ГЛАВА 1 АНАЛИЗ НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
1.1 Психофизиологические особенности обучающихся начального общего образования
Период начального школьного образования охватывает возраст детей с 7 до 10 лет, совпадающий с обучением детей в 1–4 классах. Эти годы очень важны в развитии детей.
Психическое и физическое развитие младшего школьника имеет зависимость и анатомо-физиологические особенности, от того, как эти особенности учитываются взрослыми в процессе воспитания, зависит становление ребенка.
Физически младший школьник развивается довольно равномерно. Наблюдается увеличение его роста и веса, растет выносливость, увеличивается жизненная емкость легких. Ускоренно растут мышцы сердца. Расширяется диаметр кровеносных сосудов [35].
По данным возрастной физиологии к 6–7 годам структурно строятся все слои клеток в коре полушарий, мозг младшего школьника достигает 90% мозга взрослого человека, усиливается развитие лобных долей, совершенствуется аналитическая и синтетическая деятельность коры. Преобразуется взаимоотношение между процессами возбуждения и торможения, процесс торможения становится более устойчивым, чем у дошкольника. Все это значит, что мозг ребенка этого возраста способен к более сложной деятельности, чем у дошкольника, что семилетнему ребенку доступно в восприятии и осмысливании выделение главных признаков предметов и явлений, отражение главных сторон [23].
Однако нервные процессы возбуждения преобладают у них над торможением, в силу чего у детей этого возраста мало терпения, если с ними недостаточно работали в этом отношении в семье или в детском саду.
По той же причине ребенка относительно просто отвлечь от того, чем он занят в данную минуту, если он вдруг увидит что-то новое, неожиданное, интересное. Всем известны примерны, что в классе, на уроке ученики отвлекаются от занятий, если внезапно услышат необычный звук, музыку на улице, шум в коридоре.
В познании большее значение получает речь, чем это было в дошкольном возрасте. Вникая в содержание слов, младший школьник расширяет понимание окружающего и использует речь как средство предстоящего познания, особенно когда он овладевает грамотой и умением правильно сопоставлять слово с предметом или явлением [16].
Значимые изменения претерпевает развитие костной системы, однако, в целом костная система пока окрепла недостаточно, в ней еще много хрящевой ткани, продолжается окостенение позвоночника, костей тазовой области и конечностей. Так, к 7 годам хотя и устанавливается постоянство кривизны позвоночника и ребенок может в течение долгого времени держать позвоночник в вертикальном положении, например, сидя за партой, но если семилетнего школьника положить на ровную жесткую поверхность, то кривизны позвоночника пройдут. Следовательно, фиксация (закрепление) кривизны и процесс окостенения позвоночника не закончены [35].
Все это требует от взрослых заботиться о правильном положении ученика за партой, о размерах стола и парты с ростом школьника и не допускать длительного, однообразного положения корпуса ребенка за работой. Важно также обращать внимание, чтобы грудная клетка ребенка не была сдавлена при письме за столом или партой.
Нарушение этих правил приводит к выработке неправильной, некрасивой осанки у учащихся, к искривлению позвоночника, к наступлению быстрого утомления пальцев и кисти рук. Поэтому необходимо в этот период пробуждать у ребят интерес к небольшим физическим упражнениям, особенно для пальцев рук.
В эти годы мускулатура и сила мышц детей составляют более существенного развития, чем в дошкольном. Укрепляется строение мышц за счет уменьшения в них воды и увеличения органического вещества тканей мышц. Увеличивается объем мышц, происходит рост силы мышц. Эта особенность наблюдается в том, что дети младшего школьного возраста склонны к большой подвижность, стремление к беганью, прыганью, лазанью. Особо характерна повышенная подвижность для поведения семилеток. Наоборот, малая подвижность и вялость движений у детей этого возраста, является предвестником каких-либо заболеваний или слабом здоровье ребенка. Ощущая те изменения, которые произошли в их мускулатуре, прирост мышечной энергии, дети проявляют интерес работать вместе со взрослыми. Это положительное желание важно использовать, не допуская, однако, чрезмерного переутомления, и помочь правильно организовать трудовую деятельность [23].
Развитие мелких мышц кисти руки в эти годы вызывает у младшего школьника необходимость в мелких движениях, появляется желание заняться вырезыванием, лепкой, вышиванием, плетением (не только у девочек, но и у мальчиков), раскрашиванием и другими подобными видами работы. Дети младшего школьного возраста легко возбудимы. Не получается у них координировать свои движения, точно соотносить положение своего тела и расположенных поблизости вещей, предметов. Разбежавшись, ребенок может наскочить на любой предмет, который появляется перед ним неожиданно во время бега. Многие видели случаи, когда ребенок, бегая в коридоре школы, наталкивался на стенку, на угол, какой-нибудь предмет и даже на учителя, идущего навстречу. Такие случаи не шалость ребенка, а его неумение соразмерять расстояние с быстротой своего движения. Не зная этой особенности детей, взрослые предполагают такие случаи проявлением шалости, озорства и даже хулиганства, не понимая иногда, что ребенку в этом возрасте необходима серьезная помощь в выработке умений, соразмерять расстояние с быстротой своего движения [43].
В практике физического воспитания показатели функциональных возможностей организма детей считаются важными факторами при подборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, способов влияния на организм.
Для ребят младшего школьного возраста нужда в высоких физических нагрузках естественна. Летом за день дети 7–10 лет делают от 12 до 16 тыс. действий. Естественная дневная активность девочек на 16–30% ниже, чем у мальчиков. Девочки менее активны сами по себе, и для них нужно больше использовать организованные формы физического воспитания.
По сравнению с весенним и осенним периодами года в зимний период двигательная активность детей снижается на 30–45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере – на 50–70% [35].
В период перехода от дошкольного образования к постоянному обучению у детей 6–7 лет объем двигательной активности снижается на 50%.
Младший школьный возраст считается благоприятным для развития физических способностей (скорости и координации, способности выполнять длительные циклические действия в режимах средней и высокой интенсивности).
В возрасте 7–10 лет начинают проявляться интересы и склонности к определенным видам физических нагрузок, специфика индивидуальных двигательных проявлений, предрасположенность к определенным видам спорта. А это создает условия, оказывающие поддержку к успешной спортивной ориентации детей школьного возраста, определяя для каждого из них оптимальный путь физического совершенствования [39].
Упражнения, которые изучают дети, должны быть понятными и простыми. Упражнения должны быть недолгими, нужны короткие паузы для отдыха, в связи с тем, что у детей есть склонность быстро уставать. У детей 6–9 лет двигательные навыки образовываются медленнее, чем у 10–13-летних и частенько хорошее выполнение меняется на неудачное. Чем более сложнокоординационное упражнение, тем явнее выражается процесс волнообразного образования двигательных навыков. Для скорейшего становления двигательных навыков, нужно упражнение которое изучается повторять 6–8 раз в каждом занятии в сравнительно одинаковых условиях из одного и того же исходного положения, в одном темпе 2–3 раза в одном подходе [22].
Очень часто перемены в развитии двигательных качеств происходят даже в младшем школьном возрасте и поэтому целесообразно осуществлять целенаправленное развитие тех или иных двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост [35]. Однако следует помнить о том, что нереализованные в определенном возрасте двигательные возможности организма в дальнейшем трудно поддаются значительным изменениям. Поэтому необходимо уже в данном периоде уделять огромное внимание развитию двигательных качеств у детей. Всесторонняя физическая подготовка младшего школьника должна предполагать, достижение оптимального уровня и гармоничного развития силы, быстроты, выносливости, ловкости [39].
Таким образом, учащиеся младшей школы (1–4 класс) это дети в возрасте с 7 до 10 лет. Развитие детей в этом возрасте зависит от атомо-физиологических особенностей, от того, как эти особенности учитываются взрослыми в процессе воспитания. Ребята младшего школьного возраста любят играть, у них есть склонность фантазировать, позволяющая им легче представлять себе различные двигательные действия. Поэтому рекомендовано значительную часть упражнений представлять как игры или проводить в форме игры.
1.2 Физическое воспитание обучающихся начального общего образования
Всестороннее гармоничное развитие личности это цель физического воспитания. Оно имеет близкую взаимосвязь с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием.
Особенности обучения и воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями: замедленный рост роста, высокое возбуждение нервной системы, повышенная реактивность, по причине чего частота сердечных сокращений ребенка 7 лет – 88 уд/мин, 10 лет – 79 уд/мин. Артериальное давление ребенка 7 лет – 85/60, 10 лет – 90/55 [39].
Правильно построенные занятия по физическому воспитанию в режиме дня улучшают функциональные возможности организма ребенка, способствуют производительности умственного труда, снижают утомляемость [41].
Задачи физического воспитания младших школьников [40]:
1) укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию;
2) формировать двигательные умения и навыки;
3) вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене, о правилах закаливания;
4) развивать двигательные (физические) качества;
5) формировать интерес к физкультуре и потребность заниматься ей;
6) воспитывать позитивные морально-волевые качества;
7) готовить учеников к сдаче норм комплекса ГТО.
Положительно решить задачи физического воспитания младших школьников получиться только тогда, когда процесс воспитания становится в обязательную часть всего учебно-воспитательного процесса школы, предметом общего беспокойства педагогического коллектива, родителей, общественности, когда каждый педагогический работник выполняет свои обязанности в соответствии с «Положением о физическом воспитании учеников общеобразовательной школы» [29].
Физические упражнения, труд, гигиенические факторы и силы природы является нераздельными средствами физического воспитания младшего школьника [27].
В программе по физической культуре в младшей школе важная роль отведена развитию двигательных способностей детей. Каждый раздел содержит задания, которые направлены на формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, выбран материал для развития двигательных качеств. Педагоги могут применять данный материал, учитывая условия школы. На каждом уроке нужно отводить по 6–12 мин для развития двигательных качеств детей [10, 41].
Одним из средств физического развития и специальной подготовки школьников и молодежи является метание малых мячей. Характеризуя технику, она похожа на технику метания копья. В связи с чем на начальном этапе обучения, метание мячей является действенным средством, используемым для овладения техникой данного типа [30].
По правилам, легкой атлетике обучают в первом и четвертом кварталах. Технике метания малого мяча учат в первой четверти в уроках 2–9 и в четвертой четверти в уроках 62–68 [32].
В школе обучение метанию малого мяча по количеству часов на уроках физкультуры занимает большой объем часов. Этот вид легкой атлетики изучается как в младших, так и в старших классах [3].
Метание мяча – это такое упражнение в легкой атлетике, в котором используя взрывную мышечную силу нужно бросать снаряд как можно дальше. А так же, данное упражнение является базовым – оно является исходной точкой для овладения навыками метания, развития силы, ловкости и умения правильно распределять усилия.
Обучение новым элементам техники броска лучше всего планировать в четвертой четверти, а в первой четверти на уроках легкой атлетики повторять и закреплять то, что было усвоено на предыдущем занятии. На бросок на уроке следует выделить до 15 минут, обучение новым элементам техники лучше планировать в начале урока [9].
Чтобы сохранить внимание учеников, можно диверсифицировать задания по броскам. При постановке заданий необходимо учитывать ограниченное внимание (2–3 предмета) у детей младшего школьного возраста. В связи с этим, структура движений разделена на следующие вещи, которые должны быть усвоены детьми на этом уроке.
В школьной программе способ метания снаряда не оговаривается. Но, как показал анализ литературных источников, наиболее эффективный способ взять снаряд (качели) в дугу «вперед, вниз, назад», потому что, когда это делаешь, то:
? амплитуда раскачивания увеличивается;
? большая свобода движений руки со снарядом отражает естественное движение, а так же увеличивает возможность использования мышц руки и туловища в работе и используется как в точном броске (точность), так и в дальнем бросании;
? используется при метании различных снарядов (копья, гранаты), то есть возможна положительная передача.
Поэтому этот метод втягивания снаряда (по дуге «вперед и назад») целесообразно обучать школьников, начиная с младших классов школы [6].
В процессе обучения технике бросания малого мяча следует чередовать имитационные упражнения без снаряда, имитационные упражнения со снарядом, упражнения, заканчивающиеся броском мяча. Имитационные упражнения позволяют всем учащимся выполнять задание одновременно, анализировать внешнюю структуру движения и не тратить время на подбор снаряда, что увеличивает плотность моторики урока [8].
В школьной программе бросок с одной ступени предусмотрен только в 4 классе, то есть преподается статика [30].
В процессе обучения метанию малых мячей учителями применяются следующие средства: теннисные мячи, сетка, горизонтальные цели (мишени). Теннисные мячи подпрыгивая при ударе о место приземления, безопасны в использовании. При проведении уроков на открытом воздухе используются специальные хоккейные мячи [3].
Основным способ организации учащихся при обучении технике бросания малого мяча должен быть фронтальным (или групповым). Для этого на начальном этапе обучения (младшие школьники) можно использовать не теннисные мячики, а самодельные, изготовленные из ткани или пенопласта. Они легки в изготовлении, не выкатываются и тем самым увеличивают моторную плотность урока, исключают синяки, позволяют отрабатывать необходимую скорость движений, так как для того, чтобы такой мяч достиг достаточно удаленной вертикальной цели, необходимо очень быстро и бить рукой, соблюдая рациональную структуру броска [14].
Также рекомендуется использовать сетку – занавес через спортзал. Сетка гасит скорость попадания в нее мяча, что облегчает и ускоряет процесс подбора снарядов; можно встречно бросать в сетку и проводить игры движения двумя группами одновременно, что увеличивает плотность урока в 3-4 раза; это позволяет выполнять в зале бросок взвешенного мяча весом 150 граммов. Для формирования навыка в процессе обучения необходимо выполнять правильные движения с повторением не менее 8-10 раз, а при фиксации уже изученных движений – в течение 25–30 раз [10].
Особый интерес на занятиях вызывает метание мячей в горизонтальные мишени.
Учебной программой для 2-го класса предусмотрено изучение метания больших и малых мячей по горизонтальной и вертикальной цели, на заданное расстояние; набивного мяча от груди, снизу; малого мяча в цель и на дальность. Учеников следует научить метанию большого и малого мячей из фронтальной стойки, стоя лицом по направлению броска. Частные образовательные задачи обучения метаниям во 2-м классе направлены на выработку у детей умения взаимодействовать в процессе выполнения бросков и метаний с опорой, выполнять согласованные движения ног, туловища, рук и правильные движения руки с хлестообразным рывком кисти при метании мяча способом из-за спины через плечо [5].
На уроках во 2-м классе много времени занимает метание большого и малого мячей по горизонтальной и вертикальной цели, т.е. броски на точность. Они позволяют школьникам диференцировать силу бросков. Любая цель помогает им запоминать определенные мышечные ощущения, осуществлять контроль за правильным направлением движений частей тела, в частности плеча, предплечья, кисти. Большое значение при этом имеют расстояние до цели и уровень расположения ее над полом [13, 36].
В качестве неподвижных целей могут быть использованы круги диаметром 60–100 см, нарисованные на стене на высоте 1,5–2,5 м от пола; стойки с вертикально закрепленными на них обручами, кольцами, подвешенными на разной высоте; лежащие на полу или земле большие надувные или набивные мячи; гимнастические обручи; установленные на полу кегли, булавы, кубики и другие предметы, поставленные в ряд или в форме пирамиды; положенный на табурет баскетбольный или набивной мяч; лежащие на бревне, козле, коне на высоте 130–150 см набивные мячи и другие предметы; поперечные полосы, начерченные на полу или земле на расстоянии 100 см друг от друга – они могут быть с цифровыми обозначениями от 1 до 5 очков – и т.п. Применение таких мишеней позволяет разнообразить занятия [19].
Организация таких уроков должна обеспечить многократное – не менее 5–6 раз – выполнение упражнений подряд в нескольких сериях, чтобы можно было корректировать усилия, запомнить правильные ощущения. Учащимся надо усвоить правильное исходное положение при метании, сам процесс метания и положение, в котором должен находиться ребенок после выпуска снаряда. Необходимо часто контролировать действия учащихся при метании, так как это формирует у них некоторую установку для самоконтроля правильности выполнения броска [31].
Таким образом, занятия по физической культуре расширяют функциональные возможности организма ребенка, повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость и формируют прикладные навыки. Метание мяча – это одно из упражнений по легкой атлетике, в котором с помощью взрывной мышечной силы необходимо бросать снаряд как можно дальше, а так же имеет важное прикладное значение. Данное упражнение является основой для овладения навыками метания, развития силы, ловкости и умения правильно распределять усилия.
1.3 Техники метания малого мяча
В соответствии со школьной программой метание маленьких мячей осуществляется на расстоянии с места и с разбега, сзади головы, с плеча, когда техника движения в основном идентична технике метания копья, а также в вертикальных и горизонтальных мишенях [4].
Эти способ используется в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей ребенка, а также размера и веса самого мяча. Хотя, независимо от метода, новичкам не рекомендуется выполнять бросок с максимальной силой, так как мышцы и связки еще не приспособились к таким нагрузкам, и результатом может стать травма [2].
Основные факторы, влияющие на дальность броска, всего 3:
? Скорость и угол наклона мяча.
? Высота точки, в которой снаряд отделяется от руки метателя.
? Воздушное сопротивление.
Первые два являются решающими.
Скорость вылета напрямую зависит от силы, приложенной спортсменом, расстояния – на что движется снаряд в руке спортсмена, и времени, которое требуется для прохождения этого расстояния. Попросту сказать, чем больше расстояние и чем короче время, тем больше ускорение. Соответственно, если мяч будет брошен во время бега, то дальность будет определенно выше [38].
Угол полета так же имеет значение при выполнении броска. В соответствии с тригонометрическим законам, наибольшее значение дальности достигается, когда мяч летит под углом 45 градусов к горизонту. Однако на практике бросить снаряд с такой точностью невозможно. Оптимальный угол – 30 – 43 градуса, что достигается в процессе длительных тренировок [6].
Продолжительность полета снаряда при метании не зависит ни от роста спортсмена, ни длины его рук, хотя многие ошибочно так думают. Высота, конечно, определяет высоту точки отрыва снаряда, но если техника броска выполняется, то этот фактор не окажет решающего влияния на результат. Так же можно считать и о сопротивлении воздуха. Воздух влияет на скорость полета и его продолжительность вниз, но мяч очень маленький, чтобы это влияние было очень значимо. Как высота полета, так и сопротивление влияют на конечный результат лишь на несколько сантиметров [8].
Способы метания малого мяча:
1. Метание мяча с места. Этот способ заключается в перемещении только руки спортсмена с бросаемым снарядом. Рука перемещается через плечо сзади головы.
На школьных занятиях бросок мяча ограничивается поворотом плеча в направлении снаряда с одновременным захватом руки назад. Но для профессионалов техника втягивания руки выглядит несколько иначе.
Есть 2 способа:
? От плеча прямо и назад, что позволяет поддерживать скорость.
? Вперед, вниз, а затем назад, что дает контроль над движениями бросающей руки.
Второй способ признан более динамичным [20].
2. Метание мяча с разбега.
Разбег выполняется на дорожке длиной 20 м. Подразумевается, что учащийся должен сделать в общей сложности 12 шагов: 8 предварительных и 5 заключительных шагов. Но в жизни все зависит от индивидуальность ученика, от уровня его подготовки [6, 34].
Метание малого мяча с разбега относится к группе циклическо-ациклических упражнений на скорость. Общая структура движения состоит из нескольких фаз. Предварительная часть броска делиться на удержание снаряда и разбег, который состоит из двух фаз (предварительная и заключительная – бросание). Заключительная часть состоит из элементов финального усилия и фазы поддержания равновесия после броска.
В технике метания малого мяча выделяют:
Удержание снаряда. Маленький мячик удерживается, не прижимая к ладони, за фаланги пальцев руки, выполняющей бросок. Указательный, средний и безымянный пальцы похожи на рычаг, расположенный за мячом, а большой и мизинец удерживают его сбоку. Метатель держит снаряд через плечо в согнутой руке перед началом бега.
Разбег. Первый (предварительный) этап разбега начинается с начальной позиции до контрольной метки, которая выбирается индивидуально. Цель этой части разбега – придать системе «метатель-стрела» начальную скорость, в результате которой она приобретает определенное количество движений, и точно попасть на контрольную метку ногой. Разбег выполняется по обычному шагу с оптимальной скоростью, его длина преодолевается за 6 – 12 шагов разбега [5].
Вторая (заключительная) фаза разбега, которая также подбирается индивидуально и зависит от скорости продвижения, длины ступеней и способа остановки после броска, начинается с контрольной отметки и заканчивается в том месте, где делается заключительное усилие. Задача этой фазы – отвести снаряд в сторону, чтобы «обогнать» его и сохранить оптимальную скорость до финального движения. Шаги в этой части забега называются шагами броска. Их количество зависит от способа обгона снаряда и меняется от 4 до 6 шагов. При этом, применяется четное количество шагов, учащийся должен попасть на контрольную метку левой ногой, нечетное число – правой (анализ техники будет проведен для тех, кто бросает мяч правой рукой) [6, 18].
Финальное усилие. Заключительная фаза броска начинается до постановки левой стопы в четвертую ступень броска в момент прохода ОЦMT над правой опорной ногой. Этот этап выполняется без фазы полета. В финальном движении нужно максимизировать скорость, набранную при разгоне во время броска:
После прохождения ОЦМТ правая нога начинает активно выпрямляться, поворачиваясь внутрь бедром в направлении разгона. В этот момент начинается «захват» снаряда. Элемент «захват» необходим для последующего натяжения туловища и отбрасывания мышц руки, участвующих в выпуске снаряда.
Левая нога, почти прямая, ставится пяткой примерно на одну ногу слева от линии разбега с последующим переходом на всю стопу. Это нужно для создания условий для вращательно-пульсирующего движения вокруг оси, условно проходящей через левую ногу и левое плечо. В этот момент (после «захвата») правая рука со снарядом сгибается у локтя, а предплечье и кисть, находясь за плечом. Левая нога в момент броска стопорит движение и полностью выпрямляется [7].
Сохранение равновесия. После отпускания снаряда для гашения инерции движения, метатель прыгает с левой ноги на правую перед дугой, которая ограничивает место, где происходит бросок.
Варианты броска маленького мяча с разбега обусловлены индивидуальными особенностями спортсменов и различаются способом удаления снаряда и количеством шагов броска [17].
Отведение «прямо-назад» осуществляется некоторыми метателями на 6 бросковых шагах.
Отведение «дугой вперед-вниз-назад».