Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Эластичность спроса и предложения : значение для предпринимательской практики

rock_legenda 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.03.2022
Актуальность курсовой работы не вызывает сомнений, потому что спрос и предложение являются неотъемлемой частью нормально функционирующего рынка, а их эластичность отражает реакцию потребителей и производителей на изменение цен на ресурсы и готовую продукцию. Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. "Клиент всегда прав" - этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение исследования такого экономического понятия, как эластичность рыночного спроса. Цель - изучение теории эластичности и её практического применения в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели предусматривает постановку следующих задач: 1. дать характеристику эластичности спроса и её измерения; 2. выявить факторы, влияющих на эластичность спроса и предложения; 3. изучить перекрестной эластичности спроса и эластичности спроса по доходу, ценовая эластичность; 4. дать характеристику эластичности предложения; 5. выявить факторы, влияющих на эластичность предложения. 6. изучить практич еское применение эластичности в предпринимательской экономике. Объектом курсовой работы выступает эластичность спроса и предложения, а также факторы влияющие на нее и безусловно, ее практическое применение в предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономике. Предметом курсовой работы является методологической и теоретической концепции, теоретические положения эластичности спроса и предложения, представленные в классической и в современной литературе. Методическими основами при проведении исследования выступали научные методы, как синтез, , статистический метод, графический ,обобщение , монографический, абстрактно-логический. Информационной базой для проведения научных изысканий стали учебники и учебные пособия, научные монографии, статьи из периодических изданий российских специалистов в области изучения экономики ,различные экспертные материалы по теме исследования. Курсовая работа включает в себя введение, 3 главы, 9 параграфов, заключение и список использованных источников.
Введение

В данной курсовой работе исследуются кривые спроса и предложения и направления их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштаб изменения объема спроса и предложения при изменении цены данного продукта. Таким образом, мы выясним, почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом и, следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке. Эластичность - одна из важнейших категорий экономики. Впервые он был введен в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой процентное изменение одной переменной в ответ на процентное изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет узнать, как рынок адаптируется к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от продаж. Однако на самом деле это не всегда так: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки из-за снижения спроса и соответствующего снижения продаж. Поэтому понятие эластичности имеет большое значение для производителей товаров, поскольку дает ответ на вопрос, насколько изменится объем спроса и предложения при изменении цен. Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются при совершении покупок, - важнейшая задача фирмы в конкурентной среде. Наличие максимально полной информации о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке. В курсовой работе исследуется эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что дает возможность оценить влияние этих показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, объясняющая, как покупатели предпочитают тратить доход. они получают, чтобы максимально удовлетворить свои потребности. При планировании объемов и структуры производства компании крайне важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Объем спроса зависит от цены продукта, дохода потенциальных потребителей и цен на товары, которые либо дополняют друг друга ( например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемы (например, масло и маргарин, некоторые виды мяса, и т.д.). На спрос влияют и другие факторы. При повышении цен на продукцию компании можно ожидать, при прочих равных, снижения спроса на нее, а активная активность конкурентов, производящих товары-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса. для продукции компании. В то же время с ростом доходов населения компания может рассчитывать на расширение покупательского спроса и, соответственно, на увеличение продаж предлагаемой продукции.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5 ГЛАВА 1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ………………………………………..8 1.1. Спрос………………………………………………………………………8 1.2. Предложение……………………………………………………………..11 ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………15 2.1 Эластичность спроса……………………………………………………15 2.2 Эластичность предложения…………………………………………….18 2.3 Эластичность спроса по доходу………………………………………..20 2.4 Перекрёстная эластичность спроса…………………………………….22 ГЛАВА 3. ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛАСТИЧ-НОСТИ…………………………………………………………………………..24 3.1 Применение теории эластичности……………………………………...24 3.2 Переговоры об уровне заработной платы……………………………...29 3.3 Автоматизация…………………………………………………………...30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...33
Список литературы

1. Булатов А.С. Экономика. - М.: БЕК, 2002, 521с. 2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов - М.: Юрайт, 2005, 635с. 3. Курс экономической теории: Учебник / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н. - Киров: «АСА», 2009, 624с. 4. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Высшее образование, 2003, 764с. 5. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. - М.: ИТД «КноРус», 2015, 430с. 6. Нуреев Р. Курс микроэкономики. - М.: ИНФРА-М, 2005, 560с. 7. Основы экономической теории. Политэкономия: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Д.Д. Москвина. - М.: Эдиториал УРСС, 2009, 528 с. 8. Пиндайк Р., Рубирфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика, 2011, 652с. 9. Сажина М.А. Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2007, 629с. 10. Селищев А.С. Микроэкономика: Анализ рынка. Теория цены. Рынок и общество: Учебник. - СПб.: Питер, 2002, 447с. 11. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 656 с.: илл.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1.1. Спрос Жизнь абсолютного большинства людей сопряжена с многообразными потребностями, характеризуемыми учеными как состояние ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными. Не только специалисту, но и обычному человеку приходится размышлять об их « истинности»,« ложности» и относительности. Одним словом, возникает вопрос: насколько они настоятельны? Необходимо понятие, которое связывает покупаемые количества ( блага) с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих количеств. У экономистов таким понятием является спрос. Спрос-это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств( деньгами) у покупателей. Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату-т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей-мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы. Итак, спрос-это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Спрос-это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Бизнесмены и коммерсанты для достижения успеха в своей деятельности изучают специальную науку« маркетинг», где раскрываются методы, помогающие спросу превратиться в реальную «куплю» [1]. Можно выделить ряд основных факторов, влияющих на желания практически всех покупателей приобрести какое-то количество товара X. К ним относятся: . цена самого товара Х (обозначим ее Рх); . цены других товаров, взаимосвязанных с товаром Х (Pi, i=l, 2,.....n, где N-число товаров, взаимосвязанных с товаром X); . вкусы потребителей (Т); . средний доход потребителей (Y); . распределение дохода между потребителями ( Y*); . количество покупателей (N); . ожидания изменений цен товаров или вкусов потребителей (Е) [3]. Исследовать характер влияния всех этих факторов сразу невозможно. Целесообразно воспользоваться методом, в соответствии, с которым для выявления характера изменения какой-то величины Z, зависящей от нескольких неизвестных (факторов, в нашем случае), необходимо сначала зафиксировать значение всех переменных, кроме одной, и изучить взаимосвязь Z с этой неизвестной переменной. Затем считать переменной следующую неизвестную и выявить зависимость Z от этой переменной и т. д. Полный перебор неизвестных и позволит выявить характер изменения Z под влиянием всех переменных факторов. Подобный метод означает, что мы исследуем зависимость Z от каждой переменной при прочих равных условиях. Количество товара X, которое желают купить потребители ( QD), является функцией нескольких переменных , формула 1: =QD (Px, Pi, Т, Y, Y*, N, Е) , (1) Задача нашего исследования состоит в том, чтобы выявить закономерности формирования цены товаров и услуг. В этой связи экономисты основное внимание уделяют изучению зависимости количества товара, которое желают приобрести потребители, от цены самого товара, т. е. зависимость QD товара Х от Px при прочих равных условиях. Спрос ( demand-D)-это вся совокупность значений QD товара X, соответствующих возможным различным величинам цены товара Px, при прочих равных условиях. Алгебраически функция спроса представляется формулой 2: ), Т, Y, Y*, N, E= const. ,(2) Таким образом, чтобы исследовать зависимость QD от цены Px мы должны зафиксировать все остальные факторы и изучить функцию QD=QD(Px). Из данного выше определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Здравый смысл подсказывает людям при более высоких ценах покупать меньше, при более низких-больше. Такую обратную зависимость между количеством какого-либо блага, которое люди будут покупать, и ценой ( жертвой), которую они должны платить для его приобретения, выражает закон спроса. Значение закона спроса: • он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены; • он показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития, так как спрос может « нормально» себя проявлять-уменьшаться при росте цены и увеличиваться при снижении цены только при отсутствии дефицита. В дефицитной экономике все диктует производитель, игнорируя мнение покупателя. Отсюда неудовлетворительное количество и качество товаров, низкий жизненный уровень населения и другие известные негативные последствия [8]. Закон спроса формально может быть изложен следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении. Это происходит по двум причинам: Во-первых , если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал ранее. Во-вторых , когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел. Следует учесть и такой важный момент. Формулируя закон спроса, мы под ценой подразумеваем цену относительную, т. е. рассчитанную по отношению к другим товарам. 1.2 Предложение Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Если спрос является качественной характеристикой потребления, то предложение-категория, с помощью которой можно ответить на вопрос: что же определяет количество любого товара, которое будет произведено фирмами и предложено ими на продажу? Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Рассмотрим эту зависимость, покажем, какие факторы на нее влияют. Количество товара X, которое производители хотели бы выпустить и продать называется количеством предложенного товара. QSx может отличаться от количества товара X, реально проданного потребителям. Величина QSx также зависит от промежутка времени как и QDx, поэтому предложение будем рассматривать за тот же неизменный период ( год). На количество товара X, которое фирмы желают произвести, влияют многие факторы. Основные из них: • цена самого товара Х (обозначим Рх); • цены ресурсов (Рг), используемых в производстве X; • уровень технологии (L); • цели фирмы (А); • величины налогов и субсидий (Т); • цены на иные товары ( Pi); • ожидания (Е); • количество производителей товаров (N) [11]. Чтобы раскрыть категорию предложения целесообразно сначала исследовать зависимость QSx от Рх при прочих равных условиях, т. е. полагая неизменными иные факторы, влияющие на QS. Количество товара, предлагаемого фирмами к продаже, является функцией нескольких переменных, формула 3: =QS (Рх, Рг, L, А, Т, Pi, Е, N), (3) Нас в случае предложения товара Х интересует характер зависимости QSx от цены самого товара Х при прочих равных условиях. Мы исследуем функцию, формула 4: = QS(Px) Рг, L, А, Т, Pi, E, N= const., (4) Всю совокупность значений QSx товара X, соответствующих различным возможным величинам цены Рх при прочих равных условиях, называют предложением( supply-S) товара X. На рис. 1 изображена кривая предложения рыбы, показывающая зависимость между ценой товара Рх и количеством товара, которое продавцы намерены продать. Кривые предложения как и кривые спроса, строятся, исходя из допущения« при прочих равных». Кривая предложения рыбы показывает, как производители меняют свои планы в ответ на изменения цены рыбы. Таблица 1- Количество товара, предлагаемого фирмами к продаже Цена рыбы ( руб. за кг) Предложенное количество рыбы( млрд. кг в год) 64 2,6 60 2,5 40 2,0 36 1,9 32 1,8 28 1,7 24 1.6 20 1,5 16 1,4 Рис. 1– Кривая предложения рыбы Кривая предложения имеет положительный наклон. Почему? Применительно к определенным обстоятельствам объяснений может быть несколько. Объяснение первое. Положительный наклон кривой предложения выражает реакцию производителей на рыночные стимулы. Чем выше цена рыбы, тем больше смысла вкладывать время и силы в ее добычу и переработку. Объяснение второе. Положительный наклон кривой предложения выражает растущие затраты на производство добавочной продукции при фиксированных производственных возможностях. Производитель рыбной продукции, пытающийся увеличить ее добычу в ограниченном водоеме, будет вынужден увеличить затраты на условия содержания рыбы( более качественный корм, очистка водоема и т.д.). Но это имеет смысл только до той точки, пока эти добавочные затраты не превышают добавочного количества рыбы, полученного на основе этих затрат. Объяснение третье. Положительный наклон кривой предложения может быть объяснен при помощи понятий границы производственных возможностей и альтернативной стоимости. Допустим , что возможно производство только двух товаров-рыбы и помидоров. Каждый товаропроизводитель имеет сравнительное преимущество в производстве одного из этих товаров. В ситуации, когда производятся только помидоры, товаропроизводители, имеющие наибольшее сравнительное преимущество в производстве рыбы (т. е. те, кто может производить рыбу по сравнительно низкой альтернативной стоимости), начнут производить рыбу, даже если ее рыночная цена низка. По мере движения точки вдоль кривой цена рыбы должна возрастать, чтобы те товаропроизводители, у которых альтернативная стоимость относительно высока также переключились на производство рыбы. Наклон кривой в каждой точке равен альтернативной стоимости производства добавочного количества рыбы для товаропроизводителя, который находит целесообразным переключиться с производства помидоров на производство рыбы именно в этой точке границы производственных возможностей. ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 2.1 Эластичность спроса Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель( коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен, формула 5: (5) где Q - изменение величины спроса, %; Р - изменение цены, %; «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене. Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине. Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак « минус» опускается). Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен: , Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса [6]. На рисунке 2 изображены два вар ианта графиков спроса. На рис.2а, снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (300?10) до 6000 руб. (200?30), т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0. Рис. 2 б графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300?10) до 2400 руб. (200?12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов. Рис. 2 - Относительно эластичный (а) и относительно неэластичный (б) спрос. Существует два крайних случая. Первый случай - существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса ( если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, паралле горизонтальной оси ( рис. 3, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным. Рис. 3 - Крайние случаи эластичности: а - спрос абсолютно эластичен, б - спрос абсолютно неэластичен Другой крайний случай - изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 3,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись. Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности, схема 6: - спрос эластичен; - спрос неэластичен; - спрос с единичной эластичностью. (6) 2.2 Эластичность предложения Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле , что и коэффициент ценовой эластичности спроса, формула 7. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения: (7) где Q0 и Q1 - предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 - цены до и после изменения; «s» в индексе означает эластичность предложения. Предложение , поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены,чем спрос. Поэтому фак-тор времени является важнейшим в определении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным [2]. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика предприятия, 38 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Экономика предприятия, 25 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Экономика предприятия, 36 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Экономика предприятия, 48 страниц
1300 руб.
Курсовая работа, Экономика предприятия, 47 страниц
1300 руб.
Курсовая работа, Экономика предприятия, 47 страниц
1300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg