1.1 Сущность ценностных ориентаций и их место в структуре личности
Ценностные ориентации являются одним из основных компонентов в структуре личности. Ценностные ориентации состоят из мотивационной, отношенческой, когнитивной, эмоциональной и оценочной составляющих. Они выступают в качестве наиболее гибкой связи между личностью и социумом с его институтами, культурой, ценностями.
Единого взгляда на понимание понятий «ценностные ориентации», «ценность» до сих пор не существует. Д. А. Леонтьев изучал ценности в качестве особой психологической реальности, которая выполняет «функцию высшего критерия для ориентации в мире и опоры для личностного самоопределения».
Роль ценностных ориентаций, в соответствии с деятельностным подходом, заключается в том, что они обозначают направленность деятельности, помогают личности занять конкретную позицию, регулируют поведение и создают способы самореализации.
Ценностные ориентации личности – это проекция духовной жизни социума. На формирование ценностей влияют социальные факторы, такие как система образования в семье или в школе, структура социальных отношений.
В отечественной и зарубежной психологии имеется несколько подходов к пониманию ценностей и ценностных ориентаций личности.
В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации в качестве основной характеристики личности отражены в работах Э. Шпрангера, Дж. Холанда, М. Рокича и В. Франкла.
В отечественной психологии ценностные ориентации изучались по большей части внутри личностных образований — личностных смыслов (Зейгарник Б.В., Асмолов А.Г., Братусь Б.С.) или направленности личности (Ломов Б.Ф.).
Э. Шпрангер ценностные ориентации определяет как «форму познания мира» или «форму жизни». Это только духовное начало и продукт одного только культурного состояния человечества.
Теоретическая концепция В. Франкла основана на признании смысла жизни базовым фундаментальным образованием, которое определяет поведение и отношение личности. Смысл жизни выражается в виде системы ценностей (ценности переживания, ценности творчества, ценности отношения).
Начиная с 60-х годов возрос интерес к экспериментальному изучению ценностей и ценностных ориентаций (Л. Гордон, П. Верном, Г. У. Хольцман, Линдсей). Тогда же были определены профессиональные установки как аспект общих жизненных установок и ценностей (И. Дарли, Т. Хаген, Дж. Холанд).
Таким образом, ценности и ценностные ориентации выступают в качестве осознанного и принятого человеком общего смысла его жизни. В то же время личный смысл жизни – это индивидуализированное отражение действительности, которое выражает отношения личности к тем объектам, ради которых человек вступает в деятельность и общение.
Ценности, как и другие личностные образования (направленность, установки, убеждения) представляют собой результат отражения в сознании человека социальных отношений и общественно-экономических условий его жизни. Отдельные ценности взаимосвязаны. Они находятся в динамическом равновесии и соотносятся друг с другом по признаку личностной значимости.
Система ценностных ориентаций является многоуровневой структурой. Вершина ее — ценности, которые связаны с идеалами и жизненными целями личности. З. И. Файнбург пишет о «чрезвычайной сложности системы ценностных ориентации личности… сложности ее детерминации социальным, многослойной и многоплановой опосредованности всех зависимостей в этой сфере…».
Система ценностей является многомерным объектом, очень сложным по своей структуре. Ценностные ориентации не являются чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным. На самом деле она очень противоречива и динамична. Это отражение ключевых, значимых изменений взаимодействия человека с миром и текущих событий.
В современной психологии активно исследуются разные особенности структуры ценностных ориентации: ее иерархичность, соотношение ценностей-целей и ценностей-средств, значимого и относительно незначимого, гармоничность — дисгармоничность системы ценностных ориентации, проясненность — размытость ценностей и т. п.
Д.А. Леонтьев определил три формы функционирования ценностей:
• общественные идеалы. Это сформированные социальным сознанием интегральные представления о совершенстве в различных формах жизни человека;
• предметное воплощение социальных идеалов в действиях определенных людей;
• мотивационные структуры личности («модели должного»), мотивирующие человека к выражению в собственной деятельности социальных ценностных идеалов.
М. Рокич определил в системе ценностей два уровня иерархии:
• ценности-цели (конечные цели существования),
• ценности-средства (способы поведения личности).
Бубнова С.С. выделяет три иерархических уровня в системе ценностных ориентации личности.
1. Наиболее обобщенные, абстрактные ценности: духовные (познавательные, эстетические, гуманистические и др.), социальные (ценности социального уважения, социальных достижений, социальной активности и т.д.), материальные.
2. Ценности, которые закрепляются в поведении и проявляются как свойства личности. Такими ценностями могут быть общительность, любознательность, активность, доминантность и т.д.
3. Наиболее характерные способы поведения человека, которые являются средствами реализации и закрепления ценностей-свойств.
Изменения в ценностных ориентациях личности связаны с процессом ее самоактуализации. По-прежнему ценностные ориентации меняются на протяжении всей жизни человека. Наиболее интенсивно ценностные ориентации формируются в юношестве. На основе этого можно сделать вывод, что ориентация на определенные ценности возникает только в результате их предварительной оценки (положительной оценки человеком).
С точки зрения Б. Додонова, субъект сначала планирует определённую ценность в своём сознании, а затем направлял свою деятельность на овладение ею. Именно ценности задают познавательные, эмоциональные и волевые процессы, которые играют ведущую роль в жизнедеятельности человека.
Изменчивость ценностей и предпочтений связана с изменчивостью реального процесса жизни личности и общества, который отражается в системе ценностей.
Д.А Леонтьев считал, что систему ценностей не выдумывают, ею живут. Это совпадает с точкой зрения В. Франкла на смысл жизни как на то, что невозможно придумать, а можно только найти.
Отечественные психологи (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Здравомыслов, Б.Г. Ольшанский, В.А. Ядов) в своих работах отмечают, что ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях. Эти условия и ситуации детерминируют поведение человека. Ценности становятся важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения окружающими людьми, регулируют поведение человека.
Осознавая собственные ценностные ориентации, человек определяет свое место в окружающем мире.
В современной науке понятие «ценностных ориентаций» понимается двояко. С одной стороны, оно соотнесено с ценностными стандартами референтной группы. С другой стороны ценностные ориентации – это индивидуальные с мотивационные ориентиры личности.
С.Л. Рубинштейн определял ценность, как значимость для человека чего-то в мире. По его мнению, только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию «ориентира-повеления». Ценностная ориентация проявляется в определенной направленности сознания и поведения, выражается в общественно значимых делах и поступках.
Ценностные ориентации – это система социальных установок, которые способствуют оптимизации поведения человека. С помощью системы ценностей человек может удовлетворить свои основные потребности теми способами и с помощью тех ценностей, которые имеются в обществе. В процессе усвоения ценностей своей среды и превращения их в ориентиры своего поведения человек становится активным субъектом общественной деятельности.
Содержание ценностных ориентаций формируется общественными отношениями в том виде, в каком они закреплены в групповом сознании общества, в эталонах культуры и нормах социального поведения.
Психолого-педагогический аспект изучения ценностных ориентаций заключается в том, чтобы под влиянием целенаправленного воздействия педагога общечеловеческие ценности стали предметом осознания и переживались субъектом как потребности, побуждающие к созидательной деятельности. Только в этом случае социальные нормы и ценности будут регуляторами поведения личности.
Ценностные ориентации являются единством когнитивного, эмоционального и поведенческого элементов. В процессе развития ценностных ориентаций происходит эмоциональное оценивание и переживание внешней ситуации как явления-ценности. Так формируется первая, наиболее непосредственная, связь личности с новым явлением, фактом действительности. В дальнейшем в процессе установления этой связи актуализируются мотивы, установки, потребности личности.
Становление ценностных ориентаций предполагает рациональную оценку, связанную с осознанием личностью своих побуждений, мотивов, поступков. Это когнитивная часть ценностных ориентаций. Поведенческий элемент ценностных ориентации представляет собой «практическое выражение» ценностных ориентаций в деятельности личности.
В процессе становления ценностных ориентаций, как взаимосвязи между элементами, так и конкретное содержание этих элементов, может быть различным. В более позднем периоде развития это обнаруживается в характере ценностных ориентаций личности. Таким образом, ценностную ориентацию можно определить как избирательное отношение личности к явлению-ценности, которое является результатом овладения этим явлением в процессе своей деятельности.
Как отмечают психологи и педагоги, становление у школьников ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и самооценок, начинается в подростковом возрасте. В более раннем периоде — младшем школьном возрасте, — только выделяются личные ценности, происходит их первичное эмоциональное освоение. Личные ценности закрепляются в практической деятельности и постепенно находят правильное мотивационное выражение.
В старшем школьном возрасте стабилизируются основные психологические характеристики личности. При этом систематизируется многообразие общественных явлений в сознании старшеклассника. Оно отражается в сознании в виде понятий и ценностей. Именно в старшей школе ценностные ориентации начинают оказывать значительное влияние на формирование социальных отношений старшеклассников, на выбор ими профессиональной деятельности после школы, на формирование нравственной активности. Поэтому педагогически организованные процессы формирования нравственной активности и ценностных ориентаций личности необходимо рассматривать как тесно взаимосвязанные.
Ценностные ориентации выполняют несколько функций.
Э. В. Соколов выделяет следующие функции ценностных ориентаций:
• Экспрессивная функция. Ценностные ориентации способствуют самоутверждению и самовыражению индивида. Так же человек стремится передать другим принятые ценности, и за счет этого достичь признания, успеха;
• Адаптивная функция. Ценностные ориентации помогают личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и через те ценности, которыми располагает конкретное общество;
• Функция защиты личности. Ценностные ориентации выступают в качестве «фильтров», пропускающих только ту информацию, которая не требует существенной перестройки личности;
• Познавательная функция. Ценностные ориентации направлены на те объекты и ту информацию, которые необходимы для поддержания внутренней целостности личности. Они координируют внутреннюю психическую жизнь, гармонизируют психические процессы, обеспечивают согласованность их во времени и применительно к условиям деятельности.
Таким образом, в ценностях, с одной стороны, систематизируется и кодируется нравственное значение общественных явлений. С другой стороны, те ориентиры поведения, которые определяют его направленность, выступают так же конечными основаниями моральных оценок. В ориентациях на те или иные ценности находят выражение основные жизненные принципы человека, его нравственная и мировоззренческая позиция. Ценностные ориентации в значительной степени определяют интересы и побуждения человека.