Глава 1. Теоретические основы международного регулирования охраны авторских прав
1.1. Сущность международно-правовой охраны авторских прав
За последние несколько лет потребность в защите авторских прав вышла на новый уровень и теперь требует большей законодательной регламентации и защиты, в том числе и на международном уровне.
Такая необходимость во многом объясняется тем, что при сотрудничестве стран в области охраны авторских прав возникают различные препятствия и коллизии, обязанность по разрешению которых ложится непосредственно на законодателя. Также необходимо отметить, что увеличение темпов роста глобализации, научно-технического прогресса и взаимодействия между государствами также являются факторами, способствующими появлению вопросов о регулировании и защите авторских прав на международном уровне, и их дальнейшему разрешению.
В настоящий момент основными вопросами интеллектуальной собственности в международном праве занимаются 2 международные организации: Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС) и Всемирная Торговая организация (ВТО), которая разрешает торговые вопросы, касающиеся интеллектуальной собственности.
Так Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности была создана в 1967 г. в целях образования единого центра по организации международного сотрудничества в области охраны прав на интеллектуальною собственность во всех ее разновидностях. На настоящий момент ВОИС обладает статусом специализированного учреждения ООН, членами которого являются более 90% стран мира, в том числе и Российская Федерация.
Необходимо отметить, что международное частное право рассматривает авторское право, как субъективное право авторов на собственные произведения. При осуществлении охраны указанных прав применяются существующие нормы и основополагающие принципы международного частного права, международные источники, защищающие авторские права, а также внутреннее законодательство страны автора.
Одна из основных трудностей, возникающая при международном сотрудничестве, проявляется в области обмена и законном использовании объектов интеллектуальной собственности на территории другого государства. Подобная преграда возникает по той причине, что права на объекты интеллектуальных прав обладают территориальным характером. Так по общему правилу изначально интеллектуальные права признаются и охраняются только на территории той страны, где они первоначально возникли, а именно там, где они были впервые опубликованы, зарегистрированы, где был выдан патент на изобретение и т. д. Именно ВОИС обеспечивает не только защиту интеллектуальных прав, но также оказывает содействие при заключении договоров в данной сфере.
Таким образом, в качестве основной задачи, которая стоит перед международным частным правом в области регулирования и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, можно назвать признание интеллектуальных прав, возникших на территории одной стороны, на территории другого государства.
В качестве же основной задачи заключаемых международных соглашений в области интеллектуальных прав можно выделить охрану и защиту на территории государств-участников такого соглашения.
Можно сделать вывод, что сущность охраны авторских прав в международном частном праве заключается в комплексном подходе к их защите ввиду растущего уровня сотрудничества между государствами и научно-технического прогресса во всем мире. Международные организации совместно со странами-участницами формируют основные требования к охране указанных прав, формулируют важнейшие понятия и закрепляют основные механизмы защиты, что значительно способствует законодательной регламентации при регулировании вопросов, связанных с правами в области интеллектуальной собственности, а также защите таких прав, в случае их нарушения.
1.2. Понятие, объекты и субъекты авторского права
Авторское право имеет двойственную природу, так как его можно рассматривать, как совокупность личных неимущественных и имущественных (исключительных) прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Современное российское законодательство (в частности ст. 1255 Гражданского кодекса РФ) определяет авторские права как «интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства» . В свою очередь, интеллектуальные права, в соответствии со ст. 1226 «включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие)» .
Таким образом, компоненты авторского права включают в себя:
1. Исключительное право, носящее имущественный характер, в том числе право продажи объекта авторских прав, его импорт, дальнейшее распространение и т.д.
2. Личные неимущественные права, в том числе право авторства, право на имя; право на неприкосновенность произведения и др.
3. Иные права, которые на основании различных критериев не могут быть однозначно отнесены к исключительным или личным неимущественным правам (право следования, право доступа и некоторые другие права).
Таким образом, с одной стороны, это моральные, неотчуждаемые права, а с другой исключительные права, предоставляющие автору или иному правообладателю монополию на использование созданного им объекта.
В юриспруденции под авторским правом понимается та совокупность правовых нор?м, являющихся частью гражданского права, которые регулируют общественные отношения, возникающие в с?вязи с созданием и ис?пользование?м произведе?ний литератур?ы и искусст?ва, науки.
Для того, чтобы определить перечень объектов, которые охраняются авторским правом, нам необходимо обратиться к статье 1259 ГК РФ. В соответствии с частью 1 указанной статьи к объектам авторского права относятся:
• литературные произведения;
• драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
• хореографические произведения и пантомимы;
• музыкальные произведения с текстом или без текста;
• аудиовизуальные произведения;
• произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
• произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
• произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
• фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
• географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
• программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения
• производные произведения (переводы, инсценировки, аранжировки и др.)
• составные произведения (энциклопедии, сборники и др.)
• другие произведения .
Субъектами авторских прав являются авторы, правообладатели и издатели (в ограниченных случаях). К субъектам авторского права также относятся и наследники автора или иного законного правообладателя.
В соответствии с Гражданским кодексом (ст. 1257) автором признается «гражданин, творческим трудом которого создано данное произведение» . Подтверждением авторства является указание в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения (если не доказано иное). Данная норма так же закреплена в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г. (статья 15), к которой присоединилась и Россия. Аналогично, согласно Всемирной (Женевской) конвенции (п. 4 статьи 3), в каждом договаривающемся государстве должны быть установлены без каких-либо формальностей правовые средства, обеспечивающие охрану не выпущенных в свет произведений граждан других договаривающихся государств. Следовательно, возникновение авторства не может быть связано с какими-либо формальностями. В это же время законодательством не освещается вопрос определения авторства при его оспаривании. Отсутствие необходимости в формальной фиксации авторства нередко порождает вопрос установления авторства для неопубликованных объектов и возможность его доказывания, который волнует авторов и вызывает споры ученых.
С проблемой фиксации авторства зачастую сталкиваются авторы неопубликованных объектов, которые по своей природе не могут быть выражены в объемно-пространственной форме, присущей экземплярам произведения. В частности, это касается объектов, имеющих электронную форму.
Таким образом, можно сделать вывод, что авторское право в международном частном праве представляет собой совокупность правовых норм, являющихся частью гражданского права, которые регулируют общественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы и искусства, науки. В свою очередь под объектами авторских прав необходимо понимать те произведения науки, литературы и искусства, которые созданы творческим трудом автора или авторов и выражены в объективной форме. Субъектом авторских прав следует признать то лицо, трудом которого создано такое произведение, либо лицо, обладающее правами на данное произведение – издатели, правообладатели, их наследники.
1.3. Принципы международной охраны авторских прав
Международно-правовой институт охраны авторских прав строится на некотором ряде принципов, которые являются руководящими началами и выступают в качестве первоосновы для его охраны.
Целесообразным стоит отнести к таким принципам:
1. Принцип гражданства автора
2. Территориальный принцип
3. Принцип национального режима охраны
4. Принцип предоставления охраны вне зависимости от соблюдения формальностей
5. Принцип осуществления охраны в пользу автора и его преемников
6. Принцип минимального объема охраны авторских прав
Ю. Г. Матвеев принцип гражданства автора называл «национальным принципом, раскрывая суть этого принципа, он отмечал, что произведение автора, гражданина государства - участника Бернской конвенции, охраняется во всех странах Бернского союза независимо от места его первой публикации »
В соответствии с частью 1 статьи 3 Бернской Конвенции охрана, предусмотренная данной Конвенцией, применяется:
а) к авторам, которые являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений как выпущенных в свет, так и не выпущенных в свет;
b) к авторам, которые не являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений, выпущенных в свет впервые в одной из стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза .
Данный принцип прямо означает, что охрана произведений авторов, предусмотренная Бернской Конвенцией, распространяется на тех лиц, которые либо являются гражданами стран Союза для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения, либо их произведения были впервые опубликованы в одной из стран Союза.
Территориальный принцип применяется только для произведений авторов,
которые не являются гражданами стран-участниц международных Конвенций. Территориальный характер прав интеллектуальной собственности определяет национальность самого произведения, вне зависимости от национальности автора. Говоря о данном принципе, основополагающим является место создания произведения. В соответствии с данным принципом иностранцы в сфере авторского права пользуются национальным режимом. Если произведение автора, который является иностранцем, было опубликовано на территории другого государства, то за таким автором признаются все авторские права, которые определяются национальным законодательством данного государства.
Суть принципа национального режима охраны (его также называют принципом ассимиляции), установленным ст. 2 Всемирной конвенции, заключается в том, что произведения граждан любого государства — участника Конвенции пользуются на территории другого государства — участника той охраной, которую они предоставляют произведениям своих авторов, на собственной территории. При этом невыпущенные произведения иностранных авторов также пользуются охраной по аналогичному принципу.
Одним из главных, по нашему мнению, является принцип предоставления охраны правам авторов вне зависимости от соблюдения формальностей. В соответствии с данным принципом права на результаты интеллектуальной деятельности возникают у автора только в силу создания данного произведения в объективной форме. Так, как указано в части 4 статьи 1259 ГК РФ: «для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей» .
Однако, из данного принципа также есть и исключения. В некоторых странах для того, чтобы произведение было признано охраняемым, необходима его обязательная регистрация, удостоверение нотариуса, или же соблюдение иных специальных процедур. По этой причине Всемирная конвенция об авторском праве, подписанная в Женеве 6 сентября 1952 года, устанавливает правило, которое позволяет считать формальности соблюденными, даже если по внутреннему законодательству государства — участника соблюдение формальностей является обязательным, при условии, что на всех экземплярах будет установлен знаком охраны авторского права — © .
Принцип осуществления охраны в пользу автора и его преемников предусматривает то, что, если возможны различные толкования положений конвенции, должен выбираться наиболее благоприятный вариант для автора и его правопреемников. Выделяя данный принцип, П. Д. Барановский подчеркивал: «если в отношении положений международных конвенции, актов, договоров, возможны различные толкования, необходимо чтобы был выбран вариант, учитывающий интересы авторов и его правопреемников» .
Что касается принципа минимального объема охраны авторских прав, то он означает, что международные конвенции призваны закрепить минимальные критерии охраны, доступной авторам и правообладателям во всех странах-участницах, и, кроме того, обеспечить равный режим с национальными лицами в соответствии с законами указанных государств.
Таким образом, можно сделать вывод, что принципы охраны авторских прав создают основу для дальнейшего формирования национального законодательства различных государств в сфере защиты авторских прав и служат базисом при совершенствовании и систематизации международных соглашения, договоров и конвенций в данной сфере.