ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ РАЗЛИЧНЫХ НАРОДОВ
1.1. Теоретические основы поликультурного и нравственного воспитания
Среди проблем педагогического исследования особое место занимает общение людей и их влияния друг на друга. Именно в процессе общения формируются взаимоотношения и отношения людей друг к другу, устанавливаются связи и зависимости между ними, рождаются общие идеи, возникают чувства, эмоции. Проблемы взаимоотношения личности в коллективе находят отражение в конкретных психолого-педагогических исследованиях (А.В. Запорожец, А.А. Люблянская, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.Г. Нечаева и др.). Ученые особо подчеркивают влияние характера межличностных отношений, взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей, и доказывает необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста [39, 6]. А.Г. Ананьев отмечал, что личность формируется как субъект деятельности, познания и общения. Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития, общения и взаимоотношения [51, 41]. В группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, что-то нет, одни события, факты его волнуют, другие оставляют равнодушными. Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. Оттого, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность ребенка в общности. Отношения - это позиция личности ко всему, что ее окружает как к самой себе.
Рассматривая проблему межличностных отношений, Л.Д.Столяренко делал акцент на то, что межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия [15, 112]. А.В.Петровский делает акцент на то, что межличностные отношения возникают и развиваются в процессе общения.
Взаимоотношения - это личностные отношения индивидов между собой. Взаимоотношения возникают в совместной деятельности [39,7]. Проблема детских взаимоотношений привлекает внимание психологов, педагогов, социологов, и представителей других наук, как в нашей стране, так и за рубежом.
В частности, ей посвящено исследования ученых: Р. Пфютце, И. Хоппе, Д. Ковач, Н. Обозов, Н. Столяренко, Е. Петрова и др.
Отношения и общения неразрывно связаны друг с другом. В психологическом словаре дается следующее определение общению. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [37, 350]. Общение- это процесс взаимодействия людей, направленных на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата [39,4]. Общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой «особую, самостоятельную потребность человека не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями [28, 14]. В.М. Мясищев рассматривал общение, как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу, воздействующих друг на друга [2, 414]. Б.Д. Барыгин рассматривает общение, как взаимодействие в единстве двух его противоположных тенденций - сотрудничество, интеграции с одной стороны, и борьбы с дифференциации с другой [7, 248]. М.И. Лисина под общением понимает взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений для достижения общих результатов [50, 11].» Общение - есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.… Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект [48, 8]. Многонациональный характер системы образования России имеет давние исторические корни, что подразумевает под собой межнациональные отношения [55, 89]. Межнациональные отношения имеют свою структуру, состоящие рационального (этнического) сознания, межнационального общения и взаимодействия.
Межнациональные отношения - это совокупность специальных знаний и умений личности, а также адекватных им поступков и действий, позволяющих в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных национальностей, и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия совместной деятельности [31, 50].
Педагогика межнационального общения – теория и практика воспитания в духе миролюбия, межнационального взаимопонимания и сотрудничества, уважения прав человека и основных демократических свобод; целенаправленный процесс формирования духовных предпосылок активного участия каждой личности в жизни общества; предполагает направленность человека, образования и воспитания; необходимости межнационального сотрудничества как условия социального прогресса [57, 206].
Одно из определений поликультурного воспитания встречается в «Международном словаре по образованию». Поликультурное воспитание- это воспитание, включающее в себя организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличные по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. В «Международной энциклопедии по образованию» (1994 г.). Поликультурное воспитание определяется, как «Усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формирование позитивного, уважительного отношения к многообразию культур и их представителям» [57,28]. Главная цель поликультурного воспитания состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения, знания, которые нужны человеку для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов [7, 3].
Поликультурное воспитание – концепция и практика воспитания и образования в процессе культурноразнообразного взаимодействия. Оно направлено на установление благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны. Учитывает культурную принадлежность, содействует усвоению знаний об иных культурах, осознанию различий и сходств между культурами, традициями, образом жизни, формирует положительное отношение к многообразию культур, рассматривает культурное многообразие как позитивное условие педагогической деятельности, представляет равные образовательные возможности представителям всех культурных групп [57, 206].
Поликультурная среда – различающееся в культурном отношении общество, которое состоит из нескольких социальных групп, обладающих особой культурой [21, 207].
Система методов и форм такого воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигается взаимосвязь и взаимодействие, направленное на формирование опыта межнационального общения [21, 46]. Межнациональное (поликультурное) воспитание первостепенная потребность любого многонационального сообщества. Концептуальное оформление поликультурного воспитания состоялось в мировой педагогической мысли на рубеже 1970-1980 годов. Ведущие роли в разработке проблем поликультурного воспитания играют американские и канадские ученные. Эти проблемы решают исследовательские центры при университетах, педагогических колледжах. Среди них выделяются Центр мультикультурного воспитания при университете штата Вашингтон (Сиэтл) – глава Дж. Бенкс, Исследовательский центр поликультурного воспитания при Университете шт. Колорадо – руководитель Л. Бака, Стэндвордский центр программ по международному и кросскультурному воспитанию, Национальный исследовательский центр культурного разнообразия в Санта-Кри. Популяризацией идей поликультурного воспитания занимается имевшая к 2001 году отделение в 22 штатах Национальная ассоциация поликультурного воспитания – президенты К. Грант и Д. Голдник.
Исследователи Д. Голдник и П. Шин рассматривают поликультурное воспитание как стратегию, в условиях которой культурное окружение определяется как среда позитивная и существенная для обучения. Ким характеризует поликультурное воспитание как педагогическую поддержку пониманию учащимися фактов, позиций, мнений и форм поведения, исходя из собственных и иных этнокультурных возможностей. А. Флерас; Ж. Эллио предлагают рассматривать поликультурное воспитание как широкую вариативность методов включения человека в культурное многообразие [15,16].
На протяжении последних десяти с лишним лет целенаправленную работу в этом направлении ведут Академии педагогических и социальных наук, Российская Академия образования [15, 8].
Свой вклад в изучение проблем педагогической деятельности полиэтнической и поликультурной среде вносят российские ученые: О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, В.С. Собкин, Л.Л. Супрунова, В. А. Тишков и другие.
Отечественные ученые также дали свое определение понятию поликультурное воспитание. Так О.В. Гукаленко делает акцент на социализации как основе поликультурного воспитания [19,103]. Другой исследователь Ю.А. Корягинцев выдвигает на первый план интеллектуальную, эмоциональную и духовную идентификацию индивида, развитие личной культуры по мере вхождения в другую культуру [22, 34]. В.А. Тишков размышляя над феноменом «культурное многообразие» применительно к России, понимает его не как сумму культур, а как социум одной культуры, располагающей множеством форм. По мысли М.Н. Кузьмина, поликультурное воспитание означает «реализацию свободного выбора и социального преуспевания представителей разных культурных традиций в общероссийском пространстве» [15, 12-13].
Вывод: прочитав и проанализировав литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что общение человека в поликультурной среде, это общение в духе миролюбия межнационального взаимопонимания и сотрудничества, уважения прав и свобод человека, процесс формирования духовных предпосылок активного участия каждой личности в жизни общества. Отношения в условиях поликультурной среды – это активный процесс самоопределения, который происходит при выработке отношения к микросоциуму, национальной и мировой культурам. Индивид в многоэтническом, многоязычном, культурно-многообразном педагогическом пространстве определяет свое «Я», непрестанно пребывая в ситуации выбора.
Проблемам и перспективам поликультурного образования и воспитания посвящены работы отечественных педагогов (В.П. Борисенков, Б.С. Гершунский, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, Г.М. Коджаспирова, З.А. Малькова, В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова).
В них неоднократно высказывается мысль о том, что одной из важных проблем поликультурного образования и воспитания является определение меры и степени готовности представителей доминирующей культуры осваивать культуру, традиции той среды, в которой проживают.
В исследовании Г.М. Коджаспировой поликультурное воспитание определяется как «учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств» и оно решает следующие задачи.
1. адаптация человека к ценностям многонациональных культур.
2. формирование понимания равноценности культур разных народов и наций.
3. обучение взаимодействию между людьми и разными традициями.
4. ориентация на диалог культур.
А.Н. Джуринский выделяет педагогические принципы, на которых базируется поликультурное воспитание:
1. воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств.
2. воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов.
3. воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
Идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике ценны для понимания роли поликультурного воспитания и становления личности. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир. П. Ф. Каптерев призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству.
Исследования А.Н. Джуринского показывают, что поликультурное воспитание имеет общие цели с интернациональным, что проявляется в понимании и уважении иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта; осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами; способность общения; соблюдение не только прав, но и соблюдение обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп; понимание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества.
В настоящее время зародилась сравнительно молодая отрасль научного знания – поликультурная педагогика. Эта новая педагогическая отрасль привлекает внимания не только специалистов, но и широкие слои общественности. Так как, является педагогической реакцией на острые проблемы глобализация в современном мире (межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия).
Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинств и прав каждого человека.
Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
К числу функций поликультурного воспитания можно отнести: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развития умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Формирование поликультурной личности – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства. Поликультурная личность должна обладать следующими видами сознания: правовое, географическое, художественно-эстетическое и религиозное.
Каждому виду сознания соответствуют определенные чувства:
• историческое сознание – чувство прекрасного, чувство долга, патриотизм, гордость за историческое прошлое, чувство Родины, чувство ответственности, чувство симпатии к другим народам;
• географическое сознание – любовь к природе, наслаждение красотой природы, сочувствие всему живому, гуманность, бескорыстие, доброжелательность;
• религиозное сознание – любовь к родным и близким, доброта, сопереживание, сочувствие, терпимость, правдивость, чувство удовлетворенности от совершенного доброго поступка;
• правовое сознание – ответственность, чувство долга, доброжелательность;
• художественно–эстетическое сознание – чувство прекрасного, эстетические переживания.
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание фольклора, традиций и обрядов.
Основываясь на принципах природосообразности, последовательности и культуросообразности можно представить процесс интеграции личности в культуру следующими этапами:
1. изучение культуры своего народа.
2. интериоризация (усвоение) культуры своего народа.
3. сравнение культуры с культурой других народов.
4. интеграция в мировую и национальную культуру.
Основными направлениями, в русле которых развивается поликультурное воспитание, является:
1. педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств.
2. многокультурное воспитание.
Поликультурное воспитание решает ряд важных задач:
1. формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
2. осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
3. воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
4. развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Главной задачей системы дошкольного образования здесь выступает - не допустить такого безразличия среди наших детей. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому разработка таких методик воспитания в дошкольных учреждениях, приобретает в современных условиях, важнейшее значение.
Компонентами педагогического образования в условиях поликультурного общества должны стать:
1. знание основных понятий поликультурного образования и воспитания.
2. умение вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы.
3. умение организовать педагогический процесс как диалог разных культур.
Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:
1. Материальная культура:
-Основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
-Одежда (национальный костюм), украшения;
-Национальные кушанья;
-Транспортные средства;
-Орудия труда;
-Труд с учетом специфики.
2. Духовная культура:
-Народные обычаи, обряды, праздники;
-Язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
-Искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно – прикладного творчества, литература);
3. Нормативная культура:
-Общечеловеческие нравственные качества;
-Правила общения между людьми внутри этноса и вне него.
В основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения народов должно лежать полноценное овладение этническими особенностями своей культуры. Лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:
- Национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно – историческое достижение;
- Ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;
- Сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально – положительного отношения к национальному многообразию планеты.
Таким образом, можно утверждать, что поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью средств материальной и духовной культуры.
1.2. Процесс нравственного воспитания в ходе ознакомления детей с культурой народов мира в современном дошкольном образовании
Главной задачей детского сада выступает закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа и народов других стран ближнего и дальнего зарубежья. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
В истории зарубежной и отечественной педагогики, авторы многих сочинений и исследований, доказывали необходимость национального, интернационального и поликультурного воспитания с дошкольного возраста (Я.Ю. Белогуров, М. Беннет, Л.А. Венгер, В.А. Ершов, П.Ф. Каптерев, Т.С. Комарова, Я.А. Каменский, Л.И. Парамонова, Д.С. Лихачев, В.В. Макаев, Д.Б. Сажин, Л.В. др.).
Детство - уникальный период становления личности. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально-исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его ценности транслируются на мир детства со всеми достоинствами и недостатками. Отсюда, чем выше уровень культуры, чем гуманнее мир взрослых, тем более позитивно-содержательным будет и культура мира детства.
Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования и именно в нем закладываются фундамент развития личности. Каждому человеку необходимо идентифицировать себя в многообразном этнокультурном пространстве, для чего требуется осознать, откуда он сам.
Отношение к своему «Я» играет важную роль в формировании целостной личности. Знание своего этнического «я» необходимо не только из праздного любопытства, но и для успешной интеграции личности в полиэтническую, поликультурную среду.
Во всех основных современных общеобразовательных программах представлены задачи и содержание работы в данном направлении. Содержание «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) включает: воспитание у ребенка уважения к другим народам, населяющим Россию; развитие представлений о людях разных национальностей и рас, живущих на нашей планете, с целью формирования планетарного мышления.
Программа «Детство» (авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.) предполагает, что со среднего возраста детей знакомят с русским фольклором и произведениями других народов мира, а в старшем дошкольном возрасте у детей развиваются элементарные представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях их внешнего вида, одежды, типичных занятиях.
Широко представлены задачи в программе «Истоки» (авторский коллектив под руководством Л.А. Парамоновой). В работе с детьми старшего дошкольного возраста, рекомендуется приобщать их к прошлому и настоящему своей культуры, а также к явлениям других культур. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности, содействовать овладению детьми элементарной этикой межнациональных отношений; формировать представления о том, что люди на земле могут жить в мире и дружбе.
Общие подходы к проектированию работы в современном ДОУ по воспитанию этнотолерантности у дошкольников базируются на следующих принципах:
1. интегративность, то есть интеграция образования средствами поликультурной среды, освоение детьми, как самобытности различных культур, так и их внутреннего существенного сходства;
2. вариативность, то есть учет особенностей интересов, уровня компетентности всех участников образовательного процесса;
3. практикоориентированность, как направленности на освоение ребенком разных видов деятельности и элементарных способов межкультурного взаимодействия.
Ведущие средства поликультурного образования предоставляются разными видами культуры и искусства. Наиболее доступными из них для дошкольников являются: народная игровая культура, устное народное творчество разных видов, декоративно – прикладное искусство, поликультурное пространство музея и других культурных учреждений.
Результаты образования детей в поликультурной среде могут быть сформулированы в следующих накоплениях:
1. Освоение основ патриотических и гражданских чувств.
2. Развитие этнической идентичности ребенка.
3. Становление этнотолерантных и общих толерантных установок у дошкольников.
4. Накопление ценностного отношения, интереса к культуре родной страны, своего этноса и других народов, и национальностей.
5. Накопление опыта субъекта деятельности и поведения в процессе освоения культуры разных видов, в частности народной культуры и искусства.
Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:
1. информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей т. д.);
2. эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления – информационного насыщения – важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
3. поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правила этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Для реализации этих трех направлений можно использовать самые разнообразные средства.
1. устное народное творчество;
2. художественную литературу;
3. игру, народную игрушку и национальную живопись;
4. декоративно – прикладное искусство, живопись;
5. музыку;
6. этнические мини- музеи.
Результаты обучения должны найти свое отражение, прежде всего, в поведении детей, в частности, в личном соблюдении ими основных принципов культуры межнационального общения.
1. Принцип «этнической индифферентности», то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении.