1 Теоретические основы изучения связи жизнестойкости с отчуждением моральной ответственности у людей разных возрастов
1.1 Исследования жизнестойкости в зарубежной и российской литературе
В конце 20-го века термин жизнестойкость или «hardiness» появился благодаря американскому психологу С. Мадди. Первоначально С. Мадди и
С. Кобейс рассматривали данный феномен с точки зрения теоретических положений экзистенциальной психологии и психологии стресса, также используя философскую концепцию мужества немецкого философа-экзистенциалиста П. Тиллиха. С. Мадди не только начинает работать с новой концепцией, но и разрабатывает модель жизнестойкости личности. В контексте данной модели под жизнестойкостью понимается «то убеждение человека, которое позволяет ему оставаться активным и предотвращать негативные последствия стресса» [1]. С. Мадди рассматривал жизнестойкость как систему убеждений человека и предложил четкую модель жизнестойкости, состоящую из трех компонентов:
а) участие (вовлеченность) – это вера и убежденность личности в том, что участие в реальности дает возможность найти в ней то, что интересно и важно;
б) контроль – это вера и убежденность личности в том, что на исход происходящего в действительности может повлиять только борьба как выбор собственной стратегии деятельности в определенной ситуации;
в) риск (вызов) – это вера и убежденность личности в том, что все, что происходит, необходимо для развития, поскольку дает как положительный, так и отрицательный опыт [2].
С. Мадди, утверждает, что повышенная психологическая жизнестойкость не обязательно является результатом воздействия отдельных компонентов, а скорее совокупность или комбинация различных стилей совладания. Следовательно, концепция жизнестойкости С. Мадди не только концептуально, но и практически значима, потому то феномен жизнестойкости основан не на отрицании стрессовой ситуации, а на способности человека распознавать реальность и определяется смелостью как стремлением к тому, чтобы превратить стресс в преимущество.
Таким образом, С. Мадди охарактеризовал жизнестойкость как комбинацию трех позиций (приверженность, контроль и вызов), которые вместе обеспечивают смелость и мотивацию, необходимые для превращения стрессовых ситуаций из потенциальных бедствий в возможности для личного роста. Признавая важность трех основных измерений, он считает жизнестойкость чем-то более глобальным, чем просто отношения. Он понимает жизнестойкость как общий стиль личности или обобщенный способ функционирования, который включает когнитивные, эмоциональные и поведенческие качества. Считается, что этот обобщенный стиль функционирования, который включает в себя приверженность, контроль и вызов, влияет на то, как человек смотрит на себя и взаимодействует с окружающим миром.
На заре исследований жизнестойкости, ее обычно определяли, как структуру личности, включающую три взаимосвязанных общих предрасположенности: приверженность, контроль и вызов (риск), которые функционируют как ресурс сопротивления при столкновении со стрессовыми состояниями.
Предрасположенность к приверженности была определена как склонность вовлекать себя в деятельность в жизни и как искренний интерес и любопытство к окружающему миру (деятельности, вещам, другим людям). Контроль был определен как склонность верить и действовать так, как будто человек может влиять на события, происходящие вокруг него, своими собственными усилиями. Наконец, готовность к вызову была определена как вера в то, что изменение, а не стабильность, является нормальным образом жизни и создает мотивирующие возможности для личностного роста, а не угрозы безопасности.
По словам отечественного психолога Д.А. Леонтьева, «если самостоятельно изменить ситуацию невозможно, жизнестойкость преобразуется в форме компенсаторного саморазвития, по сути сверхкомпенсации» [3].
В модель жизнестойкости С. Мадди включает не только конструирование компонентов, но и пять основных механизмов, которые позволяют жизнестойкости оказывать своего рода буферный эффект на развитие болезни и снижение общей производительности личности.
1. Жизнестойкие (устойчивые) убеждения – оценка жизненных изменений как менее стрессовых на основе вовлеченности, контроля и принятия риска.
2. Создание мотивации к трансформирующему совладанию, что подразумевает открытость ко всему новому, готовность человека активно действовать в стрессовой ситуации (использование совладающего поведения).
3. Усиление иммунной реакции на стрессовую ситуацию за счет психофизической мобилизации.
4. Усиление ответственности и заботы о собственном здоровье.
5. Поиск и отбор эффективной социальной поддержки, которая побуждает к переменам через развитие коммуникативных навыков.
С. Мадди рассматривает жизнестойкость не только как психологический феномен, но как важный внутренний ресурс (установку), который человек может понять и изменить для поддержания своего физического, умственного и социального развития. Жизнестойкость придает ценность и смысл человеческой жизни при стрессовых или позитивных ситуациях.
Исследования С. Кобейс и С. Мадди продемонстрировали, что люди с более низкими показателями жизнестойкости имели более высокую склонность к заболеванию при высоком уровне стресса по сравнению с людьми у который жизнестойкость, была на более высоком уровне. Они определили концепцию жизнестойкости как «совокупность личностных характеристик, которые функционируют как ресурс сопротивления при столкновении со стрессовыми жизненными событиями». Результаты их исследований говорят о том, что жизнестойкость минимизирует воздействие стресса на здоровье, больше, чем физические упражнения и социальные службы поддержки. С. Кобейс дополнила свои открытия в своих последующих статьях, и ее теория получила активные отклики со стороны других исследователей и ученых [4].
Исследование М. Вестман показывает, что у людей с преобладающей жизнестойкостью больше положительных толкований разного рода событий. Исследователь обнаружил, что жизнестойкость связана с меньшим количеством травмирующих жизненных событий и неприятностей, что свидетельствует о том, что люди с преобладающей жизнестойкостью воспринимают стрессовые события менее негативно. По его словам, люди с высокой выносливостью склонны рассматривать стрессовые обстоятельства в перспективе и интерпретировать их в менее угрожающей манере. Как следствие этих оптимистических оценок, влияние стрессовых событий снижается, и они с меньшей вероятностью окажут негативное влияние на здоровье человека [5].
Ф. Блейни, в своем исследовании жизнестойкости и социальной поддержки показывает, что жизнестойкость является важным предиктором психологического благополучия и адаптации к стрессу [6].
П. Бартоне, изучая военную психологию, в своих исследованиях приходит к выводу, что люди с высокой степенью жизнестойкости склонны воспринимать жизнь как значимую для них, даже в неспокойные времена и во время стрессовых ситуаций [7].
П. Бартоне и его коллеги утверждают, что люди с высоким уровнем жизнестойкости будут воспринимать стрессовую ситуацию как важную для них и определят ее как шанс для осуществления контроля над ней, и возможностью для их личностного роста. По сути, жизнестойкость защищает человека от негативных последствий стресса в различных ситуациях [8]. По П. Бартоне, жизнестойкость также является важным предиктором лидерских качеств. Характеристики жизнестойкости, связанные с приверженностью, контролем и вызовом, по-видимому, имеют более широкое применение для успеха лидерства в различных ситуационных контекстах. В целом результаты представляют интересный профиль эффективного лидера: компетентного и целеустремленного, уверенного в своей способности управлять событиями и влиять на результаты, а также добросовестного, настойчивого и сообразительного перед лицом сложных и меняющихся условий. Этот лидер также хорошо разбирается в социальных отношениях и взаимодействии людей с социальными системами и организациями (социальное суждение).
П. Бартоне в 2013 году представил новую таксономию для организации и размышления о множестве факторов, связанных с самоубийствами в вооруженных силах. Он представил модель, в которой показано, что формирующие факторы военного характера способствуют отчуждению и бессилию: ключевые факторы, которые могут привести к самоубийству. На основе модели устойчивости к внешним воздействиям также им даны некоторые рекомендации по формированию у военнослужащих чувства приверженности (против отчуждения) и контроля (против бессилия) в качестве стратегии снижения самоубийств.
Т. Брит, исследовавший жизнестойкость в организационной психологии, в результатах показывает, что высокий уровень жизнестойкости приводит к тому, что люди с высоким уровнем самоэффективности положительно влияют на изменения в новой ситуации [9].
Дж. Салим, проводя исследования в русле спортивной психологии приходит к результату, что основным преимуществом жизнестойкости у спортсменов, является чувства внутреннего равновесия и уверенности. Это позволяет человеку разработать реалистичную оценку того или иного стрессового события. Кроме того, жизнестойкость может влиять на повышенное внимание и способность адаптироваться к динамичным изменениям в среде, что приводит к созданию творческих альтернативных ответов и реакций на стрессовые ситуации [10].
Дж. Хендерсон в исследовании жизнестойкости медсестер, показал, что психологическая жизнестойкость не является врожденной ей можно научиться. Исследование Дж. Хендерсона показало, что обучение медсестер жизнестойкости помогает предотвратить выгорание и стресс на рабочем месте [11].
Способ, которым жизнестойкость обеспечивает устойчивость, по-видимому, представляет собой комбинацию когнитивных, поведенческих механизмов и биофизических процессов. Например, по мере нарастания стрессовых обстоятельств возрастает физическое и психическое напряжение человека, и, если это напряжение достаточно интенсивное и продолжительное, следует ожидать ухудшения здоровья и работоспособности. Личностный стиль жизнестойкости должен оказывать сдерживающее влияние на этот процесс, поощряя эффективное умственное и поведенческое совладание, создавая и используя социальную поддержку, а также участвуя в эффективных методах самопомощи и здоровья.
В отечественной психологии в последние годы также поднимается проблема изучения феномена жизнестойкости, но необходимо отметить, что единого подхода к его описанию пока еще нет. Отечественный психолог
Д.А. Леонтьев, исследует жизнестойкость в контексте концепции личного потенциала и определяет как интегративную черту личности, которая отвечает за успех в преодолении различных трудностей в жизни. Благодаря жизнестойкости, люди оценивают свои жизненные проблемы как менее опасные и отвечают на них более положительными эмоциями. Высокий социальный интерес, присущий человеку с высоким показателем жизнестойкости, способствует максимальному участию в социальных отношениях с другими людьми и в жизненных событиях [12].
Важно отметить сложность проявления жизнестойкости как психологического явления. Работы как зарубежных, так и отечественных исследователей отмечают роль всех уровней психики в формировании жизнестойкого поведения – от психофизиологических характеристик человека (свойства нервной системы) так и личные отношения, смыслы и жизненные приоритеты, отмечает А.Н. Фоминова [13].
Российский психолог Л.А. Александрова, рассматривает жизнестойкость в контексте преодоления жизненных трудностей и рассуждает о данном феномене как о «способности человека изменить неблагоприятные факторы своего личностного развития» [14]. Она выделяет три компонента феномена жизнестойкости, но по сравнению с С. Мадди, содержание которых видоизменяться:
1) личностные ресурсы, доступные на уровне реализации через стратегии адаптации (копинг-стратегии);
2) смысл – определяет вектор устойчивости и, следовательно, жизнь человека в целом;
3) гуманистическая этика – определяет критерий выбора смысла, средства его достижения и решения жизненных проблем.
С.В. Книжникова, определяет феномен жизнестойкости в контексте предотвращения суицидального поведения и определила его как интегральную характеристику личности, основанную на оптимальной семантической регуляции, соответствующей самооценке и произвольном развитии. В результатах своего исследования, она пришла к выводу, что «развитие компонентов жизнестойкости в системе образования может быть успешно достигнуто с помощью известных методик обучения и воспитания» [15].
М.А. Одинцова освещает феномен жизнестойкости личности в контексте личностного ресурса, которому служит основой мотивационная сфера. Она исследует поведение человека и выделяет два типа преодоления жизненных ситуаций: жизнестойкий (устойчивый) и виктивный (стиль жертвы). М.А. Одинцова также подробно описывает личность с жизнестойким (устойчивым) типом преодоления трудностей. «Для человека с устойчивым стилем совладания характерна высокая активность. Акцент на поиске ресурсов в себе, чтобы противостоять сложной жизненной ситуации, характеризуется реальным видением конкретной сложной жизненной ситуации и отражается в позитивном взгляде и оценке» [16].
Д.А. Леонтьев и его коллеги проводили исследование жизнестойкости и личностного выбора человека. Исходя из результатов данного исследования Д.А. Леонтьев рассуждает, что жизнестойкость не совсем является буферной ролью в стрессовых ситуациях, а скорее представляет из себя способность к взвешенным и зрелым видам саморегуляции личности.
М.А. Рапохина, рассматривает феномен жизнестойкости как:
1) индивидуальная способность к полной самореализации и личностному росту, своевременное стимулирование;
2) адекватное разрешение внутриличностных конфликтов (мотивационных, ценностных, ролевых);
3) относительная устойчивость эмоциональной сферы и благоприятного настроения;
4) эмоционально-волевая регуляция с достаточной мотивацией к ситуации [17].
Стоит отметить, жизнестойкость обеспечивает способность и смелость личности вовлекаться в изменившуюся ситуацию, в процесс поиска и обретения новых смыслов, а также порождать новое отношение к миру, принимать и воплощать преобразующие решения для разнообразных жизненных ситуаций.
Основой жизнестойкости личности, по мнению
О.Г. Холодковой являются уравновешенные психические состояния, характеризующие адекватное, предсказуемое, сбалансированное поведение и оптимальную деятельность человека. Зачастую, при проблемах в жизнестойкости возможна реакция психики за счет механизмов защиты. Функции механизмов психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, уменьшают напряжение и тревогу, позволяют поддержать чувство своей идентичности и значимости, но при этом, с другой, могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде, привести к утрате реальности, динамической потере сил, тяжелым изменениям характера, соматическим расстройствам, торможению личностного роста [18].
Жизнестойкие люди используют активные, а не пассивные стратегии преодоления трудностей и с меньшей вероятностью избегают совладания со стрессовыми событиями. Таким образом, жизнестойкость – это сложный, целостный феномен личности и интегральная характеристика, позволяющая сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать стрессовые жизненные ситуации, трансформируя их в ситуации развития.
1.2 Психологические особенности реагирования на трудные жизненные ситуации в разные возрастные периоды
В последнее время в России наблюдается сильная тенденция к увеличению количества людей в трудных жизненных ситуациях. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к ряду понятий, часто используемых в психологической литературе, но при этом четко не определен, поэтому считается сложным и противоречивым в современной психологии. В настоящее время направление исследований трудных жизненных ситуаций сочетает в себе более чем разные по своей теоретической базе подходы, а также проявляет интерес многих исследователей психологов к изучению поведения личности в тех или иных трудных ситуациях и способах совладания с ними.
В современной психологической литературе при анализе и изучении термина «трудная жизненная ситуация» используется большое количество понятий, тесно связанных содержательно с данным термином, а именно: сложная ситуация, критическая ситуация, кризисная ситуация, стрессовая и экстремальная ситуация. Восприятие субъектом трудной жизненной ситуации, а также индивидуальные реакции и отношение к ней, очевидно, можно считать предметом многих исследований.
По мнению Л.Ф. Бурлачук и Н.Б. Михайловой, именно субъективное отношение, а не объективное событие определяет выбор тех или иных стратегий совладающего поведения в трудной жизненной ситуации [19]. Как отмечает Н.Г. Осухова, трудная жизненная ситуация – это факт жизни, требующий действий и усилий человека. Человек, по ее мнению, во время трудной жизненной ситуации находится на границе своих адаптивных возможностей [20].
По содержанию и характеру психологической проблемы или жизненных обстоятельств, которые привели к трудной жизненной ситуации, К.Н. Артемова выделяет ситуацию потери здоровья, при которой сбой важных жизненных планов происходит, только потому, что их невозможно воплотить в жизнь во время болезни [21].
Исследователь в области психологии кризисов С.Л. Соловьева, к трудным жизненным ситуациям относит тяжелые и хронические заболевания, приводящие к инвалидности, а именно такие жизненные события, которые препятствуют удовлетворению основных потребностей в жизнедеятельности личности [22].
Л.Г. Дикая и А.В. Махнач считают, что трудные жизненные ситуации – это особые психологические ситуации, когда система отношений личности и ее среда характеризуется дисбалансом или несоответствием между стремлениями, ценностями, целями и их осуществимостью, или черты характера [23]. Осознание дисбаланса между отдельными элементами ситуации квалифицируется как осознание трудностей, которые несут определенный уровень угрозы для человека. Оповещения об угрозах приводят к увеличению деятельности, которая принимает форму отрицательных эмоций в разной модальности.
Сложная жизненная ситуация влияет на поведение человека прежде всего через рефлексию (перцептивную, концептуальную и эмоциональную). Личность реагирует на ситуацию и ведет себя в зависимости от того, как она воспринимает эту ситуацию и толкует ее смысл [24].
Ф.Е. Василюк и Т.Д. Карягина рассмотрели проблему трудной жизненной ситуации с позиций совладания и психотерапевтической помощи. Они также назвали трудности, вызывающие критические нарушения нормального функционирования человека. Критическую ситуацию, по их мнению, следует определять, как ситуацию невозможности, то есть это ситуация, в которой человек не может реализовать внутренние решающие аспекты своей жизни (мотивы, стремления, ценности и так далее). Для обозначения этого они вводят синонимический термин – «критическая ситуация». Также они, анализируя основания классификации ситуаций и выделяя их типы, определяют стресс, фрустрацию, конфликт (интрапсихический) и кризис как типы трудных жизненных ситуаций. Также анализируя основные классификации ситуаций и выделяя их типы,
Ф.Е. Василюк и Т.Д. Карягина в своем исследовании определяют трудные жизненные ситуации, как неотъемлемую часть процессов социализации [25].
Таким образом, трудные жизненные ситуации возникают либо из-за дисбаланса в системе отношений, между человеком и его окружением или при несоответствии его целей, стремлений и возможностей для их реализации. Такие ситуации предъявляют повышенные требования к способностям человека, его личному потенциалу и стимулируют его активность. Трудная жизненная ситуация – ситуация, вызванная проблемой, с которой сталкивается человек, которую он не может избежать и не может разрешиться быстро или обычным способом [26].
Проанализировав такие термины, как жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые жизненные события, жизненные кризисы, а именно ситуации, которые являются стрессорами, К. Муздыбаев обобщил ситуации, которые предъявляют к людям требования, превышающие их обычные адаптационные возможности и ресурсы (моральные и материальные). По мнению автора, эти ситуации действуют как стрессоры, вызывают стресс, который, в свою очередь, определяется как сложная реакция человека на ситуацию, которая ставит под угрозу его благополучие. Эти реакции могут возникать на физиологическом, когнитивном и эмоциональном уровнях [27; 28].
Стоит отметить, что кризисный период в жизни человека – необходимый этап для формирования внутреннего самосознания, необходимого для переоценки ценностей и изменения реакции на окружающую среду. Поэтому кризис часто связан с конкретным возрастом, в котором меняется социальная роль человека, и ему необходимо изменить структуру своего поведения и реакцию на новые жизненные факторы. Как писала К.Н. Поливанова, «главная задача 30-летнего кризиса – поиск смысла существования, связанного с переходом от молодости к зрелости. Этот кризис является наиболее серьезным из-за невыполнения жизненного плана» [29].
По мнению Е.В. Алексеевой, высокий социальный статус и доход человека напрямую связаны с переживаемым им комплексом неполноценности. Человек, положительно оценивающий свои способности, обладает способностью контролировать свою жизнь, меньше зависит от материальных интересов и ему не нужно доказывать свою ценность высоким положением.