Глава 1. Теоретические аспекты национальной экономической безопасности
1.1. Понятие и сущность национальной экономической безопасности
Экономическая безопасность Российской Федерации рассматривается как основа, материальная база национальной безопасности. Она гарантирует независимость государства, устанавливает возможность реализации самостоятельной экономической политики и создает потенциал для поступательного и устойчивого социально-экономического развития государства в условиях глобализации мировой экономики и геополитических рисков. Поэтому в условиях интеграции в единое мировое экономическое пространство вопрос экономической безопасности имеет жизненно важное значение для нашей экономической политики в целом.
Тезис «экономическая безопасность», как и «национальная безопасность», появился сравнительно недавно.
Понятие экономической безопасности не так широко, как понятие национальной безопасности, так как в национальную безопасность входит оборона, информационная, экологическая безопасность и т. д. При рассмотрении некоторых вопросов безопасности следует изучить некоторые экономические аспекты.
Экономическая безопасность – это состояние экономики страны, которое способно обеспечить поступательное развитие общества, его финансовую, социально-политическую стабильность, высокую обороноспособность под воздействием негативных внешних и внутренних факторов, эффективное управление и обеспечение экономических интересов на внутреннем и глобальном уровнях.
Экономическая безопасность считается основным составляющим фактором нашей системы безопасности. Как это проявляется и в других видах безопасности, страна переживает определенные изменения. Испытывает их обратное воздействие.
Экономическая безопасность страны – это сложный социально-экономический комплекс страны, отражающий большое количество изменяющихся условий материального производства и влияющих на него внешних и внутренних факторов.
Она определяется степенью сформированности производительности труда, состоянием социально-экономических отношений, формированием СТП. Результатом является специальное применение в отечественной экономике, внешней торговле и международной среде.
Материальная основа экономической безопасности включает в себя:
Формирование производственных сил, которое может обеспечить высокое производство.
Высокий уровень жизни населения.
Экономическая независимость страны.
Эффективное управление (в том числе государственное) экономикой на всех уровнях.
Для того, чтобы раскрыть сущность экономической безопасности следует проанализировать основные определения.
Объектом экономической безопасности является вся экономическая система и ее элементы: природные ресурсы, производительные и непроизводительные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы (а также экономические ресурсы), хозяйственные структуры, семьи, индивиды и др.
Экономическая безопасность включает в себя следующие темы: законодательная структура, государство и его институты (министерства, ведомства, службы и т. д.). институты и секторы государственного и частного секторов экономики.
Угрозы экономической безопасности - это процессы и явления, оказывающие негативное воздействие на национальную экономику и нарушающие личные, социальные и национально-экономические интересы.
Показатели экономической безопасности являются важнейшими значениями для понимания состояния, стабильности и ликвидности всей экономической системы.
Основными показателями экономической безопасности являются:
Темп роста ВВП.
Уровень и качество жизни населения.
Уровень инфляции.
Уровень безработицы.
Экономическая структура.
Социальное имущественное расслоение.
Состояние экономического и технологического фундамента.
Затраты на исследования и разработки.
Конкурентоспособность.
Зависимость от импорта.
Открытость экономики.
Внутренний и внешний долг государства и т. д.
Порог экономической безопасности является лимитирующим показателем, который приводит к экономическому коллапсу, а социально-политическая ситуация в стране ухудшается[1].
Меры по обеспечению экономической безопасности - это сознательная повседневная деятельность государственных институтов, направленная на отражение негативных процессов и явлений в экономике.
Меры по обеспечению экономической безопасности - это совокупность методов и сознательных действий, направленных на предотвращение внутренних и внешних угроз безопасности[2].
Эти мероприятия включают в себя:
Прогноз угроз экономической безопасности.
Создание ценности в рамках экономической безопасности.
Принятие законодательных актов в целях защиты экономических интересов государства.
Устранить недостатки в структуре экономики.
В развитии индивидуального предпринимательства и формировании взаимодействия с его защитой.
Поддерживать необходимый уровень национальной стратегии и мобилизации ресурсов.
Обеспечение экономической безопасности включает в себя: меры по защите информации и коммерческой тайны, доступ, классификацию, исследование и контроль используемых материалов. Собирать информацию и анализировать данные по вопросам, связанным с ситуацией в области экономической безопасности, а также формировать ситуацию в области экономической безопасности. Кроме того, он собирает прогнозно-аналитические документы (оценки, выводы, рекомендации) в соответствии с определенным направлением и уведомляет о потенциальных угрозах экономической безопасности и мерах по предотвращению возможных негативных результатов[3].
Экономическая безопасность страны - это позитивное сочетание экономических, производственных и технологических факторов, обеспечивающих воспроизводственный оборот.
Экономическая безопасность как процесс - это формирование и укрепление условий, обеспечивающих безопасное функционирование национальной экономики при ее формировании.
Экономическая безопасность как система состоит из следующих структурных компонентов:
Формирование материальных ценностей.
Состояние труда.
Масштаб и опережающий характер основного производственного капитала (капитала).
Исследования, анализ и разработка научно-технических инноваций.
Возможность продавать продукцию на макро-и микроуровнях.
Экономическую безопасность следует рассматривать как взаимосвязанное понятие различной ее степени: Международной, национальной, уровня единой экономической структуры и индивидуальной.
Под международной экономической безопасностью понимается состояние мировой экономики, поддерживающее взаимовыгодное сотрудничество двух сторон в решении национальных и глобальных экономических проблем, самостоятельно выбирающее и реализующее собственные стратегии социально-экономического формирования и роль международного разделения труда[2].
Экономическая безопасность страны определяется понятием идентичности. Она содержит в себе способность народного хозяйства функционировать в целях повышения воспроизводства, устойчивости материальной системы, соответствующей внешнеторговой системы и развития научного потенциала. Кроме того, поддержка целостности единого экономического пространства и внутреннего рынка, формирование правовых и экономических условий, исключающих криминализацию населения. Обеспечить необходимое регулирование экономического процесса и обеспечить приемлемый уровень жизни населения.
1.2. Субъекты национальной экономической безопасности
В широком смысле субъект - это индивид или группа, занятые предметно-специфической практической деятельностью. При осуществлении деятельности субъект принимает решения об объекте, совершает определенные действия и несет за них ответственность.
На практике трудно отделить объект от субъекта. Но есть определенные правила, которые можно использовать для идентификации объектов и тем. Во-первых, процесс принятия решений-это управление. Таким образом, вы можете идентифицировать и отделять объекты и темы, зная, кто ими управляет. Человек, который контролирует, то есть человек,который принимает решение,является субъектом, что это такое,или человек, который контролируется, является объектом. Субъектом всегда является индивид или группа индивидов. Поскольку группа лиц, принимающих решения, действует в рамках организации, под темой понимаются также хозяйствующие субъекты, организации и государственные учреждения. Неодушевленный объект, процесс-это всегда объект. Объектом может быть также физическое лицо, организация или государственное учреждение.
Субъект всегда имеет ту выгоду, которую он пытается достичь посредством процесса управления. Эти интересы также являются предметом экономической безопасности. Последовательность и противоречивость интересов хозяйствующих субъектов, с точки зрения объекта пересечения их интересов, от одного субъекта к другому, представляют угрозу. Другой угрожаемый экономический субъект вынужден противостоять ему.
Субъект экономической безопасности—объект деятельности лица или группы лиц, осуществляющих свою деятельность, направленную на обеспечение экономической безопасности. Деятельность субъекта может быть не только созидательной, она создает специальные механизмы предотвращения угроз экономическим целям, но и деструктивной, то есть формирования различных угроз для достижения определенных целей, таких как конфискация имущества, бизнеса или уничтожение конкурентов.
Тема экономической безопасности имеет комплексный характер не только в силу направленности ее действия (формирование угроз или борьба с угрозами), но и в силу участия темы на всех уровнях в борьбе с угрозами, независимо от уровня, к которому относится объект угрозы.
Аналогично можно назначить сущность одному из следующих четырех уровней:
1) крупные государственные институты законодательной, исполнительной и судебной власти;
2) макроуровень-региональные законодательные, исполнительные, судебные и отраслевые регулирующие органы;;
3) микроуровень-хозяйствующие субъекты (объединения семей, предприятий, фермерских хозяйств или групп), службы экономической безопасности, коллективные и индивидуальные органы управления работников хозяйствующих субъектов;
4) уровень человека, гражданина-человек, гражданин.
По двум классификационным критериям (характер деяния и отношение к объекту экономической безопасности) можно выделить четыре группы субъектов экономической безопасности:
1) внешние конструктивные темы;
2) Внешние деструктивные субъекты;
3) внутренние конструктивные темы;
4) внутренние деструктивные субъекты.
Конструктивные и деструктивные темы делятся в зависимости от характера воздействия на экономическую безопасность объекта. Конструктивные темы включают национальное и региональное законодательство, исполнительную и судебную власть, все активные организации, бизнес и граждан. К деструктивным субъектам относятся недружественные хозяйствующие субъекты, конкуренты, теневые хозяйственные структуры, работники организаций, не удовлетворенные кадровой политикой хозяйствующих субъектов.
Определение внутренних и внешних субъектов зависит от уровня иерархии, к которому относится объект экономической безопасности. К внешним субъектам на микроуровне и на индивидуальном или гражданском уровне относятся:
? Законодательные органы (президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации);
? Органы исполнительной власти (правительство Российской Федерации,Совет Безопасности,функциональные и отраслевые органы, правоохранительные органы, налоговые и таможенные органы и др.);
? Судебные учреждения(суды общей юрисдикции,прокуратура и др);
? Органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления;
? Банки, биржи, фонды и страховые компании;
? Продукция, инжиниринг и услуги отечественных и зарубежных производителей и продавцов;
? Ассоциация по защите прав и интересов потребителей.
Деятельность органов государственной власти направлена на обеспечение безопасности участников рынка, соблюдающих закон, устанавливающих правоотношения друг с другом в рамках коммерческой деятельности. Основной задачей этих институтов является создание правовой базы для отношений между участниками рынка и обеспечение их реализации.
К внутренним субъектам экономической безопасности на микроуровне хозяйствующих субъектов относятся лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите своих объектов от угроз экономической безопасности:
? Организация работы сотрудников отдела безопасности;
? Специализированная организация, оказывающая услуги по охране объектов экономической безопасности.
Внешние объекты макроуровня:
? Законодательный орган (президент Российской Федерации, Государственная Дума);
? Административные органы (правительство Российской Федерации, Совет Безопасности, функциональные и отраслевые подразделения, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы и др.);
? Судебные органы(суды общей юрисдикции,прокуратура и др.);
? Банки, биржи, фонды и страховые компании, расположенные за пределами региона;
? Отечественные производители и продавцы продукции, инжиниринга и услуг, расположенные за пределами региона;
? Производители и продавцы иностранной продукции, инжиниринга и услуг;
? Association ассоциация по защите прав потребителей за пределами региона.
Субъекты на внутреннем макроуровне:
? Органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления;
? Банки, биржи, фонды и страховые компании, расположенные в регионе;
? В регионе расположены отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг;
? Ассоциация защиты прав потребителей находится на территории области.
Внешние участники на большом уровне:
? Соответствующие органы в других странах;
? Иностранные банки, биржи, фонды и страховые компании;
? Производитель и продавец продукции, инжиниринга, услуг и т. д.
? Внутренние объекты большого уровня
? Законодательный орган (президент Российской Федерации, Государственная Дума);
? Органы исполнительной власти (правительство Российской Федерации,Совет Безопасности,функциональные и отраслевые органы, правоохранительные органы, налоговые и таможенные органы и др.);
? Судебные органы(суды общей юрисдикции,прокуратура и др.);
? Банки, фондовые биржи, фонды и страховые компании;
? Отечественные производители и продавцы продукции, инжиниринга и услуг;
? Ассоциация по защите прав и интересов потребителей.
Каждый субъект экономической безопасности осуществляет свои функции в области экономической безопасности в соответствии с полномочиями, возложенными на него законом. Разделение компетенций и функций между различными уровнями субъектов экономической безопасности позволяет сформировать сложную систему иерархий экономической безопасности.
1.3. Понятие экономических угроз и их характер
Без экономической безопасности страны не может быть устойчивого экономического развития и благосостояния граждан. Защита национальных интересов включает в себя разработку Стратегии экономической безопасности-важнейшей функции государства, которая не может быть реализована без системы механизмов самоконтроля и контроля. Правительство должно реализовать ряд мер по стимулированию экономического роста, которые обеспечат экономическую безопасность страны.
Угроза экономической безопасности страны возникает одновременно с возникновением экономических отношений. Однако только на данном этапе социально-национального развития вопрос об угрозах экономической безопасности приобретает особую актуальность с учетом повсеместной глобализации и проникновения различных экономических систем в разные страны.
В научном сообществе существуют различные способы понимания угроз экономической безопасности.
Степашин С. В. Эта концепция рассматривается как результат различий внутри страны и за ее пределами. [7]
Другой автор, Г. С. Вечканов, определил понятие действий, оказывающих негативное воздействие на государство, ограничивающих круг интересов населения и создающих угрозу ценностям государства. [8, с. 65]
Принятая в конце 2015 года Стратегия экономической безопасности определяет угрозы экономической безопасности как совокупность условий и факторов, которые могут прямо или косвенно нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере. [6]
Как фактические, так и потенциальные угрозы безопасности-это внутренние и внешние угрозы жизненным интересам общества, государства и народа, определяющие содержание и характер деятельности, направленной на обеспечение внутренней и внешней безопасности.
Целью классификации угроз является дальнейшее распределение угроз по степени ущерба и наступлению негативных событий с целью выявления приоритетных направлений повышения экономической безопасности. Ведь систематизация угроз очень важна для их управления.
Успех мер по противодействию угрозам во многом зависит от степени профессионального выбора или разработки оценок эффективности безопасности.
Одним из приоритетов процесса обеспечения экономической безопасности является сдерживание распространения угроз любого характера, включая существующие и предполагаемые потенциальные угрозы.
В системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации необходимо выявлять возможные угрозы экономической безопасности и разрабатывать меры по предотвращению или минимизации негативных последствий.
Деятельность национальных органов власти на всех уровнях должна быть направлена на локализацию, предупреждение и устранение следующих угроз экономической безопасности.
Виды угроз экономической безопасности
В большинстве случаев к угрозам относятся различного рода кризисные ситуации, стихийные бедствия и деструктивное содержание любой ситуации. Эта угроза имеет наивысший уровень опасности и требует немедленного реагирования. Классификация угроз позволит вам выбрать наиболее эффективный способ борьбы. Все угрозы экономической безопасности делятся на:
Цели, не связанные с деятельностью человека.
Субъективное, произведенное под влиянием человека с определенной целью.
Внешние угрозы экономической безопасности, к которым относятся сложность производственных ресурсов, тип производства, характер и уровень развития базовых технологий, а также изменения во взаимодействии человека с природой. В нем рассматриваются угроза военного конфликта, угроза глобальным экосистемам, а также голод и нехватка воды.
Внутренние угрозы, включая перечень элементов, способных нанести серьезный ущерб национальной экономике. Это может быть деиндустриализация страны, неэффективные меры экономической политики, несовершенство законодательной системы и нормативных норм, расслоение населения по доходам, рост безработицы, снижение научно-технического потенциала и социальные проблемы. В борьбе с угрозами экономической безопасности большое значение придается поддержанию положительной демографической ситуации в стране.
Глава 2. Национальная экономическая безопасность РФ
2.1. Стратегия государства в области обеспечения экономической безопасности
Экономическая безопасность России тесно связана не только с ее собственным экономическим положением, но и с теми странами, которые взаимодействуют и поддерживают отношения на мировом рынке.
Обеспечение экономической безопасности - Это гарантия независимости государства, условие стабильности и эффективного функционирования общества, его успешности. Поэтому обеспечение экономической безопасности является одним из важнейших приоритетов страны.
Прогнозирование угроз, оценка и повышение уровня национальной экономической безопасности - одна из сложнейших политических и экономических задач. Для нашей страны этот вопрос особенно актуален в контексте введения ряда ограничительных политических и экономических мер, связанных с событиями на Украине и в Сирии, а также общей целью подавления самостоятельности российских решений и снижения конкурентоспособности в мировой экономике[3].
Стабильность показателей экономических процессов-это, прежде всего, формирование гибкой системы мер по предотвращению вредных внешних факторов и угроз.
Главная ответственность за экономическую безопасность заключается в обеспечении национального суверенитета посредством проведения компетентной и независимой экономической политики.
Ко многим задачам по обеспечению экономического роста и повышению благосостояния населения добавилось экономическое измерение. Если раньше экономические фонды в значительной степени производились из внешних источников и внешних рынков, то теперь основным (если не единственным) источником финансирования будет внутренний рынок. Влияние санкций на Россию сказывается и на нашей торговле. Импорт сократился в результате девальвации рубля и введения эмбарго на некоторые иностранные товары (в частности, значительное сокращение импорта продуктов питания и напитков из стран ЕС).
Еще одним вопросом, связанным с экономической безопасностью страны, является вступление России в ВТО (Всемирную торговую организацию) в 2012 году. Вступление в ВТО означает политику, направленную на открытие национальной экономики для внешнего мира, а когда импортные товары поглощают российский рынок, ставка импортных тарифов отменяется, сокрушая многих отечественных производителей и вызывая нездоровую конкуренцию[5].
К сожалению, на данный момент конкурировать на мировом рынке может только газовый и нефтяной сектор экономики. Вступление России в ВТО подразумевает уничтожение конечных производителей, запрет на внешние рынки, безработицу, снижение продовольственной безопасности, нарушение доступа к передовым технологиям, организованную преступность и коррупцию. Россия также теряет возможности для развития промышленности и сельского хозяйства, поскольку ВТО запрещает меры по их поддержке и защите.
Например, введение антизападных российских санкций Юрий Дащенко предложил расширить импорт, что обеспечит развитие многих отраслей российской экономики, оказав положительное влияние на политику импортозамещения, расширение продовольственного запрета имеет много положительных сторон, главным образом для увеличения поставок отечественной продукции и расширения возможностей сельхозтоваропроизводителей по обеспечению страны необходимым продовольствием[4].
Отечественные сельхозтоваропроизводители заинтересованы в повышении качества своей продукции, так как появляется больше возможностей для ее коммерциализации на внутреннем рынке.
Можно создавать новые предприятия и снижать безработицу в сельской местности. Этот метод позволяет снизить зависимость от продуктов питания и импортных товаров на достаточно высоком уровне и достойного качества в российском регионе.
А. Н. из-за кусков, относительно закрытия перехода к потребностям России. Относительно закрытая экономика способствует развитию национального производства и, самое главное, снижает уровень неплатежеспособности в стране, что свидетельствует о росте занятости. Во-вторых, это устраняет финансовую зависимость страны от других стран[1].
Одним из основных документов государственной политики по обеспечению экономической безопасности является»Стратегия национальной безопасности Российской Федерации»[1].
Этот документ является важной частью системы экономической безопасности страны,определяющей направления долгосрочного развития, а также внешние и внутренние угрозы.
Одним из основных элементов этой политики является»стратегия развития науки и техники Российской Федерации», которая была утверждена президентом Российской Федерации 6 декабря 42 года, выпуск 1 декабря 2016 года, поскольку сегодня Россия как миролюбивая страна может развиваться (экономика, ресурсы и т. д.) Только за счет развития новых знаний-науки и техники. Данный документ систематически иллюстрирует основные категории (понятия) стратегий обеспечения устойчивого, динамичного и сбалансированного долгосрочного развития Российской Федерации и имеет непосредственное отношение ко всем видам безопасности России, в том числе к экономической безопасности[11].