ГЛАВА 1. ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УММОЙ И ЛАГАШЕМ ПО ДРЕВНЕ-ШУМЕРСКИМ ИСТОЧНИКАМ
На заре шумерской цивилизации поселения земледельцев окружали необитаемые болотистые берега и сухие равнины между реками Тигр и Евфрат. Трудолюбивый шумерский народ осваивал все новые и новые территории в южной части Мезопотамии - основывались города и села, строились оросительные каналы, росло население. Примерно к XXVIII веку до нашей эры свободных земель практически не осталось. Примерно в то же время вокруг общественных центров начали формироваться города-государства (номы). Таких центров было около двадцати, каждый из которых состоял из одного большого города, нескольких городков и окрестных деревень. Основной проблемой Древнего Шумера была нехватка продуктов питания - производство продуктов питания (в первую очередь зерна) не успевало за ростом численности жителей номов [4]. На этапе становления организованного общества важнейшей фигурой нома был руководитель работ и начальник строительства, носивший титул «энси». Этот человек был верховным жрецом бога-покровителя города и, опираясь на религиозный авторитет, управлял жизненно важной ирригационной системой, а также сбором, хранением и распределением урожая.
Выходом из сложной экономической ситуации для нома было отобрать свои поля или участки у соседей, где оросительный канал был отведен от основного русла реки. Имея ключ от воды, вы можете диктовать свою волю своим соседям. Обычно под руководством военачальника, носившего титул царя (лугала), шумерский город побеждал ближайших соперников, отбирал спорные территории и взимал дань с побежденных. Когда у власти в победившем городе оказался менее способный правитель, враги снова поднялись на битву, и это продолжалось веками [1].
Первым гегемоном всего Шумера был город Киш, затем при легендарном Бильгаме (Гильгамеше) его место занял Урук. Не раз великие воины силой оружия заставляли большинство номов платить дань и выполнять работу для своих городов, но ни один из них не смог создать единого государства. Военное господство Киша оставило такой сильный след в истории шумеров, что все последующие гегемоны, независимо от своего происхождения, провозгласили себя королями Киша.
Типичный пример конфликта между двумя городами из-за приграничных земель - война между номами Умма и Лагаш. Регион с центром в городе Умма находился в юго-восточной части Шумера между реками Тигр и Евфрат. Историки имеют лишь несколько отрывочных источников об умме и предполагают, что в своем развитии она прошла путь, аналогичный более известным шумерским городам. В Умме не различались понятия общества и государственности, вся земля нома и все, что на ней располагалось, считалось собственностью бога плодородия Шар.
Название города Лагаш на шумерском языке означает «Место воронов», божеством-покровителем этого нома был «владыка земледелия» Нингирсу [3]. Само название этого божества переводится как «повелитель Гирсу». Гирсу был вторым по численности населения, но, очевидно, первым городом Лагашномы с точки зрения религиозного значения. Кроме того, шесть небольших городов были окружены защитными стенами. Площадь Лагашского нома оценивается примерно в 1000 кв. Км. Земледелие нома основывалось на реке Тигр, протекавшей через «владения» бога Нингирсу на 65 км, и семи крупных каналах общей протяженностью около 100 км. Свободное население нома составляло от 125 до 150 тысяч человек, 36 тысяч из которых составляли взрослые мужчины [7].
В 15-20 км к северу от Лагаша и Гирсу начинались земли нома Умма, линия соприкосновения проходила в нескольких километрах с запада на восток. Приграничный район, называемый Гуэден, был очень плодородным и поэтому представлял значительную ценность - и уммиты, и лагаши хотели получить эту территорию и оспаривали ее владение.
Точное время начала спора неизвестно, но, когда около 2500 года до н. э. Умма и Лагаш зависели от правителя с севера, он уже существовал. Могущественного правителя звали Месилим – он установил свою власть над значительной частью Шумера, диктовал свою волю побеждённым и принял титул царя Киша. Желая навсегда разрешить проблему Гуэдена, он разделил её между спорщиками. Призвав на помощь оракул бога справедливости Сатарана, царь Месилим обозначил новую границу при помощи рва и установил стелу с соответствующей надписью. Древний источник так излагает эти события:
«Энлиль [главное божество шумерского пантеона], царь всех земель, отец всех богов, определил границу для Нингирсу [бога-покровителя Лагаша] и для Шара [бога-покровителя Уммы] своим нерушимым словом, и Месилим, царь Киша, отмерил её по слову Сатарана [бога справедливости] и воздвиг там стелу» [10].
Народ Лагаша был вполне удовлетворен разделом, в то время как умми чувствовали себя обделенными, но умма не имела возможности спорить с Месилим.
Казалось, что Месилим разрешил спор между соседями. По крайней мере, до конца жизни Умма и Лагаш не возобновляли конфликт. Примерно через полвека после постройки пограничной стелы правителем Лагаша стал человек по имени Ур-Нанше, который проводил гораздо более независимую политику, чем его предшественники, и фактически вывел свой ном из-под власти царей Киша. После смерти Ур-Нанше ему наследовал сын по имени Акургал.
В то же время в Умме правил правитель по имени Уш. Умма осталась под верховной властью неизвестного царя Киша, который был недоволен потерей контроля над Лагашем. Желая наказать народ лагаша, царь Киша поддержал притязания умми на всю ранее разделенную спорную территорию. Армия Уммы вторглась в земли Лагаша и захватила весь Геден. Пограничная стела была разрушена, а правитель Лагаша Акургал скончался. Следующим правителем Лагаша был сын умершего Акургала по имени Эанатум. В первые годы своего правления он занимался восстановлением экономики нома, пострадавшего от войны. Усвоив горький урок военного поражения, жители Лагаша сосредоточили свои усилия на создании мощной армии. Через некоторое время Эанатум счел себя достаточно сильным, чтобы отомстить убийце своего отца. В решающем сражении армия уммитов была почти полностью уничтожена. После катастрофического поражения в Умме вспыхнуло восстание, жертвой которого стал Уш [2]. Что касается правителя Лагаша, то он восстановил границу по решению Месилима и установил несколько собственных пограничных стел. Одна из них - частично сохранившаяся до наших дней всемирно известная Стела воздушных змеев, на которой есть следующая надпись:
«Я, Эанатум, на Умму подобно злому ветру ветров потоп наслал… Людей Уммы оружием поразил, горы трупов насыпал. …Эанатум ударил, 3600 трупов нагромоздил. …Я – Эанатум – для Нингирсу чужие земли разрушил, Нингирсу его любимое поле Гуэден в руки вернул» [10].
Чтобы призвать шумерских богов в свидетели справедливости своего деяния и нерушимости границы, Эанатум построил в Гуэдене несколько новых святилищ.
Разгромленные уммиты выбрали себе нового правителя по имени Энекале. Тот обязался выплачивать дань и дал клятву никогда больше не воевать с Лагашем:
«Никогда во веки веков я не нарушу границ Нингирсу, никогда я не вторгнусь на его дамбы и каналы, никогда не расколю ни одной стелы. Если я нарушу границы, то пусть сеть Энлиля, которой ловили пленных, которым я поклялся, упадет на Умму с небес» [4].
Как ни странно, Эанатум хотел достичь компромисса со своими соседями и окончательно разрешить пограничный конфликт. Между двумя государствами он выделил полосу ничейной территории, а также обеспечил побежденных врагов полями в Гуэдене и даже других землях Лагаша. Для этого уммитам пришлось отдать Эанатуму и его наследникам часть урожая, выращенного на этих землях [6].
Расправившись со старым врагом, правитель Лагаша продолжил борьбу. Сначала были разгромлены южные шумерские города, а затем последовал победоносный поход на восток против страны Элам. Затем Эанатум провозгласил себя царем Киша. Для подтверждения этого титула ему пришлось победить сильнейший из северных городов Шумера Акшак и его союзника - уже известный нам город Киш. Армия северян вторглась в земли Лагаша, но потерпела поражение и откатилась назад. Хотя до завоевания всего Шумера было еще далеко, у Эанатума были большие планы на будущее. Временно прекратив военные походы, он решил заняться хозяйством и приступил к строительству грандиозного оросительного канала.
Но Эанатум не успел почивать на лаврах - недавно побежденные эламиты пошли войной против империи Лагаша. Лагашам с большим трудом удалось вытеснить врага со своей территории. Пока армия Эанатума находилась в состоянии войны с Эламом, армии Акшака и Киши вторглись в земли Лагаша с севера - лагашцы также победили их, совершив ответный марш на север. Воспользовавшись уходом лагашской армии, эламиты снова атаковали с востока - Эанатуму снова пришлось сразиться с ними [9]. В то же время северные враги из Акшака и Киша заключили союз с могущественным королевством Мари. Сложно представить, какие усилия понадобились Эанатуму, чтобы победить союзников - тем не менее, он это сделал. Вскоре после очередного триумфа великий полководец исчезает из источников, и на его место приходит брат. Очень велика вероятность, что удача все же отвернулась от правителя Империи Лагаш и он погиб в одном из последующих сражений.
Когда брат Эанатума с очень похожим именем, Энанатум, унаследовал власть над Лагашем и подчиненными ему номами, он был уже пожилым человеком. В то же время правитель Энекале, избранный умми после разгрома Лагаша, умер в Умме. Его сын и наследник по имени Ур-Лумма посчитали, что клятва отца на него не распространяется, и отказался платить дань Лагашу. Неизвестные нам «иностранцы» с севера пришли на помощь умми, и союзная армия нанесла поражение лагашскому народу. Геден был потерян для Лагаша - враги засыпали оборонительные рвы, разбили пограничные стелы и разрушили святыни богов. Древний источник из Лагаша содержит такие строки:
«Ур-Лумма, правитель Уммы, лишил пограничный ров Нингирсу и пограничный ров Нанше воды, вырыл стелы пограничного рва и предал их огню, разрушил посвящённые святилища богов, воздвигнутые в пограничном поселении Намнунда-кигарре, получил помощь из чужих стран и, наконец, пересёк пограничный ров Нингирсу» [3].
Как уже упоминалось, Энанатум был пожилым человеком. Он не только не смог удержать завоеванные братом города, но и защитить границы исконных владений Лагаша. Доступные нам документы показывают, что после военных неудач Энанатум исчезает из записей. Судьба этого правителя доподлинно неизвестна – скорее всего, он умер от естественных причин. В пользу этой версии говорит тот факт, что во главе лагашского государства стал сын Энанатума по имени Энтемена. Первоочередной задачей нового владыки Лагаша стала борьба с Уммой – битва произошла у городка под названием Гана-Угигга:
«Энтемена, возлюбленный сын Энанатума, разбил его [Ур-Лумму]. Тогда Ур-Лумма бежал, а он [Энтемена] истреблял войска Уммы до самой Уммы. <…> его [Ур-Луммы] отборный отряд из 60 колесниц он истребил <…> на берегу канала Лумма-гирнунта. А тела его [Ур-Луммы] людей он [Энтемена] бросил на равнине на съедение зверям и птицам и затем нагромоздил их скелеты в пяти местах» [10].
Как видно, уммиты снова потерпели поражение, и армия Лагаша достигла стен самой уммы. Согласно традиции уммитов, Ур-Лумма, проигравший войну, был убит своим народом во время восстания, вспыхнувшего против него.
В полной мере ощутить плоды победы Лагашу не удалось - в конфликт вмешалась третья сторона. К северу от Уммы находился шумерский город Забалам - его армия, возглавляемая человеком по имени Иль, разорила северные земли Лагаша, а затем отступила на его территорию. Побежденной Умме нужен был сильный лидер, или она лучше всего подходила для этого, и уммиты избрали его новым верховным жрецом и правителем. Чтобы показать свою силу своим подданным, Иль начал спровоцировать Лагаша на новый конфликт, заплатив ему лишь мизерную часть наложенной дани. Энтемена не решился начать новую войну с уммой и попытался разрешить спор дипломатическими методами. Как раз в это время в Шумере снова появляется полководец, который принял титул царя Киша. Этот человек, имя которого нам неизвестно, заставил стороны признать первую границу, установленную царем Месилимом в самом начале конфликта. В качестве компенсации умма больше не платила дань Лагашу [8].
Правитель Лагаша Энтемены и правитель Уммы Иль дожили до старости и умерли естественной смертью. При жизни соперничающие города больше не оспаривали окраины. Что касается Лагаша, то Энтемене наследовал его сын Энанатум II - он не запомнился ничем выдающимся и потерял власть через несколько лет после начала своего правления. С его уходом исчезла и династия правителей Лагаша, основанная Ур-Нанше пятью поколениями ранее.
Итак, с 2450 по 2334 год до нашей эры продолжался конфликт между соседними шумерскими городами из-за плодородных полей Гуэдена. После ста шестнадцати лет кровопролитных сражений и периодов хрупкого мира ситуация вернулась в исходное положение.
ГЛАВА 2. ШУМЕРСКАЯ ПОЛИТИКА
Историю древней Месопотамии можно четко разделить на три основных этапа, каждая из которых длится около тысячелетия. В третьем тысячелетии шумерский язык был преобладающим, и развитие государство происходило на юге в Шумере . Во втором тысячелетии шумерский язык (принадлежащий к своей собственной группе) был заменен аккадским, принадлежащим к семитской группе, когда семиты, происходящие из северной части страны, называемой Аккад, начали доминировать в политической жизни.
Политическую историю Шумера можно разбить на четыре основных раздела:
1. Соперничество номов на фоне единого военно-политического союза племен.
2. Семитская попытка объединить и абсолютизировать власть.
3. Сложность власти и невозможность внешней деятельности.
4. Период «шумеро-аккадской цивилизации» и политическая смерть шумеров.
Двумя наиболее важными центрами южного двухсотлетия раннего династического периода были Киш (на севере) и Урук и Ур (на юге). С самых первых дней шумерской истории Урук был центром военного союза южных городов-духов. В шумерских эпосах упоминаются эннские кампании под названием Энмеркар, Лугальбанд и Гильгамеш в районе восточных гор, в районе Аратты (вероятно, старой Хараппы). Строительные материалы для храма в честь богини Инанны были привезены из Аратты, также были привезены рабы. Но правители Урука не оставили надписей (зато обилие экономических текстов). Самые старые надписи, дошедшие до нас от шумерских правителей, короткие, в три или четыре строки, надписи Киш лугал Энмебарагеси, найденные в долине Дияла. Они очень просты: «Энмебарагеси, лугал Киш» [6].
Сын Энмебарагези, Агга, был участником самых первых известных эпических текстов о войне между городами. Легенда гласит, что Агга через своих посланников попросил Урука принять участие в ирригационных работах в районе Киша. Это требование, вероятно, было связано с родством между городами, основанным на законе сильнейшего: один город считался старшим братом, а другой - младшим братом, а младший брат был обязан выполнять приказы старшего. Правитель Урук-эн-Гильгамеш решил, как это было принято в таких случаях, посоветоваться с народным собранием. Совет старейшин предложил Гильгамешу примириться с Кишом и повиноваться ему, но совет воинов (буквально «молодые люди города») настаивал на обратном. Было решено отказаться от старца и начать дуэль между городами за привилегию. Когда он был отвергнут, Агга спустился по Евфрату на корабле с армией, но начатая им осада Урука закончилась поражением кисианских воинов. Сам Агга был схвачен и, чтобы унизить его, назначен руководителем строительных работ в Уруке, которые теперь должны были проводиться с людьми Киша. С тех пор верховенство двух южных королевств перешло к Уруку. Должно быть, вскоре после этого события Гильгамеш окружил Урук девятикилометровой стеной, окружавшей три поселения. Возможно, эламиты пришли к северу от Двореха после падения Киша; один из их лидеров по имени Месилим из города Дера упоминается в нескольких надписях как посредник в различных спорах между шумерскими правителями.
Правление Гильгамеша и гегемония Урука, возможно, являются наиболее яркими событиями в ранней шумерской истории, оказавшими большое влияние на формирование шумерской интеллектуальной культуры. Особого внимания заслуживает тот факт, что Совет Воинов называет Гильгамеша Лугалом. Гильгамеш стал Лугалом без воли богов, потому что он провалил церемонию возведения на престол в Ниппуре и даже не получил права быть возведенным на трон. Эта политическая незаконность, помноженная на насильственный метод разрешения политических споров, который не обсуждался со старейшинами, позже послужила основой для мифоэпических рассказов о пути Гильгамеша к бессмертию, который боги не предназначались для него [5].
Примерно через столетие после описанных событий появился храмовый архив города Шуруппак, из документов которого мы получаем чрезвычайно ценные сведения о раннем периоде шумерской истории. Во-первых, имена Урук энз Лугалбанда и Гильгамеш включены в список богов этого города. Это означает, что правители, которые много сделали для страны, могли спустя долгое время получить титул бога без ущерба для своей репутации - скорее всего, посмертно. Во-вторых, документы из Шуруппака свидетельствуют о существовании большого военного союза во главе с Уруком, который объединил все государства двух южных королевств. Их общины, принадлежавшие к разным городским гарнизонам, снабжали сюда солдат; их количество составляло 670-680 человек. В-третьих, из этих документов мы узнаем, что было большое количество людей, бежавших в Шуруппак из соседних городов, а также беженцев из Шуруппака. Чем объяснить эти движения, сказать сложно. Ответов могло быть два: либо социальный кризис, либо экологическая катастрофа. Однако возможны оба варианта. Неслучайно в Шуруппаке этого периода появляется знак УРУГХУД - «потоп», а в шумерской и ассирийской версиях мифа о потопе правитель Шуруппака - праведник. В шумерских и вавилонских текстах всех времен социально-политические и экологические катастрофы неизбежно ассоциировались с образом Потопа.
После эпохи, к которой относятся архивы Шуруппак, начинается последняя фаза раннединастического периода, ознаменовавшаяся быстрым ростом богатства страны и расслоением собственности, обострением социальных противоречий и постоянной войной всего Нома за господство на южных двух реках. Исторически это время расцвета города Ур и начало политической истории Лагаша.
Две могилы датируются временами первой династии Ура: в одной была похоронена Лугал Мескаламдуг, а в другой - некая знатная женщина по имени Пуаби (это имя определенно семитское). Пуаби похоронили в подземном сводчатом склепе, где она лежала на спине на деревянной кровати в плаще, украшенном голубыми бусинами из лазурита, и в великолепном головном уборе из золотых листьев и венков. Вокруг склепа было раскопано довольно большое помещение, в котором лежали трупы десятков женщин из их окружения, музыкантов и т. Д. и т.д., подвергнутых эвтаназии или добровольно отравленных, с серебряными лентами в волосах и цветных плащах. Здесь также были найдены прекрасные арфы с золотыми или серебряными бычьими головами и бородами из лазурита, прикрепленными к резонансным телам. Также были найдены золотые туалетные принадлежности, доски для игры в кости и различная ценная утварь. В засыпанном землей пологом коридоре, ведущем с поверхности в склеп, были обнаружены колесницы, скелеты быков и их преследователей, а также воины с бонговыми шлемами и копьями, охранявшие вход [7].
Даже если мы до сих пор не понимаем идеологической стороны захоронения Пуаби (убитые слуги рассматриваются как жертвы богам плодородия), экономическая сторона довольно ясна. Предметы, найденные в могиле, показывают, что народ Лугала Ура в то время обладал огромным богатством и активно торговал с различными регионами мира: с доарийской Индией (золото), территорией современного Афганистана (ляпис-лазурит) и полуостров Оман (медь). Богатство поступало от храмовых торговцев или их последователей, которые обустраивали тростниковые лодки или караваны ослов. Неизмеримое богатство народа лугалов из Ура способствовало их политическому влиянию в их городе и за его пределами. Уже в это время правитель принял титул «Лугаль фон Киш» в дополнение к титулу «Лугаль фон Ур», что могло указывать на его притязания на господство над всей территорией двух рек.
О древней истории Лагаша известно немного. До начала RD III в документах фигурируют только два правителя: Лугал Энченгал и Энзи, подчиненный Лугалу Месилиму. С Ур-Нанше начинается новая династия, в которой резко увеличивается количество письменных источников. Его отец не был правителем, и он сам получил титул Лугала, вероятно, в связи с какими-то экстраординарными событиями в стране. Из надписей Ур-Нанше мы узнаем, что его деятельность заключалась в восстановлении старых и строительстве новых каналов и плотин, строительстве храмов и святилищ в разных частях Лагаш-Кома и морской торговле вдоль побережья. Персидский залив. Судя по всему, Ур-Нанше не был первосвященником главного храма города и не принимал участия в священном свадебном обряде - в одном из его текстов упоминается, что он «выбирает мужа для богини Нанше».
Во время правления внука Ур-Нанше, Энси Эанатум, между Лагашем и соседней Уммой возник конфликт из-за плодородной земли Гуэден, которая когда-то была определена арбитражным судом правителя Киса Месилима. Умми незаконно присвоили землю, которая им не принадлежала. Эанатум послал своих послов в Умму и попросил их покинуть землю, но Умми смотрела на это с презрением. В то время Эанатум видел священный сон, в котором ему явился главный бог Лагаша, сам Нингирсу, и приказал восстановить справедливость. Нингирсу и другие боги Шумера объявили Эанатум Лугалом и вдохновили его на борьбу с Уммой. Битва уносит жизни десятков тысяч умм и, вероятно, столько же людей в Лагаше. Король Уммы, Эанатум, был вынужден лично поклясться шумерским богам, что он никогда не пересечет границы земли Геден. Умма потерпела поражение, и эта победа открыла Эанатум путь на соседние территории во всех направлениях. Он завоевал несколько городов в Эламе, Кише, Уруке и Уре, после чего принял титул «Лугаль фон Киш». Но окончательно закрепить за Лагашем завоеванные территории ему не удалось [5].
История отношений между Лагашем и Уммой, относящимися к одной и той же спорной территории, продолжилась полвека спустя при правителе по имени Энметена. Роль Энметены в истории Шумера до конца не изучена. Уже его имя, которое он принял при вступлении на престол, означает «Господь по его плану» (буквально: «Владыка рядом со своим ME5. - В.Е.), и ни один другой правитель Шумера не удостоился такого имени6. Именно Энметена первым объявил о получении «скипетра судьбы» из рук бога Энлиля, и церемония передачи скипетра происходит в Ниппуре, что ясно указывает на легитимность этого правителя. В надписи на глиняном конусе Энметена сообщает о поражении армии короля Уммиша Ур-Лумы и восстановлении прав Лагаша на землю Гуэден. Из других текстов того же правителя мы узнаем о его мирных отношениях с Уром и Уруком, а также о ряде мер, которые он предпринял для уменьшения имущественного неравенства между гражданами Лагаша.