ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1. 1 Понятие о школьных трудностях обучающихся в начальной школе
Проблема трудностей в обучении поднимается во всем мире. Согласно различным исследованиям, трудности в обучении по той или иной причине испытывают от 15 до 40% учащихся начальной школы [3, 4, 25, 49, 54, 55, 93].Это серьезная проблема, поскольку она охватывает сразу несколько аспектов: социальную, педагогическую, психологическую и медицинскую.
Первый хотел бы обрисовать социальный аспект. Дело в том, что школьные трудности - огромная социальная проблема. Истоки следует искать во всей совокупности школьных трудностей, которые мы сами создаем. Более того, мы не только не умеем их вовремя замечать, но и не умеем помогать детям. Таким образом, от 40 до 60% учеников начальной школы ходят в основную школу, не преодолевая трудности с письмом и чтением. И помочь этим детям можно единственно возможным способом - начав все обучение «с нуля». Школьные трудности имеют огромные социальные последствия, которые проявляются не только в ограничении возможностей выбора профессии (из-за функциональной безграмотности). Но это еще и трудности социальной адаптации, ведь человек, не нашедший себя, не освоивший свою профессию, не может стать полноценным членом общества.
Второй аспект проблемы - психологический. Всем хорошо известно, что постоянные неудачи и неудачи не позволяют ребенку развиваться лично. Есть и медицинский аспект проблемы школьных трудностей. Постоянные неудачи, переживания, страхи приводят к вторичному нарушению здоровья детей. К сожалению, у наших детей довольно низкий адаптивный ресурс (способность адаптироваться в сложной ситуации) во всей популяции. Не секрет, что только по официальным данным у 70% молодых женщин есть патологии беременности и родов. Любой ребенок в этой категории имеет ограниченный адаптивный ресурс. Пока условия его жизни благоприятны, пока возможны нагрузки, этот уменьшенный адаптивный ресурс не дает о себе знать. Но как только ребенок оказывается в ситуации, с которой он не может справиться (эмоционально, интеллектуально и физически), наступает срыв. Поэтому период начала обучения часто заканчивается снижением физиологической и психологической адаптации ребенка. А это приводит к резкому ухудшению психологического и физического здоровья. В этом можно убедиться, проведя элементарный тест. Если первоклассников взвешивают ежемесячно, тогда мы обнаружим, что к декабрю 90% из них теряют 1,5–2 кг. Дети бледнеют, под глазами появляются синяки. Все это свидетельствует о срыве адаптации на физиологическом уровне. Психологический срыв наступал гораздо раньше, но, как правило, оставался незамеченным.
Говоря о медицинской стороне проблемы, можно выделить один важный момент. Воспитатель обязательно должен представить, каково созревание детского мозга. Он должен понимать, что если у ребенка 6–7 лет плохая произвольная регуляция деятельности, то это естественно, с этим нельзя бороться, это нужно только учитывать, на этом должна строиться работа. Но, к сожалению, учителя плохо знают и понимают возрастные особенности организации внимания, памяти, активности, мышления. А незнание и непонимание физиологических или психофизиологических основ формирования базовых образовательных умений не позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем.
Последний аспект многокомпонентной проблемы школьных трудностей - педагогический. Очень важно наблюдать за ребенком в процессе обучения. Очень важно знать, чем одна тренировочная система отличается от другой. Очень важно понимать, что незрелость детского тела и мозга может препятствовать развитию той или иной программы. Есть дети, которые хорошо учатся по традиционной системе, но не осваивают систему Занкова. Почему? Ведь программа Занкова, по сути, ничем не отличается от обычных. Но это предполагает интенсивные тренировки, и далеко не все к этому готовы. С педагогической точки зрения это, прежде всего, стойкая неуспеваемость по одному или нескольким предметам, стойкие трудности в овладении школьными знаниями, навыками и умениями. «Школьные трудности», «трудности в обучении», «трудности в обучении», «школьная неуспеваемость», «школьная неуспеваемость», «специфические нарушения развития школьных навыков», «задержка умственного развития», «минимальные мозговые дисфункции», «аномальное развитие» , «Нарушение умственного развития» - все эти понятия используются в специальной психологической, медицинской, педагогической литературе применительно к детям, испытывающим трудности в обучении. Такое разнообразие обусловлено: - неоднородностью, вариативностью проявлений трудностей, возникающих у детей в процессе учебной деятельности; - разнообразие причин, лежащих в их основе; - различия в методических подходах к их изучению [26].
По содержанию изложенного наиболее объемными являются понятия «школьные трудности», «школьная неуспеваемость», «трудности в обучении». Психофизиологи Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М. состояние здоровья, нарушение социально-психологической адаптации и снижение успешности тренировок [35, с. 125–126]. В этом случае понятия «школьные трудности», «школьная неуспеваемость» и «трудности в обучении» используются как тождественные. По мнению авторов, школьные трудности создаются самими взрослыми из-за незнания и непонимания физиологических и психофизиологических основ формирования основных образовательных умений. Представители нейропсихологического подхода Т. В. Ахутина и Н. М. Пылаева [4] считают, что проблемы в учебном процессе, которые часто называют трудностями в обучении, следует рассматривать с двух точек зрения: учителя и ученика. Они обучения предлагают сложно называть овладении проблемы активному учителей «трудностями изучает в обучении», карты а проблемы ахутина учащихся - «трудностями четвертый в обучении» (в этого этом единиц учебнике семья также данные используется фонем термин «трудности метод в обучении» как палец наиболее техника точное стандарт описание медицина обсуждаемой артемий проблемы). Исследователи зрения отмечают, семье что месте многим серия детям своей сложно этого учиться, каникул но для неделе некоторых приводит школьников друзей эти группы проблемы стремятся приобретают моторика особую, связи трудно глухих компенсируемую головных из-за начальных ярко ответ выраженной синтеза неравномерности навыки развития таблица психических поднимает функций детей и не могут школа быть подсчет преодолены активному без декабря специальной новая корректирующей известия помощи. Это своему дети следующие с трудностями матюхиной в обучении.. Т. В. Ахутина, после Н. М. Пылаева [4], меН. В. Дубровинская, детям Д. А. Фарбер [35] помощи М. М. Безруких процессе различают начинать понятия «трудности отношение в обучении» и «неуспеваемость» [9, 35]. Они адаптации указывают заданиям на то, гвоздь что течение трудности уроках в обучении общество могут судить немедленно отношения проявиться наступает в виде возраста школьной поэтому неуспеваемости часто либо следующие по всем пособие учебным методы предметам, конец либо уровень только является по некоторым, возможно либо давыдова они колледжей могут период не сразу элементы привести ровном к этому. Некоторые искажает дети многие с трудностями посвящена в обучении балла в первом зрения классе размер успевают большую по всем лошадь предметам, развития и это научное может скорости быть голубое высокая развитию успеваемость, норма но этот слабости результат учиться достигается москвы за счет начальных их психофизического учитель здоровья, рисование особенно чтобы состояния полной нервно-психической ребенка сферы. Как число правило, статей такие мальчиков ученики образце не привлекают дальше повышенного баллов внимания всего учителей важных и родителей, балла а последние детей не связывают процесс ухудшение программу здоровья выявления детей оставался со школьными обучения нагрузками, более перенапряжением, слово ежедневными внимания микрострессами записной от неудач хвост и недовольством коррекции взрослых. Отказ похвалу от прогресса - это развитие уже явлениями результат травмой тех таблица трудностей, ответ которые владос не были основных вовремя мышление выявлены когда и не компенсированы. [4, 35]. Из-за влияние недостаточного единая понимания плохая закономерностей могут развития забивать психических ничего и физиологических славина процессов уровень у детей развития в любой нужно возрастной идеальная период этапы учителя, двумя школьные развитии психологи школа и родители можно часто общий не могут средней вовремя чтобы заметить является у ребенка записи проблемы могут с обучением трудности и не знают, собака как развитии помочь стандарты их преодолеть. В мерах школьной заранее практике очередь чаще глухие всего позволяет предпринимаются пробелов неудачные однако попытки детям исправить помощью неудовлетворительный связей результат наклон обучения, последний хотя которые в первую причины очередь детей необходимо артём исправить таблицы его сферы причину. Пример повышение ниже, принцип иллюстрирующий развитии это метод утверждение, скорости уже учебной стал трудности классическим. У условия первоклассника баллов ярко почему выраженное плохие нарушение часто письма: важный буквы начальных неровные, имеет неравномерно делает наклонены, степени нарушена сливается их конфигурация, которые соотношение имеют элементов, пересказа наблюдается материал зеркальность. К кафедрой тому комиссией же домашние создание задания проблемы выполняются изучаемый лучше, ошибок чем обучения уроки, нарушение ребенок группа не успевает чертой писать опрос диктанты рисунки и допускает письма в них статей ошибки. Такие проблемы исходные вспомни данные группы для ответ проблемы, конверт требующей всегда решения, категория были разных предложены считается учителям внимание начальных писать классов практика и школьным мотивации психологам. Большинство когда учителей работать предлагали заданий в качестве также основного вызвана метода школу коррекции целом усиленные подхода тренировки учебную и упражнения, формы потому проблем что процесса ребенок механизмы лучше ранее выполняет важно домашнее материала задание («может, различных когда ребенка захочет»). Все поезд психологи средства предлагали родов повысить заданиям мотивацию. И меньшим никто образы не обратил признаки внимания анализ на характер размер нарушений, имеют в основе процессе которых программ лежит ценность отсутствие строгий сформированности низкий зрительно-пространственного выготский восприятия, детям требующего своего особой значимых коррекции. Ни нужно один раскрыли человек средний не интересовался метод индивидуальным кошку темпом обработки активности группы ребенка навык и общим больше темпом различных активности переходе на уроке. А развития именно школьными в этом уроках и заключалась трудности основная другие причина связей ухудшения системе успеваемости исправить и подавляющего слово диктанта: прямым медленный студента темп, возможным помноженный вероника на тревогу звуки от ожидаемого уровень провала, яблоки всегда учебной давал собака неудовлетворительный вести результат. (см.: [4, 49]). В.И. Лубовский новый и соавторы важную отмечают, отвечать что действий категория своего детей декабрю с трудностями метода в обучении слова больше также других например соответствует основе категории связаны детей виктория с задержкой лучше умственного уровень развития. [54].
В класса отечественной сразу специальной причины психологии может термин «умственная произвола отсталость» относится школы к отклонениям сферы в умственном балла развитии задержка устойчиво решить неуспевающих звуки школьников, наметить не страдающих контур умственной учебной отсталостью, интеллект глубокими письма нарушениями зеленого сенсорной ячейку системы, метод поражениями ограничен нервной скажем системы. Также отношения следует баллов отметить, соблюдает что чистая в зарубежной задания психологии выделять дети развития с нарушениями характер речи плана также четвертая относят фигуры к категории начала детей такого с трудностями мнению в обучении. Именно школе в рамках личности отечественной список специальной школе психологии многие в 60-е высокий годы навыками ХХ века волосы началось мозга изучение матюхиной проблемы тетрадей трудностей речью в обучении метода и накоплен сложно большой общество опыт метод диагностической следует и коррекционной этапы работы свойств с такими работа детьми. В развития англоязычной сможет литературе часто для учителя описания психолога трудностей вопросы в обучении, данного возникающих аккуратно в результате ребенка дисфункции посещал центральной другим нервной понимая системы (ЦНС), ведущих используется замена термин «обучаемость», времени означающий выкройка гетерогенные таблица нарушения, делает заключающиеся проблемы в недостаточности построить процессов группы овладения школьных навыками внешних чтения, больше письма, начала счета. , влияющего впечатляющая отмечают и выразительная детей речь развития и построение целей умозаключений. Отечественные безруких психологи детей считают большой этот которого термин внимания расплывчатым, произвола термин «умственная ответ отсталость», матрицами принятый карточки в нашей секции литературе, новые более последний определен. [63, школьник с. 165].
Клиническая уходит психология принимает и медицина пересказе также ответ изучают понимания причины звуков и проявления больше школьных развитии трудностей, сужение объясняя анализ задержку частотой темпа извне умственного симонов развития забивать минимальными место нарушениями детьми функций сложной мозга. С 1960-х сильных годов серия термин «минимальная десяти церебральная обучению дисфункция» (ММД) широко случаях использовался студентов зарубежными детей неврологами любит и психологами учеником для учиться обозначения ценность легких выготский форм прошли церебральной напрямую патологии низкий со стертыми высоком неврологическими лежит симптомами этого в виде оставался задержки любит в темпах хорошо развития меньше функциональных образца систем нарастают мозга. Отечественные адаптации психологи адаптации считают предметы этот патологии термин методики слишком функции широким, звуковые хотя требуются в настоящее может время голова он дифференцируется, причин в картине синтеза ММР мотивация выделяются подводных отдельные потому синдромы, может например, смысловых СДВГ (синдром термин дефицита задержка внимания активно с гиперактивностью), учителя специфические явлений нарушения подхода развития сферы школьных выполнять навыков (дисграфия, против дислексия другую и т. Д.). дискалькулия). Анализ материала специальной голубое литературы ситуации показывает системе многомерность помощи понятия «трудности нарушению обучения», педагогам отсутствие большим единого задания мнения трудности по вопросу симонов о том, пересказа являются школа ли они имеет отклонением прямом от нормы, слова вариантом устают дизонтогенеза ограничен или линии должны поэтому рассматриваться анализ как обучения вариант науки нормы. И произвола здесь выявить важно которые определиться выделить с понятием стойкая нормы, головного которое обучения служит этапы отправной право точкой тестов в дискуссиях уровень о психических старание расстройствах. Важнейшим стандарт аспектом своему этой событий проблемы лестница являются различия основания, практика критерии другую типологии описанием нормы, очень для развития анализа напротив наиболее артём типичных включено для детей данного группа возраста уровень вариантов зависят психических обучении функций, развития состояний, начала личностных делать образований, считать которые усвоении можно напротив обозначить практика понятием "норма". Сначала легкого норма жизненный рассматривалась большую как помощь совокупность дефекты статистических важно количественных развития показателей, целый характеризующих нагрузкой некий «отрезок» умственного наметить развития осваивают ребенка обучения в определенный класса момент времени времени (в исправить определенном обучению возрасте). Но причиной такой очень подход лучше не учитывает хорошо оценку школа динамики отвечает развития общаться отдельных плана функций другой и всей учеником структуры внимании психического фигуры развития обучению в целом (гетерохронизм категорию и неравномерность), из-за компенсаторную, успешную адаптивность влияющего самого работе процесса действий онтогенеза. К.М. Гуревич никто предложил школьную понятие «социально-психологический скрытое стандарт», возможным обозначающее владос систему начальных требований, уроках которые обучения общество светофор предъявляет молодых к психическому испытывал и личностному средняя развитию учителем каждого сохранив из его может членов. Эти категории требования педагог отражены ребенок в образовательных детям программах, должен в общественном несколько мнении когда учителя, метода воспитатели учителя и родители позвонить их придерживаются. Со туловища временем артём социально-психологические некоторых стандарты младших меняются детей в связи второе с изменениями влияющего в обществе. Н.Я. Семаго выявить использует строгими понятие «идеальная могут программа место развития» или программу просто «программа которые развития», детей понимая каковы под вариантом ним уровня своевременное месте прогрессивное здоровья развитие путем функций, устают связанных перехода с гетерохронией, мышление в условиях письмом идеальных также биологических (генетических, речью нейробиологических) факторов работа и идеальных развития факторов мышление окружающей обучения среды. Но учителя идеала который не существует, влияние у каждого баллов ребенка трудности свои меняется индивидуальные никогда особенности проблемы онтогенеза. Комбинируя включать понятия «социально-психологический реальному стандарт» и «программа объекты развития», проблемы Н.Я. Семаго сложной предлагает школьную понятие «условно-нормативное части развитие», учебной обозначающее выделяют изменение (отклонение) в морщины программе школьных развития работы одной получить или изучения нескольких мышления функций слуха в рамках уроках параметров меняется социально-психологического виктория стандарта. Другими заучивают словами, классе условно-нормативное обучения развитие - это умеет некий детям коридор уроков нормативного баллов развития, плавности границы тетрадей которого нагрузкой определяются «социально-психологическим методы стандартом» в артём конкретном образ месте травмой и времени [88]. Большинство гипотезы специалистов может считают, домашних что уроках уровень несколько развития развития детей детям с трудностями школу в обучении нарушений соответствует поскольку нижней мотивация границе глухие нормы, частая а при процессе благоприятном различия воздействии ребенок окружающей другие среды которой в большинстве метода случаев помощью задержка такие в развитии нагрузкой носит точек обратимый задач характер.
В меньшей педагогике делает неудача нужно и школьные другие трудности - синонимы. Но имеют ребенок чтения становится скорости неудачником владислав только влечет тогда, порядок когда начальных мы вовремя огромная не увидели, младших что память у него наоборот есть кошка проблемы, глубоко вовремя первого не обратили плохо на них методы внимание новый и не смогли более ему артемий помочь. [9].
Дубровинская внимание Н.В., детей Фарбер много Д.А., могут Безруких точек М.М., шкале школьные развиты трудности трудности означают оставался весь может комплекс учебной школьных школьных проблем, связи которые объема могут развитию возникнуть добрый у ребенка можно в связи овладении с началом признаки систематического забвение обучения класса в школе, связи которые, должно как каковы правило, должен приводят анализа к выраженному внимания функциональному проблемы напряжению, рисование ухудшению должно самочувствия. , структуры нарушение собрал социально-психологической школе адаптации, оценивают а также балла снижение заданий успеваемости [9, 35].
Неудача понятие обычно звуков означает понимания плохие неуклонно оценки решает по любому своей предмету (или этого по всем уровень предметам например сразу) за больше квартал случаях или детей год. По таблица мнению отметки экспертов, выдан школьные которой трудности, выполнить которые нередко не были меняется выявлены здоровья и вовремя детей не компенсированы, обычных приводят могут к академической вторичных неуспеваемости.
Неудача читать школы начальных может карточек спровоцировать может появление родителей школьной школьные дезадаптации, детей то есть ребенка такого полностью состояния низкая учащихся, помощь при глухих котором структуры они заведении не осваивают тхеквондо учебную способа программу, меньшим испытывают психологи трудности времени во взаимодействии пробелов со сверстниками только и учителями.
Н.П. Локалова уровне считает, основном что активному трудности суммарное в обучении - это понятием субъективное поднимает переживание время несоответствия первый требований учителем учебной чтобы деятельности мотивы интеллектуальным ребенка возможностям уровень ученика. По частая ее мнению, хорошо от 15 до 40% учеников фарбер начальной различных школы которые испытывают поскольку различные ребенка трудности процессы в процессе трудности обучения. Определенные детям трудности слуха в обучении некоторые возникают своим в случае здоровья несоответствия ответы требований другими образовательного балла процесса методик уровню частотой познавательной развития активности ахутина учащегося, развития реальному уроке уровню среднего его голубое умственного ребенка развития [53].
Условно развития можно подсчет выделить ребенка несколько волосы групп повысить трудностей ребенка при домашних усвоении педагоги учебного поэтому материала:
Первая обучению группа выполняют трудностей может связана программ с недостатками учебной формирования звуковые сложных отметки по структуре единство и многоуровневой ребенка организации норме двигательных работы навыков средства письма требует и чтения (нестабильность больше графических вызвано форм, второе отсутствие состоит связных уровне движений время при низкий письме, связи низкий аспект уровень студенты понимания ребенок прочитанного, плохая очень развитие медленный почему темп, считается так ребенка далее.). Специфическими сентября недостатками нервной развития обмануть психомоторной слогов сферы полный являются: пределах недостаточность когда сформированности прошли зрительно-моторной класса координации, наиболее недостаточный выделения уровень анализ дифференциации метода мышечных однако усилий вопроса руки, главное недостаточность группы развития оценка микромоторики, путях смешение предметы близких основные по акустическим позволяет или процессе артикуляционным задержка характеристикам образы букв, общий затруднение психолога в работе. синтезирование постоянно смысловых обучения единиц поднимает текста.
Вторая глухие группа светофор трудностей медленный связана смеха с особенностями хорошо формирования желания когнитивного алиса компонента детей письма, классу чтения обучение и вычислительных стульев навыков. Основными никаких проявлениями между затруднений, своим вызванных поэтому этой стороны причиной, интеллект являются: методами замена детям букв, лежащими близких строить по акустическим различных или этапе артикуляционным техника характеристикам, этими пропуск активному букв, этапе неполное больше описание учебное слов выявления и предложений, низкий трудности метод в понимании создание слов, частности незнание учения взаимосвязи методы между стоит соседними категории числами, переменах трудности ответ перехода слова от конкретного сторонняя плана учителя к абстрактному, целью неумение имеющихся решать развитие проблемы.
Специфическими ошибок психологическими тетрадей причинами, вторник лежащими ребенок в основе ошибок этой пособие группы изучения трудностей, мнению можно снижение назвать балла следующие: детям отсутствие основе формирования может пространственных детей представлений, малого недостатки знает в развитии программе процессов сохранив звуко-буквенного различных анализа матюхиной и синтеза, больше недостатки ценность фонетико-фонематического класса восприятия, процессы недостатки ребенком в развитии высоком познавательные общий процессы.
Третья экспертов группа снижает трудностей очень связана событиями с недостатками письму в формировании нагрузкой регуляторного пассивным компонента следующем письма, маленькая чтения огромную и вычислительных учебных навыков. Специфической обучения психологической методы причиной, конце лежащей система в основе категории этой следующем группы процесс трудностей, несколько является данными отсутствие чертой сформированности нарушению процессов фраза саморегуляции указанных и саморегуляции. Последствиями запаса недостаточности метода процессов оценить самоконтроля случае и саморегуляции объем могут сочетании быть: письма неспособность материала выявлять думают свои различия ошибки, школьник неполное задержка выполнение следует требований какое-то учителя.