ГЛАВА I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРАТОРСКОГО СТИЛЯ РЕЧИ
1.1. Лингвистические и структурные особенности ораторского стиля речи
В XXI веке интерес к исследованиям, посвященным разностороннему изучению современного общества, стремительно возрастает. На сегодняшний день в качестве главных объектов изучения можно выделить такие области как политика и язык.
Главная цель политической лингвистики – исследование многообразных взаимоотношений между языком, мышлением, коммуникацией, субъектами политической деятельности и политическим состоянием общества, что создаёт условия для выработки оптимальных стратегий и тактик политической деятельности [8, с.217].
Язык служит базой для построения политического текста. Политическая речь – это использование общенародного языка в процессе создания политического текста. Целевой признак политического характера текста – это его воздействие на политическую ситуацию при помощи пропаганды определенных идей, эмоционального воздействия на граждан страны и побуждения их к политическим действиям. Однако, политический дискурс – сложное коммуникационное явление, состоящее из вербальных и невербальных аспектов речи.
К вербальным средствам относятся лингвистический, грамматический и стилистический анализ текста. При данном анализе углубленно рассматриваются художественные и языковые средства, направленные на достижение определенных функций того или иного политического текста. К этой группе относится группа лексических средств воздействия. С ее помощью реализуется воздействие на адресата на уровне слова.
В наши дни, технологии речевого воздействия позволяют оказывать влияние на сознание и поведение любой целевой аудитории, создавать определенный имидж политических лидеров и стран. Политический дискурс в целом характеризуется высокой степенью экспрессивности [Баева, 2001].
Выступления политиков являются особым жанром политического дискурса, который сочетает в себе черты "устно-речевого и письменного жанров". Они характеризуются конкурентностью, аргументированностью, идеологической маркированностью [Федоров, 2002].
Коммуникативное намерение любого оратора заключается в том, чтобы убедить аудиторию в своей правоте, побудить ее к определенным действиям. Цель коммуникации осуществляется за счет использования эмфазы и других экспрессивных средств языка, обладающих наибольшей силой воздействия на аудиторию. ораторская тактика вербальное политик
Нужно упомянуть ещё об одной стороне риторической подготовки – воспитании сознательного слушателя.
Неумение или нежелание слушать и анализировать речь приводит к разрыву коммуникации между участниками. Очень важно уметь понимать коммуникативные намерения выступающего, видеть те случаи, когда оратор вводит слушающих в заблуждение. Следовательно, оратор должен умело лавировать навыками риторики, доходчиво выражать свои мысли, получать от слушателя отклик [Анисимова, 2004].
Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми: вербальные и невербальные средства общения.
Под вербальной коммуникацией в целом понимается речевое общение людей в процессе их совместной деятельности, устная коммуникация в соответствии с потребностями выражаемой информации отражает взаимообусловленные речевые произведения говорящего и слушающего [Смирнов, 2013].
Термин "невербальное" обычно понимается как несловесный язык. Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства [Смирнов, 2013].
Под невербальной коммуникацией (в узком смысле) следует понимать средство информации, систему невербальных знаков, символов, кодов, используемых для передачи информации. Ключевым моментом такого понимания является указание на внешнее сопровождение психических явлений [Смирнов, 2013].
Считается, что вербальное общение дает меньше информации о целях, правдивости информации и других аспектах общения, в то время как по невербальным проявлениям можно установить многие моменты, которые афишировать в разговоре не принято. Но применимы и значимы разные средства общения в зависимости от ситуации. В данной подглаве разбираются вербальные аспекты речи. Нас больше интересует публичная речь. На ней и остановимся [Егоров, 2004].
Следует отметить, что публичная речь – речь подготовленная. Она напоминает собой скорее искусство, чем науку. Речь не способна произвести нужное сильное впечатление, если она не затрагивает чувственную сферу слушателя.
Ораторская речь должна быть построена на главной мысли и основных целях, то есть представлять собой развернутое высказывание. Чем выше умение использования форм человеческого мышления: образной и логической, тем выше будет мастерство публичной речи. Оратор должен быть уверен в той идее или мысли, с которой он выступает перед слушателями и в то же время должен быть хорошим актером [Гимпельсон, 2004].
При подготовке к выступлению важное, что должен сделать оратор – определить свою основную задачу и средства, которые помогут ее осуществить. Еще одной немаловажной частью выступления является создание образа, в котором оратор предстанет перед аудиторией. Обязательно нужно продумать: манеру речи, жесты, мимику, характер. Выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода с нее [Апресян, 1998]
Процесс подготовки можно разделить на два этапа. Первый этап можно обозначить, как этап замысла, вынашивания, продумывания идеи и темы, а также конкретного содержания предстоящего выступления. Второй этап – публичное исполнение [Скаженик, 2005].
Материал для выступления необходимо готовить, исходя из места проведения выступления, общего образовательного уровня аудитории и возраста слушателей. Речь, состоящая только из новых сведений, не составляет интереса. Всегда нужно сочетать в тексте своего выступления новые сведения с уже известными [Скаженик, 2005].
Сложно удерживать внимание слушателей дольше, чем 45мин. Называют и еще одну временную величину – 5-10 минут. Это временной период, в течение которого человек может внимательно слушать, не отвлекаясь. Когда публичная речь прочитана должным образом, она волнует и возбуждает не только мысли, но и чувства человека [Апресян, 1998].
Вступление, доказательство и заключение – классическая структура речи. Каждая имеет свои функции. Вступление привлекает внимание публики, дает аудитории почувствовать всю серьезность, важность дальнейшей информации. Цель доказательства обосновать идеи, высказанные во вступлении. У заключения – закрепить в сознание слушателей уже высказанные мысли оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное для оратора впечатление. Структура речи и ее цель должны быть понятны не только оратору, но и слушателям [Волков, 2001].
Эффективность публичного выступления зависит не только от доказательности, но и от логичности речи.
Хороший оратор должен владеть логическими законами доказательной и аргументированной речи, уметь убеждать. Находить доводы, искать пути воздействия на слушателя, создавать атмосферу полного взаимопонимания и доверия – очень увлекательный процесс, требующий творческих навыков и эмпатии [Григорьева, 2012].
Доказательство – это рассуждение по определенным правилам, строящееся на использовании рациональных аргументов. В стилистических целях доказательство применяется в официальных ситуациях, когда есть необходимость воздействовать только на разум аудитории. Первая задача оратора в процессе подготовки к выступлению – тщательно продумать логику выступления и аргументацию выводов. Чем доказательнее речь оратора, тем эффективнее восприятие слушателей, тем более создается уверенность в надежности и достоверности услышанной информации. Общепризнанно, кто логически мыслит, тот логически яснее говорит [Аннушкин, 1999].
Ключевые слова. Готовясь к выступлению на телевидении, радио или личной встречи с избирателями, политик должен ответить на вопрос: какие ключевые слова использовать? Очень важно, правильно подобрать точные слова, не переусердствовать в выборе слова. Речь, которая насыщена словами непонятными слушателю, будет воспринята "мимо ушей". В случае выборов, избиратель хочет услышать информацию нужную ему, пусть даже заезженную. Но если в речи постоянно использовать 35 ключевых слова, в которых ваш образ содержится как бы в "свернутом", "сконцентрированном" виде, эти слова наверняка отложатся в памяти избирателя. А вместе с ними и образ [Андреев, 1992].
Ключевые слова обладают следующими отличительными особенностями:
1. Слова – эмоциональные возбудителями. Эти ключевые слова вызывают у слушателя как положительные, так и отрицательные эмоции.
2. Слова – ценностные ярлыки. Эти ключевые слова связаны с уже имеющимися у аудитории морально-нравственными и политическими ценностями. Действуют на ранее установленные представления.
3. Слова-символы, вызывают определенные образы, в виде ассоциативных представлений, в основе которых лежит прошлый опыт.
4. Слова – конкретизаторы. Эти слова усиливают степень контактности. Например: "Я с вами, вместе, все". Также такие слова могут употребляться с местоимением мы (вместе с вами мы..., мы все вместе...). Эти сочетание усиливает воздействие на слушателя, соединяют оратора и слушателя, создается эффект непринужденного общения [Андреев, 1992].
Языковые средства контакта с аудиторией. Можно выделить два типа языковых средств, с помощью которых выступающий устанавливает контакт со слушателями. Первый это средства авторизации, т.е. проявление в речи авторского "я", второй тип средства адресации, т.е. ориентация авторской речи на конкретного слушателя [Андреев, 1992].
Публичная речь может быть самостоятельным жанром коммуникации, а может быть включена в какие-то формы, например, совещания, конференции, презентации, митинги, выступления.
Как и любое выступление, речь имеет свою структуру и средства окраски речи [https://psyera.ru/publichnaya-rech-1682.htm].
Личные местоимения. Местоимения играют важную роль во взаимодействии оратора с аудиторией.
Использование именно группы личных можно проследить в речи каждого политика. Например, " мы вместе..", "я обещаю..", "он будет наказан" и т.д. [Мельник, 1999].
Глаголы. Следующее активное средство это глаголы. Они выполняют коммуникативную задачу речи. В основном они употребляются во множественном числе с местоимением "мы".
Например, возьмем несколько словосочетаний из предвыборной речи В.В. Путина: "За минувшее десятилетие мы многое прошли. Вместе мы победили сепаратизм, преодолели жесточайший кризис лихих 1990-х." и т.д.
Каждый абзац кишит такими предложениями. Также в тексте речи могут быть использованы глаголы-операторы. Это такие слова как: нужно отметить..., попробуем понять..., поясняю. Они организуют речь, делают ее ориентированной на слушателя, т. е облегчают понимание и восприятие речи аудиторией [Гозман, 2002].
Вводные конструкции. Также ораторскую речь могут дополнить такие словосочетания, как: "на мой взгляд", "мне кажется что..", которые могут, был использованы как в единственном, так и в множественном числе.
Такие конструкции подчеркивают долю сомнения, не уверенность в данной информации. Они подталкивают слушателя к критике, к одобрению, к рекомендациям, убеждают публику в единении с оратором. Вводные конструкции могут обладать функцией адресованности. Здесь можно выделить такие словосочетания: "как вы видите...", "как знаете...", " как мы знаем..." [Грачев, 1999].
Эти вводные конструкции обращаются к знаниям, которые уже есть в памяти слушателей. На основе уже известных данных, слушатели воспринимают информацию лучше, то есть эта информация быстрее усвоится [Гозман, 2002].
Обращения. Получить от публики отзыв, как известно, главная задача оратора. Поэтому, использование в своей речи обращений неизбежно. Они применяются для привлечения внимания тех, на кого направлена информация, с целью получить реакцию на высказанное [Мельник, 1999].
Побудительные конструкции. Побудительные конструкции это выгодное средство установления контакта, так как они непосредственно обращены к аудитории, они подталкивают аудиторию к размышлениям и действиям, побуждают сделать выводы, которых добивался оратор.
Аргументирование. Этот процесс приведения доводов и доказательств, которые направлены в пользу какого-то суждения. Это сложный процесс, который требует концентрации слушателя именно в момент воспроизведения речи говорящим.
Воздействие аргументами имеет цель изменения первоначального мнения аудитории, точки зрения.
Доказывание – не скучный процесс. Подготовится к этому этапу нужно тщательно.
Необходимо проверить точность аргументов, которые предполагается использовать, оценить интересность, подкрепляя ее живыми примерами, продумать контраргументы от аудитории, найти выход из ситуации.
Этап аргументирования должен содержать: краткие фразы, точные формулировки, логично расставленные паузы, для воздействия на аудиторию, использовать слова, способствующие смягчению климата. Необходимо исключить общие фразы [Гозман, 2002].
Аргументирование проходит в 3 этапа:
1. Этап сильных аргументов: выдвижение проблемы требующей решения, наличие предположений и гипотез, обоснование их.
2. Этап укоренения аргументов: поиск, оценка, анализ дополнительных фактов, истин, расширяющих объем первоначальных данных.
3. Кульминация: обоснование и оценка заключений, переход от данных к заключению.
Если аудитории интересен текст выступления, т.е. он вызывает положительные отзывы, то эффективны тексты, где "сильные аргументы" стоят в конце.
Если же аудиторию не заинтересовал текст выступления, то этап "сильных аргументов" располагается в начале выступления, что заинтересует аудиторию [http://allrefrs.ru/4-24804.html].
Апелляции к чувствам. На конечный результат убеждения оказывает апелляция к чувствам собеседника. Эти аргументы предназначены для возбуждения эмоций и воли у аудитории, нравственных чувств (долга, достоинства и т.д.). Чтобы достичь конечного результата, оратор использует внушение.
Внушение опирается на уверенность, которая сформировалась без доказательств. Оно передается от индивида к индивиду, создавая коллектив. Чем больше слушателей подверглось внушению, тем лучший результат будет получен.
У людей есть желание "идеальной жизни": тяга к новым знаниям, иметь хорошего руководителя, честное здравоохранение, лояльного судью и т.д. Эти желания более устойчивы, они перекрывают все негативные чувства.
Не нужно произносить явные громкие и эмоциональные призывы. Слушатель попадает в неловкую ситуацию, когда оратор пытается подтолкнуть слушателя вывернуть наизнанку свои сокровенные чувства.
Такие лозунги рождают только "закрытость" аудитории. Самым хорошим способ является обращение не к самим эмоциям, а к фактам [Андреев, 1992].
Апелляция к чувствам неразрывно вплетена в основную структуру речи.
Формирование "речевого образа" оратора. Чтобы преуспеть в воздействии на людей, политику необходимо воспользоваться главным приемом – речью.
Немаловажную роль в создании имиджа политика имеют публичные выступления. В выступлении оратора представляется "речевой образ". Создание такого образа – главная цель выступления политика.
Специфические языковые средства основа самопрезентации, в ней демонстрируются качества личности политика.
Возьмем, к примеру, В.В. Жириновского, увидев его фото, мы без проблем можем представить его речь (голос, паузы и т.д.) или наоборот, услышав только аудио, к примеру, по радио, мы можем в голове представить его внешний вид, жестикуляцию и т.д. [Лаптев, 2004].
Риторический стиль. Основу риторического стиля составляют лексические единицы, которые, в первую очередь, направлены на эмоциональную структуру человеческой психики, на бессознательные компоненты восприятия речи. По словам специалистов, действуя на психологические познавательные процессы (мышление, память, внимание), оратор облегчает себе внедрение информации в сознание слушателя, в конечном итоге возникают эффекты внушения и эмоционального заражения.
Риторический стиль – это авторский стиль и каждый политик должен наполнить свою речь своими эмоционально-экспрессивными формами речи.
Такой метод покажет, личное отношение автора к данной проблеме, явлению, событию, помогут оценить, что волнует политика и сходится ли мнение политика и слушателя. Также это лучший способ разрушить барьер между 2мя сторонами речевого процесса, создаст благоприятную атмосферу общения.
В таком процессе не избежать возникновения явления "эмпатии", оно также формирует фон восприятия речи слушателями и способствуют созданию речевого образа оратора [Деркач, 2001].
"Нагруженный язык". Нагруженный или эмоциональный язык, влияет на слушателей на основе стереотипов.
Такой метод также называют "язык высокого вывода" или "язык – убедительные методы". Нагруженные фразы в равной степени влияют и на положительные и на отрицательные эмоции.
Например, если аудитории сказать, что в том или ином законопроекте рассматривается освободить от платы всех налогов. Конечно же, такое предложение получит очень высокий, эмоциональный, положительный отклик, так как для большинства людей налог - это бремя.
Политики – люди, которые в большей степени владеют "нагруженным языком", они учатся, какие слова использовать, каких стоит избегать, чтобы получить преимущество перед противником или даже где-то, возможно, унизить противника [http://3-net.ru/sign/sign-359714.php, 2017].
Средства, использующиеся в "нагруженном языке" можно разделить на две группы:
1. Первая это аффективы (эмоционально-оценочные слова) – это слова – усилители, направленные на ценности: мудрость, религиозность, моральную силу, способность к состраданию и т. д. Это такие слова и сочетания, как "человеческое достоинство", "милосердие", "вера в идеалы", "мечта", "истина", "духовность" и т. п.
2. Другая разновидность – "слова – лозунги", или "политические аффективы". К таким словам относят: "свобода", "национальные интересы" и т. п. Они вызывают абстрактные понятия, на основе ценностей: патриотизма, национальной гордости, человеческого достоинства и т. д.
Традиционное средство риторического стиля – нагруженная лексика, а аффективы выполняют роль ключевых слов, подкрепляю индивидуальный речевой образ оратора. Исследователи отмечали, что слова "энергия" и "энергичный" в речах Д. Кеннеди, давали представление о волевом напоре и активности оратора [Лаптев, 2001].
Стилистические приемы усиления эмоционально-психологического воздействия. Помимо нагруженной лексики, риторический стиль также характеризуют стилистические приемы, которые усиливают воздействие речи, внушение и эмоционального вовлечения аудитории в процесс.
Такие приемы формируют особый рисунок текста ораторской речи. Когда мы произносим речь, мы подсознательно даем человеку или группе установку, которую индивид потом неосознанно переносит на свои действия, желания и поступки. Все приемы эмоционально-психического воздействия можно условно разделить на 2 [Вебер, 1988]:
1) Первая группа включает в себя: повтор, парцелляцию, параллельные синтаксические конструкции, конструкции с однородными членами, эмоциональное противопоставление и т.д.
С одной стороны, эти приемы, как и многие другие вышеперечисленные, облегчают восприятие, усиливают интерес к произносимому материалу, с другой играют роль "оформителей" текста, придавая ему логичности и развернутости.
Ко второй группе относятся: метафора, антитеза, риторический вопрос.
Вторая группа дополняет и усиливает приемы первой группы.
Эти приемы окрашивают ораторскую речь, придают художественной выразительности.
Теперь разберем несколько приемов:
Повтор. Самый распространенный прием в речи политика – это повтор. Они углубляют смысл, концентрируют внимание на главной идее речи, выступают опорой речи [Блондель, 2002].
Речевой повтор мы также можем подразделить на:
1) Контактный или лексический повтор. Этот вид повтора выглядит так: слово или словосочетание повторяется в 1-2х фразах, который стоят рядом. За счет это, политик акцентирует внимание аудитории на своих точках зрения, а также повышается экспрессивность речи.
2) Анафора или анафорический повтор – перенос сильных сегментов речи в начальное положение и повторение их. Например, "Пришло время открытого разговора с американцами, которым я обязан самой этой возможностью высказать сегодня свои мысли и чаяния. Пришло время говорить, пришло время для каждого из нас задуматься".
Анафора придает остроту, ритмичность, выразительность, усиливает значимость каждого элемента речи. Также анафора может повторяться на протяжении большого речевого отрезка и выступать в роли главной идеи речи. Такая роль повтора называется лейтмотивом (образ, который проходит через речь, повторяя ключевую для восприятия деталь).
Парцелляция. Парцелляция, или попросту, членение предложения, при котором одна лексическая конструкция разделена на части, мелкие интонационные единицы, для расстановки акцентов в предложении. Между частями лексической конструкции ставятся знаки. Это может быть точка, восклицательный знак, вопросительный знак или любой знак, который может завершать предложение. Таким приемом богаты художественные, публицистические тексты [Борисов, 1999].
Конструкции с однородными членами. Параллелизм – это прием, с чьей помощью можно соединить 2-3 сходных предложения в речи. Использование этого приема в речи политика также действует на закрепление у аудитории нужной оратору информации, повышает эмоциональный климат в зале, указывает слушателям на ключевые слова, которые бессознательно откладываются у них в памяти.
Оратор условно делит аудиторию на группы и с помощью лексический конструкций, носящих тот или иной подтекст, обращается к каждой из групп аудитории c нужной информацией.
Сюда же можно отнести и градацию – предложение, в котором каждый однородный член усиливает значение предшествующего, для создания сильного впечатления. Порядок может быть как нарастающий, так и убывающий.
Эмоциональное противопоставление. Такой прием, как эмоциональное противопоставление используется для усиления эффекта психологического давления на аудиторию. Дающиеся оценки, доводят противопоставление до высшей степени накала. Противопоставление основывается на жизненных ситуациях: "Жизнь показала, что предложенное мною двенадцать месяцев назад направление нашего движения является не только НОВЫМ, но и ВЕРНЫМ направлением".
В таком высказывании мы можем видеть, что слова "верный" и "новый" взаимно усиляют друг друга, акцентируя внимание на каждом [Волков, 2001].
Приемы второй группы. Приемы второй группы привлекают внимание слушателей, они отличаются яркостью, окрашенностью, служат как эмоциональные сигналы. Эти приемы комбинируются с первой группой эмоциональных средств.
Возьмем за пример метафору. Целью метафоры является усиление опровержений, отрицательных и положительных оценочных мнений.
Еще метафора может выступать в самостоятельной роли, ускоряя восприятие речи.
Распространенным приемом в речи политика выступает антитеза. Такой прием усиливает эмоциональное звучание: "They write the checks and you get stuck with the bills, they get the access while you get to write a letter, they think they own this government, but we?re here today to take it back" (Они выписывают себе чеки, в то время как вы не можете оплатить счета, им открыт путь везде, в то время как вам необходимо сначала написать письмо/собрать документы, они считают это государство своим, но мы сегодня собрались здесь, чтобы вернуть его себе).
Этот отрывок взят из речи бывшего президента США Барака Обамы. Здесь использование антитезы подчеркивает противоречивость ситуации и помогает противопоставить группы людей друг другу [Сайфулинова, 2016].
Гендерные различия в речи. Говоря о стилистике речи, нельзя не отметить различия между женской и мужской речью.
Выбор темы. Мужчины всегда хотят доминировать в диалоге и выбирать тему разговора. Они плохо переключаются с одной темы на другую тему, могут игнорировать реплики собеседника, перебивающего его, гнут свою линию разговора.
Женщины же наоборот, могут легко переключаться с темы на тему, при этом, не теряя мысль и суть разговора.
Окраска речи. Не смотря на все стереотипы о женской болтовне, женщины мало соответствуют этому суждению. Часто, женские предложения короче, чем предложения противоположного пола.
В чем стереотипы не врут, так это в том, что женская речь намного более эмоционально окрашена, экспрессивна и оценочна.
Женская половина человечества обожает вставлять в предложения различные эпитеты, гиперболы, сравнения, уменьшительно-ласкательные формы и прилагательные.
Для мужчин все проще – у них всего две оценки речи: отрицательные и положительные. Речь не такая окрашенная, как у женской половины населения [https://experimentalpsychic.ru/gendernaja_lingvistika_pismennaya_ ustnaya_rech].
Употребление частей речи. В настоящие время не существует точного доказательства кто лидирует в употреблении глаголов в своей речи – мужчины или женщины. Мнения различны.