Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Социально-психологический климат в коллективе: пути совершенствования

rock_legenda 2025 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.03.2022
Целью данной работы является разработка рекомендаций по улучшению социально психологического климата коллектива организации. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 1) рассмотреть факторы формирования социально-психологического климата организации; 2) проанализировать влияние группового поведения на социально-психологический климат в организации; 3) описать взаимоотношения в коллективе; 4) дать краткую характеристику организации; 5) исследовать существующий социально-психологический климат коллектива в МАДОУ «Детский сад №45»; 6) оценить роль факторов формирования социально-психологического климата; 7) разработать рекомендации по улучшению социально психологического климата; 8) предложить мероприятия по управлению социально-психологическим климатом организации; Объектом исследования является социально-психологический климат. Предметом исследования является управление социально — психологическим климатом персонала в МАДОУ «Детский сад №45». Изучением социально-психологического климата в коллективе занимались Резник С.Д., Спивак В.А., Темницкий А.Л., Неймер Ю. Л., Фетискин Н.П. и многие другие учёные. В процессе написания работы используются теоретические методы, анализ правовой, экономической и методической литературы, анализ нормативной документации, а так же эмпирические методы, анализ системы управления персоналом, интервью, экономико-математические расчеты. Работа состоит из трёх глав. Первая глава содержит сведения о теоретических и методических основах управления социально-психологическим климатом в организации. Она состоит из трёх пунктов. В первом пункте рассматриваются факторы формирования социально- психологическим климатом, во втором говорится о влиянии группы и группового поведения на социально-психологический климат в организации, в третьем представлены методы изучения и анализа взаимоотношений в коллективе. Во второй главе анализируются результаты и исследования социально-психологическим климатом коллектива в МАДОУ «Детский сад №45». В пункте 1 даётся краткая характеристика организации, во втором пункте исследуется социально-психологический климат в МАДОУ «Детский сад №45». А в третьем дана оценка факторов формирования социально- психологического климата. В третьей главе разработаны рекомендации по управлению социально-психологическим климатом в МАДОУ «Детский сад №45». В первом пункте даны рекомендации по улучшению социально-психологического климата, во втором рекомендованы мероприятию по управлению социально-психологическим климатом организации. В заключении даны выводы по всей работе. Таким образом, формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качества оказываемых услуг. Социально-психологический климат коллектива имеет практическую значимость. Предлагаемые в последней главе разработки и рекомендации могут внедряться в процесс управления деятельностью предприятия для повышения его эффективности.
Введение

Актуальность исследования. Важным показателем состояния организации является социально-психологический климат, ведь именно он выступает внешним проявлением различных групповых феноменов в виде поведенческих и речевых актов. Социально контактная часть любой организации представляет собой сложную систему компонентов, выражающихся в первую очередь в формировании социально-психологического климата коллектива. Эффективное выполнение трудовых функций зависит не только от выполнения организационно- производственных условий, но и от межличностных отношений, которые оказывают значительное влияние на самочувствие и результаты труда человека. Говоря о психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определенного времени и имеющей возможность изменения и развития. Межличностные отношения, возникающие в результате общения людей в их группе, определяют важнейшее явление, получившее название психологической совместимости. Она бывает не только положительной или отрицательной, но и с различными ее степенями и видами. Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов создают то внешнее общественно-психологическое явление, которое называется социально- психологическим климатом или атмосферой. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качества оказываемых услуг. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. Взаимосвязь между эффективностью организации и ее социально -психологическим климатом – важнейшая проблема для руководителей компании. Поэтому так важно знание важнейших составляющих социально-психологического климата организации, разработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями. Благоприятный социально-психологический климат – это итог систематической работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников организации.
Содержание

Введение...............................................................................................................3 1. Теоретические и методические основы управления социально-психологическим климатом в организации 1.1 Социально-психологический климат организации и факторы его формирования.....................................................................................7 1.2 Влияние группы и группового поведения на социально психологический климат в организации.........................................13 1.3 Методы изучения и анализа взаимоотношений в коллективе..........................................................................................20 2. Анализ результатов исследования социально-психологического климата коллектива в МАДОУ «Детский сад 45» 2.1. Краткая характеристика организации.........................................26 2.2. Исследование существующего социально-психологического климата в МАДОУ «Детский сад 45»..............................................32 2.3. Оценка роли факторов формирования социально-психологического климата................................................................40 3. Пути совершенствования в социально-психологическом климате в МАДОУ «Детский сад 45» 3.1. Разработка рекомендаций по улучшению социально-психологического климата в МАДОУ «Детский сад 45»...............50 3.2. Мероприятия по управлению социально-психологическим климатом организации.......................................................................63 Заключение.........................................................................................................68 Библиографический список..............................................................................71 Приложения...............................................................................................……74
Список литературы

1. Аширов Д.А. Управление персоналом: Учеб. пособие..- М.: Велби; Проспект. 2017 г. стр183. 2. Бильманн В. Основы управления предприятием: Пер. с нем. и науч. ред. В.А. Антонова.- М.: ТЕИС. 2018. стр132. 3. Бишоп С., Тейлор Д. Тренинг изменений в организации- СПб.: Питер. 2017. стр 365. 4. Богатырева Н. Конфликтогены или как вести себя в конфликте // Управление персоналом.- 2018. стр 243. 5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учбник.- М.: Гардарики. 2017. стр 189. 6. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Исскуство управления людьми на основе эмоционального интеллекта.- М.: Альпина Бизнес Букс. 2017 г. стр 265. 7. Демиденко Э. С. Перспективы образования в меняющемся мире // Социс.- 2016 г. стр 45. 8. Джонс Р. Как сделать карьеру: Практическое руководство для всех: Пер. с англ.- Челябинск: Урал ЛТД. 2017 г. стр 165. 9. Дизель Пол- М.Ж, Мак-Кинли У. Поведение человека в организации: Пер. с англ.- М.: Фонд за экономическую грамотность. 2016 г. стр 254. 10. Доблаев В.Л. Организационное поведение: Учебное пособие.- М.: ЭКСМО. 2016. стр 198. 11. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов.- 3-е изд.- Н. Новгород: НИМБ. 2019. стр 334. 12. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии.- СПб.: Питер. 2016 г. стр 263. 13. Зайверт Л. Ваше время- в Ваших руках: Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время: Пер. с нем.- М.: Интерэксперт, ИНФРА- М.. 2017 г. стр 134. 14. Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей…- Минск: Республика. 2017 г. стр 185. 15. Каунт Джон. Организуй себя: Пер. с англ. / Под ред. И.В. Андреевой СПб.: Нева, 2018 г. стр 148. 16. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА- М. 2018 г. стр 274. 17. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова.- М.: ИНФРА- М. 2018 г. стр 272. 18. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом организации: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2017 г. стр 384. 19. Козлов Н. Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека.- М.: Книга, 2016 г. стр 303. 20. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме.- М.: ИНФРА- М. 2018 г. стр 174. 21. Левченко В.В. К проблеме изучения состязательных отношений // Социологические исследования. 2018 г. стр 35. 22. Мастербрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер с англ.- М.: ИНФРА- М. 2016 г. стр 265. 23. Моргенстрен Джулия. Тайм менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем. и своей жизнью.- М.: Добрая книга, 2018 г. стр 163. 24. Моргунов Е. Лидер и его команда //Управление персоналом.- 2016 г. стр 97. 25. Неймер Ю. Л. Социально-психологический климат коллектива предприятия // Социологические исследования. 2016 г. стр 20. 26. Огарев Г. Закон карьерного роста- М.: РИПЛ КЛАССИК. 2018 г. стр 37. 27. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний).- М.: Прогресс. 2018 г. стр 156. 28. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.- М.: Аспект Пресс. 2018 г. стр 204. 29. Резник С.Д., Игошина И.А. Введение в менеджмент: учебное пособие.- 2-е изд., доп.// 2016 г. стр 176. 30. Резник С.Д. Организационное поведение. 2016 г. стр 207. 31. Резник С.Д., Макарова С.Н. Женщины- руководители.- Ростов н/Д: Феникс. 2018 г. стр 267. 32. Резник С.Д., Куликов В.Г. Эффективная команда менеджера.- Ростов на/Д: Феникс. 2016 г. стр 342. 33. Резник С.Д., Сочилова А.А.Основы личной конкурентоспособности.- М.: ИНФРА-М,2017 г. стр 216. 34. Спивак В.А. Санкт-Петербург: Питер, 20, cерия "Теория и практика менеджмента", 2016 г. 352 стр. 35. Социометрия: исследование межличностных отношений в группе [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/18-1-0-261 (дата обращения: 28.12.2021). Источник: http://si-sv.com/publ/18-1-0-261 36. Старобиннский Э.Е. Как управлять персоналом.- М.: Бизнес- школа «Интел- синтез». 2017 г. стр 235. 37. Темницкий А.Л. Ориентации рабочих на патерналистские и партнёрские отношения с руководством. 2018 г. стр 193. 38. Туровец О.Г., Бухалов М.И., Родионов В.Б. Организация производства и управления предприятием: Учебник // Под ред. О.Г. Туровца.- М.: ИНФРАМ. 2018 г. стр 173. 39. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2016 г. стр 206.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические и методические основы управления социально-психологическим климатом в организации 1.1. Социально-психологический климат организации и факторы его формирования Изучение социально-психологического климата коллектива много лет привлекает внимание исследователей-психологов. О нем написаны десятки монографий и диссертаций, сделаны сотни докладов на научных конференциях и симпозиумах. Однако ученым пока так и не удалось окончательно договориться, что же такое социально-психологический климат. Сегодня существует более сотни определений данного явления и не меньшее количество методик его изучения. Однако, несмотря на различие подходов и точек зрения, есть нечто общее, объединяющее эти исследования: все они посвящены первичному производственному коллективу. Ведь именно здесь создаются материальные ценности и социализируется (формируется) личность работника. Так было до недавнего времени. Сейчас акценты должны сместиться. Дело в том, что основным звеном производства является предприятие, получающее хозяйственную самостоятельность, а его коллектив — право на самоуправление. На первый план выходят процессы, происходящие на предприятии в целом. Их направленность зависит от социально-психологического климата всего коллектива, который нельзя определить как сумму составляющих его первичных коллективов. Это — качественно новое образование. Социально-психологический климат такого коллектива в большей мере, чем первичного, существует не сам по себе, а как элемент системы жизнедеятельности предприятия. Кроме него она включает следующие элементы; внешнюю и внутреннюю среду, социальные характеристики коллектива, процесс деятельности, производственно-экономические и социальные результаты. Необходимо учитывать также, что предприятие не изолировано от общества. Тысячами нитей оно связано с народно- хозяйственным комплексом страны и, следовательно, социально-психологический климат коллектива зависит: • во-первых, от общественно-политической и экономической ситуации в государстве; • во-вторых, от положения отрасли в народном хозяйстве и качества управления ею; • в-третьих, от условий и уровня жизни в пункте размещения предприятия. Отсюда следует, что изучение социально-психологического климата неполноценно вне системного и комплексного (с участием социологов, экономистов и психологов) подходов. Социально-психологический климат – это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей. В общем виде социально-психологический климат представляет собой преобладающий и относительно устойчивый настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления в его жизнедеятельности. Социально-психологический климат — это внутреннее состояние какой-либо общности, отражающее ее комплексную способность достигать стоящие перед ней цели. Говоря о внутреннем состоянии, мы имеем в виду, что оно определяется системой взаимосвязанных между собой и зависимых друг от друга качеств. На наш взгляд, такими качествами являются коллективные социальные ценности, нормы поведения и установки, социальные ожидания, уровень идентификации индивидов и групп с общностью, сплоченность общности и взаимная совместимость ее членов, приемлемость руководителей для подчиненных, уровень удовлетворенности работников трудовой ситуацией в целом, условиями и уровнем жизни, характер меж групповых отношений. Взаимодействие этих компонентов создает новое и особое интегративное качество. Следует пояснить и сам термин «общность». В данном случае он обозначает трудовой коллектив промышленного предприятия. Но этим термином можно определить и коллектив любой организации, у которой имеются четко обозначенные цели деятельности. Наконец, понятие «достижение цели». Речь идет не о формальном получении запланированного результата деятельности (выпуск продукции в установленные сроки, в нужном количестве и требуемого качества), а о выполнении задачи наиболее эффективным из возможных способов, тоесть с наименьшими затратами ресурсов и наименьшим ущербом для личности. Базовые компоненты системы социально-психологического климата — ценностные ориентации коллектива, установки и нормы поведения. Социальные группы усваивают, как правило, ценности, соответствующие их положению в обществе. Но помимо этого каждая группа способна формировать свою специфическую систему ценностей, которая какими-то своими элементами может отличаться от общепринятой. Когда мы изучаем первичный коллектив, вопрос о его ценностных ориентациях не представляется сложным. Методики исследований достаточно разработаны. Если же речь идет о коллективе целого предприятия, то здесь требуется специальная методика, основанная на такой репрезентативной выборке, где были бы представлены все социальные группы коллектива, выделенные по особому набору критериев. Сложности возникают также в процессе изучения других элементов социально-психологического климата и системы жизнедеятельности коллектива. Перед исследователями возникает круг методологических и методических задач, до сих пор еще не решенных. Следующим элементом социально-психологического климата являются социальные установки. Существует мнение, что именно они характеризуют наиболее глубокое и устойчивое отношение человека к своим статусам и ролям. Это касается установок индивида. Однако для нас важно исследовать установки всего коллектива предприятия. Сложность заключается в том, что установки (как, впрочем, и все остальные элементы социально-психологического климата) претерпевают глубокие изменения при переходе к новому экономическому механизму. Пути решения этой проблемы нужно искать в сфере познания механизма групповых взаимодействий. С ценностными ориентациями и установками тесно связаны нормы поведения, принятые коллективом. Их структура сложна и поэтому, исследуя социально-психологический климат, необходимо выяснить соотношение принятых здесь общественных, групповых и индивидуальных норм поведения. Групповые нормы состоят из нескольких частей. • Часть 1 является общей: это та часть общественных норм, которая усвоена и индивидуальным сознанием, и групповым. Эти нормы приняты и усвоены коллективом. • Часть 2 представляет собой те общественные нормы, которые усвоены большинством групп и основным коллективом. Индивиды подчиняются им только тогда, когда они находятся в составе групп. • Часть 3 — специфична, она отличается и от норм основного коллектива, и от индивидуальных норм. • Часть 4 — общественные нормы, усвоенные всем коллективом предприятия и отдельными членами данной группы, но не ставшие групповыми. • Часть 5 — нормы чужих групп, не принадлежащих к предприятию. Они усвоены отдельными членами, но не приняты группой и коллективом в целом. Индивиды могут руководствоваться этими нормами вне данной группы и предприятия, но скрывают такое поведение от других членов коллектива, опасаясь неодобрения последних. Часть 3 в групповых нормах и часть 5 в индивидуальных состоят из двух частей. Это общественные нормы, усвоенные данной группой, но еще не принятые как некоторыми индивидами, так и коллективом предприятия в целом, и негативные нормы, принятые в некоторых группах. Эти нормы порицаются обществом и коллективом предприятия, но индивиды вынуждены им подчиняться, если дорожат своим членством в данной группе. Можно предположить, что данные регуляторы поведения тем сильнее, чем более изолирована группа от остальной общности. Часть 5 представляет собой общественные нормы, усвоенные отдельными членами коллектива. Тем не менее, подчиняться этим нормам не принято ни в группе, ни в коллективе предприятия. Это негативные нормы чужих групп, порицаемые всей общественной, коллективной и групповой моралью. Чаще всего они лежат в противоправной сфере. Когда индивид длительное время остается членом одного коллектива, роль нормативной части 5 в его поведении слабеет и может исчезнуть совсем, если он одновременно не является членом какой-либо группы, которая разделяет эти нормы. Часть 6 — общественные нормы, официально принятые в коллективе предприятия, но еще не усвоенные ни отдельными членами данной группы, ни данной группой в целом. Эта часть имеет тенденцию к слиянию с частями 1, 2 и 4, 9 благодаря постоянному воздействию общества на индивидуальное и групповое сознание, но до тех пор подчинение этим нормам носит лицемерный, принудительный характер. Известно, что на предприятиях в силу различных обстоятельств возникают нормы поведения, которые считаются противоправными. Однако руководство вынуждено идти на подобные действия из-за несовершенства хозяйственного механизма, законодательства или по иным объективным причинам. Действия руководства в таких случаях иной раз попадают в разряд противоправных, но не будь они совершены, деятельность предприятия может оказаться очень затрудненной или даже парализованной. Поэтому члены коллектива и целые группы, хотя и не одобряют подобных поступков, все же с пониманием к ним относятся. Эти нормы представлены в части 7. Часть 8 обозначает общественные нормы, декларируемые государством, но не усвоенные ни отдельными людьми, ни их группами и коллективом. При этом к части 8а относятся нормы прогрессивные, которые пока не приняты членами коллектива, но, надо полагать, со временем будут усвоены ими (например, переход на арендные отношения, отказ от уравниловки в оплате труда); а к части 8 нормы искусственные, нежизненные, которые не будут приняты никогда и со временем исчезнут (например, существовавший многие годы запрет на совместительство, антиалкогольное законодательство в том виде, в каком оно осуществлялось несколько лет назад). Разумеется, приведенная схема условна и применима только с учетом тех конкретных обстоятельств, в которых протекает жизнедеятельность данного коллектива. Речь идет лишь о том, что в системе сознания того или иного коллектива могут быть указанные структурные элементы. Однако количество этих элементов и удельный вес каждого из них определяются уровнем социальной зрелости коллектива. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что социально-психологический климат - это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих работающих или обучающихся людей. В общем виде социально психологический климат представляет собой преобладающий и относительно устойчивый настрой коллектива который находит многообразные формы проявления в его жизнедеятельности. Социально-психологический климат коллектива зависит от общественно-политической и экономической ситуации в стране, от положения отрасли в народном хозяйстве, от условий и уровня жизни в пункте размещения предприятия. Отсюда следует, что изучение социально-психологического климата неполноценно вне системного и комплексного подходов. 1.2 Влияние группы и группового поведения на социально-психологический климат в организации Ценности и нормы, принятые в коллективе, есть основа, на которой возникают социальные ожидания его членов. Трудовая деятельность строится таким образом, что каждый член коллектива заранее знакомится со своими ролевыми предписаниями, правовыми и технологическими требованиями предъявляемыми к его поведению предприятием. Но, кроме того, в коллективе вырабатывается система неофициальных требований, с одной стороны, к поведению своих членов (требования, которые могут совпадать, но могут и отличаться от ролевых предписаний), с другой — к условиям труда и быта, которые могут отличаться от установленных нормативов. Эта система неофициальных требований называется социальными ожиданиями коллектива. Она служит критерием при оценке членами коллектива всего происходящего на участке, в цехе, на заводе, в городе, определяет степень их удовлетворенности как производственной ситуацией, так и условиями жизни. При анкетировании членов коллектива и в процессе экспертных опросов выявляются ценности, нормы поведения и социальные ожидания. При этом учитываются только те, которые стали значимы для большинства членов ведущих социальных групп коллектива. Важным элементом системы социально-психологического климата всегда была приемлемость руководителя коллективом. Изучая звено «руководитель - коллектив», социологи главным показателем считают уровень авторитета руководителя, измеренный по социометрической методике. Но авторитет — только одна сторона. Вполне возможна ситуация, когда руководитель не пользуется ни одним из типов авторитета, однако коллектив работает хорошо. В подобных случаях коллективом фактически руководит наиболее авторитетный рядовой работник (лидер), или коллектив самоуправляется, а руководитель не мешает этому процессу. Возможны и такие ситуации, когда руководителя считают высокопрофессиональным специалистом, однако отношения с подчиненными у него не складываются в силу различных причин, и сотрудники работать с ним не хотят. Учитывая это, введено понятие приемлемости руководителя коллективом, отражающее оценку всей возможной гаммы отношений, и разработал методику измерения. Она с успехом применяется при изучении контактного (первичного) коллектива. Всем членам коллектива предлагается ответить на вопрос: «хотели бы Вы, чтобы у Вас был другой руководитель?». Далее следует пятичленная шкала от +1 (не хотел бы) до -1 (хотел бы). Индекс приемлемости принимает значения от +1 до 0. Значения индекса от 0 до -1 интерпретируются как индекс неприемлемости. «О» выражает безразличие респондента к данному вопросу. При изучении отношений в рамках предприятия в целом респондентами, отвечающими на приведенный выше вопрос анкеты, становятся уже не рядовые члены коллектива, а руководители цехов и отделов. Выясняется их отношение к директору. Мы исходим из того, что отношение руководителя подразделения к директору, как правило, передается рядовым работникам. Оно усваивается ими и становится общим. Нормы поведения, социальные ожидания, приемлемость руководителя значительно влияют на характер общения между работниками, взаимную приемлемость тех из них, кто по технологическим условиям должен вступать в деловые межличностные контакты. Отличие исследования социально-психологического климата в первичном коллективе от исследования указанного явления в основном коллективе предприятия заключается прежде всего в том, что в первичном коллективе, где работники общаются постоянно, важно учитывать их психологическую совместимость, взаимную приемлемость всех всеми. В основном же коллективе важна взаимная приемлемость тех работников, которые являются связующими элементами между коллективами разных подразделении, осуществляют непосредственные контакты лишь в силу организационных и технологических условий. Изучение взаимной приемлемости этих работников производится в два этапа: Во-первых, при интервьюировании руководителей подразделений такие работники должны быть выявлены. Их взаимные контакты необходимо свести в блоки, на основе которых построить соответствующие графы взаимосвязей. Они служат основой для измерения на втором этапе взаимной приемлемости каждой пары работников с использованием социометрической техники. Отсутствие взаимной приемлемости между указанными работниками отражается на характере меж групповых отношений, создает условия для возникновения напряжения как внутри коллективов подразделений, так и между этими коллективами. А это, в свою очередь, существенно воздействует на социально-психологический климат всего предприятия. Рассмотрим теперь еще один важный элемент социально-психологический климат основного коллектива предприятия - уровень идентификации работников с предприятием. Под этим термином мы понимаем сознательное, внутреннее мотивированное принятие индивидом (в отличие от пассивной адаптации) целей, ценностей и норм поведения коллектива предприятия в целом. Идентификация может иметь различный характер. Например, если работник считает цели предприятия своими личными целями, он подчиняет свое поведение интересам предприятия. Но может возникнуть и прямо противоположная ситуация, при которой работник полагает свои цели целями предприятия. Если к тому же этот человек — руководитель, то подобная идентификация может стать общественно опасной. Учитывая, что обычно на предприятиях складывается так называемое «идентифицированное ядро» из руководящих работников, то при эгоистической направленности этого ядра появляется возможность для хозяйственных злоупотреблений. Следующим компонентом социально-психологического климата является сплоченность. Она понимается нами как степень единства действий (поведения) членов коллектива в условиях свободного выбора вида этих действий из нескольких возможных вариантов. Единство действии - выполнение каждым своих задач в рамках общих целей, то есть сотрудничество. И, наконец, последний элемент социально-психологический климат — удовлетворенность общими условиями труда и жизни. Она зависит не только от существующего положения дел, но и от притязаний, социальных ожиданий членов коллектива. После рассмотрения всех элементов социально-психологического климата, естественно, мы должны решить вопрос о его комплексной оценке. Она должна опираться на определение степени согласования- рассогласования качества (характера) элементов социально- психологического климата. Если между этими элементами имеется полная согласованность, или имеющееся рассогласование несущественно, а ценности и нормы поведения в коллективе общественно значимы и реализуются в деятельности, то такой социально-психологический климат следует считать благоприятным. Если рассогласования несущественны, но в коллективе преобладают ценности и нормы эгоистического плана, то социально-психологический климат следует считать застойным. Если же между элементами социально-психологическим климатом есть коренные рассогласования, то климат в таком коллективе неблагоприятный. Степень согласования-рассогласования элементов социально-психологического климата может быть измерена количественно в диапазоне шкалы от -1 до +1, где +1 означает полное согласование элементов, — 1 — полное рассогласование. Тогда значения индекса от —1 до 0 будут означать неблагоприятный социально-психологический климат, около 0 - застойный, от 0 до +1- благоприятный. Социально-психологический климат коллектива, представляет собой, во-первых, систему, где все названные элементы взаимосвязаны; во-вторых, элемент системы более высокого порядка, то есть жизнедеятельности трудового коллектива, в которой он тесно связан с другими: внешней и внутренней средой предприятия (объективные условия жизни и труда), демографическими и личностными характеристиками людей. Взаимодействие этих элементов влияет на активность коллектива, а она в свою очередь — на производственные и социальные результаты деятельности, которые определяют характер внешней и внутренней среды предприятия. Из сказанного следует, что социально-психологический климат есть не что иное, как состояние социального здоровья трудового коллектива. Это состояние тесно связано с факторами внешней и внутренней среды предприятия, в совокупности представляющими собой условия деятельности коллектива, удовлетворения его разнообразных потребностей. К факторам внешней среды относится экономическая и политическая обстановка в стране. Часть из них оказывает влияние на все предприятия в равной мере и должна изучаться на международном уровне. Другие носят локальный характер и имеют различия на уровне регионов и предприятий, например, уровень и условия жизни, сфера культуры. Другими словами, речь идет о повседневной жизни, которая и определяет отношение людей к труду. Эти факторы должны непременно учитываться при изучении Социально психологического климата. Правильное их понимание и использование, по расчетам академика А. Г. Аганбегяна, увеличивает производительность труда на 20-30%, а иногда в 2—3 раза. Внутренняя среда предприятия, или, другими словами, внутренние условия жизнедеятельности основного коллектива также многообразна, как и внешняя. Поэтому мы выделяем лишь те ее элементы, которые наиболее существенно влияют на социально-психологический климат. К ним следует отнести самоуправление коллектива, информированность, механизм социально-правовой защиты. Сюда же примыкают организация и условия труда, заработная плата, охрана здоровья, компетентность и стиль работы руководства. На внутреннюю среду предприятия оказывает сильное воздействие внешняя среда и потому разные предприятия имеют много общего. Тем не менее деятельность администрации и социальная активность членов коллектива могут вносить значительные коррективы и заметно влиять на обстановку. Каждый из параметров внутренней среды предприятия оказывает определенное влияние на различные элементы социально-психологического климата. Но кроме того внутренняя среда в целом воздействует на социально- психологический климат. Это воздействие осуществляется не прямо, а опосредовано, преломляясь через восприятие людей, которое зависит, прежде всего, от принадлежности к той или иной социальной группе. Речь идет о социальных слоях внутри рабочего класса, а также о категориях служащих, классифицированных по содержанию труда и месту в иерархической структуре управления. Восприятие характера внешней и внутренней среды зависит также от демографических характеристик: пола, возраста, семейного положения и образования. Как показывают многие исследования, женщины, например, более требовательны к условиям труда, они предпочитают работать в одну смену, больше ценят вежливость и тактичность руководителя и не слишком стремятся к участию в управлении, к повышению квалификации. Это объясняется их преимущественной ориентацией на семью и перегруженностью домашними обязанностями. Мужчины, напротив, менее требовательны к условиям труда и сменности, руководителем предпочитают иметь профессионала, которому готовы многое простить, особенно если он предоставляет им самостоятельность. Мужчины стремятся к повышению квалификации, росту зарплаты и продвижению по служебной лестнице. Разумеется, бывают и исключения. Социально-демографический состав коллектива существенно влияет на восприятие каждой личностью внешней и внутренней среды предприятия. Таким образом, группы и групповое поведение влияют на социально-психологический климат в организации. При формировании коллектива необходимо учитывать психологическую совместимость работников. Отсутствие взаимной приемлемости между членами коллектива отражается на меж групповых отношениях, создаёт условия для напряжённости внутри коллектива. А это воздействует на социально-психологический климат всего предприятия. На социально-психологический климат оказывают влияние также уровень идентификации работников с предприятием, сплочённость, удовлетворённость общими условиями труда и жизни. После рассмотрения всех элементов социально-психологического климата решается вопрос о его комплексной оценке. Из сказанного следует, что социально-психологический климат есть не что иное как состояние социального здоровья трудового коллектива. 1.3. Методы изучения и анализа взаимоотношений в коллективе В значительной мере производительность труда в коллективе зависит от социально-психологической обстановки, морально-психологического климата. Поэтому настроение людей должно находиться в центре внимания руководителя, постоянно анализироваться им. Для изучения психологического климата коллектива могут быть использованы различные методы анализа, которые применяются для описания общей социально-психологической обстановки в исследуемом коллективе: анализ характера взаимосвязей членов коллектива; выявление неформальных лидеров; определение уровня взаимоотношений в производственной группе как по горизонтали (между рядовыми членами группы), так и по вертикали (между подчиненными и руководителем); анализ стиля работы руководителя; социально-психологическая оценка эффективности его работы. Результаты анализа социально-психологических факторов формирования трудового коллектива позволяет руководителю выработать и осуществить соответствующие рекомендации. Для изучения социально-психологических отношений в коллективе используется, например, метод опроса в формах интервьюирования (беседы) и анкетирования. Большие возможности для анализа внутри коллективной структуры дает графический метод. Графическое изображение взаимосвязей в коллективе может быть представлено социограммой – рисунок 1, где цифрами обозначены конкретные люди. Рисунок 1 «Социограмма коллектива» На рисунке прямые линии отображают положительный выбор, то есть чувство симпатии, уважения к человеку, а пунктирные линии – отрицательный выбор, чувство антипатии, неуважения к работнику. Социограмма строится по результатам опроса, занесенным в специальную социометрическую таблицу, и является ее наглядным графическим изображением. Анализ социограммы дает возможность получить количественную оценку сплоченности в коллективе, оценить статус каждого члена коллектива, выявить неформального лидера, сделать общие выводы о социально-психологическом климате, наметить пути его улучшения. Социометрические индексы могут быть рассчитаны по следующим формулам: • положительный статус i-го члена коллектива:
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg