Проблема профессионального самоопределения у людей разного возраста была всегда актуальна. Но рынок профессий динамичен, взаимосвязан. Каждый год появляются новые профессии, навыки для некоторых требуются специфические. Например, то, что ценили в работниках, и что от них требовали ранее сейчас сильно изменилось или даже не требуется более. (Например, избитые слова в резюме, такие как "стрессоустойчивость", "пунктуальность", "трудолюбие", "коммуникативность" сейчас просто отталкивают работодателей) Языки-вечны. Знать языки-прекрасно. Мы обращаемся, узнавая не только свою культуру, но и культуру других стран. Работа в языковой сфере может быть разной-будь ты педагогом по английскому языку, переводчиком или менеджером в иностранной компании или по зарубежным закупкам. Поэтому очень важно, чтобы современные молодые люди умели общаться не только на своем, но и на иностранном языке. Для этого необходимо заинтересовать школьников в языках так, чтобы в будущем он мог среди своих навыков при устройстве на работу написать реальный необходимый навык- свободное владение иностранным языком. Процесс изучения иностранного языка не должен быть утомительным и ассоциироваться у учащихся со словами «зубрение», «заучивание словаря», «скучно». Не менее важно донести до учащихся, что обучение иностранному языку может заключаться не только в рамках учебной программы школы или другого учебного заведения. В наши дни все больше и больше сталкиваются с иностранным языком в повседневной жизни, в досуге, хобби. Обучение- это неотъемлемая часть нашей жизни, находя новую информацию мы анализируем, исследуем и учимся. Сейчас иностранный язык употребляется во всех сферах деятельности и для того, чтобы заинтересовать учащегося появились новые технологичные методы. В данной работе представлено изучение основных понятий, касающихся современной учебной деятельности- мотивация, методы, рассмотрены дополнительные средства изучения, проведено исследование среди молодых людей по вопросам об их хобби, мотивах, заинтересованности и основных сложностей, и барьеров в изучении иностранного языка. Такое исследование показывает полную картину интересов современного поколения учащихся, вследствие чего можно определить темы для обсуждения с учащимися.
Объектом исследования выступает -процесс самоопределения старшеклассников
Предметом исследования данной работы выступает процесс профессионального самоопределения у старших школьников
Целью исследования является обоснование методов стимулирования профессионального самоопределения школьников, обучающихся на уровне среднего общего образования в языковой сфере.
Задачи исследования:
-провести психолого-педагогический анализ по самоопределению у молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет и выявить у них отношение к изучению английского языка, интерес, увлечения;
-разработать комплекс упражнений/тестов/деловых игр, направленных на профессиональное ориентирование для выявления способности к работе в языковой сфере у старших школьников
-доказать, что применение технологий в изучении английского языка приносит пользу и выявляет интерес у школьников;
-провести исследование, каким образом видеоигры влияют на изучение английского языка среди молодых людей.
Практическая значимость:
С помощью проведения тестирования, выявления основных направлений увлечений молодых людей и индивидуальной работы с каждым школьником будет легче определить его способности и интерес к конкретным наукам, а также дать рекомендации, как и самому выпускнику, так и его родителям. Посещение ярмарок вакансий, разыгрывание ситуаций, приближенным к реальности (например, ситуации на работе), мы поможем школьникам самоопределиться с будущей профессией, даже если она не будет связана с языками.
Гипотезы исследования:
Процесс профессионального самоопределения школьников будет эффективен если:
-изучить и провести анализ рынка труда 2020-2021 гг.;
-изучить особенности психики подростков;
-разработать комплекс упражнений/игр/тестов для помощи в самоопределении школьников и выявлении способностей к иностранным языкам;
-организовать поход старших школьников на ярмарку вакансий;
-индивидуально проработать результаты теста по самоопределению со школьниками
-замотивировать школьников к получению высшего (или среднего профессионального образования) в сфере иностранных языков.
Если в рамках учебной дисциплины «иностранный язык» исследовать и проанализировать популярные увлечения школьников, а также изучить рынок труда, спрос и предложение трудоустройства, а затем использовать полученные данные в разработке плана проведения уроков и внеурочной деятельности, учебный процесс станет интереснее, эффективнее, а на этапе выбора будущей профессии школьники будут охотнее выбирать английский язык для сдачи экзамены и будущей работы.
Основой выполнения поставленных в работе задач является подробное изучение таких аспектов как «самоопределение», «мотивация», «организация учебного процесса», «использование современных технологий в изучении иностранных языков», «влияние современных технологий на старших школьников».?