1. Консультирование в сфере управления знаниями
Успех консалтинговых проектов во многом зависит от знаний консультанта о клиентах и их ожиданиях. Поэтому при предоставлении консультационных услуг необходим первоначальный контакт и глубокий анализ требований заказчика. Затем этот анализ создает основу для дальнейших этапов консультационного проекта, таких как задание и пилотное исследование.
Для обеспечения высокого качества (”должной осмотрительности“) для запрашивающего клиента крайне важно эффективное управление знаниями, чтобы снизить риски консалтингового проекта и повысить успех проекта.
После этапа транзакционного проекта управление знаниями обеспечивает успешный этап реализации и приводит к более быстрому завершению проекта.
Для выполнения дополнительных заданий по проекту и последующих операций по уходу снова необходимы действия по управлению знаниями, чтобы сохранить знания о клиенте и привести к успешным последующим заказам .
Знания являются центральным входным фактором в процессе предоставления услуг и столь же важны, сложны и специфичны, как и сама услуга создания. Консалтинг, понимаемый как наукоемкая услуга, основан на общих знаниях и знаниях, которые представляют собой конкурентное преимущество.
Однако знания могут стать конкурентным преимуществом только в том случае, если они действительно создают ценность для клиента и делают его отличимым от конкурентов. Таким образом, цель управления компанией, ориентированной на знания, состоит в том, чтобы генерировать знания на основе информации и внедрять их в устойчивые конкурентные преимущества, которые можно измерить с точки зрения успеха в бизнесе.
Активное управление знаниями является незаменимым инструментом для достижения компанией конкурентного преимущества. Особенно в консалтинговых проектах управление знаниями играет решающую роль. Следовательно, возникают четыре цели внедрения управления знаниями в консалтинге :
- Повышение эффективности проектов
- Повышение собственной прибыльности
- Повышение эффективности проектов
- Высокая удовлетворенность клиентов
Управленческое консультирование по сути своей является знаниевым консультированием, так как консультант приносит новые знания в организацию либо генерирует их в процессе консультирования при решении проблем клиента. Однако в современной экономике знания, оставаясь важнейшим ресурсом, фактором эффективности производства, становятся в то же время самостоятельным товаром, который находит своего потребителя как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
В связи с этим в организации необходимо создание системы управления знаниями, которая является частью системы управления организацией. Однако в настоящее время на российских предприятиях отсутствует подобная система, и консультант должен помочь своему клиенту определиться и получить ответы на вопросы :
- необходима ли мне система управления знаниями организации?;
- в какой степени она необходима: на уровне управления информацией, знаниями или интеллектуальным капиталом?;
- буду ли я создавать специальные подразделения, вводить должности по управлению знаниями (лидер знаний, менеджер знаний) либо это будут общепринятые принципы (культура знаний), стандарты, процедуры, разработанные консультантами и направленные на поиск, выявление, формализацию, социализацию знаний, их трансформирование в интеллектуальный капитал?
В этой системе необходимо выделить три объекта управления: информацию, знания и интеллектуальный капитал. Каждый из них требует создания своей системы, поскольку обладает своеобразием. Более того, имеется следующая последовательность: вначале формируется система управления информацией, затем на ее основе - система управления знаниями и далее - система управления интеллектуальным капиталом организации.
Прежде всего, необходимо дать определение трем понятиям: "информация", "знания", "интеллектуальный капитал" .
Информация - это продукт интеллектуальной деятельности человека, представляющий собой изложение смыслового содержания элемента реальной действительности ? сущности, явления, объекта, процесса ? в определенной форме, ценность которого для пользователя заключается в снижении неопределенности ситуации с учетом контекста деятельности (задачи).
Знания - это продукт интеллектуальной деятельности человека, на основе полученной информации системно отражающий реальную действительность (структурные знания: знаю, что есть что, как устроено), позволяющий ему выполнять определенную практическую деятельность (процедурные знания: знаю, как поступить, действовать) и формирующий социально-экономический потенциал человека .
Интеллектуальный капитал - это вид капитала, являющийся проявлением интеллекта человека, а также группы людей и представляющий собой продукты их интеллектуальной деятельности - информацию, знания, социально-экономические отношения, имеющие определенную ценность и обеспечивающие их владельцам благо и конкурентные преимущества.
В процессе управления необходимо обеспечить последовательную трансформацию информации в знания, а затем в интеллектуальный капитал, приводящую к повышению их ценности.
При этом информация может быть двух основных видов :
1. Информация I вида, упорядоченная в форме данных и представленная в базах данных, справочниках, каталогах и проч. Такая информация непосредственно трансформируется в интеллектуальный капитал и может быть зафиксирована как объект интеллектуальной собственности.
2. Информация II вида, которая является "сырьем" для создания знаний. Она поступает по двум каналам:
- непосредственно из реальной действительности с помощью органов восприятия (репрезентативной системы человека);
- из описаний (моделей) реальной действительности, созданных кем-либо с помощью определенного языка и установленных правил.
Для эффективного управления информацией, знаниями и интеллектуальным капиталом требуется создание соответствующих систем управления, которые отличаются степенью сложности и комплексности:
1. Система управления информацией, необходимой для оперативной хозяйственной деятельности.
2. Система управления информацией, обеспечивающей стратегическое развитие организации.
3. Система управления знаниями на уровне персонала организации.
4. Система управления знаниями с использованием интеллектуальных информационных технологий.
5. Система управления интеллектуальным капиталом организации.
2. Система управления информацией, необходимой для оперативной хозяйственной деятельности
Цель создания системы - обеспечить информационными ресурсами персонал организации для оперативного принятия решений, поддерживающих стабильность, непрерывность, бесперебойность текущей хозяйственной деятельности и выполнение плановых показателей.
Такая система может относиться :
1. К организации как к системе и отдельным ее элементам - системно-структурный подход. При этом формируется упорядоченная информация об организационной системе в целом и ее составляющих.
2. К бизнес-процессам организации - процессный подход. При этом создаются информационные потоки данных, которые сопровождают процессы, их субпроцессы и операции.
Оперативная информация делится на три вида:
1. Нормативная информация - это нормы, стандарты, эталоны, шаблоны, т. е. информация, которая отработана, рекомендована для постоянного использования, является образцом.
2. Информация-прототип - это планы, проекты, схемы, чертежи, т. е. то, что отражает содержание создаваемого объекта, процесса или ситуации.
3. Информация-факт - это модель реального объекта, процесса, ситуации.
Все три вида информации имеют определенные отношения, снимают неопределенность и позволяют принимать соответствующие решения. Нормативная информация отражает отработанный опыт, научно обоснованные или общепринятые решения, на ее основе создаются информационные прототипы будущего объекта (процесса, ситуации). При его изготовлении (выполнении, формировании) идет сравнение промежуточных и конечных результатов - информация о фактическом состоянии объекта - с информационным прототипом для получения требуемого результата. Такое же сравнение осуществляется с нормативом, и зачастую его приходится корректировать, обновлять.
Оперативная информация может быть представлена в следующих формах: а) управленческие регламенты, например должностные и рабочие инструкции, правила поведения персонала; б) законы, нормы, нормативы, стандарты, нормали; в) технологические карты производственных (операционных) процессов; г) характеристики объектов управления, например трудовых, материальных, финансовых ресурсов, а также оперативные сведения о их состоянии; д) характеристики субъектов и объектов внешней среды, например потребителей, и оперативные сведения о их состоянии .