Глава 1. Киевская Русь как ранняя форм.а рос.сийской госуд.арственности
1.1 Становление и раз.витие Киевской Руси
Чтобы пре.йти к княжеской благотворительности, на.до пер.воначально раз.делить ис.торию раз.вития сам.ой стра.ны на. этапы, вед.ь кажд.ый этап пре.дставляет с со.бой определённую за.кономерность и им.еет сво.ю спец.ифику. В пер.вом параграфе буд.ут освещены на.чальные этапы ис.тории, а им.енно ста.новление и раз.витие Киевской Руси. Условно в ис.тории Древнерусского госуд.арства мож.но вы.делить след.ующие этапы:
1) на.чало IX в. - 882 г. — складывание един.ого госуд.арства у во.сточных славян Древней Руси с цен.тром в Киеве;
2) 882 - 912 гг. — во.зникновение госуд.арства Киевская Русь;
3)912 - 1054 гг. — раз.витие и укрепление раннефеодального госуд.арства на. Руси;
4)1054 - 1093 гг. — на.копление про.тиворечий, усиление кризисных явлений в Древнерусском госуд.арстве;
5)1093 - 1132 гг. — пре.ддверие феодальной раз.дробленности на. Руси.
На пер.вом этапе, к на.чалу IX вв., у во.сточных славян за.вершился про.цесс раз.рушения пер.вобытнообщинного строя и род.оплеменных связей. Общины на. то врем.я со.стояли не. тол.ько из. род.ственников, но и людей чужого род.а (тех, что при.шли). На смену род.оплеменным от.ношениям при.шли территориальные, по.литические и во.енные. Возникли племенные со.юзы, на. базе кот.орых со.здалась в 882 г. Киевская Русь, кот.орую мож.но охарактеризовать как раннефеодальную монархию.2 По определен.ию А.Н. Сахарова, «раннее Киевское госуд.арство с по.литической точки зрения — феде.рация княжеств и не.посредственно по.дчиненных великому князю территорий, с со.циально-экономической точки зрения — со.вокупность территориальных об.щин с элемент.ами род.овых от.ношений»3. Во главе госуд.арства сто.ял великий князь киевский. Помогали ему дружинники – элита княжеского окружения и личное во.йско князя. Его дружинники осуществляли управление стра.ной, суд. и рас.праву, по.могали князю управлять его до.мом и хозяйств.ом, строили города-крепости, со.зывали во.инов; от.правлялись в друг..ие стра.ны по.слами, торг.овали княжескими товар.ами. Зависимость от.дельных племенных со.юзов от. киевского князя час.то огр.аничивалась лишь уплатой дан.и. Далее, на. втором и третьем этапах рушатся и ис.чезают ста.рые племенные де.ления, и складывается территория Древнерусского госуд.арства. Князь Олег (882 - 912 гг.) по.коряет племена древлян, северян, радимичей; по.зднее — дулебов, белых хорватов. Его пре.емник Игорь (912 – 945гг.) при.соединяет уличей и тиверцев. Князь Святослав (964 – 972гг.) со.вершает по.ходы про.тив по.следнего во.сточнославянского племени, со.хранившего сво.ю не.зависимость — вятичей. Сын Святослава Владимир (980 – 1015гг.) со.брал все. земли во.сточных славян в со.ставе Киевской Руси. При не.м со.вершенствуется госуд.арственный аппарат. Крупные цен.тры стра.ны бы.ли пер.еданы по.д управление княжеских сыновей и ста.рших дружинников. Благодаря сис.теме крепостей укрепились границы госуд.арства. Распространенной хозяйств.енной един.ицей в то врем.я ста.ла феодальная во.тчина (вотчина – от.цовское вла.дение, пер.едаваемое по. на.следству) боярина или князя. Помимо во.тчины, существ.овало хозяйств.о сво.бодных крестьян – об.щинников, вы.плачивавших дан.ь великому князю. Все сво.бодное на.селение Киевской Руси на.зывалось «люди», по.этому сбор дан.и – «полюдье». Основную масс.у сельского на.селения со.ставляли «смерды», жившие либ.о в сво.бодных крестьянских об.щинах, либ.о в во.тчинах. Жизнь смердов в во.тчинах бы.ла бол.ее тяжкой, по.скольку они на.ходились в крепостной за.висимости. В крепостную за.висимость смерд по.падал через. за.купничество, т.е. когда брал у феодала в до.лг «купу» – час.ть урожая, де.ньги, скот. Таких крестьян на.зывали «закупы», они освобождались от. за.висимости при. во.звращении до.лга. Кроме смердов и за.купов в во.тчине бы.ли раб.ы – «холопы», или «челядь», по.полнявшиеся за. счет пленных и об.едневших со.племенников. Развитие феодальных от.ношений требовало со.ответствующего идеологического об.еспечения, что бы.ло связано в то врем.я с ре.лигиозными пре.дставлениями. Владимир по.пытался ре.формировать языческую Древнюю Русь. С это.й целью в Киев свезли ста.туи все.х племенных богов. Но пре.вратить язычество в госуд.арственную ре.лигию Владимиру не. удалось, по.скольку кажд.ое племя по.клонялось сво.им богам. В 988–989г.г. Владимир про.водит еще одну ре.лигиозную ре.форму. Государственной ре.лигией бы.ло вы.брано христианство византийского тол.ка. Около 988г. Владимир крестился сам., а за.тем при.казал крестить бояр и на.род. Христианство вне.дрялось медленно, особ.енно на. окраинах госуд.арства, на.род со.противлялся. Принятие христианства им.ело бол.ьшое знач.ение для Киевской Руси. Оно укрепляло вла.сть феодалов, госуд.арственную вла.сть и территориальное един.ство стра.ны. Русь ста.ла теперь равной друг..им христианским стра.нам, знач.ительно во.зросли вне.шние связи. Христианство оказало влияние и на. культ.уру Руси. С при.нятием христианства по.является особ.ая орган.изация – церковь. Во главе ее бы.л по.ставлен митрополит, на.значавшийся константинопольским патриархом, в от.дельных об.ластях Руси по.явились епископы, кот.орым по.дчинялись священники на. местах. Все на.селение бы.ло об.язано плат.ить церковную «десятину» (десятую час.ть до.хода). Церковные учрежден.ия вскоре ста.новятся круп.нейшими феодальными со.бственниками, оказывающими огр.омное влияние на. внутр.еннюю и вне.шнюю по.литику госуд.арства. После смерти Владимира, Ярослав, на.званный Мудрым (1019 – 1054гг.), ста.л великим киевским князем. В год.ы его прав.ления Киевская Русь до.стигла сво.его рас.цвета и ста.ла одним из. сил.ьнейших госуд.арств в Европе. Для укрепления сво.их вла.дений Ярослав Мудрый по.строил не.сколько нов.ых городов, Киев бы.л об.веден каменной стеной, а главные городские во.рота на.званы «Золотыми». Внешняя по.литика Ярослава Мудрого бы.ла до.стойна сил.ьного монарха, на.правлена на. укрепление между.народного авто.ритета Руси. Он со.вершил не.сколько удачных во.енных по.ходов про.тив финских на.родов, Литовского княжества, Польши. В 1036 год.у Ярослав одержал окончательную по.беду на.д печенегами, сам.ую до.лгожданную для от.ечества. А на. месте сражения по.строил церковь святой Софии. Во врем.я прав.ления князя Ярослава со.стоялось по.следнее сто.лкновение Руси с Византией, в ре.зультате чего бы.л по.дписан мирный до.говор, по.дкрепленный династическим браком. Его сын Всеволод женился на. греческой при.нцессе Анне. Династические браки способ.ствовали укреплению мира и дружбы между. госуд.арствами.4 С им.енем Ярослава связано по.явление «Русской прав.ды» – сво.еобразного кодекса за.конов, ре.гулирующего взаимоотношения между. от.дельными групп.ами на.селения. Так, «Русская прав.да» огр.аничивала кровную месть между. ближайшими род.ственниками, раз.бирала спор.ы между. сво.бодными людьми и т.п. Она бы.ла до.полнена рядом ста.тей в за.щиту во.тчины. Новый до.кумент по.лучил на.звание «Правда Ярославичей». Из это.го до.кумента ста.ло из.вестно, как бы.ла устр.оена во.тчина. Центром ее бы.л княжеский или боярский двор с хоромами феодала, до.мами при.ближенных, скотным двором, конюшней. Вотчиной управлял огнищанин («огнище» – до.м). Богатством во.тчины бы.ла земля, она охранялась огр.омным штрафом [16, с.73].
1.2 Упадок Киевской Руси
Упадок Киевской Руси Упадок Киевской Руси про.исходит, по. при.чине пер.ехода на. нов.ый этап, кот.орый им.енуется в со.временной ис.тории как этап раз.дробленности Руси. Первые при.знаки рас.пада Древнерусского госуд.арства об.наружились во. второй по.ловине XI в. Умирая, Ярослав Мудрый раз.делил Русь между. сыновьями в удельное прав.ление. Старший из. них - Изяслав по.лучил Киев. Ярослав за.вещал сво.им сыновьям во. все.м по.дчиняться великому князю киевскому. Историк С.М. Соловьев, анал.изируя по.литическое устр.ойство Руси по.сле 1054 г., при.шел к вы.воду, что по.двластные великому князю земли не. дробились на. от.дельные вла.дения, а рас.сматривались как об.щее до.стояние все.го род.а Рюриковичей. Князья по.лучали во. врем.енное управление какую-либо час.ть это.го об.щего вла.дения, тем. лучшую, чем «старше» считался тот или ино.й князь [11, с.54].
Старшинство определялось след.ующим об.разом: за. вла.ствующим киевским князем шли все. его братья (родовой при.нцип на.следования), по.сле их смерти на.ступал черед их ста.рших сыновей, они на.следовали от.цовские сто.лы, по.степенно пер.едвигаясь от. менее пре.стижных к бол.ее знач.имым (лестничная сис.тема на.следования). При это.м на. титул великого князя им.ели прав.о пре.тендовать тол.ько те князья, чьи от.цы успели по.бывать на. сто.личном княжении. Так по.явились князья-изгои, кот.орые могли рас.считывать тол.ько на. сам.ые от.даленные и за.худалые княжества. Схема оказалась не.жизнеспособной, за.путывался по.рядок на.следования, во.зникали острые конф.ликты между. братьями, а так.же между. дядьями и племянниками. Все это. ста.ло по.водом для меж княжеских усобиц и конф.ликтов с при.менением сил.ы.6 В конце XI в. на. съезде князей в Любече по. инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха бы.ло при.нято ре.шение, чтобы кажд.ая княжеская семья на.следственно вла.дела сво.ими землями («каждо да де.ржить от.чину сво.ю»). Передвижения княжеского до.мена из. удела в удел пре.кратились. По существ.у, это. ста.ло пер.еходом к нов.ой по.литической сис.теме. Съезд князей от.ныне ста.л нов.ой по.литической структур.ой в устр.ойстве форм.ально един.ого госуд.арства. Он символизировал не.зависимость удельных князей и их со.гласие в ре.шении об.щезначимых во.просов. Но по.сле смерти сына Мономаха - великого князя Мстислава (1125 – 1132гг.) Русь окончательно рас.падается. Уже по.д 1132 г. летописец за.писал: «И раз.ъдрася вся русская земля...» На месте един.ого госуд.арства сложились суверенные госуд.арственные об.разования, по. масштабам равные за.падноевропейским королевствам. Историки по.дчеркивают, что по.литическая раз.дробленность (т.е. про.цесс дробления един.ого госуд.арства) - это. за.кономерный этап в раз.витии госуд.арств в эпоху раннего феодализма. На Руси он в сил.у ряда при.чин про.должался до. конца XV в. Русь рас.палась на. по.лтора де.сятка нов.ых госуд.арственных об.разований. Большинство из. них оформились как раннефеодальные монархии в вид.е княжеств (Полоцкое, Черниговское, Ростово-Суздальское (впоследствии Владимиро-Суздальское), Галицко-Волынское, Рязанское и др.). В Новгородской земле за.крепилась иная госуд.арственная форм.а - боярская ре.спублика. Псков окончательно вы.делился из. Новгородской земли и ста.л цен.тром второй феодальной ре.спублики (1348 г.). В Вятской земле сложилась сис.тема на.родоправства.8 Ряд при.чин, внутр.енних и вне.шних, пре.допределили так.ой характер. раз.вития русских земель. Главной при.чиной бы.ло господства на.турального хозяйств.а. Территории огр.омных об.ластей эконом.ически не. бы.ли связаны между. со.бой. Вотчины и об.щины могли максим.ально удовлетворить сво.и по.требности за. счет внутр.енних ре.сурсов или же местных рын.ков. Отсутствие един.ого эконом.ического про.странства не.избежно вело к об.особлению, усиливало тенденции сам.остоятельного существ.ования. В XII в. на. Руси главную роль играли города. Многие из. них об.ладали знач.ительной эконом.ической и по.литической сил.ой. Они являлись торг.ово-ремесленными цен.трами, а на.иболее круп.ные из. них уже в усл.овиях удельного княжения пре.вратились в адм.инистративные, во.енные и духовные цен.тры от.дельных земель. Так же окрепло эконом.ически и по.литически местное боярство, акт.ивизировалась местная жизнь. Появилась не.обходимость в местной адм.инистративной и суд.ебной вла.сти, кот.орая бы.ла бы. быстрой и эффективно.й при. ре.шении со.циальных конф.ликтов и за.щите земли от. вне.шних врагов. Великий киевский князь с его дружиной, во.еводами, вирниками, мечниками и пр. не. устр.аивал местное боярство им.енно в сил.у его от.даленности. Нужен бы.л местный прав.итель, за.интересованный в раз.витии дан.ной об.ласти как со.бственного вла.дения. Отделению земель от. Киева способ.ствовала и сис.тема на.следования вла.дений, к кот.орой при.шли Рюриковичи по.сле Любечского съезда. Ссоры князей, рос.т междоусобных княжеских во.йн ис.тощали Русь. Появилась тенденция от.городиться, за.щититься от. со.седей-родичей, кот.орые не.редко при.зывали себе на. по.мощь «поганых» по.ловцев и в со.юзе с ними грабили и опустошали вла.дения братьев или племянников, уводили в «полон» на.селение. Роль Киева как об.щерусского цен.тра падала не. тол.ько по. мер.е усиления эконом.ической и по.литической жизни об.ластей-земель. К вне.шним при.чинам раз.дробления Руси мож.но от.нести по.явление в при.черноморских степях во.инственных по.ловцев (середина XI в.). Путь вниз по. Днепру («из варяг в греки») ста.л опасным. «Засорение» торг.овых путей Руси в Византию и друг..ие европейские и во.сточные стра.ны кочевниками и одно.временно пер.емещение миро.вых торг.овых путей - две при.чины, кот.орые в XII в. при.вели вне.шнюю торг.овлю Руси в упадок, по.дорвали эконом.ическое благополучие великого киевского княжества. Земледелие так.же не. могло раз.виваться в не.посредственной близости к по.ловецким кочевьям. Усилился от.ток на.селения из. Киева и со.седних земель на. северо-восток и за.пад. Хотя Киев остав.ался номинальным цен.тром Руси, де.йствительная вла.сть пер.ешла к князьям и боярам на. местах. Перестав бы.ть сто.лицей им.перии Рюриковичей, Киев про.должал остав.аться круп.нейшим цен.тром Южной Руси. Особая ситуация сложилась в Киеве. С одно.й сто.роны, он ста.л пер.вым сред.и равных. Вскоре не.которые русские земли до.гнали и даже опередили его в сво.ем раз.витии. С друг..ой сто.роны, Киев остав.ался «яблоком раз.дора» (шутили, что не. бы.ло ни одно.го князя на. Руси, не. стремившегося «посидеть» в Киеве). Киев «отвоевывал», на.пример, Юрий Долгорукий - вла.димиро-суздальский князь; в 1154 г. он до.бился киевского пре.стола и про.сидел на. не.м до. 1157 г. На Киев по.сылал по.лки и его сын - Андрей Боголюбский - и т.д. В так.их усл.овиях киевское боярство ввело любопытную сис.тему «дуумвирата» (соправительства), кот.орая про.держалась всю вторую по.ловину XII в. Смысл это.й оригинальной мер.ы за.ключался в след.ующем: одно.временно в Киевскую землю при.глашались пре.дставители двух враждующих ветвей (с ними за.ключался до.говор - «ряд»); тем. сам.ым устанавливалось от.носительное равновесие и от.части устр.анялись усобицы. Один из. князей жил. в Киеве, друг..ой - в Белгороде (или Вышгороде). В во.енные по.ходы они вы.ступали со.вместно и дипломатическую пер.еписку вели со.гласованно. Так, дуумвирами-соправителями бы.ли Изяслав Мстиславич и его дядя - Вячеслав Владимирович; Святослав Всеволодович и Рюрик Мстиславич [9, с.41].
Переход к нов.ой по.литической сис.теме им.ел как по.ложительные, так. и от.рицательные по.следствия. В на.чале о по.ложительных по.следствиях. На на.чальном этапе феодального дробления во.зможности для бол.ее эффективно.го раз.вития кажд.ого госуд.арства знач.ительно во.зросли [4, с.67].
Глава 2. Благотворительная де.ятельность русских князей
2.1 Княжеская благотворительность в пер.иод ста.новления и раз.вития Руси
Направления княжеской благотворительности в Киевской Руси Княжеская благотворительность в пер.иод ста.новления и раз.вития Киевской Руси Начиная с X века, на. Руси осн.овные тенденции по.мощи бы.ли связаны с княжеской за.щитой и по.печительством. М. В. Фирсов пре.длагает раз.делить дан.ные тенденции на. два этапа: пер.вый связан с рас.пространением христианства на. Руси; и второй этап – со. второй по.ловины XII в. до. конца XIII в., когда благотворительные функ.ции князя сливаются с монастырско-церковными форм.ами при.зрения.12 Но, рас.смотрев осн.овные этапы в ис.тории Киевской Руси, мы по.пробуем связать с ними и тенденции княжеской благотворительности [1, с.87].
Так мы увидим по.печительскую де.ятельность князей на. фоне ис.тории Древнерусского госуд.арства. Во врем.ена складывания Древней Руси (первые два этапа ее ис.тории), благотворительности, в сущн.ости, не. бы.ло, здесь скорее мож.но гов.орить о взаимопомощи по. при.нципу «баш на. баш» или «ты по.можешь мне., а я по.том по.могу тебе». Основными форм.ами взаимопомощи в древних славянских об.щинах являлись: об.щинно-родовая, хозяйств.енная, об.рядово-культовая. Своеобразными форм.ами по.ддержки являлись «помочи» и «толоки». Такие об.ычаи взаимопомощи бы.ли вы.званы по.стоянными стихийными бедствиями, связанными с на.воднениями, по.жарами, падежом скота и осуществлялись в форм.е во.сстановления жил.ья и друг..их дворовых при.строек, пер.едачи час.ти при.плода до.машних животных, по.мощь в сельскохозяйственных раб.отах (обработка земли, по.кос, уборка хлеба, молотьба, вы.воз сена, на.воза и т.д.), по.мощь в слу.чае бол.езни взрослых в семье (растапливание печи, кормление до.машнего скота, уход за. де.тьми, при.готовление пищи и др.). Существенной особ.енностью являлось то, что древние славяне связывали по.мощь с раз.личными мифами, на.пример с об.ерегами. Так же про.водились об.ряды по.читания пре.дков, об.ожествляя их. Особое место в сакрализации про.цесса по.мощи от.водилось культ.у героя. Показательны в дан.ном от.ношении княжеские пиры, на. кот.орых со.бирались дружинники. Легенды и сказания о княжеских пирах свидетельствуют о том, что не.пременными уча.стниками трапезы бы.ли калеки-перехожие, нищие стра.нники, по.лучавшие богатую милостыню. В княжеских пирах «среди медопития складывались вы.сокие христианские до.бродетели: милость, нищелюбие и стра.ннолюбие»13 Так де.йствовали пер.вые князья. Надо от.метить, что благотворительность бы.ла де.лом до.бровольным, и от. князя никто не. ждал щедрости. Потому, на. пер.вых этапах ис.тории они бол.ьше за.нимались рас.ширением границ сво.его госуд.арства и за.щитой его от. вне.шних врагов, не.жели раз.дачей милостыни. В 980 год.у князем ста.л Владимир I, за.думавший укрепить един.ство сво.его на.рода при. по.мощи при.нятия един.ой ре.лигии. По многим при.чинам, указанным в пер.вой главе, так.ой ре.лигией ста.ло христианство. Христианизация мира славян оказала существ.енное влияние на. многие сфер.ы жизни об.щества, по.степенно идёт транс.формация об.щественных от.ношений, что от.ражается на. характер.е, форм.ах по.ддержки и по.мощи чело.века. Возникнувшая культ.урно-историческая ситуация во.стребовала друг..ие при.нципы инт.еграции и друг..ие форм. за.щиты и по.ддержки. Именно с это.го момента ис.тории, у славян на.чинает форм.ироваться христианская концепция по.мощи, в осн.овании кот.орой есть философия де.ятельной любви к ближнему. «Возлюби ближнего твоего, как сам.ого себя» (Евангелие от. Луки 10:25-37). Такая форм.улировка является нравственным им.??ративом, кот.орая определяет сущн.ость по.ступка инд.ивида. С ино.й сто.роны, она по.казывает сущн.ость един.ения субъектов, ста.новясь тем. сам.ым по.казателем при.надлежности к чёткой об.щности. Однако не. тол.ько нравственный при.оритет на. ближнего, но и по.ступок ста.новиться осн.овой миро.ощущения и миро.воззрения ис.тинного христианина. Деятельность и любовь - не.разрывное един.ство, кот.орое по.нимается не. в сво.ей сам.одостаточности, а тол.ько во. взаимной связи. В дан.ном смысловом един.стве по.нимается и сущн.ость так.их по.нятий, как «призрение», «милование». Приоритетными об.ъектами по.мощи ста.новятся нищие, сироты, бол.ьные, вдовы. Появляются особ.ые до.кументы, кот.орые ре.гулируют от.ношения в сфер.е по.мощи и по.ддержки раз.ных категорий на.селения России. К числу сам.ых древних ис.точников прав.а от.носятся церковные уставы князей Ярослава и Владимира, кот.орые со.держат норм.ы брачно-семейных от.ношений. Появляются и нов.ые субъекты по.мощи, так.ие как: церковь, монастыри, князь, при.ходы. Обозначились при.оритетные на.правления по.мощи и по.ддержки: церковно-монастырская, княжеская, милостыня, при.ходская благотворительность [8, с.23]. Князю Владимиру I, ре.вностному по.следователю христианских до.гм, при.писывается учрежден.ие пер.вых училищ для об.учения де.тей знатных, сред.него со.стояния и убогих людей; богаделен, стра.нноприимных до.мов, а так.же, во.зможно, и пер.вых бол.ьниц. Однако осн.овное место в благотворительности князя за.нимало все. же «нищелюбие». На прак.тике это. означало: на.кормить голодного, на.поить жаждущего, по.сетить за.ключенного в тем.нице, при.зреть «хоть един.ого из. малых сил.» и во.обще так. или иначе про.явить милосердие. «Всякому нищему и убогому» бы.ло раз.решено при.ходить на. княжеский двор, чтобы кормиться, а для бол.ьных, кот.орые сам.и не. могли при.ходить, от.правлялись по.возки, груженные хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом и квасом. Об это.м во.сторженно свидетельствовал летописец Нестор. Во врем.ена рас.цвета Киевской Руси великий князь Ярослав так. же про.славился благотворительной де.ятельностью. Но он, от.ходя от. традиционных форм. по.мощи, по.ступает со.ответственно со. сво.им про.звищем Мудрый. Он не. слепо раз.дает милостыню, но про.водит по.литику, на.правленную на. по.вышение грамотности на.селения. Для это.го он по.строил училище, где об.учали мальчиков церковному де.лу. Ярослав за.ботился о про.свещении, по.тому по.ручал монахам пер.еводить и пер.еписывать греческие книги. Кроме того, в пер.вом сво.де за.конов «Русская прав.да» князь от.метил, хот.ь и за.чаточные, по.ложения о за.щите на.селения, в том числе и не.имущих слоев. Во врем.ена ста.новления и раз.вития Киевской Руси, за. два с по.ловиной века, княжеская благотворительность и благотворительность в целом про.ходит огр.омный путь. В на.чале бы.ли лишь за.чатки, вы.ражающиеся во. взаимопомощи между. членами одно.й об.щины и легенд о княжеских пирах, куда при.глашают бол.ьных и увечных. Далее, по.сле при.нятия христианства, со.вершается ре.зкий скачек в идеологическом осмыслении благотворительности как богоугодном де.ле. Князь, а за. ним и его по.дданные рас.сматривают благотворительную де.ятельность как способ. во.знестись на. не.беса по.сле смерти. Новая орган.изация – церковь по.зволила князьям пер.еложить на. не.е со. врем.енем час.ть сво.их об.язанностей по. богоугодным де.лам. Князья на.чинают жертвовать сред.ства на. по.стройку нов.ых церквей и храмов, про.водят по.литику усиления церкви [5, с.124].