Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

tanypav 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.03.2022
Одним из направлений работы социального педагога по социальной адаптации детей, по подготовке их к взрослой жизни, а также направленная работа по развитию личности является профориентация обучающихся. Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Именно поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях стала наиболее актуальной на сегодняшний момент.
Введение

Актуальность темы исследования. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников постоянно рассматривалась как непростой процесс и была неразрывно связанна с чертой подросткового возраста, с пониманием собственных возможностей, осознанием собственных целей старшеклассниками. В этом возрасте каждый стоит перед выбором профессии. Проф. самоопределение часто связывается с данной значительной чертой подросткового возраста, как устремленность в будущее; с пониманием себя в обществе, с надобностью решать трудности собственного будущего. Но каждый исторический период ставит перед взрослым человеком и свои специальные задачи. В текущее время проблема проф. самоопределения не решается подобающим образом, учащиеся старших классов совершают выбор профессии под воздействием родителей, друзей. Личность несовершеннолетних еще не сформирована, поэтому тут необходима психолого – педагогическая работа. Формирование личности собственных взглядов и отношение к труду, необходимость в самореализации личных возможностей, формирование, осознание целей и планов для достижения собственного образа как специалиста. Для определения выбора профессии, старшеклассникам необходимо создать соответствующие социальные и педагогические условия для работы в образовательном учреждении. Найти формы работы со старшеклассниками, создать психологическое сопровождение проф. самоопределения обучающихся. Создать взаимодействие общеобразовательных учреждений с высшими учебными организациями по созданию условий проф. самоопределения старшеклассников связанное с профориентацией. Актуальность организации проф. самоопределения в общеобразовательных организациях отражена в следующих нормативно – правовых актах: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [21]; ФЗ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273 – Федеральный Закон [21]. Согласно 66 статье закона «Об образовании РФ»[21], среднее общее образование является направленным на формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку учащегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Как показывают исследования: К.А Абульхановой, Л.И Божович, И.С Кон, В.А Петровский, С.Л Рубинштейн, И.И Чесноковой, учащиеся не получают знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. В настоящее время в системе непрерывного образования отсутствует целенаправленная, систематическая психолого – профориентационная работа, которая должна способствовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости[14]. Выявлена проблема, в профориентационной работы в школе и не достаточной разработанностью педагогического инструментария для регулярного, комплексного осуществления этой работы. Актуальность данной проблемы и её недостаточная методическая разработанность определили тему нашего исследования: «Профориентационная работа в школе как средство профессионального самоопределения старшеклассников». Цель: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия эффективной профориентационной работы со старшеклассниками в общеобразовательной школе. Объект: профессиональное самоопределение учащихся Предмет исследования: профориентационная работа в школе как средство профессионального самоопределения старшеклассников. Гипотеза исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях общеобразовательной школы будет успешным при создании следующих организационно-педагогических условий: - выявление у старшеклассников уровня сформированности профессионального самосознания, склонностей к определенному типу профессий, осуществление целевого воздействия на личность каждого обучающегося при его активной включенности в процесс профориентационной работы; - профпросвещение в форме передачи учащимся сведений о мире профессий, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах; - организация трудоустройства старшеклассников через городской молодежный центр. - привлечение к работе со старшеклассниками успешных представителей различных профессий с целью организации адресной профориентационной работы. Задачи исследования: • на основе анализа научной литературы раскрыть сущность понятий «профессиональное самоопределение», «старшеклассники», «профессиональные ориентации». Определить психолого-педагогические особенности его развития ребенка в подростковом (пубертатном) возрасте; • при помощи диагностического исследования выявить особенности профессионального самоопределения у старшеклассников экспериментальной группы; • разработать и внедрить программу, направленную на профессиональное самоопределение старшеклассников, выявить её эффективность. Теоретико-методологической основой исследования являются: ? научные подходы к определению ступени карьеры: азбука профориентации. (Бендюков М. А., Володина Ю.А., Выготского Л.С., Немова Р.С, Фрейда. З и др.); ? работы, посвященные изучению особенностей подросткового возраста. (Выготского Л.С., Немова Р.С, Фрейда. З., Берна., С.Л. Рубинштейн, и др.); ? труды, посвященные проблеме изучения профессионального самоопределения личности. (С.Л. Рубинштейн, Д. Сьюпер., Немова Р.С, Фрейда. З., Володина Ю.А. и др.); ? исследования, посвященные организации деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников в общеобразовательной школе. (Фрейда. З., Выготского Л.С., Немова Р.С, Бендюков М. А., Д. Сьюпер. и др.) Методы исследования: ? теоретические: анализ литературы по проблеме исследования; ? эмпирические: психодиагностические методы – «Опросник ДДО» (деференциально – диагностический опросник Е.А. Климова); «опросник Л.А Йовайши»; «опросник «профессиональной готовности» Л.Н Кабардовой; «карта интересов» Е.А Голомштока. Дескриптивные: описание результатов исследования полученных данных, их графическая интерпретация и анализ; ? психолого-педагогический эксперимент. Практическая значимость исследования: программа профессионального самоопределения старшеклассников, пакет диагностических методик, подготовленный для выявления уровня их профессионального самоопределения, могут быть использованы в педагогической практике образовательных учреждений. База исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение МБОУ «СОШ №7» город Зима, Иркутской области. В исследовании принимала участие учащиеся 9-го класса в количестве 30 человек. Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами по ним, заключения, списка литературы и приложений. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ……………………….8 1.1. Сущность понятия «профессиональное самоопределение» в научной литературе……………………………………………………………………………8 1.2. Старшеклассники как особая социально-психологическая категория……...13 1.3. Специфика профориентационной работы в школе…………………………..17 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ……………………...23 2.1. Характеристика базы исследования и экспериментальной группы................23 2.2. Исследование профессионального самоопределения старшеклассников…26 2.3. Программа профориентационной работы, направленная на профессиональное самоопределение старшеклассников, выявление её эффективности……………………………………………………………………...31 2.4. Проверка эффективности внедрения программы, направленной на профессиональное самоопределение старшеклассников……………………......41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….53 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….57
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.Пособие для студ.Вузов. 3-е изд., Издательский центр «Академия», 1998. 672 с. 2. Большая советская энциклопедия / Под. Ред. А.М. Прохорова. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. 597 с. 3. Бендюков М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации. Санкт Петербург: Речь, 2006. 236 с. 4. Бэрн Э. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. МПСИ, 2008. 418 с. 5. Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: дис. канд. психол. наук. СПб., 2017. -93 с. 6. Большая советская энциклопедия / Под. ред. А.М. Прохорова. М.: Сов. Энциклопедия, 1976. 597 с. 7. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. – М.: издат-во Педагогическое общество России, 2003. 512 с. 8. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации. М.: Академический Проект, 2007. 333 с. 9. Володина Ю.А. история профориентации. М.: Генезис, 2012. 74 с. 10. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. Спб, 2006. 105 с. 11. Гурова Е.В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. М.: Просвещение, 2007. 95 с. 12. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. - Академический проект Фонд «Мир», 2006. 418 с. 13. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб.пособ. для высшей школы. М.: Академический проект, 2004. 192с. 14. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: 1988. 272 с. 15. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд – во МГУ, 1987. 132 с. 16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Academia, 2004. 301 с. 17. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с. 18. Минюрова С. Психология саморазвития человека в профессии. Москва, 2008. 125 с. 19. Максимов В.Г. Профессиональная ориентация школьников. Чебоксары: 1988. 301с. 20. Мартина Н.К. Формирование устойчивой готовности к профессиональному самоопределению в условиях профессионального обучения. Сургут, 2006. 462 с. 21. Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 574 с. 22. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М: Просвещение, 1993. 354 с. 23. Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль: 1990. 83 с. 24. Платонов К.К. Об изучении и формировании личности учащегося. М.: Просвещение, 1966. 60 с. 25. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: НАУКА, 1974. 312 с. 26. Профессиональная ориентация в социалистическом обществе. М.: «Экономика» 1979. 25с. 27. Психологическая диагностика детей и подростков. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 360 с. 28. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Воронеж, 2002. 236 с. 29. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. М.: Вако, 2005. 288 с. 30. Парсонс Ф. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. СПб. : Самара, 2006. 800с. 31. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М.: Генезис, 2007. 128 с. 32. Рубенштейн С.Л Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2007. 128 с. 33. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ. 2-е изд. СПб. : Санкт-Петербург 2006. 460 с. 34. Сьюпер Д. «Я» - концепция «Ресурс», 2006. 46 с. 35. Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. Москва: 2006. 108 с. 36. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Феникс, 2005. 25 с. 37. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия. Волгоград., 2009. 23 с. 38. Трошин О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. 66 с. 39. Фролов С.С. Социология: учебник для высш. учеб. заведений. М.: Логос, 2006. 175 с. 40. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 256с. 41. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. М.: Просвещение, 2006. 256 с. 42. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М: Первое сентября. 2011. 267 с. 43. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников (методическое пособие). М.: Просвещение. 2005. 176 с. 44. Эльконин Д.Б. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. М.: Сфера, 2006. 118 с. 45. Ярошенко В.В. Мотивация выбора профессии и особенности её развития у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 2004. 235 с. Электронные ресурсы: 46. Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ./ Электрон. дан. Режим доступа URL: https://www.zakonrf-info.turbopages.org/s/zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/66/ (дата обращения: 23.10.21) 47. Большая энциклопедия по психологии. Психологический словарь. http://www.prosvetlenie.org/esoteric/2/3.html/ (дата обращения: 30.10.21) 48. Методики для профотбора и профориентации. [Электронный источник] Режим доступа: http://www.testoteka.narod.ru/prof/0.html (дата обращения: 13.11.21) 49. Психодиагностические методики «Школьный психолог». Электронная газета. №2. – 2007. [Электронный источник] Режим доступа: http://www.psy.1september.ru/article.php?ID=200700210/ (дата обращения: 20.11.21)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ 1.1. Сущность понятия «профессиональное самоопределение» в научной литературе Профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей профессии – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, и с кем работать. Кроме того, профессиональное самоопределение, важное событие в жизни человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и смотрит далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», определяя, в конечном счете, многие стороны жизни. Существует несколько направлений теории, давайте их, рассмотрим: профессиональное развитие личности, в которых обсуждается сущность и детерминация профессиональных планов и притязаний учащихся. Психодинамическое назначение, в основе которого работы З. Фрейда, обращается к решению вопросов профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, есть влияние на всю последующую судьбу человека его раннего детского опыта. З. Фрейд считает, что профессиональный выбор и дальнейшее профессиональное поведение человека определяются рядом факторов: 1) структурой формирующихся в раннем детстве потребностей; 2) опытом ранней детской сексуальности; 3) сублимацией как общественно-полезного смещения энергии основных влечений человека и как процесса защиты от заболеваний из-за фрустрации основных потребностей;
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 82 страницы
3000 руб.
Дипломная работа, Психология, 61 страница
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg