ГЛАВА I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОННОСТИ
1.1 Понятие и основные принципы законности
В современных условиях законность выступает одним их важнейших правовых принципов, ведь благодаря неукоснительному соблюдению норм права, обеспечивается гарантированная защита прав и свобод человека и гражданина, четкая и слаженная работа государственного аппарата и стабильное развитие всего государства в целом.
Впервые термин «законность» сложился в 19 веке, когда государство и общество перешли на новую ступень политико – правовой организации. Изначально законность понималась как «идеологическое средство выражения политических интересов», однако, постепенно, по мере смены форм правления и политических режимов, развития демократии, появления гражданского общества и правового государства, понятие законности стало приобретать более сложный и многозначный характер. Именно поэтому современная наука не может дать точного определения законности и сформировалось множество подходов к определению данного понятия.
Так, Н. Н. Вопленко понимает под законностью «основанное на нормативности и государственной обязательности права требование строгого и неуклонного соблюдения, исполнения, использования и применения права» , подчеркивая, в первую очередь правовой аспект данного явления, Н. В. Витрук рассматривает ее как «идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве» . Некоторые исследователи, видят в законности в большей степени социальный феномен: «законность представляет собой такое состояние жизни общества, при котором в этом обществе действует качественное, непротиворечивое законодательство, законы уважаются, точно и неуклонно исполняются всеми членами этого общества, а за нарушение требований законодательства с неотвратимостью следуют меры государственного принуждения». А. Ф. Черданцев полагает, что «законность – это принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдения норм права, законов субъектами, к которым они адресованы»
Из всех этих подходов можно обобщить, что законность — одно из сложных социально-правовых явлений, заключающееся в требовании четкого соблюдения юридических норм, всех кому они адресованы. В этом смысл правового регулирования — изданная норма должна соблюдаться, в противном случае правовое регулирование девальвируется. Законопослушность общества — одно из условий его стабильного развития – принцип деятельности государственного аппарата, аппаратов муниципальных органов власти и всей политической системы современного общества. Это начало закреплено в Конституции РФ (ч.2 ст.15): «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» .
Государство, его органы, а также муниципальные аппараты власти реализуют собственные полномочия с помощью придания своим велениям общеобязательного характера в виде законодательных, а также иных нормативных правовых актов. Императивные веления государственных и муниципальных органов имеют значение и эффект только если они реализуются, что возможно только при осуществлении начала законности. Состояние законности, ее степень, в каждой стране в первую очередь, обусловливается тем, в какой степени государственный аппарат государства и муниципальные службы соблюдают действующее законодательство.
Законность тесно связана с демократией. Демократия — управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Подлинная демократия предполагает контроль представительных (законодательных) органов исполнительными государственными органами власти, наличие развитой судебной системы. Очень важны и формы общественного контроля над органами государственной и муниципальной властью, например, со стороны Общественной палаты РФ. Законность не может существовать без демократии, а демократия без законности. Таким образом, осуществление принципа законности, а также уважительное отношение к нему гарантирует законопослушное общество, является условием его стабильности и необходимым фактором развития его демократических институтов.
Законность можно рассматривать как в качестве самостоятельного принципа, так и в качестве совокупности принципов. Рассмотрим данную классификацию подробнее. Отмечу, что содержание самих принципов права, в частности и принцип законности, формируется и развивается в особых социальных условиях. В целом сама законность как таковая может выступать в качестве самостоятельного универсального принципа.
Историко-теоретический и структурно-логический анализ законности строится на более абстрактных принципах (гуманизм, демократизм, равенство и т.п). Этот анализ позволил выделить основные принципы законности:
- верховенство закона;
- единства законности;
- всеобщности исполнения законов;
- верховенства прав и свобод личности;
- недопустимости противоречия между законностью и целесообразностью
- взаимосвязи законности и демократизма.
Рассмотрим выделенные принципы законности подробнее .
1. Верховенство закона есть центральное ядро в укреплении законности в государстве, данный принцип означает, что закон, как нормативно-правовой акт, признается основным источником права и регулятором общественных отношений в системе социально-нормативного регулирования; а также, что законы обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам, в основном по отношению к подзаконным актам.
Cодержание верховенства закона складывается из следующих элементов: «1) нормативное закрепление всех свойственных закону признаков, включая разрешение с помощью законов ключевых вопросов государственной и общественной жизни; 2) установление приоритета законов во всей сумме правовых актов, которыми руководствуются государственные органы и публичные организации»
2. Принцип единства законности обусловливается общим осознанием законности на всей территории государства, данный принцип определен необходимостью унифицированного объяснения и применения на всей территории страны и всеми субъектами права требований законов. Принцип единства законности предполагает также требованием соответствия принятых нормативных актов Конституции государства и действующему законодательству, а также обязательное соблюдение стадий правотворческого процесса.
В основном в содержание принципа единства законности исследователями вкладывается: единая направленность правотворчества и правореализации в территориальном и субъектном плане; единообразное применение права; сохранение общегосударственного начала в праве; принятие по аналогичным делам одинаковых решений; ее распространение на все формы правовой деятельности государства (на правотворчество, правореализацию, правоохрану и т.п.).
3. Принцип всеобщности исполнения законов следует анализировать в рамках принципа единства законности. Главное содержание этого принципа заключается в том, что нормы права должны исполняться всеми субъектами права, они относятся ко всем и каждому. Ф.Ф. Третьяков по этому поводу пишет, что «… требование составляет основную сущность законности, оно вытекает из самой природы норм права, которых, в отличие от других социальных норм, выражают властное веление государства, требующего неукоснительного его исполнения всеми под страхом государственного принуждения» защита законных интересов человека и гражданина относится ко всем без исключения государственным органам и их должностным лицам, гражданам и их общественным объединениям, независимо от политико-правового, социально-экономического положения и духовно-религиозных взглядов. Абсолютно ни у кого нет «привилегии» нарушать или «обходить» закон.
4. Принцип верховенства прав и свобод личности. Законность направлена в первую очередь на обеспечение верховенства прав и свобод гражданина, важность прав и свобод человека определяется тем, что они тесно связаны с обеспечением физической и духовной свободы человека, с его участием в политико-правовой жизни государства, с удовлетворением его материальных и духовных потребностей. Для государства значение этих прав состоит в том, что их соблюдение способствует более активному участию населения в развитии государства и общества, улучшению условий жизни, демократизации общества и государства. В свою очередь, режим законности реализуется и укрепляется именно через соблюдение и защиту прав и свобод гражданина.
5. Принцип недопустимости противоречия между законностью и целесообразностью. Актуально на эту тему звучат слова Е.А. Лукашевой: «Общественные отношения динамичны, подвижны, поэтому законодатель должен своевременно реагировать на происходящие изменения, стремиться отразить в правовых актах потребности общественного развития. Отставание от назревших потребностей общественного развития делает правовой акт нецелесообразным, противоречащим интересам государства, общества и задачам законности. Отсюда следует, что проблема законности и целесообразности не может быть сведена лишь к проблеме целесообразного осуществления правового акта. Эта проблема должна в первую очередь рассматриваться применительно к правотворчеству, поскольку в этой области нужно, прежде всего, своевременно ликвидировать разрыв между законностью и целесообразностью, который может возникнуть в результате изменения и развития общественных отношений»"!
6. Принцип взаимосвязи законности и демократизма. Взаимозависимость законности и демократии проявляется в том, что любое отступление от принципов демократии, ограничение ее в какой бы то ни было форме может создать условия для нарушения законности. Действительно, построение демократического и правового государства невозможно без строгого и неуклонного исполнения законов и основанных на законах подзаконных нормативных и правоприменительных актов всеми без исключения органами государства, должностными лицами и гражданами.
1.2 Гарантии законности
Защита законности и правопорядка — насущная задача социального управления. Для ее эффективного решения, результативного влияния на их состояние необходимы полное понимание механизмов реализации норм права, тех факторов, которые воздействуют на поведение людей, определяя правомерность или противоправность средств, при помощи которых возможно регулировать это поведение, добиваясь его соответствия закону.
Анализ юридической литературы показывает, что российские ученые большое внимание уделяют вопросу о гарантиях законности, который, тем не менее, остается дискуссионным: имеет место различное понимание гарантий законности, предлагаются авторские классификации их видов.
Коллектив авторов (Гойман-Калинский И. В., Иванец Г. И., Червонюк В. И.) полагает, что гарантии законности — это меры общего и специального юридического характера, с помощью которых в общественную жизнь внедряется, а в случае нарушения восстанавливается законность. Ученые различают как общие (экономические, политические, социальные и духовные), так и специальные гарантии. Последние — это система юридических средств (правовые акты, юридическая ответственность, контрольно-надзорная деятельность и др.), при помощи которых обеспечивается строгое и неуклонное соблюдение законности во всех сферах общественной жизни. Сторонники представленной трактовки гарантий законности полагают, что прочный режим законности в стране невозможен без создания необходимых и действенных механизмов обеспечения законности в сфере правотворчества. К числу таких механизмов (способов обеспечения законности) ученые относят:
— признание закона, иного нормативного правового акта неконституционным;
— приостановление действия нормативного акта (например, актов исполнительных органов власти Президентом РФ);
— принесение протеста на принятый нормативный акт;
— отмена, признание акта утратившим силу;
— применение норм ратифицированного в установленном порядке международного договора в случае противоречия ему закона или иного нормативного акта;
— обращение граждан с исками в суд .
В числе этих мер важнейшим представляется установление прочного режима конституционной законности. Субъективным фактором (условием) упрочения режима законности является формирование у должностных лиц государства развитого чувства законности, т. е. сформировавшееся в структуре личности внутреннее побуждение при любых ситуациях поступать в соответствии с законом.
По мнению ученых, законность как правовой режим характеризуется наличием эффективного механизма защиты законов. По их утверждению, законность имеет место не только в том государстве, где не нарушаются законы, но и в том государстве, где такие правонарушения пресекаются с помощью правовых средств. Примечательно, что, по их мнению, в ряду гарантий законности «…основное, базовое значение имеют гарантии не внешние (формальные), а внутренние (духовные), поскольку они являются тем фундаментом, на котором выстраивается здание законности, а по большому счету, и всего права».
В. С. Афанасьев отмечает, что теорией гарантий законности не учитываются следующие обстоятельства: 1) в рамках этой теории не рассматриваются негативные воздействия, без знания которых невозможна эффективная деятельность по укреплению законности. На практике такая работа всегда начинается именно с выявления имеющих место нарушений и их причин; 2) реально гарантии действуют как совокупность каких-либо явлений, процессов, включающих как положительное, так и отрицательное воздействие (так, прокурорский надзор реализуется в деятельности многочисленных прокуроров, в которой также имеет место немало недостатков и нарушений). Ученый резюмирует, что задача обеспечения законности требует знания и учета всего многообразия факторов, воздействующих на поведение людей — как положительных, так и отрицательных, как правовых, так и материальных, политических, организационных, психологических и т. д. Проблема укрепления законности является, таким образом, не только правовой, она имеет комплексный характер. Для осуществления действенных мер по укреплению законности важно знать механизм воздействия всех факторов применительно к различным социальным уровням, к различным видам и направлениям деятельности всех субъектов общественных отношений .
ГЛАВА II СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА, ЕГО СВЯЗЬ С ЗАКОННОСТЬЮ
2.1 Понятие правопорядка, его соотношение с законами и законностью
Правопорядок – это такой порядок в волевых отношениях, который регулируется правовыми нормами, устанавливается посредством обеспечения точного исполнения законов и проявляется в том, что, во-первых, общие правовые запреты не нарушаются, во-вторых, правовой статус граждан и организаций придерживается и их дееспособность может осуществляться без помех; в-третьих, участники правоотношений неуклонно выполняют возложенные на них юридические обязательства .
Правопорядок отражает правовую структуру общества, в которую входят субъекты права, их правовое положение, принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности, компетенция, установленная органом власти, управления и учреждения, негосударственные организации по соответствующим правовым статусом .
Выполнение гражданами своих юридических обязательств позволяет им предотвращать нарушения прав и свобод других граждан, избегать уголовных правонарушений и тем самым поддерживать общественный порядок. Правопорядок является результатом выполнения правовых норм. Это означает фактическое предоставление и обеспечение соблюдения субъективных прав, выполнение юридических обязательств всеми гражданами, государственными должностными лицами, корпорациями и организациями.
Правопорядок определяется как система общественных отношений, сформированная на основе закона и законности, которая отражает качественное состояние общественных отношений, как реальное состояние общественного порядка, или же как общественные отношения, выражающие реальную и практическую реализацию требований законности.
Необходимо отличать реальный правопорядок и правовой порядок как идеал – конечный результат, на достижение которого направлена деятельность государства и гражданского общества на определенном этапе своего развития. Показателем состояния правопорядка является соблюдение и выполнение правовых норм, правильное их применение. Чем меньше осуществляется в обществе правонарушений, тем крепче правопорядок. Правопорядок состоит из реализации не только принципа законности, но и всех других принципов правового государства и гражданского общества.
Правопорядок обладает следующими признаками:
– правопорядок закладывается в правовых нормах в процессе
правотворчества;
– опирается на верховенство права и авторитет закона в области
правовых отношений;
– устанавливается в результате реализации правовых норм, то есть
осуществление законности в правореализационной деятельности;
– создает благоприятные условия для использования субъективных
прав;
– приводит к своевременному и полному выполнению всеми
субъектами юридических обязанностей;
– требует юридической ответственности для каждого, кто совершил
правонарушение; устанавливает строгую дисциплину;
– предусматривает четкую и эффективную работу всех
государственных и частных юридических органов и служб, прежде
всего, правосудия;
– создает условия для организованности гражданского общества и
режим благоприятствования для индивидуальной свободы;
– обеспечивается всеми мерами государственного воздействия,
включая примус
Анализ правопорядка предопределяет необходимость его определения как системного образования, характеризуется наличием взаимодействующих элементов, которые имеют своеобразные свойства, что соотносятся между собой на основе статической и динамической упорядоченности
К элементам структуры правопорядка относят:
1. Правовую структуру общества, получившую правовое закрепление, элементами которой являются государство, государственные органы, учреждения и организации; неправительственные объединения, социальные группы, являющиеся субъектами права. Их характеристиками являются - четкое определение компетенций, полномочий, функциональных целей и сфер возможного взаимодействия. Участники правопорядка определены конституцией, должны быть официально оформлены и иметь особый правовой статус и правовое положение. Правовая структура определяет фактическую структуру общества, которое обеспечивается организационно-правовыми средствами.
2. Правовые отношения и связи. Они характеризуются последовательностью создания, развития, изменения, прекращения и находят отражение в нормах процессуального законодательства. Отношения и связи включают: реализацию прав и обязанностей, свободу и ответственность личности, юридическую силу действий субъектов и их гарантии; Законность и справедливость отношений и взаимоотношений. Правоотношения представляют собой систему взаимосвязей, характеризующуюся подчиненностью, организацией и иерархическим порядком.
3. Атрибутивные элементы правопорядка оказываются в составлении элементов структуры. Они обычно устанавливаются в указах, положениях, протоколах и определяют правила участников и их взаимоотношения; связи и свойства; способы воздействия на поведение субъектов; процедуры появления и развития элементов. Акты, регулирующие процессы и развитие, имеют юридическую форму, высокую степень формальности, нормативный характер, иерархическую подчиненность, юридическую силу и основаны на требованиях законности.
Правовой порядок нельзя должным рассмотреть без выяснения сущности категории «законность». Последняя, в первую очередь, понимается как обязанность неуклонно соблюдать законы, правовые предписания. Законность определяется как совокупность взаимосвязанных требований общества к государству, права и права к государству и других участников общественных отношений; отражение и выражение этих требований в общественном сознании и в законодательстве; реализация данных требований в социальной практике – в деятельности участников общественных отношений (В.В. Клочков)
Как отмечает Д. Керимов, законодательство, законность и правопорядок важны разновидностями управления общественной жизнью. Благодаря законодательству осуществляется нормативная регламентация и упорядоченность соответствующих общественных отношений, законность требует соблюдения этих нормативов, а правопорядок создает необходимые условия для нормального управления общественным развитием. Однако, стоит отметить, что основой, которая позволяет осуществлять эффективное управление общественными отношениями, является не государственное принуждение, а соответствующее правовое сознание и культура членов этого общества. «Ни одно общество не может поддерживать стабильность перед лицом различных потребностей и напряжений до тех пор, пока интересы его граждан не связаны солидарностью, а также внутренней лояльностью и обязанностями» .
В настоящее время существует необходимость не только в практической реализации принципов правового государства, но и в практическом существовании гражданского общества. Законность и правопорядок в современном обществе играют всеобъемлющую роль в создании и существовании гражданского общества и правового государства. Если характерные черты законности и правопорядка демонстрируются и реализуются на соответствующем уровне как властями, так и гражданами и организациями, то достигается оптимальный уровень функционирования правовой системы. Установлено, что законность - это строгое соблюдение всех правовых актов всеми субъектами права, правопорядок - это организация общественной жизни, основанная на законе и законности, а право - это важнейшее ядро государства, которое определяется как совокупность всех норм и правил, действующих в государстве как регуляторе общественной жизни. Взаимосвязь рассматриваемых понятий очевидна: она способствует развитию институтов гражданского общества и конституционализма.