1.Конституционный Суд Российской Федерации и его значение
Прежде чем узнать, какую роль Конституционный Суд Российской Федерации играет в развитии избирательного законодательства России стоит узнать, что из себя представляет данный орган, каковы его полномочия, статус и значение.
Для начала необходимо выяснить определение Конституционного Суда Российской Федерации, которое мы можем найти в статье 1 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) "О Конституционном Суде Российской Федерации" , в котором Конституционный Суд Российской Федерации определяется, как высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.
Далее, стоит рассмотреть полномочия Конституционного Суда Российской Федерации Ершов Е. О пишет:
«В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции России на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РФ:
1) Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) Федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) Разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
3.2) по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;
4) Дает толкование Конституции Российской Федерации, что представляет собой представляет собой уяснение содержания конституционных норм. Основанием для толкования Конституции РФ является обнаруживающаяся неопределенность, неясность, неоднозначность в понимании ее положений в процессе правотворчества и правореализации, в связи с конкретными фактическими и правовыми ситуациями.
5)Конституционный суд, вправе давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, а именно:
5.1) проверяет на соответствие Конституции РФ вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;
6) Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7)А также, осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Конституционный суд РФ может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьёй 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.»
Таким образом, можно сделать вывод, что Конституционный Суд Российской Федерации имеет огромные полномочия и соответственно решает важнейшие вопросы, связанные с конституционными нормами, которые в свою очередь, имеют преобладающее значение перед другими нормами права.
Важно заметить, что компетенция Конституционного Суда Российской Федерации может быть изменена только путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.
Теперь, определив понятие и компетенцию Конституционного суда Российской Федерации следует выяснить статус его судьи, а также состав и организацию деятельности.
Витрук Н.В. говоря, про статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации отмечает, что им может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права .
Также, Витрук Н. В. дополняет, что каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
Судья Конституционного Суда РФ приносит присягу следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более» что закреплено в статье 10 Федерального Конституционного Закона О Конституционном Суде.
Помимо это необходимо выделить занятия и действия, которые не могут быть совместимы с заниманием должности судьи Конституционного Суда, Так Авакьян А. В. пишет, что судья Конституционного Суда Российской Федерации:
1) Не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда РФ и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда РФ.
2) Судья не в праве осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей; выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу.
3) Не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью; входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.
Помимо этого, очень важно отметить, что Судья Конституционного Суда РФ несменяем и полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по основаниям, установленным Федеральным Конституционным Законом о Конституционном Суде РФ.
Важно различать основания приостановления полномочий судьи Конституционного суда и основания прекращений полномочий судьи КС РФ. Разберём их по порядку.
Основаниями приостановления полномочий судьи Конституционного суда являются:
1) Если в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
2) Если судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.
В тоже время оснований прекращений полномочий судьи Конституционного суда Российской Федерации куда больше, ими могут быть:
- нарушение порядка назначения на должность судьи КС РФ;
- достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
- личное письменное заявление судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
- утрата судьей гражданства РФ;
- вынесение в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
- совершение судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
- продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны КС РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
- неучастие судьи в заседаниях КС РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
признание судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
- неспособность судьи по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи;
- объявление судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
- и наконец, смерть судьи.
Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению Конституционного Суда РФ, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению). А также Судья Конституционного Суда РФ, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда РФ, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию.
Исходя из вышеперечисленного, мы приходим к выводу, что судья Конституционного Суда Российской Федерации является личностью, имеющей особый статус, так как он является не просто органом судебной власти, а лицом, представляющим закон и правосудие в Российской Федерации.
Говоря про состав Конституционного Суда, стоит выделить, что Конституционный Суд Российской Федерации стоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Он правомочен осуществлять свою деятельность при наличии 2/3 от общего числа судей, однако в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда и число судей окажется менее 2/3 от общего числа судей, Президент РФ вносит в Совет Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи не позднее месяца со дня открытия вакансии.
Отметим что в состав Конституционного Суда Российской Федерации входит Председатель Конституционного Суда, заместители Председателя и судьи.
Председатель Конституционного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 6 лет из числа судей Конституционного Суда РФ. Он имеет двух заместителей, назначающихся на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 6 лет из числа судей Конституционного Суда РФ.
Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок, а также по личному письменному заявлению они могут сложить с себя полномочия. В свою очередь, сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет:
1)Руководство подготовкой заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них; 2) Внесение на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;
3) Представительство Конституционного Суда Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступая с заявлениями от его имени;
4) Общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Конституционного Суда РФ кандидатуры руководителя аппарата и руководителя Секретариата Конституционного Суда РФ, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ и структуру аппарата; 5) Другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации (издает приказы и распоряжения).
Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда Российской Федерации не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из заместителей Председателя Конституционного Суда России по уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ.
В случае если Председатель не имеет возможности осуществить свои права и обязанности один из заместителей Председателя Конституционного Суда России, может временно исполнить данные обязанностей.
Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и иных подразделений.
Секретариат Конституционного Суда РФ осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда России, проводит прием посетителей, рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда РФ в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда РФ. Иные же подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда.
Конституционный Суд РФ, в пределах своей сметы расходов, устанавливает структуру аппарата; утверждает Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ.
Права, обязанности, ответственность сотрудников аппарата Конституционного Суда РФ, а также условия прохождения ими службы определяются законами (например, ФЗ «О государственной службе Российской Федерации») и иными нормативными актами о федеральной государственной службе, нормативными актами о правовом положении работников судов, а также законодательством Российской Федерации о труде.
В составе аппарата Конституционного Суда РФ функционирует судебный пристав Федеральной службы судебных приставов, полномочия которого определены Регламентом Конституционного Суда РФ.
Судебный пристав в заседаниях Конституционного Суда РФ подчиняется председательствующему и оказывает ему содействие в поддержании установленного порядка в зале судебных заседаний.
При Конституционном Суде РФ образуется Научно-консультативный совет из числа ученых и практикующих специалистов в области права в целях обсуждения сложных проблем, возникающих перед судом, и дачи рекомендаций. Его персональный состав и положение о нем утверждается Конституционным Судом РФ.
По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд РФ принимает Регламент. Он регулирует вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда РФ, устанавливает порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в Конституционном Суде РФ, требования к работникам аппарата и иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Таким образом, зная определение Конституционного Суда России, определив его компетенцию, различая статус судьи Конституционного Суда России со статусом Председателя и заместителей председателя, зная, как устроена организацию деятельности Конституционного Суда и его состав, а также выделив нормативную базу суда, которая регулирует его деятельность, можно определить его значение, которое заключается в том, что Конституционный Суд Российской Федерации как орган, осуществляющий судебный конституционный контроль, призван защитить Конституцию России, обеспечить ее верховенство и прямое действие на всей территории государства, защиту основных прав и свобод человека и гражданина, человеческого достоинства, иных конституционных ценностей, основ конституционного строя.
?
2.История развития избирательного законодательства России
Понимая, что из себя представляет Конституционный суд Российской Федерации и какой он имеет статус, также, для ответа на поставленный перед нами вопрос важно понять, что из себя представляет избирательное законодательство, каковы его источники и принципы.
Начать стоит с рассмотрения понятия избирательного законодательства. Изучая учебную юридическую литературу, можно заметить, что в основном, авторы в своих трудах, или не выделяют понятия избирательное законодательство, или рассматривают как избирательную систему, или как избирательное право, не давая чёткого определения избирательному законодательству и не разграничивая его с другими понятиями. Однако, понятие избирательного законодательства всё же имеет отдельную формулировку. Рассмотрим данные определения подробнее, чтобы провести между ними соотношение.
Н. И. Воробьёв и В. В. Никулин в учебном пособии “Избирательное право и избирательный процесс Российской Федерации” определяют современное избирательное законодательство, как блок нормативно правовых актов, регулирующих различные аспекты электоральных отношений и процессов. Оно обширно и разнообразно по своему составу.1 Тем самым, автор хочет сказать, что избирательное законодательство рассматривается как определённое кол-во нормативных правовых актов, с помощью которых регулируются общественные отношения в сфере избирательного права.
Рассматривая определения избирательное право и избирательная система, важно отметить, что данные определения во многом совпадают, а в обиходе могут употребляться как идентичные, однако между ними существует определённое различие. Для этого рассмотрим примеры из учебной литературы.
В учебнике по Конституционному праву, Е. И. Козлова и О. Е. Кутафин, описывается, что под избирательной системой в России понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, Федерального собрания, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Данный порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Исходя из этого, определения избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.