Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Обучение пересказу повествовательных текстов детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития с использованием мнемотехники

rock_legenda 1025 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.03.2022
Объект исследования: развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: технологии мнемотехники как средство обучения составлению пересказа дошкольников с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что обучение пересказу повествовательных текстов детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития с использованием мнемотехники позволит повысить эффективность логопедической работы по обучению связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель: изучение навыков пересказа повествовательных текстов и разработка технологий обучения пересказу повествовательных текстов детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития с использованием мнемотехники. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить характеристику общего недоразвития речи в дошкольном возрасте. 2. Изучить характеристику развития связной речи в онтогенезе и у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 3. Проанализировать методические аспекты обучения связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. 4. Рассмотреть мнемотехнику как средство обучения связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. 5. Разработать диагностический комплекс для обследования навыков составления пересказа повествовательных текстов у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития, бальную шкалу для количественного анализа и критерии для качественного анализа результатов обследования; провести обследование, обработать результаты и сделать итоговые выводы. 6. Разработать и апробировать технологии обучения пересказу повествовательных текстов детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития с использованием мнемотехники, оценить его эффективность и сделать итоговые выводы. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебных пособий, наблюдение, обобщение передового опыта педагогов, педагогический эксперимент. База исследования: «МДОУ «Детский сад №2 «Алёнушка» г. Тамбова, МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка» г.Тамбова Участники исследования: 20 детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития. Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы. В результате описаны современные представления о развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи; теоретически обоснована необходимость развития связной речи в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи, проанализирована роль мнемотехники в обучении пересказу повествовательных текстов детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Практическая значимость выпускной квалификационной работы. В ходе исследования были разработаны и апробированы технологии обучения пересказу повествовательных текстов детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития с использованием мнемотехники. Практические материалы исследования могут найти применение в практике логопедов, психологов, воспитателей при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение

Актуальность. Исследование развития связной речи дошкольников необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к дальнейшему обучению в школе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский отмечал, что родное слово является основой умственного развития, поэтому необходимо заботиться о современном развитии речи детей и уделять внимание ее чистоте и правильности. Сегодня ФГОС ДОО определяет, что к концу среднего дошкольного возраста ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах из чего и складывается предпосылка грамотности. Однако проблема данного исследования заключается в том, что уровень развития связной речи детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) не всегда соответствует нормам речевого развития: недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными. Исследователи В.К. Воробьёва, Л.Д. Спиридонова отмечают, что у детей пяти лет с общим недоразвитием речи наблюдается системное нарушение всех компонентов речевой деятельности и характеризуется следующими лексическими проявлениями: ограниченным словарным запасом; наличием многочисленных словесных замен; использованием слов в ограниченных речевых ситуациях без учёта контекстуальных связей. Разговорная речь малословна, тесно связана с определенной ситуацией. Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. Дошкольники с ОНР входят в группу детей с ОВЗ, которые нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, центральное место в котором занимает построение индивидуального маршрута речевого развития ребёнка, а также комплексное коррекционно - развивающее воздействие. Особая роль в развитии связной речи отводится пересказу. Данный вопрос интересовал многих ученых, таких как: В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Э.П. Короткова, Ф.А. Сохин. Пересказ – сложная деятельность, в которой принимают участие все психические процессы: мышление, память, воображение. Трудности при пересказе текста очень характерны для средних дошкольников с ОНР II уровня речевого развития в логопедической группе. Так, при пересказе, чаще всего, у этих детей можно выделить некоторые особенности ошибок: они не могут полно и точно излагать свои мысли; стремятся к дословности; повторяют отдельные части предложений; выделяют несущественные признаки; переставляют слова в предложениях, не завершают свое изложение. Таким образом, проблема трудностей при пересказывании у средних дошкольников с ОНР II уровня речевого развития в настоящее время является актуальной и требует глубокого изучения.
Содержание

Введение ………….. Глава 1. Теоретические обоснования проблемы обучения пересказу повествовательных текстов детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития с использованием мнемотехники………….. 1.1. Характеристика общего недоразвития речи в дошкольном возрасте. 1.2. Развитие связной речи в онтогенезе и у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………….. 1.3. Методические аспекты обучения связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ………………… 1.4. Мнемотехника как способ обучения связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ….. Глава 2. Экспериментальная работа по обучению пересказу повествовательных текстов детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития с использованием мнемотехники ….. 2.1. Обследование навыков составления пересказа повествовательных текстов у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития ………………… 2.2. Логопедическая работа по обучению пересказу повествовательных текстов детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи IIуровня речевого развития с использованием мнемотехники ……………..
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ 1.1. Характеристика общего недоразвития речи в дошкольном возрасте. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком предполагает не только умение правильно построить предложение, но и способность ребенка воспроизводить речевое высказывание (не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, установить их очередность). Такой рассказ должен состоять из нескольких предложений и выявлять существенные особенности и свойства характеризуемого предмета. Т.е. речь ребенка должна отличаться связностью, логичностью. Связная речь является одной из наиболее сложных форм речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает достаточно высокого уровня, что, безусловно, является важнейшим компонентом дальнейшего успешного обучения в школе и всестороннего развития личности ребенка. Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время присутствует устойчивая тенденция к росту числа детей со сложными нарушениями речевого развития. При общем недоразвитии речи у детей выявляются различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. А уровень сформированности связной речи является одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению. Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи [2]. Вопросами формирования связной речи у детей с ОНР занимались многие исследователи, в числе которых К.Д.Ушинский, В.И.Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А.Ткаченко, Т.Б. Филичева, Л. Н. Ефименкова и др. На сегодняшний день общее недоразвитие речи изучается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у большего количества детей нарушено формирование ключевых компонентов всей речевой системы. Все эти компоненты касаются не только звуковой, но и смысловой стороны, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина) [3]. Компоненты речевой деятельности – это лексической сторона речи, а также грамматический строй речи: диалогическая и монологическая форма. Существующая речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у детей дошкольного возраста может варьировать от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. На сегодняшний день с учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития: I уровень речевого развития – «безречевые дети». Эти дети характеризуются тем, что у них общеупотребительная речь отсутствует. II уровень речевого развития – исходные элементы общеупотребительной речи. На данном уровне их характеризуют бедность словарного запаса. У таких детей очень часто проявляются аграмматизмы. III уровень речевого развития – начинает появляться развернутая фразовая речь. Однако это проявление характеризуется недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов, недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов. Страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. IV уровень речевого развития. На данном уровне проявляются остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Этот уровень определяется как своеобразная стёртая или лёгкая форма речевой патологии. При таких нарушениях у детей отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении слов сложной структуры, некоторых грамматических конструкций, недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем [10]. По мнению Л.С. Выготского, речевая деятельность формируется и функционирует в наиболее тесной связи с психикой ребёнка. У детей с общим недоразвитием речи имеются по сравнению с выделенной возрастной нормой существенные особенности развития сенсомоторных, наивысших психических функций, психической активности. Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина отмечают, что у детей с ОНР страдает не только речевая, но и связанные с ней высшие психические функции: внимание, восприятие различной модальности, зрительно-пространственные представления, оптико-моторные координации, память и мышление, а также недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук [6]. Т.Б. Филичева указывает, что у детей с ОНР при относительной сохранной смысловой, логической памяти у детей снижены по отношению к нормально говорящими сверстникам. Также у детей с ОНР снижена вербальная память и продуктивность запоминания. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. По мнению Г.В. Чиркиной у детей нестабильное и иссякающее внимание, слабо сформированное произвольное внимание. Таким детям трудно сосредоточиться на одном предмете. Когда даются специальные задания, ребенку также тяжело переключиться на него.[4]. Е.Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская, Л. В. Мелехова отмечают у детей с ОНР неточные, слабые движений органов артикуляционного аппарата, их быстрая истощаемость. Данные недостатки произношения устранялись только в результате артикуляционной гимнастики и выработки правильного артикуляционного уклада того или иного звука. Автоматизация поставленных звуков крайне затруднена [3]. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва у детей с ОНР отмечают отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, снижена наблюдательность. У таких детей отсутствует мотивация. Данным детям присущ негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность. У детей с ОНР появляются трудности в общении с окружающими. Налаживание контактов со своими сверстниками дается с большим трудом. Часто наблюдаются трудности в формировании саморегуляции и самоконтроля [5]. Направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи : ….??? Таким образом, 1.2. Развитие связной речи в онтогенезе и у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Речь и язык являются в речевой деятельности человека диалектическим единством. Язык становится средством общения, речевой коммуникации и одновременно средством, инструментом мышления только в процессе речи. Речь как психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний осуществляется по правилам языка на основе использования соответствующих знаков языка. Любое речевое высказывание подчиняется законам данного языка не только в отношении его фонетики и лексики, но и грамматики. За прошедшие полтора столетия особенностями формирования речи в онтогенезе изучались многими исследователями – психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность. Среди трудов отечественных ученых следует отметить прежде всего исследования Л.С. Выготского, Д Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна и др. В исследованиях специалистов по лингвистике детской речи определена основная последовательности ее формирования: от стадии лепета до семи лет. «Связная речь, – подчеркивает Ф. А. Сохин, – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях» Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития [9]. Связная монологическая речь, в отличие от диалогической речи, психически боле сложная и предполагает тщательный отбор адекватных лексических средств использования сложных синтаксических конструкций. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог также требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В тоже время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательнее, чем в процессе диалога, разговора. Формирование связного высказывания в онтогенезе проходит сложный путь развития, который реализуется в двух направлениях: в овладении языковой действительностью – от слова к связному монологическому высказыванию, в овладении содержательной стороной связного высказывания – от общего смысла к конкретному детализированному представлению. В дошкольном возрасте формируются следующие виды монологической речи: пересказ, рассказ повествовательных и описательных текстов. У детей дошкольного возраста речевое недоразвитие проявляется как системное: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с аграмматизмами и элементами фонетико-фонематическими недоразвитиями. Теория врожденных знаний была предложена в конце 50-х – начале 60-х гг. XX столетия представителями второго поколения зарубежной психолингвистики. Наиболее четко и полно основные положения этой теории представлены в работах Н. Хомского, а также в исследовании Дж. Каца «Философия языка». В своей теории Н. Хомский выдвинул тезис «О врожденности языковых структур», в основе которого лежит постулат о том, что способность человека к освоению языка является врожденной. Согласно данной теории, ребенок сам формулирует гипотезы относительно правил лингвистического описания языка, которому принадлежит воспринимаемые им на слух предложения. Д. Макнил выдвинул гипотезу. Что и «базисным отношениям от относит семантико – синтаксически отношения «субъект – предикат, «предикат объект», «определение - определяемое»». Особенности разных языков и разных культур, в «социальной среде» ребенок овладевает языком, демонстрируют нам своеобразие усвоения языка как целостной системы и своеобразие усвоения ее частных компонентов детьми разных национальностей. Следовательно, не только врожденные факторы определяют онтогенез языка и речевой деятельности в целом. Большая роль в речевом развитии ребенка принадлежит факторам социальным, в частности, специфике того языка, который усваивает ребенок. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие с одной стороны, процесса общения взрослых с ребенком, с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельности ребенка [8]. Именно поэтому не многие дошкольники с нарушением связной речи при общем недоразвитии речи не способны самостоятельно построить связный рассказ и пересказ повествовательных и описательных текстов. Детям данной категории требуются вопросы-подсказки, их рассказы и пересказы отличаются непоследовательностью, отсутствием цельности сюжета и логической последовательностью событий. В качестве средств межфразовой связи в рассказах и пересказах редко используются повторы и местоимения, наблюдаются проблемы лексической базой (бедность словарного запаса) и с грамматическим оформлением предложений. Таким образом, …… 1.3. Методические аспекты обучения связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с общим недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания. В своей работе «Формирование речи у дошкольников» Л.Н. Ефименкова делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи у детей с ОНР [14]. Коррекционная работа по формированию речи у дошкольников с ОНР делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и подготовке к связному высказыванию. Формирование связной речи — основная задача третьего этапа. Детям дается понятие о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и наконец творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта. Авторскую систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов, предлагает В.П. Глухов Дети овладевают навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества [ ]. По мнению Т А. Ткаченко, при работе над формированием связной речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии. В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения. В I периоде первого года обучения дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во II периоде совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов. В III периоде, наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода — развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта. учебная и внеучебная работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию. Общие принципы обучения — построение занятий в соответствии с возрастными особенностями детей, отведение важной роли речевому образцу педагога, применение игровых приемов, широкое использование средств наглядности, выбор методов и приемов с учетом задач обучения детей родному языку и подготовки их к школе. Используя научно-методические рекомендации по вопросам формирования связной речи детей с нормальным речевым развитием как основу для обучения детей с ОНР, следует адаптировать формы и приемы этой работы с учетом речевых нарушений и сопутствующих отклонений в развитии [15]. При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи: - закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации. - формирование навыков построения связных монологических высказываний. - развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний. - целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения. - формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает: - усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.); - формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения; - обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка. Осуществление указанных специальных задач обучения рассказыванию увязывается с общими задачами познавательного развития детей, нравственного и эстетического воспитания, творческого развития личности. Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие: - опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства; - овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений; - осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи — грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др. Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяется при этом обучению тем видам связных высказываний, которые прежде всего используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии). Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности) [16]. Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются: - коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний; - усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения; - обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения. Таким образом, в отечественной логопедии проблемой изучения и обучения связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались ….???? 1.4. Мнемотехника как способ обучения связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Проблема речевого развития дошкольников в современной педагогике очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного развития, дошкольники с трудом строят пересказы повествовательных и описательных текстов, описательные рассказы и рассказы по картинам и по сериям сюжетных картин. Рассказ из личного опыта сводится к воспроизведению 1-2 простых нераспространённых предложений, в речи детей мало встречается сравнительных оборотов, эмоционально окрашенных слов, дети с трудом строят пересказ произведения, лексический запас сравнительно беден, у дошкольника плохо сформирован грамматический строй речи. Решая данные проблемы, в своей работе педагоги используют как традиционные, так и нетрадиционные методики по речевому развитию. Одной из таких нетрадиционных методик является мнемотехника (мнемоника). Мнемотехника – это метод, направленный на запоминание информации при помощи зрительных образов, которые предъявляются в виде графических изображений предметов, явлений или действий. При взгляде на схематическое изображение у ребенка формируются дополнительные ассоциации на определенное слово или фразу, что позволяет ему легче и быстрее запомнить информацию, а также дольше удерживать в памяти. «Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов» [30]. «Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы» [21]. Современные исследователи утверждают, что применение мнемотехники в образовательном процессе способствует развитию ребенка. Л. В. Омельченко пишет: «Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как …наглядный материал усваивается лучше вербального» [18]. Актуальность применения мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста обусловлена тем, что возрасте до 7 лет преобладающей является зрительно-образная память. При это доминирует непроизвольных характер запоминания: предмет или явление, попадая в поле зрения ребенка, сохраняются в памяти без сознательных усилий для этого. В том случае, если дошкольник пытаться выучить и запомнить то, что не подкрепляется наглядностью, или абстрактный материал, то эффективность сохранения в памяти намного ниже. Мнемотехника для дошкольника – это средство, помогающее упростить процесс запоминания. Вместе с тем мнемотехника в обучении дошкольников помогает развивать ассоциативное мышление и воображение, повышать свойства внимания [9]. Актуальность использования мнемотехники в работе с дошкольниками с ОНР состоит в том, что: во-первых, ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, поэтому использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Рассмотрим основные мнемотехнические приемы. 1. Метод трансформации. В основе лежат необычные превращения. Предметы могут оживать, и живые существа и предметы могут вырастать до гигантских размеров или уменьшаться до микроскопической величины. Они могут терять или наоборот, обрастать какими-то деталями, например: «отвалился хвост», «покрылся перьями», «выросли крылья» (меняется цвет, размер и так далее). Сначала ребенок осваивает сам прием трансформации, а затем учиться использовать его для запоминания цепочки слов. Взрослый называет первый предмет (карандаш) и предлагает ребенку «превратить» его во что-нибудь (например: карандаш сделался очень тонким, длинным и мягким, и его смотали в клубок ниток; из клубка начали расти иголки и он превратился в ежа) [9]. 2. Метод Цицерона, или Метод мест. Основа метода – запоминаемые слова (образы) мы «располагаем» в разных частях и на разных объектах какого-либо помещения или другого пространства. Это может быть хорошо знакомая комната. Воспроизводя цепочку слов, мы как бы снимаем эти слова-образы с конкретных объектов. Для более эффективного запоминания можно в этот прием внести элементы трансформации, например: компас мы увеличиваем во много раз и «повесим» на дверь. Лодку уменьшим и «поставим» в правом верхнем углу книжного стеллажа. Работая по методу Цицерона, важно соблюдать такие правила: маленькие предметы увеличиваем до гигантских размеров, большие – уменьшаем; располагаем все объекты на хорошо освещенных местах помещения или пространства. 3. Перекодирование (или метод пиктограмм). Даем ребенку задание: «Ты сейчас запомнишь слова, которые я тебе назову. Чтобы у тебя это хорошо получилось, каждое слово нужно зашифровать с помощью особого значка - символа» (рисунок должен носить чисто символический характер – то есть это не должна быть реалистичная детализированная картинка; например: праздник – салют, конфета – елка). Начинаем с 5 слов. Располагать символы можно последовательно в строке, или свободно размещая их на плоскости. Когда процесс рисования-перекодирования завершен, просим «шифровальщика» вспомнить, что означает каждый рисунок. 4. Сюжетный метод на запоминание зрительных образов или метод коллажа. Коллаж – это лист картона, на который наклеиваются или накладываются различные картинки. Задача – соединить, связать все картинки между собой.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 80 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 66 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 59 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg