Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Роль правосознания в правовой системе российского общества

rock_legenda 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.03.2022
Целью данной работы является изучение и анализ понятия правосознания, рассмотрение видов, структуры, основных проблем правового сознания и воз-можных путей их разрешения. Для достижения цели в работе будут решены следующие задачи: 1) Раскрыть понятие и роль 2) Изучить структуру, виды и функции правосознания 3) Проанализировать основные проблемы формирования и повышения правосознания в России. Объект исследования - правосознание как форма общественного сознания. При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод си-стемного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения. Структура курсовой работы определена в соответствии с целью и задача-ми исследования, и включает в себя: титульный лист, оглавление, введение, два раздела, заключение, список использованной литературы.
Введение

Правосознание представляет собой основу правовой жизни, как отдельно-го государства, так и всего общества в целом. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах и развивалось вместе с ним. На правосознание как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано с политическим сознанием, моралью, религией, философией. Исследования многих философов и юристов в этой области составили значительные труды. Правосознание теснейшим образом сопряжено с философ-скими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Русский правовед И.А. Ильин рассматривал правосознание как совокуп-ность воззрений на право, на государство. На всю организацию общественной жизни. Например, он считал. Что форма правления в государстве определяется, прежде всего, монархическим или республиканским правосознанием народа. И.А. Ильин подчеркивал. Что человек без правосознания будет жить собствен-ным произволом и терпеть произвол от других. В данной работе исследован вопрос о сущности правосознания. Дело в том, что в последнее время многие учёные правоведы стали выделять правосо-знание в отдельную отрасль правовой науки. Объясняя это непреходящим зна-чением феномена правосознания в системе форм общественного сознания и огромным влиянием его на правовую действительность. Тема данной работы имеет значительную актуальность в современном обществе. Это обусловлено некоторыми факторами: 1) В современных условиях построения в России правового государства, важнейшим признаком, показателем его становления, выступает состояние пра-вового сознания общества. 2) Проблема несформированности системы правового воспитания и обу-чения населения, в частности - молодого поколения 3) Воспитание правосознания граждан - необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цель и задачи иссле-дования, проведенного в рамках выбранной темы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ПРАВОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕ-НИЕ 5 1.1 Понятие, функции и признаки правосознания 5 1.2 Структура и виды правосознания 11 2 Роль правосознания в правовой системе российского общества 16 2.1 Правосознание и право в российском обществе 16 2.2 Проблемы повышения правосознания граждан России 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 29.05.2017) Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28.12.2012 N 272-ФЗ [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139994/ (дата обращения 30.05.2017) 2. С.С. Алексеев, Собрание сочинений. В 10 т. Т. 2. Специальные во-просы правоведения. М.: Статут, 2019. 471 с. 3. А.В Баранов, К вопросу о понятии и месте специализированных норм в системе российского права / Вестник Омского университета. Серия: Пра-во. 2017. № 1 (50). С. 22-30. 4. Е. С Богданова, А. В. Лошкарев, Соотношение норм права и нрав-ственности // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 3-5. 5. Ю.П. Боруленков, Методологический статус герменевтики в юриди-ческом познании // Юридическая наука: история и современность. 2019. №7. — С.189-199. 6. Н.В.Валуйсков, , Императивные и диспозитивные нормы в системе общего права / Апробация. 2017. № 1 (52). С. 56-57. 7. А. С. Глаголева, Понятие нормы права и ее значение в юридической науке // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2019. — С. 3-5. 8. П.А. Гук, Судебное толкование норм права / Журнал российского права. 2019. № 8 (236). С. 72-78. 9. А.Г. Гулик, Соотношение понимания норм права и правопонимания в герменевтике в юридической науке / Дневник науки. 2017. № 4 (4). С. 14. 10. Я.В.Гуменюк Структура нормы права / Вектор науки Тольяттинско-го государственного университета. Серия: Юридические науки. 2019. № 4 (27). С. 44-46. 11. С.А. Денисов, Проблемы коллизий норм в конституционном праве / Юридическая техника. 2017. № 11. С. 414-421. 12. О.Ю. Дроздова, Понятие структуры нормы права и ее элементы / Современные проблемы права, экономики и управления. 2018. № 2 (3). С. 81-86. 13. Г.Ш. Ибрагимова, Правовой менталитет в аспекте реализации норм права / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 3-4. С. 67-69. 14. И.А. Иванников, Общая теория государства и права: Уч. пособие. М.: Дашков и К, 2019. – 654с. 15. Р.Р.Карданов, , Шхагапсоева, М.Х. Понимание нормы права в наци-ональном законодательстве и международном праве / Историческая и социаль-но-образовательная мысль. 2018. Т. 8. № 6-1. С. 142-145. 16. С.А. Кулабина, Основные проблемы применения права / Современ-ные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 2-6. С. 91-94. Поляков, С.Б. Алгоритм определения коллизий норм права в правоприменении / Юриди-ческая техника. 2017. № 11. С. 271-279. 17. В.В. Попов, К вопросу о структуре правовой нормы / Вестник Вол-гоградской академии МВД России. 2019. № 1 (36). С. 10-15. 18. С.И. Пунченко, О классификации видов эффективности норм права / Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2018. № 1 (69). С. 126-131. 19. Л.П. Рассказов, Теория государства и права: углубленный курс. Учебник. — РИОР: ИНФРА-М, 2019. — 559 с. 20. И.Н.Сенякин, , Н.И. Сухова, Неисполнимые нормы Российского права / Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 1 (114). С. 27-36. 21. И.Н.Сенякин, Н.И. Сухова, Юридические коллизии как причина не-исполнимости норм права / Юридическая техника. 2017. № 11. С. 302-307. 22. К.Е. Торчилин, Общие функции императивных норм права / Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 2 (115). С. 32-38. 23. К.А.Федотова , В.В. Сафронов, Анализ особенностей толкования норм права / Вестник научных конференций. 2019. № 5-4 (9). С. 284-286. 24. М.У. Цагараева, Формальность норм права / Электронный мульти-дисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука. 2019. № 10. С. 437-445. 25. В. П. Шаганенко, Структура системы права // Право: история, тео-рия, практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2020. — С. 9-19.
Отрывок из работы

1 ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ПРАВОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 1.1 Понятие, функции и признаки правосознания Правосознание - одна из форм общественного сознания наряду с полити-ческим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий их мир, объ-ективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (об-ласть) отражения. У правосознания - это право, правовая действительность. Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осо-знают, каким хотели бы видеть право в идеале. Место и роль правосознания в механизме правового регулирования правосознание - одно из выражений социальной активности людей, их коллективов, групп, общества в целом; оно находится в глубоком единстве с господствующей правовой идеологией; правосознание играет ведущую роль в процессе формирования права как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений; правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм; правосознание выполняет важные функции в процессе применения право-вых норм должностными лицами. Структура правосознания: идеологический элемент (представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин; это часть идеологии вообще как собира-тельного понятия. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеоло-гии); психологический элемент (нередко рассматривается как исходное, корне-вое начало; это чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Имеется в виду эмпи-рический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным пу-тем. Правосознание как способ духовного осознания правовой действительно-сти и ее изменения в соответствии с представлениями о желаемом правовом по-рядке обладает рядом признаков: правосознание является специфической формой общественного сознания, в которой экономические, социальные, политические и иные интересы осозна-ются как правовые; содержание правосознания составляют идеи, теории, чувства, настроения, эмоции, концепции, на основе которых выражается отношение людей к дей-ствующему и желаемому праву; правосознание включает в себя как отношение к прошлому и действую-щему праву, так и представления о желаемом правовом порядке; правосознание сопоставимо с источниками права, ибо оно составляет си-стему общепризнанных идеалов, ценностей, идей, признаков; носителями правосознания выступают субъекты права; правосознание является внутренним мотивом правового поведения; правосознание, в отличие от морального, политического и иных видов общественного сознания, представляет собой более четкую, определенную и жесткую систему взглядов и представлений, поскольку оно основано на нормах права. Причем психологический настрой может быть не только индивидуаль-ным. Если определенные настроения получают массовое распространение, то говорят о социальных чувствах, которые могут иметь как всеобщий, так и груп-повой характер). 1.2 Структура и виды правосознания Структура правосознания – это его внутреннее строение, его составные элементы. В нем можно выделить правовую идеологию, правовую мораль и правовую психологию. Правовая идеология – это совокупность идей, теорий, концепций, в кото-рых выражено отношение к праву. Примером теоретических концепций, явля-ющихся ее составными частями, могут служить: теория о сущности и социаль-ной ценности права, учение об индивидуальных правах личности, и теория раз-деления властей и т.д. Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это система-тизированное научное выражение правовых взглядов, идей, требований. В пра-вовой идеологии отражение правовой жизни происходит на уровне ее теорети-ческого, научного анализа и обобщения правовых явлений на основе глубоких юридических знаний. Содержание правовой идеологии обусловлено также це-лым комплексом конкретно исторических факторов: достигнутым уровнем со-циально-экономического и культурного развития общества, сложившейся пра-вовой системой и системой государственной власти, социальной структурой общества, соотношением интересов различных социальных групп, националь-ными традициями и т.п. В отличие от правовой идеологии, правовая психология складывается стихийно, в виде настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отно-шение к действующему праву (например, неприятие беззакония, чувства спра-ведливости, страха перед уголовным наказанием и т.п.). Существование право-вой психологии связано с присущей человеческой психике способностью эмо-ционально реагировать на внешние явления. Правовая психология личности связана с внутренней мотивацией поведения. Правовые чувства, эмоции в значительной мере формируются под влия-нием общения с другими людьми. Находясь в том или ином окружении, чело-век подчас думает и чувствует иначе, чем, если бы он был изолирован от других людей. Поэтому определение социально-ценностных ориентаций соответству-ющих групп (коллективов) имеет большое значение для выявления уровня пра-восознания конкретных индивидов. В правовой психологии есть более и менее стойкие компоненты. Первые из них реализуются через соблюдение обычаев, традиций и всего, что вошло в привычку людей. Например, сложившиеся в обществе нравственные ценности служат ориентиром поведения. Подвижной частью правовой психологии можно считать настроения. Они всегда активны, одобряют или, напротив, отрицают что-либо. Но настроениями можно сознательно руководить, поскольку они поддаются идейному воздействию. Важнейшее звено правовой психологии – самооценка личности, то есть умение критически оценивать свое поведение с точки зрения его соответствия требованиям действующего права. Самооценка может выражаться в виде чув-ства удовлетворения своими поступками или, наоборот, отрицательного отно-шения к ним. Следует особо подчеркнуть, что правовую психологию нельзя рассматри-вать как нечто второразрядное по отношению к правовой идеологии. Это – две взаимодействующие части правосознания, оказывающие друг на друга значи-тельное воздействие. От характера и уровня идеологической подготовки лично-сти зависит, например, в какой мере она стремится контролировать свои эмоции и чувства. С другой стороны, развитие правовой идеологии тесно связано с пра-вовой психологией. Правовая психология индивида во многом предопределяет выдвигаемые им идеи, а также отношение к существующей правовой идеологии. В своем движении к практике правосознание выступает одновременно и той, и другой своей составляющей. Содержащиеся в правовой идеологии идеи и принципы являются одной из внешних форм (способов) социального контроля за деятельностью людей. Внутренними стимулами и регуляторами поведения человека являются его чувства и убеждения. Высшими формами психологиче-ской регуляции выступают мотивы правового поведения и воля. Уместно показать отличие и взаимосвязь правовой психологии и идеоло-гии. Правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действи-тельности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действитель-ность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринима-ет субъект. Правовая идеология – на уровне присущей ей закономерностей, вы-ходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более про-двинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идео-логия медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глу-бокого изучения требуется время. Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проде-лать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой пси-хологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества. С учетом изложенного правосознание можно определить как совокуп-ность настроений и чувств, представлений, взглядов и теоретических концепций относительно сущности и содержания права, а также действий по реализации правовых норм. В качестве составного элемента правосознания можно выделить правовую мораль. Это представления людей о действующем праве, его реализации и раз-вития с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает юридические явления через нравствен-ные представления, требования о добром и справедливом. Именно с позиции этих моральных принципов и требований правосознание оценивает правовые установления, правовую деятельность. Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологи-ческие элементы правосознания приобретают характер установки к определен-ному образу поведения. Это обстоятельство подтверждается и фактом суще-ствования в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающим нрав-ственным критериям. 2 РОЛЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 2.1 Правосознание и право в российском обществе Как следует из Конституции РФ, конструкция новой системы современно-го российского общества предполагает формирование гражданского государ-ства, основанного на приоритете права. Однако правовое государство невоз-можно построить без соответствующей социальной базы, которая должна опи-раться на сознание людей, живущих в данном обществе. Отсутствие социальной базы препятствует формированию правового государства. Для формирования в недрах гражданского общества демократического правового государства необходимо, чтобы в его лоне родилось такое обще-ственное сознание, которое было бы проникнуто уважением к праву, чтобы это уважение привело к такому состоянию всего общества, при котором оно в це-лом будет «пронизано» юридическими принципами и понятиями. В идеальном государстве, полагал Гегель, происходит своего рода синтез, слияние двух начал: его парадигма государственности рассматривает индивида в двух ипостасях: как единицу гражданского общества и как сознательного граж-данина государства. Что такое правосознание: Во-первых, правосознание есть специфическая форма общественного со-знания. Оно включает в себя правовые знания людей, их мышление, чувства и эмоции, а также определяет их отношение к окружающим правовым явлениям. Во-вторых, правосознание порождено объективными условиями жизни людей, оно на всех этапах исторического развития является продуктом отраже-ния их общественного бытия. В-третьих, правосознание является важнейшим регулятором поведения человека в обществе. Изучая поведение отдельного человека, социальных групп, общества в целом, мы, так или иначе, сталкиваемся с явлениями правово-го осознания различного рода социальных отношений (власти и подчинения, бедности и богатства и т.п.). В-четвертых, отражая объективные потребности общественного развития, правосознание придает человеческой деятельности в сфере действия права и общественных отношений целенаправленный характер, что позволяет направ-лять поведение людей в целях достижения поставленных обществом и конкрет-ной личностью задач. В-пятых, правосознание является одной из форм человеческой жизни. Ни один из видов человеческой деятельности не мыслим без ее оценки сознанием личности. Никакая деятельность не мыслима вне сознания. Безусловно, самосо-знание подвержено влиянию (и очень сильному) со стороны социальной дей-ствительности, но и сама действительность является воплощением мыслей и идей тех же личностей. Аккумулируя характеристики правосознания, можно сказать, что правосо-знание в многообразии форм своего проявления оказывает регулятивное влия-ние на функционирование всей социальной системы в целом. В настоящее время российское общество находится в переходном периоде развития. Кризисное состояние российского правосознания может привести к кризису всей государственно-правовой системы. Для выяснения причин этого кризиса необходимо обратиться к факторам, которые в той или иной степени оказали влияние на формирование этнических особенностей русского, а затем российского правосознания. Анализ этих факторов позволяет сказать, что на его формирование наряду с общими обусловливающими факторами, существенное влияние оказывают этнические особенности каждого народа. Этнические и национальные особенности русского народа во многом определяют состояние мировоззрения и уровень правосознания всего населения современной России. Русский народ всегда был цементирующим, объединяющим элементом в рос-сийском многонациональном государстве, именно он связывал собой различные национальности, населяющие Россию, выступал миротворцем в межэтнических конфликтах. Не случайно там, где происходит ослабление роли русского право-сознания, культуры, русской толерантности, возникают межнациональные кон-фликты. Это позволяет сказать, что причины современного общего кризиса пра-восознания в значительной степени связаны с деформацией правосознания и в целом мировоззрения русского народа. К особенностям русской культуры, оказывающим существенное влияние на специфику современного российского правосознания, также следует отнести противоречивость и сложность, обусловленные тем, что Россия является точкой пересечения двух потоков мировой истории - Востока и Запада. Русская культу-ра не может считаться чисто европейской или чисто азиатской. Для обозначения этого феномена часто используют термин «евразийская культура». Основной особенностью русского общественного сознания и правосознания, в частности, является этикоцентризм, то есть подчинение права более высоким, нравствен-ным и религиозным ценностям. Именно поэтому западноевропейский индивиду-алистический идеал правового государства никогда не выступал в российском правосознании в качестве общественного идеала. С последним чаще связыва-лись представления о царстве «правды», чем права. Соборный характер этой «правды» также является отличительной чертой правосознания российского общества. Это во многом объясняет отсутствие в русской правовой идеологии культа прав человека, столь характерного для западноевропейской правовой мысли, как и связанного с ним культового отношения к славе (цель самоутвер-ждения) и к богатству. Другой чертой, отражающей специфику российского правосознания, является его слабость, историческая несформированность, соци-альная «некоренность». Эта слабость выражается в том, что закон в историче-ском развитии России всегда воспринимался как чуждая, внешняя и давящая сверху сила (из-под которой простому человеку надо уметь увертываться), в нем никогда не видели права самого гражданина, гарантированное государством и обществом. Это объясняется тем, что закон в России и до и во время Совет-ской власти был государственно ориентированным и государство защищающим. Очень точно подметил подобное отношение нашего народа к праву и за-конам А.И. Герцен, указав, что «он подчиняется им как силе». При таком отно-шении к праву понятие «свобода» отождествляется с вседозволенностью и анархией. Действительно, как только сила государственной власти в России ослабе-вала, наступало смутное время. Разгорался национальный сепаратизм, росла преступность, наблюдались апатия и растерянность, происходил общий упадок экономики, культуры, образования и в целом государственности.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 38 страниц
700 руб.
Курсовая работа, Социология, 21 страница
500 руб.
Курсовая работа, Социология, 31 страница
2500 руб.
Курсовая работа, Социология, 36 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg