ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Развитие интереса на уроках физической культуры
Интерес вообще, как личностное образование, изучается представителями различных областей науки: философами, психологами, педагогами, социологами, экономистами. Понятие “интерес” трактуется в литературе по-разному. Одни авторы толкуют его очень широко и отождествляют с направленностью личности в целом. Другие понимают интерес более узко и практически сближают его отдельными побуждениями, входящими в мотивационную сферу. Ряд авторов отождествляет интерес с мотивацией человека. Однако на основании экспериментальных исследований следует считать, что наиболее правильно и целесообразно рассматривать интерес как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы.
Проявляет или не проявляет учащийся интерес к занятиям физической культурой – это зависит от многих переменных в его мотивации. К таким переменным относятся: смысл занятий физическими упражнениями и выполнения гигиенических требований для конкретного ученика; мотивы занятий; его умение ставить и реализовывать цели; эмоциональность упражнений. Интерес определяют также условия занятий физической культурой, характер взаимоотношений учащегося с учителем, с товарищами по классу в процессе этих занятий; отношение к занятиям физической культурой у родителей, учителей других предметов, классных руководителей.
Мотивационная сфера учащихся очень сложна и многогранна. В психологии понимают её как собственно мотивацию (смысл занятий, мотивы, цели, эмоции) и надмотивационные установки (жизненные ориентации, ценности, направленность личности и т.д.). Однако есть и такая точка зрения, согласно которой всё это – лишь разные уровни мотивации. Мы считаем, что такая точка зрения более целесообразна и правильна при рассмотрении практических аспектов проблемы формирования интереса к физической культуре. Но в любом случае мотивация и интерес не отождествляются, а различаются (разводятся): мотивационная сфера считается основной, источником, а интерес — следствием, проявлением процессов, происходящих в ней.
Итак, интерес к физической культуре — это интегральный результат сложных процессов мотивационной сферы школьников.
Для того чтобы учителю целенаправленно и уверенно развивать у школьников интерес к физической культуре, необходимо знать его значение и место среди других личностных образований своего воспитанника, в частности, таких как потребность, активность, привычка и отношение к физической культуре. В литературе нет достаточно четких позиций по этому вопросу. Однако, учитывая современные данные психологии, педагогики, педагогической психологии, философии, социологии, можно утверждать следующее.
Интерес к физической культуре как интегральный результат мотивационных процессов формируется на основе естественной (первичной) потребности ребенка в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации. На основе интереса формируется активность в физическом совершенствовании как черта личности школьника. В результате активности возникает привычка и вторичная (духовная) потребность школьника – в физическом совершенствовании. На основе этой вторичной потребности могут формироваться новые мотивы и интересы. Интересы, активность, привычка и потребности вместе и в целом определяют отношение к физической культуре. Оно может быть пассивным и активным, положительным и отрицательным. Схематично иерархию личностных образований можно представить так (рис. 1). Нетрудно заметить, что активный интерес к физической культуре занимает в ней центральное место, и от него зависят все другие личностные образования школьников.
И, наконец, чрезвычайно важную роль в развитии интереса к физической культуре имеет самовоспитание, самодетерминация школьником своей мотивации. А старшие школьники должны стать уже полностью субъектами собственного интереса. Для этого те знания о мотивации и интересе, которыми владеет учитель, должны стать достоянием ума его воспитанников. В этом особая ценность педагогического процесса, только так может существовать педагогика содружества. В этом случае будет взаимопонимание между учителем и учащимся, а требования педагога и общества (внешняя мотивация) быстрее вызовут у него внутреннюю мотивацию, то есть интерес к физической культуре.
1.1 Возрастные особенности развития интересов учащихся среднего школьного возраста
В подростковом возрасте в организме и психике ребенка происходят существенные изменения, связанные с половым созреванием.
В этом возрасте наблюдается особенный этап, который сильно влияет на мотивационную сферу жизни. Этот этап заключается в том, что поведение подростков больше не контролируется извне, взрослые больше не навязывают ему свои идеалы. Теперь подросток сам определяет свои ценности, принципы, сам выстраивает свое поведение.
Для подростков более важную роль играет самооценка, а не оценка окружающих. В этом возрасте ребенок больше внимания уделяет именно себе, своим установкам и принципам, чем мнению большинства. Кроме того, характерным для данного возраста является несоответствие целей возможностям, что свидетельствует о завышенном уровне притязаний и является причиной частых неудач в осуществлении задуманного.
Важно отметить также то, что действия подростков уже приобретают достаточно аргументированных характер. Они предвидят последствия своих поступков, что говорит о значительно более полном осознании процесса мотивации и структуры мотива, а также о большом участии в формировании мотива блока «внутреннего фильтра». Это снижает импульсивность действий и поступков подростков, особенно старших.
Однако интересы ребенка в этом возрасте, наоборот, очень изменчивы. Дети в данном возрасте находятся в постоянном поиске себя, они пробуют много нового. Зачастую, именно в подростковом возрасте дети начинают увлекаться спортом, посещать различные секции, соревнования и в целом меняют свое отношение к физической культуре. Считается, что подростки наиболее часто меняют свои увлечения и, как правило, они не связаны с учебой.
Ильин Е.П. пишет, что в переходном периоде можно отчетливо проследить две волны (фазы) в развитии интересов ребенка (представлены в таблице 1).
Таблица 1 – Фазы развития интересов ребенка
Название Волна появления новых влечений Волна созревания новой системы интересов
Характеристика
В этой фазе происходит свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, вызревание и появление первых органических влечений, связанных с половым созреванием. Фаза интересов вначале характеризуется их многообразием. Затем постепенно, путем дифференциации, выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов. Романтические стремления уступают
Продолжение таблицы 1
Именно сочетание обоих моментов, взятых вместе, характеризует тот на первый взгляд странный факт, что у подростка наблюдается как будто общее понижение, а иногда даже и полное отсутствие интересов. место реалистичному и прагматичному выбору одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией подростка и определяющего направленность его личности.
Продолжительность Длится около 2-х лет –
Особенности
Характерны пессимизм, распад коллективных связей, разрыв сложившихся прежде отношений между детьми, в том числе и дружественных, стремление к одиночеству, резкое изменение отношения к другим людям, пренебрежение правилами поведения Характерным является расширение и укрепление общественных связей. Вторая фаза существенно зависит от материальных условий жизни, окружения. При неблагоприятных, тяжелых условиях она сжата по времени, заторможена в своем развитии, из-за чего круг интересов подростка мал и беден
А. Е. Личко дифференцирует интересы на:
• Интеллектуально-эстетические (увлечение историей, радиотехникой, музыкой, рисованием и т. д.)
• Эгоцентрические (увлечение модными сферами деятельности – спортом, художественной самодеятельностью, редким иностранным языком и т. п. – ради демонстрации своих успехов)
• Телесно-мануальные (занятия спортом, вождение автомобиля или мотоцикла, занятия в столярной мастерской и т. п. – ради получения удовольствия от самого процесса деятельности)
• Информативно-коммуникативные (стремление к новой, не слишком содержательной информации, не требующей глубокого осмысления и усвоения; потребность в легком общении со сверстниками, позволяющем обмениваться такой информацией)
• Накопительские (коллекционирование во всех его видах)
Многие интересы подростков в данном возрасте способствуют развитию личности, так как удовлетворяют познавательный интерес, однако некоторые увлечения могут, наоборот, очень пагубно повлиять на здоровье и психику ребенка. В особенности такое влияние оказывают психоизменяющие вещества, такие как сигареты, алкоголь и наркотики. Дети в данном возрасте имеют еще не до конца сформировавшуюся психику, она очень подвижна, и, в связи с этим, любые зависимости легко развиваются и укореняются.
Таким образом, мы можем наблюдать, что у подростков происходят сильные изменения в развитии интересов. В большом объеме появляются новые влечения и создается новая система интересов.
1.3. Пути, средства и методы развития интереса к урокам физической культуры у подростков
Развивать активный интерес к физической культуре — это значит воспитывать внутреннюю мотивацию занятий физическими упражнениями, Воспитание мотивации может осуществляться двумя путями: воздействием на отдельные мотивы и на мотивацию и личность школьника в целом.
Воспитание внутренних учебно-познавательных мотивов.
Воспитание таких мотивов — процесс длительный и сложный. Важно, чтобы средства и методы решения этой задачи соответствовали возрастным возможностям и особенностям школьников.
В средних, а тем более в старших классах сведения об эффективности технически правильного выполнения упражнений, необходимости соблюдения правил личной гигиены, режима дня, питания и тд. целесообразно сообщать на специальных теоретических уроках, которые лучше проводить в помещении класса. И пока нет учебников по физической культуре, нужно требовать от учащихся кратких записей сообщаемых сведений, а затем проводить зачетные уроки по этому материалу. Ведь физическая культура – это понятие прежде всего духовное. Нельзя превращать ее только в тренинг, а тем более в дрессировку, когда дети вообще не знают и не понимают, зачем они бегают, прыгают, передвигаются на лыжах и т.д.
Очень важно, чтобы учащиеся убеждались в эффективности соблюдения всех рекомендаций учителя на собственном опыте, на своих результатах, показателях, самочувствии и т.д. В этом случае наиболее успешно формируется внутренняя мотивация, определяющая интерес к физической культуре.
К специальным средствам воспитания учебно-познавательных мотивов следует отнести наглядные пособия, учебные стенды и учебные карточки. К сожалению, эти самые эффективные средства в школах на уроках физической культуры практически не применяются, а ведь стоит только к ним обратиться и эффект будет очевиден: школьники, да и сами учителя буквально преображаются, интерес учащихся к занятиям возникает моментально.
В каждой школе следует иметь "Учебный стенд", на котором вывешиваются кинограммы, схемы, рисунки изучаемых двигательных действий, лучше делать их цветными. Под рисунками пишутся или печатаются теоретические сведения.
К сожалению, наглядных пособий по физической культуре в продаже нет, этим и объясняется, в основном, отсутствие их на уроках физической культуры. Но можно изготовить пособия с помощью старшеклассников. Работа, выполненная самостоятельно, со сверстниками или друзьями будет более интересна старшим ребятам и эффект такой работы будет более заметен. Наиболее простой и удобный способ изготовления таких пособий — с помощью эпидиаскопа.
Если нет эпидиаскопа, рисунки, схемы, кинограммы можно перерисовать с помощью клеточной сетки. Такие рисунки — пособия используются при показе и объяснения техники упражнений на уроке в зале, затем они вывешиваются на стенд для самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективны такие пособия при объяснении техники лыжных ходов в зале, до выхода на лыжню.
Механизм успешной передачи и усвоения информации с помощью наглядности унаследован человеком от животных предков. Изменить или заменить его мы не в состоянии, а вот за игнорирование его приходится расплачиваться дорогой ценой: школьники не умеют правильно выполнять упражнения, у них отсутствует интерес к обучению, так как они не видят успеха в нем.
Многие учителя думают, что достаточно только собственного показа упражнения и нет никакой необходимости в другой наглядности. Это глубокое заблуждение. 95 % информации школьник получает при фиксированных глазах. Поэтому нужна статика, неподвижность при изучении техники. Кроме того, нельзя научить ребенка сразу всему двигательному действию в целом. Нужно учить правильным рабочим позам, а переход от одной позы к другой — это и есть движение.
Соединяя движения, школьники выполняют целостные двигательные действия, определенные программой по физическому воспитанию. А разве можно обучить рабочим позам без схем, рисунков?
Очень эффективны цветные учебные карточки. Большое значение в формировании учебно-познавательных мотивов имеет применение кинофильмов, кинокольцовок и, безусловно, яркие, убедительные разъяснения учителем всех затрагиваемых в процессе физического воспитания психофизиологических и биомеханических закономерностей. Нужно постоянно воздействовать на ум и в целом на интеллект школьника. Этому обязывает само название нашего предмета — физическая культура. Нельзя заставить человека работать над собой, совершенствовать себя физически, а затем поддерживать физические кондиции, сохранять свое здоровье, если он не будет физически культурным человеком.
Воспитание процессуальных мотивов.
Процессуальные мотивы поясняются самими школьниками обычно так: нравится заниматься, нравится учитель, нравится инвентарь, обстановка, условия и т.д. Процессуальные мотивы в большинстве случаев являются внутренними мотивами, поэтому именно они во многом определяют интерес к занятиям физической культурой.
В подростковом возрасте процессуальные мотивы уже связываются с возможностью реализовать свои способности, показать и утвердить себя, общаться и быть вместе. Старшие школьники уже способны испытывать процессуальное удовлетворение от ощущения здоровья, "мышечной радости", от продвижения вперед в деле физического совершенствования и.тд. И такую мотивацию тоже нужно целенаправленно воспитывать у школьников. Нужно учить их ощущать, собственное здоровье, физическое совершенство, учить "прислушиваться к организму", когда он еще практически здоров.
Школьники всех возрастов, как правило, объясняют свое желание заниматься физическими упражнениями интересным, эмоциональным содержанием уроков, разнообразным оборудованием, привлекательностью инвентаря, наличием в уроке любимых игр. Это все необходимо учитывать при формировании интереса к физической культуре. Ведь если в школе будет сформирован интерес х занятиям физическими упражнениями, то в дальнейшем, даже при отсутствии надлежащих (желаемых, привычных) условий, выпускники не прекратят эти занятия, так как устойчивый интерес помогает преодолевать субъективные трудности и неблагоприятные условия при его реализации, помогает проявлять волевые усилия. И, наоборот, при отсутствии сформированного интереса к занятиям любые неудобства являются для молодого человека непреодолимой преградой на пути к систематическим занятиям физическими упражнениями.