Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Эколого-правовой статус юридического лица

rock_legenda 2100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.03.2022
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие по поводу правового регулирования эколого-правового статуса юридических лиц. Предмет выпускной квалификационной работы составляют применимые к объекту исследования: 1) нормы российского экологического и смежного с ним законодательства; 2) материалы праворазъяснительной практики Верховного суда РФ; 3) материалы судебной практики судов общей юрисдикции РФ; 4) доктринальные источники по теме исследования. Целью выпускной квалификационной работы является анализ проблем, существующих в сферах законодательной регламентации эколого-правового статуса юридического лица. Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач: – проанализировать понятие и содержание эколого-правового статуса юридического лица: развитие теоретических представлений; – дать общую характеристику экологическим правам и обязанностям юридического лица; – изучить вопросы управления природопользованием и охраной окружающей среды юридическими лицами; – проанализировать эколого-правовую и иные виды ответственности юридических лиц в сфере экологических правоотношений. – сформулировать собственные выводы и предложения, направленные на совершенствование законодательной регламентации эколого-правового статуса юридических лиц. Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания, в их числе: диалектический, системно-структурный, формально-юридический, статистический, социологический методы. Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что сформулированные в ней положения развивают и уточняют разделы теории экологического права, посвященные эколого-правовому статусу юридического лица. Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что сформулированные в ней выводы, предложения и рекомендации автора могут быть использованы в правоприменительной практике, а также при преподавании эколого-правовых дисциплин. Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Проблемные положения настоящего исследования изложены в научной статье: Рахимова Д.А. К вопросу об эколого-правовой ответственности юридических лиц // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». 2021. № 12 (63). С. 114-117. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Вопросы охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной производственной деятельности человека, а также обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации с каждым годом становятся все более актуальной и обостряющейся проблемой. Природоохранная деятельность является одной из основных функций государства в XXI в. Такое положение дел продиктовано необходимость рационального пользования природными ресурсами, поскольку неконтролируемое и безответственное пользование природными ресурсами может привести к экологической катастрофе, которая может отразиться не только на отдельной взятой географической местности или государстве, но и на всей планете Земля. При таких обстоятельствах естественно, что правопорядки всех стран восприняли основополагающие нормы международного права, направленные на защиту окружающей среды. Российская Федерация в этом смысле не является исключением. Так, в силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением . Широко известно бедственное положение дел в области охраны окружающей среды, которое существовало на протяжении XX в.: безответственная добыча полезных ископаемых и обращение с объектами потребления поставило мир на грань экологической катастрофы. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что человечество постоянно наращивает объемы добываемых и потребляемых природных ресурсов, при этом потенциальная техногенная катастрофа становится год от года все более потенциально опасной для окружающей среды, особенно, если речь идет о предприятиях атомной энергетики и топливно-энергетического комплекса. Однако в последние годы ситуация стала меняться. В экологическом законодательстве произошли существенные изменения, направленные на совершенствование экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Это выразилось не только в попытке законодателя детально урегулировать отношения по многим составляющим экономико-правового механизма, но и в повышении их стимулирующей роли и введении новых форм экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Правда, пока еще не ясно как оправдают себя на практике новации в законодательстве, поскольку в полной мере все они еще не реализуются. Очевидно, что данные изменения уже сейчас требуют своего анализа и оценки. 19 апреля 2017 г. был подписан Указ Президента РФ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 апреля 2017 г. № 176, в соответствии с обозначенной Стратегией современное состояние окружающей среды в РФ характеризуется как неблагополучное. Стратегия также отражает вызовы и угрозы экологической безопасности как на глобальном, так и на внутреннем уровне и детализирует цели и задачи государственной экологической политики в вопросах обеспечения экологической безопасности как части национальной безопасности Российской Федерации (пункты 24, 25 Указа Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176) . В документе также определена стратегическая цель государственной политики в области экологического развития: «...решение социально- экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности». Специальные меры государственного регулирования «зеленой» экономики содержатся в Климатической доктрине Российской Федерации , различных законодательных актах. Нельзя не отметить, что именно крупные промышленные корпорации и хозяйствующие субъекты являются как основными природопользователями, так и виновниками экологических правонарушений. В этом смысле государство должно уделять особое внимание экологической политике и законодательному регулированию вопросов деятельности юридических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В связи с чем, можем констатировать, что вопросы, касающиеся установления эколого-правового статуса юридического лица, управления природопользованием и охраной окружающей среды на предприятии имеют особое значение для достижения баланса экологических и экономических интересов, обеспечения благоприятного состояния окружающей среды. Этим обусловлена актуальность темы исследования. Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы. Проблемы правового регулирования отношений, связанных с эколого-правовым статусом юридического лица, лишь отчасти получили освещение в специальных юридических исследованиях. Можно отметить следующих ученых, исследования которых касались проблематики тех или иных аспектов эколого-правового статуса юридического лица: А.И. Бобылев, С.А. Боголюбов, М.М. Бринчук, Г.Е. Быстров, М.И. Васильева, Д.С. Велиева, Р.Х. Габитов, А.К. Голиченков, O.JI. Дубовик, А.И. Казанник, В.В. Киреев, Б.Д. Клюкин, О.М. Козырь, О.С. Колбасов, О.И. Крассов, В.В. Круглов, A.И. Логунова, A.B. Молчанов, В.В. Никишин, В.В. Петров, Т.В. Петрова, B.Ф. Протасов, Ф.М. Раянов, Н.Ф. Реймерс, А.Г. Тарнавский, A.C. Шестерюк, Г.В. Чубуков и др.
Содержание

Введение 3 1 Эколого-правовой статус юридического лица в научной доктрине и законодательстве 8 1.1 Понятие и содержание эколого-правового статуса юридического лица: развитие теоретических представлений 8 1.2 Экологические права и обязанности юридического лица 20 2 Механизм реализации юридическим лицом эколого-правовых требований 39 2.1 Вопросы управления природопользованием и охраной окружающей среды юридическими лицами 39 2.2 Эколого-правовая и иные виды ответственности юридических лиц в сфере экологических правоотношений 56 Заключение 83 Список использованных источников и литературы 86
Список литературы

I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы 1.1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы РФ 1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 28 июня 2021 г. № 225-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2021 г. № 295-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.11.2021). 5. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 302-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2021 г. № 294-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2021 г. № 286-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 8. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2021 г. № 282-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 9. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2021 г. № 243-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 10. Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 302-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 11. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 303-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 12. Кодекс административного судопроизводства РФ от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2021 г. № 250-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 13. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (с посл. изм. и доп. от 08 июня 2020 г. № 179-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.11.2021). 14. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с посл. изм. и доп. от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 15. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 341-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 16. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с посл. изм. и доп. от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 17. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 356-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 18. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 357-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 19. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 342-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 20. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (с посл. изм. и доп. от 30 декабря 2020 г. № 541-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 21. Федеральный закон от 29 июня 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с посл. изм. и доп. от 9 марта 2021 г. № 39-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 22. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 355-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 23. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с посл. изм. и доп. от 18 февраля 2020 г. № 21-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.11.2021). 24. Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 1.11.2021). 25. Распоряжение Президента РФ от 17 декабря 2009 г. № 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 26. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. № 724 «Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам» (с посл. изм. и доп. от 3 ноября 2018 г. № 1321) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 27. Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 639 «О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» (с посл. изм. и доп. от 22 апреля 2009 г. № 351) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 28. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» (с посл. изм. и доп. от 18 декабря 2020 г. № 2164) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 29. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1082-р «Об утверждении плана основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 30. Приказ Минприроды РФ от 1 августа 2011 г. № 658 «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021). 31. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 января 2014 г. № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» (с посл. изм. и доп. от 16 октября 2018 г. № 776-ст) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.11.2021). 32. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 декабря 2014 г. № 742 «О Методических указаниях по определению основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) для формирования сводной официальной статистической информации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.11.2021). 33. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» (с посл. изм. и доп. от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (утратил силу). II. Материалы практики 1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» (с посл. изм. и доп. от 31 октября 2017 г. № 41) // Официальный сайт Верховного Суда РФ [Электронный ресурс]. URL:https://www. vsrf.ru/documents/own/8248/ (дата обращения: 01.11.2021). 2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (ч посл. изм. и доп. от 30 ноября 2017 г. № 49) // Официальный сайт Верховного Суда РФ [Электронный ресурс]. URL:https://www.vsrf.ru/documents/own/8308/ (дата обращения: 01.11.2021). 3. Определение Верховного Суда РФ от 12 августа 2015 г. № 4-АПГ15-18 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». III. Специальная литература 1. Агафонов В.Б. Правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности при пользовании недрами // Lex russica. 2016. № 6. С. 61-66. 2. Алиев И.Г. Формирование института административной ответственности в российском праве: историко-правовое исследование : дис. … канд. юрид. наук. М., 2018. 221 с. 3. Астахов А.С. Экономические и правовые основы природопользования : учебное пособие / под ред. В.А. Харченко. М. : Издательство МГГУ, 2002. 107 с. 4. Афанасьева Е.Г. Предпринимательское право Российской Федерации : учебник. М. : НОРМА, 2017. 664 с. 5. Боголюбов С.А. Административное воздействие на экономику и экологию // Законодательство и экономика. 2015. № 3. С. 17-21. 6. Боголюбов С.А. Правовое регулирование использования и охраны биологических ресурсов : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2016. 328 с. 7. Боголюбов С.А. Правотворчество в сфере экологии. М. : Эксмо, 2010. 528 с. 8. Бринчук М.М. Экологическое право : объекты экологических отношений : монография. М. : Издательство Института государства и права Российской академии наук, 2011. 152 с. 9. Бринчук М.М. Экологическое право : учебник. М. : Эксмо, 2016. 672 с. 10. Бринчук М.М. Эколого-правовая ответственность - самостоятельный вид ответственности // Lex russica. 2016. № 6. С. 26-30. 11. Васильева М.И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Экологическое право. 2005. № 1. С. 19-22. 12. Виноградова Е.В. Экологическая безопасность как объект преступлений, обусловливающих возможность уголовной ответственности юридических лиц // Сб. материалов Всероссийской науч.-практ. интернет-конф. (г. Москва, 24 октября 2016 г.). М., 2017. С. 44-46. 13. Гаевская Е.Ю. Уголовное право как средство обеспечения экологической безопасности // Российский юридический журнал. 2015. № 1. С. 117-120. 14. Гиззатуллин Р.Х. Экологическая функция государства: теория и практика реализации. М. : Юрлитинформ, 2016. 442 с. 15. Данилова Н.В. Совершенствование института возмещения экологического вреда // Экологическое право. 2015. № 3. С. 3-7. 16. Демичев А.А., Грачева О.С. Экологическое право : учебник. М. : Прометей, 2017. 467 с. 17. Ивакин В.И., Белецкая Р.И. Теоретические предпосылки эколого-правовой ответственности как новой формы возмещения вреда, причиненного окружающей среде // Сб. материалов Международной науч.- практ. конф. (МИИГАиК, ИЗиСП, 23 марта 2017 г.) / отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2017. С. 11-14. 18. Игнатьева И.А. Актуальные проблемы возмещения вреда окружающей среде (аспекты правового регулирования, судебной практики и реализации государственной политики в области экологического развития) // Экологическое право. 2016. № 4. С. 10-14. 19. Игнатьева И.А. Научные основы интеграции и дифференциации в правовом регулировании экологических отношений: проблема установления предмета исследования // Российский юридический журнал. 2017. № 1. С. 54-57. 20. Карпова Е.С. Административная ответственность за земельные правонарушения : дис. … канд. юрид. наук. М., 2017. 241 с. 21. Кирилловых А.А. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды: проблемы стратегического планирования и правового обеспечения // Право и экономика. 2018. № 1. С. 72-76. 22. Князькин А.Д. Особенности компенсации морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями // Экологическое право. 2013. № 4. С. 12-15. 23. Колбасов О.С. Соотношение административных и экономических методов охраны окружающей среды // Экологическое право и рынок : сборник статей / под ред. М.М. Бринчука и О.Л. Дубовик. М. : Норма, 2016. С. 51-55. 24. Крассов О.И. Земельный участок как объект природы и природный ресурс // Экологическое право. 2013. № 6. С. 8-12. 25. Крассов О.И. Экологическое право : учебник. М. : Норма, 2019. 528 с. 26. Круглов В.В. Об организационно-правовом обеспечении охраны окружающей среды в хозяйственной деятельности предприятий // Российский юридический журнал. 2016. № 6. С. 185-188. 27. Круглов В.В. Правовое и организационное обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды в процессе хозяйственной и природоохранной деятельности в РФ // Бизнес, менеджмент и право. 2016. № 3-4. С. 49-52. 28. Кузьмина Е.Р. Конституционно-правовые механизмы обеспечения защиты окружающей среды в зарубежных странах и Российской Федерации // Право и политика: теоретические и практические проблемы : сборник материалов 5-й Международной научно-практической конференции. (отв. ред. Н.Н. Кулешова). Рязань : Издательство Рязанского государственного университета, 2017. С. 235-238. 29. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М. : ИНФРА-М, 2016. 521 с. 30. Либанова С.Э. Гражданско-правовая ответственность: взыскание убытков. М. : Юрайт, 2019. 171 с. 31. Малиновская А.И. Особенности правового положения юридических лиц как субъектов экологических отношении? // Экологическое право, природоресурсное право и аграрное право. № 14. 2018. С. 223-227. 32. Марченко М.Н. Теория государства и права. М. : Проспект, 2016. 618 с. 33. Общая теория права и государства : учебник / под ред. В.В Лазарева. М. : Юность, 2016. 587 с. 34. Пепеляев С.Г. Комментарий к главе 15 «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений» части первой НК РФ // Налоговый адвокат. № 1. 2017. С. 36-40. 35. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник. М. : БЕК, 2016. 568 с. 36. Петрова Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. М. : Зеркало, 2018. 291 с. 37. Разлив брома в Челябинске мог привести к массовому заболеванию детей // Российская газета. 31 марта 2012 г. [Электронный ресурс]. URL:https://rg.ru/2012/03/31/reg-urfo/deti-brom-anons.html. (дата обращения 30.11.2021). 38. Сергеев А.П. Гражданское право : учеб. в 2 т. Т. 1. М. : Проспект, 2019. 752 с. 39. Суслова Н.В., Добрецов Д.Г. Обеспечение законности в сфере охраны окружающей среды // Законность. 2010. № 9. С. 51-54. 40. Теория государства и права : учебник / под ред. В.Д. Перевалова. М. : Норма, 2017. 341 с.
Отрывок из работы

1 Эколого-правовой статус юридического лица в научной доктрине и законодательстве 1.1 Понятие и содержание эколого-правового статуса юридического лица: развитие теоретических представлений Юридические лица являются, пожалуй, основными и самыми активными природопользователями в Российской Федерации. Поскольку их деятельность и воздействие на окружающую среду осуществляются в различных областях (добыча и переработка полезных ископаемых, лесозаготовка, водопользование), то и риски негативного воздействия на среду подлежат детальному изучению именно в контексте деятельности юридических лиц. Нельзя, конечно же, не отметить и антропогенное воздействие индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Однако, во-первых, среднесписочная численность индивидуальных предпринимателей почти всегда ниже таковой же у юридических лиц, во-вторых, существуют области народного хозяйства, где деятельность индивидуальных предпринимателей законодательно ограничена. Граждане же, в свою очередь, оказывая так же достаточно серьезное антропогенное воздействие на окружающую среду, все же в этом отношении не могут конкурировать с юридическими лицами, в силу наличия у последних гораздо более мощных средств производства и объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. Именно поэтому актуализируется деятельность юридических лиц и вопросы их воздействия на окружающую среду. Известно, что основы правового статуса юридического лица устанавливаются гражданским законодательством. Так, в силу ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) , юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Гражданско-правовое положение юридического лица в российском правопорядке невозможно без рассмотрения его правоспособности, тем более что данная категория непосредственно влияет на возможную деятельность юридического лица, оказывающего негативное влияние на окружающую среду. На основании ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ, Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В силу ст. 52 Гражданского кодекса РФ, учредительные документы (чаще всего – уставы), и определяют основной и дополнительные виды деятельности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных предусмотренных законом видов организаций, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности. В самом общем смысле вид деятельности - это совокупность тех видов работ или оказания услуг, а также реализация товаров и продуктов, которую осуществляет юридическое лицо. Классификация видов деятельности юридических лиц регламентирована законом в виде ОКВЭД – Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. В настоящее время ОКВЭД устанавливается и регулируется Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст. Данный правовой акт содержит в себе практически исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми может заниматься юридическое лицо. Все виды деятельности при этом разбиты на тематические категории, разделы и подразделы. К примеру, раздел В «Добыча полезных ископаемых» содержит в себе категорию 08 «Добыча прочих полезных ископаемых», который, в свою очередь, содержит в себе, к примеру, под категорию 08.11.4 «Добыча и первичная обработка сланцев» . Порядок определения основного вида деятельности юридического лица устанавливается Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 декабря 2014 г. № 742 «О Методических указаниях по определению основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) для формирования сводной официальной статистической информации» . Здесь важно отметить, что, поскольку юридическое лицо имеет право заниматься любым видом деятельности, который не запрещен законом, то отсутствие указания фактического вида деятельности, которая осуществляется, не может считаться правонарушением. В первую очередь ОКВЭД - это инструмент государственного статистического и налогового учета юридических лиц. При этом, если юридическое лицо намерено заниматься видом деятельности, который находит более детальный контроль со стороны государства, то для этих целей ему уже нужна лицензия. Информация о наличии необходимых лицензий и видах осуществляемой деятельности вносится в Единый государственный реестр юридических лиц. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Здесь мы плавно подходим непосредственно к деятельности юридических лиц, негативно влияющих на окружающую среду. Лицензирование является важным инструментом проведения государственной политики в определенной области экономики, а также служит целью предотвращения попадания на рынок некачественной продукции, работ или услуг. В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование представляет собой деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования . На основании п. 2 ст. 2 названного закона, лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Как мы уже выяснили, системообразующим актом в области лицензирования деятельности юридических является Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Статья 12 названного закона содержит в себе широкий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Однако далеко не все из них можно связать с природопользованием. Некоторые другие законы самостоятельно устанавливают необходимость лицензирования и порядок получения таких лицензий. Так, к примеру, ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» гласит, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами . Юридическая литература в настоящее время не содержит такого понятия как эколого-правовой статус юридических лиц. В связи с чем, предлагается, для начала, определить само понятие юридического лица. Юридические лица наряду с Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, а также физическими лицами относятся к субъектам экологических правоотношений, то есть являются носителями экологических прав и обязанностей. Вышеперечисленные субъекты экологических отношений разделяют на публичные и частные . Так, к публичным субъектам относятся Российская Федерация, и субъекты в ее составе, муниципальные образования, от имени которых в экологических правоотношениях выступают соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов . К частным - физические и юридические лица. Вместе с тем, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, выступающие в экологических правоотношениях от имени Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований наделены статусом юридических лиц. В связи с чем, целесообразнее в контексте настоящего исследования, выделять публично-правовые и частно-правовые юридические лица в экологических правоотношениях. В юридической литературе существует несколько точек зрения на проблему экологических прав юридических лиц. Согласно одной из них экологическими правами и обязанностями обладают в основном граждане. Как отмечает М.И. Васильева, «идея о наделении экологическими правами и обязанностями органов власти и юридических лиц возникла по мере накопления опыта защиты прав граждан и публичных экологических интересов». При этом экологические права и обязанности юридических лиц в основе своей имеют только защиту интересов предпринимательского сектора и индивидуальных экологических интересов, что структурно и содержательно не относится к экологическим правам . По мнению О.И. Крассова, напротив, «экологическое законодательство предназначено, в том числе и для юридических лиц, как коллективного субъекта, принимающего и реализующего экологически значимые решения и действия, несущего ответственность за экологические правонарушения» . Также автор справедливо отмечает, что чаще всего участниками экологических правоотношений являются юридические лица, которые выступают в них в качестве хозяйствующих субъектов, организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, лиц, имуществу которых в результате нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды может быть причинен вред . Следующее что нам следует определить, это понятие правового статуса. Под правовым статусом понимают установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей . Элементами правового статуса являются: – правосубъектность; – установленные законом права и обязанности; – гарантии установленных прав; – ответственность субъекта за неисполнение обязанностей. Под экологической правоспособностью юридических лиц понимают его право быть субъектом экологических правоотношений, иметь экологические права и обязанности. Как на то указывает О.И. Крассов: «Под экологической дееспособностью юридических лиц понимается его способность как субъекта экологических правоотношений своими действиями реализовать принадлежащие ему экологические права и обязанности, принимать экологические значимые решения и совершения действий» . Известно, что в силу ч. 3 ст. 49 ГК РФ, правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Вместе с тем, особенностью характеристики экологических правоотношений является момент ее возникновения. В науке экологического права преобладает мнение о том, что юридические лица становятся участниками эколого-правовых отношений с момента предоставления ему в собственность или пользование природных ресурсов, то есть возникновение у него прав на природные ресурсы. Такого подхода, в частности, придерживается А.И. Малиновская: «Наделение юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятельность, правом на использование природного ресурса (и, как следствие – приобретением им статуса участника экологических правоотношений) требует соблюдения таким субъектом обязанностей по использованию самого ресурса. Установленная ответственность в случае несоблюдения правил использования (неиспользование ресурса в течение определенного периода времени, нерациональное его использование, использование не по целевому назначению) говорит о том, что данное право не может рассматриваться как абсолютное право субъекта» . Анализ действующего законодательства позволяет разделить экологические права юридических лиц на 2 основные группы. Первые группы включают в себя общие права на жизнь, связанные с любым правом населения и направленные на то, чтобы тот факт, что они осуществляют экологические значимые действия, будут включать право на защиту окружающей среды, право на охрану окружающей среды, соответствующую информацию, право на защиту естественных прав и законных интересов. Следующую группу экологических прав организаций и предприятий составляют особые права, непосредственно связанные с осуществлением юридическим лицом экологически значимой деятельности, среди которых можно выделить: право собственности на природные ресурсы, ресурсы (право на использовать природные ресурсы). Основным критерием для обеих категорий является признание факта присутствия государственных предприятий в окружающей среде в рамках их хозяйственной деятельности. Нормы экологического права, адресованные его субъектам, юридическим лицам, прежде всего, направлены на охрану окружающей среды, объектов ее составляющих от негативного воздействия, которое оказывается в процессе осуществления им своей хозяйственной деятельности. В связи с чем, основным экологическим правам предприятий по использованию природных ресурсов соотносятся соответствующие обязанности по их охране и рациональному, целевому использованию. Необходимо отметить, что Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) не содержит отдельной статьи, посвященной экологическим обязанностям, впрочем, как и правам, юридических лиц . Нормы закона, устанавливающие экологические обязанности юридических лиц, которые, в свою очередь, вытекают из основных принципов охраны окружающей среды, содержатся в разных главах вышеупомянутого закона и часто имеют отсылочный характер - конкретизируются в Федеральных законах «Об экологической экспертизе» , «Об отходах производства и потребления» , «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , и других нормативно-правовых актах. В таких обстоятельствах мы считаем справедливым разделить экологические обязательства юридических лиц на две категории: обязательства, возникающие в связи с охраной окружающей среды, когда они осуществляют хозяйственную или иную производственную деятельность, и обязательства, связанные с использованием природных ресурсов юридическими лицами. Обязанности юридических лиц могут различаться дифференцироваться в зависимости того, какую именно хозяйственную деятельность они осуществляют. Различаемые в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия угольной, химической промышленности, черной и металлургии, энергетики оказывают разнообразное вредное воздействий на окружающую среду, затрагивают целый комплекс объектов окружающей среды; предприятия обрабатывающей и горнодобывающей промышленности оказывают негативное воздействие преимущественно на отдельные природные ресурсы, что и обуславливает особенности правового регулирования их деятельности в области охраны окружающей среды. Так, на первые возлагаются дополнительные обязанности по охране окружающей среды: предприятие, эксплуатирующее опасный производственный объект обязано страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте ; в отношении последних устанавливаются специальные обязанности по рекультивации нарушенных земель, благоустройству и озеленению отвалов и свалок. Важно отметить, что при установлении прав и обязанностей юридических лиц в области экологического менеджмента необходимо соблюдать баланс между экологическими интересами государства и общества и экономическими интересами хозяйствующих субъектов во избежание противоречий между ними. Большой проблемой, на наш взгляд, является недобросовестная экономическая деятельность юридических лиц, когда увеличение прибыли последних достигается за счет безответственного отношения к вопросам охраны окружающей среды. В таких обстоятельствах экологические проблемы нельзя отделить от необходимости защиты окружающей среды. В рамках исследования эколого-правового статуса нельзя не отметить гарантии экологических прав. В этой связи необходимо отнести к категории его законных интересов. Как указано в юридической литературе, законный интерес представляет собой отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством юридическое дозволение, выражающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях за защитой к компетентным органам, в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным . Так, к законным интересам предприятий можно отнести, например, отсутствие административных барьеров и административного произвола при принятии управленческих решений относительно получения лицензий и разрешений в области природопользования; установление справедливых налогов и сборов в области управления окружающей средой; построение прозрачной и предсказуемой системы государственного контроля и надзора в сфере экологического менеджмента и др. Анализ действующего законодательства позволяет увидеть, что основные положения, касающиеся защиты прав и законных интересов юридических лиц содержатся в нормах главы второй Гражданского кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях , устанавливающим внесудебную форму защиты путем обращения в вышестоящий уполномоченный орган государственной власти. Процессуальное законодательство в лице Гражданского процессуального кодекса РФ , Арбитражного процессуального кодекса РФ , Кодекса административного судопроизводства РФ также содержит в себе важные нормы, направленные на фактическую реализацию и защиту прав и законных интересов юридических лиц в сфере природопользования посредством судебного производства. Исходя из вышеизложенного, право на защиту можно определить как возможность уполномоченного лица применить правоохранительные меры для восстановления своего нарушенного или оспариваемого права. Институт защиты прав и законных интересов юридических лиц реализуется путем обращения в уполномоченные органы исполнительной или судебной власти. Важным элементом эколого-правового статуса юридических лиц является юридическая ответственность. Подробный анализ этого института, а также отдельных видов юридической ответственности за экологические правонарушения будет произведен нами во второй главе настоящей выпускной квалификационной работы. На основании исследования, проведенного в рамках настоящего параграфа, мы можем сделать следующие выводы: 1) под экологическим правовым статусом юридического лица следует понимать совокупность прав и обязанностей юридического лица, установленных законом для обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, включая гарантии реализации своих экологических прав и ответственность за нарушение экологического законодательства. 2) экологические права и обязанности – это закрепленные в нормативных правовых актах права и обязанности предприятий, в отношении их воздействия на окружающую среду и (или) отдельные природные ресурсы, связанные с удовлетворением потребностей предприятий, вызванные спецификой их хозяйственной деятельности, при взаимодействии с ней и, с одной стороны, обеспечением такого удовлетворения, с другой сохранения благоприятного состояния окружающей среды. Экологические права и обязанности юридического лица обеспечивают таким образом баланс публичных и частных интересов в процессе природопользования. 1.2 Экологические права и обязанности юридического лица В рамках данного раздела будут рассмотрены основные экологические права юридических лиц (право на благоприятную окружающую среду, право на охрану окружающей среды, право на доступ к экологически значимой информации, право на защиту экологических прав, право собственности. природных ресурсов, право пользования природными ресурсами (закон о природопользовании)) и их содержание, а также проблемы, связанные с их реализацией. Для целей настоящего исследования под экологическими правами юридических лиц мы предлагаем понимать воздействия юридических лиц на окружающую среду и (или) отдельные природные ресурсы, закрепленные в действующем законодательстве, имеющие правовые основания, связанные с удовлетворением ( или возможное удовлетворение) их потребностей, вызванных спецификой экономической деятельности, при взаимодействии с ней и обеспечении такого удовлетворения. Право на благоприятную окружающую среду. В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона об охране окружающей среды, окружающая среда представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под благоприятной окружающей средой рассматриваемый акт понимает окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов (п. 11 ст. 1 Закона об охране окружающей среды). По мнению М.М. Бринчука, благоприятную окружающую среду целесообразно определять через характеристику ее состояния, а не качества, поскольку «состояние» - более широкое понятие, включающее в себя как качественные, так и количественные характеристики . В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. По отношению к юридическим лицам право на благоприятную окружающую среду проявляется, с одной стороны, в том, что юридическое лицо как коммерческая организация заинтересовано в высоком качестве используемого в процессе ведения хозяйственной деятельности природного ресурса, с другой, - как трудовой коллектив имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, в том числе экологической безопасности в определенных случаях (п. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации). Такую позицию подтверждает и то, что юридические и физические лица имеют право обращаться в суд или арбитражный суд с исками о прекращении экологически вредной деятельности, наносящей вред здоровью и имуществу граждан, национальной экономике и окружающей среде - для защиты своих право на здоровую окружающую среду. Основная проблема, связанная с реализацией права юридических лиц на блОсновная проблема, связанная с реализацией права юридических лиц на благоприятную окружающую среду, заключается в следующем. Факт негативного воздействия на окружающую среду может нанести вред не только окружающей среде, но и ресурсам предприятия. Данное обстоятельство вместе с убытками от простоя производства и упущенной выгоды от использования природных ресурсов, затратами на устранение вредных последствий негативного воздействия на окружающую среду, а также убытками в размере взыскания с предприятия суммы ущерб, нанесенный окружающей среде, может серьезно повлиять на реализацию прав юридического лица на благоприятную окружающую среду . Право на защиту окружающей среды. С правом юридических лиц на благоприятную окружающую среду напрямую связано право на ее охрану. В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на при сохранении и восстановлении окружающей природной среды, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, предотвращении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации его последствий. Право юридических лиц на охрану окружающей среды проявляется в разработке, избрании и утверждении экологической политики предприятия, ее дальнейшей реализации, планировании мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, экологическому прогнозированию, совершенствованию технологий производства, организация экологических услуг, стимулирование природоохранной деятельности сотрудников и обучение и переподготовка кадров в области охраны окружающей среды, учет и отчетность природоохранной деятельности, оценка воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду .
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 72 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 76 страниц
2200 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
2200 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 43 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
2400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg