Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Экономическое моделирование потребностей

rock_legenda 252 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 21 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.03.2022
Предметом исследования являются экономические потребности Цель исследования: анализ и классификация экономических потребностей, изучение практических аспектов экономических моделей потребностей Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ? рассмотреть потребность, её понятие, форма, состояние, иерархия; ? охарактеризовать виды личных потребностей и их классификацию; ? изучить модели потребностей; ? рассмотреть алгоритмы и модели прогнозирование потребностей экономики; ? выявить перспективы моделирования экономических потребностей; Теоретическая и методологическая основа исследования курсового проекта составили периодические издания: «Потребность», «Экономика», «Экономическая деятельность» и т.д., нормативные документы, действующие в экономике. Эмпирические основы исследования. Эмпирическую базу исследования составляют результаты исследований, официальные документы, данные статистики и материалы периодической печати. Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость курсовой работы состоит в акцентировании внимания на понимания экономических потребностей. Практическая значимость работы заключается в прогнозировании перспектив моделирования экономических потребностей. Структура: работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка.
Введение

Актуальность темы исследования. В основе любого вида деятельности лежат потребности, составляющие ее исходный пункт и импульс поведения любого субъекта. Вся история развития общества есть бесконечный процесс удовлетворения и возвышения (в отдельные периоды – деградации) человеческих потребностей. Они многообразны: материальные, социальные, духовные, биологические. Экономическая наука изучает лишь те, которые выражают отношения людей в связи с производством благ, т.е. экономические потребности. Механизм формирования экономических потребностей в значительной мере обусловлен физиологией человека и природно-климатическими условиями. Но главное, что определяет потребности – это социально-экономические условия. Поэтому, как бы сильно не был отражен в потребностях физиологический момент, они по своей природе социальны и носят общественный характер . Социально-экономические потребности людей, выступающие на поверхности в форме их субъективных мотивов, установок, целей, желаний, всегда объективно обусловлены теми условиями, прежде всего экономическими отношениями, в которые вступают люди, т.е. тем положением, которое они занимают в общественном производстве. «Его (потребителя – О.С.) мнение основывается на его средствах и его потребностях. И те, и другие определяются его общественным положением, которое зависит, в свою очередь, от организации общества в целом. Конечно, и рабочий, покупающий картофель, и содержанка, покупающая кружева, оба следуют своему собственному мнению. Но различие их мнений объясняется различием положения, занимаемого ими в обществе, а это различное положение в обществе является продуктом организации общества». Итак, при всей видимой субъективности индивидуальных потребностей, они представляют собой объективное экономическое явление, находящееся в единстве с общественным строем производства, с его экономическими закономерностями и социальной средой. В экономической литературе имеется множество определений потребностей. По мнению Ж. Ж. Ламбена «понятие потребности – термин, вокруг которого происходит бесконечная полемик». В ее основе, как полагает Г.В. Фадейчева лежит «философский вопрос о соотношении общества (социума) и отдельного человека. В зависимости от ответа на данный вопрос исследователь становится на объективистскую или субъективистскую позицию в понимании общественных потребностей». В первом случае потребности трактуются как объективная категория. Во втором – потребности являются следствием субъективного выбора, который основан на оценке полезности потребителем в зависимости от тех или иных обстоятельств. Поэтому в данном случае понятие потребностей «увязывается с субъективными желаниями потребителей, испытываемым ими состоянием неудовлетворенности, из которого они стремятся выйти путем приобретения тех или иных экономических благ». Подобное понимание понятия потребностей получило наибольшее распространение в теории потребительского выбора. Степень научной разработанности проблемы. Проблеме моделировании экономических потребностей посвящено достаточно большое количество публикаций. Среди наиболее значимых следует упомянуть работы А. Смит, К. Маркс, Л. Вальрас, К. Менгер, Ф. Визер, Г. Госсен, Э. Бем – Баверк, Дж. Б. Кларк, А. Маршалл, П. Самуэльсон, Дж. М. Кейнс, Дж. Хикс
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ 6 1.1. Понятие экономических потребностей. 6 1.2. Классификация потребностей и их структура 10 1.3. Модели экономических потребностей 12 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПОТРЕБНОСТЕЙ 16 2.1. Алгоритмы и модели прогнозирование потребностей экономики 16 2.2. Перспективы моделирования экономических потребностей ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ 1.1 Потребность: понятие, форма, состояние, иерархия Потребности как определяющий фактор целесообразного поведения экономических субъектов являются одной из фундаментальных категорий экономической науки. Потребность — это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержки жизнедеятельности и развития человека, коллектива, нации, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности отражают внутренние побудительные мотивы деятельности людей и образуют сложную систему, которую можно структурировать по разным критериям. В самом общем виде определяют: — физиологические потребности, обусловленные жизнедеятельностью и развитием человека как биологического существа (пища, одежда, жилье и т. п.); — социальные нужды, обусловленные социальной (общественной) природой человека (общение, общественное признание, самореализация и т. п.); — духовные нужды, обусловленные развитием человека, как личности (творчество, самосовершенствование, самовыражение и т. п.). Потребности удовлетворяются в процессе потребления. Средства удовлетворения человеческих потребностей называются благами. Благо — любая полезность (предмет, явление, процесс), которая удовлетворяет человеческую потребность . Различают следующие блага: — неовеществленные (солнечный свет, здоровье, общение, знание) и овеществленные (дары природы, а также продукты труда: пища, одежда, жилье и т. п.); — неэкономические (даровые, неограниченные, предоставленные природой без усилий человека; их объемы превышают имеющиеся человеческие потребности) и экономические (ограниченные, являющиеся результатом или объектом хозяйственной деятельности; их объемы ограничены по сравнению с существующими нуждами). К экономическим относят те потребности, предметом которых выступают блага трудового происхождения, имеющие стоимость (Я.А. Кронворд). Такие экономисты, как Б.М. Левин и Б.В. Ракитский, подчеркивают природно-трудовое происхождение благ, удовлетворяющих социально-экономические потребности, М.Я Баранова относит к этой же группе потребность в труде, общении в процессе производственной деятельности, самовыражении и т. п. По мнению современных экономистов, определяющим фактором является связь удовлетворения этих потребностей с общественным производством, включая как производственную, так и не производственную сферы. Экономические потребности — это потребности в экономических благах. Удовлетворение экономических потребностей выступает внутренним побудительным мотивом производства, распределения, обмена и потребления в рамках определенной системы социально-экономических отношений. Экономические потребности являются структурной подсистемой всего комплекса потребностей общества. Поэтому уровень их развития и степень удовлетворения зависят от развития других подсистем, культурных, духовных, моральных потребностей общества . Всестороннее комплексное изучение системы экономических потребностей вызывает необходимость их классификации по таким критериям: I. По характеру возникновения — первичные (базисные), связанные с существованием человека: пища, одежда, безопасность, жилье и т. п.; — вторичные, возникновение и изменение которых обусловлены развитием цивилизации: модная одежда, комфортное жилье, информация и др. II. По средствам удовлетворения: — материальные (потребности в материальных благах); — нематериальные (духовные потребности). III. По насущности удовлетворения: — первоочередные (предметы первой необходимости); — второстепенные (предметы роскоши). IV. По возможностям удовлетворения: — насыщаемые (имеют предел, возможность полного Удовлетворения); —ненасыщаемые (не могут быть удовлетворены полностью, не имеют границ насыщения). V. В зависимости от участия в воспроизведенном процессе: — производственные (потребности в экономических ресурсах); — непроизводственные (потребности в потребительских благах). VI. По субъектам проявления: — личные (возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности индивида); — коллективные, групповые (потребности группы людей, коллектива); — общественные (потребности функционирования и развития общества в целом). VII. По количественной определенности и мере реализации: — абсолютные (перспективные потребности, носящие абстрактный характер и являющиеся ориентиром экономического развития); — действительные (формируются в зависимости от достигнутого уровня производства и являются общественной нормой для определенного периода); — платежеспособные (определяются платежеспособным спросом); — фактические (удовлетворяются имеющимися экономическими благами). Система экономических потребностей является сложной и постоянно развивающейся. Структура потребностей, их объем, способы и уровень удовлетворения непрерывно изменяются: модифицируются, усложняются, совершенствуются в процессе исторического развития человеческой цивилизации . Как отмечал известный украинский исследователь Н.Х. Бунге (1823—1895), «потребности представляют исходный пункт политэкономических исследований. Как принадлежность природы человека, как условие ее развития, потребности возникают из свойств нашего физического организма и присущих последнему духовных основ. По мере удовлетворения повседневных потребностей просыпаются в человеке потребности умственные, моральные и эстетические, которые в свою очередь становятся такими же насущными, как и потребности физической природы... Таким образом, появляется могущественный хозяйственный двигатель, но двигатель далеко не единственный, поскольку человек предназначен для того, чтобы жить в обществе, а в обществе не только потребности людей являются более или менее однородными, но и удовлетворение многих из них становится возможным лишь при условиях общей, совместной деятельности. Другими словами, наряду с потребностями частными появляются общественные, рядом с личными целями — цели общественные: забота как о материальном и духовном существовании, так и о развитии всего союза». 1.2. Классификация потребностей и их структура Классифицируя потребности и определяя их структуру, следует иметь в виду, что потребности носят исторический характер, т.е. постоянно изменяются с развитием общества, и установить их полный перечень практически невозможно. Классификации потребностей уделялось внимание еще в древности. Со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. В настоящее время за основу классификации потребностей берутся взгляды американского психолога и экономиста А. Маслоу, который считает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для индивидуума. По А. Маслоу, выделяются пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Графически эту последовательность можно представить в виде треугольной пирамиды либо лестницы потребностей. Так, «пирамида потребностей» А. Маслоу иллюстрирует устойчивую иерархию преимуществ, согласно которой каждая следующая группа потребностей определяется и удовлетворяется после потребностей предыдущего уровня (рис. 1). «Человек — это пирамида потребностей с биологическими в основании и духовными на вершине, — писал А. Маслоу. — Причастность к высшим, духовным ценностям странным образом возвышает и тело, и все его потребности. Если направить человека к осознанию всех своих потребностей, к их актуализации... то очень скоро мы сможем наблюдать расцвет цивилизации нового типа. Человек станет более ответственным за свою судьбу, будет руководствоваться ценностями ума, перестанет быть равнодушным к окружающему его миру.., что будет означать приближение к обществу, построенному на духовных ценностях» . В зависимости от масштабов и структуры производства потребности подразделяются на - абсолютные (максимальные); - действительные (подлежащие удовлетворению); - фактически удовлетворяемые Абсолютные (максимальные) потребности - это потребности, ориентированные на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе. Действительные потребности - это потребности, подлежащие удовлетворению в условиях достигнутого уровня производства и научно-технического прогресса. Выступают они в форме платежеспособного спроса. Фактически удовлетворяемые потребности выступают в форме удовлетворенного спроса. В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы потребности подразделяются на: -материальные, связанные с удовлетворением физических потребностей человека в пище, одежде, жилище, продолжении рода; - духовные, обеспечивающие стремление человека к образованию, культуре, отдыху, вере, творчеству и т.д.; -социальные, отражающие стремление человека реализовать свои способности, достичь определенного положения в обществе, иметь продвижение по службе и т.д. Потребности бывают также экономическими и неэкономическими. К экономическим потребностям относят те, для которых необходимо производство, т.е. в готовом виде не встречающиеся. К неэкономическим потребностям относят потребности, которые могут быть удовлетворены без наличия производства (потребность в воздухе, воде, солнечном свете и т.д.). 1.3. Модели экономических потребностей Поскольку в современной экономике моделирование потребления получило широкое распространение, опишем основные принципы данного подхода к потребностям. Вообще моделирование – это универсальный метод научного познания. Термин «модель» широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Данное понятие обозначает такой материальный или мыслимо представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале. Таким образом, экономическое моделирование потребностей – это создание модели реальной потребности с целью ее изучения, использования знаний, полученных в процессе наблюдения над моделью в реальной хозяйственной деятельности. Экономическая модель не может быть точным отражением действительности, когда речь идет о сложных общественных потребностях. Ход планируемых и управляемых макроэкономических процессов, а также внешние воздействия на эти процессы не могут быть точно предсказуемы из-за действия случайных факторов и ограниченности человеческого познания в данный момент. Но развитие экономического моделирования не остановилось на этих трудностях. Стали появляться сложные модели, описывающие несколько вариантов развития. В моделях начало применяться стохастическое программирование и теория случайных процессов. Существует множество методов экономического моделирования потребностей, то есть создания, прогнозирования и развития тех потребностей, которые находят выражение в современной экономике. Некоторые экономические модели потребностей имеют прямое отношение к техникам продаж и являются смежными с маркетинговыми моделями потребностей. В качестве примера можно привести модель формирования потребности в приобретении продукта питания, созданную Д.Ф.Энджелом и Р.Д.Блэкуэллом . Модель принятия решения о приобретении продуктов питания.(Таб. 1) Согласно данной модели, потребность сначала возникает, затем осознается в соответствии с суммой представлений человека о самом себе под влиянием внутреннего и внешнего воздействия. Потребность превращается в желание, а желание согласуется с возможностями, мотивацией, осведомленностью о вариантах удовлетворения. Это создает беспокойство, диссонанс, необходимость решения проблемы становится все более настоятельной . Для изучения поведения потребителя на стадии осознания потребности и формирования желания необходимо обратить внимание, какую пользу или выгоду ищут потребители, приобретая товар. Необходимо знать, насколько явно проявляются потребности и сколько покупателей составят данный сегмент рынка. Поэтому при разработке программ развития предприятий необходимо оценивать заявленные, действительные, интуитивные и скрытые желания потребителей. Уровень желаний определяется ценностью товара, его предельной полезностью, которая убывает в соответствии с приростом количества данного и других товаров, являющихся его заменителями (наполнителями), имеющимися в качестве предложения на конкретный момент времени.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 31 страница
600 руб.
Курсовая работа, Экономика, 50 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg