В настоящее время безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних являются одной и актуальных социальных проблем обусловленных в первую очередь радикальными изменениями, происходящими в стране в течение последних двадцати пяти лет, а также неоднозначным ходом экономических реформ, повлекших системный кризис, как общества, так и личности.
Актуальность данной темы обусловлена ролью общеобразовательной организации в процессе формирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся. Перед образовательной организацией стоит задача использования наиболее эффективных методов предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних обучающихся. Анализ деятельности общеобразовательных организаций по данному направлению позволяет установить, какие задачи вообще должна решать школа, как это происходит на практике, какое влияние деятельность школ оказывает на состояние преступности несовершеннолетних, какой потенциал для решения этой проблемы имеется у школ. Именно в образовательных организациях не только закладываются необходимые знания, умения и навыки, но и формируются интересы, круг общения, раскрываются способности ребенка. Учитывая огромный потенциал образовательных учреждений в формировании будущей личности, необходимо всесторонне задействовать и реализовать его, ведь молодое поколение - это наше будущее и о завтрашнем дне мы должны позаботиться уже сегодня.
Причины и условия правонарушений несовершеннолетних и направления их предупреждения в целом являются достаточно изученными в отечественной криминологической науке. История детской безнадзорности отражена в научных трудах A.C. Макаренко, Е.Д. Варнакова, М.П. Павловой, В.Ф. Карманова, М.А. Галагузовой.
В советский период и настоящее время изучением данной проблемы занимались/занимаются такие исследователи как: М.А. Алемаскин, Н.И. Ветрова, Э.Б. Мельникова, М.С. Крутер, Батуро А. М. и др. Вопросы раннего предупреждения правонарушений и безнадзорности представлены в работах таких исследователей как: В.Л. Васильева, А.И. Миллера, Беженцева А. А., Ильченко О.Ю. и др.
Кроме этого значительное количество работ, в том числе диссертационных, последнего десятилетия, посвященных преступности несовершеннолетних в частности, содержат различные аспекты правонарушений несовершеннолетних. Это работы таких авторов, как: С.Л. Сибирякова, Косенко М.А., Рачкова А.М., Ильичковой Е.М. и др.
Деятельность же школ в качестве субъекта ранней профилактики
преступности несовершеннолетних изучается современными исследователями редко. Среди работ последних лет по этой проблеме - труды Н.Р. Косевич (2003 г.), Е.М. Ильчиковой (2004 г.), Д.З. Зиядовой (2006 г.).
При этом, данные авторы недостаточно полно исследовали образовательное законодательство с точки зрения наличия профилактического содержания работы образовательных организаций по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних. Однако в целом можно констатировать отсутсвие комплексных разработок вопроса раннего предупреждения правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в деятельности образовательных организаций в современных условиях.
Объект исследования: общественные отношения, направленные на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся.
Предмет исследования: роль общеобразовательных организаций в системе предупреждении правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
Цель исследования: анализ формирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся в общеобразовательной организации
Исходя, из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. проанализировать особенности безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2. выявить психолого-педагогические особенности несовершеннолетних обучающихся и факторы, влияющие на их поведение;
3. установить объект, субъекты и систему предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
4. проанализировать современные методики и технологии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5. определить основные направления работы образовательной организации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
6. рассмотреть взаимодействие образовательных учреждений с учреждениями системы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних.
Методология и методика исследования. Методология исследования обусловлена на изучении раннего предупреждения правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних обучающися. В работе использованы как общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, описание), так и частно-научные (статистичекий, методо структурного анализа и др.)
Методология изучения раннего предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних основывалась на положениях теории научного познания, на диалектических воззрениях о взаимосвязи и обусловленности явлений, составляющих предмет изучения. При выполнении работы использовались общенаучные методы познания, а так же и частно-научные методы познания: изучение документов, метод экспертных оценок.
Гипотеза исследования: формирование системы деятельности образовательной организации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних будет эффективнее если:
1. в организации данной деятельности будут принимать участие различные субъекты профилактики, как специализированные, так и не специализированные;
2. при организации данной деятельности будут учитываться факторы, влияющие на безнадзорность и совершение правонарушений несовершеннолетними.
Нормативную правовую основу исследования составили, международно-правовые акты, нормы Конституции РФ 1993 г., Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12. 2012.и др. федеральных законов, а также подзаконные акты.
Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, таких как: А.А. Бакаев, О.И. Борнеман, Н.И. Ветров, К.В. Гавриловец, Г.П. Давыдов, В.Д. Ермаков, А.М. Ибрагимова, А.В. С.Я. Лебедев, Е.А. Лукашева, Павленок, О.Д. Рассел, Ю.Н. Таран, А.В. Торхова, Ю.В. Транцевский, И.А. Царик, О.В. Чуп, А.С. Шляпочников, и др.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. безнадзорность несовершеннолетних представляет собой отсутствие контроля за жизнью и поведением несовершеннолетних родителями или лицами их заменяющими;
2. безнадзорность несовершеннолетних проявляется в совершении ими противоправных деяний;
4. организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, осуществляющаяся в образовательной организации, должна носить комплексный характер и включать совместную деятельность образовательной организации и правоохранительных органов по работе с обучающимися и их родителями или законными представителями, при этом необходимо учитывать психолого-педагогические особенности несовершеннолетних.
Новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении работы системы профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся образовательной организации.
Теоретическая значимость работы обусловлена актуальностью анализа проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся.
Практическая значимость работы заключается в том, что:
1. материалы исследования могут послужить основой для дальнейших научных исследований в области юридической педагогики;
2. материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности образовательных организаций (школ) по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.