1. Дезертирство: история и понятие
1.1 История развития уголовного законодательства о преступлениях против военной службы
Во времена, предшествующие законотворческой деятельности Петра I, вопросы наказуемости деяний военнослужащих решались не воинскими уставами, а главным образом Соборным Уложением 1649 года. Регулируя общественные отношения разных правовых отраслей, оно впервые уделило особое внимание правам и обязанностям населения и ратных людей на случай возникновения войны. Предоставляя последним определенные права, Уложение, вместе с тем, обязывало: не допускать при следовании на военную службу насилия к населению, «отраву покоса» и т. д. Законодатель сурово наказывал и дезертирство, уклонение от несения военной службы, измену, похищение или утрату военного имущества.
Представления о понятии воинского преступления, как и любого деяния, совершенного в период прохождения военной службы, в последующем нашли отражение при подготовке Полевого Уголовного Уложения 1812 года и Военно-уголовного Устава 1839 года, применение которых также не ставилось в зависимость от общих, гражданских уголовно-правовых законов. С 1868 г. Устав о наказаниях стал связывать понятия воинского преступления не только с самим фактом его совершения определенной категорией лиц, но и с нарушением ими каких-то специальных обязанностей по военной службе. При этом в основу группировки различных составов был положен принцип о самостоятельной наказуемости деяний, совершенных в обычное и в военное время. Первые, в свою очередь, охватывали собой преступления и проступки в виде:
1. Нарушения чинопочитания и подчиненности;
2. Оскорблений и насильственных действий в отношении караула или начальника;
3. Той или иной формы уклонения от службы (в том числе путем побега, самовольной отлучки, неявки в срок на службу);
4. Превышения должностных полномочий или противодействия их осуществлению;
5. Нарушения обязанностей во время несения караульной службы или дежурства;
6. Недобросовестности по отношению к сохранности военного имущества или управления им;
7. Нарушения порядка отправления должности;
8. Противозаконных поступков должностных лиц по некоторым специальным родам службы;
9. Преступлений и проступков, общих для военнослужащих и чиновников гражданского ведомства.
Во вторую группу воинских преступлений, т. е. деяний, совершаемых в период ведения военных действий или в местностях, объявленных на военном положении, объединялись:
1. Способствование неприятелю в проведении им враждебных действий или переписка с кем-либо из лиц, состоящих в неприятельской армии;
2. Бегство, оставление поста или потеря знамени в бою;
3. Капитуляция, сдача крепости и т. п.;
4. Самовольное отступление от плана ведения военных действий, принятие на себя командования и др.;
5. Непринятие должных мер предосторожности;
6. Повреждение укреплений, орудий;
7. Присвоение трофеев;
8. Распространение ложных, панических слухов среди военнослужащих;
9. Разглашение военной тайны (диспозиции или числе войск);
10. Нарушение правил обращения с военнопленными или жителями, мародерство.
Советское уголовное законодательство пошло по несколько иному пути. Если не иметь в виду Положение о революционных военных трибуналах 1919 года, в котором речь шла в основном о деяниях, совершаемых в районе боевых действий, то во всех Уголовных кодексах (1922,1926,1960 годов) выделялась глава, содержащая статьи о воинских преступлениях. После образования СССР ответственность за них была отнесена к ведению общесоюзных органов, которые устанавливали единое понятие и систему преступлений против военной службы.
Первым актом – Положением о воинских преступлениях 1924 года – этими деяниями назывались преступления:
1. Совершаемые военнослужащим Красной Армии и Красного Флота либо лицами, зачисленными в команды обслуживания или призываемыми на службу в территориальные формирования на время отбывания ими сборов;
2. Направленные против установленного порядка несения военной службы и выполнения Вооруженными Силами республики своего назначения,
Законодатель всегда стремился охватить понятие «установленного порядка несения военной службы и выполнения Вооруженными Силами республики своего назначения» все те деяния, которые были обозначены еще Воинским Уставом о наказаниях 1868 года: нарушение порядка подчиненности, уклонение от несения военной службы, противозаконное отчуждение или промотание военного имущества и т. д.
Закон об уголовной ответственности за воинские преступления от 25 декабря 1958 года ввел один признак «предусмотренности» воинского преступления данным законом. Появление данного признака не было случайным, ибо Основы уголовного законодательства СССР и уголовные кодексы союзных республик отменили принцип аналогии закона. При таком подходе вопрос о привлечении к уголовной ответственности мог быть решен не только при наличии самого факта виновного нарушения военнослужащим прав прохождения военной службы, но и при соответствии признаков конкретного деяния и какого-либо конкретного состава преступления, предусмотренного законом.
Уголовный Кодекс РФ 1996 года в целом исходит из аналогичных взглядов на соотношение общеуголовных и воинских преступлений. Считая, что и те, и другие должны основываться на единых началах, он включил составы преступлений против военной службы в Особенную часть, отвергая тем самым идею самостоятельности так называемого военно-уголовного законодательства. Принимаемые ранее советские уголовные законы решали этот вопрос так же, однако, располагая в Особенной части Уголовного кодекса соответствующую главу в качестве заключительной, придавали воинским преступлениям особый, специфический характер.
Таким образом, все вышесказанное свидетельствует о том, что военное уголовное законодательство на протяжении всего периода истории постоянно изменялось и дополнялось, так как с течением времени предъявлялись другие требования к нормам морали, менялось мировоззрение и т.д.
1.2. Понятие дезертирства
Статья 338 УК РФ предусматривает ответственность за дезертирство, т.е. самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы.
Дезертирство - одно из наиболее тяжких и опасных воинских преступлений, оно представляет собой, как правило, проявление трусости, уклонения от выполнения конституционной обязанности граждан РФ.
В ст. 59 Конституции РФ установлено: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Дезертирство, таким образом, - нарушение конституционной обязанности гражданина. В соответствии со ст. 15 УК РФ данное преступление относится к категории тяжких.
Существуют два подхода к определению понятий причин и условий преступности:
1. Заключается в более-менее точном отделении причин от условий, когда причинами объявляются только те общественные процессы, которые порождают преступность, а условиями - те, которые сами не порождают, но способствуют, ускоряют, катализируют совершение преступлений .
2. Подход состоит в принципиальном отказе от разделения причин и условий, которые объявляются факторами преступности .
В реальной жизни причины и условия между собой тесно переплетены, что разделить их бывает довольно сложно, можно согласиться с изучением причин и условий преступности военнослужащих, не проводя между ними существенных различий.
Предпосылки и требование преступности военных необходимо анализировать в 2-ух плоскостях: в обществе и в армии. Однако определяющие и главные причины преступности военнослужащих кроются в самих Вооруженных Силах. Связано это с тем, что:
1) Вооруженные Силы, хотя и не изолированный социальный организм, но относительно самостоятельный, с присущими только ему особенностями взаимодействия между собой и с обществом;
2) причины преступности в стране, воздействуя на преступность военнослужащих, неизбежно изменяются в условиях армейской действительности;
3) внутри воинских коллективов действуют специфические криминогенные и антикриминогенные факторы, которые отсутствуют в обществе.
Строгая организация жизни и быта, жесткий уставной контроль при определенных условиях, когда проявляется так называемый эффект нарциссизма начальника, верящего в исключительную правильность принимаемых решений, так же может быть причиной самовольного оставления части и дезертирства . Уклонение от военной службы в армии также в последние годы происходит из-за ухудшения социально-демографических характеристик молодежи, призываемой в армию и на флот. Определенная часть призывников имеет низкие морально-психологические качества, проявляет стремление под любым предлогом избежать военной службы. Многие из них не имеют правильного представления о характере военной службы, не знают элементарных ее требований.
Почти каждый четвер?тый призывник приходит на воен?н?ую службу с серьезными проблемами в воспитании. Более четверти воспитывались в неблагополучных семьях. Каждый десятый подвер?гался административным взысканиям и приводам в милицию. Каждый восьмой из них был судим, более тр?ети отбывали н?аказан?ие в местах лишения свободы. Среди призывников имеются пьяницы, наркоманы и токсикоманы. Немалая часть до призыва в армию не училась и не работала.
Проблема уклонения от военной службы, их причинная обусловленность во многом связаны также с недостаточной социальной и правовой защищенностью военнослужащих, нарушением их законных прав и свобод. Известно, что эти преступления совершают, как правило, лица с низкими морально-психологическими качествами, отличающиеся своей недисциплинированностью.
В каждом отдельном случае они по своему проявлению, мотивам и другим обстоятельствам различны, однако есть ряд причин общего характера, которые выражаются в следующем:
1. Совершение уклонений от военной, службы во многих случаях становится возможным в результате слабого контроля в ряде подразделений за личным составом, неудовлетворительной службы суточного наряда. Во многих случаях отсутствие ушедшего из расположения части выявляется спустя определенное время после происшедшего. Нередко уклонениям от военной службы способствует неудовлетворительный учет личного состава. Низка роль старшин в обеспечении контроля за пребыванием подчиненных на местах.
2. Во многих частях и на кораблях снижена острота при оценке этих явлений. Серьезный ущерб делу борьбы с уклонениями от военной службы причиняют факты сокрытия этих преступлений. Нередко по уклонениям от военной службы, попадающим под соответствующие статьи уголовного закона, дознания не назначаются. Не везде создана обстановка нетерпимости к самовольным уходам из части военнослужащих, несвоевременному возвращению их из служебных командировок, краткосрочных отпусков, лечебных заведений.
3. Большая доля ситуации уклонений от военной службы сопряжена со неуставными взаимоотношениями — издевательством, а также глумлением коллег, но кроме того со рукоприкладством, а также иными искривлениями дисциплинарной практики со стороны командиров.
4. Многие уклонения от военной службы порождаются из-за нежелания некоторых военнослужащих переносить тяготы и лишения военной службы, невнимательным, бездушным отношением отдельных командиров и начальников к подчиненным, к организации их быта и отдыха, к их нуждам и запросам.
5. Эффективность пресечения уклонений от военной службы остается невысокой вследствие неудовлетворительного розыска уклонившихся военнослужащих, невыполнения штабами и командирами требований приказа МО РФ по организации этой работы, а иногда и самих правоохранительных органов.
6. Одним из основных обстоятельств, способствующих уклонению от военной службы, является то, что воспитательная работа с личным составом в отдельных частях и на кораблях слабо нацелена на формирование у военнослужащих сознания необходимости добросовестного исполнения воинского долга, верности военной присяге. Уголовная ответственность за дезертирство изменилась. УК впервые предусматривает групповое дезертирство, дезертирство с оружием и освобождение от уголовной ответственности при наличии определенных обстоятельств.
Под дезертирством, как и прежде, понимается самовольное оставление части или места службы, а равно неявка на службу в целях уклонения от прохождения военной службы, т.е. с целью уклонения от выполнения конституционной обязанности, а не отдельных обязанностей военной службы. Статья 59 Конституции РФ провозглашает защиту Отечества долгом и обязанностью граждан Российской Федерации, которые несут ее в соответствии с федеральными законами. Федеральные законы «Об обороне» (ст.12), «О воинской обязанности и военной службе» (разд. V) и «О статусе военнослужащих» (ст.1) определяют, что комплектование Вооруженных Сил РФ осуществляется в добровольном порядке — по контракту и на основе призыва на военную службу по экстерриториальному принципу. Контракт заключается по соглашению сторон: гражданина и военного ведомства, но при условии, если лицо, добровольно поступающее на военную службу, отвечает предъявляемым к военнослужащим требованиям. По действующему законодательству контракт заключают офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования (сюда не входят суворовские и нахимовские училища, дающие общее образование), сержанты, старшины, солдаты и матросы.