1 ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ПРАВОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие, функции и признаки правосознания
Правосознание - одна из форм общественного сознания наряду с полити-ческим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий их мир, объ-ективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (об-ласть) отражения. У правосознания - это право, правовая действительность.
Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям.
Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осо-знают, каким хотели бы видеть право в идеале.
Место и роль правосознания в механизме правового регулирования
правосознание - одно из выражений социальной активности людей, их коллективов, групп, общества в целом; оно находится в глубоком единстве с господствующей правовой идеологией;
правосознание играет ведущую роль в процессе формирования права как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений;
правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм;
правосознание выполняет важные функции в процессе применения право-вых норм должностными лицами.
Структура правосознания:
идеологический элемент (представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин; это часть идеологии вообще как собира-тельного понятия. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеоло-гии);
психологический элемент (нередко рассматривается как исходное, корне-вое начало; это чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Имеется в виду эмпи-рический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным пу-тем.
Правосознание как способ духовного осознания правовой действительно-сти и ее изменения в соответствии с представлениями о желаемом правовом по-рядке обладает рядом признаков:
правосознание является специфической формой общественного сознания, в которой экономические, социальные, политические и иные интересы осозна-ются как правовые;
содержание правосознания составляют идеи, теории, чувства, настроения, эмоции, концепции, на основе которых выражается отношение людей к дей-ствующему и желаемому праву;
правосознание включает в себя как отношение к прошлому и действую-щему праву, так и представления о желаемом правовом порядке;
правосознание сопоставимо с источниками права, ибо оно составляет си-стему общепризнанных идеалов, ценностей, идей, признаков;
носителями правосознания выступают субъекты права;
правосознание является внутренним мотивом правового поведения;
правосознание, в отличие от морального, политического и иных видов общественного сознания, представляет собой более четкую, определенную и жесткую систему взглядов и представлений, поскольку оно основано на нормах права.
Причем психологический настрой может быть не только индивидуаль-ным. Если определенные настроения получают массовое распространение, то говорят о социальных чувствах, которые могут иметь как всеобщий, так и груп-повой характер).
1.2 Структура и виды правосознания
Структура правосознания – это его внутреннее строение, его составные элементы. В нем можно выделить правовую идеологию, правовую мораль и правовую психологию.
Правовая идеология – это совокупность идей, теорий, концепций, в кото-рых выражено отношение к праву. Примером теоретических концепций, явля-ющихся ее составными частями, могут служить: теория о сущности и социаль-ной ценности права, учение об индивидуальных правах личности, и теория раз-деления властей и т.д.
Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это система-тизированное научное выражение правовых взглядов, идей, требований. В пра-вовой идеологии отражение правовой жизни происходит на уровне ее теорети-ческого, научного анализа и обобщения правовых явлений на основе глубоких юридических знаний. Содержание правовой идеологии обусловлено также це-лым комплексом конкретно исторических факторов: достигнутым уровнем со-циально-экономического и культурного развития общества, сложившейся пра-вовой системой и системой государственной власти, социальной структурой общества, соотношением интересов различных социальных групп, националь-ными традициями и т.п.
В отличие от правовой идеологии, правовая психология складывается стихийно, в виде настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отно-шение к действующему праву (например, неприятие беззакония, чувства спра-ведливости, страха перед уголовным наказанием и т.п.). Существование право-вой психологии связано с присущей человеческой психике способностью эмо-ционально реагировать на внешние явления. Правовая психология личности связана с внутренней мотивацией поведения.
Правовые чувства, эмоции в значительной мере формируются под влия-нием общения с другими людьми. Находясь в том или ином окружении, чело-век подчас думает и чувствует иначе, чем, если бы он был изолирован от других людей. Поэтому определение социально-ценностных ориентаций соответству-ющих групп (коллективов) имеет большое значение для выявления уровня пра-восознания конкретных индивидов.
В правовой психологии есть более и менее стойкие компоненты. Первые из них реализуются через соблюдение обычаев, традиций и всего, что вошло в привычку людей. Например, сложившиеся в обществе нравственные ценности служат ориентиром поведения. Подвижной частью правовой психологии можно считать настроения. Они всегда активны, одобряют или, напротив, отрицают что-либо. Но настроениями можно сознательно руководить, поскольку они поддаются идейному воздействию.
Важнейшее звено правовой психологии – самооценка личности, то есть умение критически оценивать свое поведение с точки зрения его соответствия требованиям действующего права. Самооценка может выражаться в виде чув-ства удовлетворения своими поступками или, наоборот, отрицательного отно-шения к ним.
Следует особо подчеркнуть, что правовую психологию нельзя рассматри-вать как нечто второразрядное по отношению к правовой идеологии. Это – две взаимодействующие части правосознания, оказывающие друг на друга значи-тельное воздействие. От характера и уровня идеологической подготовки лично-сти зависит, например, в какой мере она стремится контролировать свои эмоции и чувства. С другой стороны, развитие правовой идеологии тесно связано с пра-вовой психологией. Правовая психология индивида во многом предопределяет выдвигаемые им идеи, а также отношение к существующей правовой идеологии.
В своем движении к практике правосознание выступает одновременно и той, и другой своей составляющей. Содержащиеся в правовой идеологии идеи и принципы являются одной из внешних форм (способов) социального контроля за деятельностью людей. Внутренними стимулами и регуляторами поведения человека являются его чувства и убеждения. Высшими формами психологиче-ской регуляции выступают мотивы правового поведения и воля.
Уместно показать отличие и взаимосвязь правовой психологии и идеоло-гии. Правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действи-тельности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действитель-ность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринима-ет субъект. Правовая идеология – на уровне присущей ей закономерностей, вы-ходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более про-двинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идео-логия медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глу-бокого изучения требуется время.
Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проде-лать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой пси-хологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.
С учетом изложенного правосознание можно определить как совокуп-ность настроений и чувств, представлений, взглядов и теоретических концепций относительно сущности и содержания права, а также действий по реализации правовых норм.
В качестве составного элемента правосознания можно выделить правовую мораль. Это представления людей о действующем праве, его реализации и раз-вития с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает юридические явления через нравствен-ные представления, требования о добром и справедливом. Именно с позиции этих моральных принципов и требований правосознание оценивает правовые установления, правовую деятельность.
Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологи-ческие элементы правосознания приобретают характер установки к определен-ному образу поведения. Это обстоятельство подтверждается и фактом суще-ствования в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающим нрав-ственным критериям.
2 РОЛЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1 Правосознание и право в российском обществе
Как следует из Конституции РФ, конструкция новой системы современно-го российского общества предполагает формирование гражданского государ-ства, основанного на приоритете права. Однако правовое государство невоз-можно построить без соответствующей социальной базы, которая должна опи-раться на сознание людей, живущих в данном обществе. Отсутствие социальной базы препятствует формированию правового государства.
Для формирования в недрах гражданского общества демократического правового государства необходимо, чтобы в его лоне родилось такое обще-ственное сознание, которое было бы проникнуто уважением к праву, чтобы это уважение привело к такому состоянию всего общества, при котором оно в це-лом будет «пронизано» юридическими принципами и понятиями.
В идеальном государстве, полагал Гегель, происходит своего рода синтез, слияние двух начал: его парадигма государственности рассматривает индивида в двух ипостасях: как единицу гражданского общества и как сознательного граж-данина государства.
Что такое правосознание:
Во-первых, правосознание есть специфическая форма общественного со-знания. Оно включает в себя правовые знания людей, их мышление, чувства и эмоции, а также определяет их отношение к окружающим правовым явлениям.
Во-вторых, правосознание порождено объективными условиями жизни людей, оно на всех этапах исторического развития является продуктом отраже-ния их общественного бытия.
В-третьих, правосознание является важнейшим регулятором поведения человека в обществе. Изучая поведение отдельного человека, социальных групп, общества в целом, мы, так или иначе, сталкиваемся с явлениями правово-го осознания различного рода социальных отношений (власти и подчинения, бедности и богатства и т.п.).
В-четвертых, отражая объективные потребности общественного развития, правосознание придает человеческой деятельности в сфере действия права и общественных отношений целенаправленный характер, что позволяет направ-лять поведение людей в целях достижения поставленных обществом и конкрет-ной личностью задач.
В-пятых, правосознание является одной из форм человеческой жизни. Ни один из видов человеческой деятельности не мыслим без ее оценки сознанием личности. Никакая деятельность не мыслима вне сознания. Безусловно, самосо-знание подвержено влиянию (и очень сильному) со стороны социальной дей-ствительности, но и сама действительность является воплощением мыслей и идей тех же личностей.
Аккумулируя характеристики правосознания, можно сказать, что правосо-знание в многообразии форм своего проявления оказывает регулятивное влия-ние на функционирование всей социальной системы в целом.
В настоящее время российское общество находится в переходном периоде развития. Кризисное состояние российского правосознания может привести к кризису всей государственно-правовой системы. Для выяснения причин этого кризиса необходимо обратиться к факторам, которые в той или иной степени оказали влияние на формирование этнических особенностей русского, а затем российского правосознания. Анализ этих факторов позволяет сказать, что на его формирование наряду с общими обусловливающими факторами, существенное влияние оказывают этнические особенности каждого народа. Этнические и национальные особенности русского народа во многом определяют состояние мировоззрения и уровень правосознания всего населения современной России. Русский народ всегда был цементирующим, объединяющим элементом в рос-сийском многонациональном государстве, именно он связывал собой различные национальности, населяющие Россию, выступал миротворцем в межэтнических конфликтах. Не случайно там, где происходит ослабление роли русского право-сознания, культуры, русской толерантности, возникают межнациональные кон-фликты. Это позволяет сказать, что причины современного общего кризиса пра-восознания в значительной степени связаны с деформацией правосознания и в целом мировоззрения русского народа.
К особенностям русской культуры, оказывающим существенное влияние на специфику современного российского правосознания, также следует отнести противоречивость и сложность, обусловленные тем, что Россия является точкой пересечения двух потоков мировой истории - Востока и Запада. Русская культу-ра не может считаться чисто европейской или чисто азиатской. Для обозначения этого феномена часто используют термин «евразийская культура». Основной особенностью русского общественного сознания и правосознания, в частности, является этикоцентризм, то есть подчинение права более высоким, нравствен-ным и религиозным ценностям. Именно поэтому западноевропейский индивиду-алистический идеал правового государства никогда не выступал в российском правосознании в качестве общественного идеала. С последним чаще связыва-лись представления о царстве «правды», чем права. Соборный характер этой «правды» также является отличительной чертой правосознания российского общества. Это во многом объясняет отсутствие в русской правовой идеологии культа прав человека, столь характерного для западноевропейской правовой мысли, как и связанного с ним культового отношения к славе (цель самоутвер-ждения) и к богатству. Другой чертой, отражающей специфику российского правосознания, является его слабость, историческая несформированность, соци-альная «некоренность». Эта слабость выражается в том, что закон в историче-ском развитии России всегда воспринимался как чуждая, внешняя и давящая сверху сила (из-под которой простому человеку надо уметь увертываться), в нем никогда не видели права самого гражданина, гарантированное государством и обществом. Это объясняется тем, что закон в России и до и во время Совет-ской власти был государственно ориентированным и государство защищающим.
Очень точно подметил подобное отношение нашего народа к праву и за-конам А.И. Герцен, указав, что «он подчиняется им как силе». При таком отно-шении к праву понятие «свобода» отождествляется с вседозволенностью и анархией.
Действительно, как только сила государственной власти в России ослабе-вала, наступало смутное время. Разгорался национальный сепаратизм, росла преступность, наблюдались апатия и растерянность, происходил общий упадок экономики, культуры, образования и в целом государственности.