1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ
1.1 Понятие денежных потоков в системе бизнес-планирования.
Чтобы оплачивать свои расходы предприятие должно иметь достаточный приток денег в виде поступлений от продажи продукции, реализованной работы, оказанных услуг, дивидендов дохода на вложенный капитал, получение временного заимствования денег и т.д. Следовательно, деятельность организации является объективной предпосылкой возникновения движения денежных средств.
Средства находятся в постоянном движении, осуществляя непрерывный оборот, в ходе которого происходит множество процессов реализации продукции, товаров и услуг, накопления капитала и сбережений, а также используются при платежах по финансовой деятельности (сделки по кредитным операциям, с ценными бумагами) и нетоварных платежах (уплата налогов, сборов, арендных платежей, пени и т.д.).
Как отмечает Колпакова Г.М., «сущность денег заключается в том, что это специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента». [20]
Деньги — это результат разрешения противоречий продукта (потребительной стоимости и стоимости), являются не техническим средством обращения, но и отражают глубокие общественные отношения.
Движение денежных средств предприятия представляет собой непрерывный процесс и определяется понятием «денежный поток». Поток денежных средств компании представляет собой совокупность распределенных срочных потоков и оттоков денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью. [17]
Сумма денежных средств, которая необходима для управления компанией — это, своего рода страховой резерв для покрытия кратковременной несбалансированности денежных потоков. Она должна быть такой, чтобы ее было достаточно для оплаты всех первоочередных платежей. Так как деньги находящиеся в кассе организации и на ее банковских счетах, не приносят доход, а их эквиваленты – кратковременные вложения с низкой доходностью, их нужно иметь на уровне безопасного минимума.
Организация денежных средств во времени представляет собой непрерывный процесс, создавая денежный поток. Денежный поток - совокупность распределенных притока объема поступления и оттока денежных средств в процессе хозяйственной деятельности. Поступления (приток) денежных средств называется положительным денежным потоком, выбытие (отток) денежных средств - отрицательным денежным потоком. Разница между положительными и отрицательными денежными потоками для каждого вида деятельности или деятельности организации в целом, называется чистым денежным потоком.
Эксперты описывают денежный поток как разницу, наличие, запас, остаток между поступлением и расходованием денежных средств предприятия за определенный период времени.
Как пишут в своей статье Е. А. Махонина и Е. Б. Вокина, «денежный поток – это результат движения денежных средств компании в течение определенного периода, как правило, является то, что разница между поступлением и выбытием денежных средств за определенный период». [22]
Более точное определение денежного потока выглядит как - избыток денежных средств, полученных компанией в результате всех хозяйственных и нехозяйственных операций. Таким образом, он состоит из хозяйственного остатка денежных средств. По моему мнению, такое определение представляет суженный взгляд на категорию «cashflow», а, следовательно, недостаточно достоверно, так как данная группа авторов видит денежный поток в одномоментном состоянии, на конкретный период времени, что отождествляет в таком виде их с остатком. Кроме того, такой подход затрудняет выявление более точных методов оценки денежного потока.
Таким образом, в результате получения положительного денежного потока и отрицательного денежного потока предприятие имеет чистый денежный поток.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация денежных средств представляет собой непрерывный процесс, создавая денежный поток. Денежный поток – это совокупность распределенных потоков поступления и выбытия денежных средств в процессе хозяйственной деятельности. Приток денежных средств называется положительный денежный поток, отток – отрицательный денежный поток. Разница между положительными и отрицательными денежными потоками для каждого вида деятельности или организации в целом называется чистый денежный поток. [15]
В таблице 1 представлена классификация денежных потоков, данная Бочаровым В.В., «на основе изучения отдельных вопросов экономической теории, финансового управления и углубленным изучением практики предприятий. Отметим, что данная классификация позволяет целенаправленно осуществлять учет, анализ, планирование и управление денежными потоками различных видов» [ 6 ]
Таблица 1. - Классификация денежных потоков
Виды Характеристики
По масштабам обслуживания хозяйственного процесса
ДП в целом по
организации Сумма всех видов денежных потоков, предназначенных
обслуживающих хозяйственный процесс организации в целом.
ДП по отдельным структурным
подразделениям Денежный поток определяется как самостоятельный объект управления в системе хозяйственной деятельности организации.
ДП по отдельным
хозяйственным операциям Данный денежный поток представляется как первичный объект самостоятельного управления.
По видам хозяйственной деятельности
ДП по текущей деятельности Данный денежный поток необходим для выплаты поставщикам сырья и материалов; сторонним исполнителям отдельных видов услуг, обеспечивающих текущую деятельность; заработной платой персонала, занятого в хозяйственном процессе, а также осуществляющего управление этим процессом; налоговыми платежами организации в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды; другими выплатами, связанными с осуществлением текущей деятельности.
ДП по финансовой деятельности Данный денежный поток состоит из поступлений и выплат денежных средств, связанных с изменением как собственного,
так и заемного капитала.
ДП по инвестиционной
деятельности Данный денежный поток необходим для осуществления
инвестиционной деятельности компании
По направленности движения денежных средств
Положительный денежный поток Данный денежный поток представляет собой совокупность всех поступивших денежных средств в организацию от всех видов
операций.
Отрицательный денежный поток Данный денежный поток представляет собой совокупность всех выплат денежных средств в организацию от всех видов
операций.
по методу исчисления объема
Валовой денежный поток Данный денежный поток представляет собой всю совокупность поступлений или расходования денежных средств в рассматриваемом промежутке времени в разрезе отдельных его
интервалов.
Чистый денежный поток Данный денежный поток представляет собой разницу между положительным и отрицательным денежными потоками.
Величину чистого денежного потока устанавливают по формуле ЧДП = ПДС – ВДС,
где ЧДП – чистый денежный поток в расчетном периоде; ПДС – сумма поступлений денежных средств в расчетном периоде;
ВДС – сумма выплат денежных средств в расчетном периоде.
По уровню достаточности объема
Избыточный денежный поток Данный денежный поток представляет собой такой денежный поток, при котором поступления денежных средств существенно превышают реальную потребность организации в
целенаправленном их расходовании.
Дефицитный денежный поток Данный денежный поток представляет собой такой денежный поток, при котором поступления денежных средств существенно ниже реальных потребителей организации в целенаправленном их расходовании.
Рассмотренная классификация позволяет более целенаправленно провести анализ, прогнозирование и планирование денежных потоков различных видов на предприятии.
Исходя из приведенной выше классификации денежных потоков, можно сделать вывод, что исследуемое понятие включает в себя, в свою очередь, многочисленные виды денежных потоков, каждый из которых обслуживает экономическую деятельность предприятия.
1.2. Контроль и планирование денежных потоков в строительной компании.
Для реальной экономики очень важно отсутствие потерь в текущем планировании денежных средств, то есть должны быть своевременно оплачены все счета, вовремя выдана зарплата. Для этого предприятие стремится ускорить процесс получения выручки от клиентов и заказчиков. Бюджет движения денежных средств помогает финансовой службе предприятия принять решение о финансировании текущей деятельности (если образуются кассовые разрывы) или изъятии денежных средств из оборота.
Финансирование достигается путем переговоров с контрагентами об ускорении оплаты, с банками о краткосрочном кредитовании, с поставщиками об отсрочке платежа. Изъять деньги из оборота можно следующими путями: депозиты в банках с целью получения процентов, предоставление отсрочек контрагентам с целью улучшения партнерских отношений, вывод средств с предприятия с целью вложения в ценные бумаги, расширение производства и т. д. Также денежные средства могут быть просто аккумулированы с целью создания «подушки», что особенно актуально на заре внедрения планирования на предприятии, когда планы значительно отличаются от фактической ситуации. [1]
Первая особенность строительства — в объектном учете, то есть в ведении нескольких (порой не связанных друг с другом) объектов.
Вторая особенность заключается в том, что строительная компания может строить для себя (когда объект строительства переходит в собственность) и для заказчика.
Третья особенность — строительная компания часто привлекает подрядчиков на работы или часть работ, что также накладывает отпечаток на планирование и бюджетирование.
В табл. 2 представлен бюджет движения денежных средств строительной компании.
Таблица 2 – Структура бюджета движения денежных средств строительной компании
Показатель Значение
Cash flow от операционной деятельности
Поступления:
авансы к получению
поступления от сданных форм КС-2, КС-3, продажи объектов
в том числе по объектам
объект 1
объект 2
Расходования:
оплата труда
оплата услуг подрядных организаций
другие расходы
затраты на материалы и комплектующие
постоянные издержки
налоги
расходы по процентам
лизинговые платежи
в том числе по объектам
объект 1
объект 2
Cash flow от инвестиционной деятельности
Поступления:
Приобретение основных средств
Прочие капиталовложения
Расходования:
Продажа основных средств
Прочие поступления
Cash flow от финансовой деятельности
Поступления:
Получение займов
Продажа акций и других ценных бумаг
Расходования:
Покупка акций
Возврат кредитов
Суммарный денежный поток
Денежные средства на начало периода
Денежные средства на конец периода
Бюджет движения денежных средств состоит из трех больших частей: операционной деятельности, инвестиционной и финансовой деятельности.
Операционная деятельность — строительство объектов и их реализация (сдача заказчику). В операционной деятельности существуют расходования и поступления денежных средств.
Инвестиционная деятельность — долгосрочные вложения и поступления от приобретения основных средств и прочих капиталовложений. Данная часть плана является стратегически важной, так как без инвестиций развития компании не будет (мы говорим именно о качественном развитии, связанном с обновлением оборудования).
Финансовая деятельность — самая важная часть для «увязки» бюджета. Это связано с тем, что планирование первой части обеспечивается силами множества подразделений предприятия, не согласованных друг с другом. Инвестиционную деятельность планируют руководство и производственные подразделения. Финансовую деятельность планируют бухгалтерия предприятия, финансовый отдел и ПЭО. Но после сведения данных в табл. 2 может получиться так, что поток от текущей деятельности будет неблагоприятным. Это не значит, что он отрицательный. В БДДС присутствует две строки: остаток денежных средств на начало и на конец периода. Поэтому при излишнем остатке собственники предприятия могут принять решение о досрочном гашении кредита или инвестировании средств в основной капитал, а при недостатке (отрицательном остатке на конец месяца) — обратиться за дополнительным финансированием. [7]
При планировании движения денежных средств, помимо увязки бюджета в целом, важно учитывать один аспект. Поток от операционной деятельности должен быть положительным. На этой части бюджета предприятие зарабатывает свою прибыль. В производственной деятельности (в строительстве тоже, с некоторыми ограничениями) предприятие каждый месяц должно аккумулировать прибыль. Поток от инвестиционной деятельности должен быть отрицательным, то есть предприятие должно инвестировать свои денежные средства в покупку нового оборудования. Поток от финансовой деятельности уравновешивает остальные два вида деятельности. [1]
Если у предприятия поток от операционной деятельности отрицательный, а поток от инвестиционной деятельности положительный, это приведет к негативным последствиям. Это может быть связано с тем, что предприятие финансирует текущую деятельность за счет продажи основных средств. Такое предприятие в будущем разорится.
Таким образом, планирование движения денежных средств позволяет компании еще и двигаться в стратегически важном направлении. Можно добавить, что план доходов и расходов не покажет нам такой полной картины, как БДДС, потому что инвестиции в объекты основных средств являются не расходами, а затратами (то есть не уменьшают налогооблагаемую прибыль). А если составлять только бюджет доходов и расходов, то операций приобретения основных средств вообще не будет видно (если процесс планирования грамотно построен с точки зрения бухучета).
Теперь рассмотрим подробно, как планируется бюджет движения денежных средств. Как правило, данный бюджет составляется на год с разбивкой на кварталы и месяцы.
Составлением на год занимаются, как правило, руководство или собственники, так как они устанавливают стратегические приоритеты компании. Кроме того, составление БДДС на год не столь информативно, как на более короткий период, так как этот бюджет служит не для эффективности работы предприятия, а для обеспечения его финансирования. Поэтому рассмотрим только процесс составления на короткий промежуток времени — квартал или месяц (так называемая корректировка БДДС перед началом месяца). [16]
Процесс планирования движения денежных средств на месяц состоит из нескольких этапов.
1 этап — определение прогноза на текущий месяц. Обычно проводится в 20–25 числах месяца. В процессе этапа собираются уточняющие данные от подразделений с целью определения остатка денежных средств в кассе и на счетах на конец месяца (текущего). Эта сумма в бюджете движения денежных средств на следующий месяц будет остатком на начало.
2 этап — сбор информации от подразделений о выплатах и поступлениях в планируемом месяце.
От сметного отдела поступают планируемые поступления за закрытые формы отчетности (если компания — подрядчик), от отдела продаж — планируемые поступления за реализованные объекты, от производственного участка, снабженцев — данные о планируемых оплатах по счетам подрядчикам за выполненные работы и поставленные материалы, от бухгалтерии — прогнозируемые выплаты по налогам. Выплаты работникам по заработной плате могут прогнозироваться как кадрами (штатное расписание ведут они), так и бухгалтерией (на основании предыдущих периодов). Часто прогнозированием зарплаты занимается ПЭО, что обусловлено высокой загруженностью бухгалтерии и простотой расчетов оплаты труда работникам.
Желательно планируемые поступления и выплаты формировать с разбивкой по неделям, а то и по дням. Это делается для того, чтобы избежать кассовых разрывов не только в конце месяца, но и в течение всего периода. Как правило, такой метод планирования помогает нестабильным компаниям либо таким компаниям, где финансово-экономическое планирование еще сырое.
Также от производственных подразделений поступают согласованные с руководством компании планируемые оплаты поставок оборудования (инвестиции), а от финансового отдела (бухгалтерии) — планируемые выплаты по кредитам.
3 этап — сведение бюджета движения денежных средств. Этим процессом занимается ПЭО. Желательно автоматизировать процесс в MS Excel, используя макросы или консолидацию. Важно, чтобы к следующему этапу у ПЭО в одной информационной системе был общий БДДС, а также заявки всех подразделений в читаемом виде. Для каждой статьи затрат можно определить свои коды (они могут быть уникальные либо в соответствии с РСБУ).
4 этап — обсуждение бюджета движения денежных средств на бюджетном комитете. В компаниях (особенно молодых) может не быть бюджетного комитета, тогда обсуждение происходит между всеми участниками процесса составления БДДС и руководством предприятия.
На это совещание ПЭО выносит бюджет движения денежных средств с разбивкой по дням, неделям. При требовании каждая статья затрат может быть разбита по подразделениям. Это обеспечивается путем применения программных средств, в частности функции Excel «Промежуточные итоги». Пример этого бюджета с разбивкой по неделям представлен в табл. 3. Рассматриваемая компания планируетв начале месяца поступления денежных средств от заказчика, а в конце месяца — от продажи собственных объектов.
Таблица 3 – Пример бюджета движения денежных средств для строительной компании (тыс. руб.)
Показатель 01–07 число 08–14 число 15–21 число 22–28 число 29–31 число Итого
Cash flow от операционной деятельности 13 000,0 -13000,0 -14000,0 12 500,0 23 000,0 21 500,0
Поступления: 35 000,0 0,0 0,0 35 000,0 73 000,0 143000,0
Расходования: 22 000,0 13 000,0 14 000,0 22 500,0 50 000,0 121500,0
Cash flow от инвестиционной деятельности -5000,0 0,0 0,0 0,0 0,0 –5000,0
Поступления: 0,0 0,0
Расходования: 5 000,0 0,0 0,0 0,0 0,0 5 000,0
Cash flow от финансовой деятельности -3 000,0 0,0 0,0 0,0 0,0 –3000,0
Поступления: 0,0
Расходования: 3 000,0 0,0 0,0 0,0 0,0 3000,0
Суммарный денежный поток 5 000,0 -13000,0 -14000,0 12 500,0 23 000,0 13 500,0
Денежные средства на начало периода 1 200,0 6200,0 –6800,0 -20800,0 –8300,0
Денежные средства на конец периода 6 200,0 -6 800,0 -20800,0 –8300,0 14 700,0
Таким образом, несмотря на то что суммарный денежный поток компании положительный, в определенные временные промежутки наблюдается «кассовый разрыв», то есть отрицательный остаток денежных средств.
Видя такую картину, бюджетный комитет может принять решение о дополнительном финансировании, ускорении получения денежных средств от продажи объектов. По информации отдела продаж, они смогут ускорить получение денежных средств на неделю. Но этого не хватит. Остальную часть руководство решает взять в банке. Тогда БДДС будет следующим (табл. 4).
Таблица 4 – Скорректированный бюджет движения денежных средств
Показатель 01–07 число 08–14 число 15–21 число 22–28 число 29–31 число Итого
Cash flow от операционной деятельности 13 000,0 -13000,0 21 000,0 50 500,0 -50000,0 21 500,0
Поступления: 35 000,0 0,0 35 000,0 73 000,0 143000,0
Расходования: 22 000,0 13 000,0 14 000,0 22 500,0 50 000,0 121500,0
Cash flow от инвестиционной деятельности -5 000,0 0,0 0,0 0,0 0,0 -5 000,0
Поступления: 0,0 0,0
Расходования: 5 000,0 0,0 0,0 0,0 0,0 5 000,0
Cash flow от финансовой деятельности -3 000,0 13 000,0 -13000,0 0,0 0,0 -3 000,0
Поступления: 13 000,0 13 000,0
Расходования: 3 000,0 0,0 13 000,0 0,0 0,0 16 000,0
Суммарный денежный поток 5 000,0 0,0 8 000,0 50 500,0 -50000,0 13 500,0
Денежные средства на начало периода 1 200,0 6 200,0 6 200,0 14 200,0 64 700,0
Денежные средства на конец периода 6 200,0 6 200,0 14 200,0 64 700,0 14 700,0
Мы видим, что в целом поток не изменился, просто ускорилось поступление денежных средств на предприятии (изменения выделены курсивом).
Такой бюджет движения денежных средств можно принимать за основу и руководство к действию всеми подразделениями.
Вкратце остановимся на контроле движения денежных средств. При наличии такого плана все платежные поручения должны подписываться начальником ПЭО, так как его отдел должен контролировать оплату в пределах плана. Как только ПЭО видит превышение платежей либо неполучение выручки (кредитов), он подает сигнал финансовому директору для принятия решения или поиска виновных. Это может быть отдел продаж, отдел производства, а также бухгалтерия, которая неправильно рассчитала налоги.
При зрелой системе планирования на предприятии за неправильный расчет применяются депремирования, а за соответствие факта плану — дополнительное вознаграждение.
Процесс внедрения планирования движения денежных средств включает следующие этапы.
1 этап — планирование без автоматизации. На этом этапе планирование осуществляется путем передачи записок подразделениям с данными, сведением их в одну систему в ПЭО и распечатыванием руководству. Длительность данного этапа наибольшая, так как в процессе его реализации определяется, какие виды планов составлять, кто за что отвечает, какие должны быть сроки. Как правило, он длится около трех-четырех месяцев, в зависимости от размера предприятия и заинтересованности генерального директора и подразделений во внедрении планирования.
На данном этапе происходят различные консультации между генеральным директором, главным бухгалтером (хотя он не должен быть замешан в этом процессе) и начальником ПЭО. При этом генеральный директор хочет понять, как эффективно работает предприятие, какая прибыль или убыток, сколько у него денег и кто кому должен. Бывают случаи, когда составляется бюджет, в котором есть элементы как БДДС, бюджета доходов и расходов, так и бюджета по балансовом листу. Такой бюджет никогда не будет сходиться, его нельзя будет автоматизировать, нельзя также будет организовать ответственность за то, что он не выполняется потому что при нехватке денежных средств могут сказать: зато прибыль есть, и наоборот. Поэтому при внедрении планирования ДДС важно отделить мух от котлет. Надо отдельно внедрять каждый из трех бюджетов, но в процессе они, естественно, должны быть связаны. [22]
2 этап — автоматизированное планирование. На этом этапе создается информационная система для сбора показателей от подразделений, ее консолидации. Доставка информации до руководства также автоматизирована. На данном этапе могут быть даже исключены заседания бюджетного комитета, так как руководство может решить самостоятельно, какие подразделения могут увеличить денежный поток. На данном этапе при помощи службы информатизации предприятия автоматизируется процесс составления планов. Его можно решить при помощи стандартных офисных приложений, например MS Excel и MS Outlook. В зависимости от размера предприятия на данный этап может быть затрачено до двух месяцев.
На этапе автоматизации также необходимо обеспечить связанность бюджетов. Основные статьи БДДС должны переплетаться с двумя другими бюджетами, например, остатки на расчетном счете и кассе в бюджете по балансовому листу должны равняться остаткам в бюджете движения денежных средств.
В целом после прохождения двух этапов, как правило, развитие планирования движения денежных средств заканчивается, так как считается, что «и так все работает». Но на третьем этапе закладывается мотивация, что особенно важно для четкого исполнения планов.
3 этап — формализованное планирование. На данном этапе разрабатывается регламент планирования, который включает в себя следующее:
· подразделения, задействованные в планировании;
· сроки подготовки информации;
· различные варианты развития (если необходимо);
· процесс составления и утверждения планов;
· ответственность за выполнение плана.
Обычно на внедрение такого относительно простого элемента планирования, как планирование движения денежных средств, уходит до полугода. [22]
Последнее, о чем хотелось бы сказать — воля генерального директора при внедрении планирования движения денежных средств. От того, насколько он будет заинтересован в таком внедрении, целиком зависит успех внедрения. Потому что производственные подразделения предприятия не охотно идут на планирование, им кажется, что оно отнимает много времени, при этом оно ни к чему, и все равно невозможно все спланировать. В этом случае генеральный директор должен показать, насколько важно планирование для развития предприятия и указать на то, что при правильной организации планирования все предприятия успешно решают эту задачу.
От ПЭО при планировании требуется грамотно составлять форматы управленческих таблиц, прописывать регламенты и участвовать в автоматизации планирования, а после его внедрения — в поддержании системы планирования в рабочем режиме.
При этом важно запомнить одно золотое правило: чем меньше создается таблиц для планирования, тем лучше. Все громоздкие расчеты лучше держать в пределах кабинета ПЭО.
1.3 Методики анализа денежных потоков
В настоящее время практически все существующие методы анализа денежных потоков основаны на данных бухгалтерского учета, а именно на основе документа «Отчет о движении денежных средств», который относится к приложению к бухгалтерскому балансу. С точки зрения скорости анализа это лучший вариант для анализа.