ГЛАВА 1. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ВИДЫ И СОСОБЕННОСТИ
1.1 История становления журналистики как профессии
Классическое представление о журналисте-профессионале не случайно, оно складывалось долго. Проблема мастерства (а в дальнейшем и профессио-нализма) возникла задолго до появления журналистики.
Эпохе дописьменной культуры был свойствен мифологический способ самоорганизации культуры. Синкретизм (слитность, нерасчлененность, харак-теризующие первоначальное состояние чего-либо) пронизывал восприятие реальности. Важнейшим средством передачи достижений человеческого по-знания и мышления становилось слово, благодаря его способности фиксиро-вать единое для всех членов общности значение, выражать смысл, необходи-мый для совместной деятельности, для защиты, для сохранения социального опыта.
Возникновение текста имело исключительное значение: именно слово и текст окажутся связующим звеном на разных этапах становления информаци-онно-коммуникационной деятельности. Текст (первоначально священный) явится системообразующим элементом культуры, и будет оставаться таковым практически до наших дней. Владение Словом, Логосом приобретет особое социальное признание и даже будет соотноситься с высоким социальным ста-тусом человека. Этому будет немало способствовать разделение труда, поро-дившее новые общественные группы, а также расширение практически-познавательной активности человека. Мастерства требовали «каменные газе-ты» Древнего Египта – изображения, читавшиеся на стенах храмов: об этом свидетельствуют письменные тексты, носившие общественно значимый ха-рактер и отразившие авторскую оценку происходящего [3, с.58].
Одной из предшественниц журналистики была риторика (часто это сло-во употребляется как синоним ораторского искусства). Она продемонстриро-вала важность и необходимость подлинно высокого профессионализма в тех видах деятельности, которые связаны с убеждением и побуждением людей к действию, с их информированием.. Будучи неотделимой от политики, она участвовала в формировании общественного деятеля, сочетавшего государ-ственное мышление с даром оратора.
В эпоху Возрождения, максимально приблизившую Западную Европу к возникновению журналистики, «вызревание» литератора-публициста шло под влиянием процесса становления интеллигенции. В то время усилилась связь между духовным творчеством и практической деятельностью. Человек ста-рался глубже осмыслить состояние общества (отсюда повышенный интерес к морали, этике, эстетике, историографии) и точнее воплотить собственное ду-ховное состояние в практическом поведении и в изобразительном искусстве. Развитие социальной информации и коммуникации давало простор для ду-ховно-практической активности людей, особенно если они принадлежали к формирующейся интеллигенции, призванной удовлетворять потребность в распространении знаний и общезначимых ценностей.
Сотканная из противоречий эпоха Возрождения содержала в себе заро-дыш противопоставления человека образованного (Homo litteratus) человеку производящему (Homo faber). В определенной степени это справедливо и для протожурналистики. С одной стороны, время Ренессанса выдвинуло на пер-вый план литератора-публициста типа Франческо Петрарки (1304–1374), ко-торый с пафосом, присущим гражданскому гуманизму, откликался на злобу дня, предвосхищая толстовский девиз «Не могу молчать!». Но политическое насыщение риторики и риторическое наполнение литературы происходили неоднозначно. «Протожурналисты» были детьми своего времени. Публици-стичность становилась характерной чертой журналистики [8, с.91].
Но литератор-публицист не был единственным прототипом журнали-ста-профессионала. По мере того как формировалась журналистика, она вби-рала в себя представителей различных видов деятельности. Происходило своеобразное притяжение-отталкивание компонентов, которые в дальнейшем обусловят журналистское разделение труда. Например, первый печатник, ти-пограф сам создавал шрифты, выполнял обязанности редактора, издателя, продавца. Его активность казалась чисто технической, но именно типограф в Западной Европе получал преимущественное право на создание газеты: в 1540 г. венскому типографу Гансу Зингринеру была дана привилегия «огла-шения всех новостей, касающихся города», а в 1615 г. его соотечественник Грегор Гельгбаар начал публиковать «ординарные и экстраординарные изве-стия и все, что их касается». В 1605 г. в Антверпене типограф Авраам Верге-вен получил право печатать и гравировать, а также продавать новости о побе-дах, взятии городов. Создателями газет становились книгопродавцы, а также почтмейстеры. Первые венецианские рукописные газеты издавали профессио-нальные собиратели новостей, объединенные в специальный цех. Рукописные газеты распространял банкирский дом Фуггеров (Германия, г. Аугсбург), пользовавшийся сетью агентов, собиравших деловую информацию [3, с.61].
Таким образом, в журналистику входили и те, кто владел словом, и те, кто обладал новостью, и те, кто имел возможность новости распространять.
Несмотря на то, что круг первых газетчиков был пестрым по составу, уже в XVII в. выпуск периодического издания налагал серьезные профессио-нальные обязательства на того, кто брался за это ответственное дело. Напри-мер, во Франции существовал корпоративно утвержденный статус, гласив-ший, что печатники и книгоиздатели должны получить хорошее образование, знать латынь и греческий. Нужен был и сертификат, дающий право занимать-ся издательской деятельностью. Конечно, до появления понятий «журналист-ская профессия» или «журналистский профессионализм» было еще далеко, но некоторые профессиональные характеристики здесь, конечно, налицо.
Важные изменения произошли в Европе при ее вступлении в «век Про-свещения» – так называют период конца XVII–XVIII вв. Они были связаны с серьезной модификацией культурной обстановки эпохи. Священный текст с его сакральным отношением к слову постепенно уступал первенство тексту научному, опирающемуся на разумное постижение действительности, на опыт, помогающий познавать законы природы и общества. Считается, что именно в это время знание приобретает информационную форму, перестает быть чем-то априорно данным человеку, который, следуя ренессансным тра-дициям, начинает читать мир как книгу, но не просто читать: появляется ощущение того, что действительность можно усовершенствовать.
Развитие журналистского профессионализма происходило столь же ди-намично в этот период, как и становление самой прессы. Журналист-профессионал начала XVIII в. в странах Западной Европы существенно отли-чался от своего собрата, жившего в Америке конца XIX в.
Если попытаться определить ведущую тенденцию, характеризующую изменения в профессии журналиста, произошедшие в XVIII–XIX вв., когда повсеместно формировалась система прессы и обмен информацией начал приобретать международный характер, то ее можно обозначить словами «усложнение» и «дифференциация».
Французские просветители-энциклопедисты в середине XVIII в. также обратились к проблеме специфики журналистского труда. По их мнению, есть два типа журналиста: один светит «отраженным светом», обозревая и ком-ментируя новинки литературы, науки, искусства и т.п.; другой обладает до-статочным талантом и смелостью, чтобы служить прогрессу.
Служение истине становится лейтмотивом творчества тех французских журналистов, которые создавали свои произведения в годы Французской ре-волюции 1789 г., когда взлет персонального журнализма наиболее ярок. Жан-Поль Марат (1743–1793), издавая за свой счет знаменитую газету «Ами дю пепль» («Друг народа»), выступал и как редактор, и как автор, и как коррек-тор, и как метранпаж. Столь разносторонняя деятельность стала возможной благодаря литературному мастерству и ораторскому пафосу Марата [3, с.62].
Просветительские идеалы нашли отражение и во взглядах на прессу М.В. Ломоносова, который видел в журналистской работе особый род дея-тельности – творческой и нацеленной на служение истине. Любопытная анти-теза возникает при сопоставлении взглядов на общественное предназначение журналиста, высказанных в полемике русского просветителя Н.И. Новикова и Екатерины II. Для Новикова главная задача журналиста заключается в крити-ческом изучении действительности, исправлении ее, воспитании полезного члена общества, а Екатерина II требует от сочинителя верности государю, миролюбия, добронравия.
Сходство русской журналистики с мировой прессой века Просвещения выразилось в том, что с возникновением частной периодики в ее работу все активнее включались писатели. Слова «писатель», «сочинитель», «литера-тор», «журналист» воспринимались как синонимы. Отношение к журналисти-ке как словесности и соответственное понимание роли журналиста было при-суще многим российским авторам конца XVIII – начала XIX вв. Эта ситуация будет постепенно меняться – как в России, так и в Западной Европе.
К началу XIX в. журналистика представляла собой сложную, много-профильную структуру. Усложнялась технология газетного дела, становилось более разветвленным редакционное разделение труда. Увеличение объема ре-кламы (объявлений) создавало основу для коммерциализации прессы. XIX столетие выявит две концепции, отразившие разные представления о назначе-нии журналиста. Согласно одной, журналист политический борец, социаль-ный философ, литератор, призванный освещать и всесторонне раскрывать наиболее важные проблемы действительности, отстаивать свою точку зрения, не испытывая страха перед преследователями, не боясь нищеты и голода. Со-гласно другой, журналист – нечто вроде предпринимателя, исходящего преж-де всего из соображений выгоды, рассматривающего газету или журнал по преимуществу в качестве источника дохода. Каждая из концепций подразуме-вала свои требования к журналисту-профессионалу, и каждая находила во-площение в редакционной практике [11, с.33].
В XIX в. не только стали четко разграничиваться функции издателя, ре-дактора и пишущего журналиста, но и усилилось размежевание между жур-налистом-борцом и журналистом-предпринимателем. Дифференциация соци-альных ролей журналиста в XIX в. происходила весьма интенсивно. Напри-мер, в Америке начала XIX столетия вместе с развитием партий и расширени-ем партийной борьбы возникает «ругательная журналистика», в контексте ко-торой процветает вполне определенная разновидность репортеров – людей, способных отстаивать свою правоту не только в словесной, но и в кулачной драке. Набор профессиональных качеств сотрудника газеты и журнала изме-нился и в ходе формирования «нового журнализма».
XIX столетие придало дифференциации журналистского труда отчетли-во выраженные формы. Во многих странах было закреплено размежевание собственно журналистской деятельности и административного руководства прессой. Усилилась тенденция к специализации сотрудников редакций.
С внутриредакционной специализацией исследователи часто связывают развитие аналитической журналистики, отличной от универсального журна-лизма, который не погружался в причины и следствия событий.
Очевидно, что аналитический метод в журналистике неотделим от научного мышления, от навыков глубокого, исследовательского подхода к фактам и явлениям. Век XIX с его нарастающим прагматизмом, иррациона-лизмом, а также со стремлением утвердить в обществе отношения «механиче-ской солидарности», идеалом которых служит отлаженная работа фабрики, не стал эпохой торжества разума. Но преемственность культурного развития со-хранила тяготение человека к дальнейшему постижению законов природы и общества и формированию своего отношения к миру на основе знания о нем. Усилившаяся в XIX в. социологичность знания по-новому высветила роль факта в контексте системного отношения к реальности. И то и другое отрази-лось в журналистике.
В трудах отечественных и зарубежных журналистов, ставших достоя-нием истории, четко прослеживается цепочка взаимодействия факта, анализа, оценки. Конечно, эта цепочка могла и разорваться, когда факт и оценка при-обретали самодовлеющее значение, а аналитическая составляющая «выпада-ла» и из авторского замысла, и из текстовой структуры. Но в подлинно иссле-довательском, аналитическом произведении все три компонента находились в равновесии. Означало ли это, что литературное мастерство отходило на зад-ний план? Не вызывает сомнений, что текст можно составить, руководствуясь стандартными правилами. Однако так же несомненно то, что только творче-ская индивидуальность способна придать ему неповторимость, уникальность, во многом зависящую от меры соотношения различных его частей, от спо-собности корреспондента не только правильно мыслить и формулировать мысль для себя, но и находить те речевые способы выражения смысла, кото-рые донесут авторскую идею до читателя, придав ей особую убедительность. И, возможно, именно аналитическая журналистика наиболее полно концен-трирует в себе единство слова и мысли, присущее человеческой природе.
В России XIX в. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов призывали изучать факты, делать выводы из них «на обоюдную пользу истории и тео-рии», представлять результаты их анализа, «а не частные счеты , не множите-ли и делители» [3, с.71].
XIX столетие продолжило еще одну устойчивую международную тен-денцию, существенную для понимания особенностей журналистского профес-сионализма: пресса продолжала оставаться сферой приложения общественно-литературного дарования писателей и поэтов, которые выступали в качестве редакторов, издателей и сотрудников газет и преимущественно журналов.
На рубеже XIX–XX вв. как в Европе, так и в Америке получает разви-тие журналистское образование, что еще раз доказало: эта профессия прочно заняла свое место в системе общественного разделения труда.
Внесло свою лепту в журналистское разделение труда развитие радио-вещания. «Разговорные газеты», «разговорная журналистика» вели поиск сво-его лица, конкурируя с прессой, вырабатывая особый профессиональный стиль. После организации первых публичных сеансов телевизионного веща-ния электронное средство информации постепенно добавило новые краски в палитру журналистской профессии.
XX в. по-новому высветил проблему соотношения факта и мнения в журналистском творчестве. Отсутствие в журналистике «поля точного зна-ния» вызвало озабоченность у наиболее серьезных сотрудников и исследова-телей западной прессы. Однако профессионализация журнализма, придание ему «антисубъективного» характера, предусматривавшего опору на факты, беспристрастность, правдивость, была чрезвычайно трудно достижима.
Дальнейшая коммерциализация прессы, ее монополизация, массовиза-ция, формирование информационного рынка усилили материальную зависи-мость журналиста на Западе.
Вторая половина XX в. не дала исчерпывающего ответа на вопрос о том, есть ли универсальное определение журналистского профессионализма. На этот счет существуют разные мнения. Мы же постараемся выразить свой взгляд на эту проблему, посвятив следующую главу рассмотрению вопроса о том, что же есть журналистика – профессиональная деятельность, призвание или ремесло
1.2 Теоретические основы творческой деятельности журналиста
Профессия журналиста – одна из древнейших в мире, и, казалось бы, к XXI веку должно было сложиться устоявшееся представление о ней. Тем не менее не только в кругу практиков, но и в среде учёных и преподавателей журналистики не существует общепринятого понимания данной профессии. Более того, на рубеже тысячелетий в России началась и продолжается по сей день дискуссия о перспективах вузовского журналистского образования. От-сутствие «профессионально-общественного договора», определённого согла-сия создаёт проблемы при определении специфики журналистского труда, журналистики как социального института и духовно-практической деятельно-сти – такое положение приводит к скрытому или явному конфликту между СМИ и обществом (аудиторией), между СМИ и центрами подготовки журна-листов, между работодателями и молодыми специалистами, выпускниками факультетов и отделений журналистики.
В отечественной теории журналистики параллельно рассматриваются два подхода к определению профессионализма. Согласно первому подходу основу профессиональной деятельности журналистов составляют мастерство и творческие способности, реализация которых невозможна без проявления природного таланта и призвания к профессии, согласно второму – профессио-нализм приравнивается к технологизму, предполагающему «владение в со-вершенстве технологией труда, знание тонкостей ремесла и умение спланиро-вать свою деятельность так, чтобы она была полезной для других людей» [7, с.109]. Истоки первого подхода следует искать в истории, например, в XIX веке, когда в отношении к труду превалировали «такие компоненты, как творчество, талант, призвание, которые были необходимы не только для творческого саморазвития личности, но и прогресса всего общества. В этот период закрепилось гуманистическое (этическое) понимание профессиональ-ного отношения к своей деятельности (творчество, талант, призвание, служе-ние обществу).
Параллельно с этическим пониманием, в эпоху индустриализации утвердилось отношение к труду как к зарабатыванию денег. На отношение к труду усилилось влияние социальных факторов, главным из которых высту-пало материальное благосостояние» [3, с.81]
Современная российская журналистика, претерпевающая с середины восьмидесятых годов прошлого века коренные изменения, всё ещё не опреде-лилась с выбором ведущей модели профессионализма: «В профессиональном сознании и на практике реализуются три альтернативные функции СМИ в об-ществе. Это управленческая функция, которая осуждается прогрессивно настроенными критиками, коммерческая функция, побеждающая сегодня в мире масс-медиа, и социально-объединяющая, гуманитарная функция» [10, с.99].
Исследователи выделяют четыре группы факторов – социокультурные, политические, экономические и технологические, – оказавшие влияние на со-временные представления о профессионализме.
Так, В. Тулупов, считает - «…развитие профессионализма журналиста как социокультурного феномена обусловили: потребительская культура, сформировавшаяся в обществе; явление «нового журнализма»; воздействие зарубежной культуры; раскол общества, связанный с переходом социальной системы из одного состояния в другое. Следствием всех этих процессов ста-ло: изменение профессионального сознания, ценностей, приоритетов деятель-ности в журналистике, развитие и существование различных профессиональ-ных установок (парадигм профессиональной деятельности); разделение жур-налистского сообщества; изменение жизненных стратегий – установка на вы-сокий уровень жизни; «светский» образ жизни» [14, с.7]. Отсюда – формиро-вание таких «профессиональных проявлений», как управление информацией и аудиторией; прагматизм; упрощённость подходов; «светский» образ жизни; стилистический талант; умение понимать факты и интерпретировать мнения и комментарии (с учётом меры проявлений, конкретных ситуаций некоторые из них возможно трактовать и позитивно, и негативно).
Влияние политических факторов проявляется в негласном цензурном давлении со стороны властей, в излишней политизация СМИ, политической ангажированности прессы, воздействии той или иной идеологии на позицию журналиста, в трансформации журналистики в «пиарналистку» и др. Отсюда растущее недоверие населения к средствам массовой информации, укрепление представления о журналистике лишь как об инструменте власти, сфере об-служивания и манипулирования, а об информации – как о символе политиче-ского влияния (тенденциозность информации).
Современный работодатель представляет профессионализм журналиста как способность выживать в условиях рыночной экономики (умение приспо-сабливаться, работать на износ, успех, карьерный рост): «Новый журнализм характеризуется прагматичными целями, и всё больше востребованы журна-листы, имеющие коммерческую жилку, умеющие лоббировать интересы за-интересованных частных лиц».
Знания, умения, навыки – это то, на что должны нацеливаться государ-ственные стандарты высшего профессионального образования, в которых обозначены определённые виды профессиональной деятельности: журналист-ская авторская, журналистская организаторская, журналистская редакторская, программирующая и производственно-технологическая.
Современные СМИ – это одновременно и предприятия, и творческие коллективы. В связи с этим, например, меняется роль редактора – он уже не только литературный редактор, но и менеджер, организатор производственно-творческого процесса. Предприятие по «производству и распространению информации» подразделяется на редакционный, технический и коммерческий отделы, к работникам которых предъявляются свои требования. Понятно, что журналист прежде всего корреспондент, но в современных условиях ему не-редко приходится решать и смежные профессиональные задачи.
Многое в работе журналиста зависит от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности – особого, формирующегося в социо-культурной среде качества человека. Понять личность – значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологи-чески, психологически, социально.
Для сотрудников СМИ особую значимость приобретает темперамент (соотношение индивидуальных свойств личности, связанных с динамикой психической деятельности). Ученые исследовали проблему типичного для журналиста темперамента. Среди журналистов есть и холерики – активные, сильные, но не уравновешенные люди, меланхолики – ранимые, глубоко пе-реживающие, но вяло воспринимающие окружающее, флегматики – невозму-тимые, уравновешенные, обладающие завидным постоянством. Предпочти-тельнее, на взгляд специалистов, сангвиники. Они обладают хорошей реакци-ей, легко откликаются на то, что происходит вокруг, быстрее справляются с неприятностями, которыми изобилует напряженная репортерская профессия.
Психофизиологические свойства автора по-разному проявляются в га-зетном материале, теле- и радиопередаче. На газетной или журнальной полосе темперамент отражается в системе языковых образно-выразительных средств, придающих тексту эмоционально-экспрессивную окраску. В свою очередь на радио тембр голоса, интонация, темп речи дают нам дополнительную инфор-мацию о говорящем. Наконец, на телевидении наше восприятие диктора, комментатора, ведущего зависит от первого впечатления о человеке, его внешности, эстетической привлекательности, экспрессии. Здесь на сообщение, выраженное словом, накладывается невербальная информация, передаваемая на языке мимики, жестов, движений. Значимость всех этих аспектов, а также манеры поведения возрастает в ходе непосредственного общения журналиста с будущими героями его произведений, с теми, у кого он получает информа-цию, с коллегами.
Основными для журналиста издавна считались литературные способно-сти. Недавние социологические опросы подтвердили, что они по-прежнему входят в перечень основных критериев журналистского мастерства. Действи-тельно, отношение аудитории к тексту, а следовательно к газете и журналу, на чьих страницах он появится, или к программе радио и телевидения, которые передали его в эфир, во многом обусловлено речевой культурой корреспон-дента. Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть пози-цию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его – важнейшие составляющие профессионализма. Со-вершенное владение словом для журналиста обязательно. Особенно сегодня, когда в нашу речь вторгается поток иноязычной лексики, когда она засоряется сленговыми и инвективными элементами, что вынуждает лингвистов говорить о феномене «антиграмотности».
Основой способностей служит интеллект, обусловливающий усвоение журналистом знаний и опыта, их сохранение, использование в практике. В кризисных ситуациях, когда в обществе обостряется столкновение экономи-ческих и политических сил, особая надежда возлагается на активность интел-лектуальных возможностей, поскольку они внутренне не ограничены. Интел-лект включает в себя внимание – своеобразную настройку человека на вос-приятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач, вооб-ражение – способность создавать новые образы в ходе отражения действи-тельности, память – вид психического отражения действительности, предпо-лагающий закрепление, сохранение и последующее воспроизведение челове-ком своего опыта, мышление – высшую форму творческого проявления лич-ности.
Тесно связана с информационными процессами интуиция (этимологиче-ски это слово восходит к латинскому глаголу intueri, означающему «при-стально, внимательно смотреть»), которая помогает решить задачу, макси-мально сократив (или вообще минуя) необходимые логические операции. У интуиции есть очень интересное свойство: она обостряется, когда мы сталки-ваемся с чем-то непонятным, и дает возможность компенсировать недостаю-щую информацию. Но даже очень сильной интуиции недостаточно, чтобы журналист ощутил себя профессионалом. Он должен обладать знаниями, расширять и обогащать их. Это становится возможным, если его мышление будет направленно на разрешение противоречий, объективно присущих дей-ствительности.