Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЖУРНАЛИСТИКА

Виды журналистской деятельности: общая характеристика

rock_legenda 552 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.03.2022
Цель данной работы изучить основные виды журналистской деятельно-сти. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи: - рассмотреть историю становления и современное состояния журнали-стики как профессии; - изучить профессиональные виды деятельности журналиста; - выявить особенности профессиональных обязанностей журналиста; - проанализировать особенности деятельности журналиста в разных ти-пах СМИ. Объект исследования в данной работе является журналистская деятель-ность. Предмет исследования – формы и методы осуществления журналист-ской деятельности. Теоретическое значение – данная работа вносит вклад в разработку тео-ретических аспектов изучения журналистики. Практическая ценность состоит в том, что конкретный теоретический и практический материал может быть использован для лекций по журналисти-ки, этике, риторике и др. дисциплинам. Теоретико-методологическая основа исследования. Ее составили труды Е.Л. Вартанова, В.М. Горохова, С.Г. Корконосенко, Е.В. Прохорова, С.В. Смирнова, Г.В. Лазутина и др. Методы исследования. Спектр используемых методов достаточно ши-рок: от эмпирических (наблюдение, интервью с экспертами и собственных ин-тервью с героями) до теоретических (анализ и синтез, сравнительно-сопоставительный анализ), методы информационно-технического, трансакци-онного и коммуникативно-психологического анализа, а также метод модели-рования.
Введение

Актуальность темы исследования. Журналистика и журналистская дея-тельность, пожалуй, - самые динамично изменяющиеся во времени и в про-странстве явления. Суть данной изменчивости заключена в самой природе журналистики, которая всегда нацелена на освоение новых и актуальных яв-лений действительности, на овладение новыми формами отображения соци-альных фактов, на нескончаемый поиск новых идей и путей решения обще-ственных проблем. В этом смысле журналистская деятельность есть нечто непрерывно меняющееся во времени, нечто непрерывно текущее и ни на се-кунду не останавливающееся. Поэтому и неудивительно, что многие автори-тетные ученые в качестве ведущей научной парадигмы, в рамках которой ста-ло бы возможным объяснение феномена журналистики, избрали категорию деятельности. Представление о журналистике как о «массово-информационной дея-тельности, в которую включена совокупность „действующих сил“«, чьи взаи-моотношения и взаимовлияния в реальных условиях определяют и характер функционирования журналистики», дается московским исследователем Е.П. Прохоровым. Он же утверждает, что «зная характер функционирования жур-налистики, можно обратиться к внутренним законам ее деятельности» Журналистика – один из самых динамичных общественных институтов, ее концепции и опыт находятся в прямой зависимос¬ти от изменчивой соци-альной реальности, что особенно важно учитывать в сегодняшнее время. Кроме того, она необычайно многообразна по формам индивидуальной твор-ческой деятельно¬сти, а это влечет за собой различия во взглядах на ее задачи, принципы, эффективность. Отно¬шения журналистики с целым рядом наук строятся как отношения частного, специального с общим, универсальным. Это можно сказать о фило-софии, социологии, истории, филологии, кибер¬нетике. В известном смысле теория журналистики является как бы мостом, соединяющим систему научно-го знания с редакционным производством.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ВИДЫ И СОСОБЕННОСТИ……………………………….5 1.1 История становления журналистики как профессии……………...…..5 1.2 Теоретические основы творческой деятельности журналиста…...…12 1.3 Современная журналистика………………………………………..…..19 ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………..………..26 2.1 Профессиональные виды деятельности журналиста……………...…29 2.2 Состав профессиональных обязанностей журналиста…………...…..29 2.3 Профессиональная среда деятельности журналиста……………...….30 ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА В РАЗНЫХ ТИПАХ СМИ…………………………………………….…………...36 3.1 Особенности работы в печатных СМИ……………………………….36 3.2 Особенности работы на телевидении………………………...……….38 3.3 Особенности работы на радио…………………………………...…….41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...…….43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……….45
Список литературы

1. Вартанова, Е.Л. и др. Основы медиабизнеса / Е.Л. Вартанова. - Учеб-ное пособие.- М.: Издательство Аспект Пресс, 2009. – 378с. 2. Виноградова, С.М. Слагаемые журналисткой профессии Основы творческой деятельности журналиста / С.М. Виноградова. - Учебное пособие.- СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2010. – 421с. 3. Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства / В.М. Горохов. Учебное пособие.- М., 2009. – 322с. 4. Дзялошинский, И.М. Проективная деятельность в структуре журна-листского творчества / И.М. Дзялошинский // Деловая пресса России: настоя-щее и будущее. - М., 2012. С. 185–227. 5. Иваницкий, В.Л. Основы бизнес-моделирования СМИ / В.Л. Иваниц-кий: Учебн. пособие для студентов вузов // В. Л. Иваницкий. - М.: Аспект Пресс, 2010. – 349с. 6. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов // С.Г. Корконосенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект пресс. 2006. – 480с. 7. Прохоров, Е.В. Введение в теорию журналистики / Е.В. Прохоров. Учебник для студентов вузов. - 7-е изд., испр. и доп.. - Аспект Пресс, 2009. - 351 с. 8. Свитич, Л. Г. Введение в специальность: Профессия: журналист: Учебн. пособие для студентов вузов // Л. Г. Свитич. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010. – 390с. 9. Сашенко, М.В. Подходы неклассической науки к преодолению кри-зиса в современной журналистике Вестник КрасГУ / М.В. Сашенко. - Гумани-тарные науки. - 2011. - 244с. 10. Симкачёва, М.В. Профессионализм журналиста: трансформация понятия, модели практического воплощения / М.В. Симкачева. Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук. – Казань, 2011. - 378с. 11. Смирнов, С.В. Формирование творческой личности журналиста / С.В. Смирнов // Логос. Общество. Знак. - отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 2007. – 402с. 12. Социальная практика и журналистский текст / под ред. Я.Н. Засур-ского, Е.И. Пронина. М.: Изд-во МГУ, 2010. - 233с. 13. Трыков, В.П. Курс «История журналистики» в структуре филоло-гического образования / В.П. Трыков // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 3. - С. 197-199. 14. Тулупов, В. Профессионализм как научно-методическая проблема (системный подход) / В. Тулупов // Научный журнал. – 2011. - №20. С. 7-13. 15. Лазутина, Г.В. Технология и методика журналистского творчества / Г.В.. - Учебное пособие.- М., 2009. – 334с. 16. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - Учебное пособие.- М., 2010. – 471с. 17. Ученова, В.В. Современные тенденции развития журналистских жанров // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Журналистика, 2009. С. 17–27.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ВИДЫ И СОСОБЕННОСТИ 1.1 История становления журналистики как профессии Классическое представление о журналисте-профессионале не случайно, оно складывалось долго. Проблема мастерства (а в дальнейшем и профессио-нализма) возникла задолго до появления журналистики. Эпохе дописьменной культуры был свойствен мифологический способ самоорганизации культуры. Синкретизм (слитность, нерасчлененность, харак-теризующие первоначальное состояние чего-либо) пронизывал восприятие реальности. Важнейшим средством передачи достижений человеческого по-знания и мышления становилось слово, благодаря его способности фиксиро-вать единое для всех членов общности значение, выражать смысл, необходи-мый для совместной деятельности, для защиты, для сохранения социального опыта. Возникновение текста имело исключительное значение: именно слово и текст окажутся связующим звеном на разных этапах становления информаци-онно-коммуникационной деятельности. Текст (первоначально священный) явится системообразующим элементом культуры, и будет оставаться таковым практически до наших дней. Владение Словом, Логосом приобретет особое социальное признание и даже будет соотноситься с высоким социальным ста-тусом человека. Этому будет немало способствовать разделение труда, поро-дившее новые общественные группы, а также расширение практически-познавательной активности человека. Мастерства требовали «каменные газе-ты» Древнего Египта – изображения, читавшиеся на стенах храмов: об этом свидетельствуют письменные тексты, носившие общественно значимый ха-рактер и отразившие авторскую оценку происходящего [3, с.58]. Одной из предшественниц журналистики была риторика (часто это сло-во употребляется как синоним ораторского искусства). Она продемонстриро-вала важность и необходимость подлинно высокого профессионализма в тех видах деятельности, которые связаны с убеждением и побуждением людей к действию, с их информированием.. Будучи неотделимой от политики, она участвовала в формировании общественного деятеля, сочетавшего государ-ственное мышление с даром оратора. В эпоху Возрождения, максимально приблизившую Западную Европу к возникновению журналистики, «вызревание» литератора-публициста шло под влиянием процесса становления интеллигенции. В то время усилилась связь между духовным творчеством и практической деятельностью. Человек ста-рался глубже осмыслить состояние общества (отсюда повышенный интерес к морали, этике, эстетике, историографии) и точнее воплотить собственное ду-ховное состояние в практическом поведении и в изобразительном искусстве. Развитие социальной информации и коммуникации давало простор для ду-ховно-практической активности людей, особенно если они принадлежали к формирующейся интеллигенции, призванной удовлетворять потребность в распространении знаний и общезначимых ценностей. Сотканная из противоречий эпоха Возрождения содержала в себе заро-дыш противопоставления человека образованного (Homo litteratus) человеку производящему (Homo faber). В определенной степени это справедливо и для протожурналистики. С одной стороны, время Ренессанса выдвинуло на пер-вый план литератора-публициста типа Франческо Петрарки (1304–1374), ко-торый с пафосом, присущим гражданскому гуманизму, откликался на злобу дня, предвосхищая толстовский девиз «Не могу молчать!». Но политическое насыщение риторики и риторическое наполнение литературы происходили неоднозначно. «Протожурналисты» были детьми своего времени. Публици-стичность становилась характерной чертой журналистики [8, с.91]. Но литератор-публицист не был единственным прототипом журнали-ста-профессионала. По мере того как формировалась журналистика, она вби-рала в себя представителей различных видов деятельности. Происходило своеобразное притяжение-отталкивание компонентов, которые в дальнейшем обусловят журналистское разделение труда. Например, первый печатник, ти-пограф сам создавал шрифты, выполнял обязанности редактора, издателя, продавца. Его активность казалась чисто технической, но именно типограф в Западной Европе получал преимущественное право на создание газеты: в 1540 г. венскому типографу Гансу Зингринеру была дана привилегия «огла-шения всех новостей, касающихся города», а в 1615 г. его соотечественник Грегор Гельгбаар начал публиковать «ординарные и экстраординарные изве-стия и все, что их касается». В 1605 г. в Антверпене типограф Авраам Верге-вен получил право печатать и гравировать, а также продавать новости о побе-дах, взятии городов. Создателями газет становились книгопродавцы, а также почтмейстеры. Первые венецианские рукописные газеты издавали профессио-нальные собиратели новостей, объединенные в специальный цех. Рукописные газеты распространял банкирский дом Фуггеров (Германия, г. Аугсбург), пользовавшийся сетью агентов, собиравших деловую информацию [3, с.61]. Таким образом, в журналистику входили и те, кто владел словом, и те, кто обладал новостью, и те, кто имел возможность новости распространять. Несмотря на то, что круг первых газетчиков был пестрым по составу, уже в XVII в. выпуск периодического издания налагал серьезные профессио-нальные обязательства на того, кто брался за это ответственное дело. Напри-мер, во Франции существовал корпоративно утвержденный статус, гласив-ший, что печатники и книгоиздатели должны получить хорошее образование, знать латынь и греческий. Нужен был и сертификат, дающий право занимать-ся издательской деятельностью. Конечно, до появления понятий «журналист-ская профессия» или «журналистский профессионализм» было еще далеко, но некоторые профессиональные характеристики здесь, конечно, налицо. Важные изменения произошли в Европе при ее вступлении в «век Про-свещения» – так называют период конца XVII–XVIII вв. Они были связаны с серьезной модификацией культурной обстановки эпохи. Священный текст с его сакральным отношением к слову постепенно уступал первенство тексту научному, опирающемуся на разумное постижение действительности, на опыт, помогающий познавать законы природы и общества. Считается, что именно в это время знание приобретает информационную форму, перестает быть чем-то априорно данным человеку, который, следуя ренессансным тра-дициям, начинает читать мир как книгу, но не просто читать: появляется ощущение того, что действительность можно усовершенствовать. Развитие журналистского профессионализма происходило столь же ди-намично в этот период, как и становление самой прессы. Журналист-профессионал начала XVIII в. в странах Западной Европы существенно отли-чался от своего собрата, жившего в Америке конца XIX в. Если попытаться определить ведущую тенденцию, характеризующую изменения в профессии журналиста, произошедшие в XVIII–XIX вв., когда повсеместно формировалась система прессы и обмен информацией начал приобретать международный характер, то ее можно обозначить словами «усложнение» и «дифференциация». Французские просветители-энциклопедисты в середине XVIII в. также обратились к проблеме специфики журналистского труда. По их мнению, есть два типа журналиста: один светит «отраженным светом», обозревая и ком-ментируя новинки литературы, науки, искусства и т.п.; другой обладает до-статочным талантом и смелостью, чтобы служить прогрессу. Служение истине становится лейтмотивом творчества тех французских журналистов, которые создавали свои произведения в годы Французской ре-волюции 1789 г., когда взлет персонального журнализма наиболее ярок. Жан-Поль Марат (1743–1793), издавая за свой счет знаменитую газету «Ами дю пепль» («Друг народа»), выступал и как редактор, и как автор, и как коррек-тор, и как метранпаж. Столь разносторонняя деятельность стала возможной благодаря литературному мастерству и ораторскому пафосу Марата [3, с.62]. Просветительские идеалы нашли отражение и во взглядах на прессу М.В. Ломоносова, который видел в журналистской работе особый род дея-тельности – творческой и нацеленной на служение истине. Любопытная анти-теза возникает при сопоставлении взглядов на общественное предназначение журналиста, высказанных в полемике русского просветителя Н.И. Новикова и Екатерины II. Для Новикова главная задача журналиста заключается в крити-ческом изучении действительности, исправлении ее, воспитании полезного члена общества, а Екатерина II требует от сочинителя верности государю, миролюбия, добронравия. Сходство русской журналистики с мировой прессой века Просвещения выразилось в том, что с возникновением частной периодики в ее работу все активнее включались писатели. Слова «писатель», «сочинитель», «литера-тор», «журналист» воспринимались как синонимы. Отношение к журналисти-ке как словесности и соответственное понимание роли журналиста было при-суще многим российским авторам конца XVIII – начала XIX вв. Эта ситуация будет постепенно меняться – как в России, так и в Западной Европе. К началу XIX в. журналистика представляла собой сложную, много-профильную структуру. Усложнялась технология газетного дела, становилось более разветвленным редакционное разделение труда. Увеличение объема ре-кламы (объявлений) создавало основу для коммерциализации прессы. XIX столетие выявит две концепции, отразившие разные представления о назначе-нии журналиста. Согласно одной, журналист политический борец, социаль-ный философ, литератор, призванный освещать и всесторонне раскрывать наиболее важные проблемы действительности, отстаивать свою точку зрения, не испытывая страха перед преследователями, не боясь нищеты и голода. Со-гласно другой, журналист – нечто вроде предпринимателя, исходящего преж-де всего из соображений выгоды, рассматривающего газету или журнал по преимуществу в качестве источника дохода. Каждая из концепций подразуме-вала свои требования к журналисту-профессионалу, и каждая находила во-площение в редакционной практике [11, с.33]. В XIX в. не только стали четко разграничиваться функции издателя, ре-дактора и пишущего журналиста, но и усилилось размежевание между жур-налистом-борцом и журналистом-предпринимателем. Дифференциация соци-альных ролей журналиста в XIX в. происходила весьма интенсивно. Напри-мер, в Америке начала XIX столетия вместе с развитием партий и расширени-ем партийной борьбы возникает «ругательная журналистика», в контексте ко-торой процветает вполне определенная разновидность репортеров – людей, способных отстаивать свою правоту не только в словесной, но и в кулачной драке. Набор профессиональных качеств сотрудника газеты и журнала изме-нился и в ходе формирования «нового журнализма». XIX столетие придало дифференциации журналистского труда отчетли-во выраженные формы. Во многих странах было закреплено размежевание собственно журналистской деятельности и административного руководства прессой. Усилилась тенденция к специализации сотрудников редакций. С внутриредакционной специализацией исследователи часто связывают развитие аналитической журналистики, отличной от универсального журна-лизма, который не погружался в причины и следствия событий. Очевидно, что аналитический метод в журналистике неотделим от научного мышления, от навыков глубокого, исследовательского подхода к фактам и явлениям. Век XIX с его нарастающим прагматизмом, иррациона-лизмом, а также со стремлением утвердить в обществе отношения «механиче-ской солидарности», идеалом которых служит отлаженная работа фабрики, не стал эпохой торжества разума. Но преемственность культурного развития со-хранила тяготение человека к дальнейшему постижению законов природы и общества и формированию своего отношения к миру на основе знания о нем. Усилившаяся в XIX в. социологичность знания по-новому высветила роль факта в контексте системного отношения к реальности. И то и другое отрази-лось в журналистике. В трудах отечественных и зарубежных журналистов, ставших достоя-нием истории, четко прослеживается цепочка взаимодействия факта, анализа, оценки. Конечно, эта цепочка могла и разорваться, когда факт и оценка при-обретали самодовлеющее значение, а аналитическая составляющая «выпада-ла» и из авторского замысла, и из текстовой структуры. Но в подлинно иссле-довательском, аналитическом произведении все три компонента находились в равновесии. Означало ли это, что литературное мастерство отходило на зад-ний план? Не вызывает сомнений, что текст можно составить, руководствуясь стандартными правилами. Однако так же несомненно то, что только творче-ская индивидуальность способна придать ему неповторимость, уникальность, во многом зависящую от меры соотношения различных его частей, от спо-собности корреспондента не только правильно мыслить и формулировать мысль для себя, но и находить те речевые способы выражения смысла, кото-рые донесут авторскую идею до читателя, придав ей особую убедительность. И, возможно, именно аналитическая журналистика наиболее полно концен-трирует в себе единство слова и мысли, присущее человеческой природе. В России XIX в. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов призывали изучать факты, делать выводы из них «на обоюдную пользу истории и тео-рии», представлять результаты их анализа, «а не частные счеты , не множите-ли и делители» [3, с.71]. XIX столетие продолжило еще одну устойчивую международную тен-денцию, существенную для понимания особенностей журналистского профес-сионализма: пресса продолжала оставаться сферой приложения общественно-литературного дарования писателей и поэтов, которые выступали в качестве редакторов, издателей и сотрудников газет и преимущественно журналов. На рубеже XIX–XX вв. как в Европе, так и в Америке получает разви-тие журналистское образование, что еще раз доказало: эта профессия прочно заняла свое место в системе общественного разделения труда. Внесло свою лепту в журналистское разделение труда развитие радио-вещания. «Разговорные газеты», «разговорная журналистика» вели поиск сво-его лица, конкурируя с прессой, вырабатывая особый профессиональный стиль. После организации первых публичных сеансов телевизионного веща-ния электронное средство информации постепенно добавило новые краски в палитру журналистской профессии. XX в. по-новому высветил проблему соотношения факта и мнения в журналистском творчестве. Отсутствие в журналистике «поля точного зна-ния» вызвало озабоченность у наиболее серьезных сотрудников и исследова-телей западной прессы. Однако профессионализация журнализма, придание ему «антисубъективного» характера, предусматривавшего опору на факты, беспристрастность, правдивость, была чрезвычайно трудно достижима. Дальнейшая коммерциализация прессы, ее монополизация, массовиза-ция, формирование информационного рынка усилили материальную зависи-мость журналиста на Западе. Вторая половина XX в. не дала исчерпывающего ответа на вопрос о том, есть ли универсальное определение журналистского профессионализма. На этот счет существуют разные мнения. Мы же постараемся выразить свой взгляд на эту проблему, посвятив следующую главу рассмотрению вопроса о том, что же есть журналистика – профессиональная деятельность, призвание или ремесло 1.2 Теоретические основы творческой деятельности журналиста Профессия журналиста – одна из древнейших в мире, и, казалось бы, к XXI веку должно было сложиться устоявшееся представление о ней. Тем не менее не только в кругу практиков, но и в среде учёных и преподавателей журналистики не существует общепринятого понимания данной профессии. Более того, на рубеже тысячелетий в России началась и продолжается по сей день дискуссия о перспективах вузовского журналистского образования. От-сутствие «профессионально-общественного договора», определённого согла-сия создаёт проблемы при определении специфики журналистского труда, журналистики как социального института и духовно-практической деятельно-сти – такое положение приводит к скрытому или явному конфликту между СМИ и обществом (аудиторией), между СМИ и центрами подготовки журна-листов, между работодателями и молодыми специалистами, выпускниками факультетов и отделений журналистики. В отечественной теории журналистики параллельно рассматриваются два подхода к определению профессионализма. Согласно первому подходу основу профессиональной деятельности журналистов составляют мастерство и творческие способности, реализация которых невозможна без проявления природного таланта и призвания к профессии, согласно второму – профессио-нализм приравнивается к технологизму, предполагающему «владение в со-вершенстве технологией труда, знание тонкостей ремесла и умение спланиро-вать свою деятельность так, чтобы она была полезной для других людей» [7, с.109]. Истоки первого подхода следует искать в истории, например, в XIX веке, когда в отношении к труду превалировали «такие компоненты, как творчество, талант, призвание, которые были необходимы не только для творческого саморазвития личности, но и прогресса всего общества. В этот период закрепилось гуманистическое (этическое) понимание профессиональ-ного отношения к своей деятельности (творчество, талант, призвание, служе-ние обществу). Параллельно с этическим пониманием, в эпоху индустриализации утвердилось отношение к труду как к зарабатыванию денег. На отношение к труду усилилось влияние социальных факторов, главным из которых высту-пало материальное благосостояние» [3, с.81] Современная российская журналистика, претерпевающая с середины восьмидесятых годов прошлого века коренные изменения, всё ещё не опреде-лилась с выбором ведущей модели профессионализма: «В профессиональном сознании и на практике реализуются три альтернативные функции СМИ в об-ществе. Это управленческая функция, которая осуждается прогрессивно настроенными критиками, коммерческая функция, побеждающая сегодня в мире масс-медиа, и социально-объединяющая, гуманитарная функция» [10, с.99]. Исследователи выделяют четыре группы факторов – социокультурные, политические, экономические и технологические, – оказавшие влияние на со-временные представления о профессионализме. Так, В. Тулупов, считает - «…развитие профессионализма журналиста как социокультурного феномена обусловили: потребительская культура, сформировавшаяся в обществе; явление «нового журнализма»; воздействие зарубежной культуры; раскол общества, связанный с переходом социальной системы из одного состояния в другое. Следствием всех этих процессов ста-ло: изменение профессионального сознания, ценностей, приоритетов деятель-ности в журналистике, развитие и существование различных профессиональ-ных установок (парадигм профессиональной деятельности); разделение жур-налистского сообщества; изменение жизненных стратегий – установка на вы-сокий уровень жизни; «светский» образ жизни» [14, с.7]. Отсюда – формиро-вание таких «профессиональных проявлений», как управление информацией и аудиторией; прагматизм; упрощённость подходов; «светский» образ жизни; стилистический талант; умение понимать факты и интерпретировать мнения и комментарии (с учётом меры проявлений, конкретных ситуаций некоторые из них возможно трактовать и позитивно, и негативно). Влияние политических факторов проявляется в негласном цензурном давлении со стороны властей, в излишней политизация СМИ, политической ангажированности прессы, воздействии той или иной идеологии на позицию журналиста, в трансформации журналистики в «пиарналистку» и др. Отсюда растущее недоверие населения к средствам массовой информации, укрепление представления о журналистике лишь как об инструменте власти, сфере об-служивания и манипулирования, а об информации – как о символе политиче-ского влияния (тенденциозность информации). Современный работодатель представляет профессионализм журналиста как способность выживать в условиях рыночной экономики (умение приспо-сабливаться, работать на износ, успех, карьерный рост): «Новый журнализм характеризуется прагматичными целями, и всё больше востребованы журна-листы, имеющие коммерческую жилку, умеющие лоббировать интересы за-интересованных частных лиц». Знания, умения, навыки – это то, на что должны нацеливаться государ-ственные стандарты высшего профессионального образования, в которых обозначены определённые виды профессиональной деятельности: журналист-ская авторская, журналистская организаторская, журналистская редакторская, программирующая и производственно-технологическая. Современные СМИ – это одновременно и предприятия, и творческие коллективы. В связи с этим, например, меняется роль редактора – он уже не только литературный редактор, но и менеджер, организатор производственно-творческого процесса. Предприятие по «производству и распространению информации» подразделяется на редакционный, технический и коммерческий отделы, к работникам которых предъявляются свои требования. Понятно, что журналист прежде всего корреспондент, но в современных условиях ему не-редко приходится решать и смежные профессиональные задачи. Многое в работе журналиста зависит от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности – особого, формирующегося в социо-культурной среде качества человека. Понять личность – значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологи-чески, психологически, социально. Для сотрудников СМИ особую значимость приобретает темперамент (соотношение индивидуальных свойств личности, связанных с динамикой психической деятельности). Ученые исследовали проблему типичного для журналиста темперамента. Среди журналистов есть и холерики – активные, сильные, но не уравновешенные люди, меланхолики – ранимые, глубоко пе-реживающие, но вяло воспринимающие окружающее, флегматики – невозму-тимые, уравновешенные, обладающие завидным постоянством. Предпочти-тельнее, на взгляд специалистов, сангвиники. Они обладают хорошей реакци-ей, легко откликаются на то, что происходит вокруг, быстрее справляются с неприятностями, которыми изобилует напряженная репортерская профессия. Психофизиологические свойства автора по-разному проявляются в га-зетном материале, теле- и радиопередаче. На газетной или журнальной полосе темперамент отражается в системе языковых образно-выразительных средств, придающих тексту эмоционально-экспрессивную окраску. В свою очередь на радио тембр голоса, интонация, темп речи дают нам дополнительную инфор-мацию о говорящем. Наконец, на телевидении наше восприятие диктора, комментатора, ведущего зависит от первого впечатления о человеке, его внешности, эстетической привлекательности, экспрессии. Здесь на сообщение, выраженное словом, накладывается невербальная информация, передаваемая на языке мимики, жестов, движений. Значимость всех этих аспектов, а также манеры поведения возрастает в ходе непосредственного общения журналиста с будущими героями его произведений, с теми, у кого он получает информа-цию, с коллегами. Основными для журналиста издавна считались литературные способно-сти. Недавние социологические опросы подтвердили, что они по-прежнему входят в перечень основных критериев журналистского мастерства. Действи-тельно, отношение аудитории к тексту, а следовательно к газете и журналу, на чьих страницах он появится, или к программе радио и телевидения, которые передали его в эфир, во многом обусловлено речевой культурой корреспон-дента. Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть пози-цию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его – важнейшие составляющие профессионализма. Со-вершенное владение словом для журналиста обязательно. Особенно сегодня, когда в нашу речь вторгается поток иноязычной лексики, когда она засоряется сленговыми и инвективными элементами, что вынуждает лингвистов говорить о феномене «антиграмотности». Основой способностей служит интеллект, обусловливающий усвоение журналистом знаний и опыта, их сохранение, использование в практике. В кризисных ситуациях, когда в обществе обостряется столкновение экономи-ческих и политических сил, особая надежда возлагается на активность интел-лектуальных возможностей, поскольку они внутренне не ограничены. Интел-лект включает в себя внимание – своеобразную настройку человека на вос-приятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач, вооб-ражение – способность создавать новые образы в ходе отражения действи-тельности, память – вид психического отражения действительности, предпо-лагающий закрепление, сохранение и последующее воспроизведение челове-ком своего опыта, мышление – высшую форму творческого проявления лич-ности. Тесно связана с информационными процессами интуиция (этимологиче-ски это слово восходит к латинскому глаголу intueri, означающему «при-стально, внимательно смотреть»), которая помогает решить задачу, макси-мально сократив (или вообще минуя) необходимые логические операции. У интуиции есть очень интересное свойство: она обостряется, когда мы сталки-ваемся с чем-то непонятным, и дает возможность компенсировать недостаю-щую информацию. Но даже очень сильной интуиции недостаточно, чтобы журналист ощутил себя профессионалом. Он должен обладать знаниями, расширять и обогащать их. Это становится возможным, если его мышление будет направленно на разрешение противоречий, объективно присущих дей-ствительности.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Журналистика, 30 страниц
700 руб.
Курсовая работа, Журналистика, 32 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Журналистика, 44 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Журналистика, 31 страница
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg