ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНОГО ПРАВА
1.1. Понятие и сущность принципов уголовного права
Фундаментальной проблемой права, в том числе уголовного, является проблема принципов: их понимания, системы, социальной обусловленности, содержания, значения, реализации.
Л. Л. Кругликов отмечает, что в вопросе принципов уголовного права (законодательства, ответственности) Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. сделал существенный прорыв: во-первых, впервые реализована идея о закреплении непосредственно в законе вопроса о принципах уголовной ответственности; во-вторых, определён их круг; наконец, в-третьих, самим законодателем раскрыто содержание каждого из них (ст. 3-7 УК).
Современная доктрина демонстрирует многообразие подходов к пониманию и определению уголовно-правовых принципов.
В академических словарях принцип (лат. Principium - начало, основа) трактуется как основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т. д. Такое понимание разделяется большинством учёных-правоведов, также определяющих принцип через категорию идеи (предельно обобщённой идеи, начала, образующего элемента и т. п.), концентрирующей и формулирующей содержательную сторону правового института, его сущность.
Г. А. Кригер полагал принципами права «вытекающие из социально-экономической природы, общественного строя и закреплённые в праве идеологические, политические и нравственные начала (руководящие идеи), направляющие регулятивную и охранительную функцию права и определяющие характер, основания и объём применения государственного принуждения и иных мер воздействия».
«Принцип в праве, - пишет В. А. Якушин, - есть руководящая идея, основополагающее начало, отражающее сущность социально-правовой действительности и закрепляющее основные философские, нравственно-этические и социально-правовые положения, на основе которых строятся и формируются правовая доктрина, законотворчество, правоприменительная практика и поведение людей».
Другие учёные точнее, на наш взгляд, определяют принципы права (законодательства) через более конкретизированное понятие требования (совокупности требований); предельно обобщённые идеи, выражающие обязательные требования, на которых строятся уголовное право и уголовно-правовая политика.
В.Д. Филимонов рассматривает принципы уголовного права как выраженные в уголовном законодательстве требования к законотворческой, правоприменительной деятельности и к поведению граждан, обусловленные указаниями международно-правовых актов о правах человека, Конституции Российской Федерации, а также задачами борьбы с преступностью и представляющие собой положения, определяющие содержание всей или значительной совокупности правовых норм и интегрирующие их в единую систему уголовного права». Б. Т. Разгильдиев определяет уголовно-правовой принцип как выраженную в уголовно-правовой форме совокупность нравственных требований, предъявляемых обществом, его членами к государственной власти по принятию ею уголовных законов, их применению, исполнению гражданами в части обеспечения уголовно-правовой охраны прав, свобод, не противоречащих закону интересов личности, законных интересов общества и государства. Учёный подчёркивает, что юридическая природа уголовно-правовых принципов... заключается во внедрении нравственности в уголовное законодательство для определения ею (нравственностью) границ действия УК РФ.
Справедливо отмечается также идеологическая и политическая составляющие принципов.
Между тем, как верно замечает Т. Р. Сабитов, в теории советского права признаки (свойства) правовых принципов подробно не разрабатывались, а среди них, как правило, упоминались следующие: 1) принципы права - это его сквозные идеи; 2) они выражают основы права, закрепляемые в нём закономерности общественной жизни; 3) реально выражены в самой материи права; 4) имеют самостоятельное регулирующее значение. Чуть позже назывались: универсальность, поскольку принципами пронизана вся юридическая материя и они должны учитываться в любой ситуации; высшая императивность, означающая то, что непререкаемая обязательность принципов сильнее предписаний, которые не считаются принципами; особая общезначимость, заключающаяся в том, что претворение их в жизнь имеет важнейшее значение для всего общества. В целом же, следует согласиться с Т. Р. Сабитовым, единого понимания того, какими признаками должен обладать правовой принцип, не сложилось: у каждого автора свой набор и своё количество признаков, лишь некоторые из них совпадают.
Н. А. Лопашенко приходит к выводу, что принципы уголовного права: 1) выявляют внутренние объективные закономерности уголовного права и потому сами являются объективными принципами; 2) основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и законодательства; 3) направляют уголовное право в русло решения охранительной и предупредительной задач; 4) имеют «сквозной характер», выполняют интегрирующую роль (пронизывают всё уголовное право и законодательство, проявляются во всех уголовно-правовых институтах, действуют на уровне законодательства и правоприменения); 5) обладают высшей императивностью и общезначимостью; 6) обеспечивают эффективность уголовного права и уголовной политики.
В.Д. Филимонов выделяет признаки, характеризующие содержание и способ реализации принципа уголовного права: это, во-первых, его начальное и отправное положение, которое определяет содержание или всей совокупности норм уголовного права, или значительной их части, во-вторых, требование, обязательное для законодателя, правоприменительных органов и граждан в сфере борьбы с преступностью, в-третьих, имеет для уголовного права сквозной характер, так как пронизывает содержание или всех его норм (например, принципы законности, равенства граждан перед законом), или большую их часть (например, принципы вины, гуманизма), в-четвертых, носит устойчивый характер, выражая сформировавшееся отношение законодателя к утвердившимся в стране социальным ценностям, наконец, в-пятых, такое положение, которое получило юридическое выражение путём закрепления в уголовно-правовых нормах и без которого оно потеряло бы свой правовой характер.
Т. Р. Сабитов к конституирующим относит следующие признаки уголовно-правовых принципов: 1) нормативность; 2) обусловленность человеческой деятельностью; 3) научная обоснованность; 4) идеологическая выраженность; 5) универсальность; 6) императивность; 7) политическая обоснованность; 8) системность.
Обращается внимание на тесную взаимосвязь и взаимообусловленность принципов.
Однако некоторые признаки, которыми «наделяются» уголовно-правовые принципы, трудно признать конститутивными свойствами (качествами) последних.
Многие авторы, как показано выше, указывают на такой признак принципов, как их устойчивый характер (незыблемость). Между тем «устойчивость» принципов весьма относительна и ограничена, что предопределено в первую очередь социально-экономической, идеолого-политической обусловленностью последних.
По этим же соображениям необоснованным видится признание универсального характера правовых (в том числе уголовно-правовых) принципов. «Незыблемость» и «универсальность» выступают скорее в качестве переменных, факультативных характеристик принципов, поскольку их содержание - даже при неизменности наименования - может кардинально изменяться даже в течение относительно небольшого отрезка времени (принципы демократизма, личной ответственности).
Более того, даже действующие, обще-признаваемые, законодательно закреплённые уголовно-правовые принципы зачастую трактуются не просто неединообразно, но и взаимоисключающе (принципы справедливости, гуманизма). Последнее во многом предопределено культурными особенностями не только на индивидуальном уровне, но и на уровне социальных групп, и тем более глобальном уровне (национальном, государственном, межгосударственном).
Таким образом, признаками уголовно-правовых принципов являются: 1) объективная обусловленность (прежде всего социальная, в том числе нравственная и идеолого-политическая, и экономическая); 2) научная обоснованность; 3) обязательность (императивность).
Уголовно-правовые принципы выполняют: 1) обеспечительную функцию (обеспечение эффективности уголовного закона и правоприменительной деятельности через закрепление и достижение целей уголовного законодательства); 2) интегративную функцию (через определение содержания и обеспечение системности законодательства); 3) генерирующую функцию (определение вектора развития уголовного законодательства).
Принципы уголовного права, таким образом, возможно определить как объективные, социально обусловленные, научно обоснованные, обязательные для законодательных и правоприменительных органов интегративные требования нравственного, идеолого-политического характера, определяющие содержание, стратегию развития и обеспечивающие системность уголовного законодательства, направленные на выполнение его задач.
Таким образом, уголовно-правовые принципы, закрепленные в УК РФ, должны пониматься в роли действующих норм, на основе которых должны решаться проблемы и задачи, возникающие в рамках законотворчества и практического правосудия, а также должно строиться отечественное законодательство в целом.
1.2 Общая характеристика системы принципов уголовного права
Принципы права - основные и руководящие идеи, направляющие правовое регулирование. С точки зрения общей теории права, в принципах раскрываются и конкретизируются сущность и социальное назначение права как уровня человеческого знания.
В юридической литературе отражены разнообразные подходы к определению системы принципов. Г.А. Кригер предлагал разделить принципы на три группы - общие, межотраслевые и отраслевые. П.А. Фефелов, основываясь на функциональной направленности, выделяет среди принципов уголовного права основные и регулятивные.
Однако в теории уголовного права существовало классическое разделение принципов на общеправовые и специальные. Данный подход использовался при разработке теоретической модели Уголовного кодекса, осуществлен Институтом государства и права АН СССР в середине 80-х гг. В систему специфических принципов уголовного права авторы модели предлагали включить:
1) законность;
2) равенство граждан перед законом;
3) принцип личной ответственности;
4) принцип виновной ответственности;
5) принцип неотвратимости ответственности;
6) гуманизм;
7) справедливость ответственности;
8) демократизм.
Основываясь на данной градации принципов, С.Г. Келина предлагала закрепить в качестве принципов уголовного права равенство перед законом, личную и виновную ответственность, справедливость ответственности, законность и другие положения. При этом автор утверждает, что «...эти принципы выражают специфику предмета и метода уголовного права, т.е. юридическое своеобразие именно данной отрасли».
В.Д. Филимонов, систематизируя принципы по содержанию и структуре, выделяет следующие их группы:
1) принципы, определяющие содержание и систему правовых норм Особенной части уголовного права, - охрана личности, общества и государства и принцип систематизации правовых норм по охраняемым объектам;
2) принципы уголовной ответственности - конституционные принципы уголовной ответственности (законности, равенства граждан перед законом, ответственности за совершенное преступление, ответственности за общественно опасное деяние и его общественно опасные последствия, вины, справедливости, гуманизма) и иные принципы уголовной ответственности (неотвратимости уголовной ответственности и стимулирования предупреждения преступлений, их общественно опасных последствий и исправления осужденных).
Вместе с тем ряд ученых, обсуждая вопрос о градации принципов, не дают четкого разграничения между содержанием общеправовых и специальных принципов. П.С. Дагель и А.В. Наумов указывают, что нет специфических уголовно-правовых принципов, поскольку общеправовые принципы действуют через отраслевые, а специфические отраслевые являются преломлением общеправовых. Г.А. Кригер писал, что «...общеправовые, межотраслевые и специальные принципы, выступая как система и соотносясь как общее и особенное, взаимно дополняют друг друга и конкретизируют заложенные в них идеи, причем все они выступают в единстве. Только в таком случае эти принципы могут максимально способствовать развитию регулируемых ими социалистических общественных отношений». Развивая данную мысль, В.Н Кудрявцев и С.Г. Келина отмечают: «Представляются малоплодотворными усилия выделить отраслевые принципы, т.е. уголовно-правовые принципы в "чистом" виде. Общие, межотраслевые и отраслевые принципы соотносятся между собой как диалектические категории общего, особенного и единичного».
Учитывая различный подход авторов к систематизации принципов, представляется возможным вывод, что специализация или избирательность принципов уголовного права по отношению к различным этапам реализации уголовной ответственности неправомерна, т.к. уголовное законодательство Российской Федерации закрепляет принципы, которые носят универсальный характер для уголовного права как отрасли права.
Систематизация принципов уголовного права имеет доктринальный характер и должна рассматриваться через систему норм, закрепленных в законодательстве, направленных на поддержание социального контроля посредством мер уголовно-правового характера.
Принципы уголовного права, в отличие от принципов законодательства, прошли длительную социальную эволюцию и воспринимаются как основные идеи, выработанные обществом. Независимо от того, закреплены принципы права или нет в специальных статьях закона, они в полной мере выполняют регулятивно-охранительные функции. Однако сам факт декларации принципов в нормах Уголовного кодекса РФ, бесспорно, повышает их значение, гарантируя охрану и соблюдение в обществе основных социальных ценностей. Они, как и другие нормы, обязательны для всех участников уголовно-правовых отношений (обращены к законодателю, правоприменителю, потенциальным правонарушителям, их жертвам и ко всем гражданам, оказавшимся вовлеченными в уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные правоотношения).
В действующем УК РФ законодатель закрепил пять принципов: законности (ст. 3), равенства граждан перед законом (ст. 4), вины (ст. 5), справедливости (ст. 6), гуманизма (ст. 7).
При анализе принципа законности с общеправовых и конституционных позиций не вызывает никаких сомнений тот факт, что он оказывает воздействие на каждом из этапов правового регулирования. Ведь именно законность указывает на принадлежность любого нормативно-правового акта к числу необходимых для нормальной жизнедеятельности личности, общества и государства в целом и определяет обязательность их для исполнения. В качестве примера можно привести действие принципа законности относительно выбора способов и приемов имплементации общепризнанных принципов и норм международного права в УК РФ. Так как «...принцип законности в данном случае находится в тесной взаимосвязи с общеправовыми принципами гуманизма и справедливости, поскольку именно на этих принципах основаны уголовно-правовые положения о гуманизме и справедливости». То есть применение норм международного права не должно нарушать установленные принципы российского законодательства, таким образом, применение норм международного права, нарушающих основополагающие принципы, будет, соответственно, и нарушением законности. Некоторые из норм уголовного законодательства непосредственно содержат ссылку на применение международных договоров. Так, согласно ст. 356 УК РФ запрещенные средства и методы войны, применение которых образует состав преступления, определяются международным договором Российской Федерации (прежде всего Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г., ратифицированными СССР в 1954 г., двумя дополнительными протоколами к ним, ратифицированными СССР в 1989 г.). Таким образом, уголовному преследованию будут подвергаться все лица, совершившие подобные деяния на территории Российской Федерации, в полном соответствии как с принципом законности, так и в соответствии с принципами гуманизма и справедливости при назначении наказания военным преступникам.
Рассматривая вопрос о системе принципов уголовного законодательства, необходимо учитывать последовательность их участия в правоприменении.
При этом принцип законности определяет область применения других уголовно-правовых принципов. Так, первоначально определяется уголовно-правовой запрет, при этом норма принимается с учетом законодательно определенных принципов. В то же время, указывая на недопустимость применения закона по аналогии (принцип законности), данное положение связывается как с принципом справедливости, обеспечивая связь лишь с законодательно конкретизированными преступлениями и исключительно лицами, их совершившими, так и с принципом вины, т.к. не допускает объективного вменения. Затем, в соответствии с принципом справедливости, при нарушении указанного в законе запрета определяются общие начала индивидуализации наказания и применения иных мер уголовно-правового характера, способствуя установлению соразмерности степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного. Вместе с тем в соответствии с принципом равенства всех перед законом лицо, виновное в совершении преступления, подлежит ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.д. Принцип гуманизма, определяя, что предусмотренные уголовным законом наказания и иные меры уголовно-правового характера не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства, наполняет принцип законности социальным содержанием.
Содержательные принципы (справедливости, равенства, вины и гуманизма) предопределяют содержание уголовно-правовой нормы, а принцип законности по отношению к ним является служебным, обеспечивая их точное выражение. Данное обстоятельство и позволяло ставить принцип законности на первое место в системе принципов уголовного законодательства.
Принцип законности, являясь формой выражения других принципов уголовного права, не только обеспечивает их законодательное выражение, но и регулирует (ограничивает) сферу деятельности данных принципов. Например, принцип равенства всех перед законом содержит в себе социально-физиологические критерии личности, такие как свобода вероисповедания, убеждения, принадлежность к общественным объединениям и т.д. К таким критериям можно отнести создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, однако такие общественные объединения запрещены законом (ст. 239 УК РФ) и, соответственно, не имеет смысла спорить об их законности и равенстве с незапрещенными объединениями. Таким образом, можно утверждать, что принцип законности, являясь формой выражения других принципов, может не только закреплять действие их в законе, но и ограничивать пределы действия. Однако при этом не стоит забывать и о том, что существует и обратная связь, выражающаяся в несоответствии требованиям законности норм, попирающих другие принципы.
Так, связь между принципами уголовного права может осуществляться посредством универсальной категории - справедливость. Как отмечает В.В. Мальцев, «...принцип справедливости - наиболее насыщенный и широкий в социальном плане - по своим уравнивающей и распределяющей сторонам предопределяет содержание принципов равенства и гуманизма. Принцип равенства в свою очередь обуславливает основания принципа вины. Ведь последний есть не что иное как субъективное (внутреннее, психологическое) основание равенства граждан в уголовном праве. Поскольку уголовно-правовое содержание справедливости (как и принцип равенства по отношению к принципу вины) может быть и не исчерпанным в принципах равенства и гуманизма, не исключается и прямое влияние справедливости (конечно, и принципа равенства) на принцип законности. Между тем, так или иначе (прямо или опосредованно), все содержательные принципы уголовного права (справедливости, равенства, вины и гуманизма) воздействуют на содержание уголовного законодательства только через посредство формального (служебного, функционального) принципа законности».
Соглашаясь с мнением профессора В.В. Мальцева о «верховенстве» принципа справедливости, его экстраординарности и значении в содержании данного принципа социальной справедливости как одной из категорий общественного сознания, хотелось бы отметить, что принцип справедливости предопределяет содержание ординарных принципов, к числу которых мы относим следующие принципы: вины, равенства и гуманизма. Соответственно, последние, в свою очередь, реализуя уравнивающую и распределяющую сторону социальной справедливости, обусловливают содержание принципа вины. Поведение лица в момент совершения общественно опасного деяния основывается на сознательном, свободном и равном выборе, т.е. «субъективном» основании равенства граждан перед законом. Вместе с тем выбор поведения определятся системой идей и взглядов на социальные ценности, выработанные в обществе. Ни в коей мере не отрицая активной роли сознания личности в генезисе его поведения в момент совершения общественно опасного деяния, его свободе выбора между преступным и непреступным видом поведения, нужно заметить, что в совершении преступления есть степень ответственности и общества. Поэтому оценка поведения лица при совершении общественно опасного деяния должна основываться только на гуманных идеях, присущих данному обществу. В иерархии принципов уголовного права принцип законности как единое основание нормативного закрепления идей, выраженных в этих принципах, является неординарным.
Поэтому представляется необходимым изменение порядка расположения норм о принципах в УК РФ. В связи с «верховенством» принципа справедливости, его экстраординарностью и значением необходимо поставить его на первое место в системе принципов уголовного законодательства.
Справедливость как наиболее значимая и содержательная идея реализуется в уголовном законодательстве через свои уравнивающие (принцип равенства) и распределяющие (принцип гуманизма) стороны, соответственно, норма, формулирующая принцип равенства перед законом и судом, должна находиться на втором месте в системе принципов.
Третьей в этом ряду должна стоять норма, определяющая принцип гуманизма, ибо именно гуманистическая составляющая справедливости существенно влияет как на широту и жесткость криминализации общественно опасных деяний, систему и виды наказаний, так и на выбор окончательной меры наказания по всякому уголовному делу.
Принцип вины, выступающий одним из проявлений принципа равенства в системе принципов уголовного законодательства, занимает четвертое место.
Соответственно, объединяет все принципы в единую систему и одновременно завершает ее принцип законности, являясь средством (формой) выражения других принципов.
ГЛАВА 2.ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Принцип законности
Большинство юристов в настоящее время признают сложный характер законности. Разносторонний и многоплановый подход к определению законности находит поддержку у многих исследователей.
Так, В.С. Афанасьев и Н.Л. Гранат пишут, что законность - это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и подзаконных актах, всеми участниками общественных отношений.
Другое определение законности сформулировал Н.В. Витрук: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве».
Исследуя вопросы законности, В.И. Шинд раскрывает данное понятие как «определенное состояние безопасности, стабильности, «общественного здоровья» государства».
Наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности, получил тот момент, что законность неотделима от общеобязательности права. Главное здесь - требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных правовых актов. Иными словами, законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т.е. обеспечения правомерного поведения всех их участников.
Термины «законность» и «принцип законности» нередко употребляют как синонимы. Серьезных возражений это не вызывает. В то же время, как правильно подчеркивает А.Т. Боннер, «понятие законности шире понятия «принцип законности».
Далее автор указывает, что принцип или идея законности входит в качестве одного из составных компонентов в более широкое понятие законности.
От общего понятия законности, от общеправового принципа законности следует отличать процессуальный принцип законности, который в судопроизводстве имеет свои самостоятельные правовые гарантии и, следовательно, может рассматриваться как принцип отрасли права.