1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АВТОРСКИХ ПРАВАХ И ИХ ЗАЩИТЕ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
1.1. Понятие и классификация авторских прав
Авторское право является одним из значимых институтов права интеллектуальной собственности, регулирующий общественные отношения, связанные с созданием произведений науки, литературы и искусства, распоряжением исключительным правами на эти произведения, а также защитой исключительных и иных прав автора и его правопреемников и других правообладателей.
Авторское право можно определить в объективном и субъективном смысле.
В объективном смысле представляет собой совокупность, то есть систему гражданско-правовых норм, регулирующих отношения в сфере создания, использования и защиты произведений науки, литературы, а также искусства от незаконного использования нарушения и иных прав автора.
В субъективном смысле – это исключительное и абсолютное право, которое позволяет автору или иному правообладателю не только использовать произведение, но и распоряжаться исключительным правом, принимать меры по его защите .
Согласно ст. 1255 ГК РФ авторские права – это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.
Круг субъектов авторского права является очень обширным, который представляет собой не только физические, но и юридические лица.
Традиционно выделяют субъектов первоначального и производного типа. Первоначальное право, как правило, возникает только у самого автора, которым может быть физическое лицо, чьим творчеством было создано произведение. Законом введена презумпция авторства – им считается тот, чье
Согласно ст. 1228 ГК РФ не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата. В том числе граждане, оказавшие автору такого результата только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь, либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использование. Не признаются авторами также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ .
Если одно произведение создается творческими усилиями нескольких лиц, возникает соавторство, при следующих условиях:
? два и более граждан, работающих над созданием произведения;
? совместный творческий труд;
? коллективное произведение как результат деятельности;
? соглашение о соавторстве.
В теории права выделяют две основные формы соавторства – делимое (раздельное) и неделимое (нераздельное) соавторство, что в свою очередь, влияет на качественный и количественный состав авторских прав.
Непосредственно делимое соавторство означает наличие в произведении части либо частей, имеющей самостоятельное значение, автор которой известен. Неделимое соавторство предполагает, что произведение является неразрывным целым, когда невозможно выделить самостоятельную часть, созданную одним из соавторов .
Исходя из ст. 1258 ГК РФ произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует
неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.
При этом не исключена возможность использованию автором части произведения, использование которой возможно отдельно от других частей, по своему усмотрению, если соглашением между соавторами предусмотрено иное.
Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое1.
К субъектам производного авторского права можно отнести правопреемников, к которым переходят права на произведения в порядке универсального или сингулярного правопреемства. К ним относятся:
? наследники автора;
? работодатель автора;
? лица, использующие произведения на основании заключенного с автором авторских договоров;
? переводчики, составители, иные авторы производного или составного произведения;
? организации, осуществляющие коллективное управление авторскими правами2.
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, к ним относятся:
? литературные произведения;
? драматические и музыкально-драматические и сценарные произведения;
? хореографические произведения и пантомимы;
? музыкальные произведения, включающие текст либо без него;
? аудиовизуальные произведения;
? произведения изобразительного искусства;
? произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
? произведения архитектуры, градостроительства и садово- паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
? фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
? географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам.
Основным критерием признания объекта авторского права является творческий характер деятельности, т.е. индивидуальность произведения 1.
Не являются объектами авторских прав (ст. 1259 ГК РФ):
? официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления, международных организаций (нормативные акты, судебные решения и т.п.), а также их официальные переводы;
? государственные и муниципальные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.);
? фольклор;
? сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.
Авторам произведений по определению присущи различные права, которые включают в себя:
? исключительное право, носящее имущественный характер;
? личные неимущественные права, в том числе право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения;
? иные права, которые на основании различных критериев не могут быть однозначно отнесены к исключительным или личным неимущественным правам.
В соответствии со ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, вправе использовать и распоряжаться результатом по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Не исключено, что правообладатель может разрешать или наоборот запрещать иным лицам использовать результат интеллектуальной деятельности.
Другие лица могут полноценно использовать соответствующие результаты, но при этом они должны обязательно получить согласие автора.
В теории права выделяют следующие виды способов использования произведений авторами в рамках исключительного права.
Первым способом является воспроизведение произведения, то есть изготовление одного или более экземпляров произведения либо его части в различной материальной форме. Сюда же можно отнести и запись на электронном носителе включая в форме звуко- или видеозаписи ..
Распространение произведения как следующий вид осуществляется путем продажи либо другого отчуждения, к примеру дарения или мены, оригинала или экземпляра.
Публичный показ осуществляется в отношении произведений искусства, архитектуры, фотографии и иных объектов. В свою очередь показ является демонстрацией оригинала либо экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью технических средств.
Следующим одним из самостоятельных способов выделяют импорт произведения в целях распространения.
1.2. Источники правового регулирования авторских прав и их защиты
В настоящее время правовое регулирование авторских прав и их защиты достаточно развито, но так было не всегда. В начале 19 века развитие авторского права в России было связано с тем, что достаточно долгое время издание печатных приведений было исключительной монополией государства. Кроме этого, также тормозило развитие института авторского права такие явления как неразвитость частного предпринимательства в области книгопечатания и полное отсутствие конкуренции в данной сфере.
На данном этапе развития в правовом поле представлено достаточное количество серьезных источников правового регулирования исследуемых отношений. Так, в соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом (ст. 44). Правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71).
Основным источником авторского права в России является ГК РФ (часть четвертая, состоящая из разд. VII под названием «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»). Часть четвертая ГК РФ посвящена правам на результаты интеллектуальной деятельности, при этом каждому институту уделено по отдельной главе (для авторского права – это гл. 70 ГК РФ, для прав, смежных с авторским, – гл. 71 ГК РФ), а общие положения выделены в отдельную начальную гл. 69 ГК РФ. В «общих положениях» представлены нормы, часто имеющие отношение не ко всем одновременно, а только к нескольким институтам подотрасли .
Часть четвертая ГК РФ применяется только к тем правоотношениям, которые возникли после введения ее в действие. Если же правоотношение возникло раньше, то нормы части четвертой ГК РФ применяются только к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения ее в действие. Преимущество данного нормативного акта заключается в том, что он впервые объединил в себе нормы в отношении различных результатов интеллектуальной деятельности, которые ранее содержались в различных законах.
К иным источникам авторского права относят специальное законодательство, касающееся отдельных объектов авторского права, а также
законы, регулирующие иные отношения, но при этом содержащие внутри себя отдельные нормы в данной области.
В качестве таких источников можно выделить:
? Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 19.07.2011)1;
? Федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (в ред. от 29.07.2017);
? Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 27. 12. 2018)3;
? Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. (далее по тексту – УК РФ)4 и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 24 июня 2002 г. (далее по тексту – КоАП РФ)5, содержащие составы преступлений и правонарушений, связанных с нарушением авторских и смежных прав;
? Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14 ноября 2002 г. (далее по тексту – ГПК РФ), содержащий нормы об особенностях рассмотрения в суде споров, касающихся интеллектуальной собственности.
Также важную роль играют многочисленные подзаконные акты. К примеру, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Так, в сфере авторского права действуют постановления Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами», от 14 октября 2010 г. № 829
«О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях»2, от 19 апреля 2008 г. № 285
«Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений», от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» .
Акты федеральных органов исполнительной власти в авторском праве имеют ограниченную сферу действия и касаются государственной аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе (ст. 1244 ГК РФ). В данной сфере действуют акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти – Министерства культуры РФ: например, приказ Минкультуры России от 19 февраля 2008 г. № 30
«О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе».
Также важными источниками права в рассматриваемой сфере, помимо отечественного законодательства, являются международные источники авторского права, такие как:
? Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (г. Берн, 9 сентября 1886 г.);
? Всемирная конвенция об авторском праве (г. Женева, 6 сентября 1952 г.)7;
? Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (г. Стокгольм, 14 июля 1967 г.);
? Договор ВОИС по авторскому праву (г. Женева, 20 декабря 1996
г.)2;
? Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности (ТРИПС/TRIPS) (г. Марракеш, 15 апреля 1994 г).
Таким образом, совокупность источников современного авторского права образует сложную, иерархическую систему, которая включает в себя не только законодательство Российской Федерации, но и различные международные договоры.
1.3. Презумпция авторства как основа для защиты авторских прав
Авторские права возникают автоматические с момента создания
Произведен ия. Согласно п. 4 ст. 1259 ГК РФ порядок возникновения, осуществления и защиты авторских х прав не требует определенной регистрации произведения либо соблюдения иных формальностей.
Поэтому, если автор создал произведение и выразил его в установленной объективной форме, то данное произведение автоматически получает правовую охрану, а сам правообладатель приобретает авторские права. Но следует иметь ввиду, что хоть и охрана возникает по определению, все же для ее полного обеспечения необходимо выразить произведение в объективной форме, а именно в письменной, устной либо в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Ведь до тех пор, пока произведение не будет выражено в вышеуказанных формах, оно не будет нуждаться в правовой охране, следовательно, не будет
доступным для восприятия другим лицам и останется неизвестным кроме его автора.
Чтобы доказать факт авторства, то есть создание произведения именно конкретным лицом (самим автором), российским законодательством установлены следующие виды доказательств:
? объяснения сторон, включая третьих лиц;
? показания свидетелей;
? письменные и вещественные доказательства;
? аудиозаписи и видеозаписи;
? заключения экспертов.
Реально же на практике процесс доказывания авторства опирается на презумпцию авторства и сводится к предоставлению самого первого экземпляра произведения, созданного еще в самом начале, на котором будет указан его автор2.
Непосредственно в ст. 1257 ГК РФ дано определение презумпция авторства, что означает лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом, считается его автором, если не доказано иное. То есть если возникнет какой-либо спор автору будет достаточно предоставить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора, к примеру, на титульном листе.
Презумпция авторства является опровержимой, но на практике нередки случаи, когда авторам в случае плагиата оказывается очень трудно предоставить очевидные доказательства создания ими произведения.
Для подтверждения авторства опубликованного произведения необходимо представить любой наиболее ранний экземпляр, но в отношении неопубликованных защита авторских прав очень затруднительна и зачастую
не всегда возможна. Поэтому сам правообладатель произведения должен позаботиться об обеспечении необходимых доказательств.
Следует подчеркнуть, что презумпция авторства действует только в отношении самого автора. Иные лица обязаны предоставить необходимые доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных прав на произведение. Так как первоначально авторские права возникают только у правообладателя .
Помимо вышеназванных способов авторство также подтверждается знаком охраны авторства ©, имеющий исключительно информационное значение и определяющий лицо, которое считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Данные выводы лицо должно подтвердить иными доказательствами, такими как наличие авторских договоров, свидетельство о праве на наследство. Сам знак охраны авторских прав не может быть основанием для установления факта обладания правами.
Важно обратить внимание, что никакого правового значения не имеют надписи вроде «все права защищены» (All rights reserved), которые пришли в Россию из американской практики. Подобные надписи обычно проставляются на контрафактных экземплярах произведений, а также фонограмм, чтобы ввести в заблуждение органы власти.
2. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НАРУШЕНИЕ
2.1. Формы, способы и средства защиты авторских прав
Право на защиту означает правомочие, которое входит в содержание гражданского права, а также представляет собой возможность применения в отношении правонарушителя мер принудительного воздействия1.
Непосредственно защита авторских прав осуществляется в установленном законом порядке, форм и процедур.