ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Преступления в сфере информационных технологий являются преступлениями международного уровня, поскольку совершаются вне государственных границ. В связи с этим во многих странах мира сформировались собственные представления о противодействии преступлениям в сфере информационных технологий. Представляется, что для разработки наиболее эффективных мер противодействия экономическим преступлениям в сфере информационных технологий в Российской Федерации необходимо обратиться к опыту международных организаций и зарубежных стран.
Из-за трансграничного характера рассматриваемых преступлений необходимость в международном урегулировании данной проблемы возникла ещё в 70-х, 80-х годах прошлого века. В то время во многих странах (Италия – 1978, Австралия – 1979, Великобритания – 1981, США – 1980, Дания и Канада – 1985, Германия – 1986, Австрия, Япония и Норвегия – 1987, Франция и Греция – 1988) уже существовали первые нормы об установлении уголовной и административной ответственности за совершение компьютерных преступлений. Однако данные нормы были слишком отличны друг от друга, они содержали разные определения одного и того же преступления, которые трактовались так же по-разному и зачастую противоречили друг другу. В связи с этим, в целях унификации национальных законодательств, 13 сентября 1989 года на заседании Комитета министров Совета Европы была принята Рекомендация №(89)9, содержащая списки компьютерных правонарушений. Странамучастницам ЕС было рекомендовано на основе принятых списков разработать единую уголовную стратегию борьбы с преступлениями в сфере информационных технологий .
Первый список содержал «минимальный» перечень правонарушений, запрещенных на территории ЕС. К ним отнесли:
1) компьютерное мошенничество;
2) компьютерный подлог;
3) повреждение компьютерной информации и компьютерных программ;
4) компьютерный саботаж;
5) несанкционированный доступ к компьютерным сетям;
6) несанкционированный перехват данных;
7) несанкционированное копирование защищённых компьютерных программ .
Второй список содержал дополнительный («необязательный») перечень правонарушений, которые страны-участники ЕС могли запретить по своему усмотрению. К ним отнесли:
1) изменение информации или компьютерных программ;
2) компьютерный шпионаж;
3) противозаконное применение компьютера;
4) несанкционированное применение защищенных компьютерных программ .
Данная Рекомендация была одной из первых реакций международного сообщества на кибер-угрозу, и, что примечательно, «минимальный» или обязательный перечень правонарушений, запрещённых на территории ЕС возглавило преступление против собственности – компьютерное мошенничество.
Спустя несколько лет, на 93-м пленарном заседании 56-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, была принята Резолюция №56/261 от 31 января 2002 года, призывающая к усилению борьбы с компьютерной преступностью. В Резолюции было предложено развивать национальные законодательства странчленов ООН об уголовной ответственности за преступления в сфере информационных технологий и разработать комплекс мер по борьбе с преступлениями, связанными с использованием высоких технологий и компьютеров . В этот день проблема преступности в сфере информационных технологий вышла за пределы отдельных стран и стала одной из мировых проблем, наравне с международным терроризмом и торговлей наркотиками.
Особую роль в вопросе противодействия международной преступности в сфере информационных технологий выполняла «Большая Восьмерка» (G-8). Так, 26 июня 1996 года во Франции, в городе Лионе состоялось очередное собрание «G-8», итогом которого стал Регламент №16, согласно которому государства-члены «G-8» должны изменить законодательные нормы, чтобы гарантировать криминализацию и наказуемость деяний, совершаемых с использованием современных технологий. Государства-члены «G-8» договорились об усовершенствовании связи между сотрудниками правоохранительных органов разных стран в целях обмена опытом и содействия в дальнейшей деятельности.
Во исполнение данного Регламента была создана так называемая «Лионская группа», ставшая крупным международным игроком в сфере противодействия преступлениям в сфере информационных технологий. Спустя некоторое время, по примеру Германии и Франции, в остальных странах-членах «G-8» были созданы специальные правоохранительные органы, в круглосуточном режиме осуществляющие комплекс мероприятий по развитию международного сотрудничества в борьбе с компьютерной преступностью .
К тому времени в Германии в составе Полицейского управления Мюнхена с 1994 года уже существовала специальная Группа по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, а во Франции – Служба по противодействию злоупотреблениям в сфере высоких технологий.
В России в 1998 году при Бюро специальных технических мероприятий МВД РФ было образовано Управление «К», целью которого является расследование исключительно компьютерных преступлений.
В Великобритании в 2001 году было создано Национальное подразделение по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, а 1 апреля 2006 года было создано Национальное агентство по борьбе с организованной преступностью. В связи с реформой 2013 года функции по борьбе с компьютерной преступностью были переданы Национальному подразделению противостояния преступлениям в сфере информационных технологий .
В 2013 году власти Японии также сообщили о создании отделения полиции по борьбе с компьютерными преступлениями .
Европейский союз также отреагировал на проблему преступности в сфере информационных технологий, создав целую сеть правоохранительных органов для борьбы с нею: «Европейский центр киберпреступлений» (European cybercrime centre), или «ЕС-3», который состоит из 10 самостоятельных групп и команд, осуществляющих анализ статистических данных, подготовку специальных способов выявления и поимки киберпреступников и саму их поимку .
Ещё одним международным актом, направленным на противодействие компьютерным преступлениям, является Будапештская Конвенция Совета Европы «О киберпреступности» от 23 ноября 2001 года. Конвенция подразделяет все киберпреступления на 5 групп:
1. преступления против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных данных и систем (незаконный доступ, перехват; вмешательство в данные и в систему);
2. преступления, связанные с использованием компьютера как средства совершения преступлений, то есть как средство манипуляции информацией (компьютерное мошенничество и подлог);
3. преступления, связанные с контентом, то есть содержанием данных, размещенных в компьютерных сетях (детская порнография);
4. преступления, связанные с нарушением авторского права и смежных прав;
5. акты расизма и ксенофобии, совершённые посредством компьютерных сетей.
В научном сообществе данная Конвенция считается одной из наиболее строгих мер международного противодействия компьютерным преступлениям. Именно по этой причине, на наш взгляд, она и не была подписана Российской Федерацией. Многие её положения противоречат национальному законодательству России и нарушают её интересы. Например, статьи 29 и 32 данной Конвенции дают возможность осуществлять вмешательство в компьютерные системы другого государства и предпринимать оперативные меры не зависимо от общественной опасности совершенного деяния без разрешения данного государства.
По мнению Р.И. Дремлюги, она вовсе не соответствует действующим реалиям уголовного права Российской Федерации и ряда других стран. По его мнению, необходимо принять как минимум две новые Конвенции под эгидой ООН, одна из которых должна быть направлена на унификацию составов киберпреступлений, а вторая – на унификацию процедур правовой помощи и принятие оперативных мер реагирования .
К слову, в 2010 году в Бразилии прошел двенадцатый Конгресс ООН, на котором обсуждались вопросы борьбы с компьютерными преступлениями и государственной безопасности в сфере информационных технологий. Данный конгресс примечателен тем, что на нём была рассмотрена рекомендация относительно необходимости изучения вопроса преступности в сфере информационных технологий и принятия решения по разработке Глобальной Конвенции по борьбе с ней .
Представляется, что на международном уровне проблема противодействия компьютерным преступлениям, в том числе и экономическим преступлениям в сфере информационных технологий, стоит весьма остро.
В то время как на международном уровне разворачиваются дискуссии и споры, на национальном уровне многие государства самостоятельно противодействуют компьютерным преступлениям, принимая государственные стратегии кибербезопасности и совершенствуя уголовное законодательство.