Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Особенности применения специальных дыхательных упражнений для профилактики нарушений дыхательной системы у студентов специальной медицинской группы

rock_legenda 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 31.03.2022
Объект исследования – процесс адаптивного физического воспитания студентов специальной медицинской группы с заболеваниями дыхательной системы. Предмет исследования – специальные дыхательные упражнения как средство адаптивной физической культуры студентов специальной медицин-ской группы с заболеваниями дыхательной системы. Цель исследования – теоретически обосновать эффективность приме-нения специальных дыхательных упражнений для профилактики нарушений дыхательной системы у студентов специальной медицинской группы. Гипотеза исследования. Предполагалось, что включение в процесс адаптивного физического воспитания специальных дыхательных упражнений будет способствовать профилактике нарушений дыхательной системы у сту-дентов специальной медицинской группы.
Введение

Актуальность исследования. Проблема улучшения эффективности и качества физического воспитания студентов всегда была предметом внимания педагогов [4, с.22]. Е.В. Каерова считает, что наиболее острой и требующей кардинального решения выступает проблема здоровья и физической подготовки студентов вузов, т.к. в целом продолжается дальнейшее ухудшение состояния здоровья учащейся молодежи. Поэтому особое значение приобретает проблема фор-мирования здорового поколения через совершенствование системы образова-ния [22, с.71]. По мнению ряда авторов Г.В. Крюковой, Л.В. Зиновьевой; О.В. Ши-манского, А.В. Козлова состояние здоровья студентов на сегодняшний день вызывает большое опасение. Интерес к оценке состояния здоровья студента вызван необходимостью методически грамотного выбора дозирования физи-ческих нагрузок на каждом конкретном занятии в соответствии с требования-ми программы по физической культуре. Эффективность управления процес-сом физического воспитания во многом зависит от опыта, объема знаний и квалификации педагога, проводящего занятия [30, с.126; 58, с.164]. В исследованиях Д.А. Королевой, М.Е. Шейкиной; И.Н. Шуваловой отмечено, что несмотря на то, что студенческая молодежь относится к услов-но здоровому слою населения, ее образ жизни связан с гиподинамией, непра-вильным питанием, значительным нервно-психическим напряжением. Поэто-му у студентов часто наблюдаются нарушения дыхательной, пищеваритель-ной и других систем организма, свидетельством чего являются неспецифиче-ские признаки – быстрая утомляемость, низкая работоспособность, раздражи-тельность, нарушения сна и др. [28, с.97; 59, с.26]. В научной работе Е.В. Перепелюковой показано, что одними из наибо-лее распространённых являются, разного рода нарушения в состоянии дыха-тельной системы. Как показывают многочисленные исследования, число сту-дентов, имеющих хронический тонзиллит, бронхит, гайморит, астму и т.п., в различных регионах России колеблется в пределах от 5% до 40% [43, с.41]. Авторы А.Р. Галимова, Е.В. Фадеев, Н.М. Попова считают, что в сту-денческой среде данная патология относится к числу стабильно прогрессиру-ющих – прирост в среднем составляет до 1,5% в год [10, с.40]. В научных исследованиях Е.Г. Ворониной, А.В. Киселева; А.А. Горело-ва, А.В. Лотоненко, О.Г. Румба; В.А. Горьковой выявлено, что организован-ные занятия физической культурой, предусмотренные вузовской программой, удовлетворяют лишь 25-30% общей суточной двигательной потребности сту-дентов [9, с. 32; 12, с.5; 13, с.123]. Ряд авторов М.В. Звягинцев, Е.В. Красильникова; С.Н. Кривсун; В.П. Сигида утверждают, что положение усугубляется отсутствием у большинства из студентов интереса к физической культуре. Это приводит к необходимости совершенствовать процесс физического воспитания, разрабатывать и внедрять новые подходы и технологии в работе со студентами, имеющими нарушения функций дыхательной системы [18, с.113; 29, с.47; 50, с.52]. Таким образом, проблема профилактики нарушений дыхательной си-стемы студентов является в настоящее время актуальной и, несмотря на опре-делённую исследованность, требует дальнейшей разработки.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕ-ДОВАНИЯ 6 1.1. Основные заболевания дыхательной системы у сту-дентов специальной медицинской группы 6 1.2. Особенности физического воспитания студентов с заболеваниями дыхательной системы 9 1.3. Применение специальных дыхательных упражнений для профилактики нарушений дыхательной системы у студентов специальной медицинской группы 13 РЕЗЮМЕ 23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Список литературы

1. Антонова, И.Н. Фитнес как средство формирования мотивации студен-ческой молодежи к занятиям физической культурой / И.Н. Антонова //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 10. – С. 8-15. 2. Баишева, А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учебное пособие / А.А. Баишева. – М.: КНОРУС, 2013. – 304 с. 3. Бородулина, О.В. Показатели физической кондиции как ориентиры для проектирования физкультурно-оздоровительных занятий со студентка-ми специальных медицинских групп / О.В. Бородулина // Педагогиче-ское образование в России. – 2014. – № 7. – С. 17-20. 4. Буков, Ю.А. Возможности оптимизации учебного процесса по физиче-скому воспитанию студентов специальной медицинской группы / Ю.А. Буков // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 3. – С. 22-23. 5. Валеев, Н.М. Физическая реабилитация больных с заболеваниями орга-нов дыхания / Н.М. Валеев. – М.: РГУФК, 2009. – 81 с. 6. Васильев, Т.Э. Начала Хатха-йоги / Т.Э. Васильев. – М.: Прометей, 2013. – 232 с. 7. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студен-та: учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: КНОРУС, 2013. – 240 с. 8. Воробьев, О.И. Применение упражнений восточных оздоровительных систем (хатха-йоги) для студентов специальных медицинских групп / О.И. Воробьев // Научный альманах. – 2016. – № 2 (16). – С. 75-78. 9. Воронина, Е.Г. Современные физкультурно-оздоровительные техноло-гии в работе со студенческой молодежью / Е.Г. Воронина, А.В. Киселев // Современные здоровьесберегающие технологии. – 2017. – № 4. – С. 32-42. 10. Галимова, А.Р. Факторы риска развития заболеваний легких, туберку-леза у студентов / А.Р. Галимова, Е.В. Фадеев, Н.М. Попова // Актуаль-ные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2018. – № 1. – С. 40-42. 11. Гильфанова, Е.К. Особенности применения дыхательных упражнений для студентов с отклонениями в состоянии здоровья / Е.К. Гильфанова, А.А. Шибаева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – № 13. – С. 72-74. 12. Горелов, А.А. Двигательная активность и здоровье студенческой мо-лодежи России / А.А. Горелов, А.В. Лотоненко, О.Г. Румба // Культура физическая и здоровье. – 2010. – № 2. – С. 4-8. 13. Горькова, В.А. К проблеме использования здоровьесберегающих тех-нологий в российских вузах / В.А. Горькова // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. – 2016. – № 2 (30). – С. 122-126. 14. Гущина, Л.Ю. Организация двигательной активности - условие здоро-вого образа жизни студентов / Л.Ю. Гущина, М.Ю. Славнова // Омский научный вестник. – 2012. – № 2 (106). – С. 187-189. 15. Дробышева, С.А. Адаптивное физическое воспитание студентов, име-ющих отклонения в состоянии здоровья: учебно-методическое пособие / С.А. Дробышева. – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2015. – 83с. 16. Дробышева, С.А. Методические рекомендации по подготовке, написа-нию и оформлению выпускной квалификационной работы: учебно-методическое пособие / С.А. Дробышева, И.Н. Иванов, В.А. Балуева. – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2015. – 57 с. 17. Евсеева, О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2013. – 388 с. 18. Звягинцев, М.В. Технология личностно-ориентированной физической культуры как средство физической подготовки студентов отнесённых к специальной медицинской группе в условиях университета / М.В. Звя-гинцев, Е.В. Красильникова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 5. – С. 111-118. 19. Иванова, Н.Н. Лучшие дыхательные гимнастики / Н.Н. Иванова. ? Ро-стов н/Д: Феникс, 2014. – 320 с. 20. Игнатьева, Т.П. Практическая Хатха-йога. Гармонизирующие комплек-сы / Т.П. Игнатьева. – СПб.: Нева, 2013. – 128 с. 21. Ишмухаметов, М.Г. Йога в физической культуре и спорте: учебное по-собие / М.Г. Ишмухаметов. – Пермь: ПГУ, 2012. – 160 с. 22. Каерова, Е.В. Технология сохранения здоровья студенческой молоде-жи в условиях вуза / Е.В. Каерова // Наука. Образование. Личность. – 2013. – № 1. – С. 70-74. 23. Казьмин, В.Д. Дыхательная гимнастика / В.Д. Казьмин. ? Ростов-н/Д: Феникс, 2010. – 224 с. 24. Калинина, И.Ф. Оздоровительная направленность занятий физической культурой и их влияние на функциональное состояние организма сту-дентов / И.Ф. Калинина // Социология. – 2016. – № 3. – С. 199-203. 25. Капленко, О.М. Дыхательные практики как вспомогательный компонент в профилактике заболеваний и управлении эмоциональным состоянием в процессе обучения в вузе / О.М. Капленко // Физическое воспитание студентов. – 2016. – № 2. – С. 124-128. 26. Киселенко, Т.Е. Болезни органов дыхания / Т.Е. Киселенко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 288 с. 27. Колпакова, Е.М. Двигательная активность и её влияние на здоровье че-ловека / Е.М. Колпакова // Здоровье человека, теория и методика физи-ческой культуры и спорта. – 2018. – № 1 (8). – С. 94-109. 28. Королева, Д.А. Влияние образа жизни на здоровье студентов / Д.А. Ко-ролева, М.Е. Шейкина // Наука и образование сегодня. – 2018. – № 1 (24). – С. 96-99. 29. Кривсун, С.Н. Методические основы занятий физической культурой студентов с ослабленным здоровьем / С.Н. Кривсун // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 11 (16). – С. 46-49. 30. Крюкова, Г.В. Планирование, методика и технологии обучения студен-тов специальной медицинской группы / Г.В. Крюкова, Л.В. Зиновьева // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2014. – № 31. – С. 125-129. 31. Кузьмин, В.А. Обоснование эффективности занятий по оздоровитель-ной методике для студентов со сниженным уровнем двигательной под-готовленности / В.А. Кузьмин, Ю.А. Копылов // Физическое воспитание студентов. – 2015. – № 6. – С. 43-49. 32. Лайделл, Л. Новая книга по йоге: поэтапное руководство /Л. Лай-делл. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 192 с. 33. Литвинова, С.А. Инновационные здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания вуза / С.А. Литвинова // Теория и прак-тика общественного развития. – 2014. – № 8. – С. 76-78. 34. Мещеряков, А.В. Роль двигательной активности в формировании им-мунитета и снижении заболеваемости студентов разных соматотипов / А.В. Мещеряков // Социология. – 2015. – № 2. – С. 180-184. 35. Милюкова, И.В. Лечебная гимнастика при заболеваниях органов дыха-ния / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова. – М. Эксмо, 2014. – 66 с. 36. Наговицын, Р.С. Дыхательная гимнастика на занятиях физической куль-турой в вузе / Р.С. Наговицын // Адаптивная физическая культура. – 2011. – Т. 46. – № 2. – С. 46-49. 37. Никитенко, Ю.В. Комплексное использование нетрадиционных средств физической культуры в физическом воспитании студентов с ослаблен-ным здоровьем / Ю.В. Никитенко // Физическое воспитание студентов. – 2016. – № 5. – С. 13-16. 38. Николаева, И.В. О некоторых психолого-педагогических и медико-биологических особенностях физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем / И.В. Николаева // Альманах мировой науки. – 2017. – № 2 (17). – С. 48-50. 39. Николаева, М. Практика хатха-йоги / М. Николаева. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 96 с. 40. Оплетин, А.А. Создание педагогической системы саморазвития лично-сти студента в условиях компетентностного подхода на занятиях физи-ческой культурой / А.А. Оплетин, З.М. Кузнецова // Омский научный вестник. – 2014. – № 4 (131). – С. 129-132. 41. Орлова, Л. Йога для всех / Л. Орлова. – Минск: Харвест, 2007. – 145 с. 42. Перегудова, Н.В. Дыхательная гимнастика как средство общей вынос-ливости и иммунитета / Н.В. Перегудова // Инновационная наука. – 2015. – № 1. – С. 152-155. 43. Перепелюкова, Е.В. Мониторинг функционального состояния и физи-ческой подготовленности студентов специальной медицинской группы / Е.В. Перепелюкова // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 3. – С. 41-43. 44. Пискунов, В.А. Здоровый образ жизни: учебное пособие / В.А. Писку-нов, М.Р. Максиняева. – М.: МПГУ, 2012. – 86 с. 45. Постол, О.Л. Дыхательная гимнастика йогов на занятиях по физиче-ской культуре в вузе в целях профилактики заболеваний / О.Л. Постол // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – № 2 (4). – С. 365-368. 46. Рязанова, Е.А. Физическая культура в вузе для студентов с ослаблен-ным здоровьем / Е.А. Рязанова // Творчество и современность. – 2017. – № 1 (2). – С. 108-113. 47. Саввина, Н.П. Адаптивная физическая культура в учебном процессе со студентами специальных медицинских групп (бронхиальная астма) / Н.П. Саввина, А.В. Волокитин // Вестник Липецкого государственного технического университета. – 2017. – № 4 (34). – С. 86-90. 48. Сбитнева, О.А. Использование дыхательной гимнастики для оздоровле-ния студентов / О.А. Сбитнева // Аллея науки. – 2017. – Т. 2. – № 15. – С. 655-658. 49. Сбитнева, О.А. Ходьба как средство оздоровительной направленности в учебной деятельности студентов / О.А. Сбитнева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – № 1. – С. 18-21. 50. Сигида, В.П. Организация двигательной активности - условие здорово-го образа жизни студентов / В.П. Сигида // Физическое воспитание сту-дентов. – 2017. – № 3. – С. 51-55. 51. Скупченко, Е.А. Физическое воспитание студентов специальных меди-цинских групп: проблема и пути решения / Е.А. Скупченко // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 3 (46). – С. 36-38. 52. Скурихина, Н.В. Фитнес-йога как современная технология укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья студенток специальных медицинских групп / Н.В. Скурихина // Физическое воспи-тание студентов. – 2016. – № 2. – С. 24-31. 53. Трухачев, В.И. К вопросу организации учебно-педагогического процес-са специального медицинского отделения / В.И. Трухачев, М.В. Осы-ченко, В.С. Скрипкин // Вестник АПК Ставрополья. – 2015. – № 2 (18). – С. 337-342. 54. Ферштайн, Г. Энциклопедия йоги / Г. Ферштайн. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 768 с. 55. Физическое воспитание студентов специального медицинского отделе-ния в вузе: учебно-методическое пособие / под ред. В.В. Пулиной. – Владимир: ВлГУ, 2014. – 79 с. 56. Черных, З.Н. Занятия спортом как средство борьбы со стрессом у сту-дентов / З.Н. Черных, Т.М. Борисенко // Вестник Шадринского государ-ственного педагогического университета. – 2016. – № 2 (30). – С. 82-88. 57. Шепель, С.П. Анализ научных исследований по фитнес-технологиям в физическом воспитании студентов / С.П. Шепель, И.Н. Моторин, Ю.В. Шакирова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2017. – № 1 (11). – С. 284-288. 58. Шиманский, О.В. Программно-содержательное обеспечение процесса физкультурного образования студентов специальной медицинской группы / О.В. Шиманский, А.В. Козлов // Успехи современной науки. – 2017. – Т. 1. – № 4. – С. 163-166. 59. Шувалова, И.Н. К вопросу о состоянии соматического здоровья и фи-зической реабилитации студентов педагогического профиля в совре-менных условиях / И.Н. Шувалова // Гуманитарные науки. – 2015. – № 2 (30). – С. 24-29. 60. Шутова, Т.Н. Содержание атлетической гимнастики и фитнеса в физи-ческом воспитании студентов специальных медицинских групп / Т.Н. Шутова, О.В. Везеницын // Известия Тульского государственного уни-верситета. Физическая культура. Спорт. – 2015. – № 4. – С. 70-76.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Основные заболевания дыхательной системы у студентов спе-циальной медицинской группы В последние десятилетия значительно уменьшились заболеваемость и смертность молодежи от острых болезней органов дыхания. Однако наряду с этим у подростков, юношей и девушек отмечается увеличение хронических неспецифических заболеваний легких. К важнейшим из них относят хрониче-скую пневмонию и бронхиальную астму [59, с.26]. Хроническая пневмония – это термин, которым определяют хрониче-ские воспалительные поражения комплекса «бронхи-легочная паренхима», поскольку в формировании хронического воспалительного процесса в легких ведущее значение принадлежит бронхиту [5, с.23]. В ряде случаев под влиянием вирусных инфекций (корь, коклюш) в легких возникают воспалительные процессы, на фоне которых развиваются глубокие повреждения бронхиального дерева, сопровождающиеся выпячива-нием стенки бронха и образованием полости или ниши – бронхоэктаза. Наступившие повреждения бронхо-легочной ткани становятся в дальнейшем фактором, который при снижении общей реактивности организма облегчает развитие дальнейших повреждений и переход острого процесса в хрониче-ский [5, с.26]. Проявления хронической пневмонии нередко малочисленны: кашель, чаще влажный, со скудной мокротой и хрипами в легких. Повышения темпе-ратуры обычно кратковременны и отмечаются лишь в периоды обострений хронического воспалительного процесса. Ведущим клиническим симптомом у студентов с этим заболеванием является дыхательная недостаточность, ко-торая проявляется в виде одышки в покое или при небольшой физической нагрузке [5, с.28]. Нарастающая дыхательная недостаточность усиливается при обостре-нии заболевания, особенно если оно приобретает затяжное течение или осложняется эмфиземой легких. В отдельных случаях при этом одышка, пе-риодически возрастая, приобретает черты астматического приступа, но в от-личие от последнего не купируется введением бронхолитических препаратов или кортикостероидов. Такие состояния способствуют формированию нару-шений функции сердечно-сосудистой системы, конечным выражением чего является синдром легочного сердца. Развитие легочного сердца обусловлено повышением кровяного давления в системе малого круга кровообращения, которое в свою очередь является результатом ухудшения бронхиальной про-водимости и развития гипоксических состояний. В ухудшении функциональ-ного состояния сердца определенная роль принадлежит также непосредствен-ному влиянию на сердечную мышцу кислородной недостаточности и токси-коинфекционных факторов [5, с.38]. Бронхиальная астма – самое распространенное аллергическое заболе-вание. В последние десятилетия отмечают рост числа аллергических заболе-ваний среди детей и молодежи, что становится одной из важных причин нарушения состояния здоровья и инвалидности этого контингента населения [26, с.64]. В развитии бронхиальной астмы существенное значение принадлежит наследственной предрасположенности к аллергическим состояниям, причем наследуется не само заболевание, а лишь повышенная уязвимость организма к воздействию факторов, способных вызвать аллергические реакции. Не мень-шее, чем наследственная предрас¬положенность, значение имеют неблагопри-ятные внешние воздействия, без которых генетический фактор не может реа-лизоваться [26, с.68]. Реакция антиген-антитело, лежащая в основе любого аллергического за-болевания, при бронхиальной астме протекает в бронхо-легочной ткани. Воз-никающий в ре¬зультате этой реакции спазм гладкой мускулатуры мелких бронхов и бронхиол, а также отек их слизистой оболочки, выделение вязкого секрета в просвет бронхиол и бронхов лежат в основе клинической картины этого заболевания [26, с.79]. По своему клиническому течению бронхиальная астма может быть: ? типичной, т.е. характеризоваться выраженными приступами удушья или резкого, внезапно разви¬вающегося так называемого пароксизмального затруднения дыхания при вздутии легких, астматическим бронхитом; ? атипичной, т.е. с приступами упорного спаз¬матического кашля, расши-рения легких, но без приступов удушья [7, с.115]. Тяжесть заболевания определяется не только частотой приступов и глу-биной происходящих во время приступов нарушений дыхательной функции, но и состоянием студента в межприступном периоде. Это состояние в свою очередь зависит от выраженности функциональных нарушений различных ор-ганов и систем (сердечно-сосудистой и нервной системы, процессов обмена веществ, физического развития), а также от общего состояния, уровня физи-ческой работоспособности и психоэмоциональной устойчивости организма [7, с.127]. Одним из ведущих признаков заболевания является одышка. Дыхание становится ослабленным. На всем протяжении легких выслушиваются выра-женные сухие, обычно свистящие хрипы (на высоте приступа к ним присо-единяются и влажные хрипы) [10, с.40]. Глубокие нарушения дыхательной функции во время приступа бронхи-альной астмы приводят к резко выраженной гипоксемии, накоплению в тка-нях, крови и моче недоокисленных продуктов обмена веществ [11, с.72]. Ослабление окислительных процессов в миокарде, развивающееся в ре-зультате дыхательной недостаточности, а также повышенное кровяное давле-ние в легких снижают функциональные возможности сердечной мышцы и нарушают регуляцию сердечно-сосудистой системы не только в малом, но и в большом круге кровообращения [24, с.199]. Гипоксические изменения мозга проявляются в нарушении координации движений, легкости развития обморочных состояний, в головных работоспо-собности, ухудшении настроения и сна [24, с.200]. Нередко бронхиальная астма сопровождается воспалительными процес-сами миндалин и носоглотки, которые во многих случаях имеют также аллер-гическую природу. Такое сочетание усугубляет течение основного заболева-ния и ослабляет организм. Часто обнаруживаются сопутствующие аллергиче-ские заболевания кожи (аллер¬гические дерматозы, экземы, крапивница, отек Квинке и др.), свидетельствующие о высокой степени сенсибилизации всего организма [25, с.126]. 1.2. Особенности физического воспитания студентов с заболевания-ми дыхательной системы Решающее значение в мерах профилактики патологических изменений, развивающихся при хронической пневмонии, принадлежит воздействиям, направленным на улучшение функции дыхания и прежде всего используемым с этой целью дыхательным упражнениям [35, с.21]. Профилактика бронхиальной астмы направлена на купирование присту-пов и создание условий, затрудняющих их развитие. В межприступном пери-оде главное, на что должны быть направлены лечебные воздействия, его де-сенсибилизация организма, повышение его общей и специальной - к воздей-ствию аллергенов - сопротивляемости и укрепление организма [35, с.48]. Наиболее мощным профилактическим средством, способным предот-вратить заболевание бронхиальной астмой или снизить выраженность патоло-гических процессов при уже развившемся заболевании, является адаптивная физическая культура, включающая использование целенаправленных физиче-ских упражнений и факторов закаливания [47, с.87]. Ведущим принципом использования физических упражнений при забо-леваниях органов дыхания является улучшение механизмов регуляции респи-раторной функции [42, с.152]. Такая направленность воздействий определяется несколькими сообра-жениями: • Во-первых, нарушения механизма регуляции дыхания имеют место при любом за¬болевании этой функции. Каждый патологический процесс независимо от его характера (инфекционный, инфекционно-аллергический или чисто аллергический) повреждает регуляторные ме-ханизмы дыхания, и степень общих нарушений в организме определяет-ся прежде всего тем, насколько выражены повреждения этих механиз-мов [46, с.109]. • Во-вторых, при помощи специальных физических упражнений оказы-вается возможным непосредственно воздействовать на деятельность механизмов, управляющих дыханием. Будучи единственной из вегета-тивных функций, которая подчиняется произвольной регуляции, дыха-ние позволяет за счет использования специальных упражнений и систем тренировки изменять в необходимых пределах важнейшие параметры легочной вентиляции, а через них воздействовать на особенности кис-лородных режимов организма и процессы тканевого дыхания [48, с.656]. Основная цель применения специальных упражнений при болезнях ор-ганов дыхания улучшение дыхательной функции [35, с.11]. Применяемые в процессе физического воспитания студентов специаль-ные упражнения должны способствовать решению следующих задач: ? содействие нормализации функций центральной нервной системы (сни-жение ее повышенной реактивности); ? улучшение газообмена в легких за счет формирования правильного ме-ханизма и структуры дыхательного акта (развитие правильного ритми-ческого дыхания с достаточной глубиной), а в случае предрасположен-ности к астме – дыхание с акцентом на выдохе (особенно для больных бронхиальной астмой, обструктивным бронхитом); ? содействие приспособлению дыхательного аппарата к физическим нагрузкам: • укрепление дыхательной мускулатуры; • расслабление мышц туловища (закрепление которых приводит к непра-вильному дыханию); • устранение деформации грудной клетки и позвоночника; • укрепление мышц брюшного пресса; ? улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы, усиление кро-во- и лимфообращения (с целью ускорения рассасывания или удаление экссудата); ? обеспечение общей тренировки организма (с целью повышения не спе-цифической сопротивляемости организма) [35, с.15]. При организации занятий в СМГ со студентами, имеющими заболевания дыхательной системы, применяются: o общетонизирующие упражнения, которые усиливают дыхание; o специальные упражнения – совершенствуют механизм дыхания и коор-динацию дыхания и движения [55, с.27]. Общетонизирующие упражнения, улучшая функцию всех органов и си-стем, оказывают активизирующее влияние и на дыхание. Для стимуляции функции дыхательного аппарата используются упражнения умеренной и большой интенсивности. В случаях, когда эта стимуляция не показана, при-меняются упражнения малой интенсивности. Следует учесть, что выполнение необычных по координации физических упражнений может вы-звать наруше-ние ритмичности дыхания; правильное сочетание ритма движений и дыхания при этом установится лишь после многократных повторений движений. Вы-полнение упражнений в быстром темпе приводит к увеличению частоты ды-хания и легочной вентиляции, сопровождается усиленным вымыванием угле-кислоты (гипокапнией) и отрицательно влияет на работоспособность [55, с.28]. Специальные упражнения подбираются в зависимости от нарушенных функций и направлены на укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плев-ральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в лег-ких, совершенствуют механизм дыхания и координации дыхания и движений [55, с.30]. Для увеличения вентиляции в различных участках легких важен выбор исходного положения. При заболеваниях органов дыхания чаще всего нару-шается выдох. В связи с этим дыхательные упражнения необходимо выпол-нять в медленном темпе, с удлинением фазы выдоха. При помощи дыхатель-ных упражнений можно произвольно изменять частоту дыхания, для чего применяются упражнения в произвольном урежении дыхания [48, с.657]. Дополнительное сопротивление (надувание резиновых шариков и т.п.) уменьшает частоту дыхания, увеличивает его глубину и активизирует работу дыхательных мышц [37, с.15]. Усиление выдоха достигается наклоном головы вперед, сведением плеч, опусканием рук, наклоном туловища вперед и т.п. [36, с.47]. Дыхательные упражнения в сочетании с наклоном туловища в сторону способствуют расслаиванию или растягиванию плевральных спаек, с произне-сением звуков на выдохе – снятию бронхиального спазма [36, с.48]. Упражнения на расслабление помогают нормализовать течение нервных процессов, уменьшить возбуждение дыхательного центра, выровнять тонус дыхательной мускулатуры и снять патологические спазмы [25, с.201]. Используются дыхательные упражнения для увеличения подвижности грудной клетки, восстановления полноценного дыхания и формирования уме-ния управлять дыхательным актом. Необходима тренировка удлиненного вы-доха, диафрагмального дыхания и укрепление мышц брюшного пресса для улучшения фазы выдоха. Рекомендуется применять дыхательные упражнения с произнесением на выдохе согласных и гласных звуков: р, ж, ш, с, у, о, а, е, и в сочетании с расслаблением мускулатуры [19, с.87]. Упражнения для конечностей и туловища, а также упражнения в рас-слаблении рекомендуется сочетать с массажем грудной клетки и мышц надплечья [19, с.132]. Если нет осложнений, можно использовать плавание, ходьбу, лыжи, ка-тание на коньках, атлетические упражнения, спортивные игры [60, с.71]. Противопоказаны упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания [60, с.70]. Особое значение при заболеваниях органов дыхания имеет четкое со-блюдение требований санитарно-гигиенических условий занятий и специаль-ных требований к климату и микроклимату помещений: • нельзя проводить занятия, когда воздух загрязнен и чрезмерно увлаж-ненный; • на открытой местности зимой занятия не должны проводиться при тем-пературе ниже – 15 °С и высокой влажности; • недопустимы сильные охлаждения и перегревания [53, с.339]. 1.3. Применение специальных дыхательных упражнений для про-филактики нарушений дыхательной системы у студентов специальной медицинской группы История йоги уходит своими корнями в древние времена. «Йога» в пе-реводе с санскрита означает «связь», «единение» [39, с.3]. Существует восемь последовательных аспектов учения: 1. Этические принципы или общие нравственные требования (яма). 2. Принципы поведения и дисциплины (нияма). 3. Работа с телом (практика асан). 4. Ритмический контроль дыхания (пранаяма). 5. Освобождение ума от влияния чувств и внешних раздражителей (пратъя¬хара). 6. Концентрация (дхарана). 7. Медитация (дхъяна). 8. Сверхсознание (самадхи) [39, с.16]. Хатха-йога – это учение о физической гармонии, достигаемой с помо-щью физиче¬ских способов воздействия на организм (питание, дыхание, асаны, и др.), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выпол¬нения асан) [52, с.26]. Классической хатха-йогой является йога Шри Б.К.С. Айенгара. Хатха-йога начинается с тела и ведет к вершине самосозна¬ния. Всемирно известный учитель йоги из Индии – Шри Б.К.С. Айенгар соз¬дал метод обучения йоге, который, благодаря своим особенностям на сегодняшний день является од-ним из са¬мых распространенных в мире [41, с.8]. Практика йоги по методу Б.К.С. Айенгара отличается точностью, согла-со¬ванностью движений и безопасностью пребывания в позе. Она развивает гибкость, силу, выносливость и воспитывает уравновешенность [41, с.18]. Особенности йоги по методу Айенгара: ? статичная практика асан, симметрия, тщательное выравнивание, тонкая и глубокая работа в позе. Длительное пребывание в позе увеличивает ее воз¬действие на мышцы, связки, суставы, внутренние органы, системы и клетки, а также на эмоциональное состояние и ум; ? постепенное развитие практики, переход от более простых поз к более сложным позам по мере того, как тело и сознание становятся готовыми к их выполнению (в начале занятия выполняются позы стоя, затем скрученные или направленные на раскрытие определенных участков те-ла (грудная клетка, тазобедренные суставы, пр.), переверну¬тые (вроде стойки на голове, на руках), в конце идут асаны, позволяющие плавно подвести человека к окончанию урока, который заканчивается рас-слабляющей позой). Позы удерживаются от 30 се¬кунд до минуты, пере-вернутые могут фиксироваться у продвинутых зани¬мающихся до 3–5 минут; ? использование разнообразных вспомогательных материалов (мягких вали¬ков, деревянных брусков, подставок разной высоты и формы, оде-ял, коври¬ков, стульев, ремней и веревок), которые позволяют с самого начала пра¬вильно расположить тело в пространстве и создать опору, которая абсолютно необходима для правильного развития и стабильно-сти позы [41, с.39]. Основные правила занятия йогой: • Время. Утренние часы перед завтраком считаются наилучшим време¬нем для занятий, но можно заниматься в любое другое время. Необходи-мым условием является свободный желудок, то есть начинать занятия следует не ранее чем через 3–4 часа после еды. Нужно практиковать йо-гу в одно и то же время каждый день или 5–6 раз в неделю. • Место. Выполнять упражнения следует на полу, застелив его ковром или одеялом. Не рекомендуется делать упражнения на кровати или дру-гой мягкой поверхности. Место занятий должно быть сухим, чистым и хорошо проветриваемым. В помещении должно быть тихо, но допу-стимо, если зву¬чит спокойная мелодичная музыка. • Отдых, или релаксация. Существует два вида отдыха в йоге: корот¬кий и длительный. Продолжительность короткого отдыха – 6-7 секунд. Он необходим в интервалах между исполнением одной и той же асаны. Или ме¬жду двумя различными асанами. Короткий отдых после завер-шения асаны предполагает выполнение двух дыхательных циклов. Дли-тельный отдых необходим после окончания комплекса. Продолжи-тельность его равна четверти длительности всего занятия. Лучше всего отды¬хать в Шавасане – позе полного расслабления.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Физическая культура, 25 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 31 страница
450 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 21 страница
250 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 25 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg