Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Опека и попечительство: гражданско-правовой аспект

rock_legenda 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.03.2022
Целью данной курсовой работы является раскрытие органов опеки и попечительства как гражданско-правового института. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: 1. дать общую характеристику опеки и попечительства; 2. раскрыть понятие и определить значение опеки и попечительства в гражданском праве; 3. изучить порядок осуществления опека и попечительства. Объектом исследования являются отношения опеки и попечительства. Предметом настоящей работы является современное законодательство, регулирующее вопросы опеки и попечительства. В основу исследования данной работы положены такие методы как общенаучный, сравнительный, исторический, системный. Также в ходе написания данной работы использовались такие нормативно - правовые акты, как Гражданский Кодекс РФ (далее - ГК РФ) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021 )// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301. , Семейный Кодекс РФ (далее - СК РФ) Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021)//Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16., Федеральный закон «Об опеке и попечительстве».
Введение

Изучение института опеки и попечительства достаточно актуально в настоящее время. Его существование необходимо для восполнения дееспособности лиц, частично или полностью лишенных таковой, поэтому, я считаю, можно говорить о популярности и важности данного института в российском гражданском праве. Применение положений законодательства об опеке и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц. В частности, опека над недееспособными гражданами устанавливается редко, хотя число пациентов соответствующих лечебных учреждений возрастает. К сожалению, все реже родные и близкие берут на себя заботу о лицах, страдающих психическими расстройствами, что совсем неудивительно на фоне глобального сокращения семейных связей и общего снижения уровня жизни. Кроме того, именно этот вид опеки характерен наибольшим количеством злоупотреблений со стороны опекунов в отношении имущества подопечного. Во многом данное обстоятельство вызвано отсутствием механизма эффективного контроля над их действиями, а также неиспользованием органами опеки и попечительства института доверительного управления имуществом подопечных. Еще реже устанавливается попечительство над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. В первую очередь это обусловлено тем, что закон более не провозглашает «борьбы с пьянством и алкоголизмом». Такие меры, практиковавшиеся в 80-е годы, как принудительное лечение от алкоголизма, безусловно, противоречат исповедуемой сегодня концепции свободы личности и не могут быть восприняты современным правом. Однако, предоставив гражданам свободу употребления и, более того, злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, ограничив рамки вмешательства в частную жизнь гражданина, наше государство многих из своих граждан потеряло безвозвратно. По-видимому, при определении границ вмешательства в судьбу личности должны сочетаться как интересы самой личности в удовлетворении ее потребностей, так и интересы окружающих и общества в целом, заключающиеся в сохранении жизни и здоровья каждого гражданина, в недопущении падения уровня его социализации. Не только Гражданский и Семейный кодекс регулируют отношения, связанные с опекой и попечительством. Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) даёт представление о данном гражданско-правовом институте, а специальный Федеральный Закон «Об опеке и попечительстве» Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об опеке и попечительстве» //Первоначальный текст документа опубликован в изданиях N 17, ст. 1755, Российская газета. Также содержат удельный вес нормативно-правовых норм, связанных с институтом опеки и попечительства.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-5 Глава 1. Опека и попечительство: понятие, сущность в доктрине и законодательстве…………………………………………………………….……6 1.1 Раскрытие содержания опеки и попечительства в цивилистической науке………………………………………………………………….…….6-15 1.2 Российская и международная правовые регламентации института опеки и попечительства…………………………………………………….…..…15-19 Глава 2. Отдельные виды правоотношений, осуществляемых через опеку и попечительство……………………………………………………………….….20 2.1 Общий порядок осуществления опеки и попечительства……………..20-28 2.2 Опека и попечительство над несовершеннолетними………………….28-32 2.3 Опека и попечительство в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан…………………………………32-33 Заключение…………………………………………………….……………..34-35 Список используемой литературы………………………………………….36-37
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) 2. Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изм. и доп.)//Сборник законодательства Российской Федерации. -1996. -№ 1. -Ст. 16. 3. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - Электрон. текст данные 4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (утверждена указом президента РФ от 1 июня 2012 г.) // СПС.: Консультант Плюс 5. О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей: постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481//Собрание законодательства РФ. -2014. -№ 22. -Ст. 2887. 6. Письмо Минобрнауки РФ от 31 августа 2010 г. N 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" // Вестник образования. 2010. N 19 7. Алексеева О.Г., Андропов В.В., Бухарбаева А.А. и другие Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «Об опеке и попечительстве», Федеральному закону «Об актах гражданского состояния» / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2012. 8. Будзинская А. Правовые аспекты воспитания российских детей, оставшихся без родительского попечительства / А. Будзинская // Юридический журнал. - 2012. - № 2. - С. 39-44. 9. Войтович Л.В. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел по заявлениям о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации//Право и образование. 2015. №3. С. 128 - 140. 10. Володина Н. В. Семейно-брачные отношения в современном праве / Н. В. Володина, С. Е. Вавильченкова // Современное право. - 2012. - № 12. - С. 133-139. 11. Евко В. Ю. Основные противоречия правового регулирования межгосударственного воспитания детей-сирот. Ю. Евко, С. М. Кравчук // Бюллетень Министерства юстиции. - 2012. - № 12. - С. 46-54. 12. Жаглина М.Е., Костина С.Е., Опека и попечительство как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей// Вестник Саратовской государственной юридической академии, 2016. - № 3 (110). - С. 37. 13. Зилковская Л.М. Некоторые вопросы установления опеки над детьми // Правовое государство. - Сочи, 2011. - № 3. - С.40-44 14. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика. М., 2010. 15. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: правовое регулирование. Учебно-практическое пособие. М 2010 16. Пчелинцева Л. М. Практикум по семейному праву. - М., 2006. 17. Степанов А.Г. ,Семейное право в вопросах и ответах. М.: Экзамен, 2004., С.129.
Отрывок из работы

Глава 1. Опека и попечительство: понятие, сущность в доктрине и законодательстве. 1.1 Раскрытие содержания опеки и попечительства в цивилистической науке. Абсолютно каждый гражданин Российской Федерации независимо от возраста и состояния здоровья обладает правоспособностью. Но в некоторых случаях часть правоспособных граждан полностью или частично не обладают дееспособностью. И обусловлено это рядом некоторых причин, которые мы раскроем в данной работе. До 90-х годов прошлого столетия данный институт исследовался на основе Семейного кодекса Российской Федерации. В дальнейшем с изменением законодательства, часть вопросов в области данного института отошла к Гражданскому кодексу Российской Федерации, в большинстве, связанных с осуществлением имущественных и другого рода сделок, например, правила об участии опекунов (попечителей) в сделках, выдаче опекуном (попечителем) согласия на совершение сделок недееспособному лицу. В отличие от Гражданского кодекса, Семейный кодекс больше внимания уделяет требованиям к личности опекуна (попечителя), объему правомочий опекуна (попечителя) ребенка в сравнении с иными лицами (родителями, родственниками) и др., установлению личных качеств опекуна (попечителя). Согласно ст. 21 ГК РФ, дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать или осуществлять гражданские права, она наступает в полном объеме с достижением совершеннолетия, т.е. при достижении 18-и летнего возраста. Законодатель допускает возможность приобретения дееспособности в полном объеме до достижения 18-и летнего возраста в случаях эмансипации. Эмансипация производится принятием соответствующего решения органами опеки и попечительства по заявлению обоих родителей, а в случае спора между родителями - по решению суда, если несовершеннолетний работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельность и достиг возраста 16 лет. При вступлении в брак до достижения 18 летнего возраста и с согласия местных исполнительных и распорядительных органов несовершеннолетний автоматически приобретает полную дееспособность, если это предусмотрено законными субъектов РФ, то это может быть и более ранний возраст. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность самостоятельно осуществлять права принадлежащие человеку, совершать разного рода сделки, пробритая тем самым права и, возлагая на себя определенные обязанности, а также способность нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненными его противоправными действиями. Так как не все граждане способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия, для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности. Данный институт позволяет приобретать и реализовать гражданские права и обязанности за исключением тех, которые носят сугубо личный характер и не могут быть осуществлены через представителя недееспособными или не полностью дееспособными лицами с помощью полностью дееспособных людей, действующих в роли опекунов и попечителей. Государство с помощью опеки и попечительства защищает как личные, так и имущественные права, а также интересы недееспособных граждан, которые сами этого сделать не в состоянии, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - это еще и способ их устройства на воспитание в новую семью. Опекуны и попечители как воспитатели обладают следующими правами и обязанностями: воспитывать подопечного, заботиться о его здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, следить за его обучением. Они вправе самостоятельно избирать формы и способы воспитания переданных им на опеку или попечение детей. При этом, естественно, надлежит учитывать рекомендации органов опеки и попечительства, а также мнение детей, которые способны его выразить. Опекун и попечитель имеют также право выбора формы образования своего подопечного и обязаны обеспечить возможность его получения. По своему существу права и обязанности опекунов и попечителей не отличаются от родительских прав и обязанностей. Опекуны и попечители, будучи единственными представителями интересов своего подбоечного, должны обращаться в любые организации, если это необходимо для защиты их подопечных. Опекун или попечитель вправе обращаться за защитой прав и интересов подопечного в органы милиции, прокуратуры, суд. В случае удержания подопечного другими лицами, в том числе его родственниками, опекун и попечитель вправе требовать по суду возврата детей, находящихся у них на опеке или попечительстве. В настоящее время основополагающие нормы об опеке и попечительстве содержатся в ГК РФ, который вместе с тем устанавливает, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой или попечительством, является предметом регулирования СК РФ (п. 1 ст. 150). Согласно п. 4 названной статьи гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36-38 ГК РФ. Таким образом, в курсе гражданского права предметом изучения являются гражданско-правовые аспекты опеки и попечительства. Ст. 32 ГК РФ регулирует порядок осуществления опеки. Она устанавливается на две категориями граждан: во-первых, над малолетними, во-вторых, признанными судом недееспособными. К числу малолетник относятся несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, их дееспособность определяется ст. 28 ГК РФ. Также опека устанавливается и над гражданами, признанными судом недееспособными, вследствие психического расстройства. Такие граждане в силу своей болезни не способны самостоятельно защищать и осуществлять свои права, в этом случае от их имени действует опекун (п. 2, ст. 29 ГК РФ). Сущность опеки заключается в том, что вместо ребенка, который не достиг 14 лет или вместо гражданина, которого суд признал недееспособным все права и обязанности осуществляет специально назначаемое лицо - опекун. Опекуны в силу закона являются представителями своих подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. В литературе иногда высказывают мнение, что опека устанавливается над полностью недееспособными гражданами. Эта формулировка является некорректной, поскольку ГК РФ не считает детей в возрасте от 6 до 14 лет полностью недееспособными, а, напротив, определяет объем их частичной дееспособности. Ст. 33 ГК РФ определяет порядок осуществления попечительства. Попечительство отличается от опеки тем, что оно устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над теми гражданами, которых суд ограничил в дееспособности вследствие употребления спиртными напитками, наркотическими средствами или имеют пристрастия к азартным играм. В случае с несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет основанием для попечительства служит возрастной критерий, а не состояние несовершеннолетнего. При этом учитывается, что уже в этом возрасте он обладает достаточной психической, социальной зрелостью для самостоятельных действий и поступков. В отличие от опеки попечительство над несовершеннолетними касается главным образом имущественной стороны их отношений с попечителем. Когда же попечительство устанавливается над лицами, которые злоупотребляют спиртными напитками, наркотическими средствами или над лицами, которые пристрастны к азартным играм, то в этом случае учитывается их неспособность выполнять свои обязанности по отношению к другим лицам, которых они должны содержать по закону. Данный вид граждан ставят свою семью в бедственное положение. Превращая заработок или иной доход в источник удовлетворения своего болезненного пристрастия, такие граждане наносят тяжелый моральный ущерб членам своей семьи, особенно престарелым и несовершеннолетним. Поэтому ГК РФ и позволяет ограничить таких лиц в дееспособности в соответствие со ст. 30 ГК РФ. Однако ограничение дееспособности этой категории граждан касается лишь тех, кто еще не полностью поддался своей зависимости, а способен в какой-то степени управлять своими действиями и поступками. В противном случае речь может идти об установлении опеки после признания судом гражданина полностью недееспособным. Несовершеннолетние от 14 до 18 согласно п. 2 ст. 28 ГК РФ могут совершать без согласия родителей мелкие бытовые сделки, сделки направленные на безвозмездное получение выгоды, которые не требуют нотариального удостоверение либо государственной регистрации, а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьем лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. На все остальные сделки требуется письменное согласие попечителя (п. 1 ст. 26 ГК РФ ). В некоторых случаях суд или органы опеки и попечительства по ходатайству попечителя могут ограничить или лишить несовершеннолетнего, находящегося под попечительством, права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами в соответствии с п. 4 ст. 26 ГК, например, если подросток неразумно тратит получаемые им средства, использует их на приобретение спиртных напитков, наркотиков, на азартную игру и т.п. Ограничение дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками, наркотическими средствами или играющего в азартные игры, несколько иначе сказывается на объеме его прав и обязанностей. Поскольку здесь главная задача - предотвратить трату получаемых средств на алкоголь, наркотики и игры, п. 1 ст. 30 ГК разрешает ограниченно дееспособному лицу совершение мелких бытовых сделок. На все остальные сделки, связанные с получением заработка, пенсии и иных доходов, требуется в соответствии с п. 1 ст. 30 ГК согласие его попечителя. Однако это обстоятельство не освобождает такого гражданина от самостоятельной имущественной ответственности по совершенным сделкам и за причиненный им вред. Попечительство состоит в том, что специально назначаемое лицо - попечитель помогает частично дееспособному лицу или ограниченному в дееспособности лицу осуществлять права, которые ему принадлежат, а также он дает согласие или отказ на совершение той или иной сделки и других юридических действий. Таким образом, в отличие от опекуна, попечитель частично, а не полностью заменяет ограниченного в дееспособности или частично дееспособного гражданина. Ст.34 ГК РФ устанавливается правовой статус органов опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ, а также органами местного самоуправления в случае, если законом субъекта РФ они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральным законом. Органами опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в большинстве случаев являются органы исполнительной власти в сфере образования, а для граждан, в отношении которых опека или попечительство установлены в силу медицинских характеристик, - органы здравоохранения и социальной защиты. Органы опеки и попечительства в своей работе руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексам РФ, Семейным кодексам РФ, другими Федеральным Законом, а также иными нормативно - правовыми актами принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ в пределах их компетенции. Компетенция органов опеки и попечительства должна детально определяться и в соответствие с этим, можно выделить основные направления права и обязанности органов опеки и попечительства: - обязанность назначать опекунов и попечителей (п.1 ст.35 ГК РФ); - право и обязанность осуществлять надзор за деятельностью опекунов и попечителей (п.3 ст.34 ГК РФ); - обязанность исполнять функции опекуна (попечителя) в отношении тех лиц, над которыми опека или попечительство не установлены своевременно (п.1 ст. 35ГК РФ), а также нести имущественную ответственность в предусмотренных законом случаях за действия этих лиц (ст. 1073, 1074 ГК РФ); - право и обязанность давать разрешение на совершение опекуном (дачу согласия попечителем) сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п.2 ст.37 ГК РФ); - право рекомендовать опекуну (попечителю) ребенка способы воспитания (п.1 ст.150 СК РФ); - право давать согласие на контакты с ребенком родителей, ограниченных в родительских правах (статья 75 СК РФ); - обязанность выплачивать опекуну (попечителю) денежные средства на содержание ребенка (п.5 ст.150 СК РФ); - право обязать опекуна (попечителя) ребенка не препятствовать общению ребенка с отдельно проживающим родителем и другими родственниками (п.1 ст.55, п.1 ст.56 СК РФ); - право и обязанность производить объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипацию) в соответствии со ст. 27 ГК РФ; Кроме того, некоторые обязанности органов опеки и попечительства определяются Налоговым кодексом Российской Федерации. В соответствии с п. 5 ст. 85 НК РФ органы опеки и попечительства обязаны сообщать об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц - собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником имущества, в приемную семью, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения. Установление данного правила связано с тем, что по налоговому законодательству плательщиком налога является то лицо, которое является собственника имущества. Так, согласно п. 2 ст. 51 НК РФ «Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица». Таким образом, налоговым органом в целях взыскания платежей необходима информация о том, кто представляет и защищает интересы того или иного физического лица - налогоплательщика. Такую информацию обязаны предоставлять органы опеки и попечительства. Аналогичная обязанность возложена на орган опеки и попечительства и в случае, если в соответствии со ст. 38 ГК РФ имущество подопечного передано в доверительное управление. Взыскание сумм налогов будет производиться при этом в первую очередь за счет этого имущества. Обязанность назначать опекунов или попечителей, а также контролировать выполнение ими своих функций - основная обязанность органов опеки и попечительства в данной сфере. Для того, чтобы установить опеку или попечительство органы опеки и попечительства должны располагать информацией о необходимости их участия и оказания помощи недееспособному лицу или лицу ограниченному в дееспособности. Источниками получения данной информации могут послужить поступившие заявления социальной службы, правозащитных органов, органов полиции, ЗАГСа, жилищных органов, суда, прокуратуры, соседей проживающих с этим лицом, родственников, а также от посторонних людей. Данные заявления сразу же проверяются органами опеки и попечительства по месту жительства лица нуждающегося в их помощи и в дальнейшем данные органы принимают соответствующие меры защиты. Степень обязательности информации о попавших в бедственное положение недееспособных, ограниченно дееспособных граждан зависит от характера деятельности организаций, получивших соответствующую информацию, наличия или отсутствия родственных связей гражданина с лицом, нуждающимся в помощи со стороны государства. Для большинства организаций, так или иначе охраняющих права граждан, поставить в известность о случившемся органы опеки и попечительства - обязательная часть их работы, их профессиональный долг. Особое место принадлежит суду, который решает вопрос о признании гражданина полностью недееспособным или ограниченного в дееспособности.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
2000 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 35 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg