Глава 1. Новые медиа в региональном информационно-коммуникативном пространстве.
1.1. Новые медиа в системе региональных СМИ.
Новые медиа (New media) — новый формат существования средств массовой информации, постоянно доступных на цифровых устройствах и подразумевающих активное участие пользователей в создании и распространении контента. (Рассел Нойман профессор Мичиганского университета).
Современные исследователи склонны описывать систему новых медиа четырьмя ключевыми взаимосвязанными процессами (или признаками): конвергенцией, дигитализацией, интерактивностью и принадлежностью данных медиаресурсов к сетевому пространству.
Таким образом, речь идет о самом широком перечне новых медиаформатов, которые могут включать в себя:
• интернет-представительства (порталы) онлайновых СМИ;
• интернет-СМИ;
• интернет-ТВ (вебкастинг);
• интернет-радио (подкастинг);
• мобильное ТВ;
• блогосферу;
• кино, рассчитанное на интернет-аудиторию;
• социальные сети (включая детские социальные сети);
• twitter;
• виртуальные сообщества;
• виртуальные игры;
• другие ресурсы Веб 2.0.
Говоря о моделях новых медиа сегодня, мы подразумеваем следующие ключевые принципы формирования и распространения нового медиаконтента:
• любой может создавать информацию;
• любая история может быть рассказана и услышана;
• любая информация может получить реальную стоимость;
• любая информация превращается в коммуникацию;
• современная информационная среда скорее подконтрольна пользователю, чем создателю медиаконтента.
Интернет-СМИ или интернет-издание – это сайт, зарегистрированный как средство массовой информации и ставящий перед собой задачи выполнять соответствующие функции согласно принципам журналистики.
Современные интернет-СМИ можно условно разделить на две большие группы: электронные версии офлайн-изданий и непосредственно сетевые средства массовой информации, которые не выходят в традиционном формате. В первом случае журналистские материалы могут быть:
• Полным аналогом изначального варианта.
• Гибридом с самостоятельной программой работы, дополнительными сервисами, контентом и обновлениями в режиме реального времени.
• Сокращенной публикацией анонсов статей из будущих или прошлых выпусков.
Второй тип сайтов делится на несколько разновидностей:
• По уровню организации: профессиональные и любительские.
• По жанру: новости, газеты и журналы со смешанным содержанием.
• По частоте выхода: ежедневные, еженедельные и т.д.
• По виду аудитории: для широкого круга читателей и специализированные.
• По способу работы с материалами: создающие материал или собирающие его с других ресурсов (агрегаторы).
Социальные медиа (англ. social media) — это совокупность всех интернет-площадок, которые на основе онлайн-технологий предоставляют пользователям возможность устанавливать коммуникацию друг с другом и производить пользовательский контент. Другими словами — это веб-ресурсы, созданные для общения пользователей в сети .
Социальные медиа включают в себя:
• социальные сети;
• блоги;
• форумы;
• сайты знакомств;
• вики;
• видео-хостинги;
• социальные закладки и др.
Блогосфера– совокупность персональных и коллективных блогов, размещенных на всем множестве блог-платформ. В широком смысле блогосфера – это социальное пространство в интернете, к которому имеет доступ любой желающий. Здесь можно свободно обмениваться информацией любого характера.
Блог — сетевой дневник, записи в котором могут содержать текст, иллюстрации или мультимедиа, который заполняется одним или несколькими авторами. Человек, ведущий блог, называется блогером.
В отличие от персональных дневников блоги пишутся с расчетом, что их прочитает определенная аудитория. В блоге могут публиковаться как отклики на текущие события в жизни автора или актуальные новости, так и тексты определенной тематики .
ТОП-10 блогинг-площадок :
• Живой Журнал: пользователи активно обмениваются комментариями и мнениями;
• Микроблогинг: сообщения в блоге не превышают 150-200 символов (например, социальная сеть Twitter);
• Instagram-блог: яркий пример визуального формата блогосферы;
• Видео-блог: YouTube-каналы, заменившие сериалы;
• Стрим: зрители учатся достигать вершин геймерской империи (например, платформа Twitch);
• Соцсетевой блогинг: работает на продвижение личного бренда (аккаунты в социальных сетях Facebook, Вконтакте, Одноклассники и другие);
• Имиджборд: устаревшие сообщения удаляются из ленты;
• Stand-alone: индивидуальный блог;
• Мессенджер-блогинг: личные каналы, на которые можно подписаться (например, канал в Telegram);
• Подкаст: аудио-блогинг, который пришел к нам из США и Европы.
Социальные сети – это интернет-площадки для общения, обмена информацией и контентом, прочих социальных взаимодействий. Они используются для работы, отдыха и развлечений, позволяют координировать между собой группы людей и имеют широкий набор функций. В отличие от более компактного формата мессенджера социальная сеть обычно поддерживает возможность выкладывать во всеобщий доступ и потреблять контент .
Примеры популярных социальных сетей:
• Instagram;
• Facebook;
• ВКонтакте;
• TikTok;
• Twitter.
Медиаплатформа — это целостная система взаимозависимых компонентов, позволяющая реализовать целевые модели жизни общественно-значимой информации, производимой для регулярного потребления профессиональными конвергентными редакциями, а также участниками социальных сетей. Для потребителя медиаплатформа предстает как сервис, предоставляющий услуги по просмотру, прочтению, прослушиванию, комментированию и дополнению печатного, а также аудиовизуального контента. Важнейшими компонентами медиаплатформы сегодня являются: Интернет-ресурс, печатный носитель, радио и телеканал .
Вебсайт(от англ website)– это совокупность гипертекстовой информации (программных, информационных, медийных средств), которая логически связана между собой, имеет оформление отдельной Интернет-страницы и полностью доступна в сети .
Традиционные СМИ – это средства массовой информации, которые доминировали в медиапространстве до начала информационной эры.
Примерами старых медиа являются печатные газеты и журналы, телевизионные программы, радиопередачи и т. д.
Целевая аудитория СМИ – совокупность людей – адресатов журналистских произведений, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей .
Контент (от англ. content — «содержание, содержимое») — это собирательный термин, характеризующий любую информацию на страницах сайта. Контентом можно назвать тексты, аудио- и видеофайлы, графические изображения, анимацию — все, что пользователь может прочитать, увидеть, услышать на сайте .
Виды контента в интернете.
Исходя из способа получения, контент может быть:
• авторскимуникальным(размещается на сайте автором или с его согласия);
• пользовательским или UGC (добавляется на сайт его посетителями — это комментарии, фото, видео и т. п.);
• рекламным (партнерские материалы — размещаются на платной основе);
• скопированным (заимствуется с чужих сайтов).
В зависимости от способа создания различают:
• текстовый контент (статьи, подписи, ссылки, комментарии и т. п.);
• графический контент (рисунки, фотографии, графики, иконки и т. д.);
• аудио контент (подкасты, музыка, аудиокниги и др.);
• видео контент (фильмы, ролики, клипы и т. д.);
• анимированный контент (баннеры, параллакс, игры и проч.).
Исходя из предназначения сайта, контент может быть:
• информационным,
• коммерческим,
• развлекательным,
• образовательным и т. д.
Информационно-коммуникативноепространство – это совокупность информационных ресурсов, доступных для потребителя, в территориальном плане являющихся близкими или удаленным, и аккумулирующими результаты коммуникационной деятельности людей .
Web 2.0, Web второго поколения – разновидность сайтов, на которых онлайн-контент (внутреннее наполнение сайта) создается самими пользователями. Контент сайтов Веб 2.0 в большинстве своем создается и управляется пользователями. Сайты Веб 2.0 контролируются в большей степени интерактивными инструментами, чем средствами публикации. Как уже говорилось, сайты Веб 2.0 – это интерактивные многопользовательские системы, контент которых наполняется самими участниками сети. Создание контента и продвижение ресурсов Веб 2.0 происходит силами аудитории с помощью интерактивных инструментов, а не средствами публикации как в Веб 1.0. Социальные сети, социальные закладки, онлайн-игры, блоги, форумы, сообщества, группы, комментарии, чаты и прочие элементы и ресурсы Веб 2.0 имеют преимущество перед традиционными сайтами и способами их наполнения. Главное преимущество сайтов Веб 2.0 перед сайтами первого поколения заключается в том, что последним нужно искать, составлять и оплачивать интересный контент, а также продвижение, которые являются залогом посещаемости. Необходимо тратить средства и на управление контентом. На ресурсах Веб 2.0 их участники сами бесплатно генерируют контент, управляют им и раскручивают ресурс, увеличивая его посещаемость .
Имидж региона – относительно устойчивую и воспроизводящуюся в массовом и/или индивидуальном сознании совокупность эмоциональных, рациональных представлений, убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу особенностей региона, складываются на основе всей информации, полученной о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений. Имидж региона – очень разноплановый, эмоциально-окрашенный, искусственно создаваемый образ, который складывается в сознании людей. Имидж региона конструируется администрацией, СМИ, выдающимися деятелями различных сфер общества, населением, как данного региона, так и населенных пунктов, входящих в состав данного региона.
Важным направлением в формировании информационно-коммуникативного пространства становится процесс регионализации интернет-СМИ, обусловленныи? переходом от вертикальнои? структуры СМИ к горизонтальнои?, сегментированием массовои? аудитории и ориентациеи? на максимально полное удовлетворение информационных запросов локального характера. Данному процессу способствовало и то, что в настоящее время в регионах повышается уровень проникновения интернета и активно создаются технико-технологические возможности для разработки собственных интернет-СМИ.
СМИ можно считать основным, а в ряде случаев единственным источником информации о регионе или конкретном городе для его жителей. Например, что, кроме медиаинформации, формирует у жителя Краснодарского края отношение к курортному городу Сочи? Или что знает житель Татарстана о проблемах с незаконным сносом жилья в Сочи? Только то, что сообщают ему медиапосредники. Раньше – только традиционные СМИ. Теперь – во все в большей степени посредники новые, порожденные технологиями информационно-сетевого общества. В социуме, где образы объектов становятся важнее/реальнее самих объектов, картина мира в сознании реципиента все больше виртуализуется. Но мы являемся свидетелями и участниками новых процессов. Ранее массмедиа традиционно решали, какая информация является важной, и транслировали именно эту информацию для массовой (усредненной) аудитории. События, персоналии и даже территориальные субъекты, никак не представленные в СМИ, не попадали в поле зрения потребителя и будто стирались с карты реальности.
Времена изменились. С одной стороны, для традиционных аудиторий все осталось по-прежнему – осведомленность о проблемах или особенностях конкретного города/региона у общественности и сейчас в значительной степени формируется на основании информации, поступающей из классических СМИ: газет и журналов, радио, телевидения. С другой стороны, виртуализация общества расширяет круг новых информационных игроков и ускоряет формирование «новых» аудиторий. В результате формируется социальный запрос на новые медиа. С внедрением информационных технологий и постепенным распространением интернета по территории России, СМИ, стремясь сохранить свою аудиторию и адаптироваться к этому запросу, вынуждены трансформироваться.
Данную тему исследовал автор Антон Носик, он обозначил современные тенденции трансформации традиционных медиа :
• дигитализация (перевод содержания в цифровой формат);
• конвергенция (слияние СМИ в сети, слияние традиционных и новых медиа, смена мономедийного формата на мультимедийный);
• персонификация / демассификация;
• внедрение интерактивных форматов (реализация возможностей для мгновенной обратной связи с аудиторией, для действенной ответной реакции пользователя на полученные сообщения из множества источников).
• визуализация данных в информации;
• эволюция жанров, форматов и форм;
• кроссплатформенность;
• кроссмедийность;
• мультимедийный (трансмедийный) сторителлинг;
• датацентричность (оцифровка данных);
• автоматизация работы в медиа;
• внедрение искусственного интеллекта и алгоритмов в работу новых медиа;
Так же к проявлениям развития новых медиа можно отнести появление таких новых форматов журналистики, как:
• иммерсивная журналистика;
• скриншот-журналистика;
• журналистика повседневных снимков;
• дата-журналистика.
Отметим также, что «традиционные СМИ сейчас все более синтезируются с блогами, развивая через Интернет параллельные каналы обратной связи со своей аудиторией принесли с собой новые способы распределения читательского внимания: например, человек читает авторский блог популярного журналиста, а не газету, в которой тот работает.»
Современные тенденции развития новых медиа влияют на процесс формирования регионального информационного пространства. Стал уже общим тезис о том, что все больше новостей и другой информации о жизни региона или города даёт информация, поступающая из интернет-источников. Практически каждый человек, у кого есть смартфон, подписан на хотя бы один местный телеграм-канал, паблик в Инстаграм или ВКонтакте, смотрит новости на сайтах региональных подразделений федеральных СМИ. В этой связи мы полагаем целесообразным обозначить основные особенности и возможности Интернета, характеризующие его как эффективную среду для формирования и развития новых медиа в системе региональных СМИ. К числу этих особенностей и возможностей отнесем следующие:
1. широчайшие возможности интерактивного взаимодействия с группами региональной общественности. С помощью Интернета можно организовать взаимодействие с группами региональной общественности, используя такие сервисы, как электронная почта, форумы, чаты и каналы в мессенджерах, интернет-конференции, интернет-голосования, гостевые книги, массовые опросы пользователей по заданной тематике, что позволяет также существенно расширить границы социологических исследований;
2. возможность публиковать на веб-сайтах / в блогах в социальных сетях / в чатах и каналах в мессенджерах и в электронных версиях традиционных СМИ результаты проводимых социологических исследований, опросов, рейтингов, мнений, отражающие реальное положение дел в городе/регионе;
3. оперативность связи с группами общественности;
4. возможность с помощью Интернета проводить различные PR-акции, служащие формированию положительного имиджа региона (что особенно актуально для города-курорта Сочи);
5. использование цветных изображений и звукового оформления, что позволяет создать наиболее полный образ региона.
Отдельные и крайне богатые возможности развития новых медиа региона создают технологии Web 2.0.
Таким образом, наличие современных интернет-технологий позволяет формировать региональное информационно-коммуникативное пространство более эффективно, чем это было возможно раньше.
Первым шагом на пути построения системы новых медиа территориального субъекта стало создание официальных онлайн-представительств регионов – сайтов администрации, региональных лидеров и онлайн-версии региональных подразделений федеральных СМИ.
Сайт оказывал существенное влияние на формирование представления о регионе, а также стал для региональной администрации удобным инструментом решения различных задач, направленных на взаимодействие с группами общественности в своём регионе/городе.
Как мы уже говорили ранее, в стремлении традиционных медиа не потерять старую и охватить новую аудитории, региональные подразделения начали осваивать Интернет-среду, появляясь в виде сайтов, где вся информация была представлена в виде мультимедийных текстов.
«По мере дальнейшего развития регионального сегмента российского Интернета, расширения спектра технических и технологических возможностей, межрегиональные и внутрирегиональные коммуникации стали перемещаться в сетевую среду.»
Исследователь данной темы Сморгунов Л.В. высказывает своё мнение о том, что «постепенно популярность стали приобретать технологии Web 2.0, открывающие возможности двусторонней коммуникации и нивелирующие разницу между источником и получателем сообщения.
Благодаря развитию технологий Web 2.0 любой житель региона, имеющий доступ к сети, может быть и получателем, и отправителем информации, а также вступать в коммуникацию с другими участниками сетевого взаимодействия, рассчитывая на обратную связь.» Пользователь Интернета теперь имеет возможность выступать не просто пассивным потребителем информации, а участвовать в формировании контента для региона, в котором он живет. «С появлением форумов, блогов, социальных сетей новые региональные медиа превращаются в продукт, который творят и элиты и множество личных опытов отдельных субъектов.»
Использование блогов для формирования регионального информационно-коммуникативного пространства все чаще встречается на современном этапе развития Интернета. Пользователи активно комментируют все потенциально интересные события, происходящие в мире и в регионе.
Еще одна социальная технология, «настойчиво стучащаяся в двери регионального коммуникативного поля, – социальные сети – сайты, внутренне организованные по принципу связи профилей (страниц с личными данными) пользователей, знакомых друг с другом либо имеющих общих знакомых. Социальные сети позволяют оперативно информировать о событиях, находить или создавать группы по интересам, аккумулировать информацию» . Социальные сети в системе регионального информационно-коммуникативного пространства могут предоставить следующие возможности:
• общение жителей региона друг с другом и с жителями других регионов (обмен информацией, установление и поддержание контактов, поиск работы);
• оперативное распространение новостного контента;
• сотрудничество участников сети в достижении целей региона;
• выработка и принятие с помощью голосования в сети рекомендаций по улучшению жизни в регионе;
• организация социальной взаимопомощи участников сети;
• формирование имиджа региона.
По данным отчета, подготовленного компаниями WeAreSocial и Hootsuite: «сегодня в России насчитывается 99 миллионов пользователей соцсетей. Это на 4,8 миллиона больше, чем в начале прошлого года. При этом 95,1% (94,15 миллиона) из них заходят в соцсети с мобильных. Любопытно, что у интернет-пользователя в России в среднем есть 7,3 аккаунта в соцсетях. Вероятно, это связано с тем, что многие создают несколько аккаунтов для работы, общения, используют разные площадки. Таким ростом числа зарегистрированных аккаунтов в социальных сетях и обусловлен повышенный запрос на формирование целой системы региональных новых медиа на разных платформах.
Наибольшим потенциалом для развития региональных новых медиа среди российских социальных сетей обладает социальная сеть vkontakte.ru (78% аудитории от 16 до 64 пользуются этой сетью), во многом благодаря возможности создавать на сайте группы по интересам (в том числе политическим, региональным и т.п.), где, в свою очередь, можно размещать фотографии, видеозаписи и организовывать их массовое обсуждение, а также проводить опросы и голосования среди участников групп. Второе место по популярности среди российских социальных сетей занимает платформа Одноклассники.ру – 47,1% активных пользователей.»
Что касается иностранных социальных сетей, то среди самых популярных медиаплатформ у российских пользователей за 2021 год оказались:
1. YouTube – 85% интернет-пользователей в возрасте от 16 до 64 лет пользуются этой сетью;
2. Instagram – популярен у 61,2% пользователей социальных сетей;
3. Facebook – им пользуются 38,9% аудитории;
4. TikTok – 30,3% аудитории социальных сетей активны на этой платформе.
Один из самых быстрорастущих по популярности форматов распространения контента – это мессенджеры. Статистика среди российских пользователей на 2021 год тоже впечатляющая:
• WhatsApp – этим мессенджером пользуется 75,8% пользователей;
• Viber – 42,5% аудитории имеют аккаунт в этом мессенджере;
• Telegram – 27,4% среди активной российской аудитории, но имеет хорошие тенденции роста.
Новые популярные платформы рождают новые форматы для СМИ. В сети уже существуют площадки, на которых пользователи могут быть не только потребителями и комментаторами контента, но и его создателями. Система региональных СМИ преобразилась, теперь ее элементами стали не только традиционные СМИ, такие как телевидение, газеты, радио, но и:
• паблики в социальных сетях по различным тематикам (новости региона, чрезвычайные происшествия; спорт и культура и тд);
• авторские блоги в социальных сетях, таких как Instagram, ВКонтакте, Twitter, Facebook и тд;
• видеоблоги на платформах YouTube и ТикТок
• стриминг платформы (Twitch.tv., прямые трансляции на YouTube, Livestream, Periscope.)
• подкасты;
• авторские сайты в формате блога от инфлюенсеров в различных нишах.
Итак, можно сделать вывод, что в современной системе региональных СМИ новые медиа усиливают свои позиции, в связи с ростом пользователей Интернет на различных платформах и увеличением спроса на оперативную информацию и двустороннюю коммуникацию. Информационно-коммуникативное пространство регионов трансформируется:
1) СМИ и журналисты теперь не единственные авторы контента. Всё больше случаев, когда материал в Интернет-СМИ появляется благодаря пользователям социальных сетей – жителей региона.
2) Коммуникация стала двусторонней – аудитория теперь может комментировать материалы в новых медиа, оперативно оставлять обратную связь, участвовать в социальных опросах и даже опровергнуть новость в комментариях, приведя свои аргументы.
3) Контент в региональных новых медиа принимает различные формы в зависимости от платформы распространения – краткие тезисные тексты в Telegram-каналах или в Twitter, короткие ролики в TikTok или stories в Instagram, таким образом, охватывает максимум аудитории конкретного города, региона или даже жителей всей страны.
1.2. Структурные особенности новых медиа: региональный аспект.
Новые медиа как отличающийся от традиционных вид СМИ появились в результате трансформации информационно-коммуникационных технологии? и развитием Интернета, оказавших важнейшее влияние на процессы изменении? информационно-коммуникативного пространства, в том числе на структурные преобразования в сфере масс медиа. При том, что региональные новые медиа занимают особое место, и их роль в данном пространстве постоянно растет. Они становятся как один из ключевых стратегических ресурсов развития региона/города, транслирующих его культурно-историческое наследие, экономическую и политическую обстановку, создающих его региональную идентичность, и показывающих степень его интеграции в общероссии?ские политические, экономические и культурные процессы.
Что касается вопроса особенностей функционирования социальных сетеи? в современных реалиях, то необходимо заметить, что этот канал коммуникации, стал альтернативои? официальному веб-саи?ту медиакомпании. В этом случае, под социальнои? сетью мы предлагаем понимать общность пользователей или их групп, взаимодеи?ствие которых основано на сетевых технологиях, позволяющих людям свободно осуществлять все виды коммуникации?. И если взять во внимание отличия от саи?та, группа в социальнои? сети представляет собой более неформальное общение между журналистами и аудиторией.
Свое мнение высказывает на этот счет Е. С. Пустовалова, «социальные сети – самые удобные платформы для создания сообществ лояльных пользователеи?. Они также являются отличным распространителем контента. Самои? популярнои? стратегиеи? для СМИ в социальных сетях является трансляция новостеи?» .
Заметим, что «ведение собственного сообщества в социальных сетях становится тенденциеи?, поддерживаемои? сотнями международных, россии?ских и региональных СМИ в условиях их интернетизации» . В настоящее время социальные медиа рассматриваются большинством компаний в качестве площадки для популяризации своих брендов. Уже и региональные интернет-СМИ также активно создают свои аккаунты в соцсетях. Как считает О. В. Дьяченко, интернет-СМИ в социальных сетях преследуют две главные цели: «Перенаправление пользователеи? непосредственно на саи?т СМИ; промотирование СМИ в пространстве соцсети, вовлечение пользователеи? в интерактивное общение» . На наш взгляд, можно определить еще одну цель – целенаправленное конструирование объективнои? информационнои? картины социальной жизни общества и улучшение качества новостеи? в Интернет-СМИ.