В современных условиях проблемы граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретают все большую остроту и актуальность, так как их число с каждым годом не уменьшается, а непрерывно растет. Это связано с проблемами экономического, демографического, социально-политического характера.
Таким образом, тема исследования является актуальной и социально значимой, так как в настоящее время в нашей стране имеется большое число незащищенных слоев населения: малоимущие семьи, многодетные, неполные, семьи с детьми-инвалидами, пожилые, одинокие пожилые, ветераны, инвалиды, лица без определенного места жительства и многие другие, которым необходима помощь разного рода и вида в зависимости от конкретной трудной жизненной ситуации, в которой оказался гражданин.
В связи с трудной жизненной ситуацией граждане при определенных условиях могут получить государственную социальную помощь на основании социального контракта, адресную социальную помощь в соответствии с региональным законодательством, материальную помощь от работодателя и другие виды помощи.
Под трудной жизненной ситуацией в целях оказания государственной социальной помощи понимают обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
При этом такая помощь может оказываться в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) и натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
В целях стимулирования активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации предусмотрено оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта. Получить такую помощь могут малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте РФ. Предоставление адресной социальной помощи регулируется на уровне субъектов РФ.
Так, в Забайкальском крае она предоставляется (в том числе на основании социального контракта) в виде денежных средств, продуктов питания, в том числе горячего питания, средств ухода, санитарии и гигиены, одежды, обуви и других предметов первой необходимости.
Помощь оказывается гражданам пожилого возраста (с 01.01.2019 - также лицам, достигшим возраста 50 лет), инвалидам, семьям с детьми, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке, имеющим место жительства в г. Чита.
Помощь предоставляется также в виде товаров длительного пользования ветеранам Великой Отечественной войны, гражданам пожилого возраста (получающим пенсию женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, достигшим 60 лет), инвалидам, семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, из числа держателей социальной карты.
Кроме того, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции в Чите разовой адресной социальной помощью обеспечиваются граждане в возрасте старше 65 лет, а также граждане, имеющие тяжёлые заболевания.
Экстренная социальная помощь предполагает предоставление гражданам денежных выплат при возникновении у них трудной жизненной или кризисной ситуации. Так, на территории Забайкальского края право на такую помощь имеют одиноко проживающий гражданин или семья, у которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Забайкальском крае на душу населения. Помощь оказывается в течение календарного года единовременно (в исключительных случаях - повторно) в размере не более 10 000 руб. (для одиноко проживающего гражданина) или 7 000 руб. на каждого члена семьи.
В целях стимулирования малоимущих семей с детьми в преодолении трудной жизненной ситуации и оказания им содействия в трудоустройстве в 2019 - 2020 гг. в Чите реализуется Пилотный проект по повышению уровня доходов таких семей.
Иные виды помощи гражданам в трудной жизненной ситуации. Указанные в предыдущих разделах виды помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, не исчерпывают полный перечень видов такой помощи.
Трудная жизненная ситуация заемщика по ипотечному кредиту с 31.07.2019 является одним из условий приостановления исполнения им своих обязательств по кредиту либо уменьшения размера платежей на определенный срок (льготный период) (п. 4 ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 6.1-1 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»; ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 01.05.2019 № 76-ФЗ).
Так, например, в г. Чите бесплатно предоставляются путевки и оплачивается проезд к месту отдыха и обратно детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в частности детям-инвалидам, детям из малообеспеченных семей, детям из семей, в которых оба или один из родителей являются инвалидами.
Отраслевые соглашения также предусматривают оказание помощи работникам, находящимся в трудных жизненных ситуациях (п. 6.5 Межрегионального межотраслевого соглашения по предприятиям медно-никелевой промышленности и обеспечивающего комплекса на 2019 - 2022 гг.).
Оказание материальной помощи работникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, может быть закреплено в локальных нормативных актах работодателя, коллективных договорах (ст. ст. 8, 9 ТК РФ).
В настоящее время система социального обслуживания претерпевает изменения, находясь в процессе формирования сети социальных учреждений, учитывающих при оказании социальных услуг, специфику субъектов РФ, их экономического положения, особенностей культуры и климата и т.д. Система социального обслуживания в нашей стране начала свое становление в период кризисов, как экономических, так и социокультурных, что потребовало изменения концептуальной основы социальной работы и формированию кадровой основы, а также изменения нормативно-правовой базы в области социального обслуживания.
Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения:
1. Финансирование социального обслуживания. Экономическая ситуация в нашей стране складывается таким образом, что растет количество нуждающихся в социальном обслуживании. Между тем, количество ресурсов по-прежнему ограничено. При нехитрых подсчетах, в условиях ограниченности ресурсов и увеличения количества нуждающихся в них, неизбежно складывается ситуация дефицита ресурсов. Одна из масштабных проблем социального обслуживания населения – недостаточное финансирование. Попытка улучшить ситуацию была предпринята при принятии нового федерального закона об основах социального обслуживания, который дает возможности для развития негосударственного сектора социального обслуживания, а также определяя перечень платных услуг, соответственно выделяя доходы от оказания социальных услуг в отдельный источник финансирования данного направления социальной работы.
2. Недостаточность нормативно-правовой базы. Принятие нового закона о социальном обслуживании решило множество правовых проблем в области разграничения и передачи полномочий в сфере социального обслуживания на муниципальный уровень, где помощь населению имеет более адресный характер. В новом законе отсутствует понятие трудной жизненной ситуации, на ее смену пришли обстоятельства, которые являются основаниями для оказания социальных услуг.
Также, нововведением федерального закона о социальном обслуживании стало ведение индивидуальной программы получателя социальных услуг, учитывающей условия и потребности потребителя социальных услуг. Фактор, препятствующий успешному развитию института социального обслуживания, является не только несовершенство законодательства, но и его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.
В настоящий момент, право социального обеспечения и социальное обслуживание как его институт, нуждаются в принятии кодифицированного нормативного акта.
3. Недостаток квалифицированных кадров. Несмотря на то, что институт социальной работы формируется в России уже не одно десятилетие, вопрос о кадровой обеспеченности социального обслуживания остается открытым. Данная сфера работы характеризуется небольшими заработными платами и высоким психологическим износом, что является причиной непопулярности профессии специалиста по социальной работе в образовательных учреждениях. Требует должного внимания проблема переподготовки и повышения квалификации специалистов и обслуживающего персонала в учреждениях социального обслуживания нового типа.
4. Неразвитый негосударственный сектор социального обслуживания населения. Принятие закона об основах социального обслуживания открыло некоторые дополнительные возможности развития негосударственного сектора. Необходимо усиление роли и участия общественных и религиозных организациях в мероприятиях социального обслуживания.
5. Неравенство ресурсной базы субъектов РФ в социальном обслуживании. Проблему неравенства возможно решить распределением ресурсов между субъектами с учетом особенностей регионального социального обслуживания, условий жизни, экономики региона и т.д. Возможно также предоставление регионам больших полномочий в области социального обслуживание, возможное использование и развитие региональных форм социального обслуживания
Таким образом, подводя итог вышесказанному, отметим, что социальное обслуживание является механизмом решения социальных проблем общества, социальных групп и человека в частности, поэтому следует строить социальное обслуживание с ориентиром на приоритет прав и свобод человека.
Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания - социальному страхованию, когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.
Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций и др.).
Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры.
Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах.
В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию.
В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся, уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.