Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Исследование взаимосвязи жизнестойкости личности с отчуждением моральной ответственности

rock_legenda 1650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.03.2022
Пояснительная записка: 66 с., 2 рисунка, 3 таблиц, 54 источник, 1 приложение. ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ, ОТЧУЖДЕНИЕ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ. Объектом исследования является жизнестойкость. Предметом исследования является связь жизнестойкости личности с отчуждением моральной ответственности. Цель работы – определение взаимосвязей между выраженностью компонентов жизнестойкости личности и феноменом отчуждения моральной ответственности. В процессе работы использованы: теоретический анализ литературы, тест жизнестойкости в модификации Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой, шкала отчуждения моральной ответственности Я.А. Ледовой, U-критерий Манна-Уитни и коэффициент корреляции Спирмена. В результате работы определено: 1. Отсутствие статистически значимых различий между испытуемыми в возрасте до 35 лет и испытуемыми в возрасте после 35 по жизнестойкости говорит о том, что данное качество средне выражено у обеих групп. 2. Отсутствие статистически значимых различий между испытуемыми в возрасте до 35 лет и испытуемыми в возрасте после 35 по отчуждению моральной ответственности говорит о том, что данное качество имеет среднюю выраженность у обеих группы испытуемых. 3. Гипотеза о наличии взаимосвязи подтвердилась частично, поскольку были обнаружены следующие связи: значимая взаимосвязь между моральным оправданием и вовлеченностью, значимая взаимосвязь между эвфимистическим ярлыком и контролем, значимая взаимосвязь между эвфимистическим ярлыком и принятием риска, значимая взаимосвязь между дегуманизацией и вовлеченность, а также значимая взаимосвязь между атрибуцией вины и контролем.
Введение

Актуальность данной темы определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. Вопрос построения собственной жизни, ее управляемость или зависимость от обстоятельств будет всегда волновать человека. Жизненный путь личности имеет единые для всех «измерения», но способ разрешения жизненных проблем, построения жизни, удовлетворенность ею глубоко индивидуальны. Жизнестойкость или жизнеустойчивость личности становится для нее особенно важной в периоды социальных перемен, экономических и иных кризисов. Условия современной жизни по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связанно со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Поэтому современная социальная психология проявляет повышенный интерес к изучению жизнестойкости человека и ее роли в выборе совладающих стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях. Говоря про устойчивость личности, необходимо указать на такую характеристику, как жизнестойкость, которая определяет эмоциональную и личностную толерантность к различным трудным жизненным ситуациям. Жизнестойкость обеспечивает способность и смелость личности вовлекаться в изменившуюся ситуацию, в процесс поиска и обретения новых смыслов, а также порождать новое отношение к миру, принимать и воплощать преобразующие решения для разнообразных жизненных ситуаций. Жизнестойкость изучается достаточно давно как отечественными (Д.А. Леонтьев, А.Н. Фоминова, Л.А. Александрова, С.В. Книжникова, М.А. Одинцова, М.А. Рапохина, О.Г. Холодкова), так и зарубежными авторами (С. Мадди, С. Кобейс, М. Вестман, Ф. Блейни, П. Бартоне, Т. Брит, Дж. Салим, Дж. Хендерсон), которые определяют жизнестойкость как интегральную характеристику личности, включающую различные ресурсы, повышающие ее. Каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные, нарушающие привычный ход жизни. Проблема трудных жизненных ситуаций исследуется рядом наук, каждая из которых рассматривает ее специфический аспект. В данной области разработаны психологические подходы, отраженные в том числе в трудах Л.Ф. Бурлачук, Н.Б. Михайловой, Н.Г. Осуховой, С.Л. Соловьева, К. Муздыбаева, В.А. Петровского, Д.А. Леонтьева и других. Цель исследования: определить взаимосвязи между выраженностью компонентов жизнестойкости личности и феноменом отчуждения моральной ответственности. Объект исследования: жизнестойкость. Предмет исследования: связь жизнестойкости личности с отчуждением моральной ответственности. Гипотезы исследования: 1) жизнестойкость взаимосвязана с феноменом моральной отчужденности; 2) существуют значимые различия межу испытуемыми в возрасте до 35 лет и испытуемыми в возрасте после 35 лет по жизнестойкости; 3) существуют значимые различия межу испытуемыми в возрасте до 35 лет и испытуемыми в возрасте после 35 лет по моральной отчужденности. Задачи исследования: 1) провести теоретический анализ проблемы выраженности жизнестойкости и феномена отчуждения моральной ответственности; 2) разработать и провести эмпирическое психодиагностическое исследование; 3) обработать и проанализировать полученные результаты; 4) обобщить результаты и сделать вывод о связи жизнестойкости с отчуждением моральной ответственности у людей разных возрастов. Методы исследования: теоретический анализ литературы, тест жизнестойкости в модификации Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой, шкала отчуждения моральной ответственности Я.А. Ледовой, U-критерий Манна-Уитни и коэффициент корреляции Спирмена.
Содержание

Введение 5 1 Теоретические основы изучения связи жизнестойкости с отчуждением моральной ответственности у людей разных возрастов 8 1.1 Исследования жизнестойкости в зарубежной и российской литературе 8 1.2 Психологические особенности реагирования на трудные жизненные ситуации в разные возрастные периоды 16 1.3 Феномен отчуждения моральной ответственности в современной психологии 23 1.4 Выводы по первому разделу 29 2 Эмпирическое изучение связи жизнестойкости с отчуждением моральной ответственности 32 2.1 Обоснование гипотезы 32 2.2 Методика исследования 35 2.3 Анализ и представление результатов 38 2.4 Выводы по второму разделу 49 Заключение 52 Список использованных источников 55 Приложение А Результаты тестирования 61
Список литературы

1 Maddi, S.R. Hardiness: An operationalization of existential courage [Text] // S.R. Maddi // Journal of humanistic psychology. – 2004. – Vol. 44. – №. 3. – P. 279-298. 2 Maddi, S.R., Khoshaba, D.M. Resilience at work: How to succeed no matter what life throws at you [Text] / S.R. Maddi, D.M. Khoshba. – New York.: American Management Association, 2005. – 102 p. 3 Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2011. – 680 с. 4 Kobasa, S.C.O. Effectiveness of hardiness, exercise and social support as resources against illness [Text] / S.C.O. Kobasa // Journal of psychosomatic research. – 1985. – Vol. 29. – № 5. – P. 525-533. 5 Westman, M. The relationship between stress and performance: The moderating effect of hardiness [Text] / M. Westman // Human performance. – 1990. – Vol. 3. – № 3. – P. 141-155. 6 Blaney, P.H., Ganellen, R.J. Hardiness and social support [Text] / P.H. Blaney, R.J. Ganellen. – New York.: Wiley, 1990. – 351 p. 7 Bartone, P.T. Resilience under military operational stress: Can leaders influence Hardiness? [Text] / P.T. Bartone // Military psychology. – 2006. – Vol. 8. – P. 131-148. 8 Bartone, P.T. Psychological hardiness predicts adaptability in military leaders: A prospective study [Text] / P.T. Bartone, D.R. Kelly, M.D. Matthews // International Journal of Selection and Assessment. – 2013. – Vol. 21. – № 2. – P. 200-210. 9 Britt, T.W. How much do we really know about employee resilience? [Text] / T.W. Britt // Industrial and Organizational Psychology. – 2016. – Vol. 9. – № 2. – P. 378-404. 10 Salim, J. Examining the relationship between hardiness, coping, and stress-related growth [Text] / J. Salim, R. Wadey, C. Diss // Journal of Applied Sport Psychology. – 2015. – Vol. 28. – P. 154-169. 11 Henderson, J. The Effect of Hardiness Education on Hardiness and Burnout on Registered Nurses [Text] / J. Henderson // Nursing Economic. – 2015. – Vol. 33. – № 4. – P. 204-209. 12 Осин, Е.Н. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте [Текст] / Е.Н. Осин, Е.И. Рассказова // Вестник Московского университета. – 2013. – № 2. – С. 147-165. 13 Фоминова, А.Н. Жизнестойкость личности [Текст] / А.Н. Фоминова. – М.: МПГУ, 2012. – 152 с. 14 Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии [Текст] / Л.А. Александрова // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. –2004. – № 2. – С. 82-90. 15 Книжникова, С.В. Структурно-функциональное описание жизнестойкости в аспекте суицидальной превенции [Текст] / С.В. Книжникова // Феноменология и профилактика девиантного поведения. – 2010. – № 4. – С. 67-70. 16 Одинцова, М.А. Психология жизнестойкости [Текст] / М.А. Одинцова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. – 296 с. 17 Рапохина, М.А. Анализ проблемы одиночества и жизнестойкости в современной психологии [Текст] / М.А. Рапохина // Наука и современность. – 2012. – № 17. – С. 159-162. 18 Холодкова, О.Г. Жизнестойкость и психологическое благополучие студентов [Текст] / О.Г. Холодкова, Е.А. Кабаченкова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3. – С. 80-83. 19 Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях [Текст] / Н. Г. Осухова. – 5-е изд., переработанное и дополненное – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 260 с. 20 Бурлачук, Л.Ф. К психологической теории ситуации [Текст] / Л.Ф. Бурлачук // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 1. – С. 5-10. 21 Артёмова, К.Н. Особенности автобиографической памяти в «невозможной ситуации» [Текст] / К.Н. Артёмова // Материалы VII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2001». – 2001. – № 5. – С. 25-45. 22 Соловьева, С.Л. Идентичность как ресурс выживания [Текст] / С.Л. Соловьева // Медицинская психология. – 2018. – № 1. – С. 36-40. 23 Дикая, Л.Г. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования [Текст] /Л.Г. Дикая, А.В. Махнач // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17. – № 3. – С. 3-18. 24 Осухова, Н.Г. Человек в трудной жизненной ситуации: Феноменология и психологическая помощь [Текст] / Н.Г. Осухова // Человек в трудной жизненной ситуации. – 2004. – № 1. – С. 25-30. 25 Василюк, Ф.Е. Личность и переживание в контексте экспириентальной психотерапии [Текст] / Ф.Е. Василюк, Т.Д. Карягина // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – Том 25. – № 3. – С. 11-32. 26 Битюцкая, Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями [Текст] / Е.В. Битюцкая // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2011. – № 1 – С. 100-111. 27 Муздыбаев, К. Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственноcти, стратегия совладания и индикаторы депривации [Текст] / К. Муздыбаев // Социологический журнал. – 2001. – Том. 1. – № 1. – С. 5-32. 28 Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями [Текст] / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. – Т. 1. – № 2. – С. 38-42. 29 Поливанова, К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития [Текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 1994. – Т. 1. – С. 61-69. 30 Алексеева, Е.В. Преодоление трудных жизненных ситуаций и ответственность [Текст] / Е.В. Алексеева // Психология современного подростка. – 2005. – № 3. С. 355-365. 31 Ярославкина, Е.В. Традиционно «мужские» и «женские» ценности в структуре образа мира женщин с разной гендерной идентичностью [Текст] / Е.В. Ярославкина // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. – 2010. – № 11. – С. 111-114. 32 Бочаров, В.В. Антропология возраста [Текст] / В.В. Бочаров. – М.: Эскимо, 2001. – 300 с. 33 Коваль, Н. Психологические факторы преодоления кризиса в зрелом возрасте [Текст] / Н. Коваль // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 2. – С. 212-215. 34 Ахильгова, М.Т. Психологические аспекты проживания субъектом пенсионного возраста [Текст] / М.Т. Ахильгова // Вопросы науки и образования. – 2019. – № 15. – С. 87-90. 35 Болотова, А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – СПб.: Питер, 2017. – 210 с. 36 Ледовская, Т.В. Личностные особенности мужчин в период кризисов зрелого возраста [Текст] / Т.В. Ледовская, Н.Э. Солынин // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. – 2019. – № 4. – С. 366-369. 37 Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эскимо, 2019. – 896 с. 38 Милгрэм, С. Как хороший человек становится негодяем. Эксперименты о механизмах подчинения. Индивид в сетях общества [Текст] / С. Милгрэм. – М.: Эскимо, 2020 – 400 с. 39 Зимбардо, Ф. Эффект Люцифера: почему хорошие люди превращаются в злодеев [Текст] / Ф. Зимбардо. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 450 с. 40 Урусова Л.Х. Когнитивная теория морального развития Л. Колберга как условие успешной социализации современной личности // Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. – 2016. – № 4. – С. 61-59. 41 Анциферова, Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) [Текст] / Л.И. Анциферова // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – № 3. – С. 5-17. 42 Moore, C. Why employees do bad things: moral disengagement and unethical organizational behavior [Text] / C. Moore, J.R. Detert, V.L. Mayer // Personnel Psychology. – 2012. – Vol. 65. – № 1. – Р. 1-48. 43 Bandura, A. Moral disengagement: how people do harm and live with themselves [Text] / A. Bandura. – New York.: Worth, 2015. – 150 p. 44 Bandura, A. Selective moral disengagement in the exercise of moral agency [Text] / A. Bandura // Journal of moral education. – 2002. – Vol. 31. – № 2. – P. 101-119. 45 Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Издательский дом «Питер», 2016. – 860 с. 46 Шадрин, Н.С. О парадигмах анализа феномена отчуждения в современной психологии [Текст] / Н.С. Шадрин // Методология и история психологии. – 2010. – Т. 5. – № 3. – С. 141-153. 47 Marx, K. Economic and Philosophical Manuscripts of 1844 [Text] / K. Marx. – Moscow.: Academic Project, 2010. – 784p. 48 Кондрашов, П.Н. К вопросу о возможности построения системы экзистенциальных категорий в философии Карла Маркса [Текст] / П.Н. Кондрашов // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2015. – № 3. – С. 47-64. 49 Осин, Е.Н. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте [Текст] / Е.Н. Осин, Е.И. Рассказова // Вестник Московского университета. Серия №14. Психология. – 2013. – № 2. – С. 147-165. 50 Ледовая, Я.А. Отчуждение моральной ответственности: психологический конструкт и методы его измерения [Текст] / Я.А. Ледовая // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2016. – № 4. – С. 23-39. 51 Сорокова, М.Г. Математические методы в психологии: непараметрическая статистика [Текст] / М.Г. Сорокова. – М.: МГППУ, 2011. – 150 с. 52 Кухарчук, О.В. Методы математический статистики в психологии [Текст] / О.В. Кухарчук // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2015. – № 10. – С. 100-103. 53 Сидоренко, Е.В. Математическая статистика [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2000. – 200 с. 54 Некрасов, С.Д. Математические методы в психологии (MS Excel) [Текст] / С.Д. Некрасов. – Краснодар.: Кубанский государственный университет, 2014. – 147 с.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы изучения связи жизнестойкости с отчуждением моральной ответственности у людей разных возрастов 1.1 Исследования жизнестойкости в зарубежной и российской литературе В конце 20-го века термин жизнестойкость или «hardiness» появился благодаря американскому психологу С. Мадди. Первоначально С. Мадди и С. Кобейс рассматривали данный феномен с точки зрения теоретических положений экзистенциальной психологии и психологии стресса, также используя философскую концепцию мужества немецкого философа-экзистенциалиста П. Тиллиха. С. Мадди не только начинает работать с новой концепцией, но и разрабатывает модель жизнестойкости личности. В контексте данной модели под жизнестойкостью понимается «то убеждение человека, которое позволяет ему оставаться активным и предотвращать негативные последствия стресса» [1]. С. Мадди рассматривал жизнестойкость как систему убеждений человека и предложил четкую модель жизнестойкости, состоящую из трех компонентов: а) участие (вовлеченность) – это вера и убежденность личности в том, что участие в реальности дает возможность найти в ней то, что интересно и важно; б) контроль – это вера и убежденность личности в том, что на исход происходящего в действительности может повлиять только борьба как выбор собственной стратегии деятельности в определенной ситуации; в) риск (вызов) – это вера и убежденность личности в том, что все, что происходит, необходимо для развития, поскольку дает как положительный, так и отрицательный опыт [2]. С. Мадди, утверждает, что повышенная психологическая жизнестойкость не обязательно является результатом воздействия отдельных компонентов, а скорее совокупность или комбинация различных стилей совладания. Следовательно, концепция жизнестойкости С. Мадди не только концептуально, но и практически значима, потому то феномен жизнестойкости основан не на отрицании стрессовой ситуации, а на способности человека распознавать реальность и определяется смелостью как стремлением к тому, чтобы превратить стресс в преимущество. Таким образом, С. Мадди охарактеризовал жизнестойкость как комбинацию трех позиций (приверженность, контроль и вызов), которые вместе обеспечивают смелость и мотивацию, необходимые для превращения стрессовых ситуаций из потенциальных бедствий в возможности для личного роста. Признавая важность трех основных измерений, он считает жизнестойкость чем-то более глобальным, чем просто отношения. Он понимает жизнестойкость как общий стиль личности или обобщенный способ функционирования, который включает когнитивные, эмоциональные и поведенческие качества. Считается, что этот обобщенный стиль функционирования, который включает в себя приверженность, контроль и вызов, влияет на то, как человек смотрит на себя и взаимодействует с окружающим миром. На заре исследований жизнестойкости, ее обычно определяли, как структуру личности, включающую три взаимосвязанных общих предрасположенности: приверженность, контроль и вызов (риск), которые функционируют как ресурс сопротивления при столкновении со стрессовыми состояниями. Предрасположенность к приверженности была определена как склонность вовлекать себя в деятельность в жизни и как искренний интерес и любопытство к окружающему миру (деятельности, вещам, другим людям). Контроль был определен как склонность верить и действовать так, как будто человек может влиять на события, происходящие вокруг него, своими собственными усилиями. Наконец, готовность к вызову была определена как вера в то, что изменение, а не стабильность, является нормальным образом жизни и создает мотивирующие возможности для личностного роста, а не угрозы безопасности. По словам отечественного психолога Д.А. Леонтьева, «если самостоятельно изменить ситуацию невозможно, жизнестойкость преобразуется в форме компенсаторного саморазвития, по сути сверхкомпенсации» [3]. В модель жизнестойкости С. Мадди включает не только конструирование компонентов, но и пять основных механизмов, которые позволяют жизнестойкости оказывать своего рода буферный эффект на развитие болезни и снижение общей производительности личности. 1. Жизнестойкие (устойчивые) убеждения – оценка жизненных изменений как менее стрессовых на основе вовлеченности, контроля и принятия риска. 2. Создание мотивации к трансформирующему совладанию, что подразумевает открытость ко всему новому, готовность человека активно действовать в стрессовой ситуации (использование совладающего поведения). 3. Усиление иммунной реакции на стрессовую ситуацию за счет психофизической мобилизации. 4. Усиление ответственности и заботы о собственном здоровье. 5. Поиск и отбор эффективной социальной поддержки, которая побуждает к переменам через развитие коммуникативных навыков. С. Мадди рассматривает жизнестойкость не только как психологический феномен, но как важный внутренний ресурс (установку), который человек может понять и изменить для поддержания своего физического, умственного и социального развития. Жизнестойкость придает ценность и смысл человеческой жизни при стрессовых или позитивных ситуациях. Исследования С. Кобейс и С. Мадди продемонстрировали, что люди с более низкими показателями жизнестойкости имели более высокую склонность к заболеванию при высоком уровне стресса по сравнению с людьми у который жизнестойкость, была на более высоком уровне. Они определили концепцию жизнестойкости как «совокупность личностных характеристик, которые функционируют как ресурс сопротивления при столкновении со стрессовыми жизненными событиями». Результаты их исследований говорят о том, что жизнестойкость минимизирует воздействие стресса на здоровье, больше, чем физические упражнения и социальные службы поддержки. С. Кобейс дополнила свои открытия в своих последующих статьях, и ее теория получила активные отклики со стороны других исследователей и ученых [4]. Исследование М. Вестман показывает, что у людей с преобладающей жизнестойкостью больше положительных толкований разного рода событий. Исследователь обнаружил, что жизнестойкость связана с меньшим количеством травмирующих жизненных событий и неприятностей, что свидетельствует о том, что люди с преобладающей жизнестойкостью воспринимают стрессовые события менее негативно. По его словам, люди с высокой выносливостью склонны рассматривать стрессовые обстоятельства в перспективе и интерпретировать их в менее угрожающей манере. Как следствие этих оптимистических оценок, влияние стрессовых событий снижается, и они с меньшей вероятностью окажут негативное влияние на здоровье человека [5]. Ф. Блейни, в своем исследовании жизнестойкости и социальной поддержки показывает, что жизнестойкость является важным предиктором психологического благополучия и адаптации к стрессу [6]. П. Бартоне, изучая военную психологию, в своих исследованиях приходит к выводу, что люди с высокой степенью жизнестойкости склонны воспринимать жизнь как значимую для них, даже в неспокойные времена и во время стрессовых ситуаций [7]. П. Бартоне и его коллеги утверждают, что люди с высоким уровнем жизнестойкости будут воспринимать стрессовую ситуацию как важную для них и определят ее как шанс для осуществления контроля над ней, и возможностью для их личностного роста. По сути, жизнестойкость защищает человека от негативных последствий стресса в различных ситуациях [8]. По П. Бартоне, жизнестойкость также является важным предиктором лидерских качеств. Характеристики жизнестойкости, связанные с приверженностью, контролем и вызовом, по-видимому, имеют более широкое применение для успеха лидерства в различных ситуационных контекстах. В целом результаты представляют интересный профиль эффективного лидера: компетентного и целеустремленного, уверенного в своей способности управлять событиями и влиять на результаты, а также добросовестного, настойчивого и сообразительного перед лицом сложных и меняющихся условий. Этот лидер также хорошо разбирается в социальных отношениях и взаимодействии людей с социальными системами и организациями (социальное суждение). П. Бартоне в 2013 году представил новую таксономию для организации и размышления о множестве факторов, связанных с самоубийствами в вооруженных силах. Он представил модель, в которой показано, что формирующие факторы военного характера способствуют отчуждению и бессилию: ключевые факторы, которые могут привести к самоубийству. На основе модели устойчивости к внешним воздействиям также им даны некоторые рекомендации по формированию у военнослужащих чувства приверженности (против отчуждения) и контроля (против бессилия) в качестве стратегии снижения самоубийств. Т. Брит, исследовавший жизнестойкость в организационной психологии, в результатах показывает, что высокий уровень жизнестойкости приводит к тому, что люди с высоким уровнем самоэффективности положительно влияют на изменения в новой ситуации [9]. Дж. Салим, проводя исследования в русле спортивной психологии приходит к результату, что основным преимуществом жизнестойкости у спортсменов, является чувства внутреннего равновесия и уверенности. Это позволяет человеку разработать реалистичную оценку того или иного стрессового события. Кроме того, жизнестойкость может влиять на повышенное внимание и способность адаптироваться к динамичным изменениям в среде, что приводит к созданию творческих альтернативных ответов и реакций на стрессовые ситуации [10]. Дж. Хендерсон в исследовании жизнестойкости медсестер, показал, что психологическая жизнестойкость не является врожденной ей можно научиться. Исследование Дж. Хендерсона показало, что обучение медсестер жизнестойкости помогает предотвратить выгорание и стресс на рабочем месте [11]. Способ, которым жизнестойкость обеспечивает устойчивость, по-видимому, представляет собой комбинацию когнитивных, поведенческих механизмов и биофизических процессов. Например, по мере нарастания стрессовых обстоятельств возрастает физическое и психическое напряжение человека, и, если это напряжение достаточно интенсивное и продолжительное, следует ожидать ухудшения здоровья и работоспособности. Личностный стиль жизнестойкости должен оказывать сдерживающее влияние на этот процесс, поощряя эффективное умственное и поведенческое совладание, создавая и используя социальную поддержку, а также участвуя в эффективных методах самопомощи и здоровья. В отечественной психологии в последние годы также поднимается проблема изучения феномена жизнестойкости, но необходимо отметить, что единого подхода к его описанию пока еще нет. Отечественный психолог Д.А. Леонтьев, исследует жизнестойкость в контексте концепции личного потенциала и определяет как интегративную черту личности, которая отвечает за успех в преодолении различных трудностей в жизни. Благодаря жизнестойкости, люди оценивают свои жизненные проблемы как менее опасные и отвечают на них более положительными эмоциями. Высокий социальный интерес, присущий человеку с высоким показателем жизнестойкости, способствует максимальному участию в социальных отношениях с другими людьми и в жизненных событиях [12]. Важно отметить сложность проявления жизнестойкости как психологического явления. Работы как зарубежных, так и отечественных исследователей отмечают роль всех уровней психики в формировании жизнестойкого поведения – от психофизиологических характеристик человека (свойства нервной системы) так и личные отношения, смыслы и жизненные приоритеты, отмечает А.Н. Фоминова [13]. Российский психолог Л.А. Александрова, рассматривает жизнестойкость в контексте преодоления жизненных трудностей и рассуждает о данном феномене как о «способности человека изменить неблагоприятные факторы своего личностного развития» [14]. Она выделяет три компонента феномена жизнестойкости, но по сравнению с С. Мадди, содержание которых видоизменяться: 1) личностные ресурсы, доступные на уровне реализации через стратегии адаптации (копинг-стратегии); 2) смысл – определяет вектор устойчивости и, следовательно, жизнь человека в целом; 3) гуманистическая этика – определяет критерий выбора смысла, средства его достижения и решения жизненных проблем. С.В. Книжникова, определяет феномен жизнестойкости в контексте предотвращения суицидального поведения и определила его как интегральную характеристику личности, основанную на оптимальной семантической регуляции, соответствующей самооценке и произвольном развитии. В результатах своего исследования, она пришла к выводу, что «развитие компонентов жизнестойкости в системе образования может быть успешно достигнуто с помощью известных методик обучения и воспитания» [15]. М.А. Одинцова освещает феномен жизнестойкости личности в контексте личностного ресурса, которому служит основой мотивационная сфера. Она исследует поведение человека и выделяет два типа преодоления жизненных ситуаций: жизнестойкий (устойчивый) и виктивный (стиль жертвы). М.А. Одинцова также подробно описывает личность с жизнестойким (устойчивым) типом преодоления трудностей. «Для человека с устойчивым стилем совладания характерна высокая активность. Акцент на поиске ресурсов в себе, чтобы противостоять сложной жизненной ситуации, характеризуется реальным видением конкретной сложной жизненной ситуации и отражается в позитивном взгляде и оценке» [16]. Д.А. Леонтьев и его коллеги проводили исследование жизнестойкости и личностного выбора человека. Исходя из результатов данного исследования Д.А. Леонтьев рассуждает, что жизнестойкость не совсем является буферной ролью в стрессовых ситуациях, а скорее представляет из себя способность к взвешенным и зрелым видам саморегуляции личности. М.А. Рапохина, рассматривает феномен жизнестойкости как: 1) индивидуальная способность к полной самореализации и личностному росту, своевременное стимулирование; 2) адекватное разрешение внутриличностных конфликтов (мотивационных, ценностных, ролевых); 3) относительная устойчивость эмоциональной сферы и благоприятного настроения; 4) эмоционально-волевая регуляция с достаточной мотивацией к ситуации [17]. Стоит отметить, жизнестойкость обеспечивает способность и смелость личности вовлекаться в изменившуюся ситуацию, в процесс поиска и обретения новых смыслов, а также порождать новое отношение к миру, принимать и воплощать преобразующие решения для разнообразных жизненных ситуаций. Основой жизнестойкости личности, по мнению О.Г. Холодковой являются уравновешенные психические состояния, характеризующие адекватное, предсказуемое, сбалансированное поведение и оптимальную деятельность человека. Зачастую, при проблемах в жизнестойкости возможна реакция психики за счет механизмов защиты. Функции механизмов психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, уменьшают напряжение и тревогу, позволяют поддержать чувство своей идентичности и значимости, но при этом, с другой, могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде, привести к утрате реальности, динамической потере сил, тяжелым изменениям характера, соматическим расстройствам, торможению личностного роста [18]. Жизнестойкие люди используют активные, а не пассивные стратегии преодоления трудностей и с меньшей вероятностью избегают совладания со стрессовыми событиями. Таким образом, жизнестойкость – это сложный, целостный феномен личности и интегральная характеристика, позволяющая сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать стрессовые жизненные ситуации, трансформируя их в ситуации развития. 1.2 Психологические особенности реагирования на трудные жизненные ситуации в разные возрастные периоды В последнее время в России наблюдается сильная тенденция к увеличению количества людей в трудных жизненных ситуациях. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к ряду понятий, часто используемых в психологической литературе, но при этом четко не определен, поэтому считается сложным и противоречивым в современной психологии. В настоящее время направление исследований трудных жизненных ситуаций сочетает в себе более чем разные по своей теоретической базе подходы, а также проявляет интерес многих исследователей психологов к изучению поведения личности в тех или иных трудных ситуациях и способах совладания с ними. В современной психологической литературе при анализе и изучении термина «трудная жизненная ситуация» используется большое количество понятий, тесно связанных содержательно с данным термином, а именно: сложная ситуация, критическая ситуация, кризисная ситуация, стрессовая и экстремальная ситуация. Восприятие субъектом трудной жизненной ситуации, а также индивидуальные реакции и отношение к ней, очевидно, можно считать предметом многих исследований. По мнению Л.Ф. Бурлачук и Н.Б. Михайловой, именно субъективное отношение, а не объективное событие определяет выбор тех или иных стратегий совладающего поведения в трудной жизненной ситуации [19]. Как отмечает Н.Г. Осухова, трудная жизненная ситуация – это факт жизни, требующий действий и усилий человека. Человек, по ее мнению, во время трудной жизненной ситуации находится на границе своих адаптивных возможностей [20]. По содержанию и характеру психологической проблемы или жизненных обстоятельств, которые привели к трудной жизненной ситуации, К.Н. Артемова выделяет ситуацию потери здоровья, при которой сбой важных жизненных планов происходит, только потому, что их невозможно воплотить в жизнь во время болезни [21]. Исследователь в области психологии кризисов С.Л. Соловьева, к трудным жизненным ситуациям относит тяжелые и хронические заболевания, приводящие к инвалидности, а именно такие жизненные события, которые препятствуют удовлетворению основных потребностей в жизнедеятельности личности [22]. Л.Г. Дикая и А.В. Махнач считают, что трудные жизненные ситуации – это особые психологические ситуации, когда система отношений личности и ее среда характеризуется дисбалансом или несоответствием между стремлениями, ценностями, целями и их осуществимостью, или черты характера [23]. Осознание дисбаланса между отдельными элементами ситуации квалифицируется как осознание трудностей, которые несут определенный уровень угрозы для человека. Оповещения об угрозах приводят к увеличению деятельности, которая принимает форму отрицательных эмоций в разной модальности. Сложная жизненная ситуация влияет на поведение человека прежде всего через рефлексию (перцептивную, концептуальную и эмоциональную). Личность реагирует на ситуацию и ведет себя в зависимости от того, как она воспринимает эту ситуацию и толкует ее смысл [24]. Ф.Е. Василюк и Т.Д. Карягина рассмотрели проблему трудной жизненной ситуации с позиций совладания и психотерапевтической помощи. Они также назвали трудности, вызывающие критические нарушения нормального функционирования человека. Критическую ситуацию, по их мнению, следует определять, как ситуацию невозможности, то есть это ситуация, в которой человек не может реализовать внутренние решающие аспекты своей жизни (мотивы, стремления, ценности и так далее). Для обозначения этого они вводят синонимический термин – «критическая ситуация». Также они, анализируя основания классификации ситуаций и выделяя их типы, определяют стресс, фрустрацию, конфликт (интрапсихический) и кризис как типы трудных жизненных ситуаций. Также анализируя основные классификации ситуаций и выделяя их типы, Ф.Е. Василюк и Т.Д. Карягина в своем исследовании определяют трудные жизненные ситуации, как неотъемлемую часть процессов социализации [25]. Таким образом, трудные жизненные ситуации возникают либо из-за дисбаланса в системе отношений, между человеком и его окружением или при несоответствии его целей, стремлений и возможностей для их реализации. Такие ситуации предъявляют повышенные требования к способностям человека, его личному потенциалу и стимулируют его активность. Трудная жизненная ситуация – ситуация, вызванная проблемой, с которой сталкивается человек, которую он не может избежать и не может разрешиться быстро или обычным способом [26]. Проанализировав такие термины, как жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые жизненные события, жизненные кризисы, а именно ситуации, которые являются стрессорами, К. Муздыбаев обобщил ситуации, которые предъявляют к людям требования, превышающие их обычные адаптационные возможности и ресурсы (моральные и материальные). По мнению автора, эти ситуации действуют как стрессоры, вызывают стресс, который, в свою очередь, определяется как сложная реакция человека на ситуацию, которая ставит под угрозу его благополучие. Эти реакции могут возникать на физиологическом, когнитивном и эмоциональном уровнях [27; 28]. Стоит отметить, что кризисный период в жизни человека – необходимый этап для формирования внутреннего самосознания, необходимого для переоценки ценностей и изменения реакции на окружающую среду. Поэтому кризис часто связан с конкретным возрастом, в котором меняется социальная роль человека, и ему необходимо изменить структуру своего поведения и реакцию на новые жизненные факторы. Как писала К.Н. Поливанова, «главная задача 30-летнего кризиса – поиск смысла существования, связанного с переходом от молодости к зрелости. Этот кризис является наиболее серьезным из-за невыполнения жизненного плана» [29]. По мнению Е.В. Алексеевой, высокий социальный статус и доход человека напрямую связаны с переживаемым им комплексом неполноценности. Человек, положительно оценивающий свои способности, обладает способностью контролировать свою жизнь, меньше зависит от материальных интересов и ему не нужно доказывать свою ценность высоким положением.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 62 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 47 страниц
1800 руб.
Дипломная работа, Психология, 82 страницы
3000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg