Актуальность исследования
Здоровье человека является обязательным условием жизнедеятельности и критерием успешности будущего специалиста. Формирование здорового образа жизни является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации.
На современном этапе проблеме сохранения здоровья и здорового образа жизни уделяется серьезное внимание на государственном уровне. В Российской Федерации приняты нормативно-правовые акты, пропагандирующие охрану здоровья человека и здоровый образ жизни. Как отмечено в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию: «для суверенной и сильной России нужна молодежь лучшая в нравственности, в компетенциях, в работе, в творчестве. А для этого необходимо преодолеть безответственное отношение общества к вопросам здорового образа жизни». В ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» п. 3 ст. 30 подчеркивается, что «формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом».
В последние годы в России на основании ст. 41 Конституции РФ, декларирующей финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, разрабатывается ряд программ, направленных на формирование здорового образа жизни. Согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года акцент государственной демографической политики на формирование здорового образа жизни, на меры по снижению масштабов злоупотребления алкогольной и табачной продукцией, на профилактику алкоголизма, табакокурения и наркомании позволит улучшить показатели смертности. На основании вышеизложенного в субъектах РФ принимаются законодательные и нормативные правовые акты, а также региональные программы, направленные на профилактику заболеваний и формирование ЗОЖ у населения [92]. Одной из ключевых задач приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни», утвержденного Правительством РФ 26 июля 2017г., является увеличение доли граждан, приверженных здоровому образу жизни до 45 % в 2020г., соответственно до 60 % в 2025г. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» обозначены стратегические цели образования, тесно связанные с проблемами развития российского общества, включая «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечении высокого качества жизни народа и национальной безопасности». В Доктрине в качестве приоритетной обозначена задача «воспитания здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта», ключевыми государственными задачами в сфере образования выделена – всесторонняя забота о «сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании в развитии детей и обучающихся»
По данным Федерального государственного автономного учреждения «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ «НЦЗД» МЗ РФ) состояние здоровья российских подростков существенно хуже, чем у их сверстников в других странах.
Наибольший рост заболеваемости отмечается по классам так называемых «школьных» болезней, наиболее зависимых от образа жизни: нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата (в основном – различные виды нарушения осанки), нарушения зрения, болезни органов пищеварения. Причинами развития этих нарушений являются неправильный режим питания, сна и отдыха, снижение двигательной активности, неконтролируемое использование различных гаджетов. Унифицированный подход к занятиям физкультурой в школе, рассчитанный на «среднего» ученика, не вызывает интереса к таким урокам, скорее, отталкивает. Около 10 % подростков их не посещают. А неправильно подобранные одежда и обувь, тяжелые рюкзаки с учебниками усугубляют ситуацию.
В 30 % случаев у детей обнаруживаются проблемы, вызванные несоответствием рациона питания потребностям стремительно растущего детского организма. Большинство школьников едят слишком мало белковой пищи, испытывают нехватку витаминов, растительной клетчатки, а вот углеводов в их рационе слишком много. В развитие болезней желудочно-кишечного тракта (гастритов и гастродуоденитов, дискинезии желчевыводящих путей, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки) вносят свой вклад отсутствие регулярного питания, постоянное изменение режима, высокий уровень эмоционального напряжения.
В настоящее время особую обеспокоенность вызывает состояние нервно-психического здоровья подростков. За 10 лет общая заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения подростков в возрасте 15-17 лет увеличилась на 11,3 %. Нервно-психические расстройства (неврозы, проблемы в работе вегетативной нервной системы, астено-невротический синдром, синдром дефицита внимания и гиперактивности), нарушения работы сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертензия, нарушения ритма сердца), болезни органов зрения (дальнозоркость, близорукость, астигматизм) чаще отмечаются у обучающихся в старших классах. В это время организм становится очень чувствителен и малоустойчив к высоким учебным нагрузкам, эмоциональному напряжению, вызванному сложными взаимоотношениями с преподавателями и сверстниками, неблагоприятной атмосферой в семье, нарушением режима дня, недосыпанием.
Ввиду перечисленных проблем со здоровьем у подрастающего поколения, еще со школьной скамьи, на плечи системы профессионального образования ложатся задачи не только по сохранению здоровья молодого поколения, но и по формированию системы, способствующей ценностному восприятию собственного здоровья и развитию осознанной потребности в нем у будущих специалистов. Система среднего профессионального образования должна быть ориентирована на формирование готовности к здоровому образу жизни у студентов на основе принципов целостности, преемственности, вариативности, адаптивности к возрастным и психолого-физиологическим особенностям обучающихся, отвечать задачам их жизненного и профессионального самоопределения. В связи с этим, необходимо заложить педагогические основы гармонически развитой здоровой личности. При обучении в такой системе на первый план в воспитательно-образовательном процессе выдвигается формирование компетентностей ведения здорового образа жизни, как в период студенчества, так и в период дальнейшей профессиональной деятельности [9]. Формирование у подростков привычки ведения здорового образа жизни и принятие мер по лучшей защите молодых людей от рисков для здоровья имеют решающее значение для здоровья населения и социальной инфраструктуры стран в будущем, а также для предотвращения проблем со здоровьем в зрелые годы.
Степень разработанности исследования
Проблема здоровья россиян всегда была в центре внимания видных отечественных учёных, просветителей, общественных деятелей, о чём свидетельствует творческое наследие В.Г. Белинского, И.И. Бецкого, С.П. Боткина, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафта, М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, Н.И. Пирогова, И.А. Сикорского, В.Н. Татищева, К.Д. Ушинского, Ф.Ф. Эрисмана и других. Вопросы индивидуального здоровья человека с позиций философии, психологии, физиологии, медицины, социологии затрагивались в трудах К.А. Абульханова-Славской, Р.А. Айзмана, Н.М. Амосова, Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, Л.П. Апанасенко, И.А. Аршавского, И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, И.В. Дубровиной, В.П. Казначеева, Э.М. Казина, Г.А. Калачёва, А.Н. Леонтьева, А.Ф. Лосева, Н.Н. Моисеева, Ю.М. Орлова, В.П. Петленко, А.Г. Щедриной и других.
Здоровьесбережение, в последнее время, становится приоритетным направлением воспитательного компонента в учреждениях среднего профессионального образования. Анализ современной научной литературы по проблеме обеспечения здоровья подростков позволяет выделить несколько групп современной научной литературы затрагивающих проблемы здоровья молодых людей.
В первую группу вошли исследования, сориентированные на гигиеническую модель образовательного учреждения (В.Ю. Андреева, М.В. Антропова, М.М. Безруких, С.М. Громбах, Д.В. Колесов, Н.В. Котова, Н.Н. Куинджи, Г.Н. Сердюковская, А.Г. Хрипкова, Д.Д. Шарипова и другие). Несмотря на высокую степень проработанности данной модели, к 80-м годам XX века, данное направление себя исчерпало.
Вторую группу составили исследования, в которых рассматриваются теоретико-методологические основы педагогики здоровья (Р.И. Айзман, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, М.Я. Виленский, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, Э.М. Казин, Г.А. Калачёв, В.В. Колбанов, Г.А. Кураев, Г.Н. Светличная, А.Г. Щедрина).
Заключительную – третью группу составляют исследования, посвящённые различным аспектам сохранения, укрепления и формирования здоровья подростков: обоснование теоретических и методологических основ валеологического образования школьников (Н.П. Абаскалова, М.М. Безруких, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, В.В. Колбанов, Г.Н. Сердюковская); определение содержания и организации валеологического воспитания школьников (Ю.Л. Варшамов, В.Н. Волков, В.П. Саломин, А.А. Семёнов, Л.Г. Татарникова); разработка здоровьесберегающих технологий, режимов, принципов обучения учащихся (В.Ф. Базарный, С.М. Десятов, J1.A. Жданова, Е.Ф. Лунина, Е.О. Школа); обоснование валеологической деятельности учителя (Г.К. Зайцев, Н.Б. Захаревич, Л.Г. Татарникова); изучение специфики деятельности валеологической службы в школе (Э.М. Казин, Л.А. Коротаева, Т.С. Панина, А.И. Фёдоров); разработка проектов «Школ здоровья» (В.Н. Касаткин, И.В. Кузнецова, С.В. Кулева, Н.И. Маламуд, Н.А. Пастушенко, Г.Н. Светличная, Л.Г. Татарникова).
Oднако, анализ литературы показал, что отечественными исследователями недостаточно рассмотрены вопросы формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни в процессе персонального развития самими обучающимися среднего профессионального образования.
Отсюда актуальной представляется проблема, имеющая самостоятельную научно-теоретическую ценность и большое практическое значение, заключающаяся в выявлении исторических предпосылок, ведущих закономерностей и разработке теоретических основ формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни у обучающихся в средне профессиональных образовательных организациях. Решение проблемы является целью нашего исследования, состоящего в разработке программы, популяризирующей здоровьесберегающую концепцию у обучающихся в системе СПО и научных основ её реализации в практике.
Проведенный теоретико-эмпирический анализ формирования здорового образа жизни у студентов СПО выявил ряд противоречий, среди них:
– социально-педагогические – между общими целями и здоровьесберегающими ценностями личности в обществе и ценностными ориентациями обучающихся в плане отношения к собственному здоровью;
– организационно-педагогическими – между способами здоровьесберегающих технологий, пропагандирующихся в рамках воспитательной работы и низкой практической готовностью обучающихся к их систематическому самостоятельному применению в повседневной жизни;
– индивидуально-личностные – между пониманием большинством обучающихся в СПО важности здоровья и отсутствием у них системы сознательной самоорганизации здоровьесбережения.
Таким образом, проблемой исследования является поиск оптимальных форм и методов формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни студентов среднего профессионального образования в контексте внеурочной работы и определение условий, влияющих на эффективность данного процесса.
Цель исследования – определить комплекс педагогических условий, способствующих формированию осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, разработать программу формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
Объект исследования – осознанная потребность в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
Предмет исследования – формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
Гипотеза исследования:
процесс формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования будет эффективным, если:
во-первых, в учреждении среднего профессионального образования систематически применяется социально-педагогическая диагностика личностных установок на формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни, на базе чего ведется индивидуальная паспортизация здоровья обучающихся и оценивается динамика его изменения;
во-вторых, педагогические работники колледжа во время внеурочной деятельности своим примером способствует мотивации к здоровому образу жизни обучающихся, глубинному осознанию пагубности вредных привычек на качество собственной жизни;
в-третьих, в учебных группах организуется воспитательная деятельность, направленная на формирование здорового образа жизни, стимулирующая практический интерес обучающихся к саморазвитию в направлении ЗОЖ;
в-четвертых, по заданным критериям проводится самооценка и экспертная оценка достижений в области ведения здорового образа жизни обучающихся среднего профессионального образования.
В соответствии с целью, объектом предметом и гипотезой определены следующие задачи:
1. Уточнить имеющееся представление о здоровом образе жизни будущего специалиста, обосновав условия, стремления к ЗОЖ, в повседневной жизни и в период обучения в учреждениях среднего профессионального образования;
2. Выявить особенности формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования;
3. Разработать модель в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования;
4. Проанализировать и экспериментально обосновать условия и факторы эффективности формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни у будущего специалиста – выпускника среднего профессионального образования (на примере ОБПОУ «КГПК»);
5. Разработать программу формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
Теоретическо-методологические основы исследования составляют:
– философские идеи культуросообразного подхода к физическому развитию в общей культуре деятельного становления личности (В.У. Агеевец, Н.Н.Визитей, Л.С. Выготский, М.В. Выдрин, А.П. Матвеев, С.Л. Рубинштейн);
– идеи психологов о формировании мотивационно-потребностной сферы личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Здравомыслов, A.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев);
– психолого-педагогические основы поэтапного саморазвития физической культуры средствами физического воспитания и спорта (И.П. Волков, Г.Д. Горбунов, И.П. Ильин, П.А. Рудик);
– теория развития духовных потребностей личности (Л.И. Божович, Н.П. Болдырев, B.C. Ильин, Ю.В. Шаров);
– концепции целостного подхода к исследованию педагогического процесса (B.C. Ильин, B.В. Краевский, Н.К. Сергеев);
– идеи системной организации физического образования, физического воспитания и физической подготовки с учетом профессиональной деятельности будущих специалистов (В.В. Белорусова, В.Л. Марищук, А.Ф. Калашников);
– концептуальные положения теории здорового образа жизни (A.M. Амосов, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Ю.П. Лисицын);
– идеи личностно-развивающего обучения в системе выбора технологий профессионального образования (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, П.И. Образцов, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);
– концепции формирования физической культуры человека (В.К. Бальсевич, В.П. Беспалько, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, B.C. Якимович).
Для реализации целей, проверки гипотезы и решения задач использованы следующие методы исследования:
– теоретические (анализ и обобщение литературы по исследуемой проблеме, изучение передового педагогического опыта в системе СПО по вопросу формирования здорового образа жизни);
– эмпирические (анкетирование, интервьюирование, беседы, экспертная оценка, анализ творческих работ студентов и выполнения индивидуальных заданий, диагностический и формирующий эксперименты по исследованию возможностей отдельных педагогических средств и др.);
– методы математической статистики (при обработке первичных эмпирических данных использован программный пакет Microsoft Office Excel).
Эмпирическая база исследования
на констатирующем этапе исследования приняли участие 110 человек, в том числе – 40 студентов первого курса; 26 – второго курса и 29 третьекурсников; 15 педагогических работников, на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы в Областном бюджетном профессиональном учебном заведении «Курский государственный политехнический колледж»), в экспериментальной группе – 45 человек, в контрольной – 50 человек.
Достоверность результатов исследования
обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений; целостным подходом к решению поставленной проблемы; применением системы методов, адекватных природе исследуемого объекта, цели и задачам исследования; достаточным объемом и репрезентативностью выборки; оптимальной организацией опытно-экспериментальной работы; статистической обработкой данных, полученных в ходе эксперимента.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап – поисковый (2018-2019 гг.) – включил анализ литературы по проблеме исследования, разработку рабочего понятийного аппарата, сбор данных о ведении здорового образа жизни обучающимися в системе СПО.
Второй этап – теоретико-моделирующий (2019-2020 гг.) – отражает разработку и реализацию целевой социально-педагогической модели развития и саморазвития будущих специалистов в условиях применения комплекса здоровьесберегающих технологий.
Третий этап – опытно-обобщающий (2020-2021 гг.) включает апробацию целевой программы формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни у обучающихся в контексте самосохранения их здоровья и работоспособности с обобщением результатов исследования в тексте ВКР.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Потребность в здоровом образе жизни рассматривается нами как интегральная характеристика личности, проектирующая необходимость развития собственной жизненной активности человека, включающая занятия различными видами спорта, отказ от вредных привычек, соблюдение режима дня, правильное питание, а также наличие глобального мировоззрения и стремление следовать стандартам здорового образа жизни во всех сферах жизнедеятельности. Содержание осознанной потребности в здоровом образе жизни включает ценностно-смысловой компонент (обеспечивающий осознание того, что проблема укрепления здоровья является проблемой первостепенного значения, позволяющей наиболее полно реализовывать свои возможности в предстоящей профессионально-педагогической деятельности); содержательно-операционный компонент (предусматривающий обогащение студентов широким арсеналом знаний и практических умений, формирующих способность познавать и творчески использовать их для реализации здорового образа жизни в различных условиях жизнедеятельности, ближайшем и профессиональном окружении); эмоционально-волевой компонент (проявляющийся в эмоциональном отношении к собственному здоровью, призванном мобилизовать волевые усилия и настойчивость для его достижения).
2. Модель формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, основывающаяся на системном, гуманистическом, личностно-ориентированном, аксиологическом подходах, позволяющих рассматривать процесс формирования потребности в здоровом образе жизни как многоаспектный феномен, направленный на активизацию интеллектуальной, волевой, психической сфер человека и его способности развиваться в постоянно меняющемся мире. Модель включает следующие компоненты: цель, методологические походы, педагогические характеристики модели, а также критериально-оценочный и результативный компонент.
3. Эффективность формирования потребности в здоровом образе жизни обеспечивают педагогические условия сопровождения:
– создание образовательного пространства в колледже как зоны здорового образа жизни;
– организация учебно-методического обеспечения процесса формирования потребности в здоровом образе жизни;
– разработка и применение технологии формирования потребности в здоровом образе жизни;
– целенаправленное формирование потребности в здоровом образе жизни у обучающихся в результате реализации программы, базирующейся на совокупности основных педагогических принципов и состоящей из последовательных и взаимосвязанных стадий (развитие ценностных ориентаций, связанных с ЗОЖ; расширение знаний о ЗОЖ; совершенствование навыков организации ЗОЖ).
4. Процесс формированию осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования целесообразно осуществлять в трехэтапной последовательности.
Цель первого (информационного) этапа – формирование желания у студентов активно поддерживать свое здоровье, внедряя в повседневную жизнь здоровьесберегающие технологии. Главным образом он направлен на формирование ценностно-смыслового компонента осознанной потребности в здоровом образе жизни, развитие смысловой функции. Ведущими педагогическими условиями являются введение дополнительного теоретического материала, отражающего современные знания о взаимосвязи здоровья человека и его двигательной активности; усиление межпредметных связей для углубления знаний о здоровом образе жизни; повышение компетентности педагога на основе исследовательского метода.
Цель второго (практического) этапа – стимулирование у студентов потребности в ведении здорового образа жизни для успешного профессионального становления. Второй этап направлен на формирование содержательно-операционного компонента, развитие побуждающей и креативной функций. Ведущими педагогическими условиями являются введение дополнительного теоретического материала, отражающего профессиональную направленность ЗОЖ; моделирование в учебно-воспитательном процессе по физической культуре педагогических ситуаций, отражающих деятельность будущего специалиста; моделирование будущими специалистами индивидуальных программ здоровьесберегающей деятельности, направленных на сохранение собственного здоровья.
Цель третьего (креативного) этапа – развитие у студентов самостоятельности и способности творчески использовать приобретенные знания и умения по для сохранения собственного здоровья. Требуемый результат – становление целостности осознанной потребности в здоровом образе жизни, когда все компоненты достаточно сформированы и соответствуют ее структуре, функции хорошо развиты. Ведущими педагогическими условиями третьего этапа являются моделирование ситуаций, ориентированных на осознании необходимости ведения ЗОЖ будущим специалистом; активизация субъектной позиции личности будущего специалиста в процессе формирования вектора ЗОЖ.
Научная новизна результатов исследования
заключается в том, что с позиции системно-целостного подхода уточнена сущность осознанной потребности будущего специалиста в здоровом образе жизни; описаны уровни и динамика развития этого качества у студентов 1-2-3-х курсов среднего профессионального образования; впервые разработан комплекс педагогических условий и система формирования данного качества у будущих специалистов в процессе физического воспитания; конкретизировано научное знание о системе педагогических средств, позволяющее эффективно решать данную проблему.
Теоретическая значимость результатов исследования
определяется его вкладом в развитие целостной теории профессиональной подготовки студентов, который выражается в разработке теоретических оснований и системы формирования осознанной потребности будущего специалиста в здоровом образе жизни. Разработанная система является основой нового подхода к процессу физического воспитания в системе СПО, который предполагает не изолированное развитие физических качеств личности будущего специалиста, а их преобразование в тесном взаимодействии с духовным совершенствованием и эмоционально-чувственным развитием.
Практическая ценность результатов исследования
заключается в том, что диагностические методики, выводы и результаты исследования могут быть использованы для анализа эффективности и совершенствования учебного процесса по здоровьесбережению в системе среднего профессионального образования. Разработанная в исследовании система формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, рекомендации по организации учебных и самостоятельных занятий физкультурной деятельностью могут быть использованы преподавателями СПО.
Апробация результатов исследования осуществлялась:
путем публикации учебно-методических материалов и статей; ежегодными выступлениями автора по проблеме на заседаниях методического совета ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж» и на заседаниях П(Ц)К «Физической культуры и безопасности жизнедеятельности» и участием в научно-методических семинарах и научно-практических конференциях различного уровня и территориального значения.
Внедрение результатов исследования
Основные результаты исследования внедрены в практику работы отделения физической культуры, учебно-спортивного комплекса ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж; в практику воспитательной деятельности ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж.