Глава 1. Дипломатические привилегии и иммунитеты в соответствии с венской конвенцией о дипломатических отношениях
1.1 Определение понятия дипломатических привилегий и иммунитетов
Согласно международному и национальному праву дипломатические представительства и их сотрудники пользуются соответствующими иммунитетами и привилегиями.
Дипломатические иммунитеты и привилегии предоставляются в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления функций дипломатическими представительствами. Правовой основой таких иммунитетов и привилегий является суверенное равенство государств, поскольку дипломатические представительства и сотрудники являются их олицетворением.
В преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. указывается, что привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгоды отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства.
Поддипломатическими привилегиямив доктрине международного права понимается набор определенных специальных прав, льгот и преимуществ, которыми пользуются дипломатические представительства и консульские учреждения, а также дипломатические и консульские должностные лица, члены их семей в государстве пребывания согласно действующим международно-правовым нормам.
Дипломатические же иммунитеты в международном праве рассматриваются как набор определенных изъятий, предназначенный для исключения дипломатических представительств и консульских учреждений, а также дипломатических и консульских должностных лиц, членов их семей из-под административной, гражданской и уголовной юрисдикции государства пребывания.
С точки зрения юридической силы различия между иммунитетом и привилегиями нет, поэтому термины «привилегии и иммунитеты» как в теории, так и на практике применяются в качестве собирательного понятия. С одной стороны, определяющего привилегированное, исключительное положение заграничных представительств органов внешних сношений, международных организаций, а с другой - сотрудников и технического персонала этих представительств, международных служащих, выполняющих официальные функции от имени своего государства или в коллективных интересах всех государств - членов международной организации.
Словарь международного права определяет понятие «привилегии и иммунитеты» как особые права и преимущества, которыми пользуются дипломаты и члены их семей, которые предоставляются дипломатическому представительству в целом.
В общем, понятие «привилегии и иммунитеты» можно определить, как права, преимущества и льготы, предоставляемые заграничным представительствам органов внешних сношений и их персоналу, а также международным и межгосударственным организациям, их должностным лицам и представителям государств, осуществляющим деятельность при этих организациях, с целью облегчения и эффективного выполнения ими своих функций.
Дипломатический иммунитет обеспечивает дипломатамбезопасность и считается, что они не могут быть подвергнуты судебномуразбирательству илисудебному преследованию. Однако в соответствии с законодательством страны пребывания, они могут бытьвысланы.
Современный дипломатический иммунитет был кодифицирован в качествемеждународного прававВенской конвенции о дипломатических сношениях, которая была ратифицирована всеми странами, кроме нескольких государств.
Чтобы поддержать отношения с правительством, в том числе в периоды трудностей и вооруженных конфликтов был разработан дипломатический иммунитет. Глава принимающего государства при приеме дипломатов, которые формально представляют суверенитеты, предоставляет определенные привилегии и иммунитеты для обеспечения эффективного выполнения ими своих обязанностей, при условии, что они предоставляются на взаимной основе.
Первоначально эти привилегии и иммунитеты предоставлялись на двусторонней специальной основе, что приводило к недоразумениям и конфликтам, давлению на более слабые государства и неспособности других государств судить, какая сторона виновата. Международное соглашение, известное как Венская конвенция, кодифицировало правила и соглашения, предоставляя стандарты и привилегии всем государствам.
Необходимо отметить, что страна должностного лица, чьи интересы он представляет, также могла и отказаться от иммунитета дипломата. Как правило, это происходило только в том случае, если данное лицо совершило серьезноепреступление, не связанное с его дипломатической ролью (в отличие, например, от обвиненийв шпионаже), или стало свидетелем такого преступления. Тем не менее, многие страны не хотят отказываться от иммунитета как само собой разумеющееся, а отдельные лица не имеют полномочий отказываться от своего собственного иммунитета (за исключением, возможно, случаевдезертирства).
В качестве альтернативы, страна происхождения может преследовать лицо в судебном порядке. Например, в 2019 году колумбийский дипломат в Соединенном Королевстве был привлечен к ответственности за непредумышленное убийство после того, как правительство Колумбии отказалось от дипломатического иммунитета.
В настоящее время дипломатические привилегии и иммунитеты, которые государства предоставляют друг другу через своих представителей, являются необходимым условием собственности для надлежащего выполнения деликатных и важных функций, обычно выполняемых дипломатическими агентами от имени своих президентов (или глав государств) и министров иностранных дел без посредников на международной арене.
Привилегии и иммунитеты возникли в качестве необходимой функции защиты, обеспечиваемой дипломатическими агентами. В международной практике на протяжении веков существовали определенные привилегии и иммунитеты, которые принадлежат главам государств при посещении иностранного государства. Эти привилегии и иммунитеты распространяются также на министров иностранных дел, когда они выезжают за границу, и, хотя никаких общепринятых стандартов не установлено, очевидно, что они пользуются теми же привилегиями, что и послы, которые являются их подчиненными во внутренней ситуации, при этом имеют приоритет над ними в порядке протокола.
В соответствии с этой Конвенцией, за официальные действия, совершенные при выполнении своих функций, дипломатические агенты пользуются особыми привилегиями, включая иммунитет от юрисдикции, который заключается в приостановлении действия законов государств, в которых они аккредитованы, или освобождении от административных судов, гражданских и уголовных дел, как национальных, так и местных, включая освобождение от арестов, судебных разбирательств, гражданских исков, повесток в суд и юридических санкций. В том же духе право на неприкосновенность, гарантируемое должным образом аккредитованному дипломатическому представителю, заключается в том, что никто не может украсть его резиденцию, его транспортные средства, файлы, а также проникнуть в его резиденцию или офис без его разрешения. Если направляющее государство не откажется от иммунитета дипломатического агента, он не может быть арестован или предан суду, и ему никоим образом не может быть нанесен ущерб его личности, его достоинству и свободе.
Данные привилегии также предоставляются семье дипломатического агента и не являющейся гражданами принимающей страны. Аналогичным образом, семья дипломата имеет право на неприкосновенность административного и технического персонала представительства и обслуживающего персонала, члены которого не являются гражданами принимающего государства и не являются его постоянными жителями.
Существуют также и исключения в рассмотренной теме. Исключениями являются привилегии вежливости, которые определяются как привилегии, которые определены международными конвенциями и внутренним законодательством государств. Они сохраняются в соответствии с принципом взаимности. Эти привилегии предоставляются, особенно в том, что касается уплаты налогов и таможенных пошлин, а также права на то, чтобы их багаж не проверялся таможенными органами в их стране отправления. Дипломатическое представительство должно быть освобождено от всех налогов в государстве пребывания. Аналогичным образом, направляющие государства и глава миссии освобождаются от всех налогов и сборов, взимаемых на национальном, региональном или муниципальном уровнях, в помещениях миссии, если государство является владельцем или арендатором, за исключением тех случаев, которые представляют собой оплату государственных или частных услуг и не связаны с осуществлением их служебных полномочий.
Другие лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами в этой области, являются представителями международных организаций, поскольку международные должностные лица должны соблюдать обычные правила и двусторонние соглашения между их учреждениями и соответствующим государством или принимающим государством.
Подводя итог можно сказать, что термины «привилегии и иммунитеты» применяются в качестве собирательного понятия определяющего, привилегированное и исключительное положение заграничных представительств органов внешних сношений, международных организаций, как в теории, так и на практике.
1.1 История возникновения дипломатических привилегий и иммунитетов
Привилегии и иммунитеты складывались на протяжении всего исторического периода развития дипломатических институтов с учетом традиций и обычаев, существующих в различных странах. Его содержание и объём определялись характером дипломатической деятельности и особенностями государственного и правового строя в каждую данную эпоху. В древности и в ранний период Средних веков, когда государи посылали друг к другу временные чрезвычайные посольства с каким-нибудь отдельным поручением, посланники (обычно проживавшие при дворе принимавшего их государя) пользовались личной неприкосновенностью, которая охранялась предписаниями религии. Оскорбление посла приравнивалось к святотатству.
В Древнем Риме появилось юридическое понятие святости посольства и договоров. Были созданы специальные органы внешних сношений - особая жреческая комиссия - фециалы. Личность посла считалась неприкосновенной и священной. Нарушение посольского иммунитета воспринималось как грубейшее нарушение так называемого "права народов", как в те времена в Риме именовалось международное право. "…Если кто-либо нанесет ущерб послу враждебной страны, это должно рассматриваться как нарушение права народов, все послы признаются священными особами…", — так трактовался посольский иммунитет римскими правоведами.
В Древней Греции, перед тем как отправить посла с визитом в союзное государство, высылались два вестника, чтобы обеспечить ему дипломатический иммунитет и дать религиозную санкцию всему этому делу. Также стоит отметить, что в те времена существовали религиозные нормы, налагавшие ограничения на варварские методы ведения войны.
Хаммурапи, вавилонский правитель и первый законодатель во 2-м тысячелетии до н. э., был зарегистрирован как нарушивший дух дипломатической неприкосновенности, отказавшись обеспечить безопасный проход иностранных посланников, которые принесли ему сообщение, которое ему не понравилось. Это означает, что еще 4000 лет назад концепция дипломатического иммунитета уже была установлена. В ходе эволюции международного правосудия многие войны считались мятежами несколькими воюющими сторонами. В таких случаях слуги «преступного» государя часто считались соучастниками, а их личности подвергались насилию. В других обстоятельствах предвестники незначительных требований были убиты в качестве объявления войны. Однако, даже для Геродота такое жестокое обращение с посланниками является преступлением, и он немедленно пересказывает историю божественной мести, постигшей Спарту за этот поступок.
Исламский пророк Мухаммад отправляющий своих посланников и принимающий других запрещал причинять вред. Эта практика была продолжена халифами Рашидуна, которые обменивались дипломатами с эфиопами и византийцами. Этот дипломатический обмен продолжался в периодарабо–византийских войн. Посланникам предоставлялась неприкосновенность личности и имущества. Они были освобождены от налогообложения до тех пор, пока не занимались торговлей.
Поскольку дипломаты по определению въезжают в страну в соответствии с правилами безопасности, их нарушение обычно рассматривается как серьезное нарушение чести, хотя было множество случаев, когда дипломаты были убиты.
В Средние века в Европе посланники и их свита продолжали пользоваться правом мирного прохода. В тот период времени дипломат не нёс ответственности за преступления, совершенные до его миссии, но он нес ответственность за любые преступления, совершенные во время нее.
С появлением в XV в. постоянных посольских учреждений укрепился принцип неприкосновенности их помещений. Посланники пользовались уже не только личной неприкосновенностью, но неприкосновенностью дома, а иногда и квартала, где они проживали, а также неподсудностью местным судам. С учетом особой роли церкви в рассматриваемый исторический период послы, продолжая пользоваться неприкосновенностью, стали считаться находящимися под её особым покровительством. Это был ожесточённой период религиозной розни. В практику государств вошли особая защита и иммунитет от уголовной юрисдикции послов, включая даже тех, которые подозревались в заговоре против аккредитовавших их суверенов.
В течение 17 и 18 веков другие теоретики обращались к естественному праву, чтобы определить, обосновать или ограничить растущее число иммунитетов. Эти теоретики использовали естественное право с его апелляцией к универсальным моральным предписаниям, чтобы доказать, что представительный характер дипломата и важность его функций оправдывают его неприкосновенность. Поскольку иммунитеты сильно различались в разных юрисдикциях, и некоторые из них предлагали мало, если вообще предлагали, для защиты своих посланников, страны все чаще прибегали к законам - таким, как Закон Анны (1709) в Англии, который освобождал послов от гражданского иска и ареста. Такие договоры, как соглашение 17-го века между Англией и Османской империей запрещали обыски в британском посольстве, освобождали служащих посольств от разрешали послу вино для собственного употребления. Французская революция разрушила эту систему, поскольку революционное государство и Наполеон заключили в тюрьму многочисленных дипломатов, которых обвинили в работе против Франции. Томас Джефферсон презирал концепцию дипломатического иммунитета, придерживаясь мнения Французской революции о том, что это просто неявные соглашения между нациями, позволяющие шпионам и подрывникам находиться в пределах границ друг друга. Это было иронично, потому что примерно в то время он был послом США во Франции. Хотя Французская революция, бросив вызов основным основам древнего режима, укрепила одну из его отличительных черт - дипломатическую неприкосновенность.