебное пособие / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Сусляев. Москва: Советский Спорт, 2000. 210 с. Текст: непосредственный. 18. Ермаков, В.П. Профориентация учащихся с нарушением зрения: пособие для учителя / В.П. Ермаков. Москва: ВЛАДОС, 2019. 198 с. Текст: непосредственный. 19. Животовская, Ю.А. Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. URL: https://amgpgu.ru/upload/iblock/528/zhivotovskaya_yu_a_psikhologo_pedagogicheskie_osobennosti_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdo.pdf. Текст: электронный (дата обращения: 04.12.2021). 20. Иващенко, Г.М. Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Г.М. Иващенко. Москва: Клуб "Контакты-1", 2016. 167 с. Текст: непосредственный. 21. Игры – обучение, тренинг, досуг: в четырёх томах / под ред. В.В. Петрусинского. Москва: Новая школа, 2015. Текст: непосредственный. 22.Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: лекции / Д.Н. Исаев. Санкт-Петербург: ППМИ, 2013. 107 с. Текст: непосредственный. 23. Карпова, Т.П. Концепция независимой жизни инвалидов в социальной политике государства: автореферат диссертации … кандидата социологических наук / Татьяна Петровна Карпова. Саратов, 2017. 45 с. Текст: непосредственный. 24. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов: учебное пособие / В. А. Лисовский [и др.]. Москва: Советский спорт, 2001. 126 с. Текст: непосредственный. 25. Комплексная реабилитация инвалидов: учебное пособие для вузов / Москва: Академия, 2018. 129 с. Текст: непосредственный. 26. Кочетова, Т.А. Дополнительное образование инвалидов в контексте социальных трансформаций: автореферат диссертации … кандидата социологических наук / Татьяна Алексеевна Кочетова. Саратов, 2017. 54 с. Текст: непосредственный. 27. Лагункина, В.И. Социальная реабилитация инвалидов: социологический аспект: диссертация кандидата социологических наук / Валентина Ивановна Лагункина. Москва, 2015. 127 с. Текст: непосредственный. 28. Львова, Е.Н. Социальная работа с людьми с ограниченных возможностей: методические рекомендации к спецкурсу / Е.Н. Львова. Ульяновск: УлГУ, 2012. 195 с. Текст: непосредственный. 29. Львова, Е.Н. Технологии профессиональной ориентации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях современного общества: Методическое пособие / Е.Н. Львова. Ульяновск, 2014. 97 с. Текст: непосредственный. 30. Макарова, Т.А. Профессиональная подготовка социальных работников в вузе к культурно-досуговой деятельности с инвалидами: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / Татьяна Александровна Макарова. Ульяновск, 2016. 97 с. Текст: непосредственный. 31. Маллер, А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам: дефектология / А.Р. Маллер. Москва: АРКТИ, 2016. 169 с. Текст: непосредственный. 32. Маллер, А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями: книга для родителей / А.Р. Маллер. Москва: Педагогика – Пресс, 2016. 203 с. Текст: непосредственный. 33. Олиференко, Л.Я. Социально – педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие для студентов вузов / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. Москва: Академия, 2004. 253 с. Текст: непосредственный. 34. О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет: приказ Минздрава РСФСР от 4 июля 1991 г. № 117. Текст: электронный // Гарант: Информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/105642/ (дата обращения: 29.09.2021). 35. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11. 1995 № 181-ФЗ (в ред. от 26.09.2021). Текст: электронный // Гарант: Информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/105642/ (дата обращения: 05.10.2021). 36. Панов, А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей: хрестоматия / А.М. Панов. Москва: Дидактика Плюс, 2016. 77 с. Текст: непосредственный. 37. Холостова, Е.И. Социальная работа в схемах: учебное пособие / Е.И. Холостова - 2-е изд. Москва: Дашков и К°, 2008. 216 с. Текст: непосредственный. 38. Холостова, Е.И. Социальная работа в схемах: учебное пособие для студентов вузов / Е.И. Холостова - 3-е изд. Москва: Дашков и К°, 2009. 666 с. Текст: непосредственный. 39. Целок, Д.В. Программа «Инклюжен»: новая модель социализации инвалидов в учебных заведениях США: Дефектология / Д.В. Целок 2012. 111 с. Текст: непосредственный. 40. Шахбанова, З.Ш. Практика социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/praktika-sotsialnoy-reabilitatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.pdf . Текст: электронный (дата обращения: 01.12.2021). 41. Шпак, Л.Л. Социальная дезадаптация: признаки, механизмы, уровни / Л.Л. Шпак. Текст: непосредственный // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 50-55.
Отрывок из работы

1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ 1.1. Понятие «социальная реабилитация», её сущность, содержание и цели Такое понятие, как «социальная реабилитация детей с ОВЗ», необходимо рассматривать в разных аспектах: как процесс, как конечный результат и как деятельность. Такое определение даёт Акатов Л.И.: «Социальная реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется поочерёдная реализация постоянно возникающих в ходе взаимодействия с ребёнком тактических задач на пути к достижению главных целей – восстановления его социального статуса, формирования личности, устойчивой к травмирующим ситуациям и способной благополучно интегрироваться в общество». Необходимо отметить, что сам процесс социальной реабилитации должен осуществляться под руководством специалиста в этой области, а также протекать в специально организованных условиях, в ходе которых применяются самые разные формы, методы и средства влияния на ребёнка. Бедулина Г.Ф. считает, что «социальная реабилитация как конечный результат – это достижение её конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, впоследствии прохождения комплексной реабилитации вливается в социально – экономическую жизнь общества». Социальная реабилитация как деятельность, как правило, относится как к личности специалиста, так и личности ребёнка, который включён в социально – реабилитационный процесс. В этом случае он выступает в нём как субъект деятельности. В своей работе Лагункина В.И. даёт такое социально-реабилитационной деятельности: « … это целенаправленная активность специалиста и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в целях подготовки последнего к полноценной жизни посредством обучения и воспитания ». Вышеназванный вид деятельности требует от специалиста по социальной реабилитации значительных профессиональных знаний и высоких морально – нравственных качеств. Такие качественные характеристики, как целенаправленность, опосредованность, субъективность, интенсивность, динамичность, эффективность, относятся к социально – реабилитационной деятельности и имеют свою целенаправленность . Целенаправленность социально – реабилитационной деятельности проявляется в том, что процесс социальной реабилитации строится с учётом поставленной цели и осознанием того, какими личностными и психическими качествами должен обладать ребёнок на завершающем этапе . Опосредованность социально – реабилитационной деятельности состоит в том, что социально – реабилитационные воздействия оказывают косвенное влияние на ребёнка с ограниченными возможностями, в результате её связи со значениями, которые фиксированы в понятиях языка, нормах морали, ценностях. Субъективность социально – реабилитационной деятельности включается в себя качественные характеристики, которые определяются активностью его участников, наличием прошлого опыта, установками, чувствами, целями и мотивами, особенностями межличностных отношений, а ещё уровнем профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации. Интенсивность социально – реабилитационного процесса проявляется в наличии у специалиста по социальной реабилитации индивидуального стиля деятельности. При наличии у детей с ОВЗ разных особенностей нервной системы, способностей, характера это позволяет добиваться определённой эффективности при использовании разных методик и средств воздействия. Динамичность в процессе социальной реабилитации проявляется в том, что важно добиваться хотя бы небольшой, но положительной динамики в развитии, что далее позволит достичь больших результатов в развитии личности. Эффективность социально – реабилитационной деятельности обусловлена достижением максимального или заранее запланированного результата. Главными характеристиками её определения являются видимые изменения в уровне становления личности ребёнка, его способность к адаптации и интеграции в социальную среду. Основная цель социально-реабилитационной работы – это обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребёнка, имеющего нарушение, связанное с психологическим и (или) физическим здоровьем путём максимального раскрытия его потенциала для обучения, адаптации и интеграции в социум. Социально – реабилитационная работа с семьёй проводится с целью помочь опекунам достичь взаимопонимания со своим чадом и приобрести навыки, которые будут являться более действенными для их адаптации к особенностям ребёнка. Это важные меры для того, чтобы удовлетворять потребности ребёнка настолько, насколько это возможно, а также предотвращать влияние внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития. Для того, чтобы процесс социальной реабилитации имел успех, специалист по социальной работе должен относиться к родителям (опекунам) как к партнёрам, быть с ними одной командой, а также вырабатывать эффективную персональную программу, соответствующую потребностям и образу жизни данной семьи. Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». «Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью», - поясняется в этом законе. В соответствии с приказом Минздрава РСФСР от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» - «инвалидность у детей - значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем ». Шпак Л.Л. даёт следующее определение социальной дезадаптации: «Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды ». Другими словами, это такое нарушение жизнедеятельности, при котором ребёнок может выполнять ограниченно или не может выполнять совсем обычную для него роль в жизни и обществе в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения: - ограничение физической независимости; - ограничение подвижности; - ограничение способности заниматься обычной деятельностью; - ограничение способности к получению образования, к профессиональной деятельности; - ограничение способности к интеграции в обществе, не участие во всех видах повседневной активности наравне со сверстниками. Животовская Ю.А. считает, что «Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным » Одним из важнейших критериев для успешной социализации и полноценного участия в жизни общества детей с ОВЗ является возможность получения образования. В Конституции Российском Федерации и Федеральном Законе «Об образовании» говорится о том, что дети с проблемами здоровья наравне со всеми имеют право на образование. В настоящее время действует инклюзивная система образования, но всё же функционирует сеть коррекционных образовательных учреждений, предназначенных для обучения детей с инвалидностью. Это связано с тем, что для детей, имеющих инвалидность, должно быть обеспечено наличие доступной среды, а также им свойственна повышенная утомляемость, что может затруднять образовательный процесс. Багаева Г.Н. отмечает, что: «Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги координированы таким образом, чтобы оказать помощь в индивидуальном и семейном развитии и защитить права всех членов семьи. Помощь при возможности должна оказываться в естественном окружении, то есть не в изолированном учреждении, а в семье ». Таким образом, семья и ближайшее окружение ребёнка с ограниченными возможностями – это главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Психологический климат в семье сильно зависит от морально-психологических ресурсов членов семьи, а также от материальных и жилищных условий, в которых она проживает, ведь это определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию. Появление в семье ребёнка с ограниченными возможностями - тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Постоянное беспокойство за больного ребёнка, чувство растерянности и обречённости часто являются причиной распада семьи, лишь в редких случаях семья становится сплочённой . Таким образом, в данном параграфе были раскрыты теоретические аспекты проблемы социальной реабилитации детей с инвалидностью, а именно: дано определение понятию «социальная реабилитация детей с ОВЗ», которое можно рассматривать в различных аспектах: как процесс, как конечный результат и как деятельность, а также были раскрыты цели социальной реабилитации детей с инвалидностью. Важным является и положение детей-инвалидов, их образование, воспитание, личные проблемы и проблемы семей, имеющих ребёнка-инвалида. 1.2. Формы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Технологии социальной реабилитации включают в себя совокупность приёмов и методов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребёнка, имеющего инвалидность. Существуют следующие формы реабилитации детей с ОВЗ, взаимосвязанные между собой: 1. Медицинская реабилитация. Она направлена на восстановление или же компенсацию той или иной утраченной функции, на вероятное замедление заболевания. При этом ребёнок проходит курс лечебных мероприятий для сбережения и укрепления своего здоровья, восстановления и развития физиологических функций, нарушенных заболеванием, выявления и активизации компенсаторных возможностей его организма. Это делается для того, чтобы в дальнейшем обеспечить ребёнку условия для возвращения к активной самостоятельной жизни. 2. Психологическая реабилитация . Это воздействие, направленное на развитие и коррекцию психологических особенностей личности ребёнка-инвалида. Психологическая реабилитация лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями подразумевает проведение комплекса психодинамических мероприятий, ориентированных на коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций. Возвращение к нормальному психическому здоровью в процессе психической реабилитации предусматривает устранение нежелательных установок, неуверенности в своих силах, чувства тревоги и страха. 3. Педагогическая реабилитация. Процесс педагогической реабилитации детей с ОВЗ имеет воспитательный характер, направленный на получение ребёнком необходимых умений и навыков по самообслуживанию, школьного образования. Для этого с помощью системы методов и приёмов обучения, воспитания и развития решаются вопросы восстановления, коррекции и компенсации нарушенных функций в процессе образования. 4. Социально - экономическая реабилитация. Под ней понимается комплекс мероприятий по материальному обеспечению человека с инвалидностью. 5. Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным ему профессиям, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве. 6. Бытовая реабилитация. Такая форма реабилитации обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения, других приспособлений, позволяющих ребёнку стать достаточно самостоятельным в быту. 7. Спортивная и творческая реабилитация. Эти формы социальной реабилитации предназначены для того, чтобы с помощью спортивных мероприятий, а также восприятия художественных произведений, активного участия в художественной деятельности у детей укреплялось физическое и психическое здоровье, исчезала депрессия и ощущение собственной неполноценности. Стоит отметить, что совместное участие детей-инвалидов в спортивных мероприятиях с их сверстниками позволяет преодолеть различные психологические барьеры, а также развеять стереотипы в отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья. 8. Социальная реабилитация. Цель социальной реабилитации - наиболее полное развитие у ребёнка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее активно проявляться. При этом важно, чтобы в процессе социальной реабилитации ребёнка с ОВЗ произошли изменения в восприятии своего собственного «Я» и окружающей действительности. Чтобы реализовать вышеназванные задачи специалист по социальной реабилитации должен владеть средствами и методами воздействия на ребёнка. Антипьева Н.В. считает, что «к средствам реабилитационного воздействия относятся различные виды деятельности, это может быть игровая, учебная и трудовая терапия; психологическая помощь: психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия; специальная помощь: игротерапия, арттерапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия ». Процесс социальной реабилитации протекает только в деятельности. Она обеспечивает познание ребёнком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Основными видами деятельности детей, в которых они наиболее полно развиваются, являются игра, учение и труд. «Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и взаимодействия людей. Игра является формой реализации активности и сферой жизнедеятельности, где ребёнок получает удовольствие. Воссоздаваемые в процессе реальные и воображаемые предметы, образы, игрушки помогают ребенку познать окружающий мир, приучают его к целенаправленной деятельности, способствуют развитию мышления, памяти, речи, эмоций» - считает Акатов Л.И. Хотелось бы отметить, особое значение для развития ребёнка имеет ролевая игра, потому что при распределении ролей в игре дети общаются друг с другом, в соответствии с принятыми ролями, осваивают социальное поведение, учатся взаимодействовать между собой. По мнению Дониной О.И. – «трудовая деятельность — это форма деятельности, нацеленная на производство определённых общественно-полезных продуктов и ценностей, удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека». Разновидностями труда в детском и подростковом возрасте выступает бытовой труд, труд в мастерских, труд по самообслуживанию. Учение - это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определённых знаний, навыков, умений. В ходе учебной деятельности ребёнок не только изучает опыт предшествующих поколений, но и учится управлять своими психическими процессами, у него вырабатываются навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей, а также умение выбирать. Учение подготавливает человека к трудовой деятельности. В практике социальной реабилитации широко распространены специальные виды помощи: игротерапия и арттерапия.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социальная работа, 48 страниц
1000 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 31 страница
250 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 30 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg