1. Теоретические аспекты малого предприятий преимущества, недостатки, перспективы развития
1.1 Понятие и сущность малого бизнеса в России
Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур [10, c.156]..
В конце 80-х годов коренные изменения в политической, социально-экономической сфере страны предоставили некоторым предприимчивым людям возможность заниматься предпринимательской деятельностью на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы стали создаваться во многих регионах, городах.
Отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, заставляли кооператоров, защищать свои интересы, выступать перед чиновниками, с экранов телевизоров и т.д. Отдельные активисты баллотировались на выборы депутатов Съезда народных депутатов СССР и РСФСР. Таким образом, активная агитация приводила к сплочению, интеграции, объединению ряда предпринимателей. В результате формировались отраслевые предприятия, в т. ч. и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в 1990 году создается Российский союз совместного предпринимательства, через год Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов при поддержке кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества.
Начало 90-х годов произошел процесс приватизации старых государственных предприятий, который не обошел стороной и малый бизнес. Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию.
Именно этот период (92-93 гг.) явился началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т.д.
Последующее развитие малого бизнеса выявило структурные проблемы, касающиеся всего экономического сектора. Заявленные в период советского времени ориентиры на развитие наукоемких, высокотехнологичных, инновационных технологий сменились на далекие от общегосударственных программ торгово-посреднические отношения.
Экономический развал и политическая неразбериха (1991-1993 год) привели к тому, что значительная часть малого бизнеса была переориентирована на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не успели вовремя перестроиться на новую рыночную экономику, были разрушены и ликвидированы, ведь отныне главным видом деятельности в сфере бизнеса становится торговля [11, c.166].
После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. Принимаются законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях» и т.д.
С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных фондов (Пенсионный фонд, Соц.страх, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется.
Последнее время государство пытается упростить процесс регистрации малый предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.
В настоящее время обозначение термина «предпринимательство» не имеет однозначного объяснения и зависит от многих обстоятельств и условий при решении задач реальной практики. Большинство авторов объясняет содержание термина «предпринимательство» как процесс, явление, феномен и др. со своими критериями и показателями. С первой половины ХХ века начинается частое использование термина «бизнес» в русском языке. Данное определение широко используется как деятельность, причем не только экономическая, но и как деловая жизнь, деловые круги, предпринимательство и т. п. Термин «бизнес» имеет английское происхождение (business), это слово в переводе означает дело, деятельность, занятие. Но тяжело дать только одно определение данному термину. Очень часто термины «бизнес» и «предпринимательство» определяют одинаково. К примеру, в современном экономическом словаре бизнес - это дело, предпринимательство [6, c.324].
Гражданский кодекс РФ предпринимательскую деятельность определяет, как «… самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг лицами или выполнения работ, зарегистрированными в установленном законом порядке в этом качестве».
Так же интересны выводы с А.И. Агеева, который трактовал предпринимательство как экономическое явление, которое возникает при наличии организационно-хозяйственного новаторства и экономической свободы. При этом экономическая свобода, согласно его рассуждению, понимает под собой наличие у хозяйствующего субъекта определенных прав, гарантирующих независимое самостоятельное принятие решений, связанных с поиском и выбором формы и сферы хозяйственной активности. Автономия принятия решений - основное условие предпринимательства.
Если считать предпринимательскую деятельность бизнесом, то она должна отвечать четырем главным производственным факторам:
1) Результатом такой деятельности всегда является реальная прибыль, а не доход, или личное мнение, или намерение;
2) Получение прибыли должно быть стабильным: бизнес – это не однократная сделка, а продолжительная деятельность;
3) Это законная деятельность: не может считаться бизнесом незаконное получение любого дохода;
4) Эта деятельность должна приносить пользу его субъектам и обществу.
Исследование литературных источников показало, что некоторые исследователи аналогом предпринимательства считают понятие «бизнес». Согласно данной точкой зрения и в своем исследовании считаю возможным в отношении малого и среднего бизнеса применять выражения «малое и среднее предпринимательство» в качестве синонимов.
Юридическое определение «малого бизнеса» сильно различается в зависимости от государства и отрасли. В России понятию «малый бизнес» определено в Федеральном законе В России Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года дано определение малых предприятий. [5]
Малыми предприятиями признаются следующие коммерческие организации - юридические лица:
? в уставном капитале которых доля государственной собственности Российской Федерации субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% (при этом суммирование долей по перечисленным выше формам собственности не производится). Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25% (если учредителями является несколько юридических лиц, их доли суммируются);
? средняя численность работников (включая совместителей и работающих по договорам подряда) не должна превышать следующих предельных показателей:
? в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек;
? в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек;
? в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
? в оптовой торговле, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Если рассматривать Россию, то в соответствии с Федеральным законом № 209-Ф3 от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, отраженным в Таблице 1.1.1.
Таблица 1.1.1 - Определение малого и среднего предпринимательства
Однако некоторые ученые отмечают недостатки установления таких критериев. Во-первых, не учитывается отраслевая специфика; во-вторых, возникают вопросы объективности установленных предельных размеров.
В России малые предприятия могут создаваться в любой организационно-правовой форме и почти во всех основных сферах предпринимательства.
Малое предприятие может быть создано и частным лицом, и предприятием, организацией как государственной, так и общественной. Во-первых, оно может быть простым и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства. Во-вторых, они могут отличаться разнообразием целей, из-за которых может быть создано предприятие: оказание всевозможных услуг населению, художественных и подсобных промыслов, запуске практически любой деятельности, не запрещенной законом.
Предприятия малого бизнеса могут существовать как несколько месяцев, так и более длительное время. Они могут становиться крупными производственными структурами, развивая масштабы своего производства, или же улучшать качественные характеристики своей продукции, оставаясь представителями малого бизнеса. Однако необходимо учитывать, что предприятия малого бизнеса объективно экономически неустойчивы в рыночной экономике, чем крупные производственные структуры. Это связано с тем, что малые предприятия более подвержены влиянию внешней и внутренней предпринимательской среды. В то же время малые предприятия обладают свойством быстрой адаптации к меняющейся среде.
Сектор малого предприятия наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса и т.п. Важнейшими особенностями его являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой МП является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Например, в США количество внедрённых новшеств на одного работающего в секторе МП в два раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора малого предприятия дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что наглядно подтверждается опытом Германии, Японии, Республики Корея, Китая, Испании и других стран.
Признание важности этого сектора как одного из основных источников создания рабочих мест и обеспечения экономического роста, что особенно отчетливо проявилось в 1990-е годы, способствовало дальнейшему развитию в этот период научных исследований в сфере малого бизнеса. В мировой практике общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых предприятий, приходящихся на 1000 жителей.
Если руководствоваться экономической литературой, то принято считать, что малый бизнес в наибольшей мере распространен в таких странах, как Япония, Италия, Франция, средне развит в США и относительно менее развит в Великобритании. Но, если посмотреть на показатель количества мелких и средних предприятий в расчете на тысячу жителей, то на первом месте стоят США - более 74 предприятий, затем Италия - 68 и Япония - 50 предприятий. В странах Евросоюза и Японии число предприятий малого предпринимательства, приходящееся на 1000 жителей, достигает 45-50. В России этот показатель гораздо скромнее. Как отмечает Е. Егоров, для того чтобы приблизиться к показателям Евросоюза, малых предприятий в России должно быть в 15-20 раз больше [11, c.525].
Оценивая специфику РФ, можно отметить, что Россия имеет много отличий от стран с уже сформировавшейся рыночной экономикой. В частности, отметим следующие особенности российского малого предпринимательства:
? совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности из-за невозможности в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
? стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть малых предприятий за рубежом работает на условиях субподряда;
? высокий уровень квалификации кадров малого предпринимательства в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
? достаточная степень приспособляемости к сложной экономической обстановке;
? стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных товарных рынков, в том числе выйти и на международные рынки;
? общий низкий технический уровень и слабая технологическая оснащенность в сочетании с достаточным инновационным потенциалом;
? низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
? неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
? работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных и консультационных обучающих услуг [4].
Уже давно назрела необходимость доработки либо принятия нового закона о малом бизнесе, но если он будет носить, как и раньше, декларативный характер, то такой закон не приведет к существенному улучшению ситуации. И прежде чем править либо писать закон, необходимо дать текущую оценку развитию - отдельно - малому и среднему предпринимательству, так как, по нашему мнению, малое и среднее предпринимательство - довольно разные понятия, и объединять их в одну группу предприятий и так отразить это в законе вряд ли правильно.
Учитывая, что малое предприятие - это инициатива населения в сфере самозанятости, для него важны вопросы обеспечения вхождения на рынок, преодоления административных барьеров (в число которых входят взятки и бесконечные немотивированные проверки), проблемы получения кредита, аренды помещений и т.д. Что касается среднего звена экономики, то для него необходима глобальная модернизация, техническое перевооружение, важны вопросы консолидации, встраивания в какие-то успешные структуры, а для средних предприятий большее значение имеет и привлекательность для иностранных, стратегических инвесторов.
Таким образом, малое и среднее предпринимательство - это разные сферы деятельности, и для них нужны свои законы: с особым подходом к определению предприятия, поддержке со стороны государства и т.п. При этом не стоит забывать огромного положительного опыта, накопленного в зарубежных странах.
Рисунок 1.1.1 – Виды малого предприятия
1.2 Характеристики и особенности малого предприятия
Российское малое предприятие начал свое развитие сравнительно недавно, но уже прошел сложный путь. Отметим ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом.
Низкий процент венчурной специализации. В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого предприятия является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса - развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.
Низкая легитимность малого предприятия. Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.
Постоянная нехватка финансирования. Малые предприятия в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность - взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным предприятием, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.
Неустойчивость малого предприятия. Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого предприятия в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.
Выясним основные характеристики малого бизнеса в России:
1) Гибкость малого предприятия. Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Он быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.
2) Экономичность малого предприятия. Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.
3) Узкая специализация малого предприятия. Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малое предприятие имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.
4) Развитие регионального рынка. Малое предприятие играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого предприятия формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.
1.3 Преимущества, недостатки и перспективы развития малого бизнеса
Малые предприятия имеют свои преимущества и недостатки. Эффективны в некоторых отраслях, например, наукоемких и тех, которые требуют высококвалифицированной рабочей силы (это такие отрасли, как точное машиностроение, электроника, приборостроение) и безличен в других (топливно-энергетический комплекс, поскольку в этой отрасли он просто более выгоден, чем монополист), что необходимо учитывать при разработке стратегии его развития [14, c.111].
К преимуществам малого предприятия можно отнести:
1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микро предприятиях, где численность работников менее 15 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.
4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.
8. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.
Так же для малых и микропредприятий у государства есть льготы. Для большинства льгот эти статусы равнозначны. Все, что действует для малого предприятия, работает и для микро. К ним относится:
? сниженные выплаты в бюджет: налоговые ставки, тарифы страховых взносов;
? финансовая поддержка: льготное кредитование, субсидии, преимущество при участии в госзакупках;
? меньше документации: для найма персонала, при работе с наличным;
? бесплатные знания и помощь: тренинги, консультации экспертов, помощь с выходом на экспорт.
Льготы по налогам. Регионы снижают ставку налога в некоторых сферах для малого бизнеса на УСН или патенте. Иногда можно и вовсе не платить налог в первые два года после регистрации ИП.
Узнать о налоговых льготах можно на сайте налоговой: на странице о выбранной системе налогообложения — УСН или патенте.
Льготы по страховым взносам. Для малого бизнеса действуют пониженные тарифы страховых взносов с выплат сотрудникам. ИП и ООО могут платить меньше страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Налоговая учитывает для взносов федеральный МРОТ в месяц, даже если в регионе есть свой МРОТ выше федерального. В 2021 году размер федерального МРОТ — 12 792 ?.
Сотрудник ИП получает зарплату 30 000 ?. С 12 792 ? ИП заплатит суммарно 30% взносов — 3838 ?. С оставшейся части 17 208 ? — только 15%, то есть 2581 ?. Всего за сотрудника ИП отдаст 6419 ? страховых взносов.
Крупный бизнес заплатил бы за этого сотрудника 9000 ? страховых взносов. Он всегда платит страховые взносы вне зависимости от МРОТ по общему тарифу — 30%.
Льготы по работе с наличными. ИП и ООО на патенте могут хранить любой объем наличных без сдачи в банк, а ИП дополнительно может работать без кассовой книги. Это позволяет уменьшить количество учетных документов.
Льготы при найме персонала. Малый бизнес может заключать с сотрудниками срочные трудовые договоры, даже если нанимает их на постоянную работу. Это право есть у ИП и ООО с численностью работников до 35 человек, а в рознице, общепите, бытовых услугах — до 20 человек. Расстаться с человеком, срок договора с которым подошел к концу, намного проще, чем с нанятым по бессрочному договору.
Если микропредприятие нанимает сотрудника по типовому трудовому договору, ему не нужно утверждать локальные нормативные акты. Например, обязательное для других работодателей положение о внутреннем трудовом распорядке. Это упрощает делопроизводство и удобно, если в компании или у ИП работает до пяти человек [19, c.156].