Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Кредитование малого бизнеса и его совершенствование в целях обеспечения экономической безопасности региона

rock_legenda 2375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.03.2022
100 стр., 13 рис., 8 табл., 46 ист. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, АНАЛИЗ, ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ, КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ, SWOT АНАЛИЗ, КРЕДИТОВАНИЕ, МАЛЫЙ БИЗНЕС, РЕГИОН Предмет исследования: Самарский регион. Объект исследования: малый бизнес. Цель исследования: Разработка рекомендаций по совершенствованию системы поддержки малого бизнеса в Самарской области в целях обеспечения экономической безопасности региона. Методы проведения работы: анализ данных, оценка данных, расчеты экономических показателей, сравнение показателей. В первой главе представлены теоретические основы исследования особенностей и проблем кредитования малого бизнеса в регионе. Во второй главе рассмотрены особенности механизма финансовой поддержки малого бизнеса в целях обеспечения экономической безопасности Самарской области. В третьей главе проведен Анализ тенденций развития регионального малого бизнеса, выявлены и проанализированы основные угрозы экономической безопасности Самарской области. В четвертой главе описаны основные проблемы финансовой поддержки малого бизнеса в Самарской области и разработаны рекомендации по совершенствованию системы поддержки малого бизнеса в Самарской области в целях обеспечения экономической безопасности региона. Рекомендации работы: предложить внедрение разработанного комплекса мероприятий для обеспечения достаточного уровня безопасности региона.
Введение

В современных условиях стабильное и устойчивое развитие национальной экономики, и как следствие - экономическая безопасность, определяются, прежде всего, состоянием развития хозяйственной системы. Экономическая безопасность предполагает поддержание национальной экономики на той стадии развития, которая бы обеспечивала возможности дальнейшего экономического роста, способность противодействовать влиянию внешних и внутренних угроз. В сложившихся кризисных условиях необходимо создание тщательно продуманной и научно обоснованной на длительную перспективу стратегии обеспечения экономической безопасности России. Следует отметить, что устойчивое и стабильное развитие малого предпринимательства является важнейшим условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, возникших в условиях мирового экономического кризиса: вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения; переориентации кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, стимулирующей развитие реального сектора производства; перехода к инновационному типу экономического развития. Малое предпринимательство по накопленному в нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать одним из важнейших стратегических факторов развития экономической безопасности и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан. С учетом важности роли, которую малое предпринимательство играет в обеспечении экономической безопасности и решении социально-экономических задач, стоящих перед страной, в настоящее время поддержка развития данного сектора экономики должна рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики. Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию кредитования малого бизнеса для обеспечения экономической безопасности региона. Реализация этой цели предусматривает постановку и решения ряда взаимосвязанных задач: – рассмотрения места и роли малого предпринимательства в обеспечении экономической безопасности региона; – исследования механизма финансовой поддержки малого бизнеса в целях обеспечения экономической безопасности самарской области; – анализа тенденций развития регионального малого бизнеса; – совершенствования механизма финансовой подд?ержки малого бизнеса в целях обесп?ечения экономической безопа?сности региона.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ 9 1.1 Экономическая сущность малого бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования 9 1.2 Современное состояние системы кредитования малого бизнеса в регионе (в т.ч. проблемы кредитования малого бизнеса, кредитные риски) 17 1.3 Экономическая безопасность региона: факторы ее обеспечения 20 1.4 Методика оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, кредитный мониторинг 26 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 30 2.1 Социально-экономическая характеристика Самарской области 30 2.2 Анализ механизма финансовой поддержки малого бизнеса в Самарской области 37 2.3 Роль судебно-экономической экспертизы в кредитовании малого бизнеса 46 ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МАЛОГО БИЗНЕСА 55 3.1 Оценка состояние развития регионального малого бизнеса за период с 01.01.2018 г. по 01.01.2021 г. 55 3.2 Оценка кредитования регионального малого бизнеса за период с 2015г. по 2020г. 63 3.3 Влияние финансовой поддержки малого бизнеса в Самарской области на обеспечения экономической безопасности региона 72 ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА 78 4.1 Основные проблемы финансовой поддержки малого бизнеса в Самарской области 78 4.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы поддержки малого бизнеса в Самарской области в целях обеспечения экономической безопасности региона 80 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 9
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Гражданский кодекс Российской Федерации: [(часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)]. 2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: [федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017)]. 3. О безопасности: [федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015)]. 4. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: [федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 03.07.2016)]. 5. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения): [указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608]. 6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: [указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014)]. 7. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: [указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208]. 8. Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов): [распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р (ред. от 13.05.2016)]. 9. О предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов»: [постановление Правительства РФ от 11 ноября 2014 г. № 1186]. 10. О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку: [постановление Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 (ред. от 25.05.2016)]. 11. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: [постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265]. 12. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»): [распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 08.12.2016)]. Научные и учебные издания 13. Кизим А.А. Экономическая безопасность малого бизнеса в условиях кластеризации / А.А. Кизим П.А. Солахов К.А. Лукьянцева // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. – 2016. 14. Короткова А.В. Экономическая безопасность малого бизнеса / А.В. Короткова // Инновационное развитие экономики. – 2016. 15. Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: учебное пособие / В.В. Криворотов А.В. Калина Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана 2015. 16. Кудреватых Н.В. Экономическая безопасность региона: учебное пособие / Н.В. Кудреватых. – СПб.: ИЦ «Интермедия», 2016. 17. Гукова А.В. Индикаторы финансовой безопасности предприятия / А.В. Гукова И.Д. Аникина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2007. – № 2. – С. 49-52. 18. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 24.01.2018). 19. Агаларова Е.Г. Малый бизнес как фактор устойчивого развития сельских территорий / Е.Г. Агаларова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2012. – № 77. – С. 959-968. 20. Авдийский В.И. Методологии определения пороговых значений основных (приоритетных) факторов рисков и угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов / В.И. Авдийский В.К. Сенчагов // Экономика. Налоги. Право. – 2014. – № 4. – С. 73-78. 21. Авдийский В.И. Экономическая безопасность как системообразущий фактор в условиях неопределенности / В.И. Авдийский В.М. Безденежных // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: материалы III Международной научно-практической конференции / Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 2015. – С. 8-19. 22. Авдийский В.И. Экономическая безопасность современной России: риск-ориентированный подход к ее обеспечению / В.И. Авдийский В.М. Безденежных // Экономика. Налоги. Право. – 2016. – № 3. – С. 6-13. 23. Азарская М.А. Экономическая безопасность предприятия: учетно-аналитическое обеспечение: монография / М.А. Азарская В.Л. Поздеев. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. – 216 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=476167 (дата обращения: 24.01.2018). 24. Айбятова Р.Р. Малый бизнес – основа экономической безопасности в период финансовой нестабильности / Р.Р. Айбятова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2011. – Т. 6, № 2 (20). – С. 11-13. 25. Антонова М.А. Оценка результатов текущей финансовой деятельности предприятия в условиях рисков / М.А. Антонова // Труд и социальные отношения. – 2015. – № 4. – С. 159. 26. Антипов И.И. Гарантийный механизм снижения рисков при кредитовании малого и среднего бизнеса / И.И. Антипов // Управление в кредитной организации. – 2014. – № 1. – С. 67-75. 27. Аликаева М.В. Малое предпринимательство в устойчивом развитии экономики России / М.В. Аликаева М.Б. Ксанаева. – Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, 2004. – 87 с. 28. Артемьев Н.В. Организационно-экономические проблемы декриминализации малого бизнеса России: монография / Н.В. Артемьев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. – 247 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446889 (дата обращения: 28.10.2017). 29. Балдин К.В. Математические методы и модели в экономике: учебник / К.В. Балдин В.Н. Башлыков А.В. Рокосуев; под ред. К.В. Балдина. – М.: Флинта, 2012. – 328 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103331 (дата обращения: 12.03.2017). 30. Безденежных В.М. Стандарт обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта / В.М. Безденежных // Экономика. Налоги. Право. – 2014. – № 4. – С. 79-84. 31. Безденежных В.М. Риск-ориентированный подход к обеспечению экономической безопасности в социальной сфере: возможность применения / В.М. Безденежных // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 11-1 (76-1). – С. 46-54. 32. Безденежных В.М. Особенности риск-ориентированного подхода при управлении малым и средним бизнесом / В.М. Безденежных, К.А. Протасов // Интерактивная наука. – 2016. – № 5. – С. 69-73. 33. Бобошко В.И. Роль государственного регулирования экономической безопасности малого и среднего бизнеса на современном этапе развития экономики / В.И. Бобошко, Н.М. Бобошко // Вестник Костромского государственного университета. – 2014. – Т. 20, № 2. – С. 76-80. 34. Бокарева В.Б. Функции малого бизнеса в развитии среднего класса в России / В.Б. Бокарева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2011. – № 5 (17). – С. 116-128. 35. Боровиков В.П. Популярное введение в современный анализ данных в системе STATISTICA. Методология и технология современного анализа данных: учебное пособие для вузов / В.П. Боровиков. – М.: Горячая линия - Телеком, 2013. – 288 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253091 (28.01.2018). 36. Бросалин В.И. Развитие малого бизнеса как условие повышения уровня экономической безопасности / В.И. Бросалин // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы международной научно-практической конференции / отв. ред. И.А. Сушкова. – Саратов, 2016. – С. 43-50. 39. Вагина Н.Д. Финансовая безопасность предприятия: практические аспекты / Н.Д. Вагина // Экономика и социум. – 2016. – № 12 (31). – С. 1-19. 40. Васильчук О.И. Процедуры аудита деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, направленные на обеспечение экономической безопасности / О.И. Васильчук // Инновационное развитие экономики. – 2011. – № 3. – С. 17-26. 41. Вершинина А.П. Роль малого предпринимательства в обеспечении экономической безопасности государства / А.П. Вершинина // Науковедение: интернет-журнал. – 2015. – Т. 7, № 5 (30). – С. 19. 42. Волкова-Рарог Ю.А. Малое предпринимательство: правовой аспект: дисс. ... канд. юрид. наук / Ю.А. Волкова-Рарог. – М., 2004. – 224 с. 43. Воробьев С.Н. Управление рисками: учебное пособие / С.Н. Воробьев, К.В. Балдин. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 512 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117545 (дата обращения: 21.09.2017). 44. Воронина М.В. Финансовый менеджмент: учебник / М.В. Воронина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 399 с. – (Учебные издания для бакалавров) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452905 (дата обращения: 10.01.2017). 46. Груздев А.В. Построение регрессионных моделей для оценки величины средств под риском (EAD) / А.В. Груздев // Управление финансовыми рисками. – 2014. – № 1. – С. 10-19.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ 1.1 Экономическая сущность малого бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования Экономическая теория под малым предпринимательством – в противовес крупному – понимает такую форму предпринимательства, которая отличается соединением в одном лице собственника и управляющего. В малом предпринимательстве владелец бизнеса, как правило, не только вкладывает собственные средства, не только контролирует направления их использования, но и лично осуществляет руководство всеми основными процессами: маркетингом, привлечением средств и инвестированием, осуществление сделок и взаиморасчетов, наймом и увольнением работников и т.д. Малый бизнес характеризуется сосредоточением всех рисков в руках одного предпринимателя. Развитие малого предпринимательства обуславливается следующими обстоятельствами: 1) особенностями современного этапа развития научно-технического прогресса, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования малого бизнеса. 2) дифференциации потребительского спроса в условиях роста доходов населения и роста сферы обслуживания. Преимущества малого бизнеса заключается в гибкости, высокой адаптивной способности к изменениям рыночной конъюнктуры, оперативнее отражает изменения потребительского спроса, существенно облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала. Для малого бизнеса характерны высокий уровень конкуренции ввиду многочисленности предложения. Роль малого бизнеса в экономике значительна. Он связывает экономику в единое целое, образует своего рода фундамент. Малый бизнес ввиду характерной ему оперативности в исследовании свободных направлений предпринимательства, после перехода к рыночной экономике, выполнял роль индикатора отраслей и направлений бизнеса, в которых существовал низкий уровень предложения и высокий – спроса. Крупный бизнес, ввиду своей «неповоротливости», реагирует на динамику изменения рынка, и, впоследствии, вытесняет малый бизнес [1]. Развитие малого предпринимательства – критерий того, насколько конкурентным является становящееся в стране рыночное хозяйство. Чем более развита конкуренция, тем более справедливыми являются цены, тем меньше у государства возможностей диктовать рынку свои условия, тем выше степень хозяйственной свободы каждого экономического агента. В России малое предпринимательство рассматривается как надежная налогооблагаемая база для бюджетов всех уровней и как источник создания рабочих мест. Кроме того, малые предприятия создают конкуренцию на рынке товаров и услуг, что в целом благоприятно влияет на экономическую и социальную обстановку в стране. Предприятия малого бизнеса привлекают физических лиц на условиях вторичной занятости: совместительство, договора подряда, другие договора гражданско-правового характера. С целью развития сферы малого бизнеса принимаются нормативные акты, проводится работа различных структур, содействующих малому предпринимательству в России. Во всех регионах России созданы региональные фонды поддержки малого предпринимательства, осуществляющие финансово-кредитную поддержку субъектов малого бизнеса. Разрабатываются региональные программы поддержки малого предпринимательства. Данные программы предусматривают [2]: 1) оказание помощи предпринимателям, начинающим самостоятельную экономическую деятельность в приспособлении к условиям рынка; 2) содействие созданию новых рабочих мест; 3) вовлечение в предпринимательство социально незащищенных слоев населения; 4) обеспечение консультационной и информационной поддержкой предпринимателя; 5) содействие предпринимателям малого бизнеса в повышении их конкурентоспособности. Региональные центры поддержки малого бизнеса оказывают консалтинговые, юридические, информационные, аудиторские, полиграфические, рекламно-издательские услуги, услуги целевого финансирования и т.д. Рассмотрим структуру малого бизнеса в России. Первая категория субъектов малого предпринимательства – это узко специализирующиеся предприятия, работающие в сфере интенсивных передовых технологий, освоившие российский рынок и делающие успешные шаги на международном рынке. Ко второй категории предприятий малого бизнеса можно отнести организации, работающие в сфере продаж, работ и услуг для конечного потребителя (гражданина). В качестве примера можно привести сферу бытовых услуг, предприятия розничной торговли и др. Их финансовое состояниезависит от целого ряда факторов: уровня конкуренции, изменчивости спроса покупателей[3]. Третья категория – это так называемые самозанятые. В законодательстве о самозанятыхуказано, что человек вправе претендовать на статус, если реализует собственные товары, работы и услуги. Поэтому самозанятый может торговать своим творчеством, но не вправе перепродавать приобретенную в оптовых магазинах продукцию. Рассмотрим причины, ограничивающие развитие малых и средних предприятий. Таблица 1. Распределение малых предприятий по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность (без микропредприятий) [4] Фактор Количество предприятий, в % от общего числа СМП 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Недостаточный спрос на продукцию 0,2 1 4 6 9 15 35 30 31 34 Недостаток собственных финансовых средств 37 45 43 38 41 48 49 57 56 54 Высокий процент коммерческого кредита 29 27 31 32 26 29 37 32 29 25 Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов 61 59 59 62 39 28 15 20 21 19 Инвестиционные риски 26 19 24 25 18 14 16 9 10 8 Неудовлетворительное состояние технической базы 3 2 4 6 7 10 12 7 8 8 Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал 6 4 5 7 3 5 9 7 8 7 Неопределенность экономической ситуации в стране 54 49 42 38 34 41 67 36 34 29 Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы 71 69 72 67 61 40 22 8 8 9 Анализ факторов, ограничивающих деятельность малых и средних предприятий, показывает необходимость в развитии системы кредитования малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим статистику по средней численности работников малых предприятий (включая микропредприятия) по видам экономической деятельности (по ОКВЭД2) по Российской Федерации за 2018-2020 гг, представленную в таблице 2 [4]. Таблица 2. Средняя численность работников малых предприятий (включая микропредприятия) по видам экономической деятельности (по ОКВЭД2) по Российской Федерации (по данным выборочных обследований) Наименование 2018 2019 2020 Всего по обследуемым видам экономической деятельности 11 986 265 11 819 790 11 340 533 Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 487 088 465 679 441 018 Добыча полезных ископаемых 64 492 66 558 70 421 Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 125 635 128 456 115 794 Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 143 848 135 595 119 999 Строительство 1 455 550 1 426 542 1 439 579 Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 3 368 914 3 248 814 3 035 446 Транспортировка и хранение 686 263 692 275 702 637 Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 472 045 468 099 438 197 Деятельность в области информации и связи 385 800 406 160 393 955 Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 971 940 986 763 932 115 Деятельность профессиональная, научная и техническая 795 947 745 070 716 007 Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 666 897 658 657 623 663 Образование 25 805 20 463 23 187 Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 326 348 338 289 333 754 Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 70 627 63 264 60 717 Анализ данных в таблице 2 показывает, что среди малых и микропредприятий наиболее популярна отрасль торговли, а также деятельность в области строительства и недвижимости. Касательно динамики за период 2018-2020 гг., то очевидна регрессия в практически всех отраслях малого предпринимательства. Рассмотрим динамику оборота малых и микропредприятий по видам экономической деятельности по России, представленную в таблице 3 [4]. Таблица 3. Оборот малых предприятий (включая микропредприятия) по видам экономической деятельности (по ОКВЭД2) по Российской Федерации (по данным выборочных обследований) (руб) Наименование 2018 2019 2020 Всего по обследуемым видам экономической деятельности 48 459 178 116 53 314 226 877 52 963 904 466 Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 853 018 691 970 090 416 983 761 016 Добыча полезных ископаемых 204 014 324 247 043 482 267 530 808 Обрабатывающие производства 4 194 565 340 4 758 003 360 5 086 043 970 Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 235 044 141 275 884 563 258 893 922 Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 300 502 303 352 068 161 365 789 702 Строительство 5 573 254 500 5 630 773 654 5 246 323 604 Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 28 172 861 412 31 434 049 553 30 375 100 951 Транспортировка и хранение 1 851 104 347 2 103 915 704 2 440 959 696 Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 752 917 981 829 994 098 922 608 923 Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 2 190 874 149 2 221 338 092 2 368 598 069 Деятельность профессиональная, научная и техническая 1 753 346 102 1 731 925 649 1 817 892 522 Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 850 683 974 954 141 701 1 015 846 149 Образование 28 556 458 27 960 303 33 943 295 Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 342 784 582 398 501 614 476 369 851 Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 116 746 876 153 505 661 137 157 483 Статистика оборота малых предприятий (включая микропредприятия) демонстрирует высокую концентрацию оборота малого бизнеса в сфере оптовой и розничной торговли. Примерно на одном уровне оборот у малого бизнеса в сферах строительства и обрабатывающего производства. Касательно динамики показателей в течение рассматриваемого периода 2018-2020 гг. можно утверждать об умеренном росте оборота малого предпринимательства. Рассмотрим данные по отгруженным товарам собственного производства, а также выполненным работам и оказанным услугам собственными силами малыми предприятиями (включая микропредприятия) по стране за 2018-2020 гг., представленные в таблице 4 [4]. Таблица 4. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами малыми предприятиями (включая микропредприятия) по видам экономической деятельности (по ОКВЭД2) по Российской Федерации (по данным выборочных обследований) Наименование 2018 2019 2020 Всего по обследуемым видам экономической деятельности 20 134 891 335 21 292 779 953 21 996 292 770 Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 796 240 412 904 113 444 920 182 363 Добыча полезных ископаемых 185 590 424 214 663 777 249 198 582 Обрабатывающие производства 3 667 085 436 4 191 765 755 4 522 063 961 Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 190 703 445 224 061 157 214 354 641 Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 245 865 203 285 785 454 298 051 235 Строительство 4 993 980 033 4 986 934 634 4 602 905 692 Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 1 945 607 056 1 871 271 489 1 705 373 577 Транспортировка и хранение 1 637 300 823 1 835 002 162 2 128 784 808 Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 678 382 609 780 210 757 859 347 012 Деятельность в области информации и связи 712 024 725 800 979 403 848 970 464 Продолжение таблицы 4 Наименование 2018 2019 2020 Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 2 044 875 382 2 078 881 711 2 240 201 770 Деятельность профессиональная, научная и техническая 1 584 017 433 1 469 828 911 1 671 283 438 Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 774 234 284 875 341 952 920 388 164 Образование 27 239 650 27 337 536 33 601 644 Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 331 824 542 386 720 954 466 508 862 Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 111 740 372 139 531 739 127 414 611 По результатам анализа данных, представленных в таблице 4 можно сделать следующие выводы. Положительная динамика за исследуемый период наблюдается у малых предприятий таких отраслей, как обрабатывающее производство, транспортировка и хранение, деятельность в области недвижимости, административная деятельность, здравоохранение и др. В области торговли наоборот очевидно снижение отгруженных собственных товаров. По результатам анализа, представленного в данном параграфе можно заключить следующее. Необходимость кредитования малого и среднего предпринимательства в России обуславливается его нестабильностью макроэкономической ситуации в регионе / стране, низким уровнем финансовой обеспеченностью собственными средствами, а также низким уровнем подготовки предпринимателей в условиях современной экономики. В то же время, необходимо признать, что малый и средний бизнес, является двигателем экономики, уровень развития малого и среднего предпринимательства характеризует в том числе, уровень жизни населения, уровень финансовой грамотности. В моделях экономики многих европейских стран, малому и среднему бизнесу отделяется главная роль в формировании и развитии национальной экономики, а следовательно, важность устойчивого развития данного направления в России трудно переоценить. 1.2 Современное состояние системы кредитования малого бизнеса в регионе (в т.ч. проблемы кредитования малого бизнеса, кредитные риски) Предпринимательство малого и среднего бизнеса в России на данный момент является одним из важнейших направлений экономики в целом. Основные показатели, которые стремятся к постоянному росту, способствуют снижению безработицы, развитию конкуренции, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в государственный бюджет, а также помогают повысить уровень жизни населения. В настоящее время государство старается оказывать поддержку субъектам малого и среднего бизнеса путем внедрения различных программ, понимая ценность для страны. Это объясняется, прежде всего, мобильностью предприятий подобного типа, их возможностью быстро реагировать на возникающие в экономике изменения. Кроме того, малые и средние предприятия являются одними из основных источников налогового дохода для государства. Не лишена внимания также роль предприятий малого и среднего типа в социальном аспекте: они предоставляют рабочие места и влияют на уровень благосостояния населения. Однако зачастую поддержки государства оказывается мало, в результате чего, предприятие оказывается вынуждено обращаться в коммерческий банк за кредитом. Современное состояние малого и среднего бизнеса характеризуется следующими тенденциями: оптимальное сочетание производственных факторов и наиболее эффективное использование экономических ресурсов; обеспечение формирования общественного продукта и содействие распределению национального дохода; эффективное и полное удовлетворение платежеспособного спроса населения на товары и услуги. Большая часть экономически активного населения вовлечена в деятельность малого и среднего бизнеса, а производство составляет более половины ВВП. Преимущества малого и среднего бизнеса включают высокую текучесть оборотных средств, легкую адаптацию к изменениям на рынке и быстрое распределение вложенных средств [5]. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 поспособствовала развитию системы кредитования малого и среднего предпринимательства. Федеральные меры направлены на поддержку малого, среднего и микробизнеса со штатом до 250 человек и выручкой до 2 млрд руб. в год. Кроме того, предприятия должны быть включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса в рамках национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» стартовала в феврале 2019 года и рассчитана до 2024 года. 99 банков, участвующих в программе, выдают предпринимателям кредиты по сниженной ставке до 8,5% годовых, а государство компенсирует кредитным организациям недополученную прибыль. Основными задачами программы являются упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, развитие инструментов фондового рынка для использования субъектами МСП в целях получения доступа к дополнительным источникам финансирования, повышение доступности инструментов лизинга для субъектов МСП [6]. Кредитование в рамках данной программы осуществляется с процентной ставкой до 8,5%. В случае, если у предприятия отсутствует имущество для залога, применяется государственная программа кредитования под госгарантию. Для реализации данной программы была создана Национальная гарантийная система (НГС), в которую входят МСП Банк, региональные гарантийные организации (РГО). По кредитам под гарантию банки предлагают пониженную процентную ставку. За гарантию придётся заплатить, но это небольшая сумма (0,5–3%). Также государство активно поддерживает фермерство и кооперативы. Это следующие меры: — Грант на поддержку начинающего фермера; — Грант «Агростартап»; — Грант для семейных животноводческих ферм; — Субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам; — Грант для развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива; — Бесплатная консультация. В программе могут участвовать предприятия, соответствующие следующему критерию: регистрация как глава КФХ в сельской местности не больше 24 месяцев с момента регистрации. Максимальный размер гранта составляет 3 млн рублей. В рамках поддержки малого и среднего бизнеса государство с 1 апреля снизило размер страховых взносов. Теперь страховой взнос снижается до 15 %, когда годовое вознаграждение сотрудника превышает 145 560 , а не 1 292 000 , как раньше [6]. Также государством сформирован перечень отраслей, наиболее пострадавших от пандемии новой коронавирусной инфекции. Это производство изделий народных художественных промыслов, вендинговые автоматы, авиа- и автоперевозчики, обслуживание воздушного и космического транспорта, СМИ и издательства, организаторы праздников, фитнес-клубы и спортивные центры, турфирмы, гостиницы, общепит и др. Для предприятий, работающих в данных отраслях действуют такие меры поддержки, как отсрочка и рассрочка уплаты налогов, списание страховых и налоговых взносов, кредит на развитие компании и др. 1.3 Экономическая безопасность региона: факторы ее обеспечения Экономическая безопасность региона является важной составной частью национальной экономической безопасности. Под экономической безопасностью понимается совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 105 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 73 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 47 страниц
900 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg