Функция планирования, да и в общем и стратегического планирования, в частности, является одной из ведущих функций менеджмента. Процесс управления развитием организации без реализации этой функции оказывается непредсказуемым и невозможным, так как лишается целенаправленности, осмысленности.
Стратегическое планирование имеет принципиальные отличия от других видов планирования, в том числе и от долгосрочного. Основное отличие сводится к следующему — долгосрочное планирование предполагает, что вид бизнеса определен и речь должна идти о его развитии, т. е. используется как бы аппроксимация существующего состояния предприятия, занятого данным видом деятельности, в будущее, имея ввиду решение серьезных задач развития существующего бизнеса.
Стратегическое планирование не ограничивается заданным, имеющимся сегодня видом деятельности, а предполагает возможность его изменения. Ясно, что решение таких кардинальных для предприятия задач может потребовать привлечения серьезных финансовых и иных ресурсов и займет относительно длительный интервал времени.
Весь процесс планирования стратегического развития предприятия может быть представлен в виде некоторой последовательно реализуемой очередности шагов.
Первый шаг связан с формированием, оформлением стратегического видения развития предприятия на обозримую перспективу. Стратегическое видение — это сформулированное руководством организации представление о будущем ее состоянии, о виде и формах бизнеса, который ею будет реализовываться, о рынках и их сегментах, на которых фирма будет работать в будущем, об основных потребителях продукции предприятия. Стратегическое видение повышает уровень определенности в управлении организационным развитием.
Следующим логическим шагом в стратегическом планировании является формулирование миссии предприятия, главной цели его существования. Миссия должна лежать в рамках заявленного стратегического видения организационного развития, т. е. конкретизировать его.
Миссия — это обобщенная формулировка причины существования организации, содержащая конкретные характеристики основных потребителей, рынков сбыта, удовлетворяемых потребностей. Несмотря на кажущуюся абстракцию, заключенную в категории «миссия», она весьма конкретна и полезна. Покажем это на упрощенном, возможно несколько утрированном примере, дающем, однако, представление о важности четкого формулирования миссии организации