Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Воспитание толерантности у дошкольников в поликультурной образовательной среде детского сада

rock_legenda 2100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.03.2022
Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. В каждой стране есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность, его патриотические чувства. Помочь дошкольникам шире познакомиться с культурой разных стран, понять их историю, взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл данной работы. Проблемой исследования в выпускной квалификационной работе выступает рассмотрение регионального компонента содержания (ознакомление детей с историей, культурой не только своей страны, но и других стран) дошкольного образования как средства нравственного воспитания (аспекты поликультурного и патриотического воспитания) детей. Исходя из вышеизложенного, мы определили актуальность темы выпускной квалификационной работы, которая характеризуется тем, что одним из ведущих факторов нравственного воспитания, которое формирует исторического и патриотического толерантного сознания, детей является их ознакомление с историей своего родного края, а также с историй других стран и народов. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей, тем более действенными окажутся они в воспитании любви не только к нашей стране и нашему народу, но и к другим странам, народам. Цель исследования – разработать систему нравственного воспитания в аспекте толерантного отношения к людям разных национальностей и рас, средствами приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре разных народов мира. Объект исследования – воспитание толерантности у дошкольников. Предмет исследования – процесс воспитания толерантности у детей дошкольного возраста в группе детского сада в условиях поликультурной образовательной среды. Гипотеза: процесс воспитания межличностных толерантных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если: - процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад; - в условиях детского сада, где воспитательный процесс осуществляется в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности; - в содержании образования ДОУ включены эмоциональный, духовный, интеллектуальный модуль, связывающий между собой изучение культур народов. Задачи исследования конкретизированы следующим образом: 1. Анализ теоретических взглядов на проблему нравственного воспитания в процессе приобщения детей к культуре разных народов. 2. Представить результаты опытно – практической работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре разных народов мира. 3. Разработать модель нравственного воспитания старших дошкольников в поликультурной среде. 4. Сформировать методические материалы, сопровождающие ознакомление детей с культурой разных народов. Для решения поставленных задач, мы использовали следующие методы: 1. Анализ и синтез теоретических положений философской, культурологической, историко-педагогической, психолого-педагогической литературы по вопросам культуры, этнической культуры, образования, этнокультурного воспитания, содержания Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 2. Эмпирические методы массового сбора информации – анкетирование, беседа, наблюдение; 3. Праксиметрические методы – изучение и обобщение опыта работы педагогов дошкольных учреждений в процессе осуществления этнокультурного воспитания; 4. Педагогический эксперимент. Методологические основы исследования: В истории зарубежной и отечественной педагогики, авторы многих сочинений и исследований, доказывали необходимость национального, интернационального и поликультурного воспитания с дошкольного возраста (Я.Ю. Белогуров, М. Беннет, Л.А. Венгер, В.А. Ершов, П.Ф. Каптерев, Т.С. Комарова, Я.А. Каменский, Л.И. Парамонова, Д.С. Лихачев, В.В. Макаев, Д.Б. Сажин, Л.В. др.). Проблема детских взаимоотношений привлекает внимание психологов, педагогов, социологов, и представителей других наук, как в нашей стране, так и за рубежом. В частности, ей посвящено исследования ученых: Р. Пфютце, И. Хоппе, Д. Ковач, Н. Обозов, Н. Столяренко, Е. Петрова и др. Свой вклад в изучение проблем педагогической деятельности полиэтнической и поликультурной среде вносят российские ученые: О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, В.С. Собкин, Л.Л. Супрунова, В. А. Тишков и другие. Отечественные ученые также дали свое определение понятию поликультурное воспитание. Так О.В. Гукаленко делает акцент на социализации как основе поликультурного воспитания [19, 103]. Другой исследователь Ю.А. Корягинцев выдвигает на первый план интеллектуальную, эмоциональную и духовную идентификацию индивида, развитие личной культуры по мере вхождения в другую культуру. Проблемам и перспективам поликультурного образования и воспитания посвящены работы отечественных педагогов (В.П. Борисенков, Б.С. Гершунский, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, Г.М. Коджаспирова, З.А. Малькова, В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова). Методики исследования: 1. Индивидуальная беседа с ребенком № 1. Методика Е.Н. Ермолаевой, М.Л. Поведенок. Цель данной беседы заключалась в изучение особенностей представлений детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей, выявление интереса к обсуждению вопроса о расах и этносах. 2. Индивидуальная беседа с ребенком № 2. Цель этой беседы: определение своеобразия представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников «Ближнего зарубежья», а также изучение интереса дошкольников к этническим проблемам. Первая и вторая процедура диагностики этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась по адаптированной методике Е.Н. Николаевой, М.Л. Поведенок
Введение

Мы живем в многонациональной стране и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях. Именно социальная потребность, пробелы в работе по воспитанию толерантности у дошкольников побудили нас выбрать это тему для итоговой дипломной работы. Чувство патриотизма является базовым для духовного, ментального содержания любого человека, живущего на Земле во все времена. Формирование чувства патриотизма – задача общества, всех социальных институтов (семья, образование, культура). Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о своей Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение. Проблема нравственного становления личности была нами выбрана не случайно. Гражданская война на Украине, только подчеркнула ее актуальность и поставила новые задачи для педагогов, родителей и воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Проблема нравственного воспитания всегда существовала в педагогике и в этой области проведено немало исследований. Её актуальность заключается в том, что в настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости. Современные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста. Поликультурное воспитание — это не только сугубо этническое явление, но и процесс, направленный на подготовку активных граждан в тревожном и этнически поляризованном мире. Поликультурное воспитание (multiculturaleducation) – это воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отмечающиеся по языковому, этническому, национальному и расовому признаку.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………….………………………………..…….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ РАЗЛИЧНЫХ НАРОДОВ………………..…..........8 1.1. Теоретические основы поликультурного и нравственного воспитания……………………………………………………………..….8 1.2. Процесс нравственного воспитания в ходе ознакомления детей с культурой народов мира в современном дошкольном образовании………………………………………………………………19 ГЛАВА 2. СИСТЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ…………………………………………………………………………...25 2.1. Задачи и условия реализации нравственного воспитания старшего дошкольника поликультурными средствами……………………...……25 2.2Процесс ознакомления дошкольников с культурой народов мира в различных видах детской деятельности.………………………………..30 2.3. Модель нравственного воспитания поликультурными средствами в МБДОУ Детский сад №1……………………………………....................40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..……………………..………….48 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...52 Приложение 1. Диагностика этнотолерантности старших дошкольников…..52 Приложение 2. Индивидуальная беседа с ребенком №1. Методика Е.Н. Ермолаевой, М.Л. Поведенок………………………………………………..…56 Приложение 3. План работы по поликультурному воспитанию…………......66 Приложение 4. «Скачет зайчик»- украинская народная игра……………..….74
Список литературы

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2020. 2. Бережнова, О.В. Образовательная программа как модель организации образовательного пространства в ДОУ / О.В. Бережнова // Воспитатель ДОУ. 2021. №7. 3. Воробьев Н.Е «Проблемы поликультурного образования в современном обществе», 2006, №6 с.38-43. 4. Газзаева З.Ш., Абрамочкина О.Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // «Управление ДОУ». – 2010.No 7. - 97с. 5. Гуров В. Н., Вульфов Б. З., Галяпина В. Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие. – М., 2020. – 240с. 6. Дмитриев Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип// Педагогика. – 2020. - №10. 7. Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк.возраста: // «Управление ДОУ». – 2020. - No 8. – 80с 8. Иванова Н, Мнацаканян И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. – 2019. - №1. 9. Комарова И. А, Прокофьева О. О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников. - Вектор науки ТГУ, 2021. 10. Коджаспирова Г. М., Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2019. 11. Кркуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2018. - (Развитие и воспитание). 12. Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 1 – 2 – е изд. – М.: «Амрита – Русь», 2009. – 288с. – (Серия «Образование и творчество»). 13. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. // «Управление ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2020. – 128с. 14. Николаева В.В. «Пути формирование этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста» 2018, с.29-32 15. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению ООП ДО// Ж. «Дошкольное воспитание»- № 8- 2018 г. 16. Пособие для реализации гос. Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Под ред. А.А. Остапца. Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачесвой. М.: АРКТИ, 2020. (Развитие и воспитание дошкольника). 17. Педагогический энциклопедический словарь (гл. ред. Б. М. Бим – Бад. М.: Больш. Российская энциклопедия, 2020. 18. Педагогика: Большая современная энциклопедия 2021. – 720 с. 19. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научное издание, пособие: В. 3 ч. 2.: педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. – 2 – изд., стереотип – СБб.: Изд. – во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – 383с. 20. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание,2003. - №6. С. 45-55. 21. Реан А., Бордовская, Н. Психология и педагогика, - 2018. 22. Скоролупова, О.А. Образовательные области ООП дошкольного образования и их интеграция. Комментарии. / О.А. Скоролупова, Н.В. Федина // Журнал Дошкольное воспитание. - 2010. - №7. 23. Строганова Л. В. – М.: Педагогическое общество России, 2019. – 128 с. 24. Синягина Н.Ю «Поликультурное образование и его педагогические риски» 2020. № 9 с. 15-23. 25. Синова И. В. Народы России. История и культура, обычаи и традиции (Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2018. – 96с.: ил. – (Серия «Моя Родина – Россия»). 26. Хакимов, Э.Р. Поликультурное образование как фактор формирования конкурентоспособности учащихся / Э.Р. Хакимов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – No 2 (5). – С. 202 27. Беляев. В.И. Методология педагогического исследования: Монография. – М.: Перспектива, 2019. 510 с. 28. Дифференциальная психофизиология и психология: ключевые идеи. Базылевич Т.Ф. Монография. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 340 с. 29. Кондратьева О.В., Рабаданова Р.С. Психология и педагогика. Учебное пособие., М. Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд. «Эйдос»), 2015.- 216 с. 30. Кутеева В.П., Юлина Г.Н., Рабаданова Р.С. Личность в истории психологии и педагогики от античности до наших дней: Библиографическая хрестоматия. – Выпуск 2. – М.: “Спутник+”, 2012. – 368 c. 31. Кутеева В.П., Юлина Г.Н., Рабаданова Р.С. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности и коллектива: монография М. Калуга: ИП Шилин И.В. (Изд. «Эйдос»), 2019. - 246 с. 32. Модернизация организации и содержания профессионального образования: теория, методология, методика / Материалы Международной научно – практической конференции, МГУТУ, 18-19 ноября 2019 г. – М., Калуга, 2019. – 540 с. 33. Направления развития воспитания в контексте реализации инициативы «Наша Новая школа»: Материалы Международной научно-практической конференции (28-29 марта 2013 г.) / Под ред. Н.Е. Щурковой, М.И. Мухина. – М.: АРКТИ, 2018. – 296 с. 34. Основания педагогики. / Пособие для автора учебников и преподавателей. / Новиков А.М. – М.: Издательство «Эгвес», 2021. – 208 с. 35. Перспективные механизмы государственно-общественного управления образованием в процессе синхронизации стратегии и стандартов образования в субъектах российской федерации. /Под ред. Шишова С.Е./ Коллектив авторов: Артемьева С.И., Бакурадзе А.Б., Бычков М.А., Кальней В.А., Положенцева И.В., Рабаданова Р.С., Чернавский М.Ю., Шишов С.Е., Юлина Г.Н. Монография – Калуга: ИП Стрельцов (Издательство «Эйдос»), 2015 – 332 с. 36. Психология высших достижений личности (психоакмеология): Базылевич Т.Ф. Монография. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 331 с. (Научная мысль). 37. Руководство к выполнению письменных работ по психологии контрольные работы, эссе, научные статьи, курсовые работы, выпускные квалификационные работы, магистерские диссертации: Учебно-методическое пособие для студентов, бакалавров, магистров / Под ред. д.п.н., проф. С.Е. Шишова Издательство Спутник + Москва, 2012. – 92 с. 38. Современные образовательные технологии: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2021. – 432 с. 39. Социальная активность как фактор успешной самореализации выпускника вуза в условиях рынка труда. Учебно-практическое пособие; под ред. Шишова С.Е. – М.: МГУТУ им. К.Г. Разумовского: Буки Веди, 2012. – 112 с. 40. Теоретические и методические проблемы современного образования / Материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2016 г. «МГУТУ имени К.Г Разумовского (ПКУ)». – М., 2016. – 360 с. 41. Учитель новой школы и вопросы воспитания подрастающего поколения: Материалы Педагогического форума (27-28 марта 2014 г.) / Под ред. Н.Е. Щурковой, М.И. Мухина. – М. АРКТИ, 2014. – 200 с. Специализированная литература: 42. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.- 6-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. 43. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. 44. Помораева И.А., Позина В.А.Формирование элементарных математических представлений: Конспекты занятий: 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. 45. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. 46. Колдина Д.Н. Лепка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. 47. Колдина Д.Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. 48. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. 49. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 50. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. 51. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010. 52. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1981. 53. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. 54. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. 55. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет/ Под ред. О.Ф. Горбуновой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. 56. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Средняя группа. 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. 57. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками: Основы нравственного воспитания: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. 58. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. 59. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. 60. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Методическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. 61. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) /авт.-сост. М.П.Костюченко, С.Ф.Виноградова, Н.В.Рогачева. – Волгоград: Учитель.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ РАЗЛИЧНЫХ НАРОДОВ 1.1. Теоретические основы поликультурного и нравственного воспитания Среди проблем педагогического исследования особое место занимает общение людей и их влияния друг на друга. Именно в процессе общения формируются взаимоотношения и отношения людей друг к другу, устанавливаются связи и зависимости между ними, рождаются общие идеи, возникают чувства, эмоции. Проблемы взаимоотношения личности в коллективе находят отражение в конкретных психолого-педагогических исследованиях (А.В. Запорожец, А.А. Люблянская, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.Г. Нечаева и др.). Ученые особо подчеркивают влияние характера межличностных отношений, взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей, и доказывает необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста [39, 6]. А.Г. Ананьев отмечал, что личность формируется как субъект деятельности, познания и общения. Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития, общения и взаимоотношения [51, 41]. В группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, что-то нет, одни события, факты его волнуют, другие оставляют равнодушными. Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. Оттого, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность ребенка в общности. Отношения - это позиция личности ко всему, что ее окружает как к самой себе. Рассматривая проблему межличностных отношений, Л.Д.Столяренко делал акцент на то, что межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия [15, 112]. А.В.Петровский делает акцент на то, что межличностные отношения возникают и развиваются в процессе общения. Взаимоотношения - это личностные отношения индивидов между собой. Взаимоотношения возникают в совместной деятельности [39,7]. Проблема детских взаимоотношений привлекает внимание психологов, педагогов, социологов, и представителей других наук, как в нашей стране, так и за рубежом. В частности, ей посвящено исследования ученых: Р. Пфютце, И. Хоппе, Д. Ковач, Н. Обозов, Н. Столяренко, Е. Петрова и др. Отношения и общения неразрывно связаны друг с другом. В психологическом словаре дается следующее определение общению. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [37, 350]. Общение- это процесс взаимодействия людей, направленных на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата [39,4]. Общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой «особую, самостоятельную потребность человека не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями [28, 14]. В.М. Мясищев рассматривал общение, как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу, воздействующих друг на друга [2, 414]. Б.Д. Барыгин рассматривает общение, как взаимодействие в единстве двух его противоположных тенденций - сотрудничество, интеграции с одной стороны, и борьбы с дифференциации с другой [7, 248]. М.И. Лисина под общением понимает взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений для достижения общих результатов [50, 11].» Общение - есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.… Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект [48, 8]. Многонациональный характер системы образования России имеет давние исторические корни, что подразумевает под собой межнациональные отношения [55, 89]. Межнациональные отношения имеют свою структуру, состоящие рационального (этнического) сознания, межнационального общения и взаимодействия. Межнациональные отношения - это совокупность специальных знаний и умений личности, а также адекватных им поступков и действий, позволяющих в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных национальностей, и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия совместной деятельности [31, 50]. Педагогика межнационального общения – теория и практика воспитания в духе миролюбия, межнационального взаимопонимания и сотрудничества, уважения прав человека и основных демократических свобод; целенаправленный процесс формирования духовных предпосылок активного участия каждой личности в жизни общества; предполагает направленность человека, образования и воспитания; необходимости межнационального сотрудничества как условия социального прогресса [57, 206]. Одно из определений поликультурного воспитания встречается в «Международном словаре по образованию». Поликультурное воспитание- это воспитание, включающее в себя организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличные по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. В «Международной энциклопедии по образованию» (1994 г.). Поликультурное воспитание определяется, как «Усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формирование позитивного, уважительного отношения к многообразию культур и их представителям» [57,28]. Главная цель поликультурного воспитания состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения, знания, которые нужны человеку для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов [7, 3]. Поликультурное воспитание – концепция и практика воспитания и образования в процессе культурноразнообразного взаимодействия. Оно направлено на установление благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны. Учитывает культурную принадлежность, содействует усвоению знаний об иных культурах, осознанию различий и сходств между культурами, традициями, образом жизни, формирует положительное отношение к многообразию культур, рассматривает культурное многообразие как позитивное условие педагогической деятельности, представляет равные образовательные возможности представителям всех культурных групп [57, 206]. Поликультурная среда – различающееся в культурном отношении общество, которое состоит из нескольких социальных групп, обладающих особой культурой [21, 207]. Система методов и форм такого воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигается взаимосвязь и взаимодействие, направленное на формирование опыта межнационального общения [21, 46]. Межнациональное (поликультурное) воспитание первостепенная потребность любого многонационального сообщества. Концептуальное оформление поликультурного воспитания состоялось в мировой педагогической мысли на рубеже 1970-1980 годов. Ведущие роли в разработке проблем поликультурного воспитания играют американские и канадские ученные. Эти проблемы решают исследовательские центры при университетах, педагогических колледжах. Среди них выделяются Центр мультикультурного воспитания при университете штата Вашингтон (Сиэтл) – глава Дж. Бенкс, Исследовательский центр поликультурного воспитания при Университете шт. Колорадо – руководитель Л. Бака, Стэндвордский центр программ по международному и кросскультурному воспитанию, Национальный исследовательский центр культурного разнообразия в Санта-Кри. Популяризацией идей поликультурного воспитания занимается имевшая к 2001 году отделение в 22 штатах Национальная ассоциация поликультурного воспитания – президенты К. Грант и Д. Голдник. Исследователи Д. Голдник и П. Шин рассматривают поликультурное воспитание как стратегию, в условиях которой культурное окружение определяется как среда позитивная и существенная для обучения. Ким характеризует поликультурное воспитание как педагогическую поддержку пониманию учащимися фактов, позиций, мнений и форм поведения, исходя из собственных и иных этнокультурных возможностей. А. Флерас; Ж. Эллио предлагают рассматривать поликультурное воспитание как широкую вариативность методов включения человека в культурное многообразие [15,16]. На протяжении последних десяти с лишним лет целенаправленную работу в этом направлении ведут Академии педагогических и социальных наук, Российская Академия образования [15, 8]. Свой вклад в изучение проблем педагогической деятельности полиэтнической и поликультурной среде вносят российские ученые: О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, В.С. Собкин, Л.Л. Супрунова, В. А. Тишков и другие. Отечественные ученые также дали свое определение понятию поликультурное воспитание. Так О.В. Гукаленко делает акцент на социализации как основе поликультурного воспитания [19,103]. Другой исследователь Ю.А. Корягинцев выдвигает на первый план интеллектуальную, эмоциональную и духовную идентификацию индивида, развитие личной культуры по мере вхождения в другую культуру [22, 34]. В.А. Тишков размышляя над феноменом «культурное многообразие» применительно к России, понимает его не как сумму культур, а как социум одной культуры, располагающей множеством форм. По мысли М.Н. Кузьмина, поликультурное воспитание означает «реализацию свободного выбора и социального преуспевания представителей разных культурных традиций в общероссийском пространстве» [15, 12-13]. Вывод: прочитав и проанализировав литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что общение человека в поликультурной среде, это общение в духе миролюбия межнационального взаимопонимания и сотрудничества, уважения прав и свобод человека, процесс формирования духовных предпосылок активного участия каждой личности в жизни общества. Отношения в условиях поликультурной среды – это активный процесс самоопределения, который происходит при выработке отношения к микросоциуму, национальной и мировой культурам. Индивид в многоэтническом, многоязычном, культурно-многообразном педагогическом пространстве определяет свое «Я», непрестанно пребывая в ситуации выбора. Проблемам и перспективам поликультурного образования и воспитания посвящены работы отечественных педагогов (В.П. Борисенков, Б.С. Гершунский, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, Г.М. Коджаспирова, З.А. Малькова, В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова). В них неоднократно высказывается мысль о том, что одной из важных проблем поликультурного образования и воспитания является определение меры и степени готовности представителей доминирующей культуры осваивать культуру, традиции той среды, в которой проживают. В исследовании Г.М. Коджаспировой поликультурное воспитание определяется как «учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств» и оно решает следующие задачи. 1. адаптация человека к ценностям многонациональных культур. 2. формирование понимания равноценности культур разных народов и наций. 3. обучение взаимодействию между людьми и разными традициями. 4. ориентация на диалог культур. А.Н. Джуринский выделяет педагогические принципы, на которых базируется поликультурное воспитание: 1. воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств. 2. воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов. 3. воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству. Идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике ценны для понимания роли поликультурного воспитания и становления личности. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир. П. Ф. Каптерев призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству. Исследования А.Н. Джуринского показывают, что поликультурное воспитание имеет общие цели с интернациональным, что проявляется в понимании и уважении иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта; осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами; способность общения; соблюдение не только прав, но и соблюдение обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп; понимание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества. В настоящее время зародилась сравнительно молодая отрасль научного знания – поликультурная педагогика. Эта новая педагогическая отрасль привлекает внимания не только специалистов, но и широкие слои общественности. Так как, является педагогической реакцией на острые проблемы глобализация в современном мире (межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия). Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинств и прав каждого человека. Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству. К числу функций поликультурного воспитания можно отнести: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развития умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания. Формирование поликультурной личности – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства. Поликультурная личность должна обладать следующими видами сознания: правовое, географическое, художественно-эстетическое и религиозное. Каждому виду сознания соответствуют определенные чувства: • историческое сознание – чувство прекрасного, чувство долга, патриотизм, гордость за историческое прошлое, чувство Родины, чувство ответственности, чувство симпатии к другим народам; • географическое сознание – любовь к природе, наслаждение красотой природы, сочувствие всему живому, гуманность, бескорыстие, доброжелательность; • религиозное сознание – любовь к родным и близким, доброта, сопереживание, сочувствие, терпимость, правдивость, чувство удовлетворенности от совершенного доброго поступка; • правовое сознание – ответственность, чувство долга, доброжелательность; • художественно–эстетическое сознание – чувство прекрасного, эстетические переживания. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание фольклора, традиций и обрядов. Основываясь на принципах природосообразности, последовательности и культуросообразности можно представить процесс интеграции личности в культуру следующими этапами: 1. изучение культуры своего народа. 2. интериоризация (усвоение) культуры своего народа. 3. сравнение культуры с культурой других народов. 4. интеграция в мировую и национальную культуру. Основными направлениями, в русле которых развивается поликультурное воспитание, является: 1. педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств. 2. многокультурное воспитание. Поликультурное воспитание решает ряд важных задач: 1. формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; 2. осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; 3. воспитание позитивного отношения к культурным различиям; 4. развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания. Главной задачей системы дошкольного образования здесь выступает - не допустить такого безразличия среди наших детей. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому разработка таких методик воспитания в дошкольных учреждениях, приобретает в современных условиях, важнейшее значение. Компонентами педагогического образования в условиях поликультурного общества должны стать: 1. знание основных понятий поликультурного образования и воспитания. 2. умение вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы. 3. умение организовать педагогический процесс как диалог разных культур. Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов: 1. Материальная культура: -Основной тип поселений, жилища, основные предметы быта; -Одежда (национальный костюм), украшения; -Национальные кушанья; -Транспортные средства; -Орудия труда; -Труд с учетом специфики. 2. Духовная культура: -Народные обычаи, обряды, праздники; -Язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка); -Искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно – прикладного творчества, литература); 3. Нормативная культура: -Общечеловеческие нравственные качества; -Правила общения между людьми внутри этноса и вне него. В основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения народов должно лежать полноценное овладение этническими особенностями своей культуры. Лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов. В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность: - Национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно – историческое достижение; - Ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов; - Сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально – положительного отношения к национальному многообразию планеты. Таким образом, можно утверждать, что поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью средств материальной и духовной культуры. 1.2. Процесс нравственного воспитания в ходе ознакомления детей с культурой народов мира в современном дошкольном образовании Главной задачей детского сада выступает закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа и народов других стран ближнего и дальнего зарубежья. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. В истории зарубежной и отечественной педагогики, авторы многих сочинений и исследований, доказывали необходимость национального, интернационального и поликультурного воспитания с дошкольного возраста (Я.Ю. Белогуров, М. Беннет, Л.А. Венгер, В.А. Ершов, П.Ф. Каптерев, Т.С. Комарова, Я.А. Каменский, Л.И. Парамонова, Д.С. Лихачев, В.В. Макаев, Д.Б. Сажин, Л.В. др.). Детство - уникальный период становления личности. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально-исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его ценности транслируются на мир детства со всеми достоинствами и недостатками. Отсюда, чем выше уровень культуры, чем гуманнее мир взрослых, тем более позитивно-содержательным будет и культура мира детства. Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования и именно в нем закладываются фундамент развития личности. Каждому человеку необходимо идентифицировать себя в многообразном этнокультурном пространстве, для чего требуется осознать, откуда он сам. Отношение к своему «Я» играет важную роль в формировании целостной личности. Знание своего этнического «я» необходимо не только из праздного любопытства, но и для успешной интеграции личности в полиэтническую, поликультурную среду. Во всех основных современных общеобразовательных программах представлены задачи и содержание работы в данном направлении. Содержание «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) включает: воспитание у ребенка уважения к другим народам, населяющим Россию; развитие представлений о людях разных национальностей и рас, живущих на нашей планете, с целью формирования планетарного мышления. Программа «Детство» (авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.) предполагает, что со среднего возраста детей знакомят с русским фольклором и произведениями других народов мира, а в старшем дошкольном возрасте у детей развиваются элементарные представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях их внешнего вида, одежды, типичных занятиях. Широко представлены задачи в программе «Истоки» (авторский коллектив под руководством Л.А. Парамоновой). В работе с детьми старшего дошкольного возраста, рекомендуется приобщать их к прошлому и настоящему своей культуры, а также к явлениям других культур. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности, содействовать овладению детьми элементарной этикой межнациональных отношений; формировать представления о том, что люди на земле могут жить в мире и дружбе. Общие подходы к проектированию работы в современном ДОУ по воспитанию этнотолерантности у дошкольников базируются на следующих принципах: 1. интегративность, то есть интеграция образования средствами поликультурной среды, освоение детьми, как самобытности различных культур, так и их внутреннего существенного сходства; 2. вариативность, то есть учет особенностей интересов, уровня компетентности всех участников образовательного процесса; 3. практикоориентированность, как направленности на освоение ребенком разных видов деятельности и элементарных способов межкультурного взаимодействия. Ведущие средства поликультурного образования предоставляются разными видами культуры и искусства. Наиболее доступными из них для дошкольников являются: народная игровая культура, устное народное творчество разных видов, декоративно – прикладное искусство, поликультурное пространство музея и других культурных учреждений. Результаты образования детей в поликультурной среде могут быть сформулированы в следующих накоплениях: 1. Освоение основ патриотических и гражданских чувств. 2. Развитие этнической идентичности ребенка. 3. Становление этнотолерантных и общих толерантных установок у дошкольников. 4. Накопление ценностного отношения, интереса к культуре родной страны, своего этноса и других народов, и национальностей. 5. Накопление опыта субъекта деятельности и поведения в процессе освоения культуры разных видов, в частности народной культуры и искусства. Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях: 1. информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей т. д.); 2. эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления – информационного насыщения – важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства); 3. поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правила этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении). Для реализации этих трех направлений можно использовать самые разнообразные средства. 1. устное народное творчество; 2. художественную литературу; 3. игру, народную игрушку и национальную живопись; 4. декоративно – прикладное искусство, живопись; 5. музыку; 6. этнические мини- музеи. Результаты обучения должны найти свое отражение, прежде всего, в поведении детей, в частности, в личном соблюдении ими основных принципов культуры межнационального общения. 1. Принцип «этнической индифферентности», то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg