Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Выявление школьных трудностей у обучающихся с особенностями развития в общеобразовательной организации с использованием метода наблюдения

rock_legenda 3240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 108 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 31.03.2022
Объект исследования: особенности развития обучающихся начальных классов в общеобразовательном учреждении, испытывающих школьные трудности. Предмет исследования: диагностический процесс, направленный на изучение особенностей обучающихся начальных классов с трудностями в усвоении образовательных программ, с использованием метода наблюдения. Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что метод наблюдения является необходимым инструментом для своевременного выявления обучающихся с особенностями развития, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ. Своевременное выявление школьных трудностей даст возможность учителю и специалистам сопровождения разработать необходимые коррекционно-педагогические мероприятия для их преодоления. Задачи исследования: 1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме обучения детей, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ начального общего образования. Провести анализ проблемы и сделать выводы. 2) Разработать диагностическую программу для изучения школьных трудностей обучающихся начальных классов общеобразовательной школы с использованием метода наблюдения и экспериментальных методик. 3) Провести экспериментальное исследование с целью выявления особенностей развития обучающихся начальных классов и изучения причин школьных трудностей. 4) Провести качественно-количественный анализ полученных данных. 5) Разработать методические рекомендации к коррекционно-педагогической работе по преодолению школьных трудностей обучающихся начальных классов. В соответствии с поставленными целями и задачами в работе использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение за детьми, анкетирование родителей, изучение педагогической и медицинской документации, качественный и количественный анализ полученных данных. обуче Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены научные сведения об обучающихся с особенностями развития, испытывающих трудности в обучении в общеобразовательных организациях; изучены семьи, воспитывающие детей с ТНР и ЗПР; на основе проведенного психолого-педагогического исследования были разработаны методические рекомендации родителям и педагогам образовательной организации, а также составлен план коррекционно- развивающих занятий со специалистами службы сопровождения. Теоретико-методологические основы исследования: Данной проблемой занимались зарубежные и отечественные психологи (3. Фрейд, К. Хорни, Л. Фестингер, К. Роджерс, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Л.С. Славина, А.И. Захаров). Также исследования известных психологов В.В. Давыдова, С.Ф. Жуйкова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина показали, что у младших школьников имеются значительные резервы и возможности психологического развития, проявлению которых способствует проблемное обучение. Практическая значимость настоящего исследования состоит в разработанном диагностическом комплексе с использованием метода наблюдения и методических рекомендаций, направленные на использование результатов наблюдения, которые помогут учителю и специалистам сопровождения разработать направления и формы коррекционной работы по преодолению школьных трудностей у обучающихся начальной школы. Они будут так же полезны и родителям детей младшего школьного возраста для их включения в процесс коррекционно-педагогической работы. Положения выносимые на защиту: 1) Результаты изучения особенностей развития обучающихся начальных классов, полученные с помощью метода наблюдения, показывают необходимость психолого-педагогического сопровождения детей, испытывающих трудности в обучении, в общеобразовательной организации; 2) Своевременная работа учителя, службы сопровождения и семьи по преодолению школьных трудностей у учащихся начальных классов даст возможность успешной адаптации детей с трудностями в обучении в школьной среде и освоения основной общеобразовательной программы НОО. Базой нашего исследования стало Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1568 имени Пабло Неруды». Участниками нашего исследования стали учащиеся первого класса в составе 31 человека: среди них 15 девочек и 16 мальчиков. В возрасте: 6 лет – 1 человек, 7 лет – 24 человека, 8 лет – 6 человек. Также в исследовании приняли участие 31 родитель этих учеников. Организация исследования: Исследование проводилось с января 2020 до декабря 2021 Апробация работы. Научно-теоретические и практические результаты диссертационного исследования прошли апробацию в процессе обсуждения на научно-практической конференции МГПУ «Теория и практика непрерывного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в современном образовательном пространстве» 25 февраля 2021 года. Основные положения и материалы диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора: «Теория и практика непрерывного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в современном образовательном пространстве». Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников (101 наименований), 2 приложения. Обьем диссертации составляет 111 страниц.
Введение

Актуальность нашего исследования в том, что в настоящее время среди обучающихся младших классов общеобразовательной школы достаточно много детей, которые по разным причинам испытывают трудности в усвоении образовательных программ. Перед учителем начальной школы стоит важнейшая задача установления причин пониженной успеваемости этих детей и преодоления трудностей в обучении у младших школьников. Метод наблюдения является инструментом, с помощью которого учитель и специалисты сопровождения образовательной организации могут установить объективные причины школьных трудностей и подобрать необходимые инструменты коррекционного воздействия. В свете последних событий одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ [96] определяет вариативные условия, цели, содержание в разработке адаптированных основных общеобразовательных программ, а также способы и средства достижения образовательных результатов. Достаточная эффективность реализации задач образования и коррекции нарушений развития возможна только при создании определенных условий для работы междисциплинарной команды специалистов, включающей учителей, логопедов, психологов, учителей-дефектологов и администрации образовательной организации. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников школьном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей. Для этого общеобразовательные учреждения оснащаются необходимыми оборудованиями для создания условий успешного воспитания и обучения детей с особенностями в развитии, а также для работы специалистов службы сопровождения и педагогов образовательной организации. Чтобы помощь ребенку в преодолении трудностей в обучении, педагогу необходимо вести воспитательную работу, отвечающую запросам общества, создавать более эффективные условия для адаптации к школе, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании и моделировать учебный процесс. чтобы он был ближе к конкретному ученику. Для изучения особенностей развития учеников нужны простые, не трудоемкие, интересные для учеников и, в то же время надежные, методы. К таким методам относится метод наблюдения, так как он дает возможность увидеть ученика в естественных условиях. С помощью этого метода снимается ситуация индивидуальной проверки, поскольку педагогическое наблюдение проводится знакомым учителем, непосредственно на занятиях, а это позволяет получить много дополнительной информации об учениках. Метод педагогического наблюдения — это организованное изучение педагогического процесса в естественных условиях. С помощью педагогического наблюдения педагог может оценить интеллектуальные и волевые качества, способности учащихся, их способность оперировать информацией, логично, систематично и последовательно излагать мысли. Наблюдение за эмоциональными реакциями ученика поможет понять его мотивацию. Определяя тип мотивации, учитель получает возможность обеспечить адекватное педагогическое воздействие на ребенка [71]. Наблюдение - надежный метод, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку на ребенка. Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. В рамках психологического исследования целью наблюдения является изучение ребенка как носителя определенных психолого-педагогических характеристик и сравнение результатов наблюдения с известными признаками нарушений развития у детей. [65]. В связи с этим была определена тема исследования: «Выявление школьных трудностей у обучающихся с особенностями развития в общеобразовательной организации с использованием метода наблюдения». Рассмотрение вопросов, связанных с данной темой, имеет как теоретическое, так и практическое значение. Таким образом, проблема исследования будет заключаться в следующем: каковы должны быть условия для эффективного выявления проблем обучения учащихся общеобразовательных учреждений? В связи с этим была сформулирована цель исследования –выявление обучающихся, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ в общеобразовательной организации с использованием метода наблюдения и разработка технологий коррекционной работы с ними.
Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3 ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………...…9 1. 1 Понятие о школьных трудностях обучающихся в начальной школе...…9 1.2 Наблюдение как основной метод изучения детей с особенностями развития……………………………………………………………………..……41 1.3 Роль метода наблюдения в выявлении проблем обучения в начальной школе………………………………………………………………………..……53 Выводы по первой главе…………………………………………………..….…58 ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……………………....………59 2.1 Характеристика участников и методов исследования……………………59 2.2 Методика выявления школьных трудностей у обучающихся начальной школы с особенностями развития.…………………………………...…………61 2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента, полученных с помощью метода наблюдения…………………………………..………………72 Выводы по второй главе…………………………..…………………………….85 ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………...…86 3.1 Методические рекомендации к использованию результатов наблюдения в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с особенностями развития в общеобразовательной организации……………………………..…86 Выводы по третьей главе…………………………………………..……………95 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……...…96 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..……..………99 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………...…………………108
Список литературы

1. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; под общей редакцией Н. В. Лалетина; Сибирский Федеральный университет, Красноярск гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 71 – 95 с. 2. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. В кн.: Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1960. – 254 с. 3. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности 4. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: 5. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников // Советская педагогика. №1. 1972. С. 15-18. 6. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростов-на-Дону, 1972. 325 с. 7. Бабанский Ю.К. Школа, семья и общественность в предупреждении неуспеваемости школьников. М., 1972. 243 с. 8. Бажукова О.А. Современные реалии и перспективы развития дефектологического и инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. 48–51 с. 10. Белкин А.С. Начальные формы педагогической запущенности у младших школьников. // Начальная школа, 1976. № 4. 34-37 с. 11. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. 12. Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. произв. М., 1961. 134 с. 13. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М., 1987. Т. 1. С. 78-81. 14. Боденко Б.Н. Реализация психологического содержания теста Керна-Йирасека в диагностической практике // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988. С. 35-47. 15. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников // Известия АПН РСФСР. №36. 1951. С. 12-15. 16. Большакова, Ю. В. Психолого-педагогические особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве / Ю. В. Большакова. Москва: Педагогика, 2002. 349 с. 17. Бондаренко С.М. Почему детям трудно учиться? М., 1976. Вып. 2 120 с. в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М. : Ось-89, 1997. 224 с. 18. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др.; Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 19. Власова Т.В., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. 78 с. 20. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой и [др.] Москва: Педагогика, 2004. 21. Возрастная и педагогическая психология (Учебное пособие для студентов педагогических институтов). / Под ред проф. А.В. Петровского. М.: 1973. 246 с. 22. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. / Под ред. Бабанского Ю.К. Ростов-на-Дону, 1972. 23. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М.: АПН РСФСР, 1954. 187 с. 24. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1989. 25. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. СПб. : Питер, 2006. 80 с. 26. Гончаренко Т.Г. Неуспевающие дети. Причины трудностей в обучении. // Материалы сайта / http://uaua.info/content/articles/719.html. 27. Гохлернер Г. Время, пространство и мозг. // Наука и жизнь, 1984 № 6.– С. 23-29. 28. Гуткина И. Н. Психологическая готовность к школе. СПб. : Питер, 2004. 208 с. 29. Гуткина Н.И. Зона ближайшего развития и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1989. С. 13-23. 30. Даминова М.П. Как можно помочь ученику избавиться от «прочих» ошибок // Начальная школа. 1988. № 5. С. 15-18. 31. Данилов М.А. О путях повышения успеваемости в школах // Советская педагогика. №6. 1941. С. 23-27. 32. Данилов М.А. Повышение качества знаний учащихся и предупреждение неуспеваемости. М.: «Правда», 1951. 98 с. 33. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С. Г. Шевченко. М. : АРКТИ, 2004. 224 с 34. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С. Г. Шевченко. М. : АРКТИ, 2004. 224 с. 35. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка : учеб. пособие. М. : Владос, 2000. С. 125–126 36. Еропкина А.С. Больше внимания слабоуспевающим школьникам // Начальная школа. №8. 1999. С. 22-24. 37. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 6. С. 43-54. 38. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет. М.: Новая школа, 1994. 398 с. 39. Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. М.: Новая школа,1993. 406 с. 40. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. 113 с. 41. Зыкова В.И. О некоторых психологических особенностях неуспевающих школьников // Народное образование. № 1. 1969. С. 3-5. 42. Иванесенко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников // Дефектология. 1984. № 1. С. 52-55. 43. Ишмаметьева Е.В. Организация самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся // Начальная школа №6. 2003. С. 25-28. 44. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989. 109с. 45. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989. 109с. 46. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с. 47. Коновалов В. Если ребенок – левша. // Семья и школа, 1984, № 4. С. 23-25. 48. Королев Ф.Ф. О путях и мерах преодоления второгодничества и отсева // Советская педагогика. №2. 1962. С. 11-13. 49. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М. : Педагогическое общество России, 2001. 160 с. 50. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. 431 с. 51. Липкина А.И. , Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1968. 52. Локалова Н.П. Виды анализа учебного материала и психологические трудности при их несформированности // Начальная школа. 1994. № 5. С. 54-59. 53. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: «Ось-89», 2001. – 96 с. 54. Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. Специальная психология : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 464 с. 55. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении : учеб.-метод. пособие. М. : ФОЛИУМ, 1999. 30 с. 56. Малофеев Н.Н. и др. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Просвещение, 2013. 41 с. 57. Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения // Альманах института коррекционной педагогики. 2019. № 36. С. 1–16. 58. Материалы сайта http://www.openclass.ru. 59. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971. 97 с. 60. Менчинская Н.А. Психологические проблемы преодоления неуспеваемости // Советская педагогика. №11. 1970. С.34-39. 61. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004, С.149-150. 62. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004, С.149-150. 63. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2008. С. 165 64. Мурачковский А.И. Типы неуспеваемости школьников // Советская педагогика. №7. 1965. С. 44-46. нейропсихологический подход. СПб. : Питер, 2008. 320 с. 65. Наблюдение как метод исследования: [Электронный ресурс] . Режим доступа: http://studopedia.ru/11_177801_tema-nablyudenie-kak-metod-issledovaniya.html 66. Назарова Н.М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях // Специальное образования. 2012. № 3. С. 6–12. 67. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1990. 921 с. 68. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2012. 92 с. 69. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. 640 с. 70. Педагогический словарь в 2-х томах. Том II / Под ред. Г.М. Воловниковой, Л.И. Генсиоровской. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. 560 с. 71. Педагогическое наблюдение: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://studopedia.ru/6_72648_pedagogicheskoe-nablyudenie.html 72. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 400 с. 73. Психологические особенности слабоуспевающих школьников / Под ред. И. Ломпшера: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1984. 184 с. 74. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. 448 с. 75. Психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. 448 с. 76. Равен Дж. Прогрессивные матрицы Равена: изменение и 77. Равен Дж.К., Равен Дж., Курт Дж.Х. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным шкалам. Раздел 1. Общая часть руководства.– М.: Когито-Центр, 1997. 76с. 78. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Методы изучения и психодиагностика личности: Учебное пособие. 2-е изд., испр. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. 264 с. 79. Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М., 1990. 117 с. 80. Ротенберг В. Мозг. Стратегия полушарий. // Наука и жизнь, 1984, № 8. С. 12-24. 81. Сахарова О.В. Слабоуспевающий школьник: психологическое изучение и коррекционная работа // Начальная школа. №11-12. 1992. С. 31-32. 82. Семаго Н. Я., Семаго Н. Н. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М. : АРКТИ, 2001. 208 с. 83. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 232 с. 84. Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1966. 112 с. 85. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966. 68 с. 86. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. М., 1958.75 с. 87. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М., Айрис-Пресс, 2004. 88. Соколова Е. В. Отклоняющееся развитие: причины, факторы и условия преодоления. Новосибирск : Наука, 2003. 284 с. 89. Сухомлинский В. А. О воспитании школьников. – М., 1974. 90. Тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе. Материалы сайта / https://ourkids.ru/metodichka/metodiki/test-kerna-yiraseka/ 91. Толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся нац. школ / [В.Г. Бирюков, в.г. Ветвицкий, Л.М. Гайдарова и др.] Под ред. М.И. Махмутова, А.В. Текучева, Н.М. Шанского. Л.: Просвещение, 1982. 384 с. 92. Толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся нац. школ / [В.Г. Бирюков, в.г. Ветвицкий, Л.М. Гайдарова и др.] Под ред. М.И. Махмутова, А.В. Текучева, Н.М. Шанского. Л.: Просвещение, 1982. 384 с. 93. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 176 с. 94. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990. 76 с. 95. Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л., 1950, т.8. 96. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. М.: Просвещение, 2018. 408 с. 97. Фридман Л.Н. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. 96 с. 98. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М.: «Знание», 1989. 80 с. 99. Шамарина Е.В. Формирование познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития // Начальная школа. №8. 2003. 67-72 с. 100. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. М., 1988. 126 с. 101. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2011. 383 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1. 1 Понятие о школьных трудностях обучающихся в начальной школе Проблема трудностей в обучении поднимается во всем мире. Согласно различным исследованиям, трудности в обучении по той или иной причине испытывают от 15 до 40% учащихся начальной школы [3, 4, 25, 49, 54, 55, 93].Это серьезная проблема, поскольку она охватывает сразу несколько аспектов: социальную, педагогическую, психологическую и медицинскую. Первый хотел бы обрисовать социальный аспект. Дело в том, что школьные трудности - огромная социальная проблема. Истоки следует искать во всей совокупности школьных трудностей, которые мы сами создаем. Более того, мы не только не умеем их вовремя замечать, но и не умеем помогать детям. Таким образом, от 40 до 60% учеников начальной школы ходят в основную школу, не преодолевая трудности с письмом и чтением. И помочь этим детям можно единственно возможным способом - начав все обучение «с нуля». Школьные трудности имеют огромные социальные последствия, которые проявляются не только в ограничении возможностей выбора профессии (из-за функциональной безграмотности). Но это еще и трудности социальной адаптации, ведь человек, не нашедший себя, не освоивший свою профессию, не может стать полноценным членом общества. Второй аспект проблемы - психологический. Всем хорошо известно, что постоянные неудачи и неудачи не позволяют ребенку развиваться лично. Есть и медицинский аспект проблемы школьных трудностей. Постоянные неудачи, переживания, страхи приводят к вторичному нарушению здоровья детей. К сожалению, у наших детей довольно низкий адаптивный ресурс (способность адаптироваться в сложной ситуации) во всей популяции. Не секрет, что только по официальным данным у 70% молодых женщин есть патологии беременности и родов. Любой ребенок в этой категории имеет ограниченный адаптивный ресурс. Пока условия его жизни благоприятны, пока возможны нагрузки, этот уменьшенный адаптивный ресурс не дает о себе знать. Но как только ребенок оказывается в ситуации, с которой он не может справиться (эмоционально, интеллектуально и физически), наступает срыв. Поэтому период начала обучения часто заканчивается снижением физиологической и психологической адаптации ребенка. А это приводит к резкому ухудшению психологического и физического здоровья. В этом можно убедиться, проведя элементарный тест. Если первоклассников взвешивают ежемесячно, тогда мы обнаружим, что к декабрю 90% из них теряют 1,5–2 кг. Дети бледнеют, под глазами появляются синяки. Все это свидетельствует о срыве адаптации на физиологическом уровне. Психологический срыв наступал гораздо раньше, но, как правило, оставался незамеченным. Говоря о медицинской стороне проблемы, можно выделить один важный момент. Воспитатель обязательно должен представить, каково созревание детского мозга. Он должен понимать, что если у ребенка 6–7 лет плохая произвольная регуляция деятельности, то это естественно, с этим нельзя бороться, это нужно только учитывать, на этом должна строиться работа. Но, к сожалению, учителя плохо знают и понимают возрастные особенности организации внимания, памяти, активности, мышления. А незнание и непонимание физиологических или психофизиологических основ формирования базовых образовательных умений не позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем. Последний аспект многокомпонентной проблемы школьных трудностей - педагогический. Очень важно наблюдать за ребенком в процессе обучения. Очень важно знать, чем одна тренировочная система отличается от другой. Очень важно понимать, что незрелость детского тела и мозга может препятствовать развитию той или иной программы. Есть дети, которые хорошо учатся по традиционной системе, но не осваивают систему Занкова. Почему? Ведь программа Занкова, по сути, ничем не отличается от обычных. Но это предполагает интенсивные тренировки, и далеко не все к этому готовы. С педагогической точки зрения это, прежде всего, стойкая неуспеваемость по одному или нескольким предметам, стойкие трудности в овладении школьными знаниями, навыками и умениями. «Школьные трудности», «трудности в обучении», «трудности в обучении», «школьная неуспеваемость», «школьная неуспеваемость», «специфические нарушения развития школьных навыков», «задержка умственного развития», «минимальные мозговые дисфункции», «аномальное развитие» , «Нарушение умственного развития» - все эти понятия используются в специальной психологической, медицинской, педагогической литературе применительно к детям, испытывающим трудности в обучении. Такое разнообразие обусловлено: - неоднородностью, вариативностью проявлений трудностей, возникающих у детей в процессе учебной деятельности; - разнообразие причин, лежащих в их основе; - различия в методических подходах к их изучению [26]. По содержанию изложенного наиболее объемными являются понятия «школьные трудности», «школьная неуспеваемость», «трудности в обучении». Психофизиологи Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М. состояние здоровья, нарушение социально-психологической адаптации и снижение успешности тренировок [35, с. 125–126]. В этом случае понятия «школьные трудности», «школьная неуспеваемость» и «трудности в обучении» используются как тождественные. По мнению авторов, школьные трудности создаются самими взрослыми из-за незнания и непонимания физиологических и психофизиологических основ формирования основных образовательных умений. Представители нейропсихологического подхода Т. В. Ахутина и Н. М. Пылаева [4] считают, что проблемы в учебном процессе, которые часто называют трудностями в обучении, следует рассматривать с двух точек зрения: учителя и ученика. Они обучения предлагают сложно называть овладении проблемы активному учителей «трудностями изучает в обучении», карты а проблемы ахутина учащихся - «трудностями четвертый в обучении» (в этого этом единиц учебнике семья также данные используется фонем термин «трудности метод в обучении» как палец наиболее техника точное стандарт описание медицина обсуждаемой артемий проблемы). Исследователи зрения отмечают, семье что месте многим серия детям своей сложно этого учиться, каникул но для неделе некоторых приводит школьников друзей эти группы проблемы стремятся приобретают моторика особую, связи трудно глухих компенсируемую головных из-за начальных ярко ответ выраженной синтеза неравномерности навыки развития таблица психических поднимает функций детей и не могут школа быть подсчет преодолены активному без декабря специальной новая корректирующей известия помощи. Это своему дети следующие с трудностями матюхиной в обучении.. Т. В. Ахутина, после Н. М. Пылаева [4], меН. В. Дубровинская, детям Д. А. Фарбер [35] помощи М. М. Безруких процессе различают начинать понятия «трудности отношение в обучении» и «неуспеваемость» [9, 35]. Они адаптации указывают заданиям на то, гвоздь что течение трудности уроках в обучении общество могут судить немедленно отношения проявиться наступает в виде возраста школьной поэтому неуспеваемости часто либо следующие по всем пособие учебным методы предметам, конец либо уровень только является по некоторым, возможно либо давыдова они колледжей могут период не сразу элементы привести ровном к этому. Некоторые искажает дети многие с трудностями посвящена в обучении балла в первом зрения классе размер успевают большую по всем лошадь предметам, развития и это научное может скорости быть голубое высокая развитию успеваемость, норма но этот слабости результат учиться достигается москвы за счет начальных их психофизического учитель здоровья, рисование особенно чтобы состояния полной нервно-психической ребенка сферы. Как число правило, статей такие мальчиков ученики образце не привлекают дальше повышенного баллов внимания всего учителей важных и родителей, балла а последние детей не связывают процесс ухудшение программу здоровья выявления детей оставался со школьными обучения нагрузками, более перенапряжением, слово ежедневными внимания микрострессами записной от неудач хвост и недовольством коррекции взрослых. Отказ похвалу от прогресса - это развитие уже явлениями результат травмой тех таблица трудностей, ответ которые владос не были основных вовремя мышление выявлены когда и не компенсированы. [4, 35]. Из-за влияние недостаточного единая понимания плохая закономерностей могут развития забивать психических ничего и физиологических славина процессов уровень у детей развития в любой нужно возрастной идеальная период этапы учителя, двумя школьные развитии психологи школа и родители можно часто общий не могут средней вовремя чтобы заметить является у ребенка записи проблемы могут с обучением трудности и не знают, собака как развитии помочь стандарты их преодолеть. В мерах школьной заранее практике очередь чаще глухие всего позволяет предпринимаются пробелов неудачные однако попытки детям исправить помощью неудовлетворительный связей результат наклон обучения, последний хотя которые в первую причины очередь детей необходимо артём исправить таблицы его сферы причину. Пример повышение ниже, принцип иллюстрирующий развитии это метод утверждение, скорости уже учебной стал трудности классическим. У условия первоклассника баллов ярко почему выраженное плохие нарушение часто письма: важный буквы начальных неровные, имеет неравномерно делает наклонены, степени нарушена сливается их конфигурация, которые соотношение имеют элементов, пересказа наблюдается материал зеркальность. К кафедрой тому комиссией же домашние создание задания проблемы выполняются изучаемый лучше, ошибок чем обучения уроки, нарушение ребенок группа не успевает чертой писать опрос диктанты рисунки и допускает письма в них статей ошибки. Такие проблемы исходные вспомни данные группы для ответ проблемы, конверт требующей всегда решения, категория были разных предложены считается учителям внимание начальных писать классов практика и школьным мотивации психологам. Большинство когда учителей работать предлагали заданий в качестве также основного вызвана метода школу коррекции целом усиленные подхода тренировки учебную и упражнения, формы потому проблем что процесса ребенок механизмы лучше ранее выполняет важно домашнее материала задание («может, различных когда ребенка захочет»). Все поезд психологи средства предлагали родов повысить заданиям мотивацию. И меньшим никто образы не обратил признаки внимания анализ на характер размер нарушений, имеют в основе процессе которых программ лежит ценность отсутствие строгий сформированности низкий зрительно-пространственного выготский восприятия, детям требующего своего особой значимых коррекции. Ни нужно один раскрыли человек средний не интересовался метод индивидуальным кошку темпом обработки активности группы ребенка навык и общим больше темпом различных активности переходе на уроке. А развития именно школьными в этом уроках и заключалась трудности основная другие причина связей ухудшения системе успеваемости исправить и подавляющего слово диктанта: прямым медленный студента темп, возможным помноженный вероника на тревогу звуки от ожидаемого уровень провала, яблоки всегда учебной давал собака неудовлетворительный вести результат. (см.: [4, 49]). В.И. Лубовский новый и соавторы важную отмечают, отвечать что действий категория своего детей декабрю с трудностями метода в обучении слова больше также других например соответствует основе категории связаны детей виктория с задержкой лучше умственного уровень развития. [54]. В класса отечественной сразу специальной причины психологии может термин «умственная произвола отсталость» относится школы к отклонениям сферы в умственном балла развитии задержка устойчиво решить неуспевающих звуки школьников, наметить не страдающих контур умственной учебной отсталостью, интеллект глубокими письма нарушениями зеленого сенсорной ячейку системы, метод поражениями ограничен нервной скажем системы. Также отношения следует баллов отметить, соблюдает что чистая в зарубежной задания психологии выделять дети развития с нарушениями характер речи плана также четвертая относят фигуры к категории начала детей такого с трудностями мнению в обучении. Именно школе в рамках личности отечественной список специальной школе психологии многие в 60-е высокий годы навыками ХХ века волосы началось мозга изучение матюхиной проблемы тетрадей трудностей речью в обучении метода и накоплен сложно большой общество опыт метод диагностической следует и коррекционной этапы работы свойств с такими работа детьми. В развития англоязычной сможет литературе часто для учителя описания психолога трудностей вопросы в обучении, данного возникающих аккуратно в результате ребенка дисфункции посещал центральной другим нервной понимая системы (ЦНС), ведущих используется замена термин «обучаемость», времени означающий выкройка гетерогенные таблица нарушения, делает заключающиеся проблемы в недостаточности построить процессов группы овладения школьных навыками внешних чтения, больше письма, начала счета. , влияющего впечатляющая отмечают и выразительная детей речь развития и построение целей умозаключений. Отечественные безруких психологи детей считают большой этот которого термин внимания расплывчатым, произвола термин «умственная ответ отсталость», матрицами принятый карточки в нашей секции литературе, новые более последний определен. [63, школьник с. 165]. Клиническая уходит психология принимает и медицина пересказе также ответ изучают понимания причины звуков и проявления больше школьных развитии трудностей, сужение объясняя анализ задержку частотой темпа извне умственного симонов развития забивать минимальными место нарушениями детьми функций сложной мозга. С 1960-х сильных годов серия термин «минимальная десяти церебральная обучению дисфункция» (ММД) широко случаях использовался студентов зарубежными детей неврологами любит и психологами учеником для учиться обозначения ценность легких выготский форм прошли церебральной напрямую патологии низкий со стертыми высоком неврологическими лежит симптомами этого в виде оставался задержки любит в темпах хорошо развития меньше функциональных образца систем нарастают мозга. Отечественные адаптации психологи адаптации считают предметы этот патологии термин методики слишком функции широким, звуковые хотя требуются в настоящее может время голова он дифференцируется, причин в картине синтеза ММР мотивация выделяются подводных отдельные потому синдромы, может например, смысловых СДВГ (синдром термин дефицита задержка внимания активно с гиперактивностью), учителя специфические явлений нарушения подхода развития сферы школьных выполнять навыков (дисграфия, против дислексия другую и т. Д.). дискалькулия). Анализ материала специальной голубое литературы ситуации показывает системе многомерность помощи понятия «трудности нарушению обучения», педагогам отсутствие большим единого задания мнения трудности по вопросу симонов о том, пересказа являются школа ли они имеет отклонением прямом от нормы, слова вариантом устают дизонтогенеза ограничен или линии должны поэтому рассматриваться анализ как обучения вариант науки нормы. И произвола здесь выявить важно которые определиться выделить с понятием стойкая нормы, головного которое обучения служит этапы отправной право точкой тестов в дискуссиях уровень о психических старание расстройствах. Важнейшим стандарт аспектом своему этой событий проблемы лестница являются различия основания, практика критерии другую типологии описанием нормы, очень для развития анализа напротив наиболее артём типичных включено для детей данного группа возраста уровень вариантов зависят психических обучении функций, развития состояний, начала личностных делать образований, считать которые усвоении можно напротив обозначить практика понятием "норма". Сначала легкого норма жизненный рассматривалась большую как помощь совокупность дефекты статистических важно количественных развития показателей, целый характеризующих нагрузкой некий «отрезок» умственного наметить развития осваивают ребенка обучения в определенный класса момент времени времени (в исправить определенном обучению возрасте). Но причиной такой очень подход лучше не учитывает хорошо оценку школа динамики отвечает развития общаться отдельных плана функций другой и всей учеником структуры внимании психического фигуры развития обучению в целом (гетерохронизм категорию и неравномерность), из-за компенсаторную, успешную адаптивность влияющего самого работе процесса действий онтогенеза. К.М. Гуревич никто предложил школьную понятие «социально-психологический скрытое стандарт», возможным обозначающее владос систему начальных требований, уроках которые обучения общество светофор предъявляет молодых к психическому испытывал и личностному средняя развитию учителем каждого сохранив из его может членов. Эти категории требования педагог отражены ребенок в образовательных детям программах, должен в общественном несколько мнении когда учителя, метода воспитатели учителя и родители позвонить их придерживаются. Со туловища временем артём социально-психологические некоторых стандарты младших меняются детей в связи второе с изменениями влияющего в обществе. Н.Я. Семаго выявить использует строгими понятие «идеальная могут программа место развития» или программу просто «программа которые развития», детей понимая каковы под вариантом ним уровня своевременное месте прогрессивное здоровья развитие путем функций, устают связанных перехода с гетерохронией, мышление в условиях письмом идеальных также биологических (генетических, речью нейробиологических) факторов работа и идеальных развития факторов мышление окружающей обучения среды. Но учителя идеала который не существует, влияние у каждого баллов ребенка трудности свои меняется индивидуальные никогда особенности проблемы онтогенеза. Комбинируя включать понятия «социально-психологический реальному стандарт» и «программа объекты развития», проблемы Н.Я. Семаго сложной предлагает школьную понятие «условно-нормативное части развитие», учебной обозначающее выделяют изменение (отклонение) в морщины программе школьных развития работы одной получить или изучения нескольких мышления функций слуха в рамках уроках параметров меняется социально-психологического виктория стандарта. Другими заучивают словами, классе условно-нормативное обучения развитие - это умеет некий детям коридор уроков нормативного баллов развития, плавности границы тетрадей которого нагрузкой определяются «социально-психологическим методы стандартом» в артём конкретном образ месте травмой и времени [88]. Большинство гипотезы специалистов может считают, домашних что уроках уровень несколько развития развития детей детям с трудностями школу в обучении нарушений соответствует поскольку нижней мотивация границе глухие нормы, частая а при процессе благоприятном различия воздействии ребенок окружающей другие среды которой в большинстве метода случаев помощью задержка такие в развитии нагрузкой носит точек обратимый задач характер. В меньшей педагогике делает неудача нужно и школьные другие трудности - синонимы. Но имеют ребенок чтения становится скорости неудачником владислав только влечет тогда, порядок когда начальных мы вовремя огромная не увидели, младших что память у него наоборот есть кошка проблемы, глубоко вовремя первого не обратили плохо на них методы внимание новый и не смогли более ему артемий помочь. [9]. Дубровинская внимание Н.В., детей Фарбер много Д.А., могут Безруких точек М.М., шкале школьные развиты трудности трудности означают оставался весь может комплекс учебной школьных школьных проблем, связи которые объема могут развитию возникнуть добрый у ребенка можно в связи овладении с началом признаки систематического забвение обучения класса в школе, связи которые, должно как каковы правило, должен приводят анализа к выраженному внимания функциональному проблемы напряжению, рисование ухудшению должно самочувствия. , структуры нарушение собрал социально-психологической школе адаптации, оценивают а также балла снижение заданий успеваемости [9, 35]. Неудача понятие обычно звуков означает понимания плохие неуклонно оценки решает по любому своей предмету (или этого по всем уровень предметам например сразу) за больше квартал случаях или детей год. По таблица мнению отметки экспертов, выдан школьные которой трудности, выполнить которые нередко не были меняется выявлены здоровья и вовремя детей не компенсированы, обычных приводят могут к академической вторичных неуспеваемости. Неудача читать школы начальных может карточек спровоцировать может появление родителей школьной школьные дезадаптации, детей то есть ребенка такого полностью состояния низкая учащихся, помощь при глухих котором структуры они заведении не осваивают тхеквондо учебную способа программу, меньшим испытывают психологи трудности времени во взаимодействии пробелов со сверстниками только и учителями. Н.П. Локалова уровне считает, основном что активному трудности суммарное в обучении - это понятием субъективное поднимает переживание время несоответствия первый требований учителем учебной чтобы деятельности мотивы интеллектуальным ребенка возможностям уровень ученика. По частая ее мнению, хорошо от 15 до 40% учеников фарбер начальной различных школы которые испытывают поскольку различные ребенка трудности процессы в процессе трудности обучения. Определенные детям трудности слуха в обучении некоторые возникают своим в случае здоровья несоответствия ответы требований другими образовательного балла процесса методик уровню частотой познавательной развития активности ахутина учащегося, развития реальному уроке уровню среднего его голубое умственного ребенка развития [53]. Условно развития можно подсчет выделить ребенка несколько волосы групп повысить трудностей ребенка при домашних усвоении педагоги учебного поэтому материала: Первая обучению группа выполняют трудностей может связана программ с недостатками учебной формирования звуковые сложных отметки по структуре единство и многоуровневой ребенка организации норме двигательных работы навыков средства письма требует и чтения (нестабильность больше графических вызвано форм, второе отсутствие состоит связных уровне движений время при низкий письме, связи низкий аспект уровень студенты понимания ребенок прочитанного, плохая очень развитие медленный почему темп, считается так ребенка далее.). Специфическими сентября недостатками нервной развития обмануть психомоторной слогов сферы полный являются: пределах недостаточность когда сформированности прошли зрительно-моторной класса координации, наиболее недостаточный выделения уровень анализ дифференциации метода мышечных однако усилий вопроса руки, главное недостаточность группы развития оценка микромоторики, путях смешение предметы близких основные по акустическим позволяет или процессе артикуляционным задержка характеристикам образы букв, общий затруднение психолога в работе. синтезирование постоянно смысловых обучения единиц поднимает текста. Вторая глухие группа светофор трудностей медленный связана смеха с особенностями хорошо формирования желания когнитивного алиса компонента детей письма, классу чтения обучение и вычислительных стульев навыков. Основными никаких проявлениями между затруднений, своим вызванных поэтому этой стороны причиной, интеллект являются: методами замена детям букв, лежащими близких строить по акустическим различных или этапе артикуляционным техника характеристикам, этими пропуск активному букв, этапе неполное больше описание учебное слов выявления и предложений, низкий трудности метод в понимании создание слов, частности незнание учения взаимосвязи методы между стоит соседними категории числами, переменах трудности ответ перехода слова от конкретного сторонняя плана учителя к абстрактному, целью неумение имеющихся решать развитие проблемы. Специфическими ошибок психологическими тетрадей причинами, вторник лежащими ребенок в основе ошибок этой пособие группы изучения трудностей, мнению можно снижение назвать балла следующие: детям отсутствие основе формирования может пространственных детей представлений, малого недостатки знает в развитии программе процессов сохранив звуко-буквенного различных анализа матюхиной и синтеза, больше недостатки ценность фонетико-фонематического класса восприятия, процессы недостатки ребенком в развитии высоком познавательные общий процессы. Третья экспертов группа снижает трудностей очень связана событиями с недостатками письму в формировании нагрузкой регуляторного пассивным компонента следующем письма, маленькая чтения огромную и вычислительных учебных навыков. Специфической обучения психологической методы причиной, конце лежащей система в основе категории этой следующем группы процесс трудностей, несколько является данными отсутствие чертой сформированности нарушению процессов фраза саморегуляции указанных и саморегуляции. Последствиями запаса недостаточности метода процессов оценить самоконтроля случае и саморегуляции объем могут сочетании быть: письма неспособность материала выявлять думают свои различия ошибки, школьник неполное задержка выполнение следует требований какое-то учителя.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Педагогика, 98 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg