1 Теоретические основы таможенного осмотра помещений и территорий
1.1 Понятие и сущность таможенного осмотра
Таможенный контроль – это совокупность мер, которые осуществляются ответственными органами власти, чтобы предупредить и пресечь нарушения норм международного, союзного и национального законодательства. В России за реализацию подобных процедур отвечают структурные подразделения Центрального аппарата ФТС. Под управлением ведомства находятся различные посты, расположенные в пунктах пропуска, а также на участках Государственной границы Российской Федерации. Инспекционно-досмотровые комплексы решают ряд проблем, касающихся защиты национальных и экономических интересов страны, а также ее непосредственных союзников.
Таможенный осмотр - это внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами [2, с. 64].
Внешний визуальный осмотр проводится как в присутствии, так и в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей. Критерием при принятии решения является желание указанных лиц присутствовать при таможенном осмотре. Внешний визуальный осмотр проводится только в зоне таможенного контроля.
Объектом таможенного контроля, осуществляемого путем таможенного осмотра товаров и транспортных средств, являются товары, багаж, таможенные пломбы, печати, иные средства идентификации товаров для целей таможенного контроля. Данная форма таможенного контроля позволяет выявить факты нарушения таможенного законодательства путем внешнего визуального осмотра товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Повысить эффективность таможенного осмотра позволяет идентификация товаров, транспортных средств. Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, использования товаросопроводительной и другой документации и т.п. Любое изменение или уничтожение средств идентификации может осуществляться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, когда имеется реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. В процессе таможенного осмотра проверяется наличие и состояние необходимых обозначений таможенного обеспечения (пломб, печатей, знаков и т.п.), таможенные органы выявляют тем самым факты нарушения таможенного законодательства
Особенностью таможенного осмотра товаров и транспортных средств является то, что это всегда внешнее исследование, которое не связано со вскрытием упаковки товаров, транспортного средства либо его грузового помещения [7, с. 185].
При проведении таможенного осмотра таможенный орган исходит из принципа выборочное.
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств может проводиться должностными лицами таможенного органа в зоне таможенного контроля:
- в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре;
- в присутствии декларанта и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении осматриваемых товаров и транспортных средств.
В случае установления в ходе проведения таможенного осмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.
Письменное оформление результатов таможенного осмотра товаров и транспортных средств (в виде акта, составляемого в двух экземплярах) зависит от одного из следующих факторов:
- в случае возможности дальнейшего использования результатов таможенного осмотра должностными лицами таможенных органов составляется акт по форме, установленной решением ЕЭК;
- по требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств. В таких случаях должностные лица таможенных органов обязаны составить акт по установленной форме, либо проставить отметку о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном) документе, имеющемся у лица. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств [12, с. 185].
Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров.
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств применяется, например, при завершении таможенной процедуры таможенного транзита. Осмотр является стадией, предшествующей досмотру.
1.2 Основания и порядок проведения осмотра территорий и помещений для таможенных целей
Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур.
Таможенный осмотр помещений и территорий может проводиться таможенными органами:
1) в местах перемещения товаров через таможенную границу, пограничной зоне;
2) у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, для проверки такой информации;
3) у лиц, в отношении (у) которых проводится выездная таможенная проверка.
Проведение таможенного осмотра жилых помещений не допускается.
5. Таможенный осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания (указания) и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа.
Форма предписания (указания) на проведение таможенного осмотра помещений и территорий определяется законодательством государств-членов ЕАЭС.
Предъявление документов не требуется при проведении таможенного осмотра помещений и территорий у лиц, в отношении (у) которых проводится выездная таможенная проверка.
В случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 (двух) понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 (двадцати четырех) часов. Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС [21, с. 63].
Если законодательством государств-членов ЕАЭС предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, установленном этим законодательством.
Таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более 1 (одного) рабочего дня, если иное не установлено законодательством государств-членов ЕАЭС.
По результатам таможенного осмотра помещений и территорий составляется акт по форме, утверждаемой решением Комиссии ЕАЭС. Второй экземпляр акта таможенного осмотра помещений и территорий подлежит вручению (направлению) лицу, чьи помещения или территории осматривались.
В случае выявления нарушений составляется протокол об административных правонарушениях, предусмотренных статьями:
Статья 6.15. Нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
Статья 6.16. Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав.
Статья 11.14. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов.
Статья 11.15. Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования
Статья 14.10. Незаконное использование товарного знака.
Статья 14.50. Неисполнение обязанностей и требований при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок.
Для обеспечения контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля проводятся мероприятия, позволяющие отслеживать и оценивать оперативную обстановку. Одним из таких мероприятий является визуальное наблюдение, которое заключается в получении необходимой оперативной информации о поведении и деятельности в зонах таможенного контроля определенных или неизвестных лиц. Визуальное наблюдение проводится также с целью выявления фактов незаконного пересечения таможенной границы физическими лицами с транспортными средствами, участия работников железной дороги, аэродрома, порта, грузчиков в проведении таможенного контроля и хранении несопровождаемого багажа, грузовых и контейнерных упаковок, передачи каких-либо предметов другим лицам и т.д. Осмотр помещений и территорий как форма таможенного контроля отличается от обследования помещений, зданий, сооружений как мероприятия. В случае проведения мероприятий оперативно-разыскного характера осуществляется оперативный осмотр помещений в целях поиска следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения другой информации, необходимой для решения задач оперативно-разыскной деятельности. Оперативный осмотр регулируется законодательством государств — членов ЕАЭС.
1.3 Действия должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий
Действия должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий регламентируется инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий [13, с. 37].
Таможенный осмотр помещений и территорий проводится должностными лицами таможенных органов в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных ТК ЕАЭС.
Таможенный осмотр помещений и территорий, не указанных в пункте 2 Инструкции, может проводиться должностными лицами таможенных органов:
1) в местах перемещения товаров через таможенную границу, пограничной зоне;
2) у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного ТК ЕАЭС, для проверки такой информации;
3) у лиц, в отношении (у) которых проводится выездная таможенная проверка.
Таможенный осмотр помещений и территорий может также осуществляться должностными лицами таможенных органов в целях проверки соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, установленным законодательством государств - членов ЕАЭС в соответствии со статьями 24, 29, 34, 168, 233 и 304 ТК ЕАЭС [3, с. 104].
Проведение таможенного осмотра жилых помещений не допускается.
Принятие решения о проведении таможенного осмотра помещений и территорий
Решение о проведении таможенного осмотра помещений и территорий принимает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, за исключением случаев проведения таможенного осмотра помещений и территорий при выездной таможенной проверке.
При проведении выездной таможенной проверки решение о проведении таможенного осмотра помещений и территорий принимает руководитель комиссии.
Решение о проведении таможенного осмотра помещений и территорий оформляется письменно в виде предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий (далее - предписание) по форме, утверждённой ФТС России.
Таможенный осмотр помещений и территорий при проведении выездной таможенной проверки проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки.
Должностные лица таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий вправе:
- входить в помещения и на территории проведения таможенного осмотра, в том числе с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии 2 (двух) понятых;
- требовать от лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей предъявления товаров для проведения осмотра;
- привлекать специалистов, экспертов для оказания содействия в проведении осмотра помещений и территорий (статьи 101, 102 ТК ЕАЭС, статьи 172, 173 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации») [1].
Должностные лица таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий обязаны:
- проводить таможенный осмотр помещений и территорий в сроки, установленные статьёй 119 ТК ЕАЭС и статьёй 175 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
- вносить в акт таможенного осмотра помещений и территорий сведения, выявленные в результате таможенного осмотра помещений и территорий, а также пояснения лиц, присутствующих при таможенном осмотре помещений и территорий;
- не причинять неправомерный вред товарам и помещениям;
- обеспечивать соблюдение прав и законных интересов лиц, обладающих полномочиями в отношении товара, их представителей, а также владельца или пользователя помещения и других лиц, присутствующих при осмотре;
- хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, ставшие им известными в связи с проведением осмотра;
- соблюдать иные требования законодательства Российской Федерации.
Таким образом, таможенный осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур.