Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовое регулирование договора финансовой аренды (лизинга)

rock_legenda 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.03.2022
Объектом дипломного исследования будут являться правоотношения в области правового регулирования лизинга, а также закономерности становления института лизинга в РФ, эволюция правового регулирования общественных отношений в этой сфере, развитие мнений ученых и исследователей по различным проблемам реализации правовых предписаний в отношении финансовой аренды (лизинга). Предметом дипломного исследования являются законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты в сфере регулирования лизинговых правоотношений, материалы судебной практики по конкретным делам в этой сфере, позиции и мнения различных исследователей по отдельным аспектам лизинговой деятельности. Целью дипломного исследования будет являться выяснение объективных закономерностей развития лизинга в РФ, определение существующего уровня нормативного сопровождения лизинговой деятельности, представление обоснованных выводов о дальнейшем развитии института лизинга в рамках отечественной правовой системы. Задачи, поставленные для достижения целей: - изучение источников правового регулирования, отношений, складывающихся в процессе заключения, изменений и прекращение договора лизинга; - выяснение соотношения между экономическим и юридическим пониманием лизинга; - рассмотрение истории развития правового регулирования лизинговой деятельности на территории страны; – определение правового статуса лизинга и основных проблем его реализации; Теоретическую основу исследования образуют труды таких ученых как Брагинский М.И., Васина И.Г., Витрянский В.В., Газман В.Д., Головченко А.И., Иванов А.А., Кабатова Е.В., Колесников А.Ю., Мезенцев К.Ю., Попондопуло В.Ф., Самохвалова Ю.Н., Сергеев А.П., .Соломина Н.Г., Толстой Ю.К., Харитонова Ю.С., Чекмарева Е. Н., и др.
Введение

Актуальность выбранной мной темы заключается в активном использовании компаниями лизингового договора (финансовой аренды) в рамках своих лизинговых сделок на территории Российской Федерации. Лизинг - это финансовая услуга, с помощью которой предприятие использует собственность, зарабатывает на ней и, следовательно, может стать собственностью. Невозможно укрепить позиции Российской Федерации в международном сообществе без создания эффективной и творческой национальной экономики. Развитие рыночных механизмов управления экономическими процессами в стране не исключает необходимости четко сформулировать влияние на деятельность государственных хозяйствующих субъектов. Одно из направлений этого влияния - законодательная и судебная деятельность. Применение этих руководящих принципов в отношении отдельных экономических институтов дает выводы, которые актуальны для изучения этих институтов и оценки эффективности соответствующих государственных функций. Лизинговая организация в этом плане не исключение. Механизм лизинга, принятый в 90-х годах прошлого века как способ модернизации производственной базы нескольких внешнеторговых объединений, в настоящее время используется для обслуживания частных и государственных интересов в наиболее важных сферах реальной экономики. В то же время в условиях глобализационных тенденций активное использование лизинга для повышения конкурентоспособности национальных компаний делает ошибки юридического сопровождения данного вида деятельности слишком затратными. Очень активно ведутся исследования экономических, организационных и правовых аспектов лизинга. Развитию этого направления способствует рост инвестиционной активности российских и зарубежных компаний, а также совершенствование механизма международных лизинговых схем. В то же время существует ряд спорных вопросов, связанных с правовой природой аренды. Ведутся споры о том, является ли это соглашение двусторонней или трехсторонней (многосторонней) сделкой. Отношения лизингодателя и лизингополучателя с продавцом основываются на договоре купли-продажи лизингового имущества, который задуман как соглашение между лизингодателем (покупателем) и продавцом в пользу лизингеопучателя (третьего лица). Поэтому при возникновении разногласий и конфликтов важно не только правильно сформулировать суть своих высказываний, но и понять, с какой стороны они должны быть представлены. Также, предметом спора выступает вопрос о месте договора лизинга в системе гражданско-правовых договоров и, в частности, о его соответствии с договором аренды. Договор лизинга как вид договора аренды следует отличать от внешне сходных с ним договора купли-продажи с рассрочкой платежа, а также от договора займа и кредитного договора. Дополнительный импульс к исследованию лизинга дают такие общие проблемы как экстраполяция международного опыта на российскую почву и эффективность регламентации отечественным законодательством публично-правовой и частноправовой сфер общественной жизни.
Содержание

Введение. 3 Российское законодательство о договоре финансовой аренды (лизинга). 6 1.1 Понятие договора финансовой аренды и его возникновение. 6 1.2 Особенности возникновения и развития финансовой аренды по российскому законодательству. 15 2 Особенности договора финансовой аренды (лизинга) в российском гражданском праве. 22 2.1. Правовое регулирование порядка заключения и прекращения договора финансовой аренды (лизинга) 22 2.2 Стороны и предмет (объект) договора лизинга. 36 2. 3. Характерные особенности прав и обязанностей сторон по договору финансовой аренды (лизинга). 44 Заключение. 64 Список литературы. 66
Список литературы

Нормативные правовые акты: 1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). 2.Конвенция ООН "О договорах международной купли-продажи товаров". Вена, 11 апреля 1980 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. -1994. -№ 1 3.Конвенция УНИДРУА "О международном финансовом лизинге". Оттава, 28 мая 1988 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. -1999. -№ 32. -Ст. 4040. 4.Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301 (ред. от 05.05.2014). 5.Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410 (ред. от 28.12.2013). 6.Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552 (ред. от 28.12.2013). 7.Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410 (ред. от 28.12.2013). 8.Кодекс торгового мореплавания от 30.07.2012 № 81-ФЗ // Российская газета – 1999.-1-5 мая (ред. от 03.02.2014). 9.Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. -1964. -N 24. -Ст. 406. (утратил силу) 10.Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 05.2003 № 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации – 2003. - №22 – Ст.2066 (ред. от 27.11.2010)(утратил силу) 11.Федеральный закон Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 № 99-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011, - N 19, - Ст. 2716 (ред. от 02.07.2013). 12.Федеральный закон Российской Федерации "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.1999 № 160-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации – 1999. - № 28. - Ст.3493. (ред. от 03.02.2014). 13.Федеральный закон Российской Федерации "О защите конкуренции на рынках финансовых услуг" от 23.06.1999 № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации – 1999, -№ 26, - Ст. 3174. (утратил силу) 14.Федеральный закон Российской Федерации "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 2002. -N 48. -Ст. 4746. (ред. от 28.12.2013) 15.Федеральный закон Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 № 39-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации – 1999. - № 9. - Ст. 1096. (ред. от 28.12.2013) 16.Федеральный закон Российской Федерации "О финансовой аренде (лизинге)" от 29.10.1998 № 164-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998, - № 44. - Ст. 5349. (ред. от 08.05.2010). 17.Федеральный закон Российской Федерации "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге" от 08.02.1998 № 16-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации – 1998. -№ 6. - Ст. 696. 18.Федеральный закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27.11.1992 № 4015-1 // Ведомости СНД и ВС РФ – 1993. - № 2. - Ст. 56. (ред. от 28.12.2013). 19.Федеральный закон Российской Федерации "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 № 395-1 // Собрание законодательства Российской Федерации – 1996. - №6. - Ст. 492 (ред. от 03.02.2014). 20.Указ Президента Российской Федерации "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" от 17.09.1994 № 1929 // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 22. - Ст. 2463. (утратил силу). 21.Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по государственной поддержке лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования" от 27.04.1999 № 467 // Собрание законодательства РФ – 1999. - № 18. - Ст. 22 (ред. от 06. 06.2002). 22.Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые ими от российских лизинговых компаний по договорам лизинга, а также части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2002-2005 году в российских кредитных организациях на приобретение российских воздушных судов" от 26.06.2002 № 466 // Собрание законодательства РФ – 2002. - № 26. - Ст. 2606 (ред. от 20.08.2009). 23.Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации" от 01.02.2001 № 80 // Собрание законодательства РФ – 2001. - № 7. - Ст. 648. (утратил силу) 24.Постановление Правительства Российской Федерации "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О лизинге" от 12.07.1999 № 794 // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 29. - Ст. 3757. (ред. от 20.02.2002) 25.Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на осуществление финансовой аренды (лизинга)" от 03.09.1998 № 1020 // Собрание законодательства Российской Федерации – 1998. - № 36. - Ст. 4520. (ред. от 06.06.2002). 26.Постановление Правительства Российской Федерации "О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Российской Федерации" от 29.10.1997 № 1367 // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 44. - Ст. 5075 (ред. от 06.06.2002). 27.Постановление Правительства Российской Федерации "О развитии лизинга и инвестиционной деятельности" от 29.06.1995 № 633 // Собрание законодательства РФ – 1995. - № 33. - Ст. 3399. (утратил силу). 28.Письмо Управления МНС Российской Федерации по Санкт-Петербургу "Об учете лизингового имущества в соответствии с главой 25 НК РФ" от 18.04.2002 № 02-5-10/50-Н890 // Вестник Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. – 2002. - № 02-5-10/50-Н890. 29.Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей: Утв. Министерством экономики Российской Федерации от 16.04.1996 // Закон, - 1999. - № 8. 30.Основы гражданского законодательства СССР 1991 // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1991. - N 26. - Ст. 733. (утратил силу) Учебная и научная литература 1. Абрамов, В.А. Сделки и договоры. Комментарии. Разъяснения / Абрамов, В.А. - М.: Статут, 2007. – 357 с. 2. Аникин, А.В. Англо-русский экономический словарь. / Под ред. Аникина, А.В. - Спб.: Экономическая школа, 1994. – 792 с 3. Арсентьева, Е.В. Договор лизинга в современном гражданском праве России и зарубежных стран. Автореф. дисс. канд.юрид.наук. - Казань, 2003. - 24 с. 4. Брагинский, М.И. Договорное право. Договоры о передаче имущества. / М.И.Брагинский, В.В. Витрянский. Кн. 2. 2 -е изд. стереотипное,- М.: Статут, 2011. - 780 с. 5. Васина, И.Г. Расчеты по договорам лизинга. / И.Г Васина,.Н.В Морозова,.- СПб.: Питер 2003. -112 с. 6. Витрянский, В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. / В.В. Витрянский. - М.: Статут, 2005. - 284 с. 7. Витрянский, В.В. Договор финансовой аренды (лизинга) // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. -1999. -№10. -С.71. 8. Газман, В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. / Газман, В.Д. - М.: Правовая культура, 2008. - 416 с. 9. Газман, В.Д. Финансовый лизинг и факторинг учеб пособие для вузов. / В.Д. Газман; М-во образования РФ, ГУ ВШЭ - М.: ГУ ВШЭ, 2010. - 469 с. 10. Газман, В.Д. Рынок лизинговых услуг / В.Д. Газман - М,: Фонд "Правовая культура", 2008. - 376 с. 11. Газман, В.Д. Гарантии для участников лизинговых операций. / В.Д. Газман – М.: Правовая культура , 2006. - С. 47-55. 12. Газман, В.Д. Финансовый лизинг. /В.Д. Газман - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2003. - 146 с. 13. Гладких, Р. Б. Лизинг как форма инвестиционной деятельности. Бизнес и банки. / Р.Б. Гладких. – М.: Ось, 2008. - 90 с. 14. Головченко, А.И. Правовое регулирование лизинговых отношений. / А.И. Головченко. – СПб.: Норма-Инфа, 2006. - 174 с. 15. Головченко, А.И. Правовое регулирование лизинговых отношений: дисс. канд. юрид.наук : 12.00.03 : защищена 15.05.1997.: утв. 24.09.1997 / Головченко Анатолий Иванович - Спб.,1997. - 174 с. 16. Горизонтов, Д.С. Лизинг не панацея от всех бед, но... / Горизонтов, Д.С. - М.: Риск, 2005. - 21 с. 17. Гражданское право: учебник: в 3-х т. Т. 2 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 4-е изд., перераб. и доп., - М.: Проспект, 2005. -848 с. 18. Гражданское право Российской Федерации: учебник в 2-х т. Т. 2. / под.ред. О.Н. Садиков. - М.: Юристъ, 2010. - 609 с. 19. Гражданское право России: курс лекций / под ред. О.Н.Садикова. - М.: Юридическая литература, 2011. – 225 с. 20. Гражданское право: в 3-х т. Т. 1. Учебник /под ред. Е.А. Суханова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2009. –734 с. 21. Гражданское право: учебник / С.С. Алексеев, Б. М. Гонгало, Д. В. Мурзин (и др.); под общ. ред. С.С. Алексеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 528 с. 22. Гражданское право: учебник: в 2-х т. Т.1 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.Толстого. - М.: Проспект - 2009 – 389 с. 23. Гражданское право: учебник: в 2-х т. Т.1 / под ред. Е.А. Суханова. - М.: Гардарика, 2011. – 214 с. 24. Гражданское право: учебник: в 2-х т. Т.2 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 2011. – 798с. 25. Гражданское право: учебник: в 3-х т. Т.3 / под ред. А.П. Сергеева, Н.Д. Егорова.- М.: Проспект, 2011. – 768с. 26. Гражданское право: учебное пособие / под ред. Т.И. Илларионова. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 450 с. 27. Гражданское право: в 2-х т. Т.1 Учебник / под ред. А И. Калпина, А И. Масляева. – М.: Проспект, 2011. – 618 с. 28. Гришаев, П.И. Немецко-русский юридический словарь / Под ред. Гришаев П.И., Донская Л.И. и др. - М.:Руссо, 2004. - 624 с. 29. Иванов, А.А. Договор финансовой аренды (лизинга) / под ред А.А. Иванов - М,: Норма, 2002. - 231 с.. 30. Использование многоступенчатых форм лизинга в качестве инструмента финансирования капитальных вложений. / К.Г. Сусанян // Экономика XXI века. - 2009, - № 3, – 81-91с. 31. Исаева, А.А. Методы оценки эффективного воспроизводства активной части основного капитала. Автореф. дисс. канд. эконом. наук. - Хабаровск, 2004. - 191 с. 32. Кабатова, Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. / Е.В. Кабатова -М.: Статут, 1998. - 204 с. 33. Кабатова, Е.В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная унификация. / Е.В. Кабатова, - М.: Наука, 1991. - 105 с. 34. Королев, С.Б. Нужны новые подходы к лизинговому законодательству / С.Б. Королев, - М,: Проспект, 2007. - 120 с. 35. Колесников, А.Ю. Правовой анализ лизинга в России / А.Ю. Колесников, –М.: Макс Пресс, 2007. - 28 с. 36. Коннова, Т.А. Лизинговые отношения в российском гражданском праве. Автореф. дисс. канд .юрид. наук. - М., 2002. - 22 с. 37. Королев, С.Б. Правовое регулирование лизинга в Российской Федерации. дисс. канд. юрид. наук : 12.00.03 : защищена 19.07.2002 : утв. 27.10.2002 /Королев Сергей Борисович - М., 2002. - 160 с. 38. Комаров, А.С. Актуальные проблемы гражданского права. / Комаров, А.С., Под ред. М.И. Брагинского - М., 2006. - 219 с. 39. Коммерческое право: учебник / под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2003. -518 с 40. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. – М.: Юрайт-Издат; Право и закон, 2003. – 976 с. 41. Комментарий к Федеральному закону от 29 октября 1998г № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" / Ю.В. Сапожникова. - М.: Юстицинформ, 2010. - 133 с. 42. Комментарий к Федеральному закону "О финансовой аренде (лизинге)" / Под ред. Н.М. Коршунова. - М.: Издательство "НОРМА", 2003. -240 с. 43. Кравчук, Н.Р. Лизинговые отношения как предмет гражданско-правового регулирования // Актуальные проблемы гражданского права / под ред. С.С. Алексеева. - М.: Статут, 2004. -260 с. 44. Лисименко, И.Г. Договор лизинга в российском гражданском праве. Автореф. дисс. канд.юрид.наук. - Волгоград., 1999. - 13-14 с. 45. Мачковский, Г.И. Французско-русский юридический словарь. / Под ред. Мачковский Г.И. - М.: Руссо, 2009. - С. 552. 46. Макеева, В.Г. Лизинг: учебное пособие / В.Г. Макеева - М.: Инфра-М, 2008. - 192 с. 47. Мезенцев, К.Ю.. Правовое положение участников лизинговых отношений: дисс. канд. юрид.наук : 12.00.03 : защищена 12.02.09.: утв. 24.06.09 / Мезенцев Константин Юрьевич. - СПб., 2009. - 190 с. - Библиогр.: с. 153-161. 48. Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение лизинговых обязательств/ Кузнецов, Н.В. //Журнал российского права. -2006. - № 3. - С. 134 — 135. 49. Угольникова, Е.В. История договора лизинга .Гражданин и право/Е.В. Угольникова -М.: Норма, 2002. - С. 596. 50. Планирование структуры договорных связей и формирование условий договора поставки / Вахнин И.П. // Хозяйство и право. - 2008 - № 12. - 37-47 с. 51. Самохвалова, Ю.Н. Лизинг в России: правовые основы, бухгалтерский учет, налогообложение. / Ю.Н. Самохвалова, - М.: Современная экономика и право, 1999. - 108 с. 52. Соломина, Н.Г. Правовое регулирование лизинговых отношений в Российской Федерации: дисс. канд. юрид. наук : 12.00.03 : защищена 14.07.2000.: утв. 16.11.2000 - СПб., 2000. - 175 с. 53. Соменков, С.А. Расторжение договора по гражданскому законодательству Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - М., 1999. - 27 с. 54. Харитонова, Ю.С. Договор лизинга / Ю.С. Харитонова - М.: Норма, 2011. -140 с. 46.Чекмарева, Е.Н. Лизинговый бизнес. - М.: Экономика, 2002. - С. 547. 55. Шимкович, М.Н. Договор лизинга и его место в системе гражданско- правовых договоров: дисс. канд. юрид. наук : 12.00.03: защищена 24.08.05.: утв. 06.12.05 - Минск., 2005. - 213 с. - Библиогр. с. 186-197
Отрывок из работы

1. Российское законодательство о договоре финансовой аренды (лизинга) 1.1 Понятие договора финансовой аренды и его возникновение. Принято считать, что все экономико - правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. Документы свидетельствуют, что аренда (лизинг) известна человеку с незапамятных времен. Идея лизинга далеко не нова, хотя термина “лизинг” (leasing) как такового еще не было. Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384 / 383 - 322 г. г. до н. э.). Именно ему принадлежит название одного из трактатов в “Риторике”: “Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности”. То есть, не обязательно для получения дохода иметь в собственности какое - либо имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться им и в результате этого получать доход. Арендные (лизинговые) сделки были известны и во времена, много предшествовавшие годам, когда жил Аристотель. Они заключались, еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных. Эти глиняные таблички, найденные в 1984 году, рассказывают о храмовых священниках - арендодателях, заключавших договоры с местными фермерами. Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких сведений об этом. Английский историк Т. Кларк обнаружил несколько положений о лизинге в Законах Хаммурапи, принятых между 1775 - 1750 годами до н. э. Группа статей, касающихся собственности,- самая большая в судебнике Хаммурапи. Статьи обстоятельно рассматривали все случаи аренды и нормы арендной платы, условия залога имущества. Другие древние цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали аренду привлекательным, доступным и порой единственно возможным способом приобретения оборудования, земли и домашнего скота. Древние финикийцы, прослывшие отличными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономико - правовой сути очень схожа с классической формой современного лизинга оборудования. Множество краткосрочных договоров аренды обеспечивали получение судна и экипажа. В современных условиях эти сделки соответствуют операциям так называемого “мокрого” лизинга. Долговременные чартерные соглашения подписывались на срок, покрывавший весь расчетный период экономической жизни судов, и требовали от арендатора принятия на себя большей части обязательств, вытекающих из монопольного использования арендуемых средств. Римскому праву также был хорошо известен комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью без права собственности. Эти отношения отражались как в договорном праве- в форме договора найма вещей так и в вещном праве- в виде так называемого сервитута, т.е. права пользования чужим имуществом в определенных пределах, а точнее, его разновидности - узуфрукта, или личного сервитута, т.е. права пожизненного пользования чужой вещью и доходами от неё с условием сохранения её целостности и хозяйственного назначения. Император Юстиниан I (483 - 565 г. г.), осуществивший кодификацию римского права, отразил лизинговые отношения в известных Институциях. Именно в сочетании отдельных элементов договорного и вещного права заключается сложность природы современного лизинга, что создает немало правовых проблем при его практическом использовании. Лизинг в древности не был ограничен арендой каких-либо конкретных типов собственности. Фактически из истории известно, что арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже военная техника. Первое документальное упоминание о практически проведенной лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова. В Венеции также в XI веке существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания они возвращались владельцам, которые вновь сдавали их в аренду. В средневековье арендная деятельность была несколько ограничена. В аренду сдавались в основном сельскохозяйственные орудия и лошади. Однако время от времени происходили события, порождавшие уникальные формы и предметы аренды. Так, в 1248 году была зарегистрирована лизинговая сделка, в соответствии с которой рыцарь Бонфис Манганелла Гаэта арендовал доспехи для участия в Седьмом Крестовом походе. Затем он выплачивал за них арендную плату, которая в конечном итоге значительно превысила первоначальную стоимость амуниции. В те же времена операции, аналогичные современному лизингу, применялись в Англии. Необходимо иметь в виду, что на протяжении столетий аренда движимого имущества согласно Английскому поземельному закону признавалась неправомочной. Однако долгосрочная аренда реальной собственности допускалась и во многих случаях была единственным доступным, из-за жесткой системы земельного законодательства, средством приобретения прав на использование земли. Поэтому предметом аренды чаще всего становились фермерское оборудование и лошади. В Великобритании одним из первых нормативных актов, регулирующих отношения, схожие с лизинговыми, был Закон (Устав) Уэльса 1284 года. В 1572 году в Великобритании был принят законодательный акт, разрешающий использовать только действительный, а не мнимый лизинг, то есть законными признавались арендные договоры, подписываемые на разумных основаниях, так как к тому времени участились сделки, имеющие целью сокрытие истинного положения вещей - кто собственник, кто владелец. Использовалось это как средство скрытой передачи собственности, то есть для введения в заблуждение кредиторов. Таким образом, оригинальная идея разделения владения и собственности и возможности извлекать выгоду из владения известна праву с древнейших времен. В начале XX века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности. Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для перевозки угля, однако вскоре стала очевидной невыгодность и невозможность такого финансирования. Выработка угля увеличивалась, открывались новые шахты, требовалось все больше вагонов. Вполне резонно, что небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией для выгодного вложения капитала. Они покупали вагоны для угля и сдавали их в аренду (лизинг) железнодорожным компаниям. Появились компании, единственной целью которых был лизинг локомотивов и железнодорожных вагонов. При составлении договоров они стали включать в него право на покупку (опцион), предоставлявшееся пользователю по окончании срока лизинга. Одной из причин появления такого условия было то, что пользователи гораздо аккуратнее и бережнее обращались с вагонами, если существовала перспектива их последующего приобретения в собственность. Такие сделки получили название договоров аренды - продажи. Дальнейшее развитие лизинга и аренды - продажи привело к необходимости разграничения договоров лизинга и аренды - продажи. В США также обозначился спрос на финансирование аренды различных видов техники и оборудования. Первый зарегистрированный арендный договор персональной собственности появился в США в начале XIII века, когда члены гильдии получили по нему в аренду лошадей, фургоны и коляски. В дальнейшем рост лизинговой активности определялся, как и в Великобритании, развитием железнодорожного транспорта. При этом проблемы роста были очень схожи с английскими. Железнодорожные компании начали искать возможности для получения вагонов в пользование, а не в собственность, либо выставляли частным грузоотправителям условие о самостоятельном предоставлении вагонов. В результате инвесторы стали обеспечивать необходимую рентабельность вложений, финансируя приобретение локомотивов и железнодорожных вагонов. Управление оборудованием осуществлялось через трасты, за которыми стояли банки или тресты, их создавшие. При этом сертификаты трастов продавались инвесторам и предоставляли им право на получение доходов в размере определенных процентов на размер инвестиций. Как и при современных лизинговых отношениях, управляющий трастом (он, по сути, являлся главой лизинговой компании) платил изготовителю за полученное от него оборудование, а затем собирал арендную плату с пользователя этого оборудования на протяжении всего срока действия договора. Арендная плата по своему размеру должна была покрывать обязательства, вытекающие из сертификатов, выпущенных для продажи инвесторам. Существовало много разновидностей трастового использования оборудования. Наиболее широко признанным типом финансирования железных дорог был признан план “Филадельфия”, который допускал передачу прав монопольного использования оборудования конечному пользователю по завершении изначально определенного срока арендного договора. План “Филадельфия” стал предшественником сегодняшних условных коммерческих контрактов лизинга по модели “деньги - на деньги”. В начале XX века многие железнодорожные лизинговые компании осознали, что возрастающее число грузоотправителей не желает осуществлять долгосрочное управление или монопольное использование вагонов, что предусматривало предоставление оборудования в трастовое (доверительное) пользование. Вместо этого они требовали лишь краткосрочного его использования. Трасты стали предлагать контракты с более коротким сроком действия. По окончании контракта вагоны должны были возвращаться арендодателю, который сохранял за собой право собственности. Такие арендные договоры заложили начало операционного лизинга. Развитие экономических отношений предопределило заинтересованность производителей техники и оборудования в получении необходимого финансирования изготовления своей продукции. Это обстоятельство, в свою очередь, вызвало в США в начале XX века волну нового вида кредитования - кредита, выплачиваемого по частям. Изготовители и продавцы считали, что они смогут продать больше, если наряду с необходимым оборудованием предложат более привлекательный для клиента план - график выплат. Отсюда берет начало практика лизингового финансирования, обеспечиваемого продавцами - данный вид лизинговых отношений остается до настоящего времени важнейшим инструментом поставок по лизингу. Первое известное употребление термина “лизинг” относится к 1877 году, когда телефонная компания “Bell” приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильное воздействие не только на развитие связи. Интересуясь прибылью от предоставления специфических по тому времени финансовых услуг, производители новой техники были также заинтересованы в защите технологии, составляющей предмет их собственности, воплощенной в новых машинах. Поэтому многие высоко оценили аренду оборудования, позволяющую им в отличие от простой продажи защитить свое монопольное право на использование “ноу-хау”. Аналогично “Bell” компания “Hughes”, изготовляющая инструменты, сохраняла контроль над ценами, предоставляя свой специализированный 11-ти гранный бур только на условиях аренды. Компания “U. S. Shoe Machenery”, производившая оборудование для изготовления обуви, использовала соглашения, связывавшие клиентов исключительно с ее собственной продукцией. Только принятие федерального антимонопольного законодательства США положило конец этой практике и потребовало от изготовителей выставить оборудование на свободную продажу. Во время второй мировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью. Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Эти подрядчики понимали, что большая часть их товаров или услуг необходима правительству, лишь пока идет война, и что, по всей вероятности, контракты не будут возобновлены после ее окончания. Таким образом, промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. Кроме того, специализированные станки и машины вообще могли иметь очень ограниченную рыночную стоимость в мирное время. Правительственные подрядчики осознали, что аренда промышленного оборудования на срок, ограниченный договором подряда (в противоположность покупке), минимизирует риск. В тех случаях, когда требовались большие специализированные машины и инструменты, само правительство должно выступать перед подрядчиками в роли арендодателя. В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако «законным отцом» автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк - торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов первым предложил долгосрочную аренду автомобилей. В России с понятием “лизинг” познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941 - 1945 годах по lend - lease осуществлялись поставки американской техники. Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х годов нашего столетия. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования. Коммерческие банки США начали принимать участие в лизинговых операциях в начале 60-х годов. Расширению лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной резервной системы, позволившее банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости. В странах континентальной Европы лизинговые компании стали создаваться в первой половине 60-х гг XX в. На сегодняшний день в Западной Европе сложилась следующая структура лизингового рынка. На первом месте по объему лизинговых операций находится лизинг автомобилей; на втором - промышленное оборудование; далее следуют компьютеры и офисное оборудование; транспортные средства производственного назначения, суда, самолеты, железнодорожные вагоны и локомотивы. На мой взгляд, эти моменты говорят о том, что потенциал лизинга далеко не исчерпан классическими отношениями, закрепленными в российском законодательстве. При дальнейшем развитии юридического определения договора лизинга необходимо учитывать тот факт, что не все экономические возможности лизинга были раскрыты и, следовательно, законодательное закрепление должно проводиться таким образом, чтобы не мешать дальнейшей конкретной эволюции этого института. ? 1.2 Особенности возникновения и развития финансовой аренды по российскому законодательству В России понятие "лизинг" появилось во время Второй мировой войны. Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях «ленд-лиза». Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты по договорам лизинга. Однако большого распространения лизинг в России не получил. После войны он использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов (и сейчас наиболее распространенный объект международного лизинга) - занимались им только организации, работающие в сфере международных экономических отношений ("Совфрахт», "Совтрансавто»). В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками. До 1996 года лизинг мог осуществляться в качестве сделок, "хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему" (статья 4 ГК РСФСР 1964 года). К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. Таким началом правового регулирования лизинга в России был Указ Президента от 17.11.1994 г. № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности". Данный Указ не содержал норм, направленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связанных с лизингом имущества, а лишь поручал Правительству РФ разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге. Во Временном положении о лизинге была несколько скорректирована позиция, содержащаяся в Указе от 17 октября 1994 г. № 1929, относительно понятия "лизинг" в сторону договорной природы лизинговых отношений. Так, п.1 положения понятие "лизинг" употребляется в двух разных значениях: во-первых, с экономической точки зрения лизинг представляет собой один из видов предпринимательской деятельности, одну из форм коммерческого инвестирования временно свободных либо специально привлеченных для этих целей денежных средств; во-вторых, с юридической точки зрения под лизингом понимается договор финансовой аренды (лизинга). В число объектов договора лизинга Временное положение включило любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам. Субъектами лизинговых правоотношений согласно Временному положению были признаны: в качестве лизингодателя - юридические лица, осуществляющие лизинговую деятельность, или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; в качестве лизингополучателя - юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, или граждане - индивидуальные предприниматели, получающие имущество в пользование по договору лизинга; в качестве продавца лизингового имущества - юридические лица - изготовитель машин и оборудования, а также иные организации и граждане, продающие имущество, являющееся объектом лизинга (п. 3). Временное положение разрешило лизинговым организациям создаваться и в других организационно-правовых формах. Во всем мире лизинговая отрасль различает два основных типа лизинга - оперативный и финансовый. В России до начала 90-х годов, когда термин «лизинг» впервые появился в контексте коммерческих сделок, к обоим этим видам лизинговой деятельности применялся термин «аренда». Сегодня, в соответствии с российским законодательством международному понятию «оперативный лизинг» соответствует российский термин «аренда», а понятию финансовый лизинг - российский термин «лизинг». Сделки по финансовой аренде или лизинговые сделки в России, как правило, характеризуются тем, что лизингодатель приобретает основные средства в соответствии со спецификациями, указанными лизингополучателем; лизингодатель получает право собственности на актив, и график лизинговых платежей тесно соотносится с графиком амортизации предмета лизинга. Постановления Правительства РФ по различным вопросам лизинговой деятельности продолжали издаваться и после принятия Части II Гражданского кодекса РФ, однако они носили организационный характер и не содержали положений, направленных на позитивное регулирование договора лизинга. С момента появления лизинга в России отраслевые показатели выросли не только в отношении числа появившихся лизинговых компаний, но также и в отношении объема заключенных лизинговых сделок. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов. В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний («Рослизинг»). Сегодня членами «Рослизинга» являются более 80 организаций, а объем заключенных сделок растет с каждым годом. Наряду с лизинговыми компаниями туда входят также страховые компании и банки. Ассоциация "Рослизинг" является членом европейской ассоциации лизинговых компаний «LeasEurope» и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал «Технологии лизинга и инвестиций». Впоследствии при Международной Финансовой Корпорации была создана группа по развитию лизинга в России, также занимающаяся исследовательской и информационной деятельностью и оказавшая значительное влияние на внесение поправок в федеральный закон «О лизинге» и оптимизацию других законодательных актов. Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии лизинга. Первое постановление №1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат. Второе постановление №752 (июнь 1996 г.) предусматривало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности. Однако эти постановления не решали всех проблем. С момента появления лизинга в России отраслевые показатели выросли не только в отношении числа появившихся лизинговых компаний, но также и в отношении объема заключенных лизинговых сделок. В 1995 г., например, общий объем сделок, заключенных членами «Рослизинга», составил 170 млрд. рублей (42 млн. долларов США), в 1996 г. эта цифра выросла до 670 млрд. рублей (130 млн. долларов США), а в 1997 г. - до 2,8 трлн. рублей (500 млн. долларов США). В 2000 г., по информации «Рослизинга», его члены заключили лизинговые сделки на общую сумму 530 млн. долларов США. Упадок российского финансового сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 г., оказал значительное влияние на развитие лизинга в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования, и многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Кроме того, объем лизинговых сделок упал приблизительно с 1,4 млрд. долларов США до чуть более 400 млн. долларов США. В результате кризиса сильно пострадали компании, которые, получив валютные кредиты для финансирования лизинговых сделок, заключали при этом сделки в рублях, принимая тем самым на себя валютный риск. В большинстве случаев лизинговые компании шли навстречу лизингополучателям, пересматривая графики платежей, предоставляя отсрочки. Политика лизинговых компаний после кризиса еще раз подтвердила, что лизинг - это гибкий действенный механизм финансирования, учитывающий интересы лизингополучателя. В посткризисный период продолжали создаваться новые лизинговые компании. За один год, прошедший после кризиса, лицензии на осуществление лизинговой деятельности получили 317 компаний, что м расценивается как рост отрасли на 51%. По данным экономического исследования 80% компаний, являющихся крупнейшими участниками рынка в настоящее время были зарегистрированы после кризиса. Рост российской экономики, безусловно, повлиял на сектор лизинговых услуг. Успешно развивались лизинговые компании с опытным и профессиональным руководством, независимые от банков, пострадавших от кризиса, и готовые принимать на себя риски, связанные с лизинговой деятельностью. Помимо расширения кредитной базы, лизинговые компании также расширяли свою клиентскую базу и спектр оборудования, с которым они работали. Отправной точкой деятельности лизинговых компаний традиционно является автотранспорт, однако по мере того, как у них появляется опыт в оценке риска, они часто переходят к лизингу более сложного производственного оборудования. .Этому способствовал эффект «низкой базы» после значительного сокращения объема рынка лизинга в 2009 году, стабилизация в экономике и существенное снижение процентных ставок в нынешнем году позволили участникам лизингового рынка быстро нарастить масштабы сотрудничества. Позитивно повлиял на работу лизингодателей и ощутимый рост предложения заемных средств со стороны банков, которые в настоящее время активно ищут надежные объекты для размещения своих активов. Объем нового бизнеса по итогам 1 полугодия 2010 года составил 255,5 млрд рублей, темпы прироста к аналогичному периоду прошлого года достигли 183,6%. Сумма стоимости всех предметов лизинга (без НДС) по вновь заключенным сделкам составила примерно 159 млрд. руб. (в 3,2 раза больше, чем за 1 полугодие 2009 года), а суммарный портфель лизинговых компаний - 1 037 млрд. руб.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 59 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 72 страницы
3500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 64 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 81 страница
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg