Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

tanypav 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.03.2022
1. Проведенное педагогическое исследование по изучаемой проблеме позволяет заключить, что вопросы формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования являются актуальными.
Введение

Актуальность исследования Здоровье человека является обязательным условием жизнедеятельности и критерием успешности будущего специалиста. Формирование здорового образа жизни является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. На современном этапе проблеме сохранения здоровья и здорового образа жизни уделяется серьезное внимание на государственном уровне. В Российской Федерации приняты нормативно-правовые акты, пропагандирующие охрану здоровья человека и здоровый образ жизни. Как отмечено в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию: «для суверенной и сильной России нужна молодежь лучшая в нравственности, в компетенциях, в работе, в творчестве. А для этого необходимо преодолеть безответственное отношение общества к вопросам здорового образа жизни». В ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» п. 3 ст. 30 подчеркивается, что «формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом». В последние годы в России на основании ст. 41 Конституции РФ, декларирующей финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, разрабатывается ряд программ, направленных на формирование здорового образа жизни. Согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года акцент государственной демографической политики на формирование здорового образа жизни, на меры по снижению масштабов злоупотребления алкогольной и табачной продукцией, на профилактику алкоголизма, табакокурения и наркомании позволит улучшить показатели смертности. На основании вышеизложенного в субъектах РФ принимаются законодательные и нормативные правовые акты, а также региональные программы, направленные на профилактику заболеваний и формирование ЗОЖ у населения [92]. Одной из ключевых задач приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни», утвержденного Правительством РФ 26 июля 2017г., является увеличение доли граждан, приверженных здоровому образу жизни до 45 % в 2020г., соответственно до 60 % в 2025г. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» обозначены стратегические цели образования, тесно связанные с проблемами развития российского общества, включая «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечении высокого качества жизни народа и национальной безопасности». В Доктрине в качестве приоритетной обозначена задача «воспитания здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта», ключевыми государственными задачами в сфере образования выделена – всесторонняя забота о «сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании в развитии детей и обучающихся» По данным Федерального государственного автономного учреждения «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ «НЦЗД» МЗ РФ) состояние здоровья российских подростков существенно хуже, чем у их сверстников в других странах. Наибольший рост заболеваемости отмечается по классам так называемых «школьных» болезней, наиболее зависимых от образа жизни: нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата (в основном – различные виды нарушения осанки), нарушения зрения, болезни органов пищеварения. Причинами развития этих нарушений являются неправильный режим питания, сна и отдыха, снижение двигательной активности, неконтролируемое использование различных гаджетов. Унифицированный подход к занятиям физкультурой в школе, рассчитанный на «среднего» ученика, не вызывает интереса к таким урокам, скорее, отталкивает. Около 10 % подростков их не посещают. А неправильно подобранные одежда и обувь, тяжелые рюкзаки с учебниками усугубляют ситуацию. В 30 % случаев у детей обнаруживаются проблемы, вызванные несоответствием рациона питания потребностям стремительно растущего детского организма. Большинство школьников едят слишком мало белковой пищи, испытывают нехватку витаминов, растительной клетчатки, а вот углеводов в их рационе слишком много. В развитие болезней желудочно-кишечного тракта (гастритов и гастродуоденитов, дискинезии желчевыводящих путей, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки) вносят свой вклад отсутствие регулярного питания, постоянное изменение режима, высокий уровень эмоционального напряжения. В настоящее время особую обеспокоенность вызывает состояние нервно-психического здоровья подростков. За 10 лет общая заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения подростков в возрасте 15-17 лет увеличилась на 11,3 %. Нервно-психические расстройства (неврозы, проблемы в работе вегетативной нервной системы, астено-невротический синдром, синдром дефицита внимания и гиперактивности), нарушения работы сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертензия, нарушения ритма сердца), болезни органов зрения (дальнозоркость, близорукость, астигматизм) чаще отмечаются у обучающихся в старших классах. В это время организм становится очень чувствителен и малоустойчив к высоким учебным нагрузкам, эмоциональному напряжению, вызванному сложными взаимоотношениями с преподавателями и сверстниками, неблагоприятной атмосферой в семье, нарушением режима дня, недосыпанием. Ввиду перечисленных проблем со здоровьем у подрастающего поколения, еще со школьной скамьи, на плечи системы профессионального образования ложатся задачи не только по сохранению здоровья молодого поколения, но и по формированию системы, способствующей ценностному восприятию собственного здоровья и развитию осознанной потребности в нем у будущих специалистов. Система среднего профессионального образования должна быть ориентирована на формирование готовности к здоровому образу жизни у студентов на основе принципов целостности, преемственности, вариативности, адаптивности к возрастным и психолого-физиологическим особенностям обучающихся, отвечать задачам их жизненного и профессионального самоопределения. В связи с этим, необходимо заложить педагогические основы гармонически развитой здоровой личности. При обучении в такой системе на первый план в воспитательно-образовательном процессе выдвигается формирование компетентностей ведения здорового образа жизни, как в период студенчества, так и в период дальнейшей профессиональной деятельности [9]. Формирование у подростков привычки ведения здорового образа жизни и принятие мер по лучшей защите молодых людей от рисков для здоровья имеют решающее значение для здоровья населения и социальной инфраструктуры стран в будущем, а также для предотвращения проблем со здоровьем в зрелые годы. Степень разработанности исследования Проблема здоровья россиян всегда была в центре внимания видных отечественных учёных, просветителей, общественных деятелей, о чём свидетельствует творческое наследие В.Г. Белинского, И.И. Бецкого, С.П. Боткина, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафта, М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, Н.И. Пирогова, И.А. Сикорского, В.Н. Татищева, К.Д. Ушинского, Ф.Ф. Эрисмана и других. Вопросы индивидуального здоровья человека с позиций философии, психологии, физиологии, медицины, социологии затрагивались в трудах К.А. Абульханова-Славской, Р.А. Айзмана, Н.М. Амосова, Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, Л.П. Апанасенко, И.А. Аршавского, И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, И.В. Дубровиной, В.П. Казначеева, Э.М. Казина, Г.А. Калачёва, А.Н. Леонтьева, А.Ф. Лосева, Н.Н. Моисеева, Ю.М. Орлова, В.П. Петленко, А.Г. Щедриной и других. Здоровьесбережение, в последнее время, становится приоритетным направлением воспитательного компонента в учреждениях среднего профессионального образования. Анализ современной научной литературы по проблеме обеспечения здоровья подростков позволяет выделить несколько групп современной научной литературы затрагивающих проблемы здоровья молодых людей. В первую группу вошли исследования, сориентированные на гигиеническую модель образовательного учреждения (В.Ю. Андреева, М.В. Антропова, М.М. Безруких, С.М. Громбах, Д.В. Колесов, Н.В. Котова, Н.Н. Куинджи, Г.Н. Сердюковская, А.Г. Хрипкова, Д.Д. Шарипова и другие). Несмотря на высокую степень проработанности данной модели, к 80-м годам XX века, данное направление себя исчерпало. Вторую группу составили исследования, в которых рассматриваются теоретико-методологические основы педагогики здоровья (Р.И. Айзман, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, М.Я. Виленский, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, Э.М. Казин, Г.А. Калачёв, В.В. Колбанов, Г.А. Кураев, Г.Н. Светличная, А.Г. Щедрина). Заключительную – третью группу составляют исследования, посвящённые различным аспектам сохранения, укрепления и формирования здоровья подростков: обоснование теоретических и методологических основ валеологического образования школьников (Н.П. Абаскалова, М.М. Безруких, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, В.В. Колбанов, Г.Н. Сердюковская); определение содержания и организации валеологического воспитания школьников (Ю.Л. Варшамов, В.Н. Волков, В.П. Саломин, А.А. Семёнов, Л.Г. Татарникова); разработка здоровьесберегающих технологий, режимов, принципов обучения учащихся (В.Ф. Базарный, С.М. Десятов, J1.A. Жданова, Е.Ф. Лунина, Е.О. Школа); обоснование валеологической деятельности учителя (Г.К. Зайцев, Н.Б. Захаревич, Л.Г. Татарникова); изучение специфики деятельности валеологической службы в школе (Э.М. Казин, Л.А. Коротаева, Т.С. Панина, А.И. Фёдоров); разработка проектов «Школ здоровья» (В.Н. Касаткин, И.В. Кузнецова, С.В. Кулева, Н.И. Маламуд, Н.А. Пастушенко, Г.Н. Светличная, Л.Г. Татарникова). Oднако, анализ литературы показал, что отечественными исследователями недостаточно рассмотрены вопросы формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни в процессе персонального развития самими обучающимися среднего профессионального образования. Отсюда актуальной представляется проблема, имеющая самостоятельную научно-теоретическую ценность и большое практическое значение, заключающаяся в выявлении исторических предпосылок, ведущих закономерностей и разработке теоретических основ формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни у обучающихся в средне профессиональных образовательных организациях. Решение проблемы является целью нашего исследования, состоящего в разработке программы, популяризирующей здоровьесберегающую концепцию у обучающихся в системе СПО и научных основ её реализации в практике. Проведенный теоретико-эмпирический анализ формирования здорового образа жизни у студентов СПО выявил ряд противоречий, среди них: – социально-педагогические – между общими целями и здоровьесберегающими ценностями личности в обществе и ценностными ориентациями обучающихся в плане отношения к собственному здоровью; – организационно-педагогическими – между способами здоровьесберегающих технологий, пропагандирующихся в рамках воспитательной работы и низкой практической готовностью обучающихся к их систематическому самостоятельному применению в повседневной жизни; – индивидуально-личностные – между пониманием большинством обучающихся в СПО важности здоровья и отсутствием у них системы сознательной самоорганизации здоровьесбережения. Таким образом, проблемой исследования является поиск оптимальных форм и методов формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни студентов среднего профессионального образования в контексте внеурочной работы и определение условий, влияющих на эффективность данного процесса. Цель исследования – определить комплекс педагогических условий, способствующих формированию осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, разработать программу формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Объект исследования – осознанная потребность в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Предмет исследования – формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Гипотеза исследования: процесс формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования будет эффективным, если: во-первых, в учреждении среднего профессионального образования систематически применяется социально-педагогическая диагностика личностных установок на формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни, на базе чего ведется индивидуальная паспортизация здоровья обучающихся и оценивается динамика его изменения; во-вторых, педагогические работники колледжа во время внеурочной деятельности своим примером способствует мотивации к здоровому образу жизни обучающихся, глубинному осознанию пагубности вредных привычек на качество собственной жизни; в-третьих, в учебных группах организуется воспитательная деятельность, направленная на формирование здорового образа жизни, стимулирующая практический интерес обучающихся к саморазвитию в направлении ЗОЖ; в-четвертых, по заданным критериям проводится самооценка и экспертная оценка достижений в области ведения здорового образа жизни обучающихся среднего профессионального образования. В соответствии с целью, объектом предметом и гипотезой определены следующие задачи: 1. Уточнить имеющееся представление о здоровом образе жизни будущего специалиста, обосновав условия, стремления к ЗОЖ, в повседневной жизни и в период обучения в учреждениях среднего профессионального образования; 2. Выявить особенности формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования; 3. Разработать модель в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования; 4. Проанализировать и экспериментально обосновать условия и факторы эффективности формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни у будущего специалиста – выпускника среднего профессионального образования (на примере ОБПОУ «КГПК»); 5. Разработать программу формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Теоретическо-методологические основы исследования составляют: – философские идеи культуросообразного подхода к физическому развитию в общей культуре деятельного становления личности (В.У. Агеевец, Н.Н.Визитей, Л.С. Выготский, М.В. Выдрин, А.П. Матвеев, С.Л. Рубинштейн); – идеи психологов о формировании мотивационно-потребностной сферы личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Здравомыслов, A.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев); – психолого-педагогические основы поэтапного саморазвития физической культуры средствами физического воспитания и спорта (И.П. Волков, Г.Д. Горбунов, И.П. Ильин, П.А. Рудик); – теория развития духовных потребностей личности (Л.И. Божович, Н.П. Болдырев, B.C. Ильин, Ю.В. Шаров); – концепции целостного подхода к исследованию педагогического процесса (B.C. Ильин, B.В. Краевский, Н.К. Сергеев); – идеи системной организации физического образования, физического воспитания и физической подготовки с учетом профессиональной деятельности будущих специалистов (В.В. Белорусова, В.Л. Марищук, А.Ф. Калашников); – концептуальные положения теории здорового образа жизни (A.M. Амосов, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Ю.П. Лисицын); – идеи личностно-развивающего обучения в системе выбора технологий профессионального образования (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, П.И. Образцов, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); – концепции формирования физической культуры человека (В.К. Бальсевич, В.П. Беспалько, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, B.C. Якимович). Для реализации целей, проверки гипотезы и решения задач использованы следующие методы исследования: – теоретические (анализ и обобщение литературы по исследуемой проблеме, изучение передового педагогического опыта в системе СПО по вопросу формирования здорового образа жизни); – эмпирические (анкетирование, интервьюирование, беседы, экспертная оценка, анализ творческих работ студентов и выполнения индивидуальных заданий, диагностический и формирующий эксперименты по исследованию возможностей отдельных педагогических средств и др.); – методы математической статистики (при обработке первичных эмпирических данных использован программный пакет Microsoft Office Excel). Эмпирическая база исследования на констатирующем этапе исследования приняли участие 110 человек, в том числе – 40 студентов первого курса; 26 – второго курса и 29 третьекурсников; 15 педагогических работников, на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы в Областном бюджетном профессиональном учебном заведении «Курский государственный политехнический колледж»), в экспериментальной группе – 45 человек, в контрольной – 50 человек. Достоверность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений; целостным подходом к решению поставленной проблемы; применением системы методов, адекватных природе исследуемого объекта, цели и задачам исследования; достаточным объемом и репрезентативностью выборки; оптимальной организацией опытно-экспериментальной работы; статистической обработкой данных, полученных в ходе эксперимента. Исследование проводилось в три этапа: Первый этап – поисковый (2018-2019 гг.) – включил анализ литературы по проблеме исследования, разработку рабочего понятийного аппарата, сбор данных о ведении здорового образа жизни обучающимися в системе СПО. Второй этап – теоретико-моделирующий (2019-2020 гг.) – отражает разработку и реализацию целевой социально-педагогической модели развития и саморазвития будущих специалистов в условиях применения комплекса здоровьесберегающих технологий. Третий этап – опытно-обобщающий (2020-2021 гг.) включает апробацию целевой программы формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни у обучающихся в контексте самосохранения их здоровья и работоспособности с обобщением результатов исследования в тексте ВКР. На защиту выносятся следующие положения: 1. Потребность в здоровом образе жизни рассматривается нами как интегральная характеристика личности, проектирующая необходимость развития собственной жизненной активности человека, включающая занятия различными видами спорта, отказ от вредных привычек, соблюдение режима дня, правильное питание, а также наличие глобального мировоззрения и стремление следовать стандартам здорового образа жизни во всех сферах жизнедеятельности. Содержание осознанной потребности в здоровом образе жизни включает ценностно-смысловой компонент (обеспечивающий осознание того, что проблема укрепления здоровья является проблемой первостепенного значения, позволяющей наиболее полно реализовывать свои возможности в предстоящей профессионально-педагогической деятельности); содержательно-операционный компонент (предусматривающий обогащение студентов широким арсеналом знаний и практических умений, формирующих способность познавать и творчески использовать их для реализации здорового образа жизни в различных условиях жизнедеятельности, ближайшем и профессиональном окружении); эмоционально-волевой компонент (проявляющийся в эмоциональном отношении к собственному здоровью, призванном мобилизовать волевые усилия и настойчивость для его достижения). 2. Модель формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, основывающаяся на системном, гуманистическом, личностно-ориентированном, аксиологическом подходах, позволяющих рассматривать процесс формирования потребности в здоровом образе жизни как многоаспектный феномен, направленный на активизацию интеллектуальной, волевой, психической сфер человека и его способности развиваться в постоянно меняющемся мире. Модель включает следующие компоненты: цель, методологические походы, педагогические характеристики модели, а также критериально-оценочный и результативный компонент. 3. Эффективность формирования потребности в здоровом образе жизни обеспечивают педагогические условия сопровождения: – создание образовательного пространства в колледже как зоны здорового образа жизни; – организация учебно-методического обеспечения процесса формирования потребности в здоровом образе жизни; – разработка и применение технологии формирования потребности в здоровом образе жизни; – целенаправленное формирование потребности в здоровом образе жизни у обучающихся в результате реализации программы, базирующейся на совокупности основных педагогических принципов и состоящей из последовательных и взаимосвязанных стадий (развитие ценностных ориентаций, связанных с ЗОЖ; расширение знаний о ЗОЖ; совершенствование навыков организации ЗОЖ). 4. Процесс формированию осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования целесообразно осуществлять в трехэтапной последовательности. Цель первого (информационного) этапа – формирование желания у студентов активно поддерживать свое здоровье, внедряя в повседневную жизнь здоровьесберегающие технологии. Главным образом он направлен на формирование ценностно-смыслового компонента осознанной потребности в здоровом образе жизни, развитие смысловой функции. Ведущими педагогическими условиями являются введение дополнительного теоретического материала, отражающего современные знания о взаимосвязи здоровья человека и его двигательной активности; усиление межпредметных связей для углубления знаний о здоровом образе жизни; повышение компетентности педагога на основе исследовательского метода. Цель второго (практического) этапа – стимулирование у студентов потребности в ведении здорового образа жизни для успешного профессионального становления. Второй этап направлен на формирование содержательно-операционного компонента, развитие побуждающей и креативной функций. Ведущими педагогическими условиями являются введение дополнительного теоретического материала, отражающего профессиональную направленность ЗОЖ; моделирование в учебно-воспитательном процессе по физической культуре педагогических ситуаций, отражающих деятельность будущего специалиста; моделирование будущими специалистами индивидуальных программ здоровьесберегающей деятельности, направленных на сохранение собственного здоровья. Цель третьего (креативного) этапа – развитие у студентов самостоятельности и способности творчески использовать приобретенные знания и умения по для сохранения собственного здоровья. Требуемый результат – становление целостности осознанной потребности в здоровом образе жизни, когда все компоненты достаточно сформированы и соответствуют ее структуре, функции хорошо развиты. Ведущими педагогическими условиями третьего этапа являются моделирование ситуаций, ориентированных на осознании необходимости ведения ЗОЖ будущим специалистом; активизация субъектной позиции личности будущего специалиста в процессе формирования вектора ЗОЖ. Научная новизна результатов исследования заключается в том, что с позиции системно-целостного подхода уточнена сущность осознанной потребности будущего специалиста в здоровом образе жизни; описаны уровни и динамика развития этого качества у студентов 1-2-3-х курсов среднего профессионального образования; впервые разработан комплекс педагогических условий и система формирования данного качества у будущих специалистов в процессе физического воспитания; конкретизировано научное знание о системе педагогических средств, позволяющее эффективно решать данную проблему. Теоретическая значимость результатов исследования определяется его вкладом в развитие целостной теории профессиональной подготовки студентов, который выражается в разработке теоретических оснований и системы формирования осознанной потребности будущего специалиста в здоровом образе жизни. Разработанная система является основой нового подхода к процессу физического воспитания в системе СПО, который предполагает не изолированное развитие физических качеств личности будущего специалиста, а их преобразование в тесном взаимодействии с духовным совершенствованием и эмоционально-чувственным развитием. Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что диагностические методики, выводы и результаты исследования могут быть использованы для анализа эффективности и совершенствования учебного процесса по здоровьесбережению в системе среднего профессионального образования. Разработанная в исследовании система формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, рекомендации по организации учебных и самостоятельных занятий физкультурной деятельностью могут быть использованы преподавателями СПО. Апробация результатов исследования осуществлялась: путем публикации учебно-методических материалов и статей; ежегодными выступлениями автора по проблеме на заседаниях методического совета ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж» и на заседаниях П(Ц)К «Физической культуры и безопасности жизнедеятельности» и участием в научно-методических семинарах и научно-практических конференциях различного уровня и территориального значения. Внедрение результатов исследования Основные результаты исследования внедрены в практику работы отделения физической культуры, учебно-спортивного комплекса ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж; в практику воспитательной деятельности ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж.
Содержание

Введение………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования……………………………………………………………… 17 1.1 Здоровый образ жизни молодежи как социально-педагогическая проблема…………..…………………………………………………….. 17 1.2. Особенности формирования потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования……………………………………………………………… 32 1.3. Модель формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования ………………………………………. 37 Выводы по I главе……………………………………………………… 44 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования………………………………………………………………. 47 2.1. Состояние сформированности осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования ………………………………………... 47 2.2 Программа по формированию осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж» #ЗаЗОЖ………………. 65 2.3 Анализ результатов педагогического эксперимента по формированию осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования……………………………………………………………… 70 Выводы по II главе……………………………………………………… 73 Заключение……………………………………………………………… 75 Список литературы…………………….……………………………….. 77 Приложения……………………………………………………………... 86
Список литературы

1. Абульханова-Славская, К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. – 1994. – №4. – С.35. 2. Авдеева, Н.Н. Здоровье как ценность и предмет научного познания / Н.Н. Авдеева, И.И. Ашмарин, Г.Б. Степанова // Мир психологии. – М. – Воронеж, 2000, №1 (21). – С.54-71. 3. Акмеология: Учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - СПб.- : Питер. - 2003. - 256с. 5. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. - 3-е изд. -М.: Физкультура и спорт. - 1987. - 64с. 4. Амосова, Ю.Е. Формирование ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки / Ю. Е. Амосова // Вестник государственного педагогического университета / ГОУ ВПО ЧГПУ. – Челябинск. - № 9, 2009. - С. 16-28. 5. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья / В.А. Ананьев. - СПб.: Балтийская Педагогическая академия. - 1998. - 148с. 6. Ананьев, В.А. Психология здоровья - новая отрасль человекознания / В.А. Ананьев. - СПб. – 1996 – 123с. 7. Андреев, Ю. Три кита здоровья / Ю. Андреев. - 7-е изд. - СПб. - 1994. -377с. 8. Апанасенко, Г.Л. Уровень соматического здоровья, его связь с физическим развитием и прогнозирование заболеваемости подростков / Г.Л. Апанасенко, В.К. Казакевич, Л.Д. Коровина // Валеология. — 2003. — №1. - С. 19-24. 8. Апанасенко, Г.Л. Физическое здоровье и максимальная работоспособность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физической культуры. - 1988. - №6. - 125с. 9. Айзман, Р. И. Концепция валеологического образования и пути ее реализации [Текст] / Р. И. Айзман. - Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 1996. - 28 с. 10. Баевский, Р. М. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья [Текст] / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. - М.: Медицина, 1993. - С. 16-22. 11. Бароненко, В.А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья / ВА. Бароненко // Валеология. - 2002. - №3. - С.74-77. 12. Басалаева, Н.М. Здоровье нации: стратегия и тактика / Н.М. Басалаева, В.М. Савкин // Валеология. - 1996. - №2. - С.35-37. 13. Беленов, В.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания [Текст]: дис. канд. пед. наук: спец 13.00.01 / Беленов Валерий Николаевич. – Самара, 2000. - 163с. 14. Белов, В.И. Психология здоровья / В.И. Белов. - СПб. - 1994. - 272с. 15. Белова, Н.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи / Н.И. Белова // СОЦИС. - 2008. - №4. - С.84-86. 16. Берулава, М.Н. Гуманитаризация образования: направления и проблемы / М.Н. Берулава // Педагогика. - 1996. - №4. - С.23-27. 17. Бехтерев, В.М. Личность и условия ее развития и здоровья / В.М. Бехтерев // Проблемы развития и воспитания человека. - М. - 1997. - С. 97-131. 18. Битянова, Н.Р. Психология личностного роста / Н.Р. Битянова. -М. - 1995. 19. Богоявленский, Е.Н. Здоровье - это образ жизни / Е.Н. Богоявленский. - М.: О-во «Знание» РСФСР. - 1987. - 40с. 20.Г.Т. Ганжин, А.А. Деркач // Здоровье как структурообразующий конструкт духовной сферы человечества и условие творчества человека //Мир психологии. - М. – Воронеж. - 2000. -№1 (21). - С.89-108. 21. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М.: Мысль. - 1988. 22. Братусь, Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания / Б.С. Братусь // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. - М.: Смысл. - 1999. - С.284- 298. 23. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - Л.: Наука. - 1987. - 125с. 24. Бугазов, А.Х. Социально-психологический стереотип как элемент познания / А.Х. Бугазов // Знание: семантика и прагматика. – Фрунзе. - 1991. - С.52-64. 25. Булич, Э.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни. Методические рекомендации / Э.Г. Булич. - Киев: О-во «Знание». - 1986. -16с. 26. Бутейко, К.П. Новое понимание здоровья / К.П. Бутейко // Теория и практика физической культуры. - 1988. - №7. - С.19-22. 27. Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования / Э.Н. Вайнер // Валеология. - 2004. - №1. -С.21- 25. 28. Васильева, О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии / О.С. Васильева // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып. З. - С.406-411. 29. Васильева, О.С. Исследование представлений о здоровом образе жизни / О.С. Васильева, Е.В. Журавлева // Психологический вестник РГУ: - Ростов-на-Дону. - 1997, Вып.З. - С.420-429. 30. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М.: Академия. - 2001. - 462с. 31. Вернадский, В.И. Мысли и наброски / В.И. Вернадский // Прометей. - 1988. - №15. - С.294. 32. Виленский М.Я., Масалова О.Ю. Ценностное отношение к здоровью и процесс его формирования у студентов // Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции 12-13 декабря 2011г. – Киров: Изд-во Вят. ГГУ. - 2012. – С.19-23. 33. Воднева, Е.В. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 / Воднева Елена Викторовна. – Смоленск, 2003. - 207с. 34. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В б-ти т. / Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика. - 1983.—368с. 35. Гаирбеков, М.М. Методологические основы и сущность содержательных характеристик потребностей молодежи // Вестник Университета Российской Академии образования. №5 (78). – М.: Изд. УРАО. - 2015. – С. 67-71. 36. Гаирбеков, М.М., Коноплева, А.Н., Кожемов, А.А. Педагогическое моделирование формирования у молодежи потребности в здоровом образе жизни средствами волейбола // Гуманизация образования. - №2. – 2018 – С.80- 85. 37. Гиппократ. О здоровом образе жизни / Гиппократ // Гиппократ. Клятва. Закон. О враче. Наставления. — Минск: Современный литератор. - 1998. - С.131-139. 38. Гроф, С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / С. Гроф. — М.: Изд.-во Трансперсонального Института. - 1993. - 504с. 39. Гроф, С. Неистовый поиск себя / С. Гроф. - М.: Изд.-во Трансперсонального Института. - 1997. – С.322-323. 40. Давиденко, Д.Н. Здоровье и образ жизни студентов: Учеб. пособие / Д.Н. Давиденко, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев / под общ. ред. Д.Н. Давиденко. - СПб.: СПб ГУИТМО. - 2005. 41. Давиденко, Д.Н. Основы здорового образа жизни человека / Д.Н. Давиденко // Вестник Балтийской академии. - 1996. - Вып.9. - С. 15-23. 42. Дерябо, С.Д. Диагностика образовательной среды (пособие для учителя) / С.Д. Дерябо / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Пановой. - М.: РАО Центр комплексного формирования личности – Черноголовка. - 1997. -С.69- 81. 43. Добротворская, С.Г. Воспитание готовности к здоровому образу жизни / С.Г. Добротворская // Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского Государственного университета): Отчет о научно-исследовательской работе. – Казань. - 2001. - С.92-101. 44. Добротворская, С.Г. Проектирование и реализация системы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни [Текст]: дисс. 168 ... д. пед. наук: спец. 13.00.01 / Добротворская Светлана Георгиевна. – Казань, 2003. - 413с. 45. Долинский, Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии / Г.К. Долинский // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. - СПб. - 1997. 46. Донцов, А.И. Концепция социальных представлений о феноменах обыденного сознания / А.И. Донцов, Т.П. Емельянова // Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания. Сб. обзоров. - М.: МГУ. - 1989. - С.11-44. 47. Журавлева, Н.С. Восприятие здоровья студентами и их родителями / Н.С. Журавлева // Материалы VII Всероссийской научнопрактической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект». - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского. - 2002. - С.85-86. 48. 3араковский, Г.М. Формирование здорового образа жизни молодежи — условие повышения качества жизни населения России / Г.М. Зараковский // Качество жизни и здоровье нации: тр. ВНИИ техн. эстетики. - М. - 2003. - С.39-49. - (Качество жизни; Вып.7). 50. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. - Москва: Изд-во Московского психологосоциального ин-та; Воронеж: МОДЭК. - 2010 г. — 447 с. 93. Иванова, Е.А., Русинов, А.А. Условия формирования здорового образа жизни школьников // Материалы региональной научно-практической заочной конференции: «Психолого-педагогические аспекты профессионального образования». - 2016. - С. 26-30 51. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер. - 2000. - 512с. 52. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» 53. Кажен, С.Ж.У. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре // Молодой ученый. 2016. № 11 (115). - С.- 1213-1215. 54. Казначеев, В.А. Физическая культура как способ формирования здорового образа жизни студентов в высших учебных заведениях // Вестник Самарского юридического института. 2018. № 2 (28). - С. - 120-123. 55. Казначеев, В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В.П. Казначеев. - М. – Кострома. - 1996. - 248с. 56. Калинина, И.А. Здоровьесберегающее поведение учителя как основа здоровья учащихся // Гигиена и санитария. - 2015. - Т. 94. № 9. - С.- 16- 18. 57. Караев, Р.Б. Валеологическое образование как условие формирования здорового образа жизни молодёжи // Наука и современность. 2011. - № 8-1. С. - 258-262 58. Колесников, И.А., Молоканов, А.А., Майбородин, С.В., Габибов, А.Б. Формирование здорового образа жизни студентов // Сб.: «Образование, культура и личность в современном российском обществе». Материалы всероссийской научно-практической конференции. – 2018. -. С.- 100-104. 59. Кокаева, И.Ю. Компетентностный подход при формировании здорового и безопасного образа жизни обучающихся // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2016. - № 5. - С. 43-46. 60. Кон. И. С. Психология ранней юности : Кн. для учителя - М. : Просвещение, 1989. 61. Леван, Т.Н., Нежкина, Н.Н. Педагогические технологии формирования здорового образа жизни // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 10. - С. - 91-95 62. Лосев, И.В., Воробьева, Е.А. Здоровый образ жизни: психологопедагогический аспект // Сб: Инновации в образовании. Материалы XI научнопрактической конференции. - 2019. - С. - 205-208 63. Луцкая, Е.Н., Добрикова, С.А. Формирование здорового образа жизни у старшеклассников // Физическая культура в школе. - 2017. - № 1. - С. - 25-30. 64. Маджуга, А.Г. Формирование валеологической культуры в контексте совместно-диалогической здравотворческой деятельности субъектов образовательного процесса / А.Г. Маджуга, М.Д. Мамадияров, СВ. Ткаченко // Валеология. - 2003. - №12. – С.-.58-61. 64. Макаренко А.С. 'О воспитании' - Москва: Издательство политической литературы. - 1990 - с. – 416. 65. Мамонтова, Е.В. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательной среде // Сб: Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. - 2019. - С. - 147- 149 66. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. - СПб.: Евразия. - 1997. - 430с. 67. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. — М.: «Рефл-бук». - 1997. -304с. 68. Мельник, Ю.И. Психология здоровья / Ю.И. Мельник // Журнал прикладной психологии. -2000. - №3. - С. - 11-14. 69. Науменко, Ю. В. Здоровьеформирующее образование как модель социокультурной педагогической практики [Текст] / Ю. В. Науменко // Стандарты и мониторинг. - 2006. - № 4. - С. 13-21. 70. Неделько, О.Г. Здоровый образ жизни студенческой молодежи // Сб.: Молодежь - науке: образование, спорт, здоровье - 2016. - С. - 70-74. 71. Никоноров, В.Т. Технология организации педагогического процесса, направленная на формирование навыков ведения здорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста в процессе физического воспитания // Сб.: Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор: О. В. Юречко. - 2016. - С. - 183-192. 72. Овчинников, О.М., Анисимов, А.В., Муравьев, А.В. Проблемные аспекты формирования потребности в здоровом образе жизни у студентов // Глобальный научный потенциал. - 2018. - № 8 (89). - С. 36-38. 73. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: «Русский язык». - 1988. – 889 с. 155. Оллпорт, Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Оллпорт. - М.: Смысл. - 2002. - 462с. 74. Осокина, М.Н. Формирование культуры здорового образа жизни // Социальная политика и социология. - 2011. - № 8 (74). - С. - 28-36. 75. Петленко, В.П. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность / В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко. - СПб.: ЛГУ. - 1998. - 124с. 76. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь – М.: Политиздат. - 1985 – 431 с. 77. Платон. Законы // Платон. Собрание сочинений в четырех томах, Т.4. / Платон. - М.: Мысль. - 1994. - С. - 71-437. 78. Писаренко, В.И. Моделирование в современной педагогике // Общество: социология, психология, педагогика. - 2019. № 12 (68). - С.- 146- 154. 79. Платонова, Р.И. Научные подходы к применению моделирования в педагогических исследованиях // Фундаментальные и прикладные исследования физической культуры, спорта, олимпизма: традиции и инновации: сборник научных и научно-методических статей: в 2-х томах. 2018. - С. - 307-321 80. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"// - N 751 г. - Москва. 81. Психология здоровья: Учебник для ВУЗов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та. - 2000. - 504с. 166. Раджабов, Х.Ш. Спортивные игры как средства формирования здорового образа жизни // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2008. - № 12. - С. - 92-98. 82. Романкина, М.Ю., Боева, О.И. Формирование здорового образа жизни у обучающихся в образовательных организациях // Наука и Образование. - 2018. - № 3-4. С. -13. 83. Руссо, Ж.-Ж. Трактат о происхождении неравенства / Ж.-Ж. Руссо // Руссо Ж.- Ж. Трактаты. - М.: Наука. - 1965. – С. - 31-108. 84. Самойлова, И.Р. К вопросу о формировании понятия «Здоровый образ жизни» / И.Р. Самойлова // Материалы региональной научнопрактической конференции «Проблемы преподавания безопасности жизнедеятельности для учреждений образования». – Калуга. - 2000. - С. - 46-47. 85. Стрижов, С.А. Здоровый образ жизни – путь к повышению качества жизни /С.А. Стрижов // Социология власти. – 2010. - № 3 – С. - 36-42. – С. 36. 184. Суханов, А.В. Структура нападающих ударов в волейболе, применяемых в условиях противодействия соперника и методика их совершенствования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04 / Суханов Андрей Валерьевич. - М.- 2007. - 122с. 86. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения/Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861). — М.: Изд-во Академии наук РСФСР. - 1945. — С. - 461 87. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 - N 323-ФЗ (последняя редакция) 88. Финченко, Е.А., Цыцорина, И.А. Методические подходы к охране здоровья населения в субъекте российской федерации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2010. - № 4. - С. 34-37. 195. Ханевская, Г.В. Роль социального аспекта в физической культуре и спорте // Символ науки. - 2016. - № 9-2 (21). - С. - 123-124. 89. Холмуродов, Л.З., Рахматова, Д.Н. Методы формирования здорового образа жизни школьников средствами физической культуры // Сб.: Университетский спорт: здоровье и процветание нации. Материалы V Международной научной конференции студентов и молодых ученых: в 2 томах. - 2015. - С. - 338-339 90. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер. - 2004. – 541 с. 91. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э. Чарлтон // Вопросы психологии. - 1997. - №2. - С. - 3-14. 92. Чешихина, В.В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи в современном российском обществе // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. - 2012. - № 1. - С. - 90-94. 93. Послание Президента Федеральному Собранию http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582
Отрывок из работы

Глава I. Теоретико-методологическое основы формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования 1.1 Формирование ценностной ориентации студентов на здоровый образ жизни как педагогическая проблема Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и здоровья становится в настоящую эпоху не просто значимым, а ведущим фактором в обеспечении устойчивого развития общества и общественных отношений. Задачи формирования, укрепления и сохранения природного, генетически детерминированного здоровья человека, живущего в напряженной информационно-энергетической среде, создания экологически и эмоционально-комфортной среды общения и труда становятся приоритетными для человеческого сообщества. Осознанная потребность в ЗОЖ олицетворяет внутреннее стремление подростка, которое приводит к сознательному ведению здоровой жизнедеятельности, в ходе которой формируются умения здорового образа жизни. На современном этапе проблеме сохранения здоровья и здорового образа жизни уделяется серьезное внимание на государственном уровне. В Российской Федерации приняты нормативно-правовые акты, пропагандирующие охрану здоровья человека и здоровый образ жизни. Как отмечено в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию: «для суверенной и сильной России нужна молодежь лучшая в нравственности, в компетенциях, в работе, в творчестве. А для этого необходимо преодолеть безответственное отношение общества к вопросам здорового образа жизни» [93]. В ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» п. 3 ст. 30 подчеркивается, что «формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом» [80]. В последние годы в России на основании ст. 41 Конституции РФ, декларирующей финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, разрабатывается ряд программ, направленных на формирование здорового образа жизни. Согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года акцент государственной демографической политики на формирование здорового образа жизни, на меры по снижению масштабов злоупотребления алкогольной и табачной продукцией, на профилактику алкоголизма, табакокурения и наркомании позволит улучшить показатели смертности. На основании вышеизложенного в субъектах РФ принимаются законодательные и нормативные правовые акты, а также региональные программы, направленные на профилактику заболеваний и формирование ЗОЖ у населения [91].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg